Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Технология применения лок на уроках литературы в школе↑ Стр 1 из 5Следующая ⇒ Содержание книги Поиск на нашем сайте
Содержание Введение…………………………………………………………………………...5 Глава 1. Современные образовательные технологии на уроках литературы в школе 1.1 Роль и значение образовательных технологий в современном учебном процессе в школе………………………………………………………………….7 1.2 Технология применения ЛОК на уроках литературы в школе……………………………………………………………………………..13 Глава 2. Теоретические основы изучения «Розы Иерихона» И.А.Бунина в школе 2.1 Общее представление об авторе. Особенности творчества………………20 2.2 Мемуарная проза в литературоведческих исследованиях………………...26 Глава 3. Изучение «Розы Иерихона» И.А.Бунина с применением технологии ЛОК 3.1. Обзор произведений И.А.Бунина, изучаемых в школе…………………..31 3.2 Методика обучения литературы об изучении творчества И.А.Бунина……………………………………………………………………….35 3.3 План-сценарий урока литературы в 11 классе на тему: изучение «Розы Иерихона» И.А.Бунина с применением технологии ЛОК…………………...38 Заключение………………………………………………………………………55 Библиографический список……………………………………………………56
Введение Не смотря на общий интерес к творчеству И. А. Бунина в разных его аспектах, до сих пор не исследованы целые пласты наследия писателя. На сегодняшний день не только в России, но и во всем мире нет ни одного автора, который мог бы сравнить свой писательский талант с мастерством Ивана Алексеевича Бунина. Он относился к тем людям, в которых авторский дар был вложен «божьей милостью, а не человеческим хотением, измышлением или выучкой». Не существует ни одного писателя, так любившего Россию, не смотря на то, что Ивану Алексеевичу пришлось половину своей жизни находиться за ее пределами. Актуальность данного исследования заключается в том, что творческое наследие выдающегося русского писателя, лауреата Нобелевской премии, Ивана Алексеевича Бунина пробуждает неподдельный интерес в методике преподавания литературы в средней и старшей школе. Усиление противоречий современного общества акцентирует внимание на изучении произведений писателя, затрагивающего в своем творчестве вечные темы: любовь к природе, родительскому дому, родине. Изучение лирики и прозы такого тонкого художника, каким является И.А.Бунин, содействует формированию общеэстетического чувства учащихся, развитию их эмоциональной сферы. Объектом исследования являются разнородные методические взгляды на изучение творчества И.А.Бунина на уроках литературы в школе. Предметом исследования следует считать особенности изучения эмигрантской прозы Ивана Бунина, в частности рассказа «Роза Иерихона» на уроках литературы в старших классах с применением современных образовательных технологий. Цель данного исследования заключается в адаптации современных образовательных технологий, применяемых на уроках литературы, для эффективного обучения старших школьников при работе с эмигрантским творчеством И.А.Бунина. Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи: 1. Ознакомиться и систематизировать множество классификаций современных образовательных технологий на уроках литературы, 2. Исследовать методические подходы к изучению творчества И.А.Бунина в старших классах, 3. Разработать литературоведческую концепцию для изучения рассказа «Роза Иерихона» на уроке литературы в 11 классе. Практическая значимость данного исследования заключается в том, что не смотря на общий интерес к творчеству И. А. Бунина в разных его аспектах, до сих пор не выявлен наиболее результативный подход к его изучению в школе.
Глава 1. Современные образовательные технологии на уроках литературы в школе
На сегодняшний день развитие общества достигло высокого уровня: в этом мире главенствует техника, а главным товаром является информация. Не зря существует мнение, что XXI век- век информатизации. Процессы цифровизации современного социального пространства влияют на функциональные системы образования. В новом веке давно намечена и принята смена образовательных ориентиров. Современная система образования, в отличие от традиционной, придерживающейся знаниевой парадигмы, где первостепенно субъектно-объектные отношения (учитель-ученик) и подразумевающей трансляцию готовых знаний, обучение по образцу, репродуктивное воспроизведение материала, нацелена на передачу учащимся знаний и умению грамотно ими оперировать. В современном учебном процессе, ориентированным главным образом на деятельностную парадигму по ФГОС второго поколения, необходимо не только внедрение современных образовательных технологий, но и формирование универсальных учебных действий. Слово «технология» происходит от греческого слова: «techne» - искусство, мастерство, умение и «logos» - наука, закон. Дословно «технология» - наука о мастерстве. [Еркина С.Л. Современные образовательные технологии] Всякая методика подразумевает ответы на три главных вопроса: кого и зачем учить, чему учить, как учить. В современном образовании эти тезисы объединяются в единый- как учить результативно? Массовые разработки и внедрения педагогических технологий относят к середине пятидесятых годов XX века. Технологический подход к построению обучения возникает в Америке и Европе, затем в Российской Федерации. Вначале под педагогической технологией понимали «технизацию» педагогического процесса. Первое детище новой системы образования и фундаментом для дальнейшего развития стало программированное обучение, представляющее собой самостоятельное индивидуальное обучение по заранее разработанной обучающей программе, с помощью специальных средств (программированного учебника, особых обучающих машин, ЭВМ и др.). [1] В семидесятые годы XX века содержание понятия «педагогическая технология» расширилось. Его трактовку чаще стали связывать с идеей управления процессом обучения, то есть с целенаправленным конструированием целей, достижение которых должно происходить благодаря проектированию учебного процесса. Селевко Г.К. в своем учебном пособии «Современные образовательные технологии» считает, что: «в настоящее время в педагогический лексикон прочно вошло понятие педагогической технологии. Однако в его понимании и употреблении существуют большие разночтения: · технология - это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь). · Педагогическая технология - совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса (Б.Т.Лихачев). · Педагогическая технология - это содержательная техника реализации учебного процесса (В.П.Беспалько). · Педагогическая технология - это описание процесса достижения планируемых результатов обучения (И.П.Волков). · Технология - это искусство, мастерство, умение, совокупность методов обработки, изменения состояния (В.М.Шепель). · Технология обучения - это составная процессуальная часть дидактической системы (М.Чошанов). · Педагогическая технология - это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя (В.М.Монахов). · Педагогическая технология - это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей за дачей оптимизацию форм образования (ЮНЕСКО). · Педагогическая технология означает системную совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей (М.В.Кларин).»[2] По Г. К. Селевко: «педагогическая технология является содержательным обобщением, вбирающим в себя смыслы всех определений различных авторов (источников). Понятие «педагогическая технология» может быть представлено тремя аспектами. 1) научным: педагогические технологии - часть педагогической науки, изучающая и разрабатывающая цели, содержание и методы обучения и проектирующая педагогические процессы; 2) процессуально-описательным: описание (алгоритм) процесса, совокупность целей, содержания, методов и средств для достижения планируемых результатов обучения; 3) процессуально-действенным: осуществление технологического (педагогического) процесса, функционирование всех личностных, инструментальных и методологических педагогических средств. Таким образом, педагогическая технология функционирует и в качестве науки, исследующей наиболее рациональные пути обучения, и в качестве системы способов, принципов и регулятивов, применяемых в обучении, и в качестве реального процесса обучения. Понятие «педагогическая технология» в образовательной практике употребляется на трех иерархически соподчиненных уровнях: 1) Общепедагогический (общедидактический) уровень: общепедагогическая (общедидактическая, общевоспитательная) технология характеризует целостный образовательный процесс в данном регионе, учебном заведении, на определенной ступени обучения. 2) Частнометодический (предметный) уровень: частнопредметная педагогическая технология употребляется в значении "частная методика", т.е. как совокупность методов и средств для реализации определенного содержания обучения и воспитания в рамках одного предмета, класса, учителя (методика преподавания предметов, методика компенсирующего обучения, методика работы учителя, воспитателя). 3) Локальный (модульный) уровень: локальная технология представляет собой технологию отдельных частей учебно-воспитательного процесса, решение частных дидактических и воспитательных задач (технология отдельных видов деятельности, формирование понятий, воспитание отдельных личностных качеств, технология урока, усвоения новых знаний, технология повторения и контроля материала, технология самостоятельной работы и др.). Из данных определений следует, что технология в максимальной степени связана с учебным процессом - деятельностью учителя и ученика, ее структурой, средствами, методами и формами. Поэтому в структуру педагогической технологии входят: а) концептуальная основа; б) содержательная часть обучения; - цели обучения - общие и конкретные; - содержание учебного материала; в) процессуальная часть - технологический процесс; - организация учебного процесса; - методы и формы учебной деятельности школьников; - методы и формы работы учителя; - деятельность учителя по управлению процессом усвоения материала - диагностика учебного процесса. Общая идеология ФГОС второго поколения, нацеленность учебного процесса на достижение основных ожидаемых результатов образования налагает особые требования и на отбор образовательных технологий. Бродникова Н.П.в своей работе «Описание педагогических технологий в образовательном процессе: ИКТ, развивающее обучение, проектная, здоровьесберегающая,игровая, проблемно- диалогическая, оценивание образовательных технологий» считает, что: «отвечают особенностям новых стандартов следующие образовательные технологии:
Еркина С.Л. в статье «Современные образовательные технологии» безусловна права, что: «для реализации познавательной и творческой активности школьника в учебном процессе используются современные образовательные технологии, дающие возможность повышать качество образования, более эффективно использовать учебное время и снижать долю репродуктивной деятельности учащихся за счет снижения времени, отведенного на выполнение домашнего задания. В школе представлен широкий спектр образовательных педагогических технологий, которые применяются в учебном процессе. Инновационные педагогические технологии взаимосвязаны, взаимообусловлены и составляют определенную дидактическую систему, направленную на воспитание таких ценностей как открытость, честность, доброжелательность, сопереживание, взаимопомощь и обеспечивающую образовательные потребности каждого ученика в соответствии с его индивидуальными особенностями.»[4]
Класс. В седьмом классе для чтения и изучения предлагаются следующие произведения И.А. Бунина: «Цифры», «Лапти». К изучению предлагаются следующие вопросы – «Воспитание детей в семье. Герой рассказа: сложность взаимопонимания детей и взрослых. Стихотворения и рассказы Бунина по выбору учителя и учащихся». Далее в рамках изучения темы «Край ты мой, родимый край!», среди прочих предлагаются к чтению и обсуждению стихотворения Бунина. В восьмом классе нет произведений Бунина, предлагаемых к чтению или изучению. Класс. В девятом классе в рамках изучения темы «Русская проза ХХ века» для чтения и изучения предлагается рассказ И.А. Бунина «Чистый понедельник». В рамках изучения данного произведения рекомендуется решение следующих вопросов: «Слово о Бунине. Особенности бунинского рассказа. Мастерство писателя стилиста». Курс литературы 10-11 классов в рамках данной программы включает в себя обзорные и монографические темы, сочетание которых позволяет не только познакомить учащихся с выдающимися художественными произведениями, но и показать их место в историко-литературном процессе. Так как основу программы изучения литературы в 10 классе составляется русская литература 19 в., творчество Бунина, львиная доля которого приходится на век 20 в нее не вошло. В 11 классе творчество Бунина открывает изучение достаточно объемной темы проза конца 19 – начала 20 века. Однако в программу вошли не только прозаические произведения Бунина, такие как «Господин из Сан-Франциско», «Солнечный удар», «Иоанн Рыдалец», «Чистый понедельник», но и стихотворения, выбор которых предоставлен учителю и ученикам, так же свобода выбора предоставлена и в плане изучения прозаических произведений. Несколько иначе разработан подход к обучению литературе в средней школе, в программе, созданной под руководством А.Г. Кутузова. Цель и задачи литературного образования, структурные принципы и возрастные читательские интересы – вот главное составляющее программы. В 5 классе творчество Бунина представлено только поэтическими произведениями, которые предлагаются пятиклассникам для самостоятельного чтения. Среди них: «Укоры», «Густой, зеленый ельник у дороги…», «Няня», «Осыпаются астры в садах…», «Перед закатом набежало…», «Вечер», «Слово», «Детство», «Сказка». В шестом классе представлены не только поэтические произведения Бунина, среди которых: «Помню долгий зимний вечер…», «Летняя ночь», «На окне серебряном от инея…» и т.д., кроме них к изучению предлагаются отрывки из романа «Жизнь Арсеньева». В девятом классе, в рамках темы «В мире русской литературы» к изучению предлагаются рассказы Бунина «Господин из Сан-Франциско», и для классов с углубленным изучением литературы – «Холодная осень». Достаточно логичным представляется подробное изучение творчества Бунина в 11 классе. В частности к изучению предлагаются следующие произведения, проблемы и вопросы. Толстовские и чеховские традиции в творчестве Бунина. Обращение к вечным вопросам человеческого существования. Эстетика символистов и поэзия Бунина. Образ природы («Осенний ветер», «Запах соли…»). Чувство пустынности, безлюдья и одиночества человека в мире (стихи 1886-1903 гг.) живописание природы как декларация объективных человеческих ценностей. Влияние на поэтические принципы Бунина поэзии Фета. Субъективно-эмоциональное восприятие мира и наглядное его описание, метафора и живописный эпитет. Чувственная деталь, образы детали. Соотношение национального, социального и общественного в героях Бунина. Влияние Толстого, Древнего Востока, пантеистической философии. Лирико-философское решение «мужицкой темы» («Деревня», «Антоновские яблоки»). Картины «погибающих помещичьих гнезд» («Золотое дно»). Чувство исторической памяти и неизбежная «печаль времени». Исследование неразрешимых противоречий национального характера. Размышления о страшной и бессмысленной жестокости людей («Ночной разговор»). Поиски целостности личности и психологии человека («Чаша жизни»). Вечные проблемы в художественном мире Бунина. Герой писателя: «чувство смерти» и жажда жизни. Образы последних дней героя («Худая трава»). Тема вековой приобщенности человека к миру живого, к природе. Трагедийная концепция любви. Любовь-страсть, как первозданная глубина стихии природы («Солнечный удар», «Грамматика любви», «Легкое дыхание»). Жанр рассказа, как художественное стремление Бунина к изображению концентрированного «мгновения» жизни, синтез поэтического и прозаического, открытый лиризм, подтекст. Рассказ-портрет, рассказ-«лицо». В программе под редакцией Ладыгиной для классов с углубленным изучением литературы, лицеев и гимназий с гуманитарной направленностью изучение творчества Бунина следует начинать с девятого класса. К изучению предлагается рассказ И. Бунина «Господин из Сан-Франциско», причем рассматривается это произведение как новелла. К изучению предлагаются следующие проблемы: «Тема губительного влияния богатства на человеческую душу. Система ценностей в новелле. Символика и художественная деталь в новелле». В 11 классе творчество Бунина рассматривается среди прочих во время изучения темы «Русское литературное зарубежье».[19]
План-сценарий урока литературы в 11 классе на тему: изучение «Розы Иерихона» И.А.Бунина с применением технологии ЛОК «Роза Иерихона» И.А.Бунина не вынесена на обязательное изучение ни в одной из существующих литературных программ. На мой взгляд, если включать это произведение в рекомендуемый минимум, то целесообразнее знакомство с ним производить в 11 классе, где изучение произведений происходит на базе историко-литературного подхода. В программе под редакцией В.Я.Коровиной при изучении творчества И.А.Бунина в 11 классе зафиксирована следующая формулировка: «Мотив памяти и тема России в бунинской прозе. Своеобразие художественной манеры И. А, Бунина»[22]. Эти аспекты были приняты мною за основу при составлении плана-сценария урока.
Память как структурообразующий мотив в произведении И.А. Бунина «Роза Иерихона» Цели: познавательные (образовательные, обучающие): - восстановить полученные знания о жизни и творчестве И.А. Бунина в прошлые годы обучения; - продолжить формирование представлений учащихся о многогранности личности И.А.Бунина и его творческого мира; - продолжить обучать анализу рассказа; - формировать умение анализировать эпическое произведение; - выяснить, что послужило толчком к написанию «Розы Иерихона»; - расширить и углубить понятия: стиль писателя, художественная деталь, развивающие: - развить навыки устной речи; - развить умение работать с учебником; - развить умение делать конспективные записи; воспитательные: - привлечь внимание учащихся к богатому духовному миру И.А.Бунина и формировать личность учащихся на примере личности автора; - воспитывать чувство уважения к человеку, способствовать воспитанию интереса к литературе через работу с текстом; воспитывать бережное, внимательное отношение к художественному слову. Планируемые результаты: предметные: научиться понимать язык художественного произведения, уметь анализировать эпическое произведение; метапредметные: познавательные: выделять необходимую информацию из учебника, из текста произведения, оформлять ее в виде конспектных записей, определять понятия; регулятивные: уметь выбирать действия в соответствии с поставленной задачей; коммуникативные: уметь обращаться за помощью к учебной литературе; личностные: формирование моральных качеств, нравственных чувств, осознанное и ответственное отношение к собственным поступкам и поступкам других. Тип урока: комбинированный: повторение известного материала и приобретение новых знаний с применением технологии ЛОК. Методы: слово учителя, беседа, работа с текстом, выразительное чтение, комментированное чтение, составление ЛОК. Оборудование (наглядность): - мультимедийный экран (презентация); -репродукция фотографии И.А.Бунина; -собрание сочинений И.А.Бунина с текстом изучаемого произведения; -тетради. Оформление доски:
План: I. Организационный момент (1 мин.) II. Подготовка к восприятию: (10 мин.) 1) Слово о поэте подготовленным учеником: 1. Послеоктябрьское творчество И.А.Бунина. 2. Как принял И.А.Бунин революцию? 3. Отношение к России И.А.Бунина. 4. Темы и мотивы «окаянного» периода III. Восприятие материала: восстановление сюжета рассказа(7 мин.) IV. Выявление «первичных» впечатлений (2 мин.) V. Анализ произведения и обсуждение материала: (15 мин.): 1. Творческая история произведения. 3. Основная идея. 4. Пути реализации идеи: а) жанр; б) композиция; в) образная структура; г) художественные приемы и средства; д) своеобразие языка. 5. Место произведения и его значение в творчестве автора и в литературном процессе VI. Синтез: подведение итогов (3 мин.) VII. Домашнее задание (2 мин.) Ход урока:
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 187; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.106.23 (0.013 с.) |