Создание и начало деятельности Партнерства по Открытой науке 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Создание и начало деятельности Партнерства по Открытой науке



Предварительный доклад Генерального Директора о первом проекте Рекомендации ЮНЕСКО по Открытой науке

В данном докладе в соответствии с резолюцией 40 C/24, принятой государствами-членами на 40-й сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО в ноябре 2019 г., обобщается прогресс, достигнутый в разработке проекта Рекомендации ЮНЕСКО по Открытой науке, в соответствии с Правилами процедуры, касающимися рекомендации государствам-членам и международным конвенциям, подпадающим под действие пункта 4 статьи IV Конституции.

По согласованию с государствами-членами процесс разработки проекта Рекомендации по Открытой науке был как можно более консультативным, инклюзивным и прозрачным, а также учитывал особые потребности и проблемы ученых и других участников Открытой науки из развивающихся стран. Этому процессу было оказано содействие со стороны международной межотраслевой группы ЮНЕСКО по Открытой науке, действовавшей при поддержке Партнерства по Открытой науке, а также под руководством Консультативного комитета по Открытой науке.

В соответствии с Единой Дорожной картой возможной Рекомендации ЮНЕСКО по Открытой Науке ключевые этапы в процессе разработки проекта Рекомендации с ноября 2019 года по сентябрь 2020 года включают следующее:

· разработку средств коммуникации и материалов по обоснованию, целям и процессу разработки проекта Рекомендации ЮНЕСКО по Открытой науке;

· создание и начало деятельности Партнерства по Открытой науке;

· создание и дискуссии Консультативного комитета по Открытой науке;

· сбор материалов путем глобальных онлайн-консультаций, а также путем серии тематических и региональных онлайн-консультаций с участием многих заинтересованных сторон;

· составление первого проекта текста Рекомендации на основе полученных материалов.

Основные достижения представлены в данном предварительном докладе Генерального директора о проекте Рекомендации ЮНЕСКО по Открытой науке.

Коммюнике о проекте Рекомендации ЮНЕСКО по Открытой науке

Информация о важности достижения глобального консенсуса по Открытой науке, пути к Рекомендации ЮНЕСКО и возможностях участия в этом процессе была доведена до общественности и многочисленных заинтересованных сторон Открытой науки с помощью широкого спектра коммуникационных материалов, инструментов и средств массовой информации.

Был разработан и регулярно обновляется специальный сайт ЮНЕСКО по Открытой науке, содержащий всю необходимую информацию, ресурсы и контакты. Брошюра для широкого круга общественности под названием «На пути к рекомендации ЮНЕСКО по Открытой науке» опубликована на английском, французском и испанском языках.

Во всем мире обоснование и путь к Рекомендации ЮНЕСКО по Открытой науке стали предметом серии презентаций, семинаров, вебинаров и публикации технических материалов, а также были представлены Секретариатом на многочисленных научных региональных и международных совещаниях.

Поскольку глобальная пандемия КОВИД-19 подтвердила важность международного научного сотрудничества, доступа к научной информации и обмена ею, было предпринято несколько инициатив, чтобы подчеркнуть исключительную важность Открытой науки в борьбе с КОВИД-19 и потребность в установлении глобальных стандартов Открытой науки. 30 марта 2020 года состоялась министерская встреча ЮНЕСКО, в которой приняли участие 122 страны с целью продвижения Открытой науки и укрепления сотрудничества в условиях КОВИД-19. Была разработана платформа открытого доступа для облегчения исследований и информации о КОВИД-19, также была запущена кампания в социальных сетях для пропаганды важности Открытой науки и обмена знаниями, в частности, в контексте пандемий КОВИД-19, а также для приглашения заинтересованных сторон для внесения вклада в процесс разработки Рекомендации.

Первый проект Рекомендации ЮНЕСКО по Открытой науке

На основе предварительного исследования технических, финансовых и юридических аспектов целесообразности Рекомендации ЮНЕСКО по Открытой науке, содержащихся в документе 40 C/63 Генеральной конференции ЮНЕСКО, обсуждений, проведенных на 206-й и 207-й сессиях Исполнительного совета ЮНЕСКО, 40-й сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО, а также учитывая проект текста, полученного от Консультативного комитета по Открытой науке, который основывался на полученных в ходе глобальных, региональных и тематических консультаций материалах, Генеральный директор ЮНЕСКО настоящим представляет первый проект Рекомендации ЮНЕСКО по Открытой науке.

Первый проект Рекомендации по Открытой науке определяет общие ценности и принципы Открытой науки и определяет практические действия для:

· продвижения более справедливого, прозрачного и демократического производства, распространения и усвоения научных знаний во всем мире,

· сближения науки с обществом,

· стремления устранять существующие между странами и внутри стран пробелы в науке, технологиях и инновациях.

Проект устанавливает общие рамки международной политики для Открытой науки, подкрепляя право человека на науку и укрепляя науку как глобальное общественное благо.

Обозначая основные цели и элементы, Открытая наука определяется как общая концепция, объединяющая различные движения и деятельность, направленные на то, чтобы:

· перевести научные знания, методы, данные и доказательства в свободный доступ и сделать доступными для всех,

· расширять научное сотрудничество и обмен информацией на благо науки и общества, а также

· открыть процесс создания и распространения научных знаний для общественных деятелей за пределами институционального научного сообщества.

В первом проекте Рекомендации утверждается, что научные результаты должны быть максимально открытыми и одновременно закрытыми настолько, насколько это необходимо, с учетом вопросов, касающихся безопасности, конфиденциальности и уважения к предметам исследования.

В тексте описывается богатство участников Открытой науки, признаются их соответствующие преимущества и обязанности при переходе к Открытой науке. Текст также призывает к справедливости и вовлечению во все стадии научного процесса, а также к справедливому и равноправному распределению выгод от результатов науки.

Наконец, в первом проекте Рекомендации излагается ряд рекомендаций государствам-членам в следующих ключевых областях действий:

· содействие общему пониманию Открытой науки,

· создание благоприятной политической среды для Открытой науки,

· инвестирование в инфраструктуру, услуги и наращивание потенциала Открытой науки,

· преобразование научной культуры и согласование льгот для Открытой науки,

· продвижение на разных этапах научного процесса инновационных подходов к Открытой науке, а также

· содействие международному сотрудничеству в области Открытой науки.

В тексте поясняется, что, хотя с учетом конкретных ситуаций и возможностей науки, техники и инноваций (STI)в разных частях мира пути к Открытой науке могут отличаться, Открытая наука требует глубоких изменений в научной культуре по всему миру, которые заключаются в переходе от конкуренции к сотрудничеству, а также в совместном использовании результатов.

 

UNESCO

               Организация

Объединенных Наций по

вопросам образования,

        науки и культуры

Первый проект Рекомендации ЮНЕСКО по Открытой науке

 

Преамбула

Генеральная конференция Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО), сессия в Париже, ХХ ноября 2021 г.,

Признавая неотложность разрешения сложных и взаимосвязанных экологических, социальных и экономических проблем, касающихся человечества и планеты в целом, включая бедность, проблемы со здоровьем, доступ к образованию, растущее неравенство и неравенство возможностей, истощение природных ресурсов, утрату биоразнообразия, деградацию почв, изменение климата, стихийные бедствия и антропогенные катастрофы, возникновение новых конфликтов и связанные с ними гуманитарные кризисы;

Признавая жизненно важное значение науки, технологий и инноваций для разрешения этих проблем посредством обеспечения способов для удовлетворения человеческих потребностей, повышения уровня жизни и благосостояния людей, повышения экологической устойчивости, содействия устойчивому социальному и экономическому развитию и распространения демократии и мира;

Признавая в дальнейшем возможности и потенциал, предоставляемые расширением информационных и коммуникационных технологий и глобальной взаимосвязанностью для ускорения прогресса человечества, преодоления цифрового разрыва и развития информационных обществ;

Учитывая, что глобальный кризис здравоохранения, связанный с КОВИД-19, доказал во всем мире безотлагательную необходимость доступа к научной информации, обмена научными знаниями, данными и информацией, расширения научного сотрудничества и принятия решений, основанных на науке и базах знаний, для реагирования на глобальные чрезвычайные ситуации и повышения способности обществ к восстановлению;

Стремясь охватить всех в отношении доступа к науке и преимуществам научного прогресса, обеспечивая, например, чтобы при разработке безопасной и эффективной вакцины или лечения КОВИД-19 они производились быстро и в необходимом масштабе, а данные, научные знания и методики их создания были доступны всем странам;

Напоминая, что одна из ключевых функций ЮНЕСКО, в соответствии со Статьей 1 ее Устава, заключается в поддержании, увеличении и распространении знаний путем поощрения сотрудничества между странами во всех областях интеллектуальной деятельности, включая обмен публикациями, объектами, представляющими интерес с точки зрения искусства и науки, и другими информационными материалами, а также посредством методов, инициирующих международное сотрудничество, с целью предоставить людям всех стран доступ к печатным и опубликованным материалам, произведенным любыми из них;

Подтверждая принципы Всеобщей декларации прав человека, согласно которым все люди имеют право свободно участвовать в культурной жизни общества, наслаждаться искусством и участвовать в научном прогрессе и пользоваться его благами (Статья 27);

Подтверждая в дальнейшем Декларацию Организации Объединенных Наций о правах коренных народов от 2007 года, в которой признаются права коренных народов на сохранение, контроль, защиту и развитие своих традиционных знаний и форм культурного самовыражения, а также проявлений науки, технологий и культуры;

Основываясь на Рекомендации ЮНЕСКО об открытых образовательных ресурсах, принятой Генеральной конференцией ЮНЕСКО на 40-й сессии в 2019 году, и Рекомендации ЮНЕСКО о науке и научных исследованиях, принятой Генеральной конференцией ЮНЕСКО на 39-й сессии в 2017 г.;

Признавая, что наука в соответствии с вышеупомянутой Рекомендацией о науке является глобальным общим благом и, в соответствии с Всеобщей декларации прав человека и Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах, также признана международным сообществом основным правом человека, которое должно быть доступно всему человечеству и приносить пользу;

Признавая, что Открытая наука возникла как движение за преобразование научной практики для адаптации к изменениям, вызовам, возможностям и рискам цифровой эры 21 века, а также для усиления влияния науки на общество в ответ на растущие и сложные глобальные проблемы, стоящие перед человечеством;

Признавая в дальнейшем наличие значительных доступных свидетельств экономических выгод и существенной отдачи от инвестиций, связанных с практиками и инфраструктурой Открытой науки, которые делают возможными инновации, динамичные исследования и экономические партнерства;

Учитывая, что открытое, совместное и инклюзивное развитие Открытой науки как доступного, прозрачного, поддающегося проверке и подлежащего тщательному изучению и критике источника знаний является более эффективным предприятием, которое улучшает качество науки и, следовательно, надежность и соизмеримость подтверждений, необходимых для принятия надежных решений и ведения политики;

Учитывая в дальнейшем, что совместные и инклюзивные характеристики Открытой науки позволяют новым социальным субъектам активно участвовать в научном производстве, демократизации знаний, устранении существующего системного неравенства и проблем, связанных с богатством, знаниями и властью, а также направлении научной работы для решения проблем социальной значимости;

Признавая, что больший доступ к научным ресурсам и результатам может повысить эффективность и продуктивность научных систем за счет снижения повторяющихся затрат при сборе, создании, передаче и повторном использовании данных и научных материалов, что позволяет проводить большее число исследований на основе тех же данных и увеличить социальное воздействие науки за счет увеличения возможностей для местного, национального, регионального и международного участия в исследовательском процессе, а также возможностей для более широкого распространения научных результатов;

Принимая во внимание, что Открытая наука должна способствовать не только расширенному обмену научными знаниями, но также включению научных знаний из социально отчужденных групп (таких как женщины, меньшинства, ученые из числа коренных народов, неанглоязычные ученые, ученые из менее благополучных стран) и сокращению неравенства в отношении доступа к научным разработкам, инфраструктурам и возможностям в разных странах и регионах;

Признавая, что Открытая наука уважает разнообразие культур и систем знаний во всем мире как основу для устойчивого развития, способствуя открытому и тесному диалогу с коренными народами и местными сообществами и различными носителями знаний для современного решения проблем и новых стратегий преобразования изменений;

Признавая преобразующий потенциал Открытой науки для сокращения существующего неравенства в науке, технологиях и инновациях и ускорения прогресса на пути к реализации Повестки дня на период до 2030 года и достижению Целей устойчивого развития и далее;

Полностью учитывая при принятии и применении настоящей Рекомендации большое разнообразие законов, постановлений и обычаев, которые в разных странах определяют структуру и организацию науки, технологии и инноваций:

 

1. Принимает настоящую Рекомендацию по Открытой науке в этот день,... ноября 2021 г.;

 

2. Рекомендует государствам-членам применять положения настоящей Рекомендации, предпринимая соответствующие шаги, включая любые законодательные или другие меры, которые могут потребоваться в соответствии с конституционной практикой и руководящими структурами каждого государства, для реализации принципов Рекомендации в рамках их юрисдикции;

 

3. Также рекомендует государствам-членам довести Рекомендацию до сведения властей и органов, ответственных за науку, технологии и инновации, и проконсультироваться с соответствующими субъектами, связанными с Открытой наукой;

 

4. В дальнейшем рекомендует государствам-членам сообщать в определенные сроки и определенным образом о действиях, предпринятых во исполнение настоящей Рекомендации.

 

I. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ РЕКОМЕНДАЦИИ

 

1. Всеобщий доступ к научным знаниям, независимо от географического положения, пола, политических границ, этнической принадлежности, экономики или технологических барьеров, является важным предварительным условием человеческого развития и прогресса на пути к достижению устойчивости планеты.

2. Опираясь на беспрецедентные достижения в сегодняшнем цифровом мире и учитывая связанные с этим риски, Открытая наука устанавливает новую парадигму для научного предприятия, основанную на прозрачности, совместном использовании и сотрудничестве, обеспечивая доступ ко всем результатам исследований, принимая новые способы проведения и оценки исследований, а также вовлечения социальных субъектов за пределами научного сообщества в создание знаний и их применение для принятия решений и разработки политики.

3. По мере того, как Открытая наука превращается в глобальное движение, всем странам необходимо разработать надежную институциональную и национальную политику, а также правовые основы Открытой науки, чтобы обеспечить всеобщий и открытый доступ к научным знаниям, опыту и данным, а также всеобщее и справедливое совместное применение достижений.

4. В связи с этим целью настоящей Рекомендации является обеспечение международных основ для политики и практики Открытой науки, которая признает региональные различия во взглядах на Открытую науку, принимает во внимание, в частности, специфические проблемы ученых и других субъектов Открытой науки в развивающихся странах, и способствует сокращению разрыва в цифровых, технологических и информационных технологиях, существующего между странами и на их территориях.

5. В настоящей Рекомендации изложены общие определения, общие ценности, принципы и стандарты Открытой науки на международном уровне и предлагается комплекс действий, способствующих справедливому и равноправному переходу к открытой науке на индивидуальном, институциональном, национальном, региональном и международном уровнях.

6. Для достижения поставленной цели в число основных задач и областей применения настоящей Рекомендации входят:

 

(i) содействие общему пониманию Открытой науки и различных путей к Открытой науке;

 

(ii) создание благоприятной политической среды для Открытой науки;

 

(iii)  инвестирование в инфраструктуры Открытой науки;

 

(iv)  инвестирование в наращивание потенциала Открытой науки;

 

(v) преобразование научной культуры и согласование стимулов Открытой науки;

 

(vi)  распространение инновационных подходов к Открытой науке на разных этапах научного процесса;

 

(vii) содействие международному сотрудничеству в сфере Открытой науки.

 

IV. ОБЛАСТИ ПРИМЕНЕНИЯ

 

17. Для достижения целей настоящей Рекомендации, изложенных в пункте 6 выше, государствам-членам рекомендуется принимать текущие меры в следующих семи областях, принимая во внимание их индивидуальный политический, административный и правовой контекст.

 

(i) Содействие общему пониманию Открытой науки и различных путей к Открытой науке

 

18. Государствам-членам рекомендуется распространять и поддерживать общее понимание Открытой Науки в соответствии с определением, приведенном в настоящей Рекомендации, а также стратегически планировать и поддерживать повышение осведомленности об Открытой Науке на институциональном, национальном и региональном уровнях. Государствам-членам рекомендуется принимать во внимание следующее:

(а) Содействовать общему пониманию Открытой науки в соответствии с настоящей Рекомендацией в научном сообществе и среди различных субъектов Открытой науки на институциональном, национальном и региональном уровнях;

 

(б) Обеспечивать воплощение Открытой наукой ценностей и принципов, изложенных в настоящей Рекомендации, с целью гарантировать, что преимущества Открытой науки являются общими и взаимными и не включают извлечение данных и знаний более развитыми в технологическом и экономическом отношении странами;

 

(в) Поощрять практики Открытой науки в рамках исследовательской практики, финансируемой государством;

 

(г)  Включать Открытую науку в национальную политику и стратегии в области науки, технологий и инноваций, а также в другие национальные и региональные политики для общественного развития науки;

 

(д) Обеспечивать соблюдение потребностей и прав сообществ, в том числе прав коренных народов на традиционные знания, в соответствии с Декларацией Организации Объединенных Наций о правах коренных народов от 2007 года в рамках практик Открытой науки;

 

(е) Привлекать частный сектор к обсуждению способов расширения и взаимного обмена принципами и приоритетами Открытой науки.

 

(ii) Создание благоприятной политической среды для Открытой науки

 

19. Государства-члены, в соответствии с их конкретными условиями, структурами управления и конституционными положениями, должны развивать или поощрять развитие политической среды, в том числе на институциональном и национальном уровнях, которая поддерживает переход к Открытой науке, а также эффективное включение практик Открытой науки. Благодаря прозрачному процессу участия, который включает диалог с научным сообществом и другими субъектами Открытой науки, государствам-членам предлагается принять во внимание следующее:

 

(а) Разработка и реализация национальных политик и стратегий в области Открытой науки в соответствии с определением, ценностями и принципами, а также действиями, изложенными в настоящей Рекомендации;

 

(б) Обеспечение того, чтобы государственные спонсоры исследований требовали практики Открытой науки и чтобы все результаты научных исследований, финансируемых государством, как можно скорее становились открытыми и оставались недоступными лишь при необходимости;

 

(в) Поощрение научно-исследовательских институтов, в частности финансируемых государством, к реализации политик и стратегий в сфере Открытой науки.

 

(г) Поощрение академий, научных союзов и ассоциаций, а также научных сообществ для принятия принципов, соответствующих настоящей Рекомендации, для поощрения практик Открытой науки при сотрудничестве с национальными научными академиями и Международным научным советом;

 

(д) Поощрение многоязычности для обеспечения всеобщего охвата, обмена информацией, совместного накопления знаний и достижения равенства посредством глобального взаимодействия с многонациональными и многопрофильными исследователями и другими субъектами Открытой науки;

 

(е) Включение любительской и коллективной науки в качестве неотъемлемой части политик и практик Открытой науки на национальном, институциональном и финансовом уровнях;

 

(ж) Разработка моделей, обеспечивающих совместное производство знаний с различными субъектами и установление руководящих принципов с целью признания ненаучного сотрудничества;

 

(з) Поддержка разработки национальных / международных правовых инструментов, обеспечивающих совместное применение в хранилищах без учета национальных или региональных границ;

 

(и) Поощрение равноправных государственно-частных партнерств в рамках Открытой науки и вовлечение частного сектора в Открытую науку при условии наличия соответствующей сертификации и регулирования для предотвращения зависимости от поставщика, хищнического поведения и извлечения прибыли от деятельности, финансируемой государством. Важность коммерческих поставщиков услуг и данных делает призыв к открытому доступу к информации и данным, а также к прозрачности их качества и происхождения еще более актуальным. Учитывая общественный интерес к Открытой науке и роли государственного финансирования, государства-члены должны обеспечить должное функционирование рынка услуг, связанных с наукой и Открытой наукой, в глобальных и общественных интересах и без доминирования на рынке каких-либо коммерческих организаций;

 

(к) Разработка и реализация политики и стратегий финансирования и инвестиций для Открытой науки на основе ключевых ценностей и принципов Открытой науки. Затраты, связанные с переходом к Открытой науке, связаны с необходимыми культурными изменениями в исследовательской среде для поддержания практик Открытой науки, разработки и внедрения инфраструктур и услуг Открытой науки; наращивание потенциала всех субъектов и новаторские подходы к научному предприятию, основанные на сотрудничестве и участии. В условиях получения Открытой наукой государственного финансирования жизненно важно рассмотреть, как эти средства распределяются наиболее эффективно в интересах общества и максимальной отдачи от инвестиций.

 

(iii) Инвестирование в инфраструктуры и услуги Открытой науки

 

20. Открытая наука требует и заслуживает систематических и долгосрочных стратегических инвестиций в научные технологии и инновации с упором на инвестиции в техническую и цифровую инфраструктуру и связанные с ней услуги. Принимая Открытую науку за глобальное общественное благо, услуги Открытой науки следует рассматривать как важную исследовательскую инфраструктуру, управляемую и принадлежащую сообществу и совместно финансируемую правительствами, спонсорами и учреждениями, отражающими разнообразные интересы и потребности исследователей и общества. Государствам-членам рекомендуется обеспечить надлежащие инвестиции в:

(а) Национальные системы науки, технологий и инноваций, из которых не менее 1% национального валового внутреннего продукта (ВВП) направляется на затраты на исследования и разработки.

 

(б) Надежное подключение к Интернету и пропускную способность сети для использования учеными и научными пользователями по всему миру.

 

(в) Национальные исследовательские и образовательные сети (NREN) и их функциональные возможности, поощряя региональное и международное сотрудничество для обеспечения максимальной функциональной совместимости и согласованности между услугами NREN.

 

(г) Вычислительные мощности и цифровую общественную инфраструктуру, поддерживающую Открытую науку, с целью обеспечить долгосрочную сохранность, надлежащее руководство и общественный контроль над продуктами научных исследований. Любые исследования, поддерживающие инфраструктуру или услугу, должны обладать мощной базой под руководством сообщества и обеспечивать функциональную совместимость и инклюзивность. Такие открытые инфраструктуры могут поддерживаться прямым финансированием или за счет назначенного процента от каждого финансируемого гранта.

 

(д) Объединенную диверсифицированную инфраструктуру информационных технологий для Открытой науки, включая высокопроизводительные вычисления и хранение данных в случае необходимости, а также надежные, открытые и управляемые сообществом инфраструктуры, протоколы и стандарты для поддержки библиоразнообразия и взаимодействия с обществом. Избегая фрагментации за счет расширения объединения существующих инфраструктур и услуг Открытой науки, следует обратить внимание на обеспечение доступности этой инфраструктуры для всех, ее международной взаимосвязи и максимальной функциональной совместимости, а также соблюдения определенных основных спецификаций, таких как, например, принципы FAIR и CARE для управления данными. Также следует учитывать технические требования к каждому цифровому объекту, значимому для науки, будь то данные, набор данных, метаданные, текст или публикация. Примеры включают присвоение постоянного идентификатора цифровым объектам, метаданным, необходимым для их эффективной оценки, доступа, применения и повторного применения, а также управление данными надежной глобальной сетью хранилищ данных.

 

(е) Соглашения сообщества, которые определяют практики сообщества в области обмена данными, форматов данных, стандартов метаданных, онтологии и терминологии, инструментов и инфраструктуры. Международные научные союзы и ассоциации, региональные или национальные исследовательские инфраструктуры и редакционные коллегии журналов – каждый играет свою роль в содействии разработке этих соглашений.

 

(ж) Совместные стратегии для общих, многонациональных, региональных платформ Открытой науки. Такие инициативы представляют собой механизм для обеспечения скоординированной поддержки Открытой науки, охватывающий: доступ к услугам Открытой науки и исследовательским инфраструктурам (включая хранилище, управление, общие области данных), согласование политик, образовательных программ и технических стандартов. Учитывая, что в различных регионах реализуется ряд инициатив, важно, чтобы они взаимодействовали с точки зрения политики, практики и технических требований. Также важную роль будет играть инвестирование в программы финансирования с целью позволить ученым создавать и использовать подобные платформы, особенно в странах с низким и средним уровнем доходов.

 

(з) Новое поколение инструментов открытых информационных технологий, которые автоматизируют процесс поиска и анализа связанных статей и данных, делая процесс создания и проверки гипотез более быстрым и эффективным. Такие инструменты и сервисы окажут максимальное воздействие при использовании в рамках Открытой науки, которая охватывает институциональные, национальные и дисциплинарные границы, при решении проблем, касающихся потенциальных рисков, и этических проблем, которые могут возникнуть в результате разработки и применения таких технологий искусственного интеллекта.

 

(и) Новаторские подходы на различных этапах научного процесса и международного научного сотрудничества в соответствии с пунктом 24 настоящей Рекомендации.

 

(к) Платформы для обмена и совместного создания знаний между учеными и обществом, в том числе посредством предсказуемого и устойчивого финансирования добровольческих организаций, реализующих любительскую науку и проводящих совместные исследования на местном уровне.

 

(л) Системы мониторинга и информации на уровне сообществ, дополняющие национальные, региональные и глобальные системы данных и информации.

 

(iv) Инвестирование в наращивание потенциала для Открытой науки

 

21. Открытая наука требует инвестиций в создание потенциала и человеческий капитал. Преобразование научной практики для адаптации к изменениям, вызовам, возможностям и рискам цифровой эры 21-го века требует целевых исследований, знаний и обучения навыкам для работы с новыми технологиями с учетом идеалов и практик Открытой науки. Для этого поставлена задача развития критической массы ученых, уважающих гендерный, географический и дисциплинарный баланс, со специальным наращиванием потенциала и обучением в области Открытой науки. Государствам-членам рекомендуется принять во внимание следующее:

 

(а) Обеспечение систематического и непрерывного наращивания потенциала в области концепций, принципов и практик Открытой науки, включая науку о данных и руководство, контроль и архивирование, информационную грамотность, безопасность в Интернете, владение содержанием и совместное применение, а также разработку программного обеспечения и информатику;

 

(б) Инвестирование и продвижение передового образования и профессиональной подготовки в области науки о данных и руководства данными. Чтобы воспользоваться возможностями, предлагаемыми Открытой наукой, исследовательским проектам, исследовательским учреждениям и инициативам гражданского общества необходимо использовать передовые навыки в области науки о данных, включая анализ, статистику, машинное обучение (МО) / искусственный интеллект (ИИ), визуализацию и способность писать код, а также использовать алгоритмы, принимая на себя научную и этическую ответственность. Для обеспечения Открытой науки также требуются высокообразованные и профессиональные менеджеры по работе с данными, которые управляют данными и контролируют их, а также гарантируют, что эти данные ДОСТОВЕРНЫ и проверяются доверенными учреждениями или сервисами;

 

(в) Согласование стандартизированного набора компетенций в области Открытой науки, соотнесенных с этапами карьеры исследователя и конкретными потребностями субъектов, и разработка признанных навыков и образовательных программ в поддержку достижения этих компетенций. Ключевой набор навыков в области науки о данных и контроля данных должен рассматриваться в рамках фундаментального опыта всех исследователей и включаться в учебную программу по «исследовательским навыкам», начиная с уровня студента высшего учебного заведения;

 

(г) Содействие использованию Открытых образовательных ресурсов для расширения доступа к образовательным и исследовательским ресурсам Открытой науки, улучшения результатов обучения, максимизации влияния государственного финансирования и расширения возможностей преподавателей и учащихся стать соавторами знаний.

 

(v) Преобразование научной культуры и согласование стимулов для Открытой науки

 

22. Государствам-членам, в соответствии с конкретными условиями, структурами управления и конституционными положениями, рекомендуется принимать активное участие в устранении барьеров и сдерживающих факторов для Открытой науки, особенно тех, которые касаются исследований и систем оценки карьеры и вознаграждений. Оценка научного вклада и карьерного роста в качестве вознаграждения за надлежащие практики Открытой науки является необходимым условием для перехода к Открытой науке. Следует также уделять внимание предотвращению и смягчению непреднамеренных отрицательных последствий перехода к Открытой науке, таких как рост затрат для ученых, миграция, применение и приватизация данных с Юга Севером, утрата интеллектуальной собственности и знаний, предварительный обмен результатами исследований. Государствам-членам рекомендуется учитывать следующее:

 

(а) Объединение усилий множества различных субъектов, включая спонсоров исследований, университеты, журналы и научные сообщества из разных стран в рамках разных дисциплин, для изменения существующей исследовательской культуры и поощрения исследователей за совместное использование, сотрудничество и взаимодействие с обществом;


 

(б) Проверка систем оценки исследований и карьерного роста с целью привести их в соответствие с принципами Открытой науки. Принимая во внимание, что приверженность Открытой науке требует времени и внимания, которые нельзя автоматически преобразовать в традиционные результаты научной работы, такие как публикации, но которые могут оказать значительное влияние на науку и общество, системы оценки должны учитывать широкий спектр задач в цепочке знаний: фундаментальные исследования, исследования, движимые любопытством, исследования, способствующие технологическим инновациям, и исследования, способствующие пониманию и решению социальных проблем. Эти задачи связаны с различными формами накопления знаний и коммуникации и не ограничиваются публикациями в рецензируемых международных журналах;

 

(в) Содействие разработке и внедрению систем оценки, которые:

· используют индикаторы более широкого диапазона, чем показатели на основе журналов, и которые выходят за рамки рейтинга цитируемости журнала;

· ценят всю соответствующую исследовательскую деятельность и научные результаты, включая высококачественные данные и метаданные FAIR; хорошо документированное и используемое повторно программное обеспечение, протоколы и рабочие процессы; и доступные для устройств краткие резюме полученных результатов;

· учитывают результаты исследований и обмена знаниями, такие как расширение участия в исследовательском процессе, влияние на политику и практику и участие в открытых инновациях с партнерами вне научных кругов.

 

(г) Обеспечение того, чтобы практика Открытой науки стала известным, понятным и стандартизированным элементом критериев зачисления на работу и продвижения по службе в научных кругах;

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 187; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.254.231 (0.101 с.)