О. Божий град для соблюдающих заповеди 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

О. Божий град для соблюдающих заповеди



«Никто из имевших свет истины не войдет в град Божий как нарушитель заповедей. Его закон лежит в основании Его правления на земле и на небе. Если они сознательно попирали и презирали Его закон на земле, то не будут взяты на небо, чтобы и там творить то же самое; когда придет Христос, характер уже не будет меняться. Формирование характера должно продолжаться в часы испытания. Изо дня в день их поступки фиксируются в небесных книгах, и в великий день Бога они получат ту награду, какую заслуживают их дела. Тогда будет понятно, кто получит благословение. „Блаженны те, которые соблюдают заповеди Его, чтобы иметь им право на древо жизни и войти в город воротами"» (Ревью энд Геральд, 25 августа 1885 г.).

П. Вечная обитель послушных

«Великий план искупления увенчается полным возвращением земле Божественного благоволения. Все, что было потеряно из–за греховной жизни, будет восстановлено. Не только человек, но и земля будет искуплена, чтобы стать вечной обителью послушных. В течение шести тысяч лет сатана боролся за обладание землей. Теперь осуществится первоначальное намерение Божье, которое Он имел при ее творении. „Потом примут царство святые Всевышнего и будут владеть царством вовек и во веки веков" (Дан. 7:18)» (Патриархи и пророки, с. 342).

VI. Литература

1. Augustine. The City of God. Trans. G. G. Walsh; D. B. Zema; G. Monahan; D. J. Honan. Ed. V. J. Bourke. New York: Doubleday, 1958.

2. Beasley–Murray, G. R. Jesus and the Kingdom of God. Grand Rapids: Eerdmans, 1986.

3. Beckwith; lsbon T. The Apocalypse of John. Grand Rapids: Baker, 1919.

4. Berkhof, L. The Kingdom of God. Grand Rapids: Eerdmans, 1951.

5. Bright, John. The Kingdom of God: The Biblical Concept and Its Meaning for the Church. Nashville: Abingdon, 1953.

6. Catechism of the Catholic Church. St. Paul: Wanderer, 1994.

7. Delitzsch, Franz. Biblical Commentary on the Prophecies of Isaiah. 2 vo 1 s. New York: Funk and Wagnalls, 1872.

8. Froom, LeRoy Edwin. The Conditionalist Faith of Our Fathers. 2 vols. Washington, D.C.: Review and Herald, 1965–1966.

9. Komonchak, Joseph, Mary Collins, and Dermot Lane, eds. The New Dictionary of Theology. Wilmington, Del.: Michael Glazier, 1987.

10. Ladd, George Eldon. Crucial Questions About the Kingdom of God. Grand Rapids: Eerdmans, 1952.

11. Ladd, George Eldon. Jesus and the Kingdom: The Eschatology of Biblical Realism. New York: Harper and Row, 1964.

12. Ladd, George Eldon. The Presence of the Future: The Eschatology of Biblical Realism. Grand Rapids: Eerdmans, 1973.

13. Luther, M. Luther's Works. Ed. Hilton С Oswald. Vol. 28, Commentaries on I Corinthians 7 and 15. Saint Louis: Concordia Pub. House, 1973.

14. Niebuhr, Reinhold. The Nature and Destiny of Man. 2 vols. New York: Scribner's, 1964.

15. Smith, Wilbur M. The Biblical Doctrine of Heaven. Chicago: Moody, 1980.

16. Strong, August Hopkins. Systematic Theology. Philadelphia: Judson, 1907.

17. Vos, Geerhardus. The Teaching of Jesus Concerning the Kingdom of God and the Church. Phillipsburg, N.J.: Presbyterian and Reformed, 1972.

18. Willis, Wendell, ed. The Kingdom of God in 20th–century Interpretation. Pea–body, Mass.: Hendrickson, 1987.

19. Young, Edward J. The Book of Isaiah. 3 vols. Grand Rapids: Eerdmans, 1964–1971. (691)

 

Великая Борьба. Фрэнк Б. Холбрук

Вступление

На страницах Библии можно найти множество указаний и намеков на беспощадную борьбу между Богом и сатаной, добром и злом на космическом и личностном уровнях. Сравнивая эти тексты, мы соединяем высказанные в них мысли в единую мозаику, витраж истины, через который мы можем заглянуть в сокровенный смысл библейской вести и яснее понять ее.

Нравственная борьба, беспокоящая Божье творение во Вселенной, тесно связана с планом спасения, который не только освобождает человечество от рабства греха, но и являет людям характер Божества, убедительно опровергая обвинения сатаны.

В данном исследовании мы выстроили библейские данные в хронологической последовательности, чтобы лучше показать природу этой войны, ее начало, ход на протяжении многих веков и заключительную борьбу, которая закончится поражением сатаны, а также триумфом и реабилитацией Бога. Статья заканчивается обобщением некоторых наиболее важных богословских истин, раскрытых в этом фундаментальном учении Священного Писания.


I. Предвидение борьбы

А. Божественная тайна

1. План, рожденный благодатью

2. Искупительная смерть Христа

3. Принятие условий спасения

4. Восстановление характера

5. Вечная награда

Б. Обвинитель

II. Начало борьбы

A. Бог и Его творение

Б. Законы Неба

B. Предметы спора

1. Люцифер

2. Разногласия

3. Чей авторитет выше?

4. Падение Люцифера с небес

5. Грехопадение человечества

Г. Еще одно небесное измерение

Д. Цели Неба

III. Борьба на Земле — Ветхий Завет

А. Инициатива Бога

1. Обетование

2. Обряды жертвоприношений

3. Пророческие описания

4. Сохранение и распространение истин

спасения

Б. Контратака сатаны

1. Нечестие допотопных жителей

2. Развитие язычества и идолопоклонства

3. Искажение истинной религии

4. Обвинения сатаны

5. Сатана «почти» добивается успеха

IV. Борьба на Земле — Новый Завет

А. Превозмогающее Провидение

1. Растущее значение Священного Писания

2. Рассеяние (диаспора, Ин. 7:35)

3. Иудейская миссия

Б. Первое пришествие Христа

1. Пророческое изображение победы Христа

2. Победа Христа над искушениями

3. Ежедневная победа Христа над бесами

4. Многоцелевая победа Христа на кресте

В. Нападки сатаны на Церковь

1. Искажение вероучения

2. Гонения на Церковь

Г. Борьба внутри человека

V. Завершение противостояния

A. Заключительная борьба

1. Зверь, подобный барсу (Откр. 13:1–10)

2. Двурогий зверь (Откр. 13:11–17)

Б. Приглашение часа суда

1. Вести трех ангелов (Откр. 14:6–13)

2. Последний суд (Откр. 14:7)

B. Центральные вопросы

1. Послушание: Десять Заповедей

2. Поклонение: Богу или сатане?

Г. Поражение и гибель сатаны

1. Заточение сатаны

2. Тысячелетнее царство

3. Последний суд: исполнительная стадия

VI. Некоторые богословские выводы

A. Достижение нравственной гармонии

Б. Уникальное видение мира

B. Человеческие страдания

Г. Характер Бога

Д. Готовность верующего

VII. Исторический обзор

A. Отцы Церкви до и после Никейского собора

1. Ориген (185–254)

2. Августин из Гиппона (354–430)

Б. Реформация и эпоха после нее

1. Жан Кальвин (1509–1564)

2. Джон Мильтон (1608–1674)

B. Современная эпоха

Г. Понимание адвентистов седьмого дня

VIII. Комментарии Елены Уайт

A. Призыв к пониманию

Б. Предвидение борьбы

B. Начало противостояния

1. Нравственный закон: основание Божественного правления

2. Почему Люцифер не был уничтожен в самом начале

3. Грехопадение человечества: сценарий, похожий на падение сатаны

Г. Борьба на Земле — Ветхий Завет

1. Сатана завладевает землей

2. Послушание нравственному закону — главное условие процветания

3. Сатана подбивает израильтян на непослушание

Д. Борьба на Земле — Новый Завет

1. Необходимость открыть истинный характер Бога человечеству

2. Истинный характер сатаны также раскрыт на Кресте

3. Крест: проявление Божественного правосудия и милости

4. Борьба внутри человека

Е. Окончание борьбы

1. Характер последней борьбы вокруг Закона Божьего

2. Суббота: проверка верности Богу

Ж. Некоторые богословские выводы

1. Реабилитация Божьего характера

2. Восстание: урок для всей Вселенной

3. Проверка творения: навеки преданные Богу

4. Божественное правосудие

IX. Литература (692)


 

I. Предвидение Борьбы

А. Божественная тайна

Бог сотворил всех разумных существ нравственно свободными, наделив их способностью либо любить своего Творца и быть преданными Ему, либо отвергать Его авторитет. Несколько новозаветных текстов указывают на то, что Бог предвидел измену некоторой части ангелов и последовавший за этим мятеж. Он предвидел, что человечество будет также втянуто в это восстание через обольщение. Еще до того, как на нашей земле начался отсчет времени, в определенный момент времени в далеком прошлом Бог разработал план спасения на случай подобного ожидаемого кризиса. Апостол Павел говорит об этом плане как о тайне, «о которой от вечных времен было умолчано» (Рим. 14:24). Эту «тайную» или «премудрость сокровенную… предназначил Бог прежде веков» (1 Кор. 2:7), как утверждает апостол.

Это та самая «тайна благовествования», которую он объясняет во всех других местах своих посланий (Еф. 6:19). Поэтому очевидно, что восстание, которое в конечном итоге вспыхнуло среди разумных творений во Вселенной, не застало Бога врасплох. Божество уже задумало «операцию по спасению» обманутых повстанцев–людей. Этот план по сути своей также является действенным оружием, с помощью которого можно навсегда положить конец восстанию во Вселенной.

План, рожденный благодатью

«Благодать» — это милостивое и любящее отношение Неба к грешникам рода человеческого, непокорным и не заслуживающим снисхождения. На этом основании Бог решил спасти и преобразить всех кающихся грешников, которые примут условия для своего спасения. Апостол замечает, что они будут избавлены не за какие–то свои добрые дела, но по Божьему «изволению и благодати, данной нам во Христе Иисусе прежде вековых времен [буквально „прежде вековых времен"]» (2 Тим. 1:9).

Искупительная смерть Христа

Бог постановил, что искупительная смерть Иисуса Христа будет сердцем спасительного плана. Апостол Петр засвидетельствовал об этом решении, когда сообщил толпам, собравшимся на праздник Пятидесятницы в Иерусалим, что Христос «по определенному совету и предведению Божию» был предан на смерть (Деян. 2:23). Позже он писал собратьям христианам: «Зная, что… искуплены вы… драгоценною Кровию Христа, как непорочного и чистого Агнца, предназначенного еще прежде создания мира, но явившегося в последние времена для вас» (1 Петр. 1:18–20).

Характер Бога справедлив и милостив, благ и свят. Как бы сильно ни любил Бог мятежных грешников рода человеческого, Он не был бы справедлив, если бы просто извинил грешника. Но еще до вторжения греха и восстания во Вселенную Бог запланировал распространить благодать (милость) на раскаявшихся грешников посредством Иисуса Христа, то есть посредством искупительной смерти Христа. Смерть Христа вместо преступников должна была удовлетворить Божественное правосудие и дать возможность кающимся грешникам (ср. с Рим. 3:21–26) обрести прощение и примирение.

Принятие условий спасения

Бог — Отец, Сын и Святой Дух — решили принять в Свою «семью» всех тех грешных потомков Адама, которые примут Христа своим Спасителем и Господом и заключат с ними тесный союз. Апостол писал: «Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, благословивший нас во Христе всяким духовным благословением… так как Он избрал нас в Нем прежде создания мира… предопределив усыновить нас Себе через Иисуса Христа, по благоволению воли Своей, в похвалу славы благодати Своей, которою Он облагодатствовал нас в Возлюбленном» (Еф. 1:3–6). Никто не был предопределен к погибели, но был принят план, чтобы, как позже напишет апостол Иоанн, «тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дать власть быть чадами Божиими» (Ин. 1:12;см Бог IV.Б).

Восстановление характера

Апостол Павел намекает, что Бог также позаботился о том, чтобы восстановить кающихся грешников от внутреннего растления, причиненного грехом. Его задача состояла в том, чтобы открыть «тайну, сокрытую от веков и родов», и прежде всего определенный аспект этой тайны, «которая есть Христос в вас, упование славы» (Кол. 1:26, 27). Поскольку Христос обитает в верующем (Гал. 2:20) посредством Святого Духа (Ин. 14:16–18,23; Рим. 8:9,10), под вселением Христа в сердце, возможно, подразумевается преобразующая и восстанавливающая деятельность Святого Духа в жизни верующих (см. Ин. 3:6–8; Рим. 8:14–16; см. Бог VII.B.5.B).

Если подобная оценка отрывка из Послания к Колоссянам верна, то принятый Богом план был призван восполнить две великие потребности павшего человечества: (1) смерть, наказание за грех, будет отменена искупительной и замещающей смертью Христа, принявшего наказание за преступников; (2) сила греха в человеческом сердце будет вытеснена вселяющимся в него Христом посредством работы Святого Духа.

Вечная награда

В двух местах говорится о награде, определенной Богом для тех, кто принимает план спасения. Апостол Павел говорит в Тит. 1:2 о «надежде вечной жизни, которую обещал неизменный в слове Бог прежде вековых времен» (или „вечных времен"). В притче о последнем суде Иисус расширяет это обетование о вечной жизни: «Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: „приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира"» (Мф. 25:34). Поскольку наследуемое царство — это воссозданная и (693) восстановленная земля, а это пока еще дело будущего (см. Мф. 5:5; 2 Петр. 3:13), выражение «которое было уготовано» указывает на то, что в далеком прошлом Бог уже составил и утвердил план спасения.

В той же притче Иисус говорит о другом твердом решении в отношении нераскаявшихся мятежников: «Идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный [буквально: „который был приготовлен"] диаволу [диаболос] и ангелам его» (Мф. 25:41). Следовательно, на этом небесном совете, состоявшемся до сотворения мира, Бог объявил окончательную участь как раскаявшимся, так и нераскаявшимся представителям рода человеческого. Мы отмечаем в этом высказывании тот факт, что Он никогда не планировал гибели людей. Уничтожению подлежали «диавол и ангелы его».

Эта группа удивительных текстов, в которых намечены главные условия Божественного плана спасения, обозначает «врага» и зачинщика нравственного противостояния, которое будет сотрясать Вселенную в течение долгих тысячелетий: «диавол» и ангелы, вставшие на его сторону. Одна из причин прихода Мессии на землю состояла в объявлении решений, принятых Отцом, Сыном и Святым Духом во имя спасения рода человеческого. «Отверзу в притчах уста Мои; изреку сокровенное от создания мира» (Мф. 13:35; см. Спасение П.А).

Б. Обвинитель

В притче о суде (Мф. 25) Иисус назвал главного критика Божественного порядка «диаволом». Это одно из нескольких имен и титулов, которые присвоены этой злой личности. Его также называют «сатаной» и «искусителем» (Мф. 4:1,3,10). В Книге Откровение он обозначен как «великий дракон», «древний змий» (намек на способ искушения Евы) и обольститель всей вселенной (Опер. 12:9; ср. с 20:2). Он также назван «лукавым» или «нечестивым» (Мф. 13:19; см. также перевод короля Иакова) и «клеветником братии наших» (Опер. 12:10).

Сатана считается предводителем ангелов, вступивших с ним в сговор (Мф. 25:41), под титулом веельзевул, «князь демонов» (Мк. 3:22). Эти демоны иногда называются бесами (в русском переводе), духами (Лк. 9:39,42), нечистыми духами (Мк. 7:25,26) или «злыми духами» (Лк. 8:2). Сатана также признается в Писании «князем, господствующим в воздухе» (Еф. 2:2), «князем мира сего» (Ин. 12:31; 14:30; 16:11) и «богом века сего» (2 Кор. 4:4; см. Смерть 1.Б.2.а–г).

II. Начало Борьбы

А. Бог и Его творение

Священное Писание начинается с сотворения Богом нашего мира. «В начале сотворил Бог небо и землю» (Быт. 1:1). Хотя творение предполагает деятельность всех трех Божественных личностей —- Отца, Сына и Святого Духа (1:2, 26), в Новом Завете именно Сын описывается деятельным Творцом, создавшим землю и все формы жизни Своим словом (Евр. 1:1–3; Ин. 1:1–3,10,14).

Апостол Павел идет еще дальше, приписывая существование всего космоса, населенного ангелами и другими разумными существами, а также людьми — творческой и созидающей силе Сына Божьего. «Ибо Им создано всё, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, — все Им и для Него создано; и Он есть прежде всего, и все Им стоит» (Кол. 1:16, 17).

Таким образом, когда в прошлой вечности Божество составило чрезвычайный план спасения человеческой семьи на случай грехопадения, Сын Божий согласился стать Спасителем рода человеческого — вочеловечиться и умереть искупительной, заместительной смертью для искупления кающихся грешников. Сам Творец захотел стать Спасителем человечества (см. Творение II.В).

Б. Законы Неба

Мудрый Бог подчинил сотворенный космос, одушевленный и неодушевленный, физическим или естественным законам. Никакая истинная наука о естественном мире не могла бы существовать, если бы Вселенная не функционировала упорядоченно. Растения и животные гармонично растут и развиваются по определенному циклу в соответствии с законами жизни точно так же, как солнца и галактики движутся по своим выверенным орбитам. Если бы законы природы перестали существовать, мир природы погрузился бы в хаос.

Так же и разумные существа подчинены естественным законам, управляющим ходом их жизни. Однако Творец так же подчинил их и нравственному закону. Бог определил, что все сотворенные, разумные существа будут существовать как свободные нравственные создания, наделенные правом выбора. Это явствует из многочисленных библейских призывов повиноваться Богу и отвратиться от греха и сатаны (см. Втор. 30:19, 20; Ам. 5:14, 15; Иак. 4:7). Поскольку характеру Бога свойственна безграничная любовь (Исх. 34:5–7; 1 Ин. 4:8), Бог требует лишь того, чтобы преданность и служение Ему со стороны всех разумных существ носили искренний и непринужденный характер и проистекали из осознания и оценки Его характера.

Нравственный закон не угнетает, но выражает волю Творца. Божественная любовь могла породить лишь добрые и справедливые заповеди (ср. с 1 Ин. 5:3). Кроме того, послушание — это не нудная обязанность для того, кто любит Законодателя. Поскольку «любовь не делает ближнему зла», апостол Павел утверждает, что «любовь есть исполнение закона» (Рим. 13:10). Отсюда вытекает, что нравственные существа, созданные по образу Творца, внутренней сущностью Которого является любовь, сами наделены любящими сердцами, находящими удовольствие в исполнении любых заповедей или просьб Бога.

Десять Заповедей — это адаптация нравственного закона Неба для рода человеческого, руководство к действию. Двойственный принцип нравственного закона изложен Иисусом, обобщившим две скрижали Десяти Заповедей. Сущность первой скрижали (первые четыре заповеди) (694) можно обобщить следующим образом: «„Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею и всем разумением твоим" — сия есть первая и наибольшая заповедь» (Мф. 22:37,38). Сущность последних шести заповедей обобщается аналогичным образом: «Вторая же подобная ей: „возлюби ближнего твоего, как самого себя"; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки» (Мф. 22:39,40; ср. с Рим. 13:8–10).

Мы можем сделать умозаключение, что двойной принцип любви выражает Божью волю в отношении всех порядков разумного творения, поскольку он лежит в сердце библейской религии: весь долг творения в том, чтобы проявлять высшую любовь к своему Творцу и нелицеприятную любовь к своим ближним. Мы можем также заключить, что этот двоякий принцип адаптирован ко всем порядкам разумных существ подобно тому, как Декалог приспособлен к условиям жизни людей. Поскольку ангелы не женятся (см. Мф. 22:30), пятая и седьмая заповеди не имели бы для них никакого смысла. С другой стороны, сатана обвинен в убийстве и лжи, в нарушении шестой и девятой заповедей (Ин. 8:44).

Хотя Декалог не существовал в письменном виде до того, как Бог провозгласил его на горе Синай и написал на каменных скрижалях (Исх. 20:2–17; Втор. 10:4), летописи Книги Бытие показывают, что человеческая семья знала эти предписания в устном виде с давних времен (см. первая скрижаль: Быт. 2:1–3; 35:1–4; вторая скрижаль: Быт. 4:8–11; 12:11–19; 18:19; 19:1–10; 39:7–9; 44:8). Апостол Павел утверждает в одном обобщающем заявлении, что Десять Заповедей передавались в устном виде в период от сотворения мира до Моисея (Рим. 5:13, 14). Крайнее нечестие, приписываемое жителям допотопного мира, объясняется тем, что они знали Божью волю, но предпочли нарушать Божественные директивы относительно человеческого поведения и счастья (Быт. 6:5).

Однако нравственный закон, выраженный в конкретных заповедях для разных порядков сотворенных существ, находится в центре великой борьбы, развернувшейся во Вселенной. Божий авторитет, правление и Его воля (нравственный закон) в отношении разумного творения стали предметом спора и полемики, приведшей к мучительному отчуждению между Богом и значительной частью ангелов, а также новым порядком существ: родом человеческим.

В. Предметы спора

Чтобы яснее увидеть библейскую перспективу нравственной борьбы, в которую оказалась втянутой вся Вселенная, мы должны лучше уяснить для себя, вокруг чего разгорелся спор и почему это так взволновало многих ангелов.

Люцифер

Сатана, враг Бога, с самого начала не был сотворен Сыном Божьим злым дьяволом. Напротив, Творец создал его мудрым и славным ангелом. Два ветхозаветных отрывка косвенно, образным языком описывают происхождение, положение и нравственное падение этого могущественного существа (Ис. 14:4–21; Иез. 28:12–19). Изначально эти пророчества были адресованы языческим царям Вавилона и Тира, жившим, соответственно, во времена Исайи и Иезекииля. Хотя либеральные теологи отвергают это давнишнее христианское истолкование, даже из поверхностного прочтения становится очевидным, что некоторые изложенные в этих пророчествах детали имеют отношение к личности, более величественной, нежели эти ближневосточные деспоты.

Данная загадка вполне разрешима — нужно просто лучше понимать природу библейских сочинений. Хотя Израиль в каком–то смысле отверг Бога как своего царя, когда народ попросил пророка Самуила установить монархию (1 Цар. 8:7; 12:12), Бог по–прежнему был признаваем теократическим правителем, управлявшим израильским народом через своих представителей на государственном престоле (см. Ис. 41:21; Соф. 3:15). Подобно тому, как Бог поддерживал престол Давида в Израиле, так сатана поддерживал престолы этих языческих царств. Подобно тому, как от царей народа израильского ожидалось, что они будут являть черты характера и качества истинного Бога, так и эти языческие князья и цари отображали свойства своего демонического предводителя.

Кроме того, подобно тому, как в псалмах Давида время от времени раскрывается поразительная черта Мессии (величайшего из сынов Давида, хотя Его происхождение неизмеримо выше), точно так и в этих пророчествах, адресованных царям Тира и Вавилона, завеса на мгновение ниспадает, разоблачая характерные особенности сатаны. В качестве еще одного примера подобного явления прочитайте аргумент апостола Петра о том, что в Псалме 15:8–11 речь идет о Христе, а не о Давиде, хотя Давид написал этот текст от первого лица (Деян. 2:25–36).

Из сочетания этих отрывков мы узнаем, что первоначальное имя сатаны было «Люцифер» (Ис. 14:12 в KJV; в Синод, пер. «денница») или буквально «Дневная звезда», и что как ангел Он находился в непосредственном присутствии Бога. «Ты был помазанным херувимом, чтобы осенять… ты был на святой горе Божией, ходил среди огнистых камней» (Иез. 28:14). Кроме того, Люцифер был сотворен безгрешным существом. «Ты совершен был в путях твоих со дня сотворения твоего, доколе не нашлось в тебе беззакония» (стих 15).

Затем пророки объясняют, как этот возвышенный ангел начал вынашивать мысли о собственном величии. «От красоты твоей возгордилось сердце твое, от тщеславия твоего ты погубил мудрость твою» (стих 17). «А говорил в сердце своем: „взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой и сяду на горе в сонме богов, на краю севера; взойду на высоты облачные, буду подобен Всевышнему"» (Ис. 14:13, 14). Апостол Павел подтверждает это пророческое описание, когда советует не рукополагать новообращенного, чтобы он «не возгордился и не подпал осуждению с диаволом» (1 Тим. 3:6).

Эти тексты позволяют нам ощутить всю серьезность великого противостояния. Оно началось среди высшего порядка сотворенных Богом разумных (695) существ — небесных ангелов. Более того, родоначальником этой борьбы на небе стал благородный ангел — осеняющий херувим, пребывавший перед лицом Бога. Вызов Богу был брошен, если так можно выразиться, из тронного зала Самого Бога (см. Грех III.A).

Разногласия

Маловероятно, что восстание сразу вспыхнуло в полную силу. Для прорастания семян недовольства требовалось время. Конфликт не мог бы вспыхнуть без логичного обоснования мятежа. Тем не менее для нас остается непонятным, как сотворенное, зависимое существо, жившее в совершенной Вселенной, лишенной недостатков, могло посягнуть на престол вечного Творца, имевшего жизнь в Себе Самом. Казалось бы, такого не может быть в силу самой природы вещей!

Что же вызвало недовольство Люцифера? Ни один текст Библии не приводит конкретные вопросы, поднятые Люцифером, когда, ослепленный гордыней, он посягнул на Божественные полномочия. Однако из нескольких библейских текстов суть его притязаний становится понятной.

а. Закон Божий. Апостол Иоанн дает простейшее определение природы греха. «Всякий, делающий грех, делает и беззаконие; и грех есть беззаконие» (1 Ин. 3:4). Из самого послания становится очевидно, что апостол говорит о нравственном законе, который Творец определил для разумного творения (ср. со ст. 15; 5:21).

Но грех намного серьезнее простого беззакония. Писания приравнивают принципы и предписания нравственного закона (пусть и адаптированного к разумным, сотворенным существам разного порядка) с личной волей Творца. В мессианском отрывке псалмопевец воспевает: «Я желаю исполнить волю Твою, Боже мой, и закон Твой у меня в сердце» (Пс. 39:9). Таким образом, грех считается умышленным нарушением «воли» Творца или восстанием против Него как Личности. Когда грешники сознательно преступают нравственный закон, они с презрением относятся к Самому Творцу.

Таким образом, когда в Писаниях говорится, что «сначала диавол согрешил» (1 Ин. 3:8), мы можем из этого справедливо заключить, что Люцифер поставил под сомнение необходимость святым существам, таким как ангелы, подчиняться нравственным заповедям Божьим. Должно быть, он заявил, что Закон Божий ограничивает свободу ангелов. Слова апостола говорят о том, что в конечном итоге Люцифер отверг Божественный авторитет, сбросил с себя иго подчинения своему Творцу и открыто избрал путь нарушения Его заповедей, в которых выражена Его воля.

б. Характер Бога. За выраженной волей Законодателя скрывается Его характер. Поставив под сомнение закон Бога, Люцифер бросил тень сомнения на характер Бога. Если, как, по–видимому, утверждал Люцифер, нравственный закон, данный ангелам, не нужен, поскольку ограничивает их свободу, тогда Творец должен был руководствоваться скрытыми мотивами, подчинив разумных существ Своим предписаниям. Таким образом, он мог доказывать ангелам, что Творец руководствовался нехорошими мотивами. Возможно, Бог стремился к утверждению Своей безраздельной власти, требуя слепого повиновения от Своего творения.

Вполне уместно здесь вспомнить слова Иисуса, которыми Он охарактеризовал главного мятежника, поскольку в них подразумевается попытка Люцифера очернить характер Бога: «Он [дьявол] был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины. Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он — лжец и отец лжи» (Ин. 8:44). Христос явно обвиняет Люцифера в убийстве и лжи, преступлениях против нравственного закона. Но кого он убивал или о чем лгал на небе до своего изгнания?

Поскольку и Иисус, и апостол Иоанн называют главными причинами убийства «гнев» и «ненависть», Христос здесь, очевидно, намекает на странные чувства, которые постепенно овладели Люцифером и подвигли его на беззаконные деяния. В свете слов Иисуса становится понятно, что Люцифер, вынашивая в сердце своем ненависть к Богу, в ложном свете выставлял характер Бога перед всеми небожителями и ангелами. Лишь посредством хитрой лжи о Божественном характере и правлении ему удалось убедить значительную часть ангелов бросить свой жребий с ним.

в. Независимость творения. Первые два притязания скрывали истинное желание Люцифера: быть независимым от своего Творца. Поскольку Бог есть источник и податель жизни, из этого следует, что жизнь всех сотворенных существ зависит от Него. Желание и стремление быть независимым от Бога — это первичный грех творения, лежащий в самом основании любых попыток оспорить Божественное правление, сбросить иго послушания и покорности.

Люцифер, первый грешник, попытался освободиться от власти Бога, что отражено в пророчестве Исайи: «А говорил в сердце своем: „взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой и сяду на горе в сонме богов, на краю севера; взойду на высоты облачные, буду подобен Всевышнему"» (Ис. 14:13, 14). Пять раз Люцифер хвалится тем, что он [Я] сделает. Все его мысли были сосредоточены на себе самом, изгоняя естественную самоотверженную любовь, которую Бог заложил в нем. Люцифер возжелал служить и поклоняться самому себе. Это вопрос независимости. Восставшее творение говорило: «Ты мне не нужен, Бог; я вполне способен и сам распоряжаться своей жизнью».

г. Божественная справедливость и милость. По–видимому, Люциферу казалось, что он узрел внутреннее противоречие в Божественном характере. Сатана описывается в Священном Писании как «клеветник братии наших, клеветавший на них пред Богом нашим день и ночь» (Откр. 12:10; ср. с Зах. 3:1–5). Мы можем заключить из этого, что сатана обвиняет детей Божьих в том, что они, подобно ему, являются нарушителями Божьего закона, и отрицает право Неба даровать им благодать и прощение. Вопрос в том, как Творец может быть одновременно справедливым и милосердным. Если послушание ясно (696) выраженной воле Божьей так важно для счастья разумного творения, рассуждал Люцифер, то Бог должен применять только правосудие к грешникам, нарушителям закона. Несправедливо проявлять милость к нарушителю. Правосудие и милость — это взаимоисключающие вещи, мог утверждать Люцифер.

Понятно, что любой спорный момент, касающийся проявления Божественной милости и правосудия, сразу же ставит под сомнение законность и обоснованность плана спасения. Во время восстания Люцифера этот план был неизвестен разумному творению. Он был «тайной», заключенной в сердце Бога (ср. с Кол. 1:26, 27; 1 Кор. 2:7).

Этот конкретный вопрос дает нам возможность понять, насколько реальна для Бога проблема греха и восстания. Любовь и сострадание Бога к сотворенным Им разумным существам не изменились и не ослабли. Но как может святой Бог простирать Свою милость на мятежного грешника, как бы сильно он или она ни раскаивались, и при этом оставаться справедливым и верным собственной природе? Ответ мы находим в том плане спасения, который был предложен Небом.

Чей авторитет выше?

Исходя из ситуации, сложившейся на нашей планете, любое разумное существо в сотворенной Богом Вселенной подчиняется авторитету. Абсолютной свободы не существует ни в природе, ни в человеческом обществе. Таким образом, вопрос не в том, чтобы добиться полной анархии, а в том, чтобы определить для себя, под чьей властью наша жизнь будет наиболее осмысленной и значимой как здесь, на земле, так и в вечности.

Наиболее полезной духовной властью во Вселенной была бы та, которая способствует наиболее полному развитию умственных, физических и духовных способностей живущих в ней существ. Подобная власть руководствовалась бы подлинной любовью и заботой о своих подданных, ибо только в доброжелательной атмосфере управляемые в полной мере развивают свои возможности. Именно такая власть управляла Вселенной и сотворенными существами.

Но как можно было узнать на заре творения, что власть Бога действительно лучшая? Ведь это была в то время единственная власть. У разумного творения во Вселенной было только два варианта: (1) они могли верить своему Творцу на слово, что Его правление является для них наилучшим, или (2) они могли бы подчиниться другой власти, другому правителю и, возможно, доказывать, что их Творец не прав.

Вопросы, сомнения, а затем и открытое восстание Люцифера вынудило ангелов принять определенное решение. Высший ангел на небе бросил прямой вызов Творцу. Нравственный закон и правление Бога были отвергнуты, Его характер и мотивы поставлены под сомнение и очернены. Сатана утверждал так называемое право творения быть независимым и свободным от контроля Творца. Кроме того, было подвергнуто сомнению одновременное проявление правосудия и милости со стороны Бога, поскольку это несовместимо с Его внутренней святостью.

Бог не мог изменить умонастроений Люцифера и его сообщников, а потому они были изгнаны с неба и лишились своего возвышенного положения. Так началось великое противостояние Бога и Люцифера (сатаны). Эти разногласия в дальнейшем получили развитие на сцене человеческой истории.

В последующие века, когда конфликт перекинулся на землю, две великие истины со всей очевидностью раскрылись перед разумными обитателями Божьей Вселенной: (1) Правящая власть, основанная на любви, бескорыстна. Она всегда будет править в интересах подданных. Законы, требования или ограничения всегда по сути своей будут преследовать интересы творения, даже если поначалу это будет не совсем понятно. (2). Любая другая власть, в силу самой природы вещей, будет руководствоваться эгоизмом и себялюбием. Такая власть будет в конечном итоге эксплуатировать и губить своих подданных. Она может многое обещать и даже предоставить подданным кажущуюся свободу; однако в конечном итоге сама ее природа пагубно скажется на людях и их интересах.

Падение Люцифера с небес

Четыре библейских текста прямо указывают на изгнание Люцифера и других ангелов с неба:

а. Лк. 10:18. Когда «семьдесят» — ученики Иисуса, которых Он подготовил Себе в помощники помимо двенадцати — вернулись со своей первой миссии, то радостно воскликнули: «Господи! и бесы повинуются нам о имени Твоем» (стих 17). Иисус ответил: «Я видел сатану, спадшего с неба, как молнию». Дословно эта фраза звучит так: «Я искал (греч. несовершенное время) сатану… спадшего» (стих 18).

Греческое несовершенное время передает трогательную панораму. Иисус, возможно находясь в видении, созерцал изгнание Люцифера с неба, крушение его царства тьмы, потрясенное Его служением и миссией Его учеников, а также неизбежность окончательной гибели дьявола благодаря Его искупительной смерти на кресте.

б. Откр. 12:7–9. «И произошла на небе война: Михаил и Ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали против них, но не устояли, и не нашлось уже для них места на небе. И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною, обольщающий всю вселенную, низвержен на землю, и ангелы его низвержены с ним».

Библейские писатели нередко объединяют два разных события в одно описание. Например, Матфей объединил проповедь Христа о Его Втором пришествии с Его рассуждениями об исполнительной фазе окончательного суда в конце тысячелетнего царства (Мф. 25:31, 32; Откр. 20:11–15). Апостол Петр также описывает «день Господень» как Второе пришествие, но включает в свое описание и восстановление земли (2 Петр. 3:10–13).

Похоже, что изгнание сатаны и его ангелов, описанное в Откр. 12, — это аналогичное совмещение, включающее как лишение их небесных титулов и положения, так и последующее духовное поражение сатаны на кресте, на которое в основном и делается акцент в данном отрывке. (697)

То, что в данном месте Писания говорится также и о первоначальном, физическом изгнании сатаны с неба, видно из упоминания личности Михаила, который вместе с верными Богу ангелами изображен воюющим против мятежника. Михаил, имя которого означает «Кто подобен Богу» и Который назван «архангелом», проигнорировал претензии сатаны на тело Моисея, просто запретив ему вмешиваться, когда воскрешал умершего патриарха (Иуд. 9). Эта конфронтация между Подателем жизни и дьяволом указывает на то, что Михаил — это не обычное существо.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 61; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.194.84 (0.088 с.)