Эвристический потенциал Case stuty 
";


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Эвристический потенциал Case stuty



Педагогические исследования ситуации активно проводятся при переходе от педагогики мероприятий к педагогике среды, где педагогическая ситуация задается с целью влияния на протекание образовательного процесса, предусматривающего развитие личности [ Борытко, 2001;.Сериков,2007 и др.]. Категория ситуации при анализе воспитательного процесса, по В.М.Борытко, выступает в двух функциях: как рамка исследования и как содержательная единица процесса.

Механизм развития личности в условиях ситуационного обучения обоснован тем, что «всякая ценность будет иметь значимость для субъектов образовательного процесса лишь через представление ее в виде задачи-коллизии, требующей сопоставления этой ценности с другими ценностями; в форме диалога, предполагающего исследование смысла; через имитацию жизненной ситуации, позволяющей апробировать эту ценность в действии и общении с другими людьми, сравнить с другими ценностями» требуют переосмысления с позиции самого человека.

Для того, чтобы обращение к педагогической ситуации в профессиональном образовании решало поставленные задачи, необходимо учитывать особенность ее описания, включать не только описание явных событий, но так же затрагивать «неявные», «скрытые» факторы образования (В.А.Сухомлинский, А.Н.Тубельский, И.Д.Фрумин, А.А.Остапенко и др.). «Скрытыми» данные факторы названы потому, что они, являясь проявлением многослойности педагогической реальности, могут оказывать косвенное влияние на процесс обучения и организацию деятельности учителей и учащихся в школе [Фрумин, С.15].

Ситуационное обучение обладает потенциалом развития личности так же в силу созвучия с опытом проживания учащимися многочисленных ситуаций в образовании. Данный опыт по-разному влияет (в виде проекции) на актуальную ситуацию. В традиционной научной культуре мир рассматривается как данный объективно, существующий независимо от познающего субъекта. Проективный мир постигается как нечто созданное и продолжающее создаваться людьми, как продукт и результат их усилий и замыслов, и человека осознает себя субъектом существующего мира, вносящим смысл и свободным в его осмыслении. проективного образования (Г.Саймон,1972, Дж.Джонс, 1986, О.Генисаретский.1989, К.Кантор,1990,и др.).

1.Проективное образование (от проекция-«бросать вперед»), определяемое как «думать о будущем»,замышлять», «проектировать». В замыслах, проектах, свойственных каждому человеку, человек ориентируется в действительности, «образуется».

2. Проективное образование происходит в процессе решения жизненных проблем, субъективных задач.

3. Образование рассматривается как внутренний процесс развития личности, протекающий вне или на фоне обучения, имеющий свои законы. 

4.В проективном образовании меняется роль педагога, который становится скорее советником, консультантом, хотя роли тренера, инструктора, репетитора, присутствуют. Кроме дидактических, выстраиваются иные отношения между участниками педагогического взаимодействия, предполагающие взаимный обмен информацией, поиск решения.

5.Проективное образование рассматривается как проекция личности на среду. На основе прошлого опыта под влиянием обучения предполагается получение таких результатов, как представления, впечатления, замыслы и планы.

Данные положения созвучны представлениям о создании личностно-развивающей ситуации, обеспечивающей становление опыта субъективирования, т.е. «выработки своего (личностного) знания, собственного мнения, своей концепции мира (мировоззрения), своего стиля, собственной структуры деятельности» [Сериков,1999,с.165],. «опыт быть личностью».

Педагогическая ситуация определяется как "реальная обстановка в учебной группе и в сложной системе отношений и взаимоотношений, которую нужно учитывать при принятии решения о способах воздействия на них"[ Кузьмина,1967]. В педагогических ситуациях перед учителем наиболее отчетливо встает задача управления деятельностью ученика. При ее решении учителю надо уметь вставать на точку зрения ученика, понимать, как ученик воспринимает сложившуюся ситуацию, почему он поступил именно так.

Типизация ситуаций педагогического взаимодействия позволяет педагогу предусмотреть необходимые способы и приемы, обеспечивающие результативность педагогического взаимодействия. Однако в условиях смысловой неопределенности современного исторического момента, привносящей дискретный и нелинейный характер социальной коммуникации, разновидностью которой выступает образование, педагогу так же требуется готовность к совместной с обучающимися организации актуальной ситуации взаимодействия. В антропологическом рассмотрении педагогическая ситуация предстает в виде системы педагогических условий становления личности ребенка, сознательно конструируемых или используемых педагогом в воспитательных целях; при этом учащиеся выступают субъектами, способными к созиданию себя.

Исследователи обращают внимание на континуальность ситуаций, из которых складывается взаимодействие. Например, неразрывность разного характера ситуаций, отображена в представлении Б.П.Битинаса в виде взаимосвязанной цепи воспитательных ситуаций, Б.Т.Лихачева об уровневом характере «отношенческих» воспитательных ситуаций в виде уровня необходимого, должного, обязательного; уровня свободного выбора вида деятельности, общения и избирательных отношений; уровня случайного в общении, где взаимоотношения и взаимодействия приобретают индивидуальный смысл.

В содержательном рассмотрении ситуации может быть выделено два основных направления. Одно из них состоит в выявлении и учете педагогом определенных факторов ситуации, используемых в процессе управления педагогическим процессом [Третьяков.1997; и др.]. Второе направление представлено в научных исследованиях и в практике в виде анализа типических ситуаций, зачастую негативных, которые позволяет подготовиться к возможным затруднениям в процессе взаимодействия с обучающимися до наступления реальной ситуации [Игнатьева,2006; Drayer,1979].

Наиболее распространенным является рассмотрение авторами затруднительных ситуаций, с которыми сталкивались начинающие учителя. Таким образом осваивается само понятие типичных ситуаций затруднения педагога, так и способ, которым молодые педагоги пытались привести их к благоприятной развязке. В некоторых случаях читателю предоставляется возможность предложить собственные варианты решений.

Большинство затруднительных ситуаций относится к вопросам дисциплины, мотивации, эмоциональной адаптации, индивидуальных различий, оценки познавательного прогресса учащихся, наконец, взаимоотношений в стенах школы.

Среди ситуаций затруднения выделяются так же дидактогенные ситуации, когда нарушение педагогического такта со стороны учителя приводит к возникновению у учащихся негативных психических состояний. Дидактогенные ситуации способствуют формированию детских психотравм, Ребенок переживает психотравмирующую ситуацию в том возрасте, когда он еще не способен к активно-поисковому ее преодолению, он может закрепиться в своей исходной тенденции к пассивно-оборонительному реагированию, базируется на одной из основных потребностей человека - потребности в безопасности. Риски, связанные с данными ситуациями, требуют пристального внимания в процессе подготовки педагогов.

Обращение к реальным ситуациям затруднения и путей их решения призвано дать начинающему педагогу более глубокое понимание основ деятельности. Зачастую начинающим педагогам не видно за методическими задачами будничных вопросов. Потому так важно заранее продемонстрировать им типичные трудности, которые, по всей вероятности, ожидают завтра в стенах школы. Начинающий учитель может посмотреть на себя со стороны в сложных ситуациях и принять определенные решения, как если бы он столкнулся с ними реально.

Кроме ситуаций затруднения в качестве типичных разрабатываются представления о ситуации успеха. Ситуация успеха - это такая совокупность обстоятельств и действий учителя и ученика, действуя согласно которым ученик достигает успеха в решении учебных задач. Ситуация успеха – это разновидность ситуаций, преднамеренно создаваемых учителем, воспитателем для всех детей, но в первую очередь, кому этот успех дается с трудом – неуверенных в себе, скромных и застенчивых, имеющих комплекс неполноценности, без больших способностей. Ученик переживает радость победы, преодоления трудностей, чем преодолевает уныние, неверие в свои силы и способности. Создавая (проектируя) ситуации успеха, педагог поступает по-христиански, протягивая руку помощи слабому и нуждающемуся, выравнивает морально-психологический климат в детском коллективе.

Важно подчеркнуть, что с помощью типовых ситуаций стимулируется творческий подход учителя, а не освоение готовых рецептов решений. Заблаговременное приобщение начинающих учителей к животрепещущим проблемам школы может послужить толчком к переосмыслению различных педагогических идей и решений. Такой подход обладает тем очевидным достоинством, что он побуждает начинающих учителей тщательно обдумывать и оценивать свои решения.

 

Вопросы для самопроверки

1. С чем связывают появление ситуационного метода обучения?

2. Какие ситуации называют типовыми?

3. Что именно в ситуативном обучении позволяет развивать профессиональную компетентность педагога?

 

Творческие задания

1. Составьте описание типовых дидактогенных ситуаций.

2. Составьте описание типовых ситуаций успеха.

3. Предложите собственную типологию ситуаций профессиональной деятельности педагога.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 72; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.131.72 (0.004 с.)