Процедура проведения инвентаризации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Процедура проведения инвентаризации



Результаты инвентаризации будут действительны лишь при условии соблюдения процедуры ее проведения. Знание этой процедуры необходимо юристу для того, чтобы впоследствии использовать результаты инвентаризации в качестве доброкачественного доказательства по гражданскому или уголовному делу.

Для сотрудников правоохранительных органов, кроме того, это необходимо для преодоления возможного противодействия со стороны материально ответственных лиц либо отдельных членов инвентаризационной комиссии.

Л юбая инвентаризация проводится в 3 основных этапа.

1 этап. Подготовительные мероприятия. На этом этапе издается приказ о проведении инвентаризации, назначается инвентаризационная комиссия. Как правило, для проведения инвентаризации в каждой организации существует постоянно действующая инвентаризационная комиссия. Если объем работ велик либо имущество территориально разобщено, вследствие чего одна комиссия не справится, то создается несколько рабочих инвентаризационных комиссий.

Персональный состав постоянно действующих и рабочих инвентаризационных комиссий утверждает руководитель организации. В состав комиссий включаются представители администрации, работники бухгалтерии, экономисты, другие специалисты, а при необходимости – представители службы внутреннего аудита организации, независимых аудиторских организаций.

Если инвентаризация проводится вместе с документальной ревизией или выездной налоговой проверкой, в состав комиссии обязательно включается ревизор (налоговый инспектор).

Сотрудники правоохранительных органов никогда не входят в состав комиссии и не подписывают инвентаризационные описи, сличительные ведомости, акты и другие документы. Однако они вправе присутствовать при проведении инвентаризации.

Отсутствие хотя бы одного члена комиссии при проведении инвентаризации служит основанием для признания ее результатов недействительными. В проведении инвентаризации обязательно участвуют материально ответственные лица. Однако, они не обладают статусом членов контролирующей их деятельность инвентаризационной комиссии. При совместной материальной ответственности нескольких лиц достаточно присутствия при инвентаризации лишь одного из них, при условии, что остальные не настаивают на присутствии.

Перед подсчетом остатков материальных ценностей рабочая комиссия должна проверить измерительные приборы, опломбировать помещения, в которых находятся материальные ценности. Если инвентаризация проводится по инициативе правоохранительных органов, опечатывание мест хранения ценностей производится до того, как о предстоящем мероприятии поставлены в известность материально ответственные лица. В этом случае в установленном порядке составляется акт опечатывания помещений.

В подготовительный период необходимо получить от материально ответственного лица последние на момент инвентаризации первичные документы, а также отчеты о движении материальных ценностей либо денежных средств с тем, чтобы на руках у него не осталось ни одного приходного или расходного документа, что подтверждается специальной распиской. Аналогичные расписки дают и лица, имеющие подотчетные суммы на приобретение или доверенности на получение имущества. Далее следует подготовить и проверить измерительные приборы.

Во избежание последующей фальсификации материальные отчеты и приложенные к ним первичные документы за несколько дней, предшествующих инвентаризации, визируются председателем комиссии также до снятия остатков с указанием «до инвентаризации на...», что должно служить бухгалтерии основанием для определения остатков имущества к началу инвентаризации по учетным данным.

Если проверяемые ценности находятся в различных хранилищах, то все они, за исключением того, в котором в данный момент производится инвентаризация, должны быть заперты, опечатаны и опломбированы. Ключи от мест хранения ценностей и во время перерывов в работе инвентаризационной комиссии должны находиться у материально ответственного лица, а печать или пломбир – у председателя инвентаризацинной комиссии или ревизора, если он участвует в проведения инвентаризации. Это исключает возможность проникновения в хранилище ценностей материально ответственного лица без контролирующего его председателя инвентаризационной комиссии или ревизора и, вместе с тем, гарантирует права материально ответственного лица.

Во время проведения инвентаризации все операции по приему и отпуску ценностей прекращается. Ценности, поступившие в этот период должны находиться в отдельном помещении и в инвентаризационную ведомость как натуральный остаток не должны включаться, а приходуются бухгалтерией после инвентаризации. Чтобы в ходе инвентаризации не нарушать нормальную деятельность предприятия, до начала инвентаризации со склада отпускаются в цехе такое количество материалов, которое необходимо для обеспечения нормальной работы цехов на весь период инвентаризации.

2 этап. Установление в натуре фактического наличия материальных ценностей (снятие остатков). Проводится путем взвешивания, обмера, таксировки, подсчета. Проверка производится сплошным методом, упрощенные способы инвентаризации разрешено применять лишь в немногих случаях. В частности, если товары хранятся в неповрежденной упаковке поставщика, их количество может определяться на основании данных об этих ценностях по спецификации или маркировке, имеющейся на упаковке, а также на основании накладных и счетов-фактур. При этом обязательно на выбор проверяется часть таких товарно-материальных ценностей. Если выборочной проверкой будут установлены расхождения между фактическим наличием и данными, указанными в спецификациях, рабочая инвентаризационная комиссия обязана провести полную проверку фактического наличия таких материальных ценностей.

Данные заносятся в инвентаризационные описи. Этот документ составляется не менее чем в 2 экземплярах (как правило, в 3-х). Все экземпляры описи считаются подлинниками. Каждая страница всех экземпляров описи сверяется и затем подписывается всеми членами инвентаризационной комиссии, а также материально ответственным лицом. Исправление ошибок производится во всех экземплярах корректурным способом. Исправления должны быть оговорены и подписаны всеми членами инвентаризационной комиссии и материально ответственными лицами.

Нельзя заполнять инвентаризационные описи со слов материально ответственных лиц.

Чтобы исключить возможность подлогов в описи, в конце каждой ее страницы подсчитывается и проставляется прописью количество заполненных строк (порядковых номеров), а также общий итог количества натуральных показателей в графе «Фактически оказалось». Натуральные показатели суммируются независимо от того, в каких единицах измерения показаны ценности (здесь можно складывать килограммы со штуками и т.п.).

В описях не допускается оставлять незаполненные строки: эти строки должны быть прочеркнуты.

После окончания проверки фактического наличия ценностей инвентаризационная комиссия проставляет в описи цены согласно действующим прейскурантам, подсчитывает стоимость каждого конкретного наименования, а также по описи в целом.

Описи подписывают все члены инвентаризационной комиссии и материально ответственные лица.

В конце описи материально ответственные лица дают расписку, подтверждающую проверку комиссией имущества в их присутствии, свидетельствующую об отсутствии претензий к членам комиссии и принятии перечисленного в описи имущества на ответственное хранение.

При проверке фактического наличия имущества в случае смены материально ответственных лиц принявший имущество расписывается в описи в получении, а сдавший – в сдаче этого имущества.

На имущество, находящееся на ответственном хранении, арендованное или полученное для переработки, составляются отдельные описи.

Если инвентаризация имущества проводится в течение нескольких дней, то помещения, где хранятся материальные ценности, при уходе инвентаризационной комиссии должны быть опечатаны.

Во время перерывов в работе инвентаризационных комиссий (в обеденный перерыв, в ночное время, по другим причинам) описи должны храниться в ящике (шкафу, сейфе) в закрытом помещении, где проводится инвентаризация.

Во время проведения инвентаризации все операции по приему и отпуску ценностей прекращаются.

3 этап. Сопоставление и проверка полученных данных с данными учета, т.е. установление результата инвентаризации.

На этом этапе выявляются расхождения между данными инвентаризационных описей, в которых зафиксированы фактические остатки, с данными бухгалтерского учета (так называемыми книжными остатками). Оформление результатов инвентаризации зависит от применяемого вида учета материальных ценностей.

При количественно-суммовом учете данные бухгалтерского учета позволяют вывести остаток на дату проведения инвентаризации по каждому конкретному наименованию. Этот остаток и сопоставляется с фактическим, установленным при инвентаризации и зафиксированным в описи.

Расхождения между указанными показателями отражают в сличительных ведомостях. Иногда применяются бланки, в которых показатели инвентаризационных описей и сличительных ведомостей объединены.

В условиях суммового учета, когда в бухгалтерии есть сведения только о денежной оценке всех ценностей, но не об их конкретном количестве и сумме по наименованиям (что характерно, в частности, для сферы розничной торговли и общественного питания), результат инвентаризации оформляется актом, в котором находит отражение общая сумма выявленных отклонений.

После оформления инвентаризационной описи первый экземпляр немедленно передается в бухгалтерию вышестоящей организации (он является контрольным), второй – передается в бухгалтерию предприятия; а третий – остается у материально-ответственного лица. Если инвентаризация проводилась по требованию сотрудников правоохранительных органов, то один экземпляр описи передается им.

Результаты инвентаризации могут показать:

- совпадение книжных и фактических остатков. Это положительный результат инвентаризации. Однако нужно учитывать, что такое совпадение в ряде случаев может быть вызвано тем, что члены инвентаризационной комиссии вместо фактической проверки материальных ценностей заполняли описи на основе книжных остатков или со слов материально ответственных лиц;

- превышение книжных остатков над фактическими, в результате чего образуется недостача материальных ценностей;

- превышение фактических остатков над книжными, в результате чего образуются излишки ценностей.

По окончании инвентаризации её материалы рассматривают на заседании инвентаризационной комиссии, выясняют причины, а также виновников недостач и излишков, вносят предложения по улучшению учета, устранению недостатков и т.п.

Результаты заседания заносят в протокол, который утверждается руководством.

По истечении 10 дней после окончания инвентаризации все данные бухгалтерского учета приводятся в соответствие с данными инвентаризации.


Заключение

 

Судебно-бухгалтерская экспертиза представляет собой анализ совершенных финансовых операций и сбор доказательств, возникших при конфликтной ситуации между государством и экономическим субъектом, с целью оказания помощи следственным действиям правоохранительных органов.

Судебно-бухгалтерская экспертиза производится в экспертных учреждениях Минюста России, экспертно-криминалистических центрах МВД России, а также негосударственными экспертными учреждениями и частными экспертами.

Главной целью исследований, проводимых в рамках судебно-бухгалтерской экспертизы, является установление наличия или отсутствия факта искажений данных бухгалтерского учета и отчетности на любой стадии процесса бухгалтерского учета, механизма их образования, места, времени, качественной и количественной характеристик, степени влияния на финансовые показатели экономического субъекта.

Судебно-бухгалтерская экспертиза сочетает в себе процессуально-правовое и экономическое содержание. Первое регламентирует порядок назначения и проведения экспертизы, условия оценки следователем и судом ее результатов, права и обязанности всех участников процесса. Второе включает систему экономических знаний в области бухгалтерского учета, контроля и ревизии, аудита, экономического анализа и статистики. Эти знания необходимы для качественного исследования экономических явлений, ставших причиной конфликтных ситуаций и выявленного материального ущерба.

Следует отличать судебно-бухгалтерскую экспертизу от аудита, ревизии и инвентаризации.

Судебно-бухгалтерская экспертиза не является формой финансового контроля, преследует цели, отличные от целей аудита, ревизии и инвентаризации, является формой использования специальных знаний в судопроизводстве, регламентируемых процессуальным законодательством. Отличие следует проводить по нормативной регламентации, основаниям назначения, субъектам назначения и проведения, предмету, а в ряде случаев и объектам исследования, а также по порядку проведения, оформления результатов производства и их доказательственному значению.


[1] Изварина Н.Ю. Судебная бухгалтерская экспертиза: актуальные подходы к использованию и методам проведения // Вестник экспертного совета. 2020. № 1 (20). С. 76.

[2] См.: Изварина Н.Ю. Указ. раб. С. 76.

[3] Приказ Минюста России от 27.12.2012 № 237 (ред. от 13.09.2018) «Об утверждении Перечня родов (видов) судебных экспертиз, выполняемых в федеральных бюджетных судебно-экспертных учреждениях Минюста России, и Перечня экспертных специальностей, по которым представляется право самостоятельного производства судебных экспертиз в федеральных бюджетных судебно-экспертных учреждениях Минюста России» (Зарегистрировано в Минюсте России 29.01.2013 № 26742).

[4] Бухгалтерский учет – формирование документированной систематизированной информации об объектах, предусмотренных Федеральным законом «О бухгалтерском учете», в соответствии с требованиями, установленными данным Федеральным законом, и составление на ее основе бухгалтерской (финансовой) отчетности. См.: Ст. 1 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ (ред. от 26.07.2019) «О бухгалтерском учете» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2020).

[5] Более подробно см.: Дубенская Ю.С. Экономические аспекты судебно-экономической экспертизы в органах внутренних дел российской федерации // Экономика и бизнес: теория и практика. 2019. № 6-1. С. 116-119.

[6] Более подробно см.: Зырянова Т.В., Полухина А.Л. Бухгалтерская экспертиза как вид экономических экспертиз // Международный бухгалтерский учет. 2011. № 48 (198). С. 25-33.

[7] Более подробно см.: Зырянова Т.В., Полухина А.Л. Бухгалтерская экспертиза как вид экономических экспертиз // Международный бухгалтерский учет. 2011. № 48 (198). С. 25-33.

[8] Савицкий А.А. Судебная экономическая экспертиза: современное состояние, перспективы развития // Вопросы экспертной практики. 2019. № S1. С. 579-586.

[9] Шадрин В.В. Методология и организация бухгалтерской экспертизы: автореф. дис. … д-ра экон. Наук. Саратов. гос. соц.-экон. ун-т. Саратов, 2006. С. 13.

[10] Дубоносов Е.С. К вопросу о классификации судебно-бухгалтерских экспертиз. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/v/k-voprosu-o-klassifikatsiisudebno-buhgalterskih-ekspertiz.

[11] Воюцкая И.В. Организационно-методические основы бухгалтерской экспертизы: на материалах предприятий Оренбургской области: автореф. дис.... канд. экон. наук. Оренбург. гос. аграр. ун-т. Оренбург, 2007. С. 8.

[12] Горбач Н.Ф. Бухгалтерская экспертиза как разновидность судебных экономических экспертиз // Вестник Полоцкого государственного университета. Серия D. Экономические и юридические науки. 2018. № 6. С. 165-169.

[13] См.: Россинская Е.Р. Судебная экспертиза в гражданском, арбитражном, административном и уголовном процессе. М., 2010. С. 23.

[14] Письмо Банка России от 25 марта 1996 г. № 30112-15/340 «О представлении отчетности на магнитных носителях». Документ опубликован не был. Доступ из СПС «Консультант Плюс»

[15] Более подробно методология проведения судебной бухгалтерской экспертизы будет раскрыта в рамках темы 7 «Методология судебно-бухгалтерской экспертизы».

[16] См.: Кувалдина Т.Б., Метелев С.Е. Ответственность руководителей за организацию бухгалтерского учета на предприятии // Закон и право. 2009. № 3. С. 51.

[17] См.: Судебная бухгалтерия: учеб. нагл. пособие / Л.П. Климович. 2-е изд., перераб. и доп. Красноярск: Сибирский юридический институт МВД России, 2010. С. 45.

[18] См.: Об утверждении положения по бухгалтерскому учету: приказ Минфина России от 6 октября 2008 года № 106н // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2008. № 44.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 69; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.51.241 (0.027 с.)