Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Методика обучения литературы об изучении творчества И.А.Бунина↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 5 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Творчество И.А. Бунина активно изучается на уроках литературы в школе на протяжении шести лет (период с 5 по 11 класс), и методика его освоения, предложения по организации уроков литературы предлагаются для учителей-словесников в разнообразных пособиях и статьях, исследовательских работах известных методистов. Некоторые автора предлагают начинать знакомство с творчеством автора с лирических произведений (М.Крылова), другие рекомендуют изучать творчество И.А.Бунина, начиная с рассказов (Т. Курдюмова), третьи на протяжении всего курса литературы уделяют внимание как поэтическому, так и прозаическому творчеству автора. (программа под редакцией В.Я..Коровиной). Каким бы различным не оказался список изучаемых произведений в школе, все без исключения методисты рекомендуют не сводить изучение бунинского творчества только лишь к анализу стихотворений и рассказов. Важно обращаться к особенностям личности самого автора, которые могут помочь при трактовки замысла определенных произведений. На мой взгляд, изучение жизни и творчества И.А. Бунина методически целесообразно начинать с 5 класса, при этом учитывая возрастные особенности учащихся и темы, которые могли бы вызвать наиболее высокий интерес. Постепенное, дозированное и последовательное знакомство с жизнью и творчеством писателя в каждом классе преследует своей главной целью постижение особенностей внутреннего мира автора и его произведений, формирование ясного представления о творчестве И.А. Бунина. При изучении литературы у учащихся должны сформироваться не только нравственные ориентиры, но и эстетический вкус, эрудиция в вопросах культуры в целом. Для достижения этих результатов целесообразно сочетать изучение произведений И.А. Бунина с просмотром многочисленных экранизаций и последующим сопоставительным анализом рассказов и фильмов (например, фрагменты из биографического фильма «Дневник его жены» 2000 г., экранизации рассказов цикла «Темные аллеи»: «Темные аллеи» (1999 г.), «Натали» (1988 г.), «Холодная осень» (1990 г.), «Грамматика любви» (1998 г.), «Солнечный удар» (2011 г.)). Музыкальное сопровождение, визуализация способствуют закреплению знаний учащихся, усиливая их интерес. Подобное чередование уроков изучения непосредственно художественного текста и уроков, направленных на формирование культурологических знаний и эстетических вкусов школьников, позволяет учителю научить их сравнивать, сопоставлять произведения искусства, отмечая особенности, свойства каждого, высказывать свое мнение в рецензиях, сочинениях, приводить ряд аргументов.[20] В начале изучения биографии писателя для наглядности целесообразно использовать фрагменты документальных, художественных фильмов, посвященных изучению личности И.А. Бунина. Для более полной, яркой и живой характеристики писателя как человек рекомендуется обратиться к его дневниковым записям, воспоминаниям, в которых он описывает свое детство, проведенное в родительском доме, дни своего юношества, делится впечатлениями и переживаниями. На основе знакомства учащихся с этими материалами можно провести дискуссии по оценке неоднозначных биографических фактов из жизни И.А. Бунина, его мировоззрения, особого отношения к чувству любви. Использование небольших по объему, но содержательных и эмоциональных фрагментов позволит узнать и запомнить учащимся И.А. Бунина как неординарную и талантливую личность, усилить их интерес к изучению его творчества.[21]
План-сценарий урока литературы в 11 классе на тему: изучение «Розы Иерихона» И.А.Бунина с применением технологии ЛОК «Роза Иерихона» И.А.Бунина не вынесена на обязательное изучение ни в одной из существующих литературных программ. На мой взгляд, если включать это произведение в рекомендуемый минимум, то целесообразнее знакомство с ним производить в 11 классе, где изучение произведений происходит на базе историко-литературного подхода. В программе под редакцией В.Я.Коровиной при изучении творчества И.А.Бунина в 11 классе зафиксирована следующая формулировка: «Мотив памяти и тема России в бунинской прозе. Своеобразие художественной манеры И. А, Бунина»[22]. Эти аспекты были приняты мною за основу при составлении плана-сценария урока.
Память как структурообразующий мотив в произведении И.А. Бунина «Роза Иерихона» Цели: познавательные (образовательные, обучающие): - восстановить полученные знания о жизни и творчестве И.А. Бунина в прошлые годы обучения; - продолжить формирование представлений учащихся о многогранности личности И.А.Бунина и его творческого мира; - продолжить обучать анализу рассказа; - формировать умение анализировать эпическое произведение; - выяснить, что послужило толчком к написанию «Розы Иерихона»; - расширить и углубить понятия: стиль писателя, художественная деталь, развивающие: - развить навыки устной речи; - развить умение работать с учебником; - развить умение делать конспективные записи; воспитательные: - привлечь внимание учащихся к богатому духовному миру И.А.Бунина и формировать личность учащихся на примере личности автора; - воспитывать чувство уважения к человеку, способствовать воспитанию интереса к литературе через работу с текстом; воспитывать бережное, внимательное отношение к художественному слову. Планируемые результаты: предметные: научиться понимать язык художественного произведения, уметь анализировать эпическое произведение; метапредметные: познавательные: выделять необходимую информацию из учебника, из текста произведения, оформлять ее в виде конспектных записей, определять понятия; регулятивные: уметь выбирать действия в соответствии с поставленной задачей; коммуникативные: уметь обращаться за помощью к учебной литературе; личностные: формирование моральных качеств, нравственных чувств, осознанное и ответственное отношение к собственным поступкам и поступкам других. Тип урока: комбинированный: повторение известного материала и приобретение новых знаний с применением технологии ЛОК. Методы: слово учителя, беседа, работа с текстом, выразительное чтение, комментированное чтение, составление ЛОК. Оборудование (наглядность): - мультимедийный экран (презентация); -репродукция фотографии И.А.Бунина; -собрание сочинений И.А.Бунина с текстом изучаемого произведения; -тетради. Оформление доски:
План: I. Организационный момент (1 мин.) II. Подготовка к восприятию: (10 мин.) 1) Слово о поэте подготовленным учеником: 1. Послеоктябрьское творчество И.А.Бунина. 2. Как принял И.А.Бунин революцию? 3. Отношение к России И.А.Бунина. 4. Темы и мотивы «окаянного» периода III. Восприятие материала: восстановление сюжета рассказа(7 мин.) IV. Выявление «первичных» впечатлений (2 мин.) V. Анализ произведения и обсуждение материала: (15 мин.): 1. Творческая история произведения. 3. Основная идея. 4. Пути реализации идеи: а) жанр; б) композиция; в) образная структура; г) художественные приемы и средства; д) своеобразие языка. 5. Место произведения и его значение в творчестве автора и в литературном процессе VI. Синтез: подведение итогов (3 мин.) VII. Домашнее задание (2 мин.) Ход урока:
Заключение На сегодняшний день творчество И.А.Бунина не исследовано в полном объеме. Методически важно найти правильный подход, подобрать корректные методы изучения определенных произведений на уроках литературы в школе. Эффективных результатов возможно добиться с помощью вдумчивого внедрения и применения современных образовательных технологий, соответствующих образовательным стандартам второго поколения. Знакомство и изучение эмигрантской прозы писателя важно преподавать старшеклассникам с привлечением увлекающего, качественно подобранного материала. Так, значимое произведение для автора «Роза Иерихона» корректно преподносить, на мой взгляд, на базе технологии составления логических опорных конспектов. Это поможет не только структурировать изучаемый материал, но и откроет новые грани бунинского произведения, открывая композиционное и синтаксическое его своеобразие.
Литература 1. Альберт И.Д. Проблема памяти в системе этико-философских и эстетических взглядов И.А.Бунина - Вопросы русской литературы. Львов, 1983. № 1 (41). 2. Бабореко А.К. Новое о Бунине// Проблемы реализма / Волог. гос. пед. ин-т; Под ред. В.В. Гура. Вологда, 1980. - Вып.7. - С. 153-173. 3.Бродникова Н.П. Описание педагогических технологий в образовательном процессе: ИКТ, развивающее обучение, проектная, здоровьесберегающая,игровая, проблемно- диалогическая, оценивание образовательных технологий, 2018 4.Бунин И. Воспоминания. – Париж: Возрождение, 1950. 5.Бунин И. А. Собр. соч.: в 6-ти т. / И.А. Бунин. – М.: Художественная литература, 1987-1988 6. Вейдле В. [Рец. на кн.:] Бунин И.А. Собр. соч.: В 11 т. – Берлин: Петрополис, 1934. – Т. 2, 3, 7 // Современные записки. – Париж, 1935. – № 57 7.Вострикова О.В. Современные педагогические технологии на уроках литературы / О.В.Вострикова [Электронный ресурс]. – Режим доступа: solncesvet.ru, (дата обращения 14.05.2020 г.) 8.Еркина С.Л. Современные образовательные технологии / С.Л. Еркина [Электронный ресурс]. – Режим доступа: portal.tpu.ru, (дата обращения: 14.0.5.2020 г.) 9. Колядич Т.М. Воспоминания писателей: Проблемы поэтики жанра. -М.: Мегатрон, 1998. 276 с. 10. Крившенко Л. П, Вайндорф-Сысоева М. Е.. Педагогика: Учебник. 2004 11. Литературный энциклопедический словарь/Под ред. Кожевникова В.М. и Николаева В.М. М.. Советская энциклопедия. 1987 г. 12.Мальцев Ю. Иван Бунин. 1953 —1870/ Франкфурт-на-Майне — М. «Посев» 13. Матвеев С.. Феноменальная память. Методы запоминания информации. — М.: Альпина Паблишер, 2013 14.Методика преподавания литературы/Под ред. О.Ю. Богдановой, В.Г. Маранцман. В 2-ух частях. М., «Просвещение» - «Владос». 1995 г. 15.Михайлов О.Н. И.А.Бунин. Жизнь и творчество: Литературно-критический очерк. Тула, 1987. 16.Ничипоров И.Б. Поэзия темна, в словах невыразима… Творчество И.А. Бунина и модернизм: Монография. М.: Метафора, 2003г. 17.ПРОГРАММЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ЛИТЕРАТУРА 5—11 классы (Базовый уровень) 10—11 классы (Профильный уровень) Под редакцией В. Я. Коровиной, 9-е издание, М., «Просвещение», 2007 18.Пьянзина М.А. Динамика и эволюция основных мотивов в прозе И.А. Бунина, Красоноярск 2010. 19.Ри Чжон Хи «Проблема памяти в творчестве И.А.Бунина», М.,1999 20.Сборник программ по литературе (5-11 классы). М., Дрофа. 1999 г. 21.Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. Учебное пособие. М.: Народное образование, 1998. 22.Смирнова Л. А. Иван Алексеевич Бунин. Жизнь и творчество. М., «Просвещение», 1991, 191 с. 22.Снежко Е.В. «Поэтика мемуарного и автобиографического повествования в прозе И.А. Бунина эмигрантского периода» 23.Твардовский А. О Бунине - Бунин И.А. Собр. соч. в 9-ти томах. М., 1965-1967 24.Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования. – М.: Просвещение, 2011. 25.Фенчук О.Н. Структура и функции памяти в поэзии И.А.Бунина, Воронеж,2012 26.Фундаментальное ядро содержания общего образования.– М.: Просвещение, 2011. 27.Хабибуллина Г.А. Пути изучения цикла И.А. Бунина «Темные аллеи» на уроках литературы // Современные научные исследования и инновации. 2019. № 6 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2019/06/89600 (дата обращения: 15.05.2020) 28.Электронный ресурс: http://www.grandeducator.ru/ (дата обращения:14.05.2020 г) 29.Электронный ресурс: http://glebland.narod.ru/bunin.htm (дата обращения: 15.05.2020)
[1] Л. П. Крившенко, М. Е. Вайндорф-Сысоева. Педагогика: Учебник. 2004 [2] Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. Учебное пособие. М.: Народное образование, 1998. [3] Бродникова Н.П. Описание педагогических технологий в образовательном процессе: ИКТ, развивающее обучение, проектная, здоровьесберегающая,игровая, проблемно- диалогическая, оценивание образовательных технологий, 2018 [4] Еркина С.Л. Современные образовательные технологии / С.Л. Еркина [Электронный ресурс]. – Режим доступа: portal.tpu.ru [5] Станислав Матвеев. Феноменальная память. Методы запоминания информации. — М.: Альпина Паблишер, 2013
[6] Электронный ресурс: http://www.grandeducator.ru/ (дата обращения:14.05.2020 г) [7] Вострикова О.В. Современные педагогические технологии на уроках литературы / О.В.Вострикова [Электронный ресурс]. – Режим доступа: solncesvet.ru, дата обращения (14.05.2020 г.)
[8] Смирнова Л. А. Иван Алексеевич Бунин. Жизнь и творчество. М., «Просвещение», 1991, 191 с. [9] Ри Чжон Хи «Проблема памяти в творчестве И.А.Бунина», М.,1999 [10] Бунин И. Воспоминания. – Париж: Возрождение, 1950 [11] Фенчук О.Н. Структура и функции памяти в поэзии И.А.Бунина, Воронеж,2012 [12] Мальцев Ю. Иван Бунин. 1953 —1870/ Франкфурт-на-Майне — М. «Посев» [13] Бунин И.А. Собр. соч.: В 9т. М.: Худож. литература, 1965-1967. [14] Колядич Т.М. Воспоминания писателей: Проблемы поэтики жанра. -М.: Мегатрон, 1998. 276 с. [15] Бунин И.А. Собр. соч.: В 8т. -М.: Моск. рабочий, 1993-2000. [16] Бабореко А.К. Новое о Бунине// Проблемы реализма / Волог. гос. пед. ин-т; Под ред. В.В. Гура. Вологда, 1980. - Вып.7. - С. 153-173. [17] Бунин И.А. Собр. соч. В 6т. М.: Худож. литература, 1987-1988. [18] Снежко Е.В. «Поэтика мемуарного и автобиографического повествования в прозе И.А. Бунина эмигрантского периода» [19] Электронный ресурс: http://glebland.narod.ru/bunin.htm (дата обращения: 15.05.2020) [20] Хабибуллина Г.А. Пути изучения цикла И.А. Бунина «Темные аллеи» на уроках литературы // Современные научные исследования и инновации. 2019. № 6 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2019/06/89600 (дата обращения: 15.05.2020) [21] Там же. [22] ПРОГРАММЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ЛИТЕРАТУРА 5—11 классы (Базовый уровень) 10—11 классы (Профильный уровень) Под редакцией В. Я. Коровиной, 9-е издание, М., «Просвещение», 2007
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 501; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.165.192 (0.013 с.) |