Тема 5. Риски в ситуационном обучении 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 5. Риски в ситуационном обучении



Ситуационное обучение требует особого напряжения сил всех сторон: учащихся и преподавателя. Вследствие чего риски при использовании ситуационного обучения более вероятны и непредсказуемы. Опишем некоторые из них:

1. Учащиеся могут испытывать затруднение в формулировке проблем, вычленении участников ситуации, в анализе материалов кейса. Такая ситуация возможна, когда ситуационное обучение используется впервые. Тогда, как мы отмечали выше, необходимо провести предварительную подготовку, дать частично задание на дом, попробовать элементы этого вида обучения.

2. Трудность может возникнуть при классификации проблем, при выделении комплекса проблем. Этих ситуаций не стоит опасаться: всему можно научить! И если такая ситуация возникает, то ее нужно использовать ситуацию тоже обучающую.

3. Иногда студенты затрудняются в выборе путей разрешения, не видят многообразия путей разрешения ситуации. На первых порах можно показать, как могла бы ситуация разрешаться по-другому, а в последствии показать, какие источники позволили бы помочь оценить ситуацию иначе.

4. Трудность может возникнуть и в установление причин, которые привели к возникновению данной ситуации, и ее последствий (причинно-следственный анализ). Рецепт,как выше отмечалось, - учить всем операциям.

5. Риски возникают и тогда, когда в группе начинается обсуждение ситуаций. Студенты могут испытывать затруднение в диагностике содержания деятельности в ситуации, ее моделирование и оптимизация (праксеологический анализ), а также в построении системы оценок ситуации, ее составляющих, условий, последствий, действующих лиц (аксиологический анализ).

6. Риски возможны и в подготовке предсказаний относительно вероятного, потенциального и желательного будущего (прогностический анализ) и в выработке рекомендаций относительно поведения действующих лиц ситуации (рекомендательный анализ).

7. Работа с одним и тем же кейсом в разных аудиториях может протекать совершенно по-разному, непредсказуемо. К этой ситуации преподаватель должен быть готов, должен уметь перестроить ситуацию.

8. При работе с кейсами студенты могут испытывать существенные затруднения, неудачи в ходе аналитической работы могут снижать мотивацию. необходимо подбадривать их, использовать вербальные и невербальные средства положительной оценки.

9. Свободные дискуссии, которые применяются в группе, могут увести участников от проблемы к решению других вопросов, показавшихся аудитории более интересными. Поэтому преподаватель должен помнить о том, что его цель – модерирование дискуссии, а значит он не может позволить уйти дискуссии в сторону.

10. Работа с кейсом требует существенных затрат времени, в условиях его постоянного дефицита – велик риск замены кейс-метода иллюстративной составляющей. Да, это минус. Но результат превосходит все ожидания – дальнейшая работа пойдет быстрее.

11. Студенты могут испытывать психологический дискомфорт в процессе анализа кейса, вызванный применением нового нетипичного вида работы на занятии, работой в команде или необходимостью участвовать в дискуссии. Приемы положительной оценки и

12. Традиционные, стандартные ситуации «без интриги», несоответствующие изучаемому знанию могут привести к потере интереса и исследовательской мотивации у студентов.

13. Студенты одной команды или разных команд могут оказаться представителями разных социальных групп, которые имеют различные ценности, что может привести к конфликту (например, национальный вопрос). Поэтому довольно часто при решении кейса возникает проблема согласования ценностей, ценностного партнерства, без которого невозможно нормальное взаимодействие людей.

14. Риски возникают при использование открытой дискуссии: если студенты не обладают значительной степенью зрелости и самостоятельностью мышления, не умеют аргументировать, доказывать и обосновывать свою точку зрения, то такая дискуссия превратиться в балаган. В данном случае преподавателю придется учить такой форме взаимодействия.

15. Риск может заключаться и в том, что более активные, психологически раскованные и уверенные в себе студенты не дают высказаться или перебивают других студентов. Преподаватель должен добиваться участия каждого студента, не допускать подобных ситуаций.

16. Участники одной команды могут невнимательно слушать других участников, продолжая свою дискуссию или считая свою работу выполненной. Тогда цель совместной дискуссии и оценки ответов других команд будет нарушена. В этом случае преподаватель должен внимательно следить за дискуссией, не забывать о своей роли модератора, дисциплинировать аудиторию.

17. Также существует риск необъективности оценки преподавателем деятельности студента при решении кейса. чтобы избежать недопонимания, преподаватель должен спросить: все ли согласны с оценкой, нет ли недопонимания. Лучше, если каждая оценка будет обоснована преподавателем и согласована с учеником.

18. Несогласие студента с оценкой преподавателя. Чтобы избежать подобной ситуации необходимо с правилами и системой оценивания студенты должны быть ознакомлены до начала работы над кейсом.

 

 

Приложения

 

Кейс 1

Чувство юмора учителя содействует разрешению дисциплинарной проблемы. С Джерри я столкнулся в первую неделю моей самостоятельной работы преподавателем английского языка в восьмом классе. Он сидел, развалившись, за последним столом, развлекая себя и окружающих. Коллеги предупреждали меня, чего можно ожидать от Джерри, которого абсолютно не интересовали школьные занятия, учителя, да и сама школа.

Родителей Джерри вызывали несколько раз по поводу его плохого отношения к учебе. Но они были убеждены, что их сын-образец добродетели, и обвиняли учителей в мелочных придирках. Без содействия родителей попытки школы сладить с этим подростком были безуспешны.

Дурная репутация Джерри была известна всем. Но я решил, что мнения других учителей не должны влиять на мои взаимоотношения с учащимися. Мне не хотелось, чтобы у кого-либо из школьников возникло такое чувство, будто им заранее приклеивают ярлык. А подобное встречается довольно часто. На уроках я старался предоставить каждому учащемуся возможность доказать на деле, чего он стоит.

К концу первой недели моей работы с классом все школьники, кроме Джерри, знали, что от них требуется, и активно участвовали в занятиях. Все учащиеся своевременно сдавали домашние работы, прилежно трудились в классе и очень неплохо себя вели. Все - за исключением Джерри. Когда я просил его сдать на проверку домашнюю работу, ее не оказывалось или же Джерри признавался, что не выполнил задание. Вызывая его отвечать, я должен был втолковывать, на какой странице мы остановились, какое предложение разбирали и т. п. Довольно скоро стало очевидно, что Джерри превосходно понимает материал, но просто не желает работать. Мне подумалось, что, если с Джерри обращаться как с первоклассником, вызывая его по чаще на уроках, он призадумается и начнет переоценивать свое поведение. Но я заблуждался. Применив несколько раз этот метод, я был вынужден от него отказаться, поскольку он требовал большой и совершенно напрасной траты времени.

Тогда я попробовал действовать по-другому. В школе была заведена система так называемых отрицательных баллов для нерадивых и недисциплинированных. Количество отрицательных баллов регистрировалось в информационных карточках для родителей, чтобы они имели четкое представление о поведении своих детей. Но для Джерри коллекционирование отрицательных баллов превратилось в настоящее хобби, их числилось за ним уже более 150. Понимая, что дополнительные пять баллов лишь добавят Джерри гордости за свою "коллекцию", я решил не пользоваться этим методом и попробовал оставлять его после уроков. Но оказалось, что он и без того должен "отсиживать" в школе на несколько недель вперед - за провинности на уроках других учителей.

К концу второй недели моей работы произошло событие, которое полностью изменило мои взаимоотношения с Джерри. Находясь в глубине класса во время ответа одного из учащихся, я увидел, как Джерри сунул в рот коробочку из-под таблеток. Он подул в нее, произведя при этом душераздирающий звук.

Ученик закончил отвечать, а я стоял и наблюдал за Джерри. Он попытался незаметно спрятать коробочку в стол. Внезапно весь инцидент показался мне до предела комичным. Вместо выговора я разразился смехом, вспомнив, что и сам проделывал примерно то же самое всего лишь несколько лет назад. Смеясь, я попросил парня продемонстрировать классу, каким образом он умудряется производить столь неподражаемые звуки. Джерри не заставил себя долго ждать. Хохотал весь класс, хохотал Джерри, хохотал и я. Спустя какое-то время смех утих, и класс был готов продолжать прерванную работу.

С этого дня Джерри словно подменили. Он вовремя сдавал домашние работы, активно отвечал на Уроках, поведение его заметно улучшилось. Ответы Джерри были не всегда верны, зато отношение к делу явно переменилось. [Drayer,1979]

 

 

Кейс 2

 

Актеру театра Константину, который всегда играет только роли второго плана руководство театра предлагает главную роль в новом спектакле, так как Николай, который играл первые партии внезапно заболел. Премьера спектакля намечена через один месяц и репетиции необходимо начать уже завтра. Константин долго ждал такой возможности, на подъеме настроения и сил он идет домой, чтобы поделиться радостью с семьей.

По пути к дому ему звонит его взволнованная мать и сообщает, что отцу стало плохо с сердцем, что он находится в тяжелом состоянии и нужна помощь Константина, что он должен как можно быстрее приехать к ним, т. к. отец может просто не пережить этот приступ болезни. Родители Константина живет в другом городе. Константин взволнованный еще больше, рассчитывает, что его супруга Марина поможет разрешить эту ситуацию.

Но не успевает он переступить порог дома, как его жена говорит ему, что устала терпеть его постоянное нахождение на работе, что его дети совсем не знают отца и надо что-то делать, ведь любому терпению есть предел и у нее он подошел к концу. Константин пытается поделиться с ней новостями, но она ничего и слушать не желает о новых ролях, понимая, что муж будет еще более занят работой. Услышав вторую новость про своего свекра, она заявила, что разочаровалась еще больше в Константине, так как он еще и невнимателен к родителям.

 

Кейс 3

“ОХОТА НА РАБОВ”

 

“Рабский труд в бывшем СССР уже не сенсация. О рабстве писали газеты и даже снят фильм "Камышовый рай". Наш корреспондент побеседовал с реальным рабом...

Г. Максимову всего 40 лет, а на вид все 70. За 5 лет paбства в Чечено–Ингушетии он ссохся и сгорбился. Шея навек искривлена ошейником, на котором его держали в сарае. На руках не хватает пальцев: за каждую потерянную овцу – отрубали. Туберкулез, от которого он умирает в больнице под Санкт–Петербургом, он получил во время второго побега. А когда его поймали в первый раз, то сначала намертво отбили почки, а потом несколько недель топили в навозной яме. Его и других рабов в семье Юсупа кормили тухлой похлебкой, сваренной из внутренностей дохлых животных. Тех, кто умирал, не выдержав непосильного труда, сбрасывали в ущелье или оставляли шакалам. В них вбили: рабство – пожизненно. А чтобы не сомневались – выжигали клеймо. Одному приложили к щеке раскаленную подкову, у другого клеймо выжгли на голове...

Рабство появилось в конце 50–х годов. Первыми на охоту за рабами отправились дети сосланных в Казахстан чеченов. На сибирских вокзалах обещаниями сладкой жизни они заманивали бичей в Казахстан. Бичи попадали в настоящий концлагерь в тростниковых пампасах, удаленных на тысячи километров от жилья. Они изготовляли из тростника строительные блоки. Затем появились рабы на чабанских стоянках Северного Кавказа, на хлопковых плантациях Узбекистана и Туркмении. Конец 80–х годов – рабский труд применяется на выращивании наркотиков. Сегодня использование рабского труда становится массовым. По данным красноярских социологов, ежегодно только из Восточной Сибири похищается несколько тысяч человек. Появляются новые отрасли: рабыни–проститутки, рабы–доноры для трансплантации органов. Невольничьи поселения сегодня называют семейными фермами. Постороннему вход туда заказан. А коррумпированные местные власти определяют их как возврат к исконным национальным традициям”. [“Московские новости”. –1991. – № 42.]

 

 

Кейс 4

Лена Белоусова закончила 9 классов. В ее итоговых оценках были разные оценки, но всетаки по важным предметам: русский язык, алгебра и геометрия стояли отметки удовлетворительно. Многие ее одноклассники собирались в колледжи и другие образовательные учреждения. Руководство школы планировало из оставшихся учеников скомплектовать 2 класса: гуманитарной и математической направленности. По негласному решению учителей остальным ученикам, которые имели в аттестате знаний оценки «удовлетворительно» предлагалась покинуть ряды школы. Когда Лена Белоусова вошла в кабинет директора на собеседования, которое проводилось со всеми учениками она увидела, что здесь присутствует заведующая Ирина Михайловна и ее классный руководить Ольга Николаевна. Директор школы Николай Григорьевич Рожков посмотрев на итоговые оценки Лены, пояснил, что они не могут принять ее в 10 класс, так как оценки «удовлетворительно», по основным предметам, не соответствуют требованиям для дальнейшего обучения. Лене не хотелось покидать родную школу, учителей, но что делать она тоже не знала? [из личного опыта ученицы СОШ города 1995 года]

 

 

Кейс 5

Шестиклассница Мариан Кайбалиева и еще четыре девочки-мусульманки в возрасте от 8 до 12 лет стали приходить на занятия в школу в мусульманских платках - хиджабах.

Директор учебного заведения Марина Савченко указала родителям девочек на то, что традиционная для ислама женская одежда противоречит уставу школы, который предписывает ученикам строгий стиль без каких-либо вызывающих элементов. Руководство школы попыталось найти компромисс - предложило носить вместо хиджабов косынки. Однако семьи школьниц стояли на своем.

Отец Мариан Равиль Кайбалиев заявил, что для его дочери недопустимо появляться в общественных местах без хиджаба, закрывающего волосы, уши и шею. Дело кончилось тем, что девочки просто перестали ходить на занятия, а Равиль Кайбалиев подал в прокуратуру заявление. Он считает, что школа нарушает конституционные принципы доступности общего образования и свободы вероисповедания. Если местные прокуратура и суд его требования не поддержат, он намерен обратиться в вышестоящие инстанции. Если и это не поможет, будет искать альтернативные способы дать своей дочери образование. Но хиджаб девочка не снимет.

"Вертикаль власти" отреагировала быстро и в целом предсказуемо. "Для того и принимается школьный устав, чтобы его соблюдать и не давать повода для конфликтов, - заявила директор школы. - Дети очень остро реагируют на особое отношение к кому-то из одноклассников, поэтому нельзя никого выделять по религиозному и иному признаку". Министерство образования Ставропольского края директора поддержало.

Сославшись на Конституцию, министр Марина Кувалдина напомнила, что церковь в Российской Федерации отделена от государства, а образование носит светский характер. К тому же школы вправе принимать собственные уставы и устанавливать форму одежды, единую для всех учащихся.

Весьма категоричен был и уполномоченный по правам человека на Ставрополье Алексей Селюков. В своем заявлении он отметил, что "устав школы не нарушает российского законодательства, а также прав и свобод учащихся, так как у их родителей есть право отказаться от обучения в этой школе и выбрать другую, отвечающую их мировоззрению". Более того, Алексей Селюков считает уместным говорить о противоправных действиях родителей, которые "через своих детей демонстративно навязывают школе религиозную нетерпимость к светскому характеру обучения".         

По мнению Главы комитета Госдумы по делам общественных объединений и религиозных организаций Ярослава Нилова, в такой многонациональной и многоконфессиональной стране, как Россия, нельзя допускать разделения учащихся по религиозному признаку, так как это может привести к психологическому давлению на детей, способствовать конфликтам между ними.

По словам Дамира-хазрата Мухетдинова, он всегда был сторонником светского образования, однако в последние годы школа, как и общество в целом, все чаще испытывает влияние церкви. И дело не только в преподавании основ религий, но и в том, что религия приходит в школы помимо образовательных программ. При этом Дамир-хазрат Мухетдинов уточняет: не мусульмане это начали.

Прокуратура и суд в Ставропольском крае отказали Равилю Кайбалиеву в его жалобе. И будут формально правы: никто не ограничивает право его дочери на образование и не препятствует ей исповедовать ислам.

[ http://www.profile.ru/obshchestvo/item/72724-khidzhab-trevogi-nashei-72724]

 

 

Кейс 6

Действие происходит в обычной средней школе. Старшеклассник Коля И. — изгой в классе. Коля подвергается многочисленным насмешкам со стороны Андрея П., лидера класса, и его друзей, но не отвечает на них.

После очередного урока физкультуры Андрей с другими мальчишками снимают всю одежду с Коли и заталкивают его в женскую раздевалку, удерживая дверь, чтобы он не мог выйти. Дверь держит и Кирилл В. — один из друзей Андрея. Но после того, как девушка Кирилла — Таня видит, что он держит дверь, и называет его «придурком», он отпускает дверь. Ему становится стыдно. Андрей начинает обвинять Кирилла в защите Коли. Между ними завязывается драка.

На следующий день Кирилл заходит в класс и обнаруживает, что его стул полностью измазан краской. Он пересаживается за парту к Коле, рядом с которым было свободное место. Как только начинается проверка домашнего задания, Павел М. крадёт у Коли тетрадь и передаёт её по рядам. Коля, на вопрос учительницы: «Где твоя тетрадь?», отвечает: «Её стащили». Учительница поднимает по очереди класс со своих мест и отправляет Павла, как лучшего ученика класса, в кабинет к директору. Павел лжёт директору, что это Кирилл издевается над Колей. Виновный в исчезновении тетради так и не был найден. Андрей заставляет Колю извиняться каждый следующий день за то, что якобы из-за него весь класс пострадал, но в класс входит учитель, предотвращая новую драку.

При любых попытках отомстить со стороны Андрея и его приятелей Кирилл каждый раз заступается за Колю. Они вместе ходят в школу, и Андрею никак не удается выловить Колю одного. Коля просит Кирилла не заступаться за него и говорит, что готов терпеть издевательства до окончания школы, а затем уедет в другой город. Но Кирилл не отступается. Его девушка, Таня, не довольна его поведением и положением в классе. Она тоже просит его прекратить заступаться за Колю. Но Кирилл не хочет больше идти на поводу у Андрея.

В очередной раз Кирилл и Коля идут в класс, где их уже поджидают. Но в класс входит учитель и это не позволяет случиться новой драке. Во время урока по классу была пущена записка, которая, в конце концов, доходит до Тани. В ней написано: «Гомики приходят последними. Таня, ты любишь педика?». Это провоцирует Таню поссориться с Кириллом, так как она думает, что Коля ему дороже, чем она.

Колю в отсутствие Кирилла снова избивают, и это замечает его мать: по синякам на лице и груди. Она звонит в школу и рассказывает про избиение своего сына директору школы. Классный руководитель узнает об этом и пытается узнать у класса, кто избивает Колю, но безуспешно. Она узнает только, что в классе Колю не принимают и считают, что таким не место в классе. Не сумев ничего выяснить у учеников, учитель идет к директору. Но директор, которая считает, что во всем виноват Кирилл, вызывает его и грозит выгнать его из школы. Кирилл молчит, поскольку боится, что директор расскажет обо всем его бабушке (родителей у него нет), которую не хочет огорчать. Таня окончательно отворачивается от Кирилла.

Дома Коля рассказывает всё отцу, которого злит неумение Коли защищаться и он, решив продемонстрировать приём защиты, наносит сыну удар в солнечное сплетение. Мать видит это и обвиняет отца в том, что тот учит сына жестокости. Отец требует от сына умения постоять за себя и призывает ударить лидера класса. Мать же требует перевести сына в другую школу. Коля, как обычно, закрывается в своей комнате и сидит за компьютером до поздней ночи. [фильма «Класс» (2007)]

 

 

Кейс 7

III курс одного из факультетов  университета. Студенты с ужасом ожидают начала нового семестра. Ведь начнется изучение новой дисциплины. Но не сложность предмета пугает их, а преподаватель, у которого репутация человека конфликтного, неконтактного, занижающего оценки. «Готовьтесь к пересдачам!» - предупреждают студенты старших курсов.

И вот начались занятия с новым преподавателем. С первой же лекции все почувствовали гнетущую атмосферу в аудитории: преподаватель не пыталась найти контакт со студентами, казалось, что между ними и ею возведена невидимая стена. Текст лекции начитывался как будто в пустоту. Иногда она окидывала тяжелым презрительным взглядом вжавшихся в свои сиденья ребят.

Приближалась сессия. Перспектива пересдач не устраивала отличников, а отличников на этом курсе было довольно много. И вот группа студентов составляет коллективное письмо на имя ректора, где говорится, что данный педагог не нашла общего языка с ними, угрожала, что никто не сдаст экзамен на «отлично» с первого раза, относится к ним почти враждебно. В письме ребята просят заменить им преподавателя. Осталось собрать подписи студентов. Но ребята на курсе поделились на 2 лагеря: одни были ЗА письмо, другие – против, объясняя свое решение тем, что не важно каким человеком является этот преподаватель, она дает необходимые знания, так что, терпите, учите и сдавайте. Кроме того, некоторым студентам этого преподавателя просто жалко, ведь она - одинокая женщина преклонного возраста, и результатом письма может стать психологическая травма, и даже увольнение. Ребятам необходимо прийти к соглашению, которое, по возможности сможет удовлетворить все стороны.

 

Кейс 8

 «Видимое и реальное».

(Кейс разработан на основе кейса «Ответственная проба в образовании: принятие и отказ», автором которого является Н.В.Муха. // «Методические материалы по курсу «Метод кейс-стадии». Составитель О.И.Калачикова.)

«Удивившая меня ситуация произошла накануне проведения 2 Web-олимпиады. На ряде занятий со студентами мы выполняли практические задания по анализу брендов и способов их конструирования. Это было очень кстати для нас, педагогов-проектировщиков и организаторов Web-олимпиады: это «свежий» проект не имел пока своего узнаваемого лица для потребителей. Поэтому я и предложила студентам первого курса «сконструировать» бренд Web-олимпиады, чтобы затем можно было подбирать соответствующие слоганы, стиль обращения к потенциальным участникам. Создать на основе этого афишу-объявление о предстоящей олимпиаде. Поскольку анализ и конструирование брендов – достаточно новое и модное профессиональное веяние, эта работа была принята с интересом. В результате достаточно сложной творческой работы по группам появились некоторые идеи и текстовый материал для афиши-объявления, как и полагается, все идеи были представлены и обсуждены.

Логичным продолжением проделанной работы было создание оригинал-макета самой афиши. Я предложила желающим и одновременно обладающим необходимыми умениями (работа на компьютере в графических редакторах, компьютерный дизайн) заняться этой работой отдельно (в компьютерном классе). Вызвались трое – Артем, Иван и Кирилл. Молодые люди заверили меня, имели опыт производства подобных продуктов. И что они сделают эту работу за две пары. Т.е. прямо сегодня. Я проводила студентов в компьютерный класс, выделила машину для работы, отдала листочки с наработками предыдущих занятий и вернулась в аудиторию, где продолжила работу с оставшейся частью группы. Ничего не настораживало меня. Мне казалось, что все идет прекрасно: на предыдущем этапе было коллективно разработано содержание, сегодня появится продукт как результат усилий маленького профессионального коллектива, а завтра эта афиша будет издана. Увидит свет и выполнит свою задачу (и нашу заодно).

В перерыве между занятиями я зашла в компьютерный класс поинтересоваться, как идет работа. К моему удивлению, продукта еще не было ни в одной из его возможных стадий. Ребята сказали, что пробовали разные варианты (фона, шрифта, еще чего-то), но им не один не понравился, и они решили начать все с начала. Но поскольку они вели себя уверенно, убеждая меня. Что работа простая и они с легкостью справятся с ней за оставшееся время. Я успокоилась и начала проводить следующую пару по расписанию, оставив их наедине с их же задачей. Я охотно верила в тот момент, что им не нужна никакая дополнительная помощь, ни тем более, контроль, поскольку это привычное для них дело, в котором они разбираются лучше меня. В конце второй пары я вернулась в компьютерный класс для того, чтобы узнать о результате. Кирилла и Артема не было, Иван был, но в Интернете. Я попросила его показать афишу, которую они, видимо, уже сделали. Иван сказал, что ничего не сделано, потому что они не смогли, или им стало не интересно. А компьютер «вис», и он не должен один отвечать за всех…

Такой исход дела поразил меня, я не была к этому готова. Я растерялась, поскольку не поняла, что произошло. Поведение ребят, предшествующее моей растерянности, настолько расходилось с результатом! При этом с теми же уверенностью и спокойствием, с какими они вместе убеждали меня, что продукт будет. Иван перебирал возможные причины, по которым его не могло бы быть. Это стало для меня полной неожиданностью и своеобразным педагогическим потрясением. Форма поведения, которую они демонстрировали, была прямо противоположной результату.

На следующий день Иван написал мне письмо по электронной почте примерно следующего содержания: извините, я не мог сразу сказать правду, но Кирилл ушел практически сразу, Артем сказал, что бесплатно он этого делать не будет, а он один не умеет этого делать. И хотел им только помогать.

 

 

Основная и рекомендуемая литература по курсу:

 

1. Адонина Н.П. Кейс-стади: история и современность.//Высшее образование сегодня № 11 2012.

2. Аргунова Т.Г. Применение кейс-метода в образовательном процессе и методической работе ССУЗА:научно-метод. пособие / Т.Г. Аргунова. М., 2007.

3. Афанасьев, В.И. Проектирование педагогических технологий / В.И.Афанасьев // Высшее образование в России. 2001. - № 4.

4. Барнс, JI. Б., Кристенсен, Р. К., Хансен, Э. Дж. Преподавание и метод конкретных ситуаций: учебник, ситуации и дополнительная литература: пер. с англ./ Л.Б. Барнс, К.Р.Кристенсен, Э.Дж Хансен; под ред. А.И.Наумова. -М. Гардарики, 2000.

5. Буравой, М. Углубленное сase study: между позитивизмом и постмодернизмом // Рубеж.- 1997 - № 10 – 11.

6. Вербилович О., Малинова О.Ю., Семенов А.В., Трубина Е., Хартблэй К., Ярская-Смирнова Е.Р., Ясавеев И. Публичная сфера: теория, методология, кейс стадии. М.,2013.

7. Гаджикурбанова Г.М. Методика использования кейс-метода в учебном процессе вуза. // Вестник университета (Государственный университет управления) 2013 № 9

8. Габдулхакова О.И. Роль кейс-метода в учебном процессе.// Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2010 № 12-1

9. Давиденко, В., Федянин, Н. Чем «кейс» отличается от чемоданчика? / В. Давиденко, Н. Федянин // Обучение за рубежом. 2000. - № 7. 

10. Долгоруков, A.M. Case study как способ понимания: Практическое руководство / A.M. Долгоруков. М. 2002.

11. Дьюи Д. Психология и педагогика мышления. Берлин, 1922.

12. Еремин А.С. Подготовка к обсуждению кейса в аудитории. // Инновации в образовании. 2010 № 5

13. Еремин.А.С. Заключительные этапы анализа учебных кейсов и оценка работы студентов при использовании кейс-метода.// Инновации в образовании. 2010 № 8.

14. Изменения в образовательных учреждениях: опыт исследования методом кейс – стадии. \ под ред Г.Н. Прозументовой Томск 2003

15. Кистанова, Л.П. Ситуативно-тезаурусный подход к формированию иноязычной коммуникативной компетентности будущих специалистов туриндуст-рии: дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 / Кистанова Любовь Петровна. Сочи, 2006.

16. Козина И. Case study: некоторые методические проблемы // Рубеж. 1997. № 10-11. С. 177-189.

17. Козина, И. Особенности стратегии case-study при изучении производственных отношений на промышленных предприятиях России //Социология: методология, методы, математические модели. - 1995.- N5-6.

18. Красикова, E.H. Кейс-метод в структуре и содержании методической компетенции лингвиста-преподавателя: дис. канд. пед. наук: 13.00.02 / Красикова Елена Николаевна. Ставрополь, 2009. 

19. Лисовская Л., Масленникова О. Кейс-технологии: от проблемы – к решению. //Практический журнал для учителя и администрации школы. 2013 № 12

20. Михайлова Е. И. Кейс и кейс-метод: общие понятия. / Маркетинг, №1, 1999г.

21. Переход к Открытому образовательному пространству. Часть 1. Феноменология образовательных инноваций. Коллективная монография./ под ред Г.Н. Прозументовой. - Томск, Изд-во Том. Ун-та,2005.

22. Попова Г.И. Кейс-метод как средство повышения качества знаний студентов по истории и обществознания. Университетский комплекс как региональный центр образования, науки и культуры. Материалы Всероссийской научно-методической конференции (с международным участием). Оренбург. 2013

23. Рейнгольд Л.В. За пределами CASE - технологий, Компьютерра, №13-15, 2000г.

24. Ситуационный анализ, или анатомия Кейс-метода / под ред.Ю.П. Сурмина – Киев: Центр инноваций и развития, 2002.

25. Смолянинова О.Г. Информационные технологии и методика Сase Study в профессиональном обучении студентов педагогического вуза: Труды II Всероссийской научно-методической конференции "Образование XXI века: инновационные технологии диагностика и управление в целях информатизации и гуманизации", Красноярск, май 2000 г.

26. Смолянинова, О.Г. Инновационные технологии обучения студентов на основе метода Case Study // Инновации в российском образовании: сб.- М.: ВПО, 2000.

27. Темина С.Ю. Кейс-метод: активное обучение принятию профессиональных решений. // Среднее профессиональное образование. 2010 № 1

28. Темина С.Ю. Интеграция системного и ситуационного подходов в процессе применения кейс - технологий в профессиональной подготовке учителя. // Вестник костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. 2009 № 3

29. Фливберг Б. О недоразумениях, связанных с кейс-стади.// Социс 2005 № 4

30. Шалыгина И.В. Можно ли сделать правильный учебный видеокейс своими руками? // Совет ректоров. 2012 № 2

31. http://www.casemethod.ru

32. http://writing.colostate.edu/references/research/casestudy/index.cfm

33. http://writing.colostate.edu/references/research/casestudy/index.cfm

34. http://www.ed.asu.edu/edrev/reviews/rev24.htm

35. http://www.casemethod.ru

 

Учебное издание

 

 

Е.И. Балакирева Е.Г. Евдокимова Н.Ю. Курчатова

С.В. Дубровская Е.В. Ушакова

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 202; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.214.215 (0.109 с.)