Б. Терминология Нового Завета 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Б. Терминология Нового Завета



В Новом Завете сохранены разные формы ветхозаветных высказываний о «дне Господнем», конкретно указывающих на Второе пришествие Христа. Иисус указывает на Свое возвращение, употребляя такие термины, как «в (642) тот день» (Мф. 7:22) и «те дни» (24:19). Это будет «последний день» (Ин. 6:39) и «день суда» (Мф. 10:15). Апостол Павел признает, что это будет «день гнева» (Рим. 2:5) и «день Господа нашего Иисуса Христа» (1 Кор. 1:8). Апостол Петр называет его «днем Божиим» (2 Петр. 3:12).

Словарь Нового Завета по этой теме более разнообразен, чем ветхозаветная лексика. Говоря о последнем дне истории, когда явится Христос, Новый Завет использует греческие слова парусин, эпифания и апокалипсис. Эти слова подчеркивают трансцендентный характер Второго пришествия Мессии (см. 13, с. 46–64).

Парусия

В эллинском мире слово парусия употреблялось в двух значениях. Оно означало как присутствие, так и прибытие, восполняющее отсутствие. Это слово также употреблялось в значении богоявления. Христиане переняли этот термин и наполнили его новым содержанием.

Новый Завет по–разному характеризует пришествие Христа. Павел использует выражение «день Господень» как синоним слова парусия (1 Фес. 4:15; 5:2). Петр употребляет оба этих термина, когда говорит о «парусин (пришествии) дня Божия» (2 Петр. 3:12). Таким образом, парусия становится эсхатологическим термином, связанным с «днем Яхве» в Ветхом Завете.

Парусия также указывает на царский характер этого события. Эмоциональное употребление титула Куриос (Господь) в связи с парусией, также относится к правилам императорского этикета (1 Фес. 4:16,17). В этой связи мы находим ссылки на корону, радость (2:19) и собрание верных Богу людей, которые выходят навстречу царственной процессии (4:17). Царственное значение этого слова продолжает развиваться в Новом Завете: парусия уничтожит все начальства и враждебные власти, включая лукавого и саму смерть. После истребления всех врагов все покорится Христу (1 Кор. 15:24–26). В Новом Завете парусия — это славное и царственное явление Христа.

Эпифания

Глагол эпифайно (показывать, являть) и производное от него существительное эпифанейя (явление, откровение) довольно часто встречаются в Новом Завете. У этих слов множество значений, которые помогают нам понять, как первые христиане относились ко Второму пришествию Христа. Два из четырех случаев употребления глагола указывают на свет, сияющий во тьме (Лк. 1:79; Деян. 27:20). Два других подчеркивают видимый характер Божьей благодати и любви в лице Иисуса Христа во время Его Первого пришествия (Тит. 2:11; 3:4).

Данное существительное употребляется в пасторских посланиях для описания явления Христа до Пятидесятницы (2 Тим. 1:10) и во время Его Второго пришествия в конце времени (1 Тим. 6:14). Таким образом, эти слова говорят о воплощении Христа, о Его явлении при воскресении из умерших и о Его Втором пришествии.

Контекст, в котором слово эпифанейя употреблено во 2 Тим. 4:1, 8, подчеркивает эсхатологический характер ожидания неотвратимого события. Как исповедание веры, явление Христа сопряжено с последним судом. Ассоциативная связь между такими понятиями, как элпис (надежда), эпифанейя (явление) и докса (слава) в Тит. 2:13, подчеркивает ожидание видимого события. Если учесть, что к этим свидетельствам добавляется сообщение о появлении беззаконника непосредственно перед Вторым пришествием Христа (2 Фес. 2:8), то слово эпифанейя также указывает на видимый характер явления Христа в конце времени.

Апокалипсис

Термин апокалипсис (откровение) используется в Новом Завете для описания того, что ранее было сокрыто. Этим словом описывается тайна спасения, Евангелия (Гал. 1:12) и плана, которому нужно следовать (2:2).

Этот термин также означает «явление». Это значение становится очевидным всякий раз, когда данным словом обозначается славное Второе пришествие Иисуса Христа с небес. Христова слава пока еще сокрыта (Лк. 17:30), и ее можно увидеть лишь взором веры (Еф. 1:17, 19), но однажды она будет явлена миру (Деян. 3:21). Вернется Тот, Которому надлежит прийти. Он сойдет с небес во славе (2 Фес. 1:7; 1 Петр. 4:13). Верующие живут ожиданием этого дня (1 Кор. 1:7; 1 Петр. 1:7).

В. Средоточие упования

Это исследование лексики и основных тем Ветхого и Нового Завета, связанных с концом мира, явно свидетельствует, что надежда на пришествие Бога в Ветхом Завете и возвращение Иисуса Христа в Новом Завете суть кульминация всей библейской эсхатологии.

Надежда

Повсюду в Новом Завете присутствует жажда пришествия Иисуса Христа. Она связана с надеждой на праведность (Гал. 5:5), славу (Кол. 1:27), воскресение (Деян. 24:15), спасение (1 Фес. 5:8) и вечную жизнь (Тит. 1:2) и основана на Самом Боге (1 Тим. 4:10). Иисус придет опять (Ин. 14:3, 28). Он объявляет о Своей славе (Мф. 24:30) и обещает не быть неправедным судьей, который пренебрегает теми, кто вопиет к Нему денно и нощно (Лк. 18:6–8). Терпение тех, кто уповает на Него до конца, не будет напрасным (Мф. 10:22).

Однако «блаженное упование и явление славы великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа» (Тит. 2:13) не следует путать с обычной человеческой надеждой. В обычном значении «надежда» — это устремление, желание добиться чего–то в будущем. Она жаждет чего–то такого, что в настоящее время не имеет.

С другой стороны, библейская надежда имеет безопасный якорь (Евр. 6:19). Она заключается в великих делах Бога в прошлом: Бог избавил Свой народ из египетского рабства; Иисус Христос «пришел к своим» (Ин. 1:11), умер за наши грехи и воскрес для нашего оправдания (Рим. 4:25). Библейская надежда или упование стоит на этой скале; она есть сила Божья, «которою Он воздействовал во Христе, воскресив Его из мертвых и посадив одесную Себя на небесах», превыше всех земных властей (Еф. 1:20, 21). Это живая надежда, основанная на (643) нынешнем владычестве Христа, ставшего Господом и Христом (Деян. 2:36). Он стал «предтечею за нас» в небесном святилище (Евр. 6:19,20).

Христианская надежда основана на чем–то уже свершившемся, о чем свидетельствует Сам Христос (1 Кор. 15:19, 20). Посредством Святого Духа (Рим. 5:5) Бог надежды призывает избранных (Еф. 1:18) и наполняет их сердца надеждой (Кол. 1:27). Без Бога для нее не было бы никаких оснований (Еф. 2:12); с Богом надежда укрепляет веру и мобилизует любовь (Кол. 1:4, 5).

Маранафа

Эсхатологическая надежда всегда была дорога сердцу христиан. На это указывает устойчивость древнеарамейской фразы марана фа (1 Кор. 16:22) в церковной традиции. Эта молитва о «пришествии Господнем» сохранилась в оригинальном звучании подобно той молитве, которую Иисус произнес по–арамейски (авва «Отче», Мк. 14:35). В Откр. 22:20 Марана фа переводится на греческий.

Важность этой молитвы в богослужении ранней Церкви показывает, как долго Церковь жила ожиданием Второго пришествия. Это возвращение также предвкушалось в служении Вечери: апостол Павел сказал, что вкушение хлеба и чаши во время причастия суть демонстрация веры в пришествие Господа (1 Кор. 11:26). Таким образом, Второе пришествие нашло свое место в самом сердце литургии ранней Церкви — как в смысле его ожидания, так и в смысле его возвещения.

Благодарение

Благодарение также занимало важное место в литургии ранней Церкви — в частности, в служении Вечери. Апостол Павел использовал благодарения в качестве вступления к своим посланиям. Благодарение содержало элементы веры, присущей всем, кто возвещал ее. Когда апостол обращался к церквам, он писал о благодарении, на которое его читатели могли бы сказать «аминь».

Большинство благодарений оканчиваются ссылкой на Второе пришествие (1 Кор. 1:7; Еф. 1:10; Флп. 1:6; 1 Фес. 1:10; 2 Фес. 1:7–10; ср. также с 1 Петр. 1:5). Подобные ссылки показывают, что надежда на Второе пришествие лежала в самом сердце веры и поклонения Богу в апостольской Церкви. Для Церкви «пришествие» Иисуса к Своим через Святого Духа было гарантией получения славного наследия (Еф. 1:13, 14). Пришествие Духа не было заключительным обетованием; Сын Человеческий должен был явиться на облаках небесных.

Сын Человеческий

Иисус часто применял по отношению к Себе титул «Сын Человеческий». Этот термин взят из Дан. 7:13, где Сын Человеческий появляется как эсхатологическое существо, наделенное Божественными качествами и властью царственного Мессии (14, с. 174). Это подтверждается упоминанием облака, на котором Он грядет, и данной Ему властью судить (Дан. 7:13,14).

Титул «Сын Человеческий», который принял Иисус, объясняет парусию. С его помощью Он раскрыл Свое происхождение и личность; эта формула выражает конкретный аспект Его земного бытия. Он также ясно указал, как и почему Он вернется. Во–первых, Тот, Кому должно прийти, уже пришел к Своим; воскресшего Христа узнают по Его земным чертам и привычкам (Лк. 24:30, 31,41–43; Ин. 20:20,27). Во–вторых, Он был перенесен во славу на облаке (Деян. 1:9), и вернется Он также на славном облаке (Откр. 1:7). Выполняя Свое предназначение, о котором упомянуто в Дан. 7, Он идет, чтобы судить мир (Мф. 25:31–33). Наконец, ввиду очевидных параллелей между Дан. 2 и 7, Его пришествие должно состояться в конце истории этого мира. Иисус отождествил Себя с камнем, который разобьет символический истукан царств этого мира (Дан. 2:34; Л к. 20:18). Когда Сын Человеческий придет во славе, Царство Божье утвердится окончательно и навеки (Мф. 25:31).

Г. Царство Божье

Объявление о Царстве Божьем заслуживает особого внимания, ибо надежда на царство занимает центральное место в эсхатологии Ветхого Завета. Если Яхве управляет землей и народами (Пс. 28; 46; 73; 88; 92; 95–98), то Его вечное Царство также ожидаемо (Дан. 2:34,44), и оно утвердится в великий день Яхве (Зах. 14:9; Авд. 15,21; Ис. 2:12–21; 24:21–23). Задолго до возникновения монархии Давида Царство Божье воспевалось Божьими людьми (Исх. 15:1–18; Чис. 23:21,22; Втор. 33:5). Согласно учению Иисуса, в Новом Завете этому Царству отводится еще более важная роль.

Трансцендентное царство

Авторы Евангелия приводят более 100 ссылок на царство в учении Иисуса (см., например, Мк. 1:15; Л к. 9:60; 22:18). Матфей чаще других евангелистов упоминает Царство Небесное (32 раза; ср. Мф. 3:2; 7:21; 8:11). Эта особенность Матфея иногда объясняется его заботой об иудейских читателях, которых могло шокировать частое употребление имени Божьего. Однако похоже, что предпочтение, которое Матфей отдает этому термину, больше объясняется богословскими, нежели психологическими соображениями.

Во времена Иисуса иудеи ожидали Мессию и Его земное Царство. Даже после воскресения Христова апостолы все еще ждали восстановления земного Израиля (Деян. 1:6). По принципу противопоставления акцент Матфея на Царстве Небесном подчеркивает его трансцендентный характер, его небесное, внеземное происхождение. Иоанн идет еще дальше Матфея и Марка, цитируя слова Иисуса, сказанные Пилату: «Царство Мое не от мира сего» (Ин. 18:36).

Иисус не говорит о том, что царство должно установиться постепенно вследствие людских трудов и усилий, пусть даже со стороны освященных Духом людей. Его Царство отлично по своей природе от царств мира сего: это будущее царство, которое должно быть установлено, когда Сын Человеческий придет в день парусин (2 Тим. 4:1). Это то, что Иисус учит в притче о сеятеле. Царство Небесное, говорит Он, подобно человеку, посеявшему доброе семя. Этот сеятель есть Сын Человеческий, а (644) царство — это Царство Божье (Мф. 13:24–30). Сын Человеческий должен прийти с небес со Своим Царством (16:28). По этой причине Иисус предложил ученикам Своим молиться: «Да приидет Царствие Твое» (6:10).

Загадочное царство

Иисус указал, что царство уже присутствует в среде учеников (Лк. 17:20,21). Где Иисус, там и Его царство (Мф. 12:28). Рожденные свыше могут видеть его (Ин. 3:3), и тайна сия открыта только верующим (Мк. 4:11). Это не царство славы, но царство благодати, видимое лишь верой. В притче о горчичном семени Царство Небесное уподобляется малому семени (Мф. 13:31, 32).

Некоторые, по примеру отцов Церкви, использовали эту притчу для описания роста Церкви, понимаемой как Царство Божье. Но Иисус не говорит здесь о росте. Он противопоставляет две стадии царства: семя и дерево. Каким бы маленьким, слабым и хрупким ни казалось в настоящее время Царство Христово, однажды оно сделается славным и могущественным. Тогда явится слава праведников в царстве Отца (стих 43).

Больше, чем какой–либо другой библейский писатель, апостол Павел делал акцент на грядущем царстве славы. Люди входят в него многими скорбями и страданиями (Рим. 8:17; 2 Фес. 1:5; см. также 2 Тим. 4:17, 18). Павел обличал коринфян, которые вообразили, что, благодаря своим харизматическим опытам, они уже в царстве славы. Он указал им на трудности, с которыми он по–прежнему сталкивается в этом мире (1 Кор. 4:8, 9).

С точки зрения Павла царство представляет собой парадокс. Это славное царство (Еф. 1:20–22), но вход туда лежит через скорби (Деян. 14:22; 2 Фес. 1:4,5). Избранные уже перенеслись в это царство и восседают на небесных престолах с Иисусом Христом (Кол. 1:13; Еф. 2:6). Однако их жизнь, как и слава царства, остается сокрытой. Она не раскроется до тех пор, пока Христос не явится во славе (2 Фес. 1:7; Кол. 3:3, 4).

Здесь, на земле, граждане этого царства узнаются не по окружающей их славе, не по своему ораторскому дару (1 Кор. 2:1, 4) и не по тому, как они пьют и едят, но по своей праведности, миру и радости, которые суть плод Святого Духа (Рим. 14:17). В этом смысле можно говорить о духовном царстве, которое существует внутри каждого верующего, ведомого Духом.

Духовное царство

С точки зрения Павла наследники царства не делают неправды (1 Кор. 6:9,10), но покоряются Закону Божьему, наивысшим выражением которого является любовь (Гал. 5:16–23).

Иисус утверждал, что для входа в Его царство человеку нужно родиться свыше от Духа (Ин. 3:5). Обращенные грешники, крестившиеся водой и Духом, принимаются в Царство Божье. Следовательно, царство находится в пределах досягаемости нищих духом (Мф. 5:3), которые, подобно малым детям, готовы слушать и принимать наставления о Царстве (Мк. 10:14). Подобно мытарям и блудницам, они каются и веруют в Иисуса (Мф. 21:31,32).

Не все называющие Иисуса Господом войдут в царство Божье, но исполняющие волю Небесного Отца (Мф. 7:21–23). Царство управляется Божьим Законом (Мф. 5:17–20), и, чтобы войти в него, необходимо соблюдать заповеди (стихи 21–43; 19:17).

Доступ к царству открывается благодатью, которая раздается всем, подобно брачной одежде (Мф. 22:11). Но гости, не желающие облачаться в праздничную одежду, тем самым показывают, что не заслуживают царства (стихи 13,14). С другой стороны, вкусившие Божью благодать не могут не являть эту благодать и любовь в отношениях с окружающими людьми (Мф. 25:31–46; 18:21–35). Когда придет Сын Человеческий, Он воздаст каждому по делам (Мф. 16:27; см. Спасение III.B.1, 2).

Будущее царство

Однажды, приблизившись к Иерусалиму, Иисус рассказал притчу некоторым людям, ожидавшим скорого наступления Царства Божьего. Вельможа ушел в дальнюю страну, чтобы принять царскую власть и почести, после чего должен был вернуться (Лк. 19:11, 12). С помощью этой истории Иисус вел слушателей к пониманию того, что царство не наступит мгновенно. Подобно этому царю, Он также должен уйти в далекую страну, а затем вернуться.

Некоторые богословы сделали вывод из этой притчи, будто явления Иисуса после воскресения из мертвых и были Его Вторым пришествием. Однако, когда Иисус вознесся на небо, ангелы объявили ученикам, что им следует ожидать Его Второго пришествия (Деян. 1:7–11). Таким образом, явление Христа после Его воскресения не могло быть Его Вторым пришествием.

С первого века Церковь ожидала пришествия царства. Но до тех пор, пока смерть остается реальностью в этом мире, царствование Христа не будет в полной мере утверждено (1 Кор. 15:24–26). Согласно Павлу, неверующие заблуждаются, думая, будто обетование наступления царства никогда не исполнится. Как верно то, что допотопный мир был истреблен водным потопом, так верно и то, что послепотопный мир будет уничтожен огнем при пришествии Господа. Тогда будет утверждено новое небо и новая земля, на которых обитает правда (2 Петр. 3:3–13). Иоанн записал прекрасное обетование Иисуса: «Да не смущается сердце ваше; веруйте в Бога и в Меня веруйте… когда пойду и приготовлю вам место, приду опять и возьму вас к Себе, чтобы и вы были, где Я» (Ин. 14:1–3). Лишь полноценное и постоянное общение с Богом положит конец страданиям этого мира (Откр. 21:1–5).

Д. Способ Его пришествия

Поскольку смерть и воскресение Иисуса гарантируют окончательную победу, авторы Нового Завета объявляют, что мы живем в последнее время (Евр. 1:2; 9:26; 1 Кор. 10:11; Иак. 5:3; 1 Петр. 1:20). Подобные высказывания привели некоторых ученых–богословов к убеждению, будто Второе пришествие Христа состоится не буквально, а через сошествие Его Духа на Церковь. При таком толковании наступление Царства Христова осуществится через победу нравственных принципов христианства. (645)

Воскресение Христа вводит новую эру: «последние дни» (Деян. 2:17; Евр. 1:2). Конец приблизился, потому что Христос открыл последний период в истории этого мира. Время больше не означает промедление, но предвкушение (2 Петр. 3:9); оно летит вперед к славной кульминации пришествия (Рим. 13:11, 12). Вот почему верующий может с уверенностью ожидать допуска в обещанную небесную обитель (2 Кор. 5:1–5; Ин. 14:1–3).

Таким образом, Новый Завет логично и последовательно утверждает, что Второе пришествие Христа:

Личное и буквальное

Евангелисты настаивают на том, что распятый Господь лично явился ученикам после воскресения из мертвых (Мк. 16:9; Лк. 24:25–43). Он предложил усомнившемуся Фоме прикоснуться к Его ранам (Ин. 20:26, 27). Иисус был восхищен во славу после того, как доказал ученикам в течение 40 дней, что Он жив (Деян. 1:3).

Ученикам, расстроенным этой новой разлукой, ангелы объявили, что сей Иисус вернется точно так же, как Он вознесся на небо (стих 11). Сын Человеческий ушел на облаке и вернется на облаках небесных, с силой и славой великой, в соответствии с обетованием (Мф. 26:64; Мк. 13:26; Откр. 1:7).

По словам апостола Павла, «Сам Господь… сойдет с неба» (1 Фес. 4:16). Господь, жизнь наша, явится (Кол. 3:4), чтобы даровать нам «венец правды» (2 Тим. 4:8). Мы ожидаем, что Иисус, Сын Божий, Которого Отец воскресил из мертвых, сойдет с неба (1 Фес. 1:10). Он однажды принес Себя в жертву, чтобы «подъять грехи многих», и теперь принесет спасение тем, кто ожидает Его пришествия (Евр. 9:28).

Видимое и слышимое

Если Второе пришествие будет личным событием, оно не может не быть видимо. Термины апокалипсис, эпифанейя и парусияу применяемые в Новом Завете для описания Его возвращения, свидетельствуют о том, что объявил Сам Иисус: увидят Его все племена земные (Мф. 24:30). Иоанн пишет еще конкретнее: «Узрит Его всякое око» (Откр. 1:7). Его возвращение будет сопровождаться устрашающими космическими знамениями, которые невозможно не заметить (Лк. 21:25–27). Иисус предупредил Своих учеников о лжепророках, которые попытаются заставить их поверить в то, что Второе пришествие будет сокровенным и таинственным событием, тогда как оно будет видимо на всех концах земли. Оно будет подобно вспышке молнии в грозовых облаках, которая бывает хорошо видна по всему горизонту (Мф. 24:26, 27).

Иисус придет, чтобы явить Свою славу (Тит. 2:13) и привести в восторг святых Своих (2 Фес. 1:10). Он явится в пылающем огне, чтобы поразить тех, кто не желает знать Бога (стихи 7, 8). Любая попытка низвести Второе пришествие Иисуса до какого–то невидимого, таинственного события противоречит свидетельству всего Нового Завета. Пришествие Христа будет общественным событием, о котором объявит громкая труба, как это происходило при появлении царей древности (1 Фес. 4:16; Мф. 24:31). В нем нет никакой тайны.

Славное и победоносное

Если Первое пришествие было пришествием смирения, то Второе пришествие, напротив, будет происходить во славе. Христос придет на облаках небесных с силой и славой (2 Фес. 1:7). Он вернется как Царь царей и Господь господствующих (Откр. 19:16), чтобы победить всех врагов Своих (1 Кор. 15:25).

Мир стенает в муках неопределенности по поводу настоящего и будущего. Теология не может снять эти опасения посредством сворачивания всей эсхатологии до рассуждений о жизни после смерти. Священное Писание проливает свет как на то, что происходит после смерти, так и на будущее человеческой истории, возвещая о Втором пришествии Христа во славе. Будущее христианина освещено славной перспективой Второго пришествия Спасителя — блаженным упованием всех христиан (1 Тим. 1:1).

Катастрофическое

О конце этого мира уже было объявлено в Ветхом Завете. Новый Завет связывает этот конец со Вторым пришествием Христа (Мф. 13:40, 41). Согласно Даниилу, камень, оторвавшийся от горы, сотрет в прах все земные царства (Дан. 2:44). Подобно тому, как потоп истребил допотопный мир, пришествие Христа приведет к тому, что «небеса с шумом прейдут», а земля сгорит (2 Петр. 3:10). Поскольку Бог хочет создать «новое небо и новую землю» (Откр. 21:1), конец этого мира в том виде, в каком мы его знаем, — это не только всемирное, но и космическое или вселенское явление.

Внезапное

Трансцендентный характер Второго пришествия опять–таки подчеркивается его внезапностью. Оно застигнет людей врасплох. Иисус использовал несколько метафор, чтобы предупредить об этом Своих учеников: ночной вор (Мф. 24:42–44; Л к. 12:40; ср. с 1 Фес. 5:2, 4; 2 Петр. 3:10), жених и десять дев (Мф. 25:1–13), потоп и допотопный мир (24:38, 39). Апостол Павел добавляет к этому образ родовых схваток и мук, которые постигают беременную женщину (1 Фес. 5:3).

Эти образы не только не намекают на тайное или невидимое Второе пришествие, но и говорят о том, что оно произойдет неожиданно и внезапно для большинства жителей земли. По этой причине Господь призывает Своих учеников бодрствовать (Мф. 25:13; 24:42). «Потому и вы будьте готовы, — сказал Иисус, — ибо в который час не думаете, приидет Сын Человеческий» (24:44).

В образах, примененных Иисусом и Павлом, нет даже упоминания о времени пришествия: хозяин дома не ведает, в какое время придет вор; девы не знают, когда явится жених; женщина не знает, когда ее постигнут родовые муки. Никто не знает ни дня ни часа, в том числе ангелы и даже Сам Сын Человеческий (Мф. 24:36), но только Отец (Мк. 13:32). Ученикам не сообщается точного времени (Деян. 1:6, 7; Ревью энд Геральд, 16 августа 1887 г.; Свидетельства для Церкви, т. 1, с. 72).

Однако Иисус дал Своим ученикам знамения, возвещающие о приближении Его пришествия, — не для того, (646) чтобы побудить их точно рассчитать дату пришествия, но чтобы они были начеку и не задремали (1 Фес. 5:4–6). Никто не знает, придет ли господин вечером, в полночь, на рассвете или утром, но все должны бодрствовать, когда Он внезапно явится (Мк. 13:35, 36), потому что важные события уже предвозвестили Его пришествие (Мк. 13:28, 29). Важно быть внимательным к этим знакам.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 133; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.172.146 (0.029 с.)