Тема 2. Кейс-метод: возможности в профессиональном обучении 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 2. Кейс-метод: возможности в профессиональном обучении



Кейс-стади – это особый разбор конкретной ситуации или практического случая, содержащего проблему, которая может содержать как одну проблемную ситуацию, так и несколько. Как известно еще Сократ применял данный метод для большей убедительности и наглядности своих утверждений, мыслей и идей. Подобного рода подход применялся достаточно часто в сферах естественных и точных наук, там, где требовался эксперимент или опыт. Именно здесь происходит наглядность, включенность каждого ученика в сам процесс освоения знаний опытным путем. Поэтому можно сказать, что данный метод насчитывает огромное количество проблемных ситуаций ориентированных именно на практику и ее значения для получения дальнейших умений.

В современной же образовательной среде кейс-стади применяется как инструмент для решения практических задач, способствующих развитию у обучающихся самостоятельного мышления, коммуникативной компетентности и мета предметных умений.

Как справедливо отмечает А. Долгоруков проблема внедрения метода case-study в практику высшего профессионального образования в настоящее время является весьма актуальной, что обусловлено двумя тенденциями:

- первая вытекает из общей направленности развития образования, его ориентации не столько на получение конкретных знаний, сколько на формирование профессиональной компетентности, умений и навыков мыслительной деятельности, развитие способностей личности, среди которых особое внимание уделяется способности к обучению, смене парадигмы мышления, умению перерабатывать огромные массивы информации;

- вторая вытекает из развития требований к качеству специалиста, который, помимо удовлетворения требованиям первой тенденции, должен обладать также способностью оптимального поведения в различных ситуациях, отличаться системностью и эффективностью действий в условиях кризиса [Долгоруков А.М. 2002 ].

Сегодня метод case-study наиболее широко используется в обучении экономике и бизнес-наукам за рубежом. Впервые он был применен в учебном процессе в школе права Гарвардского университета в 1870 году; внедрение этого метода в Гарвардской школе бизнеса началось в 1920 году. Первые подборки кейсов были опубликованы в 1925 году в Отчетах Гарвардского университета о бизнесе. Первооткрывателем использования кейс-стади считается Христофор Колумб Лэнгделл. После окончания Гарвардской школы права Лэнгделла продолжил в ней свою работу в качестве научного сотрудника и библиотекаря. В 1879 году президент Гарварда Чарльз Уильям Элиот, бывший сокурсник Лэнгделла, назначил его деканом школы права и он, изучивший огромный библиотечный материал по юриспруденции, сразу же приступил к развитию метода кейсов. Используя сократовский метод (вопрос - ответ), развивая метод проб и ошибок, он предложил студентам работать с первоисточниками (судебными делами, решениями апелляционного суда), а затем делать собственные выводы, представлять собственные интерпретации и анализ. Подход Лэнгделла резко отличается от традиционного обучения и в свое время был встречен огромным сопротивлением. За первые три года метод кейсов постепенно утвердился не только в Гарварде, но и в других 10 юридических школах. Школа бизнеса в Гарварде была основана в 1908 году. В первую программу под названием «Магистр делового администрирования» был введен обязательный курс метод ситуационного анализа «Искусство ведения бизнеса». Дальнейшее развитие метод кейсов получает в 1919 году с приходом нового декана, банкира Уоллеса Донэма, который, окончив юридическую школу, продолжил свою деятельность в школе бизнеса. В это время метод кейсов распространился на все дисциплины школы и имел успех [Адонина Н.П. 2012]. К 1921 году были опубликованы первые подборки кейсов, а уже в 1922 году 85 учебных заведений стали применять кейсы в своей работе. Уоллес Донэм организовал также ряд занятий по преподаванию метода ситуаций, и с тех пор Гарвард считается пропагандистом метода кейсов. Сейчас в Гарварде действуют три школы – права, бизнеса и медицинская, наиболее активно строящие процесс обучения на кейс-методе.

Современные кейсы сохраняют те же характеристики и требования что и в начале XX века. Рядовой студент за время учебы в Гарварде разбирает до 700 кейсов, тратит до 90% учебного времени на работу с конкретной ситуацией.

С 1920-х годов прошлого столетия в системе европейского образования стали применять гарвардский метод. В 1965 году при Манчестерском университете открывается школа бизнеса, в которой к кейс-методу подошли творчески. В манчестерской традиции описание ситуации более краткое, а решение принципиально открыто и вырабатывается в ходе групповых дискуссий. Здесь освоили и проектный метод бизнес-обучения, применяемый сейчас во всех сферах бизнеса и образования. Лидером по сбору и распространению кейсов является созданный в 1973 году по инициативе 22 высших учебных заведений Центр хранения и распространения кейсов Великобритании и Ирландии. С 1991 года он называется «Европейский центр хранений и распространения кейсов», в нем находятся всего 340 организаций.

Таким образом, в настоящее время сосуществуют две классические школы case-study — Гарвардская (американская) и Манчестерская (европейская). В рамках первой школы целью метода является обучение поиску единственно верного решения, вторая – предполагает много вариантность решения проблемы. По нашему мнению, обе школы имеют огромное колличесвто последователей по причине того, что они решают наиболее важные задачи: единственное решение больше присуще точным наукам, также юриспруденции и медицине, тогда как много вариантность позволяет расширить угол зрения и подойти к проблеме с разных сторон и позиций, что в сегодняшнем изменчивом социуме становится всё более актуальным.

    В послевоенный период происходит становление советской школы, подразумевающее уход от старой системы образования и создание и укрепления новой. Новые реалии диктовали свои условия, которые могли быть востребованы обществом и государством. Педагогические школы искали новые идеи и направления позволяющие добиться более эффективного обучения. Такими идеями стали метод проектов и кейс-метод. Одним из первых кто встал на сторону использования зарубежных методов и технологий был С.Т.Шацкий [ С.Т.Шацкий 1924.]. Он был сторонников концепции свободного воспитания и приверженцем идей известного американского педагога Д.Дьюи [Дьюи Д. 1922]. Больше всего внимания С.Т.Шацкий уделял изучению влияния на процесс образования и воспитания опята самого учащегося, постижения им знаний опытным путем.

В дальнейшем в течении 1920-1924 гг в процессе преподавания в советских партийных школах при изучении экономических дисциплин знакомились в основном с методом кейс-стади (методом казусов). Но к сожалению в данный период времени метод казусов не продвинулся далее в образовательной сфере. Следующим этапом, который являлся всплеском интереса к зарубежным направлениям и методикам был XX век. Связано это было и с крахом «железного занавеса» и хлынувшими фондами и международными семинарами на российскую научную почву. Так в рамках мега проекта «Развитие образования в России» при поддержке фонда Дж.Сороса многие получили возможность обучения западным методикам и технологиям. Стоит отметить, что сегодня кейс-метод развивается по трем направлениям:

Первое направление – решение бизнес-кейсов. Это чисто западное явление пришедшее к нам с первыми управленцами и бизнесменами получившими опыт или образование за пределами РФ. Реальность, в которой не хватает специалистов, направленных на решение конкретных практических задач дает как спрос, так и предложение.

Второе направление – связано с практикой модернизации системы образования, принятием нового закона (Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"), который в свою очередь ориентирует педагогов и учащихся на поиск новых эффективных методов обучения. Кейс- метод сегодня полностью пронизывает все уровни образования от среднего до высшего.

Третье направление осуществляется в системе модернизации школьного образования вместе с другими инновационными технологиями. Кейс-стади используются в виде ситуационных задач, имеющих аналогичную методику и цели, но меньшие по объему и времени на их решение.

Таким образом, можно подвести итог о том, что кейс – метод имеет глубокую, историческую, социальную, экономическую природу. Он может быть использован в любом научном направлении от медицины до военно-стратегических наук. Его главная задача научить опытным, экспериментным путем достигать наиболее результативного и правильного результата.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 159; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.16.184 (0.005 с.)