Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Технология применения лок на уроках литературы в школе

Поиск

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...5

Глава 1. Современные образовательные технологии на уроках литературы в школе

1.1 Роль и значение образовательных технологий в современном учебном процессе в школе………………………………………………………………….7

1.2 Технология применения ЛОК на уроках литературы в школе……………………………………………………………………………..13

Глава 2. Теоретические основы изучения «Розы Иерихона» И.А.Бунина в школе

2.1 Общее представление об авторе. Особенности творчества………………20

2.2 Мемуарная проза в литературоведческих исследованиях………………...26

Глава 3. Изучение «Розы Иерихона» И.А.Бунина с применением технологии ЛОК

3.1. Обзор произведений И.А.Бунина, изучаемых в школе…………………..31

3.2 Методика обучения литературы об изучении творчества И.А.Бунина……………………………………………………………………….35

3.3 План-сценарий урока литературы в 11 классе на тему: изучение «Розы Иерихона» И.А.Бунина с применением технологии ЛОК…………………...38

Заключение………………………………………………………………………55

Библиографический список……………………………………………………56

 

Введение

Не смотря на общий интерес к творчеству И. А. Бунина в разных его аспектах, до сих пор не исследованы целые пласты наследия писателя. На сегодняшний день не только в России, но и во всем мире нет ни одного автора, который мог бы сравнить свой писательский талант с мастерством Ивана Алексеевича Бунина. Он относился к тем людям, в которых авторский дар был вложен «божьей милостью, а не человеческим хотением, измышлением или выучкой». Не существует ни одного писателя, так любившего Россию, не смотря на то, что Ивану Алексеевичу пришлось половину своей жизни находиться за ее пределами.

Актуальность данного исследования заключается в том, что творческое наследие выдающегося русского писателя, лауреата Нобелевской премии, Ивана Алексеевича Бунина пробуждает неподдельный интерес в методике преподавания литературы в средней и старшей школе. Усиление противоречий современного общества акцентирует внимание на изучении произведений писателя, затрагивающего в своем творчестве  вечные темы: любовь к природе, родительскому дому, родине. Изучение лирики и прозы такого тонкого художника, каким является И.А.Бунин, содействует формированию общеэстетического чувства учащихся, развитию их эмоциональной сферы.

Объектом исследования являются разнородные методические взгляды на изучение творчества И.А.Бунина на уроках литературы в школе.

Предметом исследования следует считать особенности изучения эмигрантской прозы Ивана Бунина, в частности рассказа «Роза Иерихона» на уроках литературы в старших классах с применением современных образовательных технологий.

Цель данного исследования заключается в адаптации современных образовательных технологий, применяемых на уроках литературы, для эффективного обучения старших школьников при работе с эмигрантским творчеством И.А.Бунина.

Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:

1. Ознакомиться и систематизировать множество классификаций современных образовательных технологий на уроках литературы,

2. Исследовать методические подходы к изучению творчества И.А.Бунина в старших классах,

3. Разработать литературоведческую концепцию для изучения рассказа «Роза Иерихона» на уроке литературы в 11 классе.

Практическая значимость данного исследования заключается в том, что не смотря на общий интерес к творчеству И. А. Бунина в разных его аспектах, до сих пор не выявлен наиболее результативный подход к его изучению в школе.


 

Глава 1. Современные образовательные технологии на уроках литературы в школе


1.1 Роль и значение образовательных технологий в современном учебном процессе в школе

На сегодняшний день развитие общества достигло высокого уровня: в этом мире главенствует техника, а главным товаром является информация. Не зря существует мнение, что XXI век- век информатизации.

Процессы цифровизации современного социального пространства влияют на функциональные системы образования. В новом веке давно намечена и принята смена образовательных ориентиров. Современная система образования, в отличие от традиционной, придерживающейся знаниевой парадигмы, где первостепенно субъектно-объектные отношения (учитель-ученик) и подразумевающей трансляцию готовых знаний, обучение по образцу, репродуктивное воспроизведение материала, нацелена на передачу учащимся знаний и умению грамотно ими оперировать. В современном учебном процессе, ориентированным главным образом на деятельностную парадигму по ФГОС второго поколения, необходимо не только внедрение современных образовательных технологий, но и формирование универсальных учебных действий.

Слово «технология» происходит от греческого слова: «techne» - искусство, мастерство, умение и «logos» - наука, закон. Дословно «технология» - наука о мастерстве. [Еркина С.Л. Современные образовательные технологии] Всякая методика подразумевает ответы на три главных вопроса: кого и зачем учить, чему учить, как учить. В современном образовании эти тезисы объединяются в единый- как учить результативно?

Массовые разработки и внедрения педагогических технологий относят к середине пятидесятых годов XX века. Технологический подход к построению обучения возникает в Америке и Европе, затем в Российской Федерации. Вначале под педагогической технологией понимали «технизацию» педагогического процесса. Первое детище новой системы образования и фундаментом для дальнейшего развития стало программированное обучение, представляющее собой самостоятельное индивидуальное обучение по заранее разработанной обучающей программе, с помощью специальных средств (программированного учебника, особых обучающих машин, ЭВМ и др.). [1]

В семидесятые годы XX века содержание понятия «педагогическая технология» расширилось. Его трактовку чаще стали связывать с идеей управления процессом обучения, то есть с целенаправленным конструированием целей, достижение которых должно происходить благодаря проектированию учебного процесса.

Селевко Г.К. в своем учебном пособии «Современные образовательные технологии» считает, что: «в настоящее время в педагогический лексикон прочно вошло понятие педагогической технологии. Однако в его понимании и употреблении существуют большие разночтения:

· технология - это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь).

· Педагогическая технология - совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса (Б.Т.Лихачев).

· Педагогическая технология - это содержательная техника реализации учебного процесса (В.П.Беспалько).

· Педагогическая технология - это описание процесса достижения планируемых результатов обучения (И.П.Волков).

· Технология - это искусство, мастерство, умение, совокупность методов обработки, изменения состояния (В.М.Шепель).

· Технология обучения - это составная процессуальная часть дидактической системы (М.Чошанов).

· Педагогическая технология - это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя (В.М.Монахов).

· Педагогическая технология - это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей за дачей оптимизацию форм образования (ЮНЕСКО).

· Педагогическая технология означает системную совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей (М.В.Кларин).»[2]

По Г. К. Селевко: «педагогическая технология является содержательным обобщением, вбирающим в себя смыслы всех определений различных авторов (источников). Понятие «педагогическая технология» может быть представлено тремя аспектами. 1) научным: педагогические технологии - часть педагогической науки, изучающая и разрабатывающая цели, содержание и методы обучения и проектирующая педагогические процессы; 2) процессуально-описательным: описание (алгоритм) процесса, совокупность целей, содержания, методов и средств для достижения планируемых результатов обучения; 3) процессуально-действенным: осуществление технологического (педагогического) процесса, функционирование всех личностных, инструментальных и методологических педагогических средств. Таким образом, педагогическая технология функционирует и в качестве науки, исследующей наиболее рациональные пути обучения, и в качестве системы способов, принципов и регулятивов, применяемых в обучении, и в качестве реального процесса обучения. Понятие «педагогическая технология» в образовательной практике употребляется на трех иерархически соподчиненных уровнях: 1) Общепедагогический (общедидактический) уровень: общепедагогическая (общедидактическая, общевоспитательная) технология характеризует целостный образовательный процесс в данном регионе, учебном заведении, на определенной ступени обучения. 2) Частнометодический (предметный) уровень: частнопредметная педагогическая технология употребляется в значении "частная методика", т.е. как совокупность методов и средств для реализации определенного содержания обучения и воспитания в рамках одного предмета, класса, учителя (методика преподавания предметов, методика компенсирующего обучения, методика работы учителя, воспитателя). 3) Локальный (модульный) уровень: локальная технология представляет собой технологию отдельных частей учебно-воспитательного процесса, решение частных дидактических и воспитательных задач (технология отдельных видов деятельности, формирование понятий, воспитание отдельных личностных качеств, технология урока, усвоения новых знаний, технология повторения и контроля материала, технология самостоятельной работы и др.).

Из данных определений следует, что технология в максимальной степени связана с учебным процессом - деятельностью учителя и ученика, ее структурой, средствами, методами и формами. Поэтому в структуру педагогической технологии входят: а) концептуальная основа; б) содержательная часть обучения; - цели обучения - общие и конкретные; - содержание учебного материала; в) процессуальная часть - технологический процесс; - организация учебного процесса; - методы и формы учебной деятельности школьников; - методы и формы работы учителя; - деятельность учителя по управлению процессом усвоения материала - диагностика учебного процесса.

Общая идеология ФГОС второго поколения, нацеленность учебного процесса на достижение основных ожидаемых результатов образования налагает особые требования и на отбор образовательных технологий.

Бродникова Н.П.в своей работе «Описание педагогических технологий в образовательном процессе: ИКТ, развивающее обучение, проектная, здоровьесберегающая,игровая, проблемно- диалогическая, оценивание образовательных технологий» считает, что: «отвечают особенностям новых стандартов следующие образовательные технологии:

  • технологии личностно-ориентированного развивающего образования на основе системно-деятельностного подхода
  • технологии, основанные на уровневой дифференциации обучения
  • технологии, основанные на создании учебных ситуаций
  • технологии, основанные на реализации проектной деятельности
  • технологии, основанные на развивающем обучении
  • ИКТ
  • Здоровьесберегающие технологии» [3]

Еркина С.Л. в статье «Современные образовательные технологии» безусловна права, что: «для реализации познавательной и творческой активности школьника в учебном процессе используются современные образовательные технологии, дающие возможность повышать качество образования, более эффективно использовать учебное время и снижать долю репродуктивной деятельности учащихся за счет снижения времени, отведенного на выполнение домашнего задания. В школе представлен широкий спектр образовательных педагогических технологий, которые применяются в учебном процессе. Инновационные педагогические технологии взаимосвязаны, взаимообусловлены и составляют определенную дидактическую систему, направленную на воспитание таких ценностей как открытость, честность, доброжелательность, сопереживание, взаимопомощь и обеспечивающую образовательные потребности каждого ученика в соответствии с его индивидуальными особенностями.»[4]


 

Класс.

В седьмом классе для чтения и изучения предлагаются следующие произведения И.А. Бунина: «Цифры», «Лапти». К изучению предлагаются следующие вопросы – «Воспитание детей в семье. Герой рассказа: сложность взаимопонимания детей и взрослых. Стихотворения и рассказы Бунина по выбору учителя и учащихся».

Далее в рамках изучения темы «Край ты мой, родимый край!», среди прочих предлагаются к чтению и обсуждению стихотворения Бунина.

В восьмом классе нет произведений Бунина, предлагаемых к чтению или изучению.

Класс.

В девятом классе в рамках изучения темы «Русская проза ХХ века» для чтения и изучения предлагается рассказ И.А. Бунина «Чистый понедельник». В рамках изучения данного произведения рекомендуется решение следующих вопросов: «Слово о Бунине. Особенности бунинского рассказа. Мастерство писателя стилиста».

Курс литературы 10-11 классов в рамках данной программы включает в себя обзорные и монографические темы, сочетание которых позволяет не только познакомить учащихся с выдающимися художественными произведениями, но и показать их место в историко-литературном процессе.

Так как основу программы изучения литературы в 10 классе составляется русская литература 19 в., творчество Бунина, львиная доля которого приходится на век 20 в нее не вошло.

В 11 классе творчество Бунина открывает изучение достаточно объемной темы проза конца 19 – начала 20 века.

Однако в программу вошли не только прозаические произведения Бунина, такие как «Господин из Сан-Франциско», «Солнечный удар», «Иоанн Рыдалец», «Чистый понедельник», но и стихотворения, выбор которых предоставлен учителю и ученикам, так же свобода выбора предоставлена и в плане изучения прозаических произведений.

Несколько иначе разработан подход к обучению литературе в средней школе, в программе, созданной под руководством А.Г. Кутузова. Цель и задачи литературного образования, структурные принципы и возрастные читательские интересы – вот главное составляющее программы.

В 5 классе творчество Бунина представлено только поэтическими произведениями, которые предлагаются пятиклассникам для самостоятельного чтения. Среди них: «Укоры», «Густой, зеленый ельник у дороги…», «Няня», «Осыпаются астры в садах…», «Перед закатом набежало…», «Вечер», «Слово», «Детство», «Сказка».

В шестом классе представлены не только поэтические произведения Бунина, среди которых: «Помню долгий зимний вечер…», «Летняя ночь», «На окне серебряном от инея…» и т.д., кроме них к изучению предлагаются отрывки из романа «Жизнь Арсеньева».

В девятом классе, в рамках темы «В мире русской литературы» к изучению предлагаются рассказы Бунина «Господин из Сан-Франциско», и для классов с углубленным изучением литературы – «Холодная осень».

Достаточно логичным представляется подробное изучение творчества Бунина в 11 классе. В частности к изучению предлагаются следующие произведения, проблемы и вопросы.

Толстовские и чеховские традиции в творчестве Бунина. Обращение к вечным вопросам человеческого существования. Эстетика символистов и поэзия Бунина. Образ природы («Осенний ветер», «Запах соли…»). Чувство пустынности, безлюдья и одиночества человека в мире (стихи 1886-1903 гг.) живописание природы как декларация объективных человеческих ценностей. Влияние на поэтические принципы Бунина поэзии Фета. Субъективно-эмоциональное восприятие мира и наглядное его описание, метафора и живописный эпитет. Чувственная деталь, образы детали.

Соотношение национального, социального и общественного в героях Бунина. Влияние Толстого, Древнего Востока, пантеистической философии. Лирико-философское решение «мужицкой темы» («Деревня», «Антоновские яблоки»). Картины «погибающих помещичьих гнезд» («Золотое дно»). Чувство исторической памяти и неизбежная «печаль времени». Исследование неразрешимых противоречий национального характера. Размышления о страшной и бессмысленной жестокости людей («Ночной разговор»). Поиски целостности личности и психологии человека («Чаша жизни»).

Вечные проблемы в художественном мире Бунина. Герой писателя: «чувство смерти» и жажда жизни. Образы последних дней героя («Худая трава»). Тема вековой приобщенности человека к миру живого, к природе. Трагедийная концепция любви. Любовь-страсть, как первозданная глубина стихии природы («Солнечный удар», «Грамматика любви», «Легкое дыхание»). Жанр рассказа, как художественное стремление Бунина к изображению концентрированного «мгновения» жизни, синтез поэтического и прозаического, открытый лиризм, подтекст. Рассказ-портрет, рассказ-«лицо».

В программе под редакцией Ладыгиной для  классов с углубленным изучением литературы, лицеев и гимназий с гуманитарной направленностью изучение творчества Бунина следует начинать с девятого класса.

К изучению предлагается рассказ И. Бунина «Господин из Сан-Франциско», причем рассматривается это произведение как новелла. К изучению предлагаются следующие проблемы: «Тема губительного влияния богатства на человеческую душу. Система ценностей в новелле. Символика и художественная деталь в новелле».

В 11 классе творчество Бунина рассматривается среди прочих во время изучения темы «Русское литературное зарубежье».[19]


 

План-сценарий урока литературы в 11 классе на тему: изучение «Розы Иерихона» И.А.Бунина с применением технологии ЛОК

«Роза Иерихона» И.А.Бунина не вынесена на обязательное изучение ни в одной из существующих литературных программ. На мой взгляд, если включать это произведение в рекомендуемый минимум, то целесообразнее знакомство с ним производить в 11 классе, где изучение произведений происходит на базе историко-литературного подхода. В программе под редакцией В.Я.Коровиной при изучении творчества И.А.Бунина в 11 классе зафиксирована следующая формулировка: «Мотив памяти и тема России в бунинской прозе. Своеобразие художественной манеры И. А, Бунина»[22]. Эти аспекты были приняты мною за основу при составлении плана-сценария урока.


 


Память как структурообразующий мотив в произведении И.А. Бунина «Роза Иерихона»
(урок с применением технологии ЛОК, по программе под ред. В.Я.Коровиной)

Цели:

познавательные (образовательные, обучающие):

- восстановить полученные знания о жизни и творчестве И.А. Бунина в прошлые годы обучения;

- продолжить формирование представлений учащихся о многогранности личности И.А.Бунина и его творческого мира;

- продолжить обучать анализу рассказа;

- формировать умение анализировать эпическое произведение;

- выяснить, что послужило толчком к написанию «Розы Иерихона»;

- расширить и углубить понятия: стиль писателя, художественная деталь,

развивающие:

- развить навыки устной речи;

- развить умение работать с учебником;

- развить умение делать конспективные записи;

воспитательные:

- привлечь внимание учащихся к богатому духовному миру И.А.Бунина и формировать личность учащихся на примере личности автора;

- воспитывать чувство уважения к человеку, способствовать воспитанию интереса к литературе через работу с текстом; воспитывать бережное, внимательное отношение к художественному слову.

Планируемые результаты:

предметные: научиться понимать язык художественного произведения, уметь анализировать эпическое произведение;

метапредметные:

познавательные: выделять необходимую информацию из учебника, из текста произведения, оформлять ее в виде конспектных записей, определять понятия;

регулятивные: уметь выбирать действия в соответствии с поставленной задачей;

коммуникативные: уметь обращаться за помощью к учебной литературе;

личностные: формирование моральных качеств, нравственных чувств, осознанное и ответственное отношение к собственным поступкам и поступкам других.

Тип урока: комбинированный: повторение известного материала и приобретение новых знаний с применением технологии ЛОК.

Методы: слово учителя, беседа, работа с текстом, выразительное чтение, комментированное чтение, составление ЛОК.

Оборудование (наглядность):

- мультимедийный экран (презентация);

-репродукция фотографии И.А.Бунина;

-собрание сочинений И.А.Бунина с текстом изучаемого произведения;

-тетради.

  Оформление доски:

Иван Алексеевич Бунин (1870-1953) 14 сентября Память как структурообразующий мотив в произведении И.А. Бунина «Роза Иерихона» Особенности композиции (появляются на этапе анализа ХП)      1 группа:                    2 группа:                   3 группа: Прожитая жизнь для Бунина = это засохшее растение +, «омывание водами памяти»
цветок
красный цвет
растение
пышный бутон
прекр. цветение
вид растения
подкласс растения
Библия
Роза Иерихона

 

План:

I. Организационный момент (1 мин.)

II. Подготовка к восприятию: (10 мин.)

1) Слово о поэте подготовленным учеником:

1. Послеоктябрьское творчество И.А.Бунина.

2. Как принял И.А.Бунин революцию?

3. Отношение к России И.А.Бунина.

4. Темы и мотивы «окаянного» периода

III. Восприятие материала: восстановление сюжета рассказа(7 мин.)

IV. Выявление «первичных» впечатлений (2 мин.)

V. Анализ произведения и обсуждение материала: (15 мин.):

1. Творческая история произведения.
2. Тема, проблемы.

3. Основная идея.

 4. Пути реализации идеи:

а) жанр;

б) композиция;

в) образная структура;

г) художественные приемы и средства;

д) своеобразие языка.

5. Место произведения и его значение в творчестве автора и в литературном процессе

VI. Синтез: подведение итогов (3 мин.)

VII. Домашнее задание (2 мин.)

Ход урока:

 

 


Этап урока, учебная ситуация Деятельность учителя Деятельность учащихся Формируемые УУД
I. Организационный момент (1 мин.)  Приветствие: - Здравствуйте, ребята Рада вас видеть Приветствуют учителя Коммуникативные УУД: - слушать и понимать речь других
II. Подготовка к восприятию (10 мин.): на экране эпиграф: «Путь к бунинской философии лежит через бунинскую филологию.» В.Ходасевич - Ребята, сегодня на уроке нам предстоит еще глубже раскрыть творческий талант первого отечественного писателя- лауреата Нобелевской премии, И.А.Бунина. Этот автор нам знаком еще с 5 класса… Какие произведения вы помните? Слово учителя: -В одном из своих произведений И.Бунин писал: «Какой стране принадлежу я, одиноко скитающийся?» («Новая дорога» И.А.Бунин) Лучшее, что писал Бунин, написано о России. Где бы он ни жил: в приморских Альпах, в Париже, в своей скромной квартирке, - всюду и всегда своими помыслами он возвращался на родину, по которой тосковал до последнего вздоха. Память сердца о родной земле не давала иссякнуть роднику писательского вдохновения, наполняя его душу радостными моментами воспоминаний. Ребята, как вы считаете, какова тема нашего сегодняшнего урока? -Да, ребята, ваши предположения верны. Однако мне бы хотелось сконцентрировать внимание на одном из рассказов - «Роза Иерихона». Формулирование темы урока: Память как структурообразующий мотив в произведении И.А. Бунина «Роза Иерихона» И.Бунин был удивительным человеком… Краткие сведения о его жизненном и творческом пути вам сейчас напомнит ученик N ( сообщение подготовленным учеником ) -«Вечер», «Сумерки», «Слово», «Антоновские яблоки», «Господин из Сан-Франциско», «Легкое дыхание»     Предполагают: -Мотивы памяти в творчестве И.Бунина   Записывают тему в тетрадь     сообщение подготовленным учеником: И.Бунин не принял революцию и вынужден был эмигрировать сначала в Одессу, а затем в Европу, где остался до конца своих дней. Образ «старой России» навсегда остался в памяти автора. Тоска по родине становится ключевым мотивом в позднем творчестве автора. Ужасное настоящее превращается в томительно влекущее прошлое («Что пройдёт, то будет мило»). Важнейшим этапом на пути этого превращения стали для Бунина «Окаянные дни». Художественно-публицистическая цель «Окаянных дней»: схлестнуть, столкнуть благолепную форму «прежнего» и бесформенность «нынешнего», противопоставить одно другому. Поскольку Бунин воспринимал красоту мира как личное достояние, постольку и революционное надругательство над нею расценивал как личную обиду. Отсюда – оскорблённая интонация. Отсюда – аристократически – презрительный взгляд на бунтующее «стадо»…. В 1921 году выходит сборник «Господин из Сан-Франциско». Рассказ, давший название книге, - о бессмысленности «материального» человеческого существования, о жизни человека как неуклонного пути в смерть. О смерти автор рассуждает постоянно. Недаром Бунин в эти год так внимательно читает французского писателя – экзистенциалиста Франсуа Мориака; следы этого чтения заметны и в книге о Толстом (1937), где духовные и творческие метания яснополянского старца объяснены одним: стремлением одолеть, победить смерть. Кроме «окаянного периода» был и «нобелевский». 9 ноября 1933 г. последний из русских классиков дореволюционной школы, автор романа «Жизнь Арсеньева» стал Нобелевским лауреатом «за правдивый артистичный талант, с которым воссоздал в художественной прозе типичный русский характер». «Чем настойчивее История вовлекала его в общеевропейский круговорот, тем более подчёркнуто культивировал он в себе русского писателя, признанного кристаллизовать главные сюжеты родной литературы, спрятать в своего рода стилистическую теплицу классическое русское слово. А затем как бы зайти на прощание в «особняк» отечественной культуры, поклониться родной обители, уйти и погасить за собою свет. Свет и был погашен…» А.Н. Архангельский. В эмигрантском периоде бунинского творчества действительно уже нет света. Так, например, среди многих прочих название вершинной книги Бунина имеет такой смысл: «Тёмные аллеи» – без света! Во внезапно затемнённом здании предметы меняют облик, контуры их расплываются, мерцает лунный сумрак, но если хорошо приглядеться, без труда узнаешь знакомые очертания. Коммуникативные УУД:  -слушать и понимать речь других; -строить понятные для собеседника высказывания; -отвечать на вопросы учителя;  -строить устное высказывание;  -воспринимать информацию на слух; -дополнять, уточнять высказанные мнения; – анализировать и делать выводы; Регулятивные УУД:  – организовать выполнение заданий учителя; Познавательные УУД: – извлекать необходимую информацию
III. Восприятие материала: восстановление сюжета рассказа (7 мин.): - Ребята, дома вы прочитали «Розу Иерихона». Как разворачиваются события в данном произведении? Предполагаемый ответ: -В данном рассказе невозможно выделить какую-либо сюжетную линию…Скорее это поток сознания повествователя или даже автора… Коммуникативные УУД: -умение слушать; -строить устное высказывание.
IV. Выявление «первичных» впечатлений (2 мин.) -Я понимаю, чем мотивированы ваши ответы. Давайте попробуем разобраться вместе в этот неординарном произведении. -Какие ассоциации у вас появились при прочтении заголовка? (составление на доске ассоциативного кластера, записываются различные ответы учащихся)
цветок
красный цвет
растение
пышный бутон
прекр. цветение
вид растения
подкласс растения
Библия
Роза Иерихона

-Цветок, растение, красный цвет, прекрасное цветение, пышный бутон -вид растения, подкласс растения, что-то библейское Познавательные УУД: - ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания); Коммуникативные УУД: - воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя;  - слушать и понимать речь других;  - формулировать свое мнение; - оформлять свои мысли в устной форме
V.Анализ произведения и обсуждение материала (15 мин) -Ребята, прежде чем мы приступим к непосредственному анализу произведения, я предлагаю вам ознакомится с историей создания произведения. (Творческая история произведения.)       - Ребята, как вы считаете, чему посвящено это произведение? (Темы и проблемы, основная идея) - Отчасти, вы, конечно, правы. Но так ли поверхностна авторская идея? Давайте разбираться …   -Предлагаю вам обратить внимание на структуру произведения. Как вы считаете, чем произведение интересно с композиционной стороны?(Пути реализации идеи) -Для максимально продуктивной работы предлагаю разделиться на группы (1 группа-1 ряд, 2 группа-второй ряд, 3 группа-3 ряд). Каждая из групп анализирует одну часть произведения. Для анализа принципиально важны: экспозиция, «основная часть произведения» и развязка. Работая над той или иной частью композиции, вам предстоит составить схему, в основе которой заложен главный структурообразующий прием. Попробуйте его найти и доказать с помощью каких средств он реализован. Комментарии к работе 1 группы: -Ребята, хорошая работа! Вы отлично справились. Теперь вопрос для всего класса: вспомните какова тема нашего урока и попробуйте «разгадать» как осуществляется мотив памяти в этой части произведения? -Да, ребята, вы верно определили реализацию мотива памяти. Напомните мне, пожалуйста, как называется в литературоведении такой прием? -Отлично, переходим к выступлению второй группы. Комментарии к работе 2 группы: - Вы правы, действительно Святой Савва стал монахом еще в своем отечестве в Каппадокии, когда ему было всего восемь лет. Восемнадцатилетним юношей он ушел в Святую Землю и отдал себя в послушание преподобному Евфимию Великому. Предание гласит, что преподобный Евфимий, увидев безусого и безбородого юнца, не принял его сразу, а отправил его в на одинокое жительство - в келью неподалеку от монастыря, пока не вырастет борода. По библейскому преданию, это растение благословила на вечную жизнь Богородица и его называют цветком Воскресения. В этой части произведения опять же видна отсылка к мотиву памяти - воспоминаниях о православной России. -Отлично, движемся дальше. Давайте понаблюдаем, что удалось наработать 3 группе. Комментарий к работе 3 группы: -Да, ребята. Интересно то, что и анемоны и маки являются своеобразным символом забытья: анемоны иначе называют «сон-трава», маки также известны своими «забвенчискими чарами». - В данной части произведения мотив памяти наиболее очевиден, он занимает доминирующее место - воспоминание рассказчика о благословенных днях молодости. Известно, что Иван Алексеевич вместе с женой Верой Николаевной Муромцевой-Буниной посетил Египет, Сирию, Палестину. [Михайлов О.Н. 1987] Рука об руку с той, кому Бог судил быть моей спутницей до гроба, совершал я свое первое дальнее странствие, брачное путешествие, бывшее вместе с тем и паломничеством во святую землю Господа нашего Иисуса Христа.[Бунин И. 1950] Долы Галилеи - воспоминания о православии, если можно - о былых временах в христианской России. Интересно метафорическое жупел Пятиградия. В Библии этим словом обозначается область (Содомское пятиградие) в регионе Святой Земли, где пять городов - Содом, Гоморра, Адма, Севоим и Сигор - объединились, чтобы противостоять нашествию эламитов Кедорлаомера и четыре из которых были полностью уничтожены. У Бунина это воплощает неизбежность страданий, нечто пугающее, внушающее ужас. Даже на фоне противопоставления этих частей - мотив памяти превосходно реализован.   - Заключительная часть произведения представляет собой смысловое кольцо. Звучит назывной призыв - «Роза Иерихона». Прожитая жизнь для Бунина = это засохшее растение +, «омывание водами памяти» (запись итогового кластера на доске, как олицетворение идеи)  Воспоминания делают его живым и отдаляют неотвратимый час смерти -Как вы могли заметить, прозаическое творчества И.А.Бунина таит в себя тайны, смысл которых можно раскрыть только при детальной работе с текстом произведения, обращая внимания на выбранные языковые и синтаксические средства. Какие художественно-изобразительные средства, кроме названных, вам показались наиболее частотными? (Художественные приемы и средства, своеобразие языка) - Как вы считаете: чем особенно важно это произведения для автора? Какова актуальность этого произведения в наши дни? (Место произведения и его значение в творчестве автора и в литературном процессе) Выступает заранее подготовленный ученик: -«Роза Иерихона», написана под влиянием путешествия автора на Восток весной 1907 года. Произведение «Роза Иерихона» было опубликовано в 1924 году, однако время его создания до сих пор точно не установлено. По некоторым деталям текста можно предположить, что «Роза» написана в начале 20-х годов. Произведение создано в прозе, но сочетает неотъемлемый для Бунина микросинтез прозы и лирики. В центре сюжета произведения «Роза Иерихона» лежит старинная восточная легенда, которая гласит о том, что очень-очень давно в странах Востока при погребении человека в гроб клали растение, чтобы душа умершего могла упокоиться. Роза Иерихона, которую клали в гроб, представляла собой очень непримечательное растение: сухие ветки с шипами. По своему внешнему виду оно крайне походило на всем известное перекати-поле. Это растение встречалось на территориях, находившихся ниже Мертвого моря. Предполагаемый ответ: - о красивым цветке, который хранит воспоминания   Предполагаемый ответ: 1 группа: работа с экспозиционной частью:
контраст
между названием и внешними признаками
жизнь (цветок воскрешения)
смерть (кладут в гроб, могилы)
В экспозиции представлено основное назначение цветка на Востоке: Роза Иерихона - знак веры в вечную жизнь, воскрешение мертвых.




 

 

 



Один из учеников демонстрирует групповую схему на доске, остальные фиксируют в тетрадях.




 

 

Предполагаемый ответ:

<



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 187; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.106.23 (0.013 с.)