Специфика педагогических исследований 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Специфика педагогических исследований



Специфика педагогических исследований требует четкого определения сложившихся на практике форм:

1) Изучение передового педагогического опыта – это практика обучения, воспитания, образования и их результат. Изучая опыт, исследователь не вмешивается в работу, а как бы ее фотографирует. Изучение опыта подводит к разработке путей совершенствования педагогической практики, к разработке способов преодоления проблем в обучении, воспитании и управлении ими.

2) Опытная педагогическая работа (например, пилотные школы) характеризуется активным вмешательством исследователя в работу школы, ДЮСШ, творческое ее преобразование, организацией передового опыта.

3) Одним из вариантов опытно-исследовательской работы является педагогическая инновация ( от слов с латинского языка in-в, novus-новый).Педагогическая инновация это процесс создания, освоения, использования и распространения новшеств (методов, методик, форм, технологии, учебных программ).

При исследовании сложных педагогических явлений и процессов, зачастую необходима проверка эффективности каждого приема, которая проводится в рамках педагогического эксперимента.

Эксперимент (научно поставленный опыт в точно учитываемых условиях) в педагогических науках понимается как метод познания и как направленная педагогическая деятельность по созданию и апробации новых технологий. В ходе эксперимента исследователь не только вмешивается в ход процесса, но и изменяя условия, изменяет сам педагогический процесс. При этом устанавливаются зависимости между педагогическим воздействием или условиями воспитания и обучения и их результатом. Эксперимент позволяет проникнуть в сущность изучения явлений, раскрыть внутренние связи между ними и, тем самым, увеличить возможность управления ими. В эксперименте исследователь обнаруживает наличие и отсутствие причиной связи между педагогическим воздействием и результатом, между явлениями и условиями их проявления. Особенностью педагогического эксперимента является то, что исследователю приходится иметь дело с развивающейся личностью, на которую действует одновременно множество факторов.

Методологическая основа педагогических исследований в ФК и спорте

Понятие методологии

Любое научное исследование начинается с определения исходных научных позиций будущего научного поиска. Такой точкой отсчета в исследовательской деятельности является методология науки.

Продуманная методологическая основа обеспечивает исследователю научный объективный подход к анализу изученных явлений и процессов и прогнозирование результатов исследования.

Методология – сложное понятие и трактуется в науке в широком и узком смысле.

В широком смысле методология означает исходную философскую позицию научного познания, универсальную для всех научных дисциплин.

Методология в широком смысле – это философское учение о методах познания и преобразования действительности, учение о применении принципов мировоззрения к процессу познания.

Универсальной исходной позиций для всех наук является материалистическая диалектика, отрасль научных знания о наиболее общих законах развития природы, общества, человеческого мышления.

Материалистическая диалектика указывает путь познания как нечто постоянно развивающегося, движущегося единого целого. Диалектика формирует наиболее общие законы развития: единства и борьбы противоположностей, переход количества в качество, отрицания. Эти законы дополняются и конкретизируются такими философскими категориями как причина и следствие, необходимость и случайность, сущность и явление, содержание и форма и др.

Диалектика рассматривает все понятия в их органическом единстве и непрерывном процессе их возникновения и развития.

Исследователь, изучая сущность явления, с позиции диалектики раскрывает содержание явления в его взаимосвязь. Но этой основе вскрывает внешние противоречия, а затем их переход во внутренние. Показывает диалектику становления, развития противоречию и, в итоге, обнаруживает сущность изучения явления и условия его протекания.

В узком смысле методология означает теорию научного познания в конкретной науке. Методология педагогики, в частности, ТФК (теория физической культуры), представляет собой систему знаний об основных и структуре педагогических теории, о способах получения научного знания, о методологических подходах к изучению педагогических явлений и процессов.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 213; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.137.218 (0.004 с.)