Наука, ее функции, роль в обществе, в физической культуре и спорте 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Наука, ее функции, роль в обществе, в физической культуре и спорте



Лекция №1

Тема: ВВЕДЕНИЕ В ДИСЦИПЛИНУ «ОСНОВЫ НИР»

План лекции:

1.Предмет и задачи дисциплины.

2.Наука, ее функции, роль в обществе, в физической культуре и спорте.

2.1. Понятие о науке

2.2. Специфические черты науки.

2.3. Отличия науки от других отраслей культуры. Значение науки в обществе.

2.4. Цель науки в физической культуре и спорте.

3. Понятие о научном познании, уровни, методы научного познания.

 

1. Предмет и задачи дисциплины

    Введение курса «Основы НИР» в учебный процесс обусловлено объективной необходимостью овладения студентами методов и методики научно-исследовательской работы в сфере физической культуры и спорта, а также технологией выполнения курсовых и дипломных работ по специальности.

    Дисциплина «Основы НИР» излагает минимум знаний, умений и навыков по основам научно-исследовательской и научно-методической деятельности в свете современных концепций теории физической культуры и спорта согласно государственному обязательному стандарту высшего профессионального образования.

    Цель курса - формирование у студентов теоретических знаний основ теории и методики педагогических исследований в ФК и спорте.

Учебная работа по курсу «Основы НИР» проводится в соответствии с учебным планом в форме лекций и практических занятий, а также самостоятельной работы студентов.

Задачи дисциплины:

1. Сформировать у студентов знания методов организации и проведения научных исследований, основ методической деятельности в сфере ФК и спорта.

2. Ознакомить с технологией подготовки курсовых и дипломных работ.

3. Научить организовать и проводить научно-исследовательскую и методическую работу по проблемам физического воспитания и спорта.

4. Сформировать навыки научно-методической работы для решения конкретных педагогических задач, возникающих в процессе физического воспитания.

Наука, ее функции, роль в обществе, в физической культуре и спорте

Понятие науки

Наука в современных условиях является важным фактором, обусловливающим прогрессивные преобразования в обществе во всех областях, в том числе в образовании, физической культу­ре, спорте, физическом воспитании. Научно-методическая под­готовка служит важнейшей составляющей профессионализма действующих специалистов и залогом высокого уровня профес­сиональной готовности выпускников вузов - будущих специа­листов.

В государственных образовательных стандартах высшего про­фессионального образования в сфере физической культуры и спорта научно-методическая деятельность выделена как одна из основных. В требованиях к уровню подготовки выпускника по спе­циальности «Физическая культура» отмечено, что он должен иметь представление об интеграционных процессах «наука - производ­ство», «наука - образование»; знать методы организации и про­ведения научно-исследовательской работы, основы методической деятельности в сфере физической культуры и спорта; уметь орга­низовывать и проводить научно-исследовательскую и методичес­кую работу по проблемам физического воспитания, оздоровитель­ной физической культуры и спортивной тренировки, применять навыки научно-методической деятельности для решения конкрет­ных задач, возникающих в процессе проведения физкультурно-спортивных занятий; подготовить и защитить научную по харак­теру выпускную квалификационную.

Курс основ научно-методической деятельности связан с курсом теории и методики физического воспитания и спорта, другими дис­циплинами предметной подготовки, а также с учебно-исследова­тельской и научно-исследовательской работой студентов, с про­блематикой научных исследований на кафедрах, с подготовкой выпускных квалификационных работ.

Наука определяется как сфера человеческой деятельности, основная функция которой — выработка и теоретическая систематизация объек­тивных знаний о действительности; она включает как деятель­ность по получению нового знания, так и ее результат — сумму знаний, лежащих в основе научной картины мира. В ходе истори­ческого развития наука превратилась в производительную силу и важнейший фактор, оказывающий значительное влияние на все сферы общества.

Выработка нового знания происходит в процессе научного ис­следования — целенаправленного познания, результаты которого выступают в виде системы понятий, законов и теорий. Для научно­го познания характерны свои цели и методы получения и проверки новых знаний. Научное исследование опирается на методологию науки — учения о принципах построения, формах и способах науч­ного познания.

       Основу методологии составляют диалектический метод и сис­темный подход. Принципы и основы диалектики обладают формой всеобщности, они действуют во всех областях мира и проявляются в действиях остальных законов, выступают их основой. В условиях интегрирования отраслей знания формировались принципы сис­темности, теория и методология системного анализа, системный подход и системный метод. Задача системного исследования зак­лючается в унификации отдельных отраслей знания путем указания на то, каким образом закономерности, наблюдаемые в погра­ничных областях, могут быть поняты как частные случаи более общих закономерностей. Системный подход предполагает установление связей между составными частями изучаемого объекта как единого целого и рассмотрение его в конечном счете как системы. Наряду с методологией успешность научного исследования во многом зави­сит от выбора методов исследования, наиболее адекватно соответ­ствующих цели и задачам научной работы.

Цель науки - описание, объяснение и предсказание процес­сов и явлений действительности, составляющих предмет ее изу­чения, на основе открываемых ею законов, новых знаний.

Специфические черты науки

Наукой называется специфический вид человеческой деятельности, направленной на разработку, описание и систематизацию объективного знания о действительности, природе, обществе и человеческом мышлении.

При рассмотрении такого многоаспектного явления как наука выделяют три ее функции: отрасль культуры общества, способ познания мира, специальный общественный институт (в это понятие входит вся система научных учреждений).

Как и другим сферам деятельности человека, науке присущи специфические черты:

ü универсальность – наука сообщает знания, истинные для всего универсума, при которых они добыты человеком,

ü фрагментарность – наука изучает не бытие в целом, а различные фрагменты реальности, делится на отдельные дисциплины,

ü общезначимость – получаемые знания пригодны для всех людей, язык науки – однозначный, фиксирующий термины и понятия, что способствует объединению людей,

ü обезличенность – ни индивидуальные особенности ученого, ни его национальность, место проживания не представлены в результатах исследования,

ü систематичность – наука имеет определенную структуры, а не является безсвязным набором частей,

ü незавершенность – хотя научное знание безгранично растет, оно не может достичь абсолютной истины, после познания которой уже нечего будет изучать,

ü преемственность – новые знания определенным образом и по строгим правилам соотносятся со старыми,

ü критичность – готовность поставить под сомнение и пересмотреть результаты,

ü внеморальность – научные истины нейтральны в морально-этическом плане, а нравственные оценки могут относиться либо к деятельности по получению знания, либо по его применению,

ü рациональность – получение знаний на основе рациональных процедур и законов логики, формирование теорий и их положений,

ü  чувственность – научные результаты требуют эмпирической проверки с использованием восприятия и только после этого признаются достоверными.

Кроме того, для науки характерны свои особые методы и структура исследования, язык, аппаратура.

Реферат и доклад

Реферат. С этого вида работы обычно начинается знакомство студента — начинающего исследователя с научно-методической работой. В реферате в сокращенном виде излагается содержание научной работы, какой-либо книги (краткий обзор содержания нескольких книг).

Выделяют два вида рефератов — литературный (обзорный) и методический. Первый предполагает анализ литературных данных по определенной теме, попытку систематизировать материал и выразить свое отношение к нему. Второй направлен на характеристику цели и задач исследования, методов для их решения, попытку сделать заключение (выводы) по результатам анализа. Материал рефератов может быть использован в курсовой, дипломной работе.

Доклад. По своему характеру доклад представляет собой запись устного сообщения по какой-либо теме. И этим доклад мало, чем отличается от реферата. Большое распространение в последние годы получили тезисы докладов на научно-практическую конференцию. Тезисы — краткое изложение основных положений доклада, фрагмента диссертации. Объем тезисов 1-2 стр., доклада -5 10 стр. Устное сообщение (доклад) содержит задачи, методы иссле­дования, обоснование новых фактов, выводы, практические предложения.

Дипломная работа

В соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования все без исключения дипломированные специалисты готовят и защищают дипломную работу. Дипломная работа по своему характеру глубже курсовой, но проще диссертационной на соискание ученой степени кандидата наук. По дипломной работе утверждается научный руководитель.

Объем дипломной работы — от 60 до 80 с. машинописного текста, набранного через один интервал. Работа имеет титульный лист, оглавление, четкое разделение по главам и разделам, выводы, практические рекомендации, приложения, список литературы. Как правило, включает таблицы, иллюстрации.

Характеристика монографии

Монография. Это научный труд, углубленно разрабатывающий одну тему, ограниченный круг вопросов. Монография представляет собой книгу, в которой самими авторами излагаются данные собственных научных исследований. Монография может быть написана одним автором или коллективом авторов. Объем монографии — от 4—5 до 10—15 авторских листов и выше. В монографии детально раскрываются методы и организа­ция исследования, доказательный фактический материал, осо­бенно экспериментальной части исследования, теоретические обобщения и новые положения, выдвигаемые автором (авторами) на основании полученных результатов.

Научная статья. Тезисы

Научная статья. Среди видов научных работ статья занимает важное место, в ней обычно излагают наиболее значимые резуль­таты научного исследования. Такие статьи публикуются в научных журналах, сборниках научных трудов. Объем статьи — от 5 до 15 с. структура статьи: название; фамилия автора (авторов); ключевые слова; введение; методика исследования; результаты и их обсуждение; заключение; литература.

Тезисы. Тезис (от греч. tesic— положение, утверждение) имеет несколько значений: в логике это положение, истинность которого должна быть доказана. Тезисы — кратко сформулированные основные положения доклада, лекции, сообщения и т. п. Объем тезисов — 1 — 2 с. машинописного текста, набранного через 1; 1,5; 2 интервала. В тезисах должны быть изложены лишь основные данные, отражающие самую суть проведенного исследования и убедительно аргументированные.

Понятие методологии

3.2. Основы методологических исследований

3.2.1. Системный подход

3.2.2.Личностно-деятельностный подход

3.2.3.Исторический подход

3.2.4. Моделирование

 

Понятие методологии

Любое научное исследование начинается с определения исходных научных позиций будущего научного поиска. Такой точкой отсчета в исследовательской деятельности является методология науки.

Продуманная методологическая основа обеспечивает исследователю научный объективный подход к анализу изученных явлений и процессов и прогнозирование результатов исследования.

Методология – сложное понятие и трактуется в науке в широком и узком смысле.

В широком смысле методология означает исходную философскую позицию научного познания, универсальную для всех научных дисциплин.

Методология в широком смысле – это философское учение о методах познания и преобразования действительности, учение о применении принципов мировоззрения к процессу познания.

Универсальной исходной позиций для всех наук является материалистическая диалектика, отрасль научных знания о наиболее общих законах развития природы, общества, человеческого мышления.

Материалистическая диалектика указывает путь познания как нечто постоянно развивающегося, движущегося единого целого. Диалектика формирует наиболее общие законы развития: единства и борьбы противоположностей, переход количества в качество, отрицания. Эти законы дополняются и конкретизируются такими философскими категориями как причина и следствие, необходимость и случайность, сущность и явление, содержание и форма и др.

Диалектика рассматривает все понятия в их органическом единстве и непрерывном процессе их возникновения и развития.

Исследователь, изучая сущность явления, с позиции диалектики раскрывает содержание явления в его взаимосвязь. Но этой основе вскрывает внешние противоречия, а затем их переход во внутренние. Показывает диалектику становления, развития противоречию и, в итоге, обнаруживает сущность изучения явления и условия его протекания.

В узком смысле методология означает теорию научного познания в конкретной науке. Методология педагогики, в частности, ТФК (теория физической культуры), представляет собой систему знаний об основных и структуре педагогических теории, о способах получения научного знания, о методологических подходах к изучению педагогических явлений и процессов.

Системный подход

Системность исходит из утверждения диалектики о всеобщей связи предметов и явлений в природе и обществе. Системный подход опирается на положения диалектики о необходимости изучения всех сторон и связей позволяемого явления и процесса, рассмотрения их в самодвижении и развитии. В изучении педагогических явлений системный подход закрепляет то, что было догадкой, гипотезой.

Реализация системного подхода требует соблюдения определенных условий:

1. Установление всего суммы составных элементов изучений явления или процесса.

2. Изучение связано, зависимостей каждого элемента от всех остальных и на этой основе выделено основных элементов.

3. Раскрытие зависимости установленной системы от внешних условий.

4. Описание конкретного элемента дается в неразрывности со всей системой.

5. Свойства изучения процесса вытекает не только из суммирования свойств его элементов, но и из особенностей системы в целом, самой структуры системы.

Показатель системного подхода в педагогике – разработка проблемы целостного педагогического подхода. Доказывается, что объектом деятельности педагога является педагогический процесс. Сущность его заключается в организации деятельности внутри системы «педагогики учащихся» при руководящей роли педагога.

Исторический подход

Исторический подход в изучении педагогических явлений дает возможность выстраивать сравнения, аналогии, увидеть связи явления или процесса на протяжении длительного времени, позволяет выявить тенденции их изменения и развития.

Суть исторического подхода можно определить как от изучения прошлого, к анализу настоящего в сравнении с прошлым, и на этой основе прогноза будущего «Своеобразная формула современного педагогического исследователя. Из прошлого через настоящее – в будущее».

Реализация исторического подхода способствует:

а) в ыявлению перспективных направлений науки с учетом исторических тенденции развития науки.

б) п остроению научных гипотез с учетом исторической динамики научных фактов.

в) м оделированию новых систем воспитания, образования на основе ретроспективного анализа имеющихся систем в истории развития науки.

г) и ллюстрированию достоверными фактами выдвигаемых положений и выводов.

д) и зучению не только сущности педагогического явлений и процессов, а также условий и факторов, обуславливающих их развитие, и эволюции самого объекта исследования.

Все методологические подходы дополняют взаимно друг друга и взаимосвязаны между собой.

Моделирование

 Моделирование характеризуется построением или подбором некоторой модели исследуемого объекта и оперированием с этой моделью для получения сведений, которые могут быть по аналогии перенесены на воспроизводимый объект. Объектами моделирования при этом бывают: параметры физической подготовленности, отдельные стороны процесса физического воспитания, динамика некоторых показателей, характеризующих развитие физической культуры в обществе и многое другое.

Основная литература [1, 2, 6, 7, 8]

Дополнительная литература [13, 14, 15, 18]

Контрольные вопросы:

1. Охарактеризовать педагогическое исследование как процесс и результат научной деятельности.

2. Какова специфика педагогических исследований?

Выбор темы исследования

Выбор темы курсовой или дипломной работы – одна из сложных и наиболее ответственных задач, от правильного решения которой в значительной степени зависит успех работы в целом. Количество тем, требующих разработки, и теоретически, и практически неисчерпаемо. Однако значение некоторых общих положений и рекомендаций может облегчить студенту выбор соответствующей темы. Одним из важнейших критериев правильности ее выбора является актуальность (теоретическая и практическая значимость). Судить об актуальности в каждом конкретном случае можно по тому приложению, какое ее разработка может найти в практике физической культуры и спорта. Признаками актуальности темы могут быть следующие:

- общий интерес со стороны ученых, педагогов и тренеров к проблеме;

- наличие потребности практики обучения, воспитания и тренировки в разработке вопроса на данном этапе;

- необходимость разработки темы в связи с местными климатическими и другими условиями.

На современном этапе весьма актуальны исследования, связанные с оздоровительными, образовательными и воспитательными воздействиями средств физической культуры и спорта, в том числе новых, нетрадиционных физкультурно-спортивных видов на различные по возрасту, полу, уровню образования, образу жизни, учебной, трудовой деятельности категории занимающихся.

Особое значение имеет исследование прикладной направленности средств и методов физической культуры и спорта. В научной разработке нуждается методика применения физических упражнений при изучении (оценка) и развитии у занимающихся способностей и тем самым оказание им помощи в овладении школьной учебной программой, спортивным, профессиональным мастерством и боевой подготовкой в процессе службы в армии.

В научной разработке нуждается методика применения средств физической культуры и спорта в целях активного отдыха, восстановления работоспособности после умственных, физических и эмоциональных напряжений, постепенного вхождения в процесс учебной, спортивной и профессиональной деятельности.

Слабо исследованы возможности средств и методов физического воспитания и спорта при занятиях с лицами среднего и пожилого возраста, мужчинами и женщинами. Знания и практический опыт, накопленные по этим вопросам, еще очень мало изучены специалистами, а следовательно, это наследие еще не в полной мере служит людям.

Существует большая необходимость в разработке вопросов, касающихся техники выполнения различных видов упражнений. В перспективе большую помощь здесь могут оказать современные информационные технологии.

В специальном научном обосновании нуждаются организация и методика проведения школьного урока,

Определенный интерес вызывает тематика, связанная с физическим воспитанием детей дошкольного возраста.

Правильному выбору темы курсовой или дипломной работы, ее успешному выполнению способствует наличие соответствующей материально-технической и экспериментальной базы для проведения исследований. Основу такой базы составляет, прежде всего, необходимая литература по теме, научно-исследовательская аппаратура, компьютеры, место проведения исследования и соответствующий контингент испытуемых.

При выборе темы необходимо четко представлять ее границы. Для правильно избранной темы характерна не обширность поставленных вопросов, а тщательность и глубина разработки. Более обширная тема для студента может оказаться непосильной, так как требует определенного опыта ведения научно-исследовательской работы и времени. В последние годы большое внимание уделяется комплексности разрабатываемых тематик, коллективности в решении актуальных научных проблем. Такой подход окажется полезным и в подготовке дипломных работ. В этом случае каждый студент может представить в виде дипломной работы определенный раздел исследований, проведенных коллективов.

Выдвижение рабочей гипотезы

Знание предмета исследования позволяет выдвинуть рабочую гипотезу, т.е. предложение о возможных путях решения поставленных задач, о возможных результатах изучения педагогического явления, может быть, даже о возможных теоретических объяснениях предполагаемых фактов. Гипотеза может быть индуктивной или дедуктивной. Индуктивная гипотеза должна исходить из самих фактов и наблюдений, накопленных ранее, определения связей и зависимостей между ними. Что касается дедуктивной гипотезы, то она в своей основе уже должна иметь определенные теоретические положения и закономерности и ставить целью подтверждение их темы или иными новыми фактами и наблюдениями. В теории и методике физического воспитания на этом развития преобладают исследования с разработкой индуктивных гипотез. Объясняется это, во-первых, многолетним существованием в педагогической практике положений, которые себя оправдывают, но не имеют экспериментального обоснования; во-вторых, отсутствием количественных характеристик подобных общеизвестных положений.

Источниками разработки гипотезы могут быть обобщение педагогического опыта, анализ существующих научных фактов и дальнейшее развитие научных теорий. Любая гипотеза должна рассматриваться как первоначальная канва и отправная точка для исследований, которая может подтвердиться или не подтвердиться. Общим для гипотезы является то, что все они строятся и проверяются на основе большого объема фактического материала.

5. Классификация (группировка) специфических методов исследования в физическом воспитании

Знание общих законов развития материального мира позволяет правильно подойти к познанию тех или иных конкретных явлений природы и общественной жизни. Единственно научный метод познания действительности - диалектический материализм, правильно отображающий объективные законы. Объективность рассмотрения явлений, стремление постичь вещь такой, какая она есть в совокупности ее многообразных связей, существенных отношений к другим вещам, - все это должно пронизывать научную работу при использовании любых специфических для данной науки методов исследования.

Современные знания еще не позволяют дать обоснованную классификацию специфических педагогических методов исследования в физическом воспитании. Можно говорить об их условной группировке. Тем не менее, она позволяет оценивать возможности каждого метода и выбирать тот, который в наибольшей степени отвечает задачам исследования.

Приведенная ниже группировка характеризуется: во-первых, разграничением систем проведения учебно-воспитательных занятий с целью изучения эффективности тех или иных педагогических факторов и методов выявления и регистрации воздействия этих факторов; во-вторых, отнесением к разным группам методов сбора текущей информации о педагогическом процессе (например, хронометрирования) и методов сбора ретроспективной информации, т.е. всех тех сведений, которые уже имеются в теории и практике физического воспитания по изучаемому вопросу (анализ литературы, документов и пр.).

 Для оценки результатов педагогического исследования немаловажную роль играет правильность отбора испытуемых для комплектования экспериментальных и контрольных групп. Эти группы должны быть максимально идентичными по своим характеристикам. Только в этом случае можно утверждать, что эффективность учебно-тренировочного процесса достигнута благодаря экспериментальной методике.

  Несмотря на то, что область физической культуры и спорта относится к педагогическим наукам, ее развитие во многом зависит от уровня развития таких наук, как педагогика, психология, социология, физиология, биология, математика, информатика и др. В связи с этим, в проводимых исследованиях, широкое применение нашли различные методы научного познания из других областей науки и техники. С одной стороны, это явление можно считать положительным, так как оно дает возможность изучить исследуемые вопросы комплексно, рассмотреть многообразие связей и отношений; с другой – обилие всевозможных методов в какой-то мере затрудняет выбор соответствующих методов для конкретного исследования.

Основным ориентиром для выбора методов исследования должны служить его задачи. Именно задачи и вопросы, поставленные перед собой, определяют способы их разрешения, а стало быть, и выбор соответствующих методов. При этом важно подбирать такие методы, которые были бы адекватны своеобразию изучаемых явлений.

В практике проведения исследований, направленных на решение задач теории и методики физического воспитания, наибольшее распространение получили следующие методы:

1. Анализ научно-методической литературы, документальных и архивных материалов.

2. Педагогическое наблюдение.

3. Беседа, интервью и анкетирование.

4. Контрольные испытания.

5. Хронометрирование.

6. Экспертное оценивание.

7. Педагогический эксперимент.

8. Математико-статистические методы.

Применение основных педагогических методов в исследованиях в области ФКС позволяет в каждом конкретном случае использовать самые разнообразные приемы, способы и методики регистрации и сбора информации (физиологические, психологические, биомеханические, медицинские и др.) – от обычного визуального анализа и оценки до современных технических устройств и приборов, компьютеров и информационных технологий.

Основная литература [3, 4, 6, 7, 8]

Дополнительная литература [11, 13, 14, 17, 21, 22, 26]

Контрольные вопросы:

1. Этап планирования исследования.

2. Выбор темы; определение объекта и предмета, цели и задач, названия работы, разработка гипотезы.

3. План исследования. Подбор испытуемых.

4. Выбор методов исследования.

.

 

Лекция 5

Педагогическое наблюдение

 представляет собой планомерный анализ и оценку индивидуального метода организации учебного воспитательного процесса без вмешательства исследователя в ходе этого процесса.

Цель наблюдений – изучение разнообразных вопросов педагогического процесса, а именно: задачи обучения и воспитания, средства и методы обучения, воспитания, тренировки, поведение занимающихся и преподавателя, тренера, характер и величина тренировочной нагрузки и реакция организма на нагрузку, элементы техники и тактические действия, величина характеристик движений (количественная сторона процесса: количество бросков, ударов приемов, падений и т.д.). Объектом наблюдений могут выступать отдельные учащиеся, спортсмены, классы, команды и т.д.

Оно отличается от бытового наблюдения: 1) планомерностью и конкретностью объекта наблюдения; 2) наличием специфических приемов регистрации наблюдений явлений и фактов (специальных протоколов, условных обозначений при записях); 3) последующей проверкой результатов наблюдения.

К достоинствам наблюдения относятся: 1)возможность судить о многих деталях живого педагогического процесса, 2) фиксация педагогического события в момент их протекания, 3) возможность оценки отдаленных последствий физического воспитания, 5) независимость от умения исследуемых оценивать свои действия, высказывать свое мнение.

К слабым сторонам наблюдения относятся:

1) наличие элементов субъективизма в анализе и оценке педагогических явлений и фактов,

2) недоступность наблюдению некоторых сторон деятельности занимающихся и учителя (мотивы деятельности, эмоциональное состояние),

3) возможность получить сравнительно малую выборку, что делает данные не репрезентативными,

4) пассивность наблюдателя, не позволяющая ему активизировать стороны деятельности, которые являются объектом наблюдения

    Наблюдение как метод исследования применяется в следующих случаях: 1) когда требуется получить сведения о педагогическом процессе в чистом виде, без внесения в него изменений со стороны,

2) когда необходимо собрать первичную информацию о педагогическом явлении или процессе,

3) когда следует дать педагогическую оценку фактам, полученным другими методами, например, хронометрированием,

4) когда требуется уточнить гипотезу и методику исследования,

5) когда необходимо проверить эффективность педагогических рекомендаций на заключительном этапе исследования.

Виды наблюдений

Непосредственные - опосредованные

Проблемные - тематические

Разведочные - основные

Включенные - не включенные

Открытые - закрытые

Непрерывные - прерывистые

Организация наблюдения

Перед наблюдением исследователь должен

1. Определить задачи исследователя.

2. Наметить объекты наблюдения.

3. Определить способ проведения наблюдения.

4. Подобрать приемы фиксации полученных данных.

5. Установить метод анализа собранного материала.

Для проведения наблюдения используются следующие способы:

1) Протоколирование:

а) словесное описание;

б) графическая фиксация с использованием условных обозначений;

в) стенографирование.

2) Фотографирование и киносъемки, видеозапись.

3) Звукозапись.

Контрольные испытания

    проводятся с помощью тестов, упражнений, проб. Система применения контрольных упражнений называется тестированием.

С помощью контрольных испытаний решаются задачи:

1. Определение состояния здоровья.

2. Определение состояния и уровня физического развития.

3. Определение уровня развития физических качеств.

4. Выявление динамики физического развития, физической подготовленности.

5. Рационализация существующих систем оздоровления.

6. Проверка теоретических положений на практике.

7. Установление нормативов физического развития.

8. Разработка контрольных нормативов для оценки здоровья людей разного возраста, пола, уровня подготовленности.

В зависимости от задач различают тесты:

- для функционального исследования сердечно-сосудистой, дыхательной системы;

- для антропометрических измерений;

- для исследования физической работоспособности;

- для исследования физических качеств;

- для определения психологических свойств.

В методике проведения тестов руководствуются следующими общими положениями:

- Условия тестирования являются одинаковыми для всех исследуемых.

- Контрольные упражнения, тесты должны быть доступны для всех исследуемых.

- В сравнительных исследованиях тесты должны характеризоваться индифферентностью (независимостью) по отношению к изучаемым факторам.

- Результаты тестирования измеряются в объективных единицах измерения.

- Желательны простота измерений и оценки, наглядность результатов тестирования для испытуемых.

- Сроки проведения должны отвечать решению поставленных цели и задач исследования.

Методы опроса

    включают беседу, интервью, анкетирование.

    Беседа применяется как основной и дополнительный метод для получения информации о том, что не было достаточно ясным при наблюдении. Составляется план, вопросы к беседе.

    Интервью – метод получения информации путем устных вопросов по интересующей исследователя теме.

    Анкетирование – метод, предусматривающий письменный опрос с помощью системы стандартизированных вопросов и заранее подготовленных анкет.

    Различают по вопросам следующие виды анкет:

прямые и косвенные

открытые и закрытые

    Экспертное оценивание – метод экспертных оценок с привлечением специалистов. Наиболее простой способ экспертизы - ранжирование, т.е. определение относительного значимости объектов экспертизы на основе упорядочивания.

Хронометрирование, как метод позволяет определить время, затраченное на выполнение какого-либо действия и изобразить это графически.

 

Подготовка помощников экспериментатора

Успех исследования часто зависит от качества подготовки помощников экспериментатора. Все требования, которые предъявляются к экспериментатору, в равной мере относятся и к его помощникам.

Роль помощников особенно очевидна в исследованиях с применением нескольких методов. Еще более сложна их роль в педагогическом эксперименте.

Каждый педагогический эксперимент связан с проведением занятий. Содержание их, планирование, определение методики проведения - все это предмет забот экспериментатора. Однако существует два (не исключающих одно другое) мнения о том, кто должен проводить занятие: сам экспериментатор или его помощник-преподаватель.

Проведение экспериментальных занятий самим исследователем дает ему возможность осуществлять намеченное более целеустремленно, с большим увлечением, помогает лично прочувствовать весь ход занятия.

Но в этом есть и свои отрицательные стороны, которые проявляются, когда речь идет об объективном сравнении применяемых методов обучения и воспитания, новых форм организации занятий и т.п. Представим себе педагогический эксперимент, задачей которого является сравнительный анализ новых методов активизации школьников с методами, обычно применяемыми в практике классно-урочных занятий. Приступая к подобному исследованию, экспериментатор, естественно, построил рабочую гипотезу, по которой намеченные им методы активизации, по всем признакам, должны дать большие результаты. И вот он берет два равноценных класса: первый - экспериментальный, а второй - контрольный. Надо ли доказывать, что, проводя уроки в обоих классах, экспериментатор не может совершенно беспристрастно, вполне объективно оценивать, например, ход самого занятия и т.п.

Нельзя упускать из виду и такую деталь. Предположим, рабочая гипотеза экспериментатора оправдывается и новые методы дают лучшие результаты. Условия же исследования обязывают его в контрольном классе продолжать применять старые, заведомо малоэффективные методы. Психологически немногие могут выдержать такую борьбу с самим собой.

Кроме того, проведение занятий экспериментатором не дает ему возможности с необходимой тщательностью анализировать весь ход обучения и воспитания и одновременно фиксировать наблюдаемое в соответствующих документах.

Если занятия проводит помощник экспериментатора, он должен делать это по конспектам и указаниям исследователя.

Помощник-преподаватель должен иметь высокую квалификацию и быть достаточно беспристрастным к проводимой научно



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 3033; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.193.172 (0.129 с.)