Учебники и учебные пособия. Основные характеристики. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Учебники и учебные пособия. Основные характеристики.



Учебник. Учебник - книга для учащихся или студентов, в ко­торой систематически излагается материал по определенной об­ласти знаний на современном уровне достижений науки и куль­туры; основной и ведущий вид учебной литературы. В учеб­нике могут быть использованы результаты научного исследова­ния, кандидатской или докторской диссертации, проверенные в ходе учебного процесса, тренировочной и соревновательной дея­тельности, в оздоровительной физической культуре и т.д.

При создании учебника необходимо определить его роль и ме­сто в системе средств подготовки специалистов, цели и задачи обучения и воспитания, учесть требования к этому виду учебной литературы. Учебник служит основным источником знаний по конкрет­ной учебной дисциплине и предназначен для самостоятельного усвоения этих знаний студентами, ему принадлежит ведущая роль среди других средств, используемых студентами при самостоя­тельной работе.

Учебное пособие. Учебное пособие как вид учебной литературы посвящается отдельным разделам программы, это могут быть так­же сборники упражнений, задач, лабораторных практикумов, хрестоматии, учебные словарей, альбомы, атласы и др. Учебные пособия призваны содействовать закреплению полученных зна­ний и формированию умений и навыков в их применении, уме­нию решать конкретные задачи. Учебное пособие может выпол­нять функции учебника. Это бывает в тех случаях, когда в учебный план вводится новая дисциплина и для ее изучения вначале раз­рабатывается учебное пособие, а после анализа опыта работы по этому учебному пособию и в случае положительного заключения оно может быть переведено в ранг учебника.

Методические рекомендации. В связи с многообразием проявле­ния методической деятельности существует много видов методи­ческих публикаций: методические рекомендации, методические указания, методические разработки, методические письма. Одни из них подготовлены на основе результатов научного (диссерта­ционного) исследования, другие — на основе обобщения резуль­татов практической деятельности профессорско-преподавательс­кого состава; учителей физической культуры; тренеров юных или квалифицированных спортсменов; медицинских работников; спортивных врачей; федеральных или региональных органов уп­равления образованием, физической культурой, спортом и туриз­мом. Требования к методическим рекомендациям разного плана та­кие же, как к учебникам и учебным пособиям, но с учетом задач, объема и конкретных пользователей.

Электронное издание представляет собой совокупность графи­ческой, текстовой, цифровой, речевой, музыкальной, видео-, фото- и другой информации, представленной на любом элект­ронном носителе — магнитном (магнитная лента, магнитный диск и др.), оптическом (CD-ROM, DVD, CD-R, CD-I, CD+ и др.), а также опубликованной в электронной компьютерной сети.

К учебным электронным изданиям относятся издания, разра­ботанные по заказу Министерства образования, заказам реги­ональных органов управления образованием, а также в инициа­тивном порядке с содержанием, соответствующим полному учеб­ному курсу или отдельным его частям по различным видам учеб­ных работ и учебных дисциплин (лекция, урок, семинар, лабора­торные и практические занятия, самостоятельная, домашняя ра­бота, контрольная, тест и др.). Под учебным курсом в данном случае понимаются дисциплины вуза, включенные в утвержден­ный примерный учебный план. Выделяют следующие виды электронных изданий:

Электронный учебник — основное учебное электронное изда­ние, созданное на высоком научном и методическом уровне, пол­ностью соответствующее федеральной составляющей дисципли­ны Госстандарта специальностей и направлений, определяемой Дидактическими единицами стандарта и программой.

Электронное учебное пособие — издание, частично или полнос­тью заменяющее или дополняющее учебник и официально утвержденное в качестве данного вида издания. К электронным учебным пособиям также относятся издания по отдельным, наиболее важ­ным разделам дисциплин Госстандарта специальностей и направ­лений, по дисциплинам примерного и рабочего плана, а также сборники упражнений и задач, альбомы карт и схем, атласы кон­струкций, хрестоматии по дисциплинам примерного и рабочего учебного планов, указания по проведению учебного эксперимен­та, указания к практикуму, курсовому и дипломному проектиро­ванию, справочники, энциклопедии, описание тренажеров и др. Несмотря на то что в настоящее время пока нет общепринято­го определения «электронный учебник», по нашему мнению, он должен обеспечивать выполнение всех основных функций, вклю­чая предъявление теоретического материала, организацию при­менения первично полученных знаний (выполнение тренировоч­ных заданий), контроль уровня усвоения (обратная связь) без помощи каких бы то ни было бумажных носителей, то есть только на основе компьютерной программы. Электронный учебник (учеб­ное пособие) призван не только сохранять все достоинства кни­ги, но в полной мере использовать современные информацион­ные технологии, мультимедийные возможности, предоставляемые компьютером. К таким возможностям относятся:

· представление педагогических (физических, химических и т. п.) процессов в динамике;

· наглядное представление объектов и процессов, недоступ­ных для непосредственного наблюдения (процессы в микромире, процессы, обладающие очень малыми или очень большими вре­менными характеристиками, и т. п.);

· компьютерное моделирование процессов и объектов, требу­ющих для своего изучения уникальных или дорогостоящих обору­дования, материалов и других средств (моделирование соревнова­ний, новых элементов в гимнастике, эталонов двигательных дей­ствий и т.п.);

· аудиокомментарий автора учебника, ведущих спортсменов, тренеров, судей;

· включение в учебный материал аудио- и видеосюжетов, ани­мации;

· организация контекстных подсказок, ссылок (гипертекст);

· быстрое проведение сложных статистических, биомехани­ческих и других вычислений с представлением результатов в циф­ровом или графическом виде;

· оперативный самоконтроль и контроль знаний студента при выполнении им упражнений и тестов.

Подготовка электронных учебников (пособий) требует знаний в предметной области и в области современных информационных технологий, поэтому их создание предполагает, как правило, со­трудничество двух специалистов: предметника и программиста; при этом любые знания информационных технологий спе­циалиста-предметника чрезвычайно полезны. Основная цель при этом — изучение возможностей современных информационных технологий, обращая особое внимание на аудио- и видеофраг­менты, способы визуализации формул, графиков, рисунков, таб­лиц и пр. Главное здесь — понять, какими средствами лучше пе­редавать знания обучающемуся, а не как их программно реализо­вать.

Официальный статус учебного электронного издания утверж­дается только федеральным органом управления на основе вы­полнения определенных требований.

Соавторство. Научная или методическая работа может быть выполнена одним автором или авторским коллективом. В соавтор­стве обычно выполняются крупные работы: монографии, учебни­ки, учебные пособия и большие методические рекомендации, а также тезисы докладов на научно-практическую конференцию, где материал доклада подготовлен на основе данных коллектива исследователей.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 421; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.233.41 (0.007 с.)