Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Мемуарная проза в литературоведческих исследованиях

Поиск

Жанровое своеобразие мемуарной литературы достаточно обширно. Интерес к ее изучению возникал и возникает до сих пор у многих литературоведов.

Достаточно фундаментальным, глубинным исследованием на эту тему можно считать диссертационную работу Снежко Е.В. «Поэтика мемуарного и автобиографического повествования в прозе И.А. Бунина эмигрантского периода». Автор замечает, что «И. А. Бунин-мемуарист – особая грань творческой биографии писателя. На протяжении всей жизни Иван Алексеевич делал записи, заметки, писал дневники, очерки, воспоминания. В своем завещании автор просил «не печатать, не издавать его письма»[13], но разрешил публиковать дневники и записные книжки.

Первые подступы к мемуарной прозе писатель осуществил задолго до эмиграции: дневниковые записи, путевые поэмы (цикл «Тень птицы», 1907-1911), путевые дневники («Воды многие», 1910-1911), наброски будущей книги «О Чехове» (1904, 1914 гг.). Все богатство жанров мемуарной прозы представлено в творчестве Бунина эмигрантского периода. В годы эмиграции им были написаны мемуарно-публицистическая книга «Окаянные дни» (1935), роман «Жизнь Арсеньева» (1927-1952), мемуарно-философские произведения: «Освобождение Толстого» (1937), «Воспоминания» (1950), «О Чехове» (1955, опубликовано посмертно).

Изучение художественных принципов и приемов Бунина-мемуариста дает возможность более глубоко прочитать творческое наследие Бунина-писателя, выявить особенности его метода и стиля.

В конце 90-х годов XX столетия, когда в России начали печататься ранее неизвестные писательские мемуары XX века, встал вопрос о полноценном их изучении. Т.М. Колядич отмечает, что «воспоминания писателей занимают свое, особое место в истории русской культуры XX века. Именно в этом столетии они не только подтвердили свою жизнестойкость, но и окончательно оформились в самостоятельную эстетическую систему со своими приемами организации текстового пространства, повествовательной, временной и образной системами»[14]. В первой половине XX века возрастает популярность мемуарной литературы. В ситуации общественных перемен особую роль начинают обретать жанровые формы, способные наиболее адекватно выразить сущность обозначившихся жизненных процессов. Грандиозные и одновременно трагические события в России в период 1910-1920 годов заставили многих русских писателей почувствовать себя свидетелями истории, задуматься о значимости и о непреходящей ценности каждой человеческой личности в развитии культуры. Сам факт обращения Бунина к мемуарным жанрам был обусловлен своеобразием творческой личности писателя, с первых шагов в литературе тяготевшего к прямому самовыражению. Это проявилось в повышенном лиризме ранних бунинских произведений, а также в наличии в них скрытого автобиографизма. Однако решающим фактором в переключении творческого интереса Бунина на события реальности, как и большинства русских писателей-эмигрантов первой волны, стали причины социально-исторического характера: первая мировая война, революция 1917 года, гражданская война и, наконец, вынужденное изгнание. В эмиграции произведения мемуарных жанров (художественный дневник, мемуарный очерк, воспоминания) составили основную линию творческого развития Бунина, свидетельствуя о новом этапе эволюции писателя. Публикация «Окаянных дней» Бунина стала одним из значительных событий культурной жизни России последних лет. Отрицательное отношение писателя к русской революции сформировалось ещё в 1905 году, обострилось в 1917-м и оставалось неизменным в течение всей долгой жизни писателя. «Окаянные дни» - мемуарное произведение, написанное в дневниковой форме в отличие от других книг о русской революции, в частности И. Шмелева, А. Ремизова. Структура «Окаянных дней» определяется как видовыми признаками мемуаров (личностно- субъективное начало, ретроспективный характер воссоздания действительности и память как специфическое средство его выражения), так и характерными именно для этого произведения (дневниковая форма изложения событий, особый хронотоп, использование документальных материалов, публицистичность и принцип контраста как стилевой прием). «Окаянные дни» относятся к «ретроспективной» публицистике Бунина. В «Окаянных днях» писатель проводит аналогии с французской революцией, не пренебрегает гипотезами, догадками, прогнозами как способом постижения революционной действительности. «Окаянные дни» можно рассматривать как далеко немаловажный исторический документ революционного периода в России. В дневниковой записи от 20 апреля 1919 года Бунин отмечает: «Этим записям цены не будет»[15]. Бунин всю жизнь мысленно возвращался к революционному времени, как к переломному моменту в своей личной судьбе и в судьбе России. Во время второй мировой войны он записал в своем дневнике: «Да, опять, «Окаянные дни»!».[16]

Роман Бунина «Жизнь Арсеньева» - произведение, написанное на автобиографической основе. В отличие от других автобиографических книг («Детства», «Отрочество», «Юности» Л.Н. Толстого, «Семейной хроники», «Детских годов Багрова-внука» СТ. Аксакова, «Детства Никиты» А.Н. Толстого) в романе Бунина внутренний мир главного героя раскрывается преимущественно в лирическом монологе. В романе «Жизнь Арсеньева» происходит разделение позиций автора и автобиографического героя, которое проявляется в четком разграничении двух планов: синхронного времени - области действия автобиографического героя и ретроспективного - автора. В романе Бунина автор-повествователь отстраняется от автобиографического героя. Повествователь наделён собственным словом, а также определенной жизненной установкой и позицией. Область повествователя принадлежит сфере авторского сознания, а не автобиографического героя, что дает возможность наполнить каждый момент авторским бытием. В произведении Бунин пишет: «Какие далекие дни! Я теперь уже с усилием чувствую их своими собственными при всей той близости их мне, с которой я всё думаю о них за этими записями и всё зачем-то пытаюсь воскресить чей-то далекий юный образ.... Он как бы некое подобие моего вымышленного младшего брата, уже давно исчезнувшего из мира вместе со всем своим бесконечно далеким временем».[17].Воспоминание воспоминаний - одна из главных особенностей поэтики романа. Исследователи, определяя жанр бунинского романа, подчеркивали его различные аспекты: особый лиризм, эпичность, феноменологическую основу, философичность. Наряду с этими элементами в структуре романа Бунина «Жизнь Арсеньева» присутствуют многие из устойчивых признаков мемуарного жанра: ретроспективный способ подачи художественного материала, непосредственность авторских свидетельств, тяготение к хронологии, фактографичность. Жанровый синкретизм романа «Жизнь Арсеньева», проявившейся в слиянии в одно целое лирического и эпического, автобиографического и мемуарного начал, делает эту книгу Бунина уникальной не только в русской, но и во всей мировой литературе.

В мемуарных книгах «Освобождение Толстого», «О Чехове», «Воспоминания» прежде всего раскрывается личность самого Бунина, как человека и писателя. Перед Л.Н. Толстым Бунин благоговел, восхищался А.П. Чеховым, но не подражал ему даже в молодые годы, когда собственная писательская манера только складывалась. В книге «Воспоминания» Бунин корит писателей-современников (А. Толстого, М. Горького, А. Блока, Есенина, В. Маяковского и других) за то, что ему, по искреннейшему убеждению, представлялось отступлением от целомудренной правды, требований чести и совести. При изображении писателей-символистов в книге «Воспоминания» Бунин нередко прибегает к иронии. В «Освобождении Толстого», в книге «О Чехове», в «Воспоминаниях» Буниным применяется широкий спектр художественных средств создания образов писателей-современников. Это различные способы характеристики: автохарактеристика (портретная, речевая) косвенная оценка (ссылки на мнения других лиц, цитаты из произведений изображаемых писателей-современников). В целом, мемуарная и автобиографическая проза И.А. Бунина явилась ярким и уникальным явлением среди мемуарных произведений писателей русского зарубежья.»[18]

Таким образом, изучая любое из произведений И.А.Бунина на уроках литературы в школе, следуют опираться на тяжелый жизненный и творческий путь автора. Важно обращать внимание на особенности писательского сознания, сформированного и укрепившегося, в большинстве своем, в годы трудной эмиграционной жизни. Особое внимание следует уделять своеобразию языка его художественных текстов, трактовка которого принципиально важна для понимания глубинных бунинских произведений.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 188; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.113.44 (0.007 с.)