Тема 4. Работа над ситуацией в аудитории 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 4. Работа над ситуацией в аудитории



Важным этапом работы над кейсом является деятельность преподавателя в аудитории, где он выступает со вступительным и заключительным словом, организует малые группы и начинает дискуссию, поддерживает деловой настрой в аудитории, оценивает вклад учащихся в анализ ситуации.

Данный вид работы предполагает в первую очередь повышение эффективности деятельности преподавателя, так как во время работы над кейсами в аудитории, он не только реализует максимально свои способности, но развивает их. Кроме того, он, как активный организатор ситуационного обучения, реализует стратегическую задачу – развитие личности студента в процессе профессиональной подготовки. При этом, преподаватель выполняет несколько функций: гносеологическую (получение и накопление знаний студентами), проектировочную (проектирование целей занятия, методической системы, рациональное посторенние занятия, разработка методов, приемов и технологий занятия), конструирующую (отбор и композиционное построение занятия, выбор места проведения, форм проведения), организационную (организация себя и студентов, их видов деятельности: групповую, коллективную и индивидуальную), коммуникативную (установление контакта с аудиторией, объективность в восприятии партнеров по общению, способность вызывать доверие, способность быть открытым, способность предвидеть и ликвидировать конфликты, способность выходить из нестандартных ситуаций, а также предвидеть и гибко менять общение в зависимости от ситуации, перестраивать свое поведение и деятельность в связи с изменившимися условиями), воспитательную (воспитание личности учащегося, его общая и профессиональная социализация, мотивация на дальнейшее обучение и развитие).

Повышение эффективности деятельности преподавателя возможно, если он использует в работе с аудиторией ряд специальных принципов, свойственных только преподавателю, практикующему кейс-методы в своей работе:

- принцип партнерства, сотрудничества с учащимися;

- принцип смещения роли преподавателя с трансляции и «разжевывания знаний» к организации процесса их добывания;

- принцип открытости знания, заключающийся в том, чтобы показать студентам безграничность и связь знания;

- принцип свободы выбора, который гласит, что каждый учащийся имеет право свободного выбора решения или поведения, за который он несет ответственность;

- принцип творчества, предполагающий превращение кейса и занятия в неповторимый творческий продукт и усиление творческой импровизации в ходе обучения;

- принцип прагматизма, ориентирующий на четкое определение возможностей того или иного кейса и возможных результатов обучения.

Анализ кейса и поиск эффективной формы представления в аудитории представляет собой наиболее серьезную, интенсивную и продуктивную фазу обучения. Она предусматривает выявление факторов и определения частей проблемы, а также их соотношение. Хотя начало каждого занятия имеет свои особенности и протекает в иных условиях (например, специфика аудитории), тем не менее, само занятие подчинено особому плану действий, которому должен следовать каждый преподаватель, использующий ситуационное обучение.

Ознакомление студентов с кейсами чаще всего делается за несколько дней до его обсуждения в аудитории. На наш взгляд, это особенно целесообразно, если преподаватель впервые работает с кейсами или аудитории эта форма работы пока не знакома. Тогда мы предполагаем, что просто необходимо встретиться с несколькими студентами перед занятием, чтобы рассмотреть с ними данные, сравнить анализы и обсудить стратегии. Это поможет усовершенствовать выбор  стратегий, а также исследовать и обогатить понимание проблем данной ситуационной модели через восприятие других людей. Принципиально важным является то, что проблемы и темы, по которым предлагается кейс, были заранее изучены и проработаны студентами.

Творческие действия преподавателя при работе с ситуацией в аудитории можно представить в виде алгоритма действия, изображенного на рис. 1.

 


Рис.1. Этапы работы над ситуацией в аудитории.

 

Как видно из рисунка 1, работа над ситуацией в аудитории представляется пятью основными этапами: введение в кейс, анализ ситуации, презентация решения кейса индивидуально или по группам, общая дискуссия, этап подведения итогов.

 Каждый этап определяется жесткими временными рамками, поэтому целесообразно в начале занятия предупредить группу о том, что при работе в аудитории необходимо помнить о трех правилах времени: помнить о времени (оно не бесконечно), беречь время (можно что-то не успеть), ценить время (все, что происходит каждый момент – очень важно и уже не повторится). Так же необходимо для устранения возможных острых или непредвиденных ситуаций ввести также несколько других правил работы, которые помогут избежать возможного недопонимания или конфликтных ситуаций. Правила могут быть следующими: не оскорблять друг друга во время обсуждения, не перебивать и т.д. Более подробно о том, какие правила можно ввести в начале работы, будет сказано ниже.

А теперь разберем подробнее каждый этап работы.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 144; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.15.128.243 (0.004 с.)