Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Глоссарий по методике развития связной речи учащихся (работа с изложением).↑ Стр 1 из 7Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
ПРЕДИСЛОВИЕ
Уважаемые студенты! В этом семестре вы приступаете к изучению последнего раздела методики русского языка: «Методика развития связной речи учащихся начальной школы». Очень скоро вам предстоит применить полученные знания в своей профессиональной деятельности. Великий чешский педагог-гуманист Ян Амос Каменский в свое время сказал: «Вечным законом да будет: учить и учиться всему через примеры, наставления и применения на деле». Изучая раздел методики преподавания русского языка «Методика развития связной речи учащихся начальной школы» нужно не забывать о той ответственности, которую вы несёте за грамотное развитие вашего ученика. Этот раздел необычайно важен, так как человеку невозможно стать полноценным членом общества, если он не умеет связно и понятно передавать свои мысли, вести разговор в устной и письменной форме. Главными направлениями в развитии связной письменной речи является работа над изложением и сочинением. Это важные этапы, на которых учащиеся стараются создать текст на основе рассказа, не упуская авторских средств выразительности или создать свой собственный. Содержание уроков по обучению изложению и сочинению должно быть последовательным, красочным и интересным. Помните, ваша главная задача не оценить, а научить. Поэтому постарайтесь организовать ваш урок таким образом, чтобы ученикам было удобно и интересно работать. «Если теряешь интерес ко всему, то теряешь и память» (Гёте Иоганн Вольфганг). При составлении данного методического пособия, мы постарались учесть все нюансы, которые встречаются при проектировании уроков изложения и сочинения. Мы верим, у вас обязательно всё получится. Дерзайте!
Авторы-составители
Содержание
Зная это, вы сможете провести хороший урок по развитию связной речи учащегося.
Виды изложений по программе 1-4. Как уже было сказано, существует несколько видов изложений. Данный вид работы можно начинать проводить уже с первого класса. В этом случае изложения могут быть следующих видов: II класс (по программе 1-4) Изложение текста по вопросам (к каждому предложению текста задаётся отдельный вопрос) Изложение текста по обобщённым вопросам (вопросы задаются не к каждому предложению) Изложение текста по опорным словам Изложение текста по коллективно составленному плану IV класс (по программе 1-4) Ученики начинают писать сжатое изложение, начиная с 4 класса (по программе 1-4). Эту работу целесообразно провести параллельно с обучением сжатому пересказу на уроках чтения. Учитель должен организовать работу класса по сокращению текста, научить ребят выделять главное в каждой из его частей.
Советы Как же тогда при наличии стольких видов изложений провести урок грамотно и с пользой для ученика? Очень просто: следуйте нашим советам, и у вас всё получится. 1. Подробный пересказ служит средством закрепления в детской памяти прочитанного текста и средством усвоения логики образца и языковых средств. Особую роль играют вопросы. Они должны становиться более широкими, общими. В процессе проведения данного вида пересказа у учащихся могут быть выявлены следующие проблемы: - неумение читать - искажение или неполнота передачи заключительных частей текста - обеднение языка - нарушение последовательности - непонимание связей или сюжета Поэтому при работе с данным видом изложения работайте над словарём, особое внимание уделяйте составлению плана и анализу текста. Не допускайте того, чтобы дети заучивали текст. Не умаляйте роли изобразительных средств языка в тексте. Подробное изложение проводится во всех классах, начиная с периода обучения грамоте (в виде письменных элементов подготовленного устного пересказа). Текст может читать как сам учитель (слуховое), так и ученики(зрительное). При обсуждении итогов работы целесообразно сравнить написанные учащимися тексты с первоначальным текстом: это помогает выявить недочёты в содержании и языке детских изложений. Примерно так и должно быть. Вашему вниманию нам бы хотелось предложить вариант оформления доски в первом классе. Аналогично Вы можете оформить доску для любого другого класса В данном случае текст дан зрительно. При написании слухового изложения на доске записан план, опорные слова и синонимы.
1. Хорошо, если орфограммы вы будете выделять не только в опорных словах, но и в самих пунктах плана. 2. Не забывайте о подборе синонимов, иначе в работах учеников будет много речевых повторов (тавтологии). 3. План зависит от типа речи. 4. Выделяют три основных части в тексте.
Проект урока по методике русского языка 2 класс
Тема: «Изложение. Колокольчики»
Колокольчики.
Вышел я из леса на луг и удивился. Сколько цветов! Они похожи на праздничный хоровод. На зелёном лугу бегают ромашки, желтеют одуванчики, синеет мышиный горошек. А выше всех, всех веселее – лиловые колокольчики. Они колышутся, кланяются от летнего ветерка. Это они радостно приветствуют меня. Всё лето цветут эти милые цветы наших лугов. (51 слово)
Орфография: непроизносимые согласные; проверяемые безударные гласные, парные согласные.
Список литературы: сборник текстов для изложений в начальных классах В. И. Яковлевой "Просвещение" 1972 год.
Главная дидактическая цель: создать текст - описание на основе рассказа "Колокольчик"
Целеполагание в когнитивной области:
Знать: название текста («Колокольчики»), правила (правописание непроизносимых согласных, правописание безударных гласных) написания слов (хоровод, лиловые, радостно, колышутся). Понимать: содержание текста, структуру текста-описания, особенности описания, связь предложений в тексте описания. Применять: воспроизводить языковые средства, изученные правила (правописание безударных гласных в корне слова, непроизносимых согласных, парных согласных) Анализ: анализ текста- описания с целью сопоставления с планом, уметь находить в тексте слова, отражающие авторское отношение (выше всех, веселее, похожи на праздничный хоровод, бегают ромашки, милые цветы) Синтез: самостоятельная работа по записи изложения. Оценка: умения писать изложение для использования в конкретных речевых ситуациях (в устной речи); содержаниятекста для формирования речевых умений (построение предложений), для воспитания любви к родной природе.
Целеполагание в аффективной области:
Учащиеся класса должны: -внимательно слушать учащихся своего класса. -участвовать в обсуждении учебных вопросов; -проявлять интерес к учебному процессу. -проявлять желание овладеть информацией данной учебной дисциплины; -проявлять самостоятельность в учебной деятельности; -ответственно выполнять заданные учителем задания.
Оформление доски:
План урока 1. Организационный момент -1 минута. (Приветствую класс, проверяю готовность к уроку) 2. Объявление темы урока и цели урока -1 минута. (Ученикам сообщается тема урока и его цель) 3. Подготовительная работа -5 минут. (Работа с ребусом, проведение беседы на тему "Луг", работа с иллюстрацией, прослушивание музыкального фрагмента П. И. Чайковского "Вальс цветов"). Картина снимается после подготовительной работы, до прочтения текста) 4. Ознакомление с текстом -1 минута. (Первичное чтение произведения. Учитель читает медленно и выразительно). 5. Проверка первичного восприятия -4 минуты. (Беседа после прочтения. Обращается внимание на то, сколько смысловых частей в тексте) 6. Постановка учебной задачи -1минута. (Учитель говорит о том, какого вида будет изложение:изложение по готовому плану, и о том, чему на уроке будут учиться дети: написанию изложения по готовому плану) 7. Анализ текста - 5 минут. (Ученики устно отвечают на вопросы учителя, осуществляется чтение по частям, на доске появляется план, опорные слова) 8. Орфографическая подготовка - 3 минуты. (Работа по предупреждению ошибок. Ученики вспоминают орфографические и пунктуационные правила, которые им знакомы. Далее учителем осуществляется цветовое акцентирование внимания на орфограммах в пунктах плана и опорных словах. На каждую парту учитель выдаёт орфографический словарь). 9. Повторное чтение текста - 1 минута. (Чтение осуществляется учителем. Учитель читает медленно и выразительно). 10. Написание изложения - 15 минут. (Ученики письменно воспроизводят текст). 11. Проверка - 3 минуты. (Учителем организуется проверка работ. Ученики редактируют свою работу, пользуясь памяткой). 12. Чтение работ- 2 минуты. (Учащиеся по желанию читают вслух свои изложения) 13. Организационный момент -1 минута. (Учителем осуществляется сбор тетрадей с работами учащихся).
В течение урока прослеживаются следующие закономерности: -закономерности цели обучения -закономерности содержания обучения -закономерности качества обучения -закономерности методов обучения -организационные закономерности Воспитательные моменты: В течение всего урока были использованы следующие принципы из теории воспитания: -личностный подход -единство воспитательных воздействий -воспитание должно быть направлено на развитие личности, на формирование творческой индивидуальности -воспитание должно осуществляться в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями воспитуемых -воспитание требует вовлечения детей в активную сознательную развивающую деятельность -воспитание должно быть тесно связано с жизнью окружающего общества, с опытом и жизнью воспитанника -в воспитании следует опираться на положительные стороны воспитанника -в воспитании требуется сочетать педагогическое руководство с самодеятельностью, самостоятельностью воспитанников.
Межпредметные связи: - природоведение - музыка Диагностика контроля и оценки: На протяжении урока ответы детей оцениваются словесно (молодец, умница, хорошо). Если кто-то из учеников даст грамотный и полный ответ в работе перед написанием изложения, то он получит отметку. После того как все ученики напишут изложение, учителем осуществляется проверка работ и выставление оценок каждому ученику.
Общее целеполагание. Вашему вниманию мы представляем общее целеполагание для уроков сочинения. Главная дидактическая цель: создать свой текст (указать тип речи и стиль) в соответствии с видом сочинения, темой и целью высказывания. Целеполагание в когнитивной области: Знать: структуру текста в соответствии с типом речи, изученные орфограммы; Понимать: тему, основную мысль своего высказывания; Применять: делить текст на абзацы, пользоваться монологической речью; Анализ: содержания высказывания в соответствии с темой, отбирать нужные для сочинения слова, составлять план и придерживаться его; Синтез: строить словосочетания и предложения по законам грамматики, создать связный текст; Оценка: умения писатьсочинение для применения в своей речевой практике;темы сочинения для формирования нравственных качеств личности. Целеполагание в аффективной области: Учащиеся класса должны: Восприятие: -внимательно слушать учащихся своего класса. Реагирование: -участвовать в обсуждении учебных вопросов; -проявлять интерес к учебному процессу. Формирование ценностных ориентаций: -проявлять желание овладеть информацией данной учебной дисциплины; -проявлять самостоятельность в учебной деятельности; -ответственно выполнять заданные учителем задания.
Знать: -как писать сочинение: основные части текста (вступление, основная часть, заключение); -орфографические правила, ранее изученные (безударные гласные, парные согласные). Понимать: -тему сочинения; -главную мысль, которую отражает тема; -структуру текста данного типа речи (название, личное отношение, вывод). Применять: -уметь отбирать материал, подходящий к теме; -соотносить выбор языковых средств с содержанием, стилем и типом речи; -уметь применять орфографические правила; -пользоваться словарём в процессе самостоятельной работы; -аккуратно оформлять работу. Анализ: -своих наблюдений (отбор содержания); -составление плана сочинения, выбор изобразительных средств языка; -редактировать свой текст. Синтез: -самостоятельная работа по написанию сочинения по плану; -строить предложения по законам грамматики; - орфографически правильно записывать текст. Оценка: -умения писать сочинение по личным наблюдениям для применения в письменной речевой деятельности. Целеполагание в аффективной области: Учащиеся класса должны: -внимательно слушать учащихся своего класса. -участвовать в обсуждении учебных вопросов; -проявлять интерес к учебному процессу. -проявлять желание овладеть навыками грамотной речи; -проявлять самостоятельность в учебной деятельности; -ответственно выполнять заданные учителем задания; -воспринимать красоту природы.
Оформление доски:
Техническое оснащение урока: мультимедийный проектор.
План урока:
-анализ наблюдений -выяснение личного отношения к выполненной работе 2. Речевая ситуация – 1 мин. 3. Постановка учебной задачи – 3 мин.
-нахождение синонимов к словам -работа с презентацией -составление предложений -работа с орфограммами (правописание безударных гласных и новых слов)
План наблюдения:
-размер -окраска -отличительные особенности
Примерные сочинения учеников. Как опадают листья в Парке Победы. Наступила осень. С деревьев опадают листья. В Парке Победы медленно и плавно опускаются разноцветные листья клёна. Сыплются багряные резные листочки берёзы. В воздухе кружатся сердечки липы. Ива скидывает свои золотые узкие и длинные листочки в воду. Листья могучего дуба разлетаются в разные стороны. Листопад украсил землю нарядным ковром. Как красиво золотой осенью!
Как опадают листья у меня на даче. Вот и наступила осень. Листочки на деревьях изменили окраску и начали медленно опадать. Крупные, заострённые листья клёна плавно опускаются на землю. Сыплются резные листочки берёзы. Кружатся золотистые сердечки липы. В воздухе плавают оранжевые листочки ивы и опускаются в воду. Листопад покрыл землю разноцветным ковром. Как прекрасна золотая осень!
В течение урока прослеживаются следующие закономерности: -Закономерности цели обучения -Закономерности содержания обучения -Закономерности качества обучения -Закономерности методов обучения -организационные закономерности Воспитательные моменты: В течение всего урока мы пользовались принципами из теории воспитания: -личностный подход -единство воспитательных воздействий -воспитание должно быть направлено на развитие личности, на формирование творческой индивидуальности -воспитание должно осуществляться в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями воспитуемых -воспитание требует вовлечения детей в активную сознательную развивающую деятельность -воспитание должно быть тесно связано с жизнью окружающего общества, с опытом и жизнью воспитанника -в воспитании следует опираться на положительные стороны воспитанника -в воспитании требуется сочетать педагогическое руководство с самодеятельностью, самостоятельностью воспитанников. Межпредметные связи: природоведение Диагностика контроля и оценки: На протяжении всего урока ответы детей будут оценены словесно. Например: молодец, умница. Если кто – то из учеников даст очень грамотный и полный ответ в работе перед написанием сочинения, тогда он получит отметку. А после того как все ученики напишут сочинения, учитель их проверит, все получат отметки.
Что такое речевая ситуация? Перед написанием сочинения, учителю необходимо создать речевую ситуацию. Что же такое, речевая ситуация? Речевая ситуация – это то, что побуждает ученика создать наиболее успешный текст сочинения с учетом адресата (того человека, который будет читать сочинение). Каковы же цели её создания? Во – первых, пробудить у школьников желание вступить в общение с читателем, стать автором, творцом, а во – вторых, помочь осознать свою речевую задачу и обрести конкретного адресата, читателя будущего текста. Примерные речевые ситуации: -Давайте сделаем выставку наших сочинений и пригласим на неё ваших родителей, учителей и учеников из других классов. -Давайте вести свой альбом «Времена года». Каждый из вас создаст страничку со словесными зарисовками. -Давайте сделаем подарки близким к Новому году. Пусть каждый подарит свою книжку!
На тему «Золотая осень»? Золотая осень. Быстро пролетело жаркое лето. Наступила золотая осень. Воздух стал холоднее. Лес теперь совсем тихий, только листья шуршат под ногами. Первыми стали опадать листья на берёзе и осине. По небу плывут серые тучи. Дни становятся короче. Бывают редкие заморозки. Деревья будут скоро стоять голые. Река стала холодная и синяя. В лесу редко попадаются грибы. Лес почти уже без листьев. На окраине дороги только рябина краснеет. Белка запасает на зиму орехов и грибов. Медведь готовится к зиме, он готовит себе берлогу. Волк уже голодный: «С своей волчицею голодный выходит на дорогу волк». Птицы улетают в жаркие края. Колхозники убрали с полей рожь, пшеницу, овёс, горох, гречиху. Картофельная ботва легла на землю, как сгорелая. На очереди осталась капуста.
РЕЦЕНЗИЯ - содержится анализ (соответствие содержания теме сочинения, построение текста в соответствии с типом речи, выбор изобразительных средств в соответствии со стилем) и оценка творческой работы ученика в соответствии с требованиями программы. Отзыв – это эмоциональный отклик на работу ученика. План анализа сочинения: -определите вид сочинения, опираясь на теорию -оцените формулировку темы -предположите, какая речевая ситуация была предложена учащимся на уроке -проанализируйте соответствие работы ученика теме сочинения -восстановите план, по которому написано сочинение, оцените его логику -проанализируйте выбор лексики, использование синтаксических конструкций -установите соответствие объёма работы требова
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 230; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.188.152 (0.013 с.) |