Пятый этап работы - этап подведения итогов. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Пятый этап работы - этап подведения итогов.



Этап подведения итогов – это завершающее выступление преподавателя. Продолжительность этапа составляет 10-15 минут. Преподаватель должен «раскрыть карты». Для кейсов, написанных на примере реальных конкретных ситуаций, должна прозвучать информация о том, как были решены проблемы, которые обсуждались учащимися на самом деле. Если это модель ситуации или ситуация обобщенная, то преподаватель должен представить (обосновать) свою версию решения ситуации.

Следует акцентировать внимание на том, что кейс может иметь и другие решения, а затем выделить лучшие решения в группе и расставить акценты поощрительного характера (рейтинг успеваемости). Очень важно на этом этапе поощрить даже за малые успехи или достижения каждого участника. Поощрения могут выглядеть как похвала хорошо говорившему, четко подведшему итоги, очень сегодня собранному и сосредоточенному и т.д.

Несколько рекомендаций по проведению этого этапа занятия.

- Это один из самых ответственных этапов работы, поэтому речь преподавателя должна быть лаконичной, последовательной, аргументированной.

- Для подведения итогов преподавателю лучше всего фиксировать в блокноте все свои наблюдения, чтобы потом выстроить своё выступление.

- Важно похвалить каждого активного участника. А неактивным необходимо пожелать успехов в дальнейшей работе с кейсами.

Подведем некоторые итоги.

    Роль преподавателя при проведении занятия очень важная. Во- первых, он должен четко придерживаться плана проведения этой формы занятия: вступительное слово, знакомство с кейсом, постановка основных вопросов, распределение по малым группам, организация работы в малых группах, организация общей дискуссии, обобщающее выступление преподавателя, его анализ ситуации, заключительной слово преподавателя, оценивание студентов преподавателем. Эти этапы работы отражены в рис.2.

 

 

 


    Как мы увидели выше, роль преподавателя при использовании кейс-метода существенно отличается от традиционной. Преподаватель как бы передает свои полномочия учащимся, его руководящая роль сводится к минимуму. Он становится наблюдателем, консультантом, модератором, регулирующим работу группы.

При использовании кейс-методов необходимо учитывать состав аудитории: либо это студенты, не имеющие практического опыта, но владеющие теорией, либо это практики, которые хуже владеют теорией или в ряде случаев вообще ею не владеют, но зато имеют практический опыт. Разница между ними заключается в восприятии ситуации, качестве концептуализации ситуаций, а также в уровне и качестве принятия решения.

Допустим, задается ситуация – на предприятии падает объем продаж. Студент-дебютант воспринимает ситуацию так, как она выглядит внешне (падение объема продаж), в то время как практик сразу связывает ее с возможными причинами происходящего (увеличение цены, появление новых конкурентов, смена руководства на предприятии, недостаточная реклама или ее отсутствие и т.д.).

Студент хуже концептуализирует ситуацию, он не всегда в состоянии решить проблему иерархии информации, т.е. отделить главное (основное) от второстепенного (не основного). Сделать это часто непросто, так как основное не всегда лежит на поверхности, не всегда заметно. Кроме того, дебютант имеет тенденцию упрощать ситуацию, что совершенно неоправданно, и отношение его к ситуации обычно эмоциональное, тогда как у практика оно более прагматичное.

В отличие от дебютанта практик, как правило, выделяет главный элемент (основное) и подчиняет ему другие (не основные). Он стремится не упростить ситуацию, как это делает дебютант, а объяснить ее (то, что сложно, должно быть объяснено).

Решения, принимаемые дебютантом, базируются на теории, на каких-то готовых рецептах. При этом он часто забывает о возможных последствиях, не учитывает, как принятое решение может сказаться на финансовом положении предприятия, на людях и т.д. Но он более подкован теоретически.

Решения, принимаемые практиком, как правило, прагматичны и ответственны. Однако практик хуже владеет теорией.

Задача кейс-методов обучения состоит в том, чтобы студент не упрощал ситуацию, а старался ее объяснить, чтобы он умел вычленить главное (основное), чтобы умел принимать правильные решения и чтобы эти решения были ответственными, с учетом возможных последствий и возможных препятствий, т.е. у студента должен быть выработан определенный стереотип поведения.

Основное в кейсовой методике – это правильный выбор (принятие правильного решения).

Работа над кейсом обычно проходит в группе, однако работа в группе требует соблюдения определенных правил.

Вопросы для самопроверки

1. Назовите этапы работы над кейсом в аудитории.

2. Сколько времени должен занимать анализ ситуации, дискуссия, заключительное слово?

3. Какую роль играет преподаватель на каждом этапе работы с кейсом. Обоснуйте ответ.

4. Какие функции преподаватель реализует при работе над кейсом?

Творческие задания

1. Какой этап вам представляется самым важным и почему?

2. Как бы вы разбили коллектив учащихся на микрогруппы? Дайте вариант своего решения ситуации.

3. Какие рекомендации вы бы добавили на основе своего опыта? Разработайте и обоснуйте их.

4. Какие техники позволят говорить молчаливым и быть сконцентрированными говорливым?

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 130; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.178.133 (0.006 с.)