Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методика обучения литературы об изучении творчества И.А.Бунина

Поиск

Творчество И.А. Бунина активно изучается на уроках литературы в школе на протяжении шести лет (период с 5 по 11 класс), и методика его освоения, предложения по организации уроков литературы предлагаются для учителей-словесников в разнообразных пособиях и статьях, исследовательских работах известных методистов.

Некоторые автора предлагают начинать знакомство с творчеством автора с лирических произведений (М.Крылова), другие рекомендуют изучать творчество И.А.Бунина, начиная с рассказов (Т. Курдюмова), третьи на протяжении всего курса литературы уделяют внимание как поэтическому, так и прозаическому творчеству автора. (программа под редакцией В.Я..Коровиной).

Каким бы различным не оказался список изучаемых произведений в школе, все без исключения методисты рекомендуют не сводить изучение бунинского творчества только лишь к анализу стихотворений и рассказов. Важно обращаться к особенностям личности самого автора, которые могут помочь при трактовки замысла определенных произведений.

На мой взгляд, изучение жизни и творчества И.А. Бунина методически целесообразно начинать с 5 класса, при этом учитывая возрастные особенности учащихся и темы, которые могли бы вызвать наиболее высокий интерес. Постепенное, дозированное и последовательное знакомство с жизнью и творчеством писателя в каждом классе преследует своей главной целью постижение особенностей внутреннего мира автора и его произведений, формирование ясного представления о творчестве И.А. Бунина.

При изучении литературы у учащихся должны сформироваться не только нравственные ориентиры, но и эстетический вкус, эрудиция в вопросах культуры в целом. Для достижения этих результатов целесообразно сочетать изучение произведений И.А. Бунина с просмотром многочисленных экранизаций и последующим сопоставительным анализом рассказов и фильмов (например, фрагменты из биографического фильма «Дневник его жены» 2000 г., экранизации рассказов цикла «Темные аллеи»: «Темные аллеи» (1999 г.), «Натали» (1988 г.), «Холодная осень» (1990 г.), «Грамматика любви» (1998 г.), «Солнечный удар» (2011 г.)). Музыкальное сопровождение, визуализация способствуют закреплению знаний учащихся, усиливая их интерес. Подобное чередование уроков изучения непосредственно художественного текста и уроков, направленных на формирование культурологических знаний и эстетических вкусов школьников, позволяет учителю научить их сравнивать, сопоставлять произведения искусства, отмечая особенности, свойства каждого, высказывать свое мнение в рецензиях, сочинениях, приводить ряд аргументов.[20]

В начале изучения биографии писателя для наглядности целесообразно использовать фрагменты документальных, художественных фильмов, посвященных изучению личности И.А. Бунина. Для более полной, яркой и живой характеристики писателя как человек рекомендуется обратиться к его дневниковым записям, воспоминаниям, в которых он описывает свое детство, проведенное в родительском доме, дни своего юношества, делится впечатлениями и переживаниями. На основе знакомства учащихся с этими материалами можно провести дискуссии по оценке неоднозначных биографических фактов из жизни И.А. Бунина, его мировоззрения, особого отношения к чувству любви. Использование небольших по объему, но содержательных и эмоциональных фрагментов позволит узнать и запомнить учащимся И.А. Бунина как неординарную и талантливую личность, усилить их интерес к изучению его творчества.[21]

 

План-сценарий урока литературы в 11 классе на тему: изучение «Розы Иерихона» И.А.Бунина с применением технологии ЛОК

«Роза Иерихона» И.А.Бунина не вынесена на обязательное изучение ни в одной из существующих литературных программ. На мой взгляд, если включать это произведение в рекомендуемый минимум, то целесообразнее знакомство с ним производить в 11 классе, где изучение произведений происходит на базе историко-литературного подхода. В программе под редакцией В.Я.Коровиной при изучении творчества И.А.Бунина в 11 классе зафиксирована следующая формулировка: «Мотив памяти и тема России в бунинской прозе. Своеобразие художественной манеры И. А, Бунина»[22]. Эти аспекты были приняты мною за основу при составлении плана-сценария урока.


 


Память как структурообразующий мотив в произведении И.А. Бунина «Роза Иерихона»
(урок с применением технологии ЛОК, по программе под ред. В.Я.Коровиной)

Цели:

познавательные (образовательные, обучающие):

- восстановить полученные знания о жизни и творчестве И.А. Бунина в прошлые годы обучения;

- продолжить формирование представлений учащихся о многогранности личности И.А.Бунина и его творческого мира;

- продолжить обучать анализу рассказа;

- формировать умение анализировать эпическое произведение;

- выяснить, что послужило толчком к написанию «Розы Иерихона»;

- расширить и углубить понятия: стиль писателя, художественная деталь,

развивающие:

- развить навыки устной речи;

- развить умение работать с учебником;

- развить умение делать конспективные записи;

воспитательные:

- привлечь внимание учащихся к богатому духовному миру И.А.Бунина и формировать личность учащихся на примере личности автора;

- воспитывать чувство уважения к человеку, способствовать воспитанию интереса к литературе через работу с текстом; воспитывать бережное, внимательное отношение к художественному слову.

Планируемые результаты:

предметные: научиться понимать язык художественного произведения, уметь анализировать эпическое произведение;

метапредметные:

познавательные: выделять необходимую информацию из учебника, из текста произведения, оформлять ее в виде конспектных записей, определять понятия;

регулятивные: уметь выбирать действия в соответствии с поставленной задачей;

коммуникативные: уметь обращаться за помощью к учебной литературе;

личностные: формирование моральных качеств, нравственных чувств, осознанное и ответственное отношение к собственным поступкам и поступкам других.

Тип урока: комбинированный: повторение известного материала и приобретение новых знаний с применением технологии ЛОК.

Методы: слово учителя, беседа, работа с текстом, выразительное чтение, комментированное чтение, составление ЛОК.

Оборудование (наглядность):

- мультимедийный экран (презентация);

-репродукция фотографии И.А.Бунина;

-собрание сочинений И.А.Бунина с текстом изучаемого произведения;

-тетради.

  Оформление доски:

Иван Алексеевич Бунин (1870-1953) 14 сентября Память как структурообразующий мотив в произведении И.А. Бунина «Роза Иерихона» Особенности композиции (появляются на этапе анализа ХП)      1 группа:                    2 группа:                   3 группа: Прожитая жизнь для Бунина = это засохшее растение +, «омывание водами памяти»
цветок
красный цвет
растение
пышный бутон
прекр. цветение
вид растения
подкласс растения
Библия
Роза Иерихона

 

План:

I. Организационный момент (1 мин.)

II. Подготовка к восприятию: (10 мин.)

1) Слово о поэте подготовленным учеником:

1. Послеоктябрьское творчество И.А.Бунина.

2. Как принял И.А.Бунин революцию?

3. Отношение к России И.А.Бунина.

4. Темы и мотивы «окаянного» периода

III. Восприятие материала: восстановление сюжета рассказа(7 мин.)

IV. Выявление «первичных» впечатлений (2 мин.)

V. Анализ произведения и обсуждение материала: (15 мин.):

1. Творческая история произведения.
2. Тема, проблемы.

3. Основная идея.

 4. Пути реализации идеи:

а) жанр;

б) композиция;

в) образная структура;

г) художественные приемы и средства;

д) своеобразие языка.

5. Место произведения и его значение в творчестве автора и в литературном процессе

VI. Синтез: подведение итогов (3 мин.)

VII. Домашнее задание (2 мин.)

Ход урока:

 

 


Этап урока, учебная ситуация Деятельность учителя Деятельность учащихся Формируемые УУД
I. Организационный момент (1 мин.)  Приветствие: - Здравствуйте, ребята Рада вас видеть Приветствуют учителя Коммуникативные УУД: - слушать и понимать речь других
II. Подготовка к восприятию (10 мин.): на экране эпиграф: «Путь к бунинской философии лежит через бунинскую филологию.» В.Ходасевич - Ребята, сегодня на уроке нам предстоит еще глубже раскрыть творческий талант первого отечественного писателя- лауреата Нобелевской премии, И.А.Бунина. Этот автор нам знаком еще с 5 класса… Какие произведения вы помните? Слово учителя: -В одном из своих произведений И.Бунин писал: «Какой стране принадлежу я, одиноко скитающийся?» («Новая дорога» И.А.Бунин) Лучшее, что писал Бунин, написано о России. Где бы он ни жил: в приморских Альпах, в Париже, в своей скромной квартирке, - всюду и всегда своими помыслами он возвращался на родину, по которой тосковал до последнего вздоха. Память сердца о родной земле не давала иссякнуть роднику писательского вдохновения, наполняя его душу радостными моментами воспоминаний. Ребята, как вы считаете, какова тема нашего сегодняшнего урока? -Да, ребята, ваши предположения верны. Однако мне бы хотелось сконцентрировать внимание на одном из рассказов - «Роза Иерихона». Формулирование темы урока: Память как структурообразующий мотив в произведении И.А. Бунина «Роза Иерихона» И.Бунин был удивительным человеком… Краткие сведения о его жизненном и творческом пути вам сейчас напомнит ученик N ( сообщение подготовленным учеником ) -«Вечер», «Сумерки», «Слово», «Антоновские яблоки», «Господин из Сан-Франциско», «Легкое дыхание»     Предполагают: -Мотивы памяти в творчестве И.Бунина   Записывают тему в тетрадь     сообщение подготовленным учеником: И.Бунин не принял революцию и вынужден был эмигрировать сначала в Одессу, а затем в Европу, где остался до конца своих дней. Образ «старой России» навсегда остался в памяти автора. Тоска по родине становится ключевым мотивом в позднем творчестве автора. Ужасное настоящее превращается в томительно влекущее прошлое («Что пройдёт, то будет мило»). Важнейшим этапом на пути этого превращения стали для Бунина «Окаянные дни». Художественно-публицистическая цель «Окаянных дней»: схлестнуть, столкнуть благолепную форму «прежнего» и бесформенность «нынешнего», противопоставить одно другому. Поскольку Бунин воспринимал красоту мира как личное достояние, постольку и революционное надругательство над нею расценивал как личную обиду. Отсюда – оскорблённая интонация. Отсюда – аристократически – презрительный взгляд на бунтующее «стадо»…. В 1921 году выходит сборник «Господин из Сан-Франциско». Рассказ, давший название книге, - о бессмысленности «материального» человеческого существования, о жизни человека как неуклонного пути в смерть. О смерти автор рассуждает постоянно. Недаром Бунин в эти год так внимательно читает французского писателя – экзистенциалиста Франсуа Мориака; следы этого чтения заметны и в книге о Толстом (1937), где духовные и творческие метания яснополянского старца объяснены одним: стремлением одолеть, победить смерть. Кроме «окаянного периода» был и «нобелевский». 9 ноября 1933 г. последний из русских классиков дореволюционной школы, автор романа «Жизнь Арсеньева» стал Нобелевским лауреатом «за правдивый артистичный талант, с которым воссоздал в художественной прозе типичный русский характер». «Чем настойчивее История вовлекала его в общеевропейский круговорот, тем более подчёркнуто культивировал он в себе русского писателя, признанного кристаллизовать главные сюжеты родной литературы, спрятать в своего рода стилистическую теплицу классическое русское слово. А затем как бы зайти на прощание в «особняк» отечественной культуры, поклониться родной обители, уйти и погасить за собою свет. Свет и был погашен…» А.Н. Архангельский. В эмигрантском периоде бунинского творчества действительно уже нет света. Так, например, среди многих прочих название вершинной книги Бунина имеет такой смысл: «Тёмные аллеи» – без света! Во внезапно затемнённом здании предметы меняют облик, контуры их расплываются, мерцает лунный сумрак, но если хорошо приглядеться, без труда узнаешь знакомые очертания. Коммуникативные УУД:  -слушать и понимать речь других; -строить понятные для собеседника высказывания; -отвечать на вопросы учителя;  -строить устное высказывание;  -воспринимать информацию на слух; -дополнять, уточнять высказанные мнения; – анализировать и делать выводы; Регулятивные УУД:  – организовать выполнение заданий учителя; Познавательные УУД: – извлекать необходимую информацию
III. Восприятие материала: восстановление сюжета рассказа (7 мин.): - Ребята, дома вы прочитали «Розу Иерихона». Как разворачиваются события в данном произведении? Предполагаемый ответ: -В данном рассказе невозможно выделить какую-либо сюжетную линию…Скорее это поток сознания повествователя или даже автора… Коммуникативные УУД: -умение слушать; -строить устное высказывание.
IV. Выявление «первичных» впечатлений (2 мин.) -Я понимаю, чем мотивированы ваши ответы. Давайте попробуем разобраться вместе в этот неординарном произведении. -Какие ассоциации у вас появились при прочтении заголовка? (составление на доске ассоциативного кластера, записываются различные ответы учащихся)
цветок
красный цвет
растение
пышный бутон
прекр. цветение
вид растения
подкласс растения
Библия
Роза Иерихона

-Цветок, растение, красный цвет, прекрасное цветение, пышный бутон -вид растения, подкласс растения, что-то библейское Познавательные УУД: - ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания); Коммуникативные УУД: - воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя;  - слушать и понимать речь других;  - формулировать свое мнение; - оформлять свои мысли в устной форме
V.Анализ произведения и обсуждение материала (15 мин) -Ребята, прежде чем мы приступим к непосредственному анализу произведения, я предлагаю вам ознакомится с историей создания произведения. (Творческая история произведения.)       - Ребята, как вы считаете, чему посвящено это произведение? (Темы и проблемы, основная идея) - Отчасти, вы, конечно, правы. Но так ли поверхностна авторская идея? Давайте разбираться …   -Предлагаю вам обратить внимание на структуру произведения. Как вы считаете, чем произведение интересно с композиционной стороны?(Пути реализации идеи) -Для максимально продуктивной работы предлагаю разделиться на группы (1 группа-1 ряд, 2 группа-второй ряд, 3 группа-3 ряд). Каждая из групп анализирует одну часть произведения. Для анализа принципиально важны: экспозиция, «основная часть произведения» и развязка. Работая над той или иной частью композиции, вам предстоит составить схему, в основе которой заложен главный структурообразующий прием. Попробуйте его найти и доказать с помощью каких средств он реализован. Комментарии к работе 1 группы: -Ребята, хорошая работа! Вы отлично справились. Теперь вопрос для всего класса: вспомните какова тема нашего урока и попробуйте «разгадать» как осуществляется мотив памяти в этой части произведения? -Да, ребята, вы верно определили реализацию мотива памяти. Напомните мне, пожалуйста, как называется в литературоведении такой прием? -Отлично, переходим к выступлению второй группы. Комментарии к работе 2 группы: - Вы правы, действительно Святой Савва стал монахом еще в своем отечестве в Каппадокии, когда ему было всего восемь лет. Восемнадцатилетним юношей он ушел в Святую Землю и отдал себя в послушание преподобному Евфимию Великому. Предание гласит, что преподобный Евфимий, увидев безусого и безбородого юнца, не принял его сразу, а отправил его в на одинокое жительство - в келью неподалеку от монастыря, пока не вырастет борода. По библейскому преданию, это растение благословила на вечную жизнь Богородица и его называют цветком Воскресения. В этой части произведения опять же видна отсылка к мотиву памяти - воспоминаниях о православной России. -Отлично, движемся дальше. Давайте понаблюдаем, что удалось наработать 3 группе. Комментарий к работе 3 группы: -Да, ребята. Интересно то, что и анемоны и маки являются своеобразным символом забытья: анемоны иначе называют «сон-трава», маки также известны своими «забвенчискими чарами». - В данной части произведения мотив памяти наиболее очевиден, он занимает доминирующее место - воспоминание рассказчика о благословенных днях молодости. Известно, что Иван Алексеевич вместе с женой Верой Николаевной Муромцевой-Буниной посетил Египет, Сирию, Палестину. [Михайлов О.Н. 1987] Рука об руку с той, кому Бог судил быть моей спутницей до гроба, совершал я свое первое дальнее странствие, брачное путешествие, бывшее вместе с тем и паломничеством во святую землю Господа нашего Иисуса Христа.[Бунин И. 1950] Долы Галилеи - воспоминания о православии, если можно - о былых временах в христианской России. Интересно метафорическое жупел Пятиградия. В Библии этим словом обозначается область (Содомское пятиградие) в регионе Святой Земли, где пять городов - Содом, Гоморра, Адма, Севоим и Сигор - объединились, чтобы противостоять нашествию эламитов Кедорлаомера и четыре из которых были полностью уничтожены. У Бунина это воплощает неизбежность страданий, нечто пугающее, внушающее ужас. Даже на фоне противопоставления этих частей - мотив памяти превосходно реализован.   - Заключительная часть произведения представляет собой смысловое кольцо. Звучит назывной призыв - «Роза Иерихона». Прожитая жизнь для Бунина = это засохшее растение +, «омывание водами памяти» (запись итогового кластера на доске, как олицетворение идеи)  Воспоминания делают его живым и отдаляют неотвратимый час смерти -Как вы могли заметить, прозаическое творчества И.А.Бунина таит в себя тайны, смысл которых можно раскрыть только при детальной работе с текстом произведения, обращая внимания на выбранные языковые и синтаксические средства. Какие художественно-изобразительные средства, кроме названных, вам показались наиболее частотными? (Художественные приемы и средства, своеобразие языка) - Как вы считаете: чем особенно важно это произведения для автора? Какова актуальность этого произведения в наши дни? (Место произведения и его значение в творчестве автора и в литературном процессе) Выступает заранее подготовленный ученик: -«Роза Иерихона», написана под влиянием путешествия автора на Восток весной 1907 года. Произведение «Роза Иерихона» было опубликовано в 1924 году, однако время его создания до сих пор точно не установлено. По некоторым деталям текста можно предположить, что «Роза» написана в начале 20-х годов. Произведение создано в прозе, но сочетает неотъемлемый для Бунина микросинтез прозы и лирики. В центре сюжета произведения «Роза Иерихона» лежит старинная восточная легенда, которая гласит о том, что очень-очень давно в странах Востока при погребении человека в гроб клали растение, чтобы душа умершего могла упокоиться. Роза Иерихона, которую клали в гроб, представляла собой очень непримечательное растение: сухие ветки с шипами. По своему внешнему виду оно крайне походило на всем известное перекати-поле. Это растение встречалось на территориях, находившихся ниже Мертвого моря. Предполагаемый ответ: - о красивым цветке, который хранит воспоминания   Предполагаемый ответ: 1 группа: работа с экспозиционной частью:
контраст
между названием и внешними признаками
жизнь (цветок воскрешения)
смерть (кладут в гроб, могилы)
В экспозиции представлено основное назначение цветка на Востоке: Роза Иерихона - знак веры в вечную жизнь, воскрешение мертвых.




 

 

 



Один из учеников демонстрирует групповую схему на доске, остальные фиксируют в тетрадях.




 

 

Предполагаемый ответ:

контраст
между восприятием и реальными свойствами
страшная Огненная долина, мёртвая теснина, пустыня Иудейская, волчец - сухой, серый, мёртвый
чудесный, может давать мелкие листочки, розовый цвет и тогда- сердце радуется, жива душа, любовь, память
-Автор здесь приводит сравнение с русским растением «перекати поле»

-Сравнение. На это указывает предлог «подобно»



2 группа:
-Согласно преданию, которое упоминает Бунин, именно преподобный Савва дал этого цветку такое название, когда тот поселился в пустыне Иудейской.







контраст
между восприятием цветка и реальными свойствами
страшная Огненная долина, мёртвая теснина, пустыня Иудейская, волчец - сухой, серый, мёртвый
чудесный, может давать мелкие листочки, розовый цвет и тогда- сердце радуется, жива душа, любовь, память

 

 



Один из учеников демонстрирует групповую схему на доске, остальные фиксируют в тетрадях.

 

3 группа:

контраст
между реальностью и воспоминанием
Весна, Рахиль, путешествие с возлюбленной
Анемоны, маки - как символ забытья

 



Один из учеников демонстрирует групповую схему на доске, остальные фиксируют в тетрадях.

 




Предполагаемый ответ:

-Частотны метафоры, инверсии. Например, «погружаю я корни и стебли моего прошлого», «покроет прах забвения Розу моего Иерихона»

 






Предполагаемый ответ:
-Для И.Бунина это произведение-олицетворение его памяти, воспоминаниям о славной жизни в России. В наше время это произведение интересно тем, что оно акцентирует внимание на неприметном растение, которое способно удивить. В современном мире так сложно заметить красоту в простых вещах…

Познавательные УУД: – извлекать необходимую информацию из текста; – анализировать, сравнивать; -устанавливать закономерности, строить рассуждения; -анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления;  -выдвигать гипотезы (предположения) и обосновывать их;  -формулировать проблему; -структурировать, систематизировать материал, полученный на предыдущих уроках. Коммуникативные УУД:  – отвечать на вопросы учителя;  – анализировать и делать выводы; – высказывать свое мнение;  – строить устное высказывание;  –дополнять, уточнять высказанные мнения;  – слушать и понимать речь других; – строить понятные высказывания для собеседника. Регулятивные УУД:  – осуществлять самоконтроль; – работать по плану; -оценить правильность своей деятельности.
VI. Синтез: подведение итогов (3 мин.) Роза Иерихона - символ чуда. Удивительным свойством этого цветка является утешение сердца, вера в вечную жизнь. Роза - символ памяти. Только с помощью памяти человек в мире Бунина может преодолеть время. [Фенчук О.Н. 2012] Несмотря на то, что Иван Алексеевич никогда не считал себя символистом [Мальцев Ю. 1953-1970], в данном произведении образ этого чудесного цветка - смыслообразующий маркёр для понимания текста. Это позволило автору сформировать своеобразную многоаспектную концепцию памяти, цементирующую всю позднюю прозу писателя. А.Т.Твардовский назвал Бунина великим знатоком «механизма» человеческой Памяти…властно вызывающим в нашей душе канувшие в небытие часы и мгновения, сообщающим им новое и новое повторное бытие и тем самым позволяющим нам охватить нашу жизнь на земле в ее полноте и цельности, а не ощутить её только быстрой, бесследной и безвозвратной пробежкой по годам и десятилетиям.[Твардовский А. 1965-1967] И именно мотив памяти позднее сформирует знаменитую бунинскую концепцию любви. Фиксируют выводы в тетрадях Познавательные УУД: -устанавливать закономерности, строить рассуждения; -анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления;  -выдвигать гипотезы (предположения) и обосновывать их; Коммуникативные УУД:  -слушать и понимать речь других;  -строить понятные для собеседника высказывания; -высказывать свое мнение (точку зрения);  - анализировать и делать вывод
VII. Домашнее задание (2 мин.) -Ребята, в качестве домашнего задания предлагаю вам поразмышлять над высказыванием И.Бунина: «Нет разлук и потерь, пока жива моя душа, моя Любовь, Память!», свои мысли оформите в виде сочинения -миниатюры. Записывают домашнее задание  

Заключение

На сегодняшний день творчество И.А.Бунина не исследовано в полном объеме. Методически важно найти правильный подход, подобрать корректные методы изучения определенных произведений на уроках литературы в школе. Эффективных результатов возможно добиться с помощью вдумчивого внедрения и применения современных образовательных технологий, соответствующих образовательным стандартам второго поколения.

Знакомство и изучение эмигрантской прозы писателя важно преподавать старшеклассникам с привлечением увлекающего, качественно подобранного материала.

Так, значимое произведение для автора «Роза Иерихона» корректно преподносить, на мой взгляд, на базе технологии составления логических опорных конспектов. Это поможет не только структурировать изучаемый материал, но и откроет новые грани бунинского произведения, открывая композиционное и синтаксическое его своеобразие.


 

 

Литература

1. Альберт И.Д. Проблема памяти в системе этико-философских и эстетических взглядов И.А.Бунина - Вопросы русской литературы. Львов, 1983. № 1 (41).

2. Бабореко А.К. Новое о Бунине// Проблемы реализма / Волог. гос. пед. ин-т; Под ред. В.В. Гура. Вологда, 1980. - Вып.7. - С. 153-173.

3.Бродникова Н.П. Описание педагогических технологий в образовательном процессе: ИКТ, развивающее обучение, проектная, здоровьесберегающая,игровая, проблемно- диалогическая, оценивание образовательных технологий, 2018

4.Бунин И. Воспоминания. – Париж: Возрождение, 1950.

5.Бунин И. А. Собр. соч.: в 6-ти т. / И.А. Бунин. – М.: Художественная литература, 1987-1988

6. Вейдле В. [Рец. на кн.:] Бунин И.А. Собр. соч.: В 11 т. – Берлин: Петрополис, 1934. – Т. 2, 3, 7 // Современные записки. – Париж, 1935. – № 57

7.Вострикова О.В. Современные педагогические технологии на уроках литературы / О.В.Вострикова [Электронный ресурс]. – Режим доступа: solncesvet.ru, (дата обращения 14.05.2020 г.)

8.Еркина С.Л. Современные образовательные технологии / С.Л. Еркина [Электронный ресурс]. – Режим доступа: portal.tpu.ru, (дата обращения: 14.0.5.2020 г.)

9. Колядич Т.М. Воспоминания писателей: Проблемы поэтики жанра. -М.: Мегатрон, 1998. 276 с.

10. Крившенко Л. П, Вайндорф-Сысоева М. Е.. Педагогика: Учебник. 2004

11. Литературный энциклопедический словарь/Под ред. Кожевникова В.М. и Николаева В.М. М.. Советская энциклопедия. 1987 г.

12.Мальцев Ю. Иван Бунин. 1953 —1870/ Франкфурт-на-Майне — М. «Посев»

13. Матвеев С.. Феноменальная память. Методы запоминания информации. — М.: Альпина Паблишер, 2013

14.Методика преподавания литературы/Под ред. О.Ю. Богдановой, В.Г. Маранцман. В 2-ух частях. М., «Просвещение» - «Владос». 1995 г.

15.Михайлов О.Н. И.А.Бунин. Жизнь и творчество: Литературно-критический очерк. Тула, 1987.

16.Ничипоров И.Б. Поэзия темна, в словах невыразима… Творчество И.А. Бунина и модернизм: Монография. М.: Метафора, 2003г.

17.ПРОГРАММЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ЛИТЕРАТУРА 5—11 классы (Базовый уровень) 10—11 классы (Профильный уровень) Под редакцией В. Я. Коровиной, 9-е издание, М., «Просвещение», 2007

18.Пьянзина М.А. Динамика и эволюция основных мотивов в прозе И.А. Бунина, Красоноярск 2010.

19.Ри Чжон Хи «Проблема памяти в творчестве И.А.Бунина», М.,1999

20.Сборник программ по литературе (5-11 классы). М., Дрофа. 1999 г.

21.Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. Учебное пособие. М.: Народное образование, 1998.

22.Смирнова Л. А. Иван Алексеевич Бунин. Жизнь и творчество. М., «Просвещение», 1991, 191 с.

22.Снежко Е.В. «Поэтика мемуарного и автобиографического повествования в прозе И.А. Бунина эмигрантского периода»

23.Твардовский А. О Бунине - Бунин И.А. Собр. соч. в 9-ти томах. М., 1965-1967

24.Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования. – М.: Просвещение, 2011.

25.Фенчук О.Н. Структура и функции памяти в поэзии И.А.Бунина, Воронеж,2012

26.Фундаментальное ядро содержания общего образования.– М.: Просвещение, 2011.

27.Хабибуллина Г.А. Пути изучения цикла И.А. Бунина «Темные аллеи» на уроках литературы // Современные научные исследования и инновации. 2019. № 6 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2019/06/89600 (дата обращения: 15.05.2020)

28.Электронный ресурс: http://www.grandeducator.ru/ (дата обращения:14.05.2020 г)

29.Электронный ресурс: http://glebland.narod.ru/bunin.htm (дата обращения: 15.05.2020)

 

 

 


[1] Л. П. Крившенко, М. Е. Вайндорф-Сысоева. Педагогика: Учебник. 2004

[2] Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. Учебное пособие. М.: Народное образование, 1998.

[3] Бродникова Н.П. Описание педагогических технологий в образовательном процессе: ИКТ, развивающее обучение, проектная, здоровьесберегающая,игровая, проблемно- диалогическая, оценивание образовательных технологий, 2018

[4] Еркина С.Л. Современные образовательные технологии / С.Л. Еркина [Электронный ресурс]. – Режим доступа: portal.tpu.ru

[5] Станислав Матвеев. Феноменальная память. Методы запоминания информации. — М.: Альпина Паблишер, 2013

 

[6] Электронный ресурс: http://www.grandeducator.ru/ (дата обращения:14.05.2020 г)

[7] Вострикова О.В. Современные педагогические технологии на уроках литературы / О.В.Вострикова [Электронный ресурс]. – Режим доступа: solncesvet.ru, дата обращения (14.05.2020 г.)

 

[8] Смирнова Л. А. Иван Алексеевич Бунин. Жизнь и творчество. М., «Просвещение», 1991, 191 с.

[9] Ри Чжон Хи «Проблема памяти в творчестве И.А.Бунина», М.,1999

[10] Бунин И. Воспоминания. – Париж: Возрождение, 1950

[11] Фенчук О.Н. Структура и функции памяти в поэзии И.А.Бунина, Воронеж,2012

[12] Мальцев Ю. Иван Бунин. 1953 —1870/ Франкфурт-на-Майне — М. «Посев»

[13] Бунин И.А. Собр. соч.: В 9т. М.: Худож. литература, 1965-1967.

[14] Колядич Т.М. Воспоминания писателей: Проблемы поэтики жанра. -М.: Мегатрон, 1998. 276 с.

[15] Бунин И.А. Собр. соч.: В 8т. -М.: Моск. рабочий, 1993-2000.

[16] Бабореко А.К. Новое о Бунине// Проблемы реализма / Волог. гос. пед. ин-т; Под ред. В.В. Гура. Вологда, 1980. - Вып.7. - С. 153-173.

[17] Бунин И.А. Собр. соч. В 6т. М.: Худож. литература, 1987-1988.

[18] Снежко Е.В. «Поэтика мемуарного и автобиографического повествования в прозе И.А. Бунина эмигрантского периода»

[19] Электронный ресурс: http://glebland.narod.ru/bunin.htm (дата обращения: 15.05.2020)

[20] Хабибуллина Г.А. Пути изучения цикла И.А. Бунина «Темные аллеи» на уроках литературы // Современные научные исследования и инновации. 2019. № 6 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2019/06/89600 (дата обращения: 15.05.2020)

[21] Там же.

[22] ПРОГРАММЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ЛИТЕРАТУРА 5—11 классы (Базовый уровень) 10—11 классы (Профильный уровень) Под редакцией В. Я. Коровиной, 9-е издание, М., «Просвещение», 2007



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 501; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.165.192 (0.013 с.)