Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 2. Кейс-метод: возможности в профессиональном обучении
Кейс-стади – это особый разбор конкретной ситуации или практического случая, содержащего проблему, которая может содержать как одну проблемную ситуацию, так и несколько. Как известно еще Сократ применял данный метод для большей убедительности и наглядности своих утверждений, мыслей и идей. Подобного рода подход применялся достаточно часто в сферах естественных и точных наук, там, где требовался эксперимент или опыт. Именно здесь происходит наглядность, включенность каждого ученика в сам процесс освоения знаний опытным путем. Поэтому можно сказать, что данный метод насчитывает огромное количество проблемных ситуаций ориентированных именно на практику и ее значения для получения дальнейших умений. В современной же образовательной среде кейс-стади применяется как инструмент для решения практических задач, способствующих развитию у обучающихся самостоятельного мышления, коммуникативной компетентности и мета предметных умений. Как справедливо отмечает А. Долгоруков проблема внедрения метода case-study в практику высшего профессионального образования в настоящее время является весьма актуальной, что обусловлено двумя тенденциями: - первая вытекает из общей направленности развития образования, его ориентации не столько на получение конкретных знаний, сколько на формирование профессиональной компетентности, умений и навыков мыслительной деятельности, развитие способностей личности, среди которых особое внимание уделяется способности к обучению, смене парадигмы мышления, умению перерабатывать огромные массивы информации; - вторая вытекает из развития требований к качеству специалиста, который, помимо удовлетворения требованиям первой тенденции, должен обладать также способностью оптимального поведения в различных ситуациях, отличаться системностью и эффективностью действий в условиях кризиса [Долгоруков А.М. 2002 ]. Сегодня метод case-study наиболее широко используется в обучении экономике и бизнес-наукам за рубежом. Впервые он был применен в учебном процессе в школе права Гарвардского университета в 1870 году; внедрение этого метода в Гарвардской школе бизнеса началось в 1920 году. Первые подборки кейсов были опубликованы в 1925 году в Отчетах Гарвардского университета о бизнесе. Первооткрывателем использования кейс-стади считается Христофор Колумб Лэнгделл. После окончания Гарвардской школы права Лэнгделла продолжил в ней свою работу в качестве научного сотрудника и библиотекаря. В 1879 году президент Гарварда Чарльз Уильям Элиот, бывший сокурсник Лэнгделла, назначил его деканом школы права и он, изучивший огромный библиотечный материал по юриспруденции, сразу же приступил к развитию метода кейсов. Используя сократовский метод (вопрос - ответ), развивая метод проб и ошибок, он предложил студентам работать с первоисточниками (судебными делами, решениями апелляционного суда), а затем делать собственные выводы, представлять собственные интерпретации и анализ. Подход Лэнгделла резко отличается от традиционного обучения и в свое время был встречен огромным сопротивлением. За первые три года метод кейсов постепенно утвердился не только в Гарварде, но и в других 10 юридических школах. Школа бизнеса в Гарварде была основана в 1908 году. В первую программу под названием «Магистр делового администрирования» был введен обязательный курс метод ситуационного анализа «Искусство ведения бизнеса». Дальнейшее развитие метод кейсов получает в 1919 году с приходом нового декана, банкира Уоллеса Донэма, который, окончив юридическую школу, продолжил свою деятельность в школе бизнеса. В это время метод кейсов распространился на все дисциплины школы и имел успех [Адонина Н.П. 2012]. К 1921 году были опубликованы первые подборки кейсов, а уже в 1922 году 85 учебных заведений стали применять кейсы в своей работе. Уоллес Донэм организовал также ряд занятий по преподаванию метода ситуаций, и с тех пор Гарвард считается пропагандистом метода кейсов. Сейчас в Гарварде действуют три школы – права, бизнеса и медицинская, наиболее активно строящие процесс обучения на кейс-методе.
Современные кейсы сохраняют те же характеристики и требования что и в начале XX века. Рядовой студент за время учебы в Гарварде разбирает до 700 кейсов, тратит до 90% учебного времени на работу с конкретной ситуацией. С 1920-х годов прошлого столетия в системе европейского образования стали применять гарвардский метод. В 1965 году при Манчестерском университете открывается школа бизнеса, в которой к кейс-методу подошли творчески. В манчестерской традиции описание ситуации более краткое, а решение принципиально открыто и вырабатывается в ходе групповых дискуссий. Здесь освоили и проектный метод бизнес-обучения, применяемый сейчас во всех сферах бизнеса и образования. Лидером по сбору и распространению кейсов является созданный в 1973 году по инициативе 22 высших учебных заведений Центр хранения и распространения кейсов Великобритании и Ирландии. С 1991 года он называется «Европейский центр хранений и распространения кейсов», в нем находятся всего 340 организаций.
Таким образом, в настоящее время сосуществуют две классические школы case-study — Гарвардская (американская) и Манчестерская (европейская). В рамках первой школы целью метода является обучение поиску единственно верного решения, вторая – предполагает много вариантность решения проблемы. По нашему мнению, обе школы имеют огромное колличесвто последователей по причине того, что они решают наиболее важные задачи: единственное решение больше присуще точным наукам, также юриспруденции и медицине, тогда как много вариантность позволяет расширить угол зрения и подойти к проблеме с разных сторон и позиций, что в сегодняшнем изменчивом социуме становится всё более актуальным. В послевоенный период происходит становление советской школы, подразумевающее уход от старой системы образования и создание и укрепления новой. Новые реалии диктовали свои условия, которые могли быть востребованы обществом и государством. Педагогические школы искали новые идеи и направления позволяющие добиться более эффективного обучения. Такими идеями стали метод проектов и кейс-метод. Одним из первых кто встал на сторону использования зарубежных методов и технологий был С.Т.Шацкий [ С.Т.Шацкий 1924.]. Он был сторонников концепции свободного воспитания и приверженцем идей известного американского педагога Д.Дьюи [Дьюи Д. 1922]. Больше всего внимания С.Т.Шацкий уделял изучению влияния на процесс образования и воспитания опята самого учащегося, постижения им знаний опытным путем. В дальнейшем в течении 1920-1924 гг в процессе преподавания в советских партийных школах при изучении экономических дисциплин знакомились в основном с методом кейс-стади (методом казусов). Но к сожалению в данный период времени метод казусов не продвинулся далее в образовательной сфере. Следующим этапом, который являлся всплеском интереса к зарубежным направлениям и методикам был XX век. Связано это было и с крахом «железного занавеса» и хлынувшими фондами и международными семинарами на российскую научную почву. Так в рамках мега проекта «Развитие образования в России» при поддержке фонда Дж.Сороса многие получили возможность обучения западным методикам и технологиям. Стоит отметить, что сегодня кейс-метод развивается по трем направлениям: Первое направление – решение бизнес-кейсов. Это чисто западное явление пришедшее к нам с первыми управленцами и бизнесменами получившими опыт или образование за пределами РФ. Реальность, в которой не хватает специалистов, направленных на решение конкретных практических задач дает как спрос, так и предложение. Второе направление – связано с практикой модернизации системы образования, принятием нового закона (Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"), который в свою очередь ориентирует педагогов и учащихся на поиск новых эффективных методов обучения. Кейс- метод сегодня полностью пронизывает все уровни образования от среднего до высшего. Третье направление осуществляется в системе модернизации школьного образования вместе с другими инновационными технологиями. Кейс-стади используются в виде ситуационных задач, имеющих аналогичную методику и цели, но меньшие по объему и времени на их решение. Таким образом, можно подвести итог о том, что кейс – метод имеет глубокую, историческую, социальную, экономическую природу. Он может быть использован в любом научном направлении от медицины до военно-стратегических наук. Его главная задача научить опытным, экспериментным путем достигать наиболее результативного и правильного результата.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 159; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.16.184 (0.005 с.) |