Второе пришествие Христа. Ричард Леман 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Второе пришествие Христа. Ричард Леман



Вступление

Второе пришествие Христа — это одно из главных учений Священного Писания, которое появляется уже в Ветхом Завете. День Господень должен был стать днем мрака для нечестивых и днем радости для возлюбивших Его явление (Ис. 35:4). Однако полное понимание Второго пришествия наступило лишь после Первого пришествия.

Сам Иисус предсказал Свое возвращение (Лк. 21:27; Ин. 14:1–4), и это обетование было подтверждено ангелами, которые передали его опечаленным ученикам после того, как Христос вознесся на небо (Деян. 1:11). «Блаженным упованием» (Тит. 2:13) Павла и первых христиан было пришествие Христа, Который «во второй раз явится не для очищения греха, а для ожидающих Его во спасение» (Евр. 9:28).

Хотя точное время пришествия неизвестно (Мф. 24:36), Христос изложил знамения, указывающие на Его пришествие (стихи 3–33). Христианам, которые готовятся к этому кульминационному событию, когда Христос «воздаст каждому по делам его» (Откр. 22:12), рекомендуется бодрствовать и молиться, чтобы «предстать пред Сына Человеческого» в тот день (Лк. 21:36).

Второе пришествие Христа отражено в названии «адвентист седьмого дня». Пионеры адвентизма считали, что вера во Второе пришествие Христа достаточно важна, чтобы закрепить себе место в названии «малого стада», когда оно стало Церковью в 1860 году. Сегодня народ Божий на земле, как и пророки, апостолы и просто верные дети Божьи во все века, с нетерпением ожидает возвращения Иисуса Христа на землю.


I. Второе пришествие в Писании

A. Терминология Ветхого Завета

1. День Яхве

2. Выбор Остатка

3. Установление Царства

4. Возвращение в рай

5. Апокалиптицизм

Б. Терминология Нового Завета

1. Парусил

2. Эпифания

3. Апокалипсис

B. Средоточие упования

1. Надежда

2. Маранафа

3. Благодарение

4. Сын Человеческий

Г. Царство Божье

1. Трансцендентное царство

2. Загадочное царство

3. Духовное царство

4. Будущее царство

Д. Способ Его пришествия

1. Личное и буквальное

2. Видимое и слышимое

3. Славное и победоносное

4. Катастрофическое

5. Внезапное

Е. Знамения Второго пришествия

1. Некоторые трудные для понимания тексты

2. Знамения в мире природы

3. Знамения в нравственном мире

4. Знамения в религиозном мире

5. Ложные знамения

6. Ошибочно понятое знамение

Ж. Причины Второго пришествия Христа

1. Собрать избранных

2. Воскресить умерших

3. Преобразить и принять всех святых

4. Истребить силы зла и нечестивых

5. Реабилитировать Бога

6. Восстановить землю

7. Восстановить общение с Богом

II. Что вытекает из учения о Втором пришествии

A. Влияние на повседневную жизнь верующего

1. Надежда

2. Любовь

3. Смирение

4. Святость

Б. Мотивы евангелизации

1. Время Святого Духа

2. Время благодати

3. Время действовать

4. Время духовных даров

B. Духовная подготовка к Его возвращению

Г. Кажущееся промедление

Д. Выводы

III. Исторический обзор

А. Период апостолов

Б. Период до Никейского Собора

В. От Никейского Собора до Реформации

Г. Реформация

Д. От Реформации до девятнадцатого века

Е. Современная эпоха

Ж. Адвентисты седьмого дня

IV. Комментарии Елены Уайт

A. Второе пришествие в Писаниях

1. Средоточие упования

2. Царство Божье

3. Способ пришествия

4. Знамения Второго пришествия

5. Причины Второго пришествия Христа

Б. Что вытекает из учения о Втором

пришествии

1. Воздействие на повседневную жизнь верующего

2. Мотивы евангелизации

3. Духовная подготовка к Его возвращению

4. Кажущееся промедление

B. Исторический обзор

1. Период апостолов

2. Период от Никейского Собора до Реформации

3. Реформация

4. От Реформации до девятнадцатого века

V. Литература (640)


 

I. Второе пришествие в Писании

Тема Второго пришествия Христа звучит как в Ветхом, так и в Новом Заветах.

А. Терминология Ветхого Завета

Авторы Ветхого Завета верили, что подобно тому как Бог избавил Свой народ из египетского рабства, так Он освободит его от рабства этого мира в «день Господа» (Ис. 13:6, 9; Иез. 13:5).

День Яхве

Центральная тема ветхозаветной эсхатологии (эсхатон — учение о «конце») — это пришествие Яхве (2, с. 31–45). Пророки часто говорили о «том дне» (Зах. 14:9), о «тех днях» (Иоил. 2:29) или, подобно Даниилу, о времени спасения (Дан. 12:1). «День Яхве» ожидается как решающее историческое событие, когда произойдут изменения на социально–политическом и космическом уровне. Пришествие Яхве станет началом нового творения. Поскольку Яхве является Творцом, Он есть и господин истории, ведущий ее к логическому концу (Ам. 4:13; ср. с Опер. 14:6,7).

Катастрофы, следующие одна за другой, и плачевное нравственное состояние Израиля и окрестных народов требуют вмешательства Бога. Но конец не будет следствием политического, социального или нравственного упадка и зла. Он произойдет по причине Богоявления. Трагедия заключается в полном безразличии народов, которые продолжают ходить своими путями, не принимая во внимание это пришествие. Пророки призывают Израиль и окружающие его народы «взыскать Господа» (Соф. 2:1–3), ибо без подготовки они не смогут устоять перед святостью Яхве. Амос обобщает этот пророческий клич следующим образом: «Приготовься к сретению Бога твоего, Израиль» (Ам. 4:12).

а. Историческое событие. Пришествие Яхве нельзя отделить от истории. Это прямое вмешательство Бога в ход истории, а не пришествие в пакибытии, по окончании обычного времени. Текущие исторические события имеют смысл, поскольку объявляют о великой теофании (явлении Бога). Это можно сравнить с воцарением монарха, победившего своих врагов.

Это пришествие уже явно и ощутимо, когда Бог приближается к Своим детям, поклоняющимся Ему (Исх. 20:24), когда Он входит в Свой святой храм, и поклоняющиеся Ему празднуют Его присутствие (Пс. 23:7–10).

Бог также приходит в исторических событиях, чтобы избавить или наказать Свой народ. Это пришествие одновременно является радостным (Ис. 35:4) и страшным (Ам. 5:18–20) событием.

Бог может также прийти через Своего помазанного Примирителя (Быт. 49:10), «Князя мира» (Ис. 9:6), Который принесет Дух во всей полноте (11:2) и будет царствовать в величии и силе Яхве (Мих. 5:1–3).

Наконец, Бог приходит, чтобы исполнить обетование об эсхатоне. Все Его другие явления гарантируют пришествие в конце времени. Он придет «в конце дней» (беахарит хайямим), чтобы явить Свою царственную силу и обновить все в этом мире ради счастья тех, которые ожидали Его во спасение (Ис. 2:1–4; Ос. 3:5; Мих. 4:1–4).

б. Кульминационное событие. Последнее пришествие Яхве объявляется кульминационным событием, которое решит участь каждого. Пророки представляют его «днем тьмы и мрака» (Иоил. 2:2; Ам. 5:18; Соф. 1:15), днем гнева и ярости (Соф. 1:18; 2:2), «днем скорби и тесноты» (1:15), «днем мщения» (Ис. 34:8; Иер. 46:10), воздаяния (Ос. 9:7) и наказания (Ис. 10:3).

Катастрофы, переживаемые Израилем и другими народами, обобщаются в трилогии Иеремии как меч, голод и язва (Иер. 14:12), промежуточные признаки последнего суда. Пророки предвкушали последний день Яхве, который будет пылающим, как печь (Мал. 4:1–3). Последний день — это не местное событие, которого можно избежать, вся земля станет свидетелем пришествия Яхве (Ис. 2:12–19; Соф. 3:8; Мал. 4:1). Каждому придется предстать на суд Божий (Ам. 5:18–20).

в. День суда. Пророки подчеркивают этическое содержание пришествия Яхве. Господь Всемогущий идет судить Свой народ и другие нации. Он придет, чтобы осудить пренебрежение Его законом и восстановить справедливость. Прелюбодеяние, изнасилование, угнетение, ложь и насилие заслуживают наказания (Ам. 2:7; Мал. 3:5). Даже совершая религиозное служение, люди проявляют гордыню и высокомерие (Мал. 1:6–14; 3:7–9). Бог воздаст всем по делам их (Ис. 59:18), и все, поступающие нечестиво, будут как солома (см. Мал. 4:1).

Яхве не только святой Бог, наказывающий грех, Он также и милостивый Бог, Который прощает и спасает (Исх. 20:5, 6; Ис. 6:6, 7). Покаявшиеся грешники, вошедшие в Его завет (Иер. 31:31–34), получат спасение (Ис. 59:20; Иер. 26:13; Иез. 18:31–32). Остаток будет спасен.

Выбор Остатка

Идея Остатка подразумевает страшные события, в результате которых будет уничтожено все, кроме небольшого Остатка. Амос описывает этот Остаток как «две голени» и «часть уха», выдернутые из львиной пасти (3:12), «головню», выхваченную из огня (4:11). Исайя видел только две или три ягоды на оливковом дереве после обивания маслин (17:5,6). Герхард Хазел доказал, что эта тема тесно связана с описанием потопа (17, с. 374, 375). Мы снова находим Остаток в эсхатологической речи Иисуса (Мф. 24:37–41), где Он проводит параллель между Потопом и концом мира.

Из этого малого Остатка, или «пня», оставшегося после срубленного дерева (Ис. 6:13), возникнет новое человечество. Дав своему сыну имя Шеарясув, Исайя хотел сказать, что только Остаток будет спасен — люди, которые останутся верны завету Яхве (7:3; 10:21).

Пророки подчеркивают, что Остаток лишь отчасти будет образован из Израиля (Ам. 9:12). В него также войдут представители других народов (Ис. 56:6, 7). Избрание Остатка объясняется не столько его праведностью, сколько верностью Бога. Божья благодать создает новое (641) общество посредством завета. Это не есть следствие длительного исторического процесса созревания, но результат прямого вмешательства Бога в историю (27\ с. 396; см. Остаток/Три ангела I—IV).

Установление Царства

Эсхатологическая надежда Израиля была сосредоточена на восстановлении царства, которое никогда не разрушится и будет стоять вечно (Дан. 2:44). Это обетованное Царство Мессии из рода Давида (2 Цар. 7:12–16). Оно изображается двумя разными способами. С одной стороны, царство это весьма скромно; его возглавляют харизматические цари, сходство между которыми усиливается их почти неожиданным рождением. Затем они верой одерживают великую победу. Исаак, Иаков, Иосиф, Самсон и Самуил вкусили плоды веры, одержав победу над своими слабостями через веру. Гедеон, Иеффай, Саул и даже Давид (Мих. 5:1,2) родились в безвестности, в маловлиятельных семьях, и жили достаточно скромно. Эти святые мужи пришли к власти не по причине своей личной доблести, но потому, что на них почил Дух Божий (Зах. 4:6). Это участь отрасли, пробившейся из сухого пня, как говорится в Ис. 11:1, 2 и 53:2.

Выходя за пределы предсказанных царств, мы приходим к царствованию Сына Человеческого. Это царство по своей природе значительно превосходит все земные царства. Оно подразумевается в Дан. 2:44, 45, но четкое определение ему дается в Дан. 7:13. Грядущий с облаками небесными представляет собой Божественную Личность (ср. с Иез. 1:4; 10:3, 4). Иудейский национализм затмевается превосходящим его вселенским и трансцендентным царством, которое грядет свыше вместе с Тем, Кто восседает на облаках небесных.

Возвращение в рай

После вавилонского плена, кульминации отчуждения, происходит великое возвращение как Бога, так и Его народа. Оно изображается почти как рай на земле, когда общение с Богом будет совершенным.

Исайя и Иезекииль ясно говорят о воссоздании условий Едема (Ис. 51:3; Иез. 36:35). Дождь будет ниспослан вовремя (Иез. 34:26; Иоил. 2:23), и поля произведут обильный урожай (Ис. 30:23; Иез. 34:27; Иоил. 3:18; Ам. 9:13; Зах. 8:12). Люди будут жить на земле необычайно долго (Ис. 65:20), мирно сосуществуя с животными (Ис. 11:6–8; 2:4; Мих. 4:3,4). Сам Бог, подобно доброму пастырю, будет заботиться о Своем стаде (Ис. 40:11) и царствовать над Сионом (Ис. 52:7). Зло исчезнет. Ведомые новым духом, дети Божьи будут добросовестно исполнять Божественные наставления (Иез. 36:25–27). Снова возродится первая любовь (Ос. 2:16–20).

Апокапиптицизм

Этот новый век не вырастает из старого, ибо суть новое творение. Нынешний век находится под контролем злых сил, поэтому спасение должно прийти извне.

Так, пророк Даниил описывает историю с позиций Бога (Дан. 2). Истолковывая сон Навуходоносора о металлическом истукане, он объявляет последовательность мировых империй и катастрофический конец этого мира. Начиная с неовавилонской империи (605–539 гг. до н. э.), он далее предвидит возникновение сменяющих друг друга мидо–персидской (539–331 гг. до н. э.), греческой (331–168 гг. до н. э.) и римской (168 г. до н. э. — 476 г. н. э.) империй. На смену Риму не придет пятая империя, но занимаемая им территория будет поделена между различными государствами. Наконец, по окончании периода разделенных наций Бог установит Свое Царство, которое символизируется камнем. Оно сотрет в прах все прежние царства, а само будет стоять вечно (Дан. 2:36–45). Иисус Христос отождествлял этот камень с Собой (Лк. 20:17,18).

Пророку, желавшему узнать духовное значение этого откровения, было сказано, что зло умножится. В родственных видениях, изложенных в седьмой и восьмой главах Книги Даниила, те же самые мировые империи изображены в символе страшных зверей, которые пожирают, сокрушают и говорят высокомерно (Дан. 7:4–8). Самый последний рог, выросший на четвертом звере, распространяет свое влияние на религиозный мир, угнетая святых и замышляя отменить у них праздничные времена и закон (стихи 23–25). Он повергает истину на землю (Дан. 8:9–12). Здесь Даниил предсказывает, как папство, духовный Рим, захватит политическую власть и будет действовать на протяжении многих веков.

Подобное угнетение требует суда (Дан. 7), который будет вынесен высокомерному рогу. Так будет утверждена вселенская власть Сына Человеческого.

В Книге Даниила приведена точка отсчета судного времени: по окончании 2300 дней. Согласно принципу «день за год», это случится после 2300 лет (35, с. 56–88; 33, с. 462–474). Это время кажется очень далеким, но это согласуется с видениями второй и седьмой глав, в которых говорится, что Бог вмешается в ход событий после нечестивой деятельности последней власти. Внимательное изучение тесной связи этого пророчества с 70 седминами, упомянутыми в Дан. 9, приводит нас к 1844 году как началу суда перед Вторым пришествием Христа (см. 16, с. 378–461; см. Суд III.Б. 1.а; Святилище III.В.2.а; Остаток/ Три ангела V.B).

Именно этот суд перед Вторым пришествием подразумевает и Христос в Своих заявлениях о конце мира. Когда наступит конец, овцы и козлы уже будут известны (Мф. 25:32,33), равно как плевелы и пшеница (13:30). Как в Ветхом, так и в Новом Завете окончательное решение никогда не принималось без тщательного расследования (Иов 10:6; ср. с Быт. 6:5, 12; Втор. 17:4; 19:18).

Таковы были тенденции ветхозаветной мысли по части эсхатологических ожиданий в кратком обобщении. Они формируют основу для блаженного упования в Новом Завете.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 60; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.140.5 (0.024 с.)