Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 1. Теоретические аспекты речевого этикета старших дошкольников

Поиск

Пекарская Дарья Сергеевна

 

ВОСПИТАНИЕ РЕЧЕВОГО ЭТИКЕТА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Курсовая работа

Специальность 1-010101 Дошкольное образование

 

 

Студента 3 курса

 дневной формы обучения

 Научный руководитель:

 Стецкая Алеся Николаевна,

Магистр педагогических наук,

Старший преподаватель кафедры

педагогики и психологии детства

Допущена к защите ___________

 

 

Гродно, 2020

ОГЛАВ ЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………...…3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЕЧЕВОГО ЭТИКЕТА СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ………………………………………………6

1.1. Понятие «речевой этикет»……………………………………………6

1.2. Психолого-педагогические основы формирования речевого этикета у детей старшего дошкольного возраста………………………………………...9

1.3. Формы, методы и приёмы развития речевого этикета у детей старшего дошкольного возраста………………………………………………..15

ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ РЕЧЕВОГО ЭТИКЕТА СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ……………………………….21

2.1 Методика и организация экспериментального исследования. Анализ полученных результатов………………………………………………………21

2.2 Организация работы по воспитанию речевого этикета у старших дошкольников…………………………………………………………………....26

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………….32

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ………………….34

ПРИЛОЖЕНИЯ ………………………………………………………….36

 

ВВЕДЕНИЕ

Потребность в общении является одной из ведущих в жизни ребенка. Общение для детей является средством организации совместной деятельности, формирования и развития межличностных отношений, способом познания других людей и мира в целом. Для детей старшего дошкольного возраста общение, в силу активности познавательных процессов, стремления к совместным действиям, является основным видом деятельности.

Основы культуры речевого общения, закладываемые в дошкольном детстве, используются впоследствии в течение всей жизни. Многие психологи и педагоги (Н.О. Арапова, Л.И. Божович, И.И. Гончарова, С.А. Лебедева, А.К. Макарова, Е.Б. Пискулова, A.M. Шахнарович) отмечают, что именно в старшем дошкольном возрасте дети особенно ощущают дискомфорт, связанный с проблемами, возникающими в общении с ровесниками и взрослыми [2]. В этот период жизни детей особую значимость приобретают проблемы развития их коммуникативных умений (знание законов общения, умение устанавливать и поддерживать важный для общающихся положительный контакт), их ситуативной ориентации и соответствующего выбора языковых средств [8].

Важное значение в этом процессе принадлежит обучению речевому этикету. Владение речевым этикетом обеспечивает комфорт в общении, поскольку способствует установлению доброжелательных взаимоотношений. В целостном педагогическом процессе дошкольной образовательной организации важное место занимает педагог, он должен понимать сущность и значимость своей профессии, проявлять чувство ответственности за формирование культуры речи у детей.

Задачу речевого образования ученые того времени видели в том, чтобы сформировать у ребенка умение сообщать другим свои мысли и чувства, т.е. умение общаться.

На современном этапе речевого образования и воспитание детей данная проблема также занимает большое место в теории и практике дошкольного обучения. В работе таких ученых, как Н.Е. Богуславская, В.В. Гербова, В.И. Капинос, Н.С. Карпинская, Т.А. Ладыженская, О.С.Ушакова, В.И. Яшина, рассматриваются пути формирования культуры речевого общения [18].

Исследователи отмечают, что проблема воспитания культуры речевого общения относится к числу важнейших задач современного дошкольного и школьного образования [9, с. 43].

Вместе с тем, при достаточно подробной разработанности проблемы воспитания речевого этикета у детей дошкольного возраста остается много нерешенных вопросов.

Цель исследования: теоретически и экспериментально обосновать систему работы по воспитанию речевого этикета у детей старшего дошкольного возраста.

Объект исследования: речевой этикет детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования: особенности формирования речевого этикета у старших дошкольников.

Задачи:

1. Конкретизировать сущность понятия «речевой этикет»;

2. Изучить психолого-педагогические основы формирования речевого этикета у детей старшего дошкольного возраста;

3. Изучить формы, методы и приёмы развития речевого этикета у детей старшего дошкольного возраста;

4. Выявить уровень сформированности речевого этикета у детей старшего дошкольного возраста;

5. Разработать систему работы по воспитанию речевого этикета у старших дошкольников.

Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, наблюдение, беседа, количественный и качественный анализ результатов исследования.

Опытно – экспериментальная база исследования: Дошкольный центр развития ребёнка №11 г. Гродно, воспитанники старшей группы в количестве 15 человек (10 мальчиков и 5 девочек).

Понятие «речевой этикет»

В глубокой древности человечество выработало определенные социальные нормы поведения, дающие возможность человеческому обществу существовать, функционировать и развиваться. Четко определялся круг возможных действий и поступков лиц, принадлежащих к тем или иным общественным слоям, имеющих различное социальное положение. Принадлежность к господствующей общественной группе, родовитость, материальное положение определяли право человека действовать и говорить так, как он считал нужным, не беспокоясь о том, насколько его слова и поступки приятны окружающим и как будут ими восприняты.

С усложнением общественной организации усложнялась и поведенческая система. В XIV-XVI вв. в европейских странах стал складываться новый порядок поведения, в котором важную роль играли умение и стремление нравиться, "настраивать" людей на себя, привлекать к себе интерес общества. Так появился этикет, без которого нельзя было обойтись в придворных кругах, высших общественных слоях, как говорили, в высшем свете [16, с. 23].

Этикет является органической частью поведенческой культуры. Современное понимание слова этикет означает установленный в обществе порядок поведения, включающий в себя совокупность поведенческих правил, регулирующих внешние проявления человеческих взаимоотношений: в обхождении с окружающими, обращениях и приветствиях, поведении в общественных местах, манерах и внешнем облике человека  [20, с. 69].

Речевой этикет –это совокупность всех этикетных речевых средств и правила их использования в тех или иных ситуациях. В различных сферах человеческой деятельности этикетные средства используются различно.

В жизни общества этикет играет важную роль: он является регулятором поведения, дает сведения о том, как принято себя вести в той или иной ситуации. Более того, по манерам поведения человека можно определить, к какому социальному слою он принадлежит, и даже идентифицировать другого человека, т. е. найти (или не найти) его сходство с собой.

Этикет создает условия, благоприятные для общения и сосуществования людей, различных по национальному, социальному, половому положению, психологическим и возрастным особенностям, взглядам, образовательному уровню. Благодаря ему мы знаем, как принято вести себя среди людей конкретной социальной группы, поступать в соответствии с возникшей ситуацией, строить свои отношения с близкими, друзьями, коллегами по работе, общаться с малознакомыми и незнакомыми людьми.

Тем самым этикет влияет на этическое и эстетическое развитие общества, способствует формированию эстетики чувств. Нравственные нормы лежат в основе этикетного поведения, а эстетика поведения - его необходимое условие.

По форме этикет подразделяется на речевой и неречевой. Речевой является вербальным (словесным) выражением уважительного отношения к людям и проявляется в речи, манере обращения, умении вести беседу, высказывать критическое замечание, участвовать в споре, говорить комплименты. Неречевая форма этикета включает в себя поступки и действия, с помощью которых проявляется уважительное отношение к окружающим. Все действия или поступки, так или иначе, характеризуют людей как хорошо воспитанных, владеющих поведенческой культурой или, наоборот, недостаточно подготовленных к жизни в обществе  [17, с. 21].

Н.И. Формановская отмечает, что речевой этикет - это широкая зона единиц языка и речи, которая словесно выражает этикет поведения, дает нам в руки те языковые богатства, которые накопились в каждом обществе для выражения неконфликтного, нормального отношения к людям, а это значит отношения доброжелательного [20, с. 69].

В силу тысячекратного повторения в типичных ситуациях речевой этикет воплотился в стереотипах, в устойчивых выражениях, формулах общения, которые не строятся заново каждый раз, когда надо их употреблять, а используются готовые, отложившиеся в языковом сознании  [6].

Таким образом, речевой этикет - это зона устойчивых, стереотипных коммуникативных единиц языка, хотя каждый конкретный выбор, в каждом конкретном речевом акте, дело творческое.

Речевой этикет - это система правил речевого поведения и устойчивых формул вежливого общения. Знание правил речевого этикета, их соблюдение позволяет человеку чувствовать себя уверенно и непринужденно, не испытывать неловкости и затруднений в общении [12, с. 43].

И.Н. Курочкина отмечает, что владеть речевым этикетом – значит [17]:

1) знать основные правила речевого этикета, например: правила приветствия, знакомства, высказывания критического замечания, комплимента, ведения спора, дискуссии, собрания, выступления с докладом или сообщением и др.;

2) осознавать, что для развития доброжелательно-уважительных деловых и личностных отношений с людьми необходимо соблюдение речевого этикета, т. е. порядка построения предложения, высказывания, речи, а также подбора слов, подходящих в конкретной ситуации;

3) обладать умениями и навыками по выполнению правил речевого этикета, например, уметь определить нужные громкость и тембр голоса, соблюдать речевые паузы, интонационное разнообразие, создавать сочетание формулы речевого этикета с мимикой, жестами и позами;

4)соблюдать правила речевого этикета, при этом умея выбрать то из правил, которое подходит к конкретной жизненной ситуации.

Сформированностъ речевого этикета как части речевой этической культуры проявляется в умении устанавливать положительный контакт, вести бесконфликтное общение, разрешать споры самостоятельно на основе взаимной договоренности, в изменении содержательной стороны общения (обсуждение прочитанных книг, проявление сочувствия, внимания к собеседнику, похвала) [2].

Таким образом, основы культуры общения предполагают соблюдение этических норм поведения, в том числе и речевого этикета. В широком смысле «этикет»  − это все правила, регулирующие поведение говорящего и слушающего (мимику, жесты, позу, содержание речи, ее тон, выбор выражений). В узком смысле - это собственно речевые правила, которые определяют использование так называемых этических формул, т.е. слов и выражений, закрепленных за типовыми ситуациями общения: отношение и обращение, приветствие, прощание, извинение и благодарность, просьба и совет и т.д.  [1, с. 132].

Правильное использование этикетных формул в речи помогает установлению контакта между собеседниками, поддержанию общения в тональности вежливости, доброжелательности, взаимного понимания. Чем раньше начнется этическое воспитание ребенка, тем больше возможностей будет для прочного овладения разносторонними коммуникативными умениями.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проблема развития культуры речевого этикета актуальна и значима в настоящее время, так как уровень её сформированности определяет полноту познания окружающего мира, становление сознания и контактов с людьми, успешность обучения в школе и развитие личности в целом.

В условиях разного уровня развития обществом на современном этапе уделяется недостаточное внимания к речевому этикету в семье, поэтому ведущая роль в обозначенном направлении отводится дошкольному образовательному учреждению.

В теоретической части исследования было раскрыто понятие «речевой этикет», психолого-педагогические основы формирования речевого этикета у детей старшего дошкольного возраста и формы, методы, приёмы развития его у детей старшего дошкольного возраста.

Проанализировав теоретические источники по проблеме формирования речевого этикета у детей дошкольного возраста, мы выявили, что речевой этикет рассматривается современными авторами, как совокупность принятых обществом правил речевого поведения в соответствующих сферах и ситуациях общения.

Формирование речевого этикета у детей рассматривается как процесс овладения ребенком нормами речевого общения. В данном процессе важно не только сформировать представление о сущности речевого этикета, но и привить  ребенку основные нормы культуры речевого общения. В основу речевого этикета входят речевые этикетные формулы, основными из которых для детей старшего дошкольного возраста являются формулы «Приветствия», «Прощания», «Просьбы», «Благодарности», «Извинения».

Выявив особенности формирования речевого этикета у детей старшего дошкольного возраста, убедились в том, что воспитатель должен учитывать, что, знание и понимание речевого этикетного правила еще не обеспечивают его выполнение ребенком; что каждый ребенок индивидуален и усваивает правила речевого этикета в силу своих особенностей; что воспитание речевого этикетного поведения, необходимо в условиях организации различных форм деятельности, которые подкреплены средствами обучения и воспитания.

Изучение уровня сформированности речевого этикета у детей старшего дошкольного возраста проводилось нами с помощью метода наблюдения. Нами были получены результаты: 13% детей имеют высокий уровень, 26% средний уровень и 60% низкий уровень речевого этикета у детей старшего дошкольного возраста.

Нами были разработаны средства формирования речевого этикета у детей старшего дошкольного возраста: художественная литература, которая направлена на формирование образцов этикетной лексики; организация дидактических игр направлена на применение правил по употреблению формул речевого этикета; проведение бесед направленно на эмоциональное переживание детьми усвоенных правил по употреблению формул речевого этикета.

Важность развития и обучения речевому этикету вызывает затруднения и при спонтанном развитии не достигает уровня развития, который достигается благодаря работе воспитателя. Несформированность речевого этикета отрицательно сказывается на социализации ребёнка, ограничивает их коммуникативные потребности и познавательные возможности. Поэтому специальные поиски методических путей и средств формирования речевого этикета имеют важное значение для всего процесса обучения и воспитания.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.Арушанова, А. Г. Речь и речевое общение детей: пособие для воспитателей детского сада / А. Г. Арушанова. – Москва: Мозаика-Синтез, 2009. – 272 с.

2.Безгина, О. Ю. Речевой этикет старших дошкольников: методическое пособие / О. Ю. Безгина. – Москва, 2004. – 238 с.

3.Белашова, Л. А. Педагогические условия формирования речевого этикета у детей старшего дошкольного возраста / Л. А. Белашова. – Москва, 2004. – 142 с.

4.Белобрыкина, О. А. Речь и общение: популярное пособие для родителей и педагогов / О. А. Белобрыкина. – Ярославль, 2012. – 243 с.

5.Богуславская, Н. Е. Веселый этикет. – Екатеринбург: АРД ЛТД, 1997. – 164 с.

6.Бычкова, С. С. Формирование умения общения со сверстниками у старших дошкольников. – М., 2003. – 322 с.

7.Введенская, Л. А. Русский язык и культура речи: учебное пособие / Л.А. Введенская. – Ростов на Дону: Феникс, 2004. – 89 с.

8.Воспитание детей в игре: Пособие для воспитателей дет. сада / Сост. А. К. Бондаренко, А. И. Матусик. –2-е изд., перераб. и доп. – Москва: Просвещение, 1983. – 124 с.

9.Генинг, М. Г. Воспитание у дошкольников правильной речи / М. Г. Генинг, Н. А. Герман. – Чебоксары, Чувашское изд-во, 2007. – 129 с.

10.Гольдин, В. Е. Речь и этикет / В. Е. Гольдин. – Москва: Просвещение, 2003. – 134 с.

11.Даренская, Л. С. Воспитание культуры общения / Л. С. Даренская // Ребенок в детском саду. – 2002. – №1. – 43 с.

12.Дмитриевских, Л.С. Обучение дошкольников речевому общению: занятия и игры для детей с ОНР / Л. С. Дмитриевских. – Москва: ТЦ Сфера, 2011. – 98 с.

13.Ильяшенко, М. В. Воспитание культуры речевого общения в дошкольном детстве: учебно-методическое пособие / М. В. Ильяшенко, О.С. Ушакова. – Елец, 2003. – 76 с.

14.Каган, М. С. К вопросу о понимании культуры: учеб. пособие / М. С. Каган. – М.: Спутник, 2013. – 145 с.

15.Куатаева, Г. Б. Формирование у детей старшего дошкольного возраста культуры общения / Г. Б. Куатаева // Проблемы и перспективы современной науки. – 2015. – №7. – 132 с.

16.Курочкина, И. Н. Этикет для детей и взрослых. – М., 2001. – 217 с.

17.Курочкина, И. Н. Современный этикет и воспитание культуры поведения у дошкольников. – М., 2003. – 123 с.

18. Лисина, М. И. Общение со взрослыми и психологическая подготовка детей к школе / М. И. Лисина, Г. И. Капчелия. – М.: Педагогика, 2002. – 127 с.

19.Тихеева, Е. И. Развитие речи детей: Пособие для воспитателей детских садов / Е. И. Тихеева. – М.: Просвещение, 2012. – 280 с.

20.Урунтаева Г. А. Практикум по детской психологии / Под ред. Г. А. Урунтаевой, – М., 1995. – 146 с.

21.Ушакова, О. С. Развитие речи дошкольников / О. С. Ушакова. – М.: Изд-во Института Психологии, 2001. – 256 с.

22.Формановская, Н. И. Речевой этикет и культура общения/ Н. И.Формановская. – Москва.: Высш. шк., 2000. – 138 с.

23.Черенкова, Е. Ф. Уроки этикета и вежливости для детей. – М.: Издательство Дом, 2006. – 238 с.

 

 


ПРИЛОЖЕНИЕ А

Список детей

И.Ф.
1. Андрей Д.
2. Богдан И.
3. Владимир. М.
4. Виктория К.
5. Давид Б.
6. Екатерина М.
7. Кирилл П.
8. Михаил М.
9. Марина К.
10. Никита Г.
11. Нелли П.
12. Ольга А.
13. Олег Д.
14. Пётр М.
15. Роман Д.

ПРИЛОЖЕНИЕ Б

Критерии (формула речевого этикета)

Уровни

Высокий

Средний

Низкий

Кол – во человек Доля, % Кол – во человек Доля, % Кол – во человек Доля, %
Приветствие 2 13% 1 6% 11 73%
Прощание 1 6% 3 20% 11 73%
Просьба 3 20% 1 6% 14 74%
Благодарность 2 13% 1 6% 12 80%
Извинение 4 26% 2 13% 9 60%
Общий уровень 2 13% 4 26% 9 60%

 

ПРИЛОЖЕНИЕ В

Тема: «Добрые слова»

Задачи:

1) совершенствовать развитие у детей диалогической формы речи;

2) познакомить детей со словом «комплимент», расширять и обогащать словарь за счёт слов – комплиментов; активно использовать в речи «добрые» и «вежливые» слова;

3) ввести в речевой обиход вежливые формы общения. Воспитывать вежливое и внимательное отношение к окружающим.

Интергация образовательных областей: «Коммуникация», «Познание», «Художественное творчество».

Оборудование и материалы: магнитофон, «сердечки» на каждого ребёнка и большое «сердце» (сделанные из картона); кукла, картина: «Дети в песочнице».

Словарная работа: комплимент, дружба, доброта, вежливые слова.

Ход:

Негромко звучит музыка. Входят дети, свободно располагаются. В группе (зале) присутствуют гости.

Воспитатель. Здравствуйте дети.

Сегодня к нам пришли гости.

Гости дорогие, важные такие,

В группе здесь у нас сидят,

Строго так на всех глядят.

Вглядитесь в лица наших гостей. Они действительно строгие и серьёзные? Нет? А какие? Попробуйте подобрать слова для определения выражения их лиц. (Варианты ответов: спокойные, улыбающиеся, внимательные, добрые, светлые, открытые и т. д.)

И не строго, а с улыбкой,

Очень тёплой и простой,

Гости нас встречают с вами.

Чем ответим? Доб-ро.

Дети …. той!

Воспитатель. Давайте улыбнёмся гостям и поздороваемся приветливо и ласково!

Дети. Здравствуйте! Доброе утро! Мы вам рады!

Воспитатель. После таких тёплых искренних слов стало ещё больше радостных и светлых лиц. Вот что может сделать доброе вежливое слово! А знаете ли Вы ещё какие-нибудь вежливые слова. Тогда, давайте поиграем в

«Стихи - добавлялки». (Дети встают в круг)

• Растает даже ледяная глыба от слова тёплого… (спасибо)

• Когда ругают нас за шалости, мы говорим прости … (пожалуйста)

• Расцветёт и старый пень, когда услышит: (добрый день)

• Если больше есть не в силах маме скажем мы. (спасибо)

• Везде и в Англии и Дании на прощанье говорят … (до свиданье)

Воспитатель. Молодцы, много вежливых слов знаете и с заданием справились. Проходите, пожалуйста, садитесь поудобнее.

Воспитатель. Дети. Посмотрите у нас ещё одна гостья. (Показывает куклу Алину и обращается к ней).

Воспитатель. Алина, почему ты такая грустная.

Алина. Я так старалась, собираясь к Вам в гости. Надела красивое платье, причесала волосы, но никто не обратил на это внимание.

Воспитатель. Ребята, посмотрите какое у Алины плохое настроение. Давайте её развеселим. Как можно это сделать? (Сказать ей что-то приятное)

Воспитатель. Правильно! Приятные слова, которые говорят человеку, чтобы подчеркнуть его лучшие качества, называются комплименты. Давайте все вместе повторим – это новое слово.

Дети: Комплименты! (хором)

Воспитатель. Чтобы поднять Алине настроение придумаем для неё слова – комплименты, которые говорятся по доброму и от чистого сердца. Для этого, дети кто уже придумал, нужно взять сердечко и подарить его Алине вместе с комплиментом.

(Дети берут сердечко и дарят кукле Алине свои комплименты.)

Дети. Какая ты красивая. Ты у нас самая добрая, умная, симпатичная и т. д.

Воспитатель. Дети, посмотрите, как повеселела Алина.

Алина. Спасибо большое, мне очень приятно.

Воспитатель. Ребята, а что приятнее: говорить самому слова комплименты или слышать их от других? (Ответы детей.)

Воспитатель. Совершенно верно. Это приятно всем. А ещё приятно и хорошо держаться за руки и улыбаться друг другу.

Физминутка

Дети встают в пары, соединяют ладошки и медленно танцуют под музыку.

Воспитатель. Ребята, Алина приготовила для Вас картину. Посмотрите внимательно, расскажите что на ней изображено. (Дети обсуждают.)

Воспитатель. Скажите одним предложением, что делают ребята?

Воспитатель. Правильно, дети играют.

Воспитатель. Как играют, дети? Правильно. Дети играют дружно.

Воспитатель. Что ещё можно о них сказать? (Ответы детей).

Дети: Им хорошо, весело, спокойно, интересно и пр.

Воспитатель. Значит, можно сказать про них, что эти ребята дружные!

А как вы думаете это «хорошо» или «плохо»?

Дети: Это хорошо!

Воспитатель. Совершенно верно, «хорошо», потому что никто никого не обижает и не ссорится. Но, к сожалению даже между друзьями бывают ссоры.

Воспитатель. Скажите, что нужно сделать, чтобы ссора быстрее закончилась? Как нужно поступить и что надо сказать, если случайно обидел товарища? (Ответы детей). Хочу предложить вам «Мирилку».

Стоя в кругу, дети берутся за мизинцы и проговаривают хором предложенный воспитателем текст.

Мирилка

Ехали на лодке кушали селёдку

А селёдка не годится

Надо, надо помирится

Мир, мир – навсегда!

Ссора, ссора – никогда!

Воспитатель. Желаю Вам, никогда не сорится, а если это случится, тогда быстро помирится.

Воспитатель. Пойдёмте за мной. Я приготовила сюрприз.

(Дети с воспитателем подходят к доске, на которой висит картон красного цвета с нарисованными точками.)

Воспитатель. Это пока просто точки. Давайте, все вместе и дружно по очереди их соединим.

(Воспитатель маркером соединяет одну точку с другой и передаёт ребёнку, по очереди они соединяют точки; получается изображение большого сердца).

Воспитатель. Посмотрите, что у нас получилось.

Дети: Сердце! Это сердце счастливое, доброе, нежное, оно услышало много хороших слов. Я дарю вам его.

Воспитатель. Вот такая у нас получилась игра – история про добрые слова. Понравилась она вам? Что вам больше всего понравилось и запомнилось сегодня?

(Ответы детей).

Воспитатель. Совершенно верно, сегодня мы говорили о том, как нужно вежливо и культурно разговаривать, как дружить, а главное уметь вести себя

Сейчас же, друзья, на прощанье

Скажем мы всем….

Воспитатель и дети. До свидания!

Пекарская Дарья Сергеевна

 

ВОСПИТАНИЕ РЕЧЕВОГО ЭТИКЕТА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Курсовая работа

Специальность 1-010101 Дошкольное образование

 

 

Студента 3 курса

 дневной формы обучения

 Научный руководитель:

 Стецкая Алеся Николаевна,

Магистр педагогических наук,

Старший преподаватель кафедры

педагогики и психологии детства

Допущена к защите ___________

 

 

Гродно, 2020

ОГЛАВ ЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………...…3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЕЧЕВОГО ЭТИКЕТА СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ………………………………………………6

1.1. Понятие «речевой этикет»……………………………………………6

1.2. Психолого-педагогические основы формирования речевого этикета у детей старшего дошкольного возраста………………………………………...9

1.3. Формы, методы и приёмы развития речевого этикета у детей старшего дошкольного возраста………………………………………………..15

ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ РЕЧЕВОГО ЭТИКЕТА СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ……………………………….21

2.1 Методика и организация экспериментального исследования. Анализ полученных результатов………………………………………………………21

2.2 Организация работы по воспитанию речевого этикета у старших дошкольников…………………………………………………………………....26

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………….32

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ………………….34

ПРИЛОЖЕНИЯ ………………………………………………………….36

 

ВВЕДЕНИЕ

Потребность в общении является одной из ведущих в жизни ребенка. Общение для детей является средством организации совместной деятельности, формирования и развития межличностных отношений, способом познания других людей и мира в целом. Для детей старшего дошкольного возраста общение, в силу активности познавательных процессов, стремления к совместным действиям, является основным видом деятельности.

Основы культуры речевого общения, закладываемые в дошкольном детстве, используются впоследствии в течение всей жизни. Многие психологи и педагоги (Н.О. Арапова, Л.И. Божович, И.И. Гончарова, С.А. Лебедева, А.К. Макарова, Е.Б. Пискулова, A.M. Шахнарович) отмечают, что именно в старшем дошкольном возрасте дети особенно ощущают дискомфорт, связанный с проблемами, возникающими в общении с ровесниками и взрослыми [2]. В этот период жизни детей особую значимость приобретают проблемы развития их коммуникативных умений (знание законов общения, умение устанавливать и поддерживать важный для общающихся положительный контакт), их ситуативной ориентации и соответствующего выбора языковых средств [8].

Важное значение в этом процессе принадлежит обучению речевому этикету. Владение речевым этикетом обеспечивает комфорт в общении, поскольку способствует установлению доброжелательных взаимоотношений. В целостном педагогическом процессе дошкольной образовательной организации важное место занимает педагог, он должен понимать сущность и значимость своей профессии, проявлять чувство ответственности за формирование культуры речи у детей.

Задачу речевого образования ученые того времени видели в том, чтобы сформировать у ребенка умение сообщать другим свои мысли и чувства, т.е. умение общаться.

На современном этапе речевого образования и воспитание детей данная проблема также занимает большое место в теории и практике дошкольного обучения. В работе таких ученых, как Н.Е. Богуславская, В.В. Гербова, В.И. Капинос, Н.С. Карпинская, Т.А. Ладыженская, О.С.Ушакова, В.И. Яшина, рассматриваются пути формирования культуры речевого общения [18].

Исследователи отмечают, что проблема воспитания культуры речевого общения относится к числу важнейших задач современного дошкольного и школьного образования [9, с. 43].

Вместе с тем, при достаточно подробной разработанности проблемы воспитания речевого этикета у детей дошкольного возраста остается много нерешенных вопросов.

Цель исследования: теоретически и экспериментально обосновать систему работы по воспитанию речевого этикета у детей старшего дошкольного возраста.

Объект исследования: речевой этикет детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования: особенности формирования речевого этикета у старших дошкольников.

Задачи:

1. Конкретизировать сущность понятия «речевой этикет»;

2. Изучить психолого-педагогические основы формирования речевого этикета у детей старшего дошкольного возраста;

3. Изучить формы, методы и приёмы развития речевого этикета у детей старшего дошкольного возраста;

4. Выявить уровень сформированности речевого этикета у детей старшего дошкольного возраста;

5. Разработать систему работы по воспитанию речевого этикета у старших дошкольников.

Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, наблюдение, беседа, количественный и качественный анализ результатов исследования.

Опытно – экспериментальная база исследования: Дошкольный центр развития ребёнка №11 г. Гродно, воспитанники старшей группы в количестве 15 человек (10 мальчиков и 5 девочек).

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЕЧЕВОГО ЭТИКЕТА СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Понятие «речевой этикет»

В глубокой древности человечество выработало определенные социальные нормы поведения, дающие возможность человеческому обществу существовать, функционировать и развиваться. Четко определялся круг возможных действий и поступков лиц, принадлежащих к тем или иным общественным слоям, имеющих различное социальное положение. Принадлежность к господствующей общественной группе, родовитость, материальное положение определяли право человека действовать и говорить так, как он считал нужным, не беспокоясь о том, насколько его слова и поступки приятны окружающим и как будут ими восприняты.

С усложнением общественной организации усложнялась и поведенческая система. В XIV-XVI вв. в европейских странах стал складываться новый порядок поведения, в котором важную роль играли умение и стремление нравиться, "настраивать" людей на себя, привлекать к себе интерес общества. Так появился этикет, без которого нельзя было обойтись в придворных кругах, высших общественных слоях, как говорили, в высшем свете [16, с. 23].

Этикет является органической частью поведенческой культуры. Современное понимание слова этикет означает установленный в обществе порядок поведения, включающий в себя совокупность поведенческих правил, регулирующих внешние проявления человеческих взаимоотношений: в обхождении с окружающими, обращениях и приветствиях, поведении в общественных местах, манерах и внешнем облике человека  [20, с. 69].

Речевой этикет –это совокупность всех этикетных речевых средств и правила их использования в тех или иных ситуациях. В различных сферах человеческой деятельности этикетные средства используются различно.

В жизни общества этикет играет важную роль: он является регулятором поведения, дает сведения о том, как принято себя вести в той или иной ситуации. Более того, по манерам поведения человека можно определить, к какому социальному слою он принадлежит, и даже идентифицировать другого человека, т. е. найти (или не найти) его сходство с собой.

Этикет создает условия, благоприятные для общения и сосуществования людей, различных по национальному, социальному, половому положению, психологическим и возрастным особенностям, взглядам, образовательному уровню. Благодаря ему мы знаем, как принято вести себя среди людей конкретной социальной группы, поступать в соответствии с возникшей ситуацией, строить свои отношения с близкими, друзьями, коллегами по работе, общаться с малознакомыми и незнакомыми людьми.

Тем самым этикет влияет на этическое и эстетическое развитие общества, способствует формированию эстетики чувств. Нравственные нормы лежат в основе этикетного поведения, а эстетика поведения - его необходимое условие.

По форме этикет подразделяется на речевой и неречевой. Речевой является вербальным (словесным) выражением уважительного отношения к людям и проявляется в речи, манере обращения, умении вести беседу, высказывать критическое замечание, участвовать в споре, говорить комплименты. Неречевая форма этикета включает в себя поступки и действия, с помощью которых проявляется уважительное отношение к окружающим. Все действия или поступки, так или иначе, характеризуют людей как хорошо воспитанных, владеющих поведенческой культурой или, наоборот, недостаточно подготовленных к жизни в обществе  [17, с. 21].

Н.И. Формановская отмечает, что речевой этикет - это широкая зона единиц языка и речи, которая словесно выражает этикет поведения, дает нам в руки те языковые богатства, которые накопились в каждом обществе для выражения неконфликтного, нормального отношения к людям, а это значит отношения доброжелательного [20, с. 69].

В силу тысячекратного повторения в типичных ситуациях речевой этикет воплотился в стереотипах, в устойчивых выражениях, формулах общения, которые не строятся заново каждый раз, когда надо их употреблять, а используются готовые, отложившиеся в языковом сознании  [6].

Таким образом, речевой этикет - это зона устойчивых, стереотипных коммуникативных единиц языка, хотя каждый конкретный выбор, в каждом конкретном речевом акте, дело творческое.

Речевой этикет - это система правил речевого поведения и устойчивых формул вежливого общения. Знание правил речевого этикета, их соблюдение позволяет человеку чувствовать себя уверенно и непринужденно, не испытывать неловкости и затруднений в общении [12, с. 43].

И.Н. Курочкина отмечает, что владеть речевым этикетом – значит [17]:

1) знать основные правила речевого этикета, например: правила приветствия, знакомства, высказывания критического замечания, комплимента, ведения спора, дискуссии, собрания, выступления с докладом или сообщением и др.;

2) осознавать, что для развития доброжелательно-уважительных деловых и личностных отношений с людьми необходимо соблюдение речевого этикета, т. е. порядка построения предложения, высказывания, речи, а также подбора слов, подходящих в конкретной ситуации;

3) обладать умениями и навыками по выполнению правил речевого этикета, например, уметь определить нужные громкость и тембр голоса, соблюдать речевые паузы, интонационное разнообразие, создавать сочетание формулы речевого этике



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 763; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.55.138 (0.013 с.)