К вопросу о цветотональном слухе 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

К вопросу о цветотональном слухе



 

И. Ванечкина

Цветотональный слух – частное, наиболее распространенное (и систематизированное) проявление цветного слуха у музыкантов. Отношение цветотонового и цветогармонического слуха к цветотональному. Первые упоминания о цветовом "видении" тональностей (Гретри, Бетховен, Шубарт и др.). Сравнительный анализ цветотонального слуха Скрябина, Римского-Корсакова, Асафьева и данных анкетного опроса среди членов Союза композиторов СССР. Закономерности цветотонального слуха. "Теория аффектов" и цветотональный слух. Политональная музыка и цветотональный слух. Атональная музыка и цветотональный слух. Опыт создания и исполнения цветового сопровождения музыки на основе цветотонального слуха.   Опубликовано в кн.: Конференция "Свет и музыка: Тезисы и аннотации (31 янв. – 4 февр. 1969 г.) – Казань, 1969, с.81-82.

 


 

"ЦВЕТОВОЕ ЗВУКОСОЗЕРЦАНИЕ" Н.А.РИМСКОГО-КОРСАКОВА

 

И. Ванечкина

Решение проблемы синтеза музыки и света находится в данный момент в неразрывной связи с изучением цветного слуха. (По нашему определению, цветной слух объединяет все общезначимые светозвуковые ассоциации, включая и графические.) Особый интерес представляет творчество И.А. Римского-Корсакова, обладавшего ярко выраженной синэстезией. (Еще Сабанеев обращал внимание на более непосредственный характер "цветового звукосозерцания" Римского-Корсакова в сравнении со шкалой Скрябина, положенной в основу первого светомузыкального произведения.) Первые упоминания композитора о вырабатывавшемся чувстве "абсолютного значения или оттенка каждой тональности" относятся ко времени написания симфонической сюиты "Антар". "Исключительно ли оно субъективно, — задавался вопросом Римский-Корсаков, — или найдется много композиторов, считающих A dur не за тональность юности, веселья, весны или утренней зари?..." (Отсюда становится ясным, почему эта тональность у композитора ассоциировалась с розовым цветом.) Подтверждение объективности этого чувства он усматривал, например, в том, что 1-ая часть "Пасторальной симфонии" Бетховена написана в тональности F dur, представлявшейся ему зеленой. Примечательно, что возникновение собственного цветотонального видения он объяснял воздействием практики музыкантов-предшественников, которые в процессе своего творчества наделяли тональности определенным эмоциональным содержанием. Сложившаяся у Римского-Корсакова система цветотональных соответствий последовательно проявляется во всем его творчестве. Например, образы моря и воды ("Шехерезада", "Сказка о царе Салтане", "Майская ночь", "Млада" и т. д.) написаны преимущественно в тональностях серовато-зеленоватых, синих — Н, Е, Es. Наряду с этим, можно отметить у Римского-Корсакова и другие синэстетические характеристики тональностей, аккордов, тембров. Вследствие того, что музыка Римского-Корсакова богата изобразительными моментами, можно говорить о наличии у композитора способности, обратной цветному слуху. Так, Римский- Корсаков утверждал, что для него "все тональности, строи и аккорды встречаются исключительно только в самой природе" (пример из "Садко" и др.). Многочисленные примеры изображения световых - как статических, так и динамических - процессов видимого мира указывают на ассоциативное происхождение этой способности, причем,. как отмечал Ю. Кремлев, мы имеем дело не с реальными ассоциативными связями, которые воссоздаются в музыке путем звукоподражания, а с метафорическими, основывающимися на эмоциональной аналогии. Вместе с тем, что эмоционально-цветовые характеристики выразительных средств у Римского-Корсакова носят ярко индивидуальный характер, последовательная логичность организации материала - в уподоблении видимому (подражание динамике, пространственному развитию, отношению планов на основе часто встречающихся, наиболее вероятных визуальных соответствий динамике звука, мелодическому развитию, отношению тембров и тональностей) -позволяет добиться ощущения красочности музыки, общезначимой для многих слушателей. На эту особенность организации звукового материала у Римского-Корсакова указывал еще Асафьев. "Я подметил, что в логике корсаковских тональных соотношений, особенно терцовых; и в тональных планах лежат не рассудочные закономерности учебника гармонии, а что тут налицо тесная связь... с несомненным тяготением к звуко-цвето-красочной изобразительности, не случайно связанной с его звуко-цветовыми ощущениями..." Неудивительно, что сопровождение произведений Римского- Корсакова по его цветовой шкале воспринималось вполне органично (опыт исполнения в Казани в 1964 году "Испанского каприччио", сцены "Три чуда" из "Сказки о царе Салтане"). Из этого не следует, конечно, что видимая музыка должна быть реализацией цветотонального (вообще - цветного) слуха на экране, но в первых опытах светового сопровождения оказывает целесообразным и более естественным обращение к таким произведениям, как музыка импрессионистов Римского-Корсакова, Скрябина, Стравинского. Римский-Корсаков говорил, что "в музыке сперва господствовала одинокая мелодия, затем были открыты гармония и ритм, а в настоящем столетии - колорит". Последовательное развитие этой тенденции, как известно, привело к опытам по введению реального света в музыкальные произведения (Скрябин, Шенберг, Ласло и др.).   Опубликовано в кн.: Конференция "Свет и музыка: Тезисы и аннотации (31 янв. – 4 февр. 1969 г.) – Казань, 1969, с.82-84

 


 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 118; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.85.76 (0.004 с.)