Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
II. Определение Открытой наукиСодержание книги Поиск на нашем сайте
7. В соответствии с Рекомендацией ЮНЕСКО о науке и статусе научно-исследовательских работников от 2017 года термин «наука» означает предприятие, на основании которого человечество, действуя по отдельности или в малых или больших группах, предпринимает организованные попытки с помощью объективного изучения наблюдаемых явлений и проверки посредством обмена выводами и данными, а также экспертной оценки с целью выявления и управления цепочкой причинно-следственных связей, отношений или взаимодействий; объединяет в согласованной форме подсистемы знаний посредством систематической рефлексии и построения концепций; и тем самым предоставляет себе возможность применять в своих интересах понимание процессов и явлений, происходящих в природе и обществе. 8. Термин «Открытая наука» относится к собирательной концепции, объединяющей различные движения и практики, направленные на обеспечение свободного доступа к научным знаниям, методам, данным и фактам, расширение научного сотрудничества и обмен информацией в интересах науки и общества, а также раскрытие процесса создания и распространения научных знаний среди социальных субъектов за пределами институционального научного сообщества. 9. Для целей настоящей Рекомендации «Открытая наука» означает комплекс, включающий, по меньшей мере, следующие ключевые элементы:
(i) Открытый доступ: открытый доступ, как правило, подразумевает, что пользователи могут получить полный и неограниченный доступ к научным результатам, включая научные публикации, данные, программное обеспечение, исходный текст и протоколы, созданные во всех частях мира, а также применять их без ограничений, бесплатно для пользователя с возможностью многоразового использования. При условии надлежащего указания источника и авторства пользователем, всем пользователям предоставляются бесплатные, безотзывные права, действительные во всем мире, на доступ, копирование, сохранение, использование, распространение, передачу и публикацию работы в свободном доступе, на создание и распространение компилированных работ на любом носителе для любых целей. В случае научных публикаций, публикация и все связанные с ней научные результаты (например, оригинальные результаты научных исследований, исходные данные и метаданные, программное обеспечение, включая исходный текст, исходные материалы, цифровые представления графических материалов, а также научные мультимедийные материалы) должны быть переданы для хранения (после публикации) по крайней мере в одно онлайн-хранилище с использованием подходящих технических стандартов, функционирование которого обеспечивается образовательным учреждением, научным сообществом, государственным учреждением или другой хорошо организованной некоммерческой организацией, деятельность которой связана общим благом, которая стремится обеспечить открытый доступ, неограниченное распространение, функциональную совместимость и долгосрочное архивирование.
(ii) Открытые данные: данные, которые могут свободно использоваться, повторно использоваться и распространяться кем угодно, при условии надлежащего указания автора, источника и цитирования. Для обеспечения открытости данных необходимо, чтобы данные и базы данных, если применимо, были четко описаны как «в публичном доступе», они были доступны для всеобщего пользования или имели открытую лицензию. Данные должны быть доступны для чтения человеком, а также устройствами, должны иметь изменяемый формат в соответствии с принципами надлежащего управления данными, такими как, например, принципы FAIR (Findable, Accessible, Interoperable, and Reusable (удобный для поиска, доступный, функционально совместимый и пригодный для многократного применения). Если доступ к данным необходимо ограничить по соображениям безопасности, конфиденциальности или по другим причинам, это должно соответствовать пункту 10 настоящей Рекомендации.
(iii) Открытый исходный текст / программное обеспечение и открытое аппаратное обеспечение: открытое программное обеспечение описывает программное обеспечение, являющееся общедоступным по открытой лицензии, которая предоставляет другим право доступа, изменения, расширения, изучения, создания компилированных работ, использования и / или совместного использования программного обеспечения и его исходного текста, дизайн или проекта. Исходный текст должен быть включен в выпуск программного обеспечения или предоставляться по запросу, а выбранная лицензия должна допускать внесение изменений, компилированные работы и совместное использование в равных условиях. Аналогичным образом открытое аппаратное обеспечение относится к техническим требованиям на проектирование физического объекта, которые лицензированы таким образом, что указанный объект может быть изучен, изменен, создан и распространен любым человеком, что предоставляет как можно большему количеству людей возможность создавать, преобразовывать и делиться своими знаниями касательно технических требований и функционирования программного обеспечения. В случае как открытого программного, так и открытого аппаратного обеспечения, должен существовать управляемый сообществом процесс внесения вклада, установления авторства и управления, чтобы обеспечить возможность повторного использования, повысить устойчивость и сократить ненужное дублирование усилий.
(iv) Инфраструктуры Открытой науки: цифровые инфраструктуры, необходимые для поддержки Открытой науки и удовлетворения потребностей различных сообществ. Платформы и хранилища Открытой науки относятся к числу важнейших открытых инфраструктур, которые предоставляют важные услуги для управления и обеспечения доступа к данным, научным литературным источниками, тематическим научным приоритетам или взаимодействию с сообществом. Различные хранилища адаптированы к местным условиям, потребностям пользователей и требованиям исследователей, но должны принять совместимые стандарты и передовой опыт, чтобы гарантировать, что содержание хранилищ будет надлежащим образом проверено, поддается проверке и доступно для многократного применения человеком и устройствами. Некоторые хранилища и инфраструктура предоставляют «готовые с точки зрения науки» результаты обработки данных, иногда с использованием высокоуровневых аналитических процедур и процедур искусственного интеллекта, для поддержки анализа и исследований в сообществе, в котором их используют. Инфраструктуры Открытой науки должны быть некоммерческими, и они должны гарантировать постоянный и неограниченный открытый доступ.
(v) Открытая оценка: организованная оценка исследований с очень прозрачным процессом коллективной экспертной проверки, включая возможное раскрытие личности рецензентов, общедоступные проверки и возможность для более широкого сообщества комментировать и принимать участие в процессе оценки. Кроме того, для большей прозрачности научного предприятия «Открытый блокнот» включает в себя открытие всего исследовательского процесса и выводов на каждом этапе. Все исследовательские проекты с самого начала открыты для доступа, предоставляя другим доступ к виртуальным рабочим местам.
(vi) Открытые образовательные ресурсы: учебные и исследовательские материалы в любом формате и на любом носителе, которые являются общественным достоянием или защищены авторскими правами, которые были выпущены по открытой лицензии, разрешающей бесплатный доступ, многократное использование, перепрофилирование, адаптацию и распространение другими лицами.
(vii) Открытое вовлечение социальных субъектов: Открытая наука расширяет сотрудничество с социальными субъектами за пределами научного сообщества, раскрывая практики и инструменты, являющиеся частью цикла исследований. С точки зрения развития коллективного разума для решения проблем, в том числе посредством применения трансдисциплинарных методов исследования, Открытая наука обеспечивает основу для интеграции проблем, ценностей и мировоззрения политиков и практиков, предпринимателей, активистов и граждан, наделяя их правом голоса в разработке исследований, сопоставимых с их потребностями и стремлениями. Любительская и коллективная наука развивалась как модель научных исследований, проводимых непрофессиональными учеными, но часто выполняемых в рамках формальных научных программ или в сотрудничестве с профессиональными учеными, использующими Интернет и социальные сети в качестве важных способов взаимодействия. Для эффективного повторного применения результатов любительской и коллективной науки другими субъектами, включая ученых, в отношении этих продуктов должны применяться методы контроля, стандартизации и сохранения, необходимые для обеспечения максимальной пользы для всех. В то время как активное участие граждан и сообществ, обеспечивая прямые дивиденды для науки, эти преимущества еще больше преумножаются за счет увеличения доли населения, знающей о науке и поддерживающей ее.
(viii) Открытость к разнообразию знаний: Открытая наука признает богатство разнообразных систем знаний и эпистемологий, а также разнообразие носителей и производителей знаний. Она направлена на усиление взаимосвязей и взаимодополняемости между различными учеными и эпистемологиями на основе принципа недискриминации, соблюдения международных норм и стандартов в области прав человека, уважения суверенитета и управления знаниями и признания прав носителей знаний на получение справедливой и равноправной доли выгод, которые могут возникнуть в результате использования их знаний. В частности, Открытая наука способствует:
· Открытость в отношении систем знаний коренных народов в соответствии с Декларацией Организации Объединенных Наций о правах коренных народов от 2007 года и принципами управления данными коренных народов, такими как, например, принципы данных CARE (Collective Benefit, Authority to Control, Responsibility, and Ethics (коллективная выгода, полномочия на контроль, ответственность и этика)). Такие усилия признают право коренных народов и местных сообществ управлять и принимать решения по вопросам хранения, владения и управления данными о традиционных знаниях, их землях и ресурсах. · Открытость в отношении всех научных знаний и запросов в соответствии с принципами недискриминации, установленными международным правом прав человека, включая доход, пол, возраст, расу, этническую принадлежность, миграционный статус, ограниченные возможности и географическое положение.
10. Научные результаты должны быть максимально открытыми и закрытыми только по мере необходимости. Открытая наука обеспечивает необходимую защиту конфиденциальных данных, информации, источников и субъектов исследования. Пропорциональные ограничения доступа оправданы соображениями национальной безопасности, конфиденциальности, неприкосновенности частной жизни и уважения к субъектам исследования. Это включает в себя правовой процесс и общественный порядок, коммерческую тайну, права интеллектуальной собственности, личную информацию и защиту человека, священных знаний коренных народов, а также редких, находящихся под угрозой исчезновения видов. Некоторые результаты исследований, данные или текст, которые не являются открытыми, тем не менее могут быть доступны особым пользователям в соответствии с определенными критериями доступа, установленными местными, государственными или региональными инстанциями. Потребность в ограничениях также может со временем измениться, что позволит в дальнейшем сделать данные доступными. Открытая наука отражает необходимость уважать защиту и право сообществ и наций сохранять возможность применения и развития своих знаний и традиций и делать это соразмерно. 11. Ключевые задачи приверженности Открытой науке: (i) поддержание и продвижение надлежащей практики и научности, а также ускорение открытия за счет максимального доступа к надежно описанным данным, программному обеспечению, включая исходный текст и методы, лежащие в основе научных выводов;
(ii) максимальное расширение доступа к научным знаниям и их повторное применение и сочетание данных и программного обеспечения, включая исходный текст, и, таким образом, максимизация общего блага, достигаемого за счет государственных инвестиций в научные ресурсы и инфраструктуры; а также
(iii) максимальное вовлечение и участие всех людей и культур в научном процессе, способствуя, таким образом, демократизации научного процесса и усилению воздействия научной деятельности на общество для общего блага.
12. В исследовательских и инновационных системах задействовано множество субъектов; каждый из них играет свою роль в Открытой науке, а также выполняет обязанности, связанные с этой ролью и некоторыми или всеми названными выше целями. Настоящая Рекомендация напрямую касается следующих ключевых субъектов Открытой науки:
(i) Исследователи, независимо от национальности, этнической принадлежности, пола, дисциплины и социально-экономического положения, которые находятся в центре деятельности в сфере Открытой науки;
(ii) Руководители исследовательских институтов, которые играют ключевую роль в разработке поддерживающей структуры и системы вознаграждения за практики в рамках Открытой науки;
(iii) Педагоги, в том числе преподаватели университетов, эксперты по этическому поведению в науке, члены профессиональных сообществ и новаторы в частном секторе, играющие роль в обучении, связанном с принципами и практиками Открытой науки, а также в обучении всех субъектов принципам открытого сотрудничества на всех уровнях;
(iv) Исследователи в области информатики, включая библиотекарей и специалистов по теории вычислительных машин и систем, участвующих в разработке инструментов для практики Открытой науки и в обеспечении надлежащего управления и сохранения результатов исследований для применения в будущем;
(v) Разработчики программного обеспечения, программисты, представители творческих профессий, новаторы, инженеры и все люди, участвующие в создании научных достижений, вносят свой вклад в разработку динамичного гибридного междисциплинарного пространства для практики и развития Открытой науки.
(vi) Ученые-правоведы, законодатели, магистраты и государственные служащие, которые обеспечивают постоянное функционирование правовых структур, приносящих пользу практике Открытой науки;
(vii) Издатели, редакторы и руководители профессиональных сообществ, которые обеспечивают переход к моделям публикации, поддерживающим Открытую науку; (viii) Технический персонал, обеспечивающий надлежащее функционирование инфраструктуры, чтобы производство и распространение результатов соответствовало принципам Открытой науки;
(ix) Спонсоры исследований, которые предоставляют необходимые ресурсы для широкого спектра практик Открытой науки;
(x) Практикующие политики, социальные субъекты и сообщества, которые обеспечивают политическую основу и политическую поддержку изменений в научной практике и обеспечения общественной пользы;
(xi) Пользователи и широкая общественность, которые ценят доступные научные результаты, предоставляют соответствующую обратную связь, сообщают научные данные и / или создают условно чистые результаты в сотрудничестве с оригинальными производителями научных результатов или без них.
13. На сегодняшний день Открытая наука существует с научными результатами, уже доступными в рамках общественного достояния или схем открытых лицензий, например, лицензии Creative Commons, которые позволяют повторно распространять и использовать лицензированную работу на определенных условиях, в том числе при надлежащем указании создателя.
14. Открытая наука критикует и трансформирует границы интеллектуальной собственности, чтобы расширить доступ к знаниям для каждого человека. Открытый подход не противоречит использованию интеллектуальной собственности в качестве способа извлечения выгоды за счет частной эксплуатации и применения знаний для создания конкурентоспособных новых продуктов или услуг, возможно, приносящих ощутимые экономические выгоды.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 104; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.105.101 (0.012 с.) |