Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Мемуарная проза в литературоведческих исследованияхСодержание книги Поиск на нашем сайте
Жанровое своеобразие мемуарной литературы достаточно обширно. Интерес к ее изучению возникал и возникает до сих пор у многих литературоведов. Достаточно фундаментальным, глубинным исследованием на эту тему можно считать диссертационную работу Снежко Е.В. «Поэтика мемуарного и автобиографического повествования в прозе И.А. Бунина эмигрантского периода». Автор замечает, что «И. А. Бунин-мемуарист – особая грань творческой биографии писателя. На протяжении всей жизни Иван Алексеевич делал записи, заметки, писал дневники, очерки, воспоминания. В своем завещании автор просил «не печатать, не издавать его письма»[13], но разрешил публиковать дневники и записные книжки. Первые подступы к мемуарной прозе писатель осуществил задолго до эмиграции: дневниковые записи, путевые поэмы (цикл «Тень птицы», 1907-1911), путевые дневники («Воды многие», 1910-1911), наброски будущей книги «О Чехове» (1904, 1914 гг.). Все богатство жанров мемуарной прозы представлено в творчестве Бунина эмигрантского периода. В годы эмиграции им были написаны мемуарно-публицистическая книга «Окаянные дни» (1935), роман «Жизнь Арсеньева» (1927-1952), мемуарно-философские произведения: «Освобождение Толстого» (1937), «Воспоминания» (1950), «О Чехове» (1955, опубликовано посмертно). Изучение художественных принципов и приемов Бунина-мемуариста дает возможность более глубоко прочитать творческое наследие Бунина-писателя, выявить особенности его метода и стиля. В конце 90-х годов XX столетия, когда в России начали печататься ранее неизвестные писательские мемуары XX века, встал вопрос о полноценном их изучении. Т.М. Колядич отмечает, что «воспоминания писателей занимают свое, особое место в истории русской культуры XX века. Именно в этом столетии они не только подтвердили свою жизнестойкость, но и окончательно оформились в самостоятельную эстетическую систему со своими приемами организации текстового пространства, повествовательной, временной и образной системами»[14]. В первой половине XX века возрастает популярность мемуарной литературы. В ситуации общественных перемен особую роль начинают обретать жанровые формы, способные наиболее адекватно выразить сущность обозначившихся жизненных процессов. Грандиозные и одновременно трагические события в России в период 1910-1920 годов заставили многих русских писателей почувствовать себя свидетелями истории, задуматься о значимости и о непреходящей ценности каждой человеческой личности в развитии культуры. Сам факт обращения Бунина к мемуарным жанрам был обусловлен своеобразием творческой личности писателя, с первых шагов в литературе тяготевшего к прямому самовыражению. Это проявилось в повышенном лиризме ранних бунинских произведений, а также в наличии в них скрытого автобиографизма. Однако решающим фактором в переключении творческого интереса Бунина на события реальности, как и большинства русских писателей-эмигрантов первой волны, стали причины социально-исторического характера: первая мировая война, революция 1917 года, гражданская война и, наконец, вынужденное изгнание. В эмиграции произведения мемуарных жанров (художественный дневник, мемуарный очерк, воспоминания) составили основную линию творческого развития Бунина, свидетельствуя о новом этапе эволюции писателя. Публикация «Окаянных дней» Бунина стала одним из значительных событий культурной жизни России последних лет. Отрицательное отношение писателя к русской революции сформировалось ещё в 1905 году, обострилось в 1917-м и оставалось неизменным в течение всей долгой жизни писателя. «Окаянные дни» - мемуарное произведение, написанное в дневниковой форме в отличие от других книг о русской революции, в частности И. Шмелева, А. Ремизова. Структура «Окаянных дней» определяется как видовыми признаками мемуаров (личностно- субъективное начало, ретроспективный характер воссоздания действительности и память как специфическое средство его выражения), так и характерными именно для этого произведения (дневниковая форма изложения событий, особый хронотоп, использование документальных материалов, публицистичность и принцип контраста как стилевой прием). «Окаянные дни» относятся к «ретроспективной» публицистике Бунина. В «Окаянных днях» писатель проводит аналогии с французской революцией, не пренебрегает гипотезами, догадками, прогнозами как способом постижения революционной действительности. «Окаянные дни» можно рассматривать как далеко немаловажный исторический документ революционного периода в России. В дневниковой записи от 20 апреля 1919 года Бунин отмечает: «Этим записям цены не будет»[15]. Бунин всю жизнь мысленно возвращался к революционному времени, как к переломному моменту в своей личной судьбе и в судьбе России. Во время второй мировой войны он записал в своем дневнике: «Да, опять, «Окаянные дни»!».[16] Роман Бунина «Жизнь Арсеньева» - произведение, написанное на автобиографической основе. В отличие от других автобиографических книг («Детства», «Отрочество», «Юности» Л.Н. Толстого, «Семейной хроники», «Детских годов Багрова-внука» СТ. Аксакова, «Детства Никиты» А.Н. Толстого) в романе Бунина внутренний мир главного героя раскрывается преимущественно в лирическом монологе. В романе «Жизнь Арсеньева» происходит разделение позиций автора и автобиографического героя, которое проявляется в четком разграничении двух планов: синхронного времени - области действия автобиографического героя и ретроспективного - автора. В романе Бунина автор-повествователь отстраняется от автобиографического героя. Повествователь наделён собственным словом, а также определенной жизненной установкой и позицией. Область повествователя принадлежит сфере авторского сознания, а не автобиографического героя, что дает возможность наполнить каждый момент авторским бытием. В произведении Бунин пишет: «Какие далекие дни! Я теперь уже с усилием чувствую их своими собственными при всей той близости их мне, с которой я всё думаю о них за этими записями и всё зачем-то пытаюсь воскресить чей-то далекий юный образ.... Он как бы некое подобие моего вымышленного младшего брата, уже давно исчезнувшего из мира вместе со всем своим бесконечно далеким временем».[17].Воспоминание воспоминаний - одна из главных особенностей поэтики романа. Исследователи, определяя жанр бунинского романа, подчеркивали его различные аспекты: особый лиризм, эпичность, феноменологическую основу, философичность. Наряду с этими элементами в структуре романа Бунина «Жизнь Арсеньева» присутствуют многие из устойчивых признаков мемуарного жанра: ретроспективный способ подачи художественного материала, непосредственность авторских свидетельств, тяготение к хронологии, фактографичность. Жанровый синкретизм романа «Жизнь Арсеньева», проявившейся в слиянии в одно целое лирического и эпического, автобиографического и мемуарного начал, делает эту книгу Бунина уникальной не только в русской, но и во всей мировой литературе. В мемуарных книгах «Освобождение Толстого», «О Чехове», «Воспоминания» прежде всего раскрывается личность самого Бунина, как человека и писателя. Перед Л.Н. Толстым Бунин благоговел, восхищался А.П. Чеховым, но не подражал ему даже в молодые годы, когда собственная писательская манера только складывалась. В книге «Воспоминания» Бунин корит писателей-современников (А. Толстого, М. Горького, А. Блока, Есенина, В. Маяковского и других) за то, что ему, по искреннейшему убеждению, представлялось отступлением от целомудренной правды, требований чести и совести. При изображении писателей-символистов в книге «Воспоминания» Бунин нередко прибегает к иронии. В «Освобождении Толстого», в книге «О Чехове», в «Воспоминаниях» Буниным применяется широкий спектр художественных средств создания образов писателей-современников. Это различные способы характеристики: автохарактеристика (портретная, речевая) косвенная оценка (ссылки на мнения других лиц, цитаты из произведений изображаемых писателей-современников). В целом, мемуарная и автобиографическая проза И.А. Бунина явилась ярким и уникальным явлением среди мемуарных произведений писателей русского зарубежья.»[18] Таким образом, изучая любое из произведений И.А.Бунина на уроках литературы в школе, следуют опираться на тяжелый жизненный и творческий путь автора. Важно обращать внимание на особенности писательского сознания, сформированного и укрепившегося, в большинстве своем, в годы трудной эмиграционной жизни. Особое внимание следует уделять своеобразию языка его художественных текстов, трактовка которого принципиально важна для понимания глубинных бунинских произведений.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 188; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.113.44 (0.007 с.) |