Схемы, относящиеся к категории сверхбдительности и подавления 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Схемы, относящиеся к категории сверхбдительности и подавления



Люди с такими схемами избегают переживания и выражения спонтанных эмоций и потребностей. Пациенты со схемой подавления эмоций обесценивают свои переживания, спонтанное веселье и «детские» потребности, полагая их глупыми, ненужными или незрелыми.

Схеме негативности/пессимизма соответствуют крайне отрицательные представления о мире; такие пациенты постоянно заняты тем, что выискивают негативные стороны во всем, что их окружает. Люди со схемой завышенных требований к себе находятся под постоянным внутренним давлением из-за стремления преуспевать во всем, чем они занимаются, но никогда не испытывают удовлетворения в связи с достигнутым, так как задают себе слишком высокие стандарты. Схема карательности неразрывно связана с такими нравственными нормами и моральными оценками, которые подразумевают обязательное наказание за ошибку, независимо от того, совершена ли она намеренно или случайно.

Подобные схемы формируются вследствие подкрепления соответствующего поведения или следования социальным образцам, например, когда значимая родительская фигура высмеивает спонтанные проявления чувств и прививает детям чувство стыда за излишнюю эмоциональность. Подкрепление может быть косвенным, например, когда родители поощряют ребенка только за достижения и успехи и обесценивают, либо игнорируют другие важные аспекты жизни, такие как развлечения и спонтанность.

Некоторые пациенты с такими схемами рассказывают о преимущественно негативном опыте, связанном с переживанием сильных эмоций в детстве. Избегание интенсивных эмоциональных переживаний выступает в таких случаях в качестве метода защиты от отрицательных раздражителей. Это может в большей степени относиться к чужим эмоциям, чем к собственным, например, если члены семьи пациента имели привычку выяснять отношения в крайне агрессивной и эмоциональной манере. Схемы завышенных требований к себе и карательности имеют в своей основе стандарты успеха и нравственные критерии лиц, имеющих отношение к воспитанию ребенка, а также к применяемым ими способам наказания или проявления недовольства или гнева.

(15) Негативность/пессимизм.

Пациенты с такой схемой хронически сосредоточены на негативных или проблемных аспектах любой ситуации, с которой им доводится соприкасаться. Они беспокоятся, что все может пойти не так, и напряженно ожидают осложнений. Они часто рассказывают, что схема была сформирована в них родителями или другими значимыми лицами, которые, в свою очередь, отличались чрезвычайным пессимизмом и крайне отрицательно относились ко всему на свете. Эта схема бесконечно фрустрирует окружающих, так как находящиеся под ее влиянием люди снова и снова погружаются в одни и те же негативные переживания, невзирая на усилия близких доказать им, что можно видеть мир в более позитивном свете.

Пример из практики: схема негативности/пессимизма

Эрик, 46-летний учитель математики, приходит на прием вместе с женой, которая попросила его обсудить супружеские проблемы с ее терапевтом. Она пытается при помощи терапевта сделать свой образ жизни более позитивным, но у нее ничего не получается, так как ей в этом мешает негативное отношение Эрика ко всему, что она предпринимает. Эрик подтверждает, что в эмоциональной жизни он заряжен крайне отрицательно. Тем не менее, он спорит с терапевтом и женой, утверждая, что у него есть множество причин относиться к миру как к негодному месту, а жизнь, по его мнению, не более чем «юдоль печалей и проблем». Он считает, что позитивное отношение к жизни говорит о совершенной душевной слепоте. Когда терапевт задает ему вопрос о ситуации на работе, он многословно рассказывает о проблемах с коллегами, неудачных договоренностях внутри команды сотрудников и т.п. На этом месте жена перебивает его и указывает, что на самом деле он работает в той области, к которой всегда стремился, и что его карьера до настоящего момента складывалась вполне благополучно.

(16) Подавление эмоций.

Пациенты с этой схемой находят проявление спонтанных чувств смешным или неприличным. Эмоции рассматриваются как неважные или ненужные. Часто такие пациенты рассказывают о том, что значимые взрослые высмеивали их, когда они сердились или расстраивались. Как следствие, у пациентов формировалась привычка относиться к своим чувствам как к проявлению нелепого ребячества или полностью обесценивать их. В некоторых случаях у ребенка развивалась соответствующая схема в связи с тем, что эмоции, выражаемые членами семьи, были слишком интенсивным и трудными для психической переработки - например, внутрисемейные конфликты могли разрешаться крайне эмоциональными способами, либо одни члены семьи могли иметь привычку жаловаться на других членов семьи или возмущенно обсуждать поведение последних с ребенком. В таких случаях, эмоции переживаются детьми как угрожающие и невыносимые. При работе с данной схемой важно уточнить, как именно пациент воспринимает эмоции — как смехотворные или как угрожающие.

Пример из практики: схема подавления эмоций

Питер, 36-летний архитектор, впервые обращается к терапевту по поводу хронической дистимии. Он производит впечатление очень уравновешенного человека, однако ограничен в проявлении чувств радости или веселья. Когда терапевт пытается пошутить, Питеру с трудом удается изобразить подобие улыбки. Когда Питер начинает рассказывать о брате, с которым его связывают очень сложные отношения, терапевт слышит в его голосе нотку гнева, однако попытка расспросить пациента об этом чувстве ни к чему не приводит, так как Питер отрицает, что сердится на брата. Когда терапевт расспрашивает Питера о том, как было принято выражать эмоции в его семье, тот рассказывает, что его отец был очень замкнутым человеком и крайне редко демонстрировал какие-либо чувства. Мать, напротив, была избыточно эмоциональной и часто не могла справиться с собой. Она постоянно ссорилась с братом Питера, когда оба они еще были мальчиками. Ссоры лишали ее душевного равновесия, и она разражалась рыданиями. Питеру приходилось утешать и успокаивать ее, так как она обычно в слезах прибегала к нему в комнату. Эти ситуации чрезвычайно истощали его, и с тех пор он возненавидел открытое проявление чувств.

(17) Завышенные требования к себе.

Люди с этой схемой испытывают постоянное внутреннее давление, связанное с необходимостью достижения своих амбициозных целей, и стремятся быть лучшими во всех проявлениях. Они редко позволяют себе развлечения и не способны ценить виды деятельности, не связанные с достижением успеха. Таких пациентов отличает ригидность мышления и перфекционизм. Они не подвергают сомнению собственные завышенные стандарты, но считают их вполне нормальными даже в тех случаях, когда они очевидным образом не достижимы или влекут за собой негативные последствия.

Пример из практики: схема завышенных требований к себе

Ник, 44-летний врач, проходит психотерапию по поводу депрессивной симптоматики. Депрессия впервые дала о себе знать, когда Ник был назначен заведующим новым отделением, создание которого было возложено на него, и он поставил своей целью наладить там успешную работу. Во время первых сессий терапевт расспрашивает Ника о его собственных ожиданиях и целях. Ник отвечает, что руководит всеми запланированными проектами самостоятельно и старается выполнять все задачи эффективно, безупречно и практически всегда в срок. На абстрактном уровне он понимает, что его ожидания нереалистичны, потому что он не может работать по 16 часов в сутки, чтобы справиться со всей нагрузкой. Однако на более конкретном уровне он признает невозможным для себя прийти к какому-либо компромиссу и минимизировать завышенные и откровенно не выполнимые требования, которые он предъявляет к себе. В начале терапии он даже не допускает мысли о том, что можно отказаться от каких-либо целей или проектов с тем, чтобы его жизнь стала хоть немного более переносимой.

(18) Карательностъ.

Пациенты с этой схемой твердо убеждены, что люди обязательно должны быть наказаны за свои ошибки. Их отличает безжалостность и отсутствие терпимости по отношению к себе и окружающим. Как правило, подобные модели поведения были заимствованы ими в детстве.

Пример из практики: схема карательности

Том, 52-летний управляющий большим жилым домом, не проявляет желания пройти психотерапию, но его лечащий врач рекомендует ему обратиться за психологической помощью, обратив внимание на то, как часто Том жалуется на соседей. Том постоянно выискивает в действиях жильцов ошибки и нарушения внутреннего распорядка: он возмущается, что они шумят, не подчиняются правилам и т.п. Он стремится изменить поведение соседей и устраивает шумные конфликты даже по ничтожным поводам. Неудивительно, что его отношения с окружающими по большей части крайне негативны. Том делится с врачом воспоминаниями о своих родителях - подобно ему, они были чрезвычайно раздражительными и озлобленными людьми и не научили его (и даже не позволяли) радоваться жизни. Именно от них он унаследовал склонность обвинять окружающих и требовать для них наказания по любому поводу.

Фокус на потребностях

Основополагающей идеей схема-терапии является фокус на человеческих потребностях, которые (вкупе с сопровождающими неудовлетворенные потребности фрустрациями) рассматриваются в качестве главного фактора, влияющего на генез психологических проблем. Мы предполагаем, что дезадаптивные схемы формируются в детстве, когда по тем или иным причинам не удовлетворяются базовые потребности ребенка. Например, схемы социальной изоляции/отчуждения и покинутости/нестабильности развиваются, соответственно, в ситуациях, когда у ребенка отсутствуют социальные контакты со сверстниками или надежные близкие взаимоотношения. Это предположение подтверждается растущим числом исследований, выявляющих высокую степень корреляции между травматическим или эмоционально деформирующим детским опытом и психологическими проблемами в более позднем возрасте.

Фокус на потребностях, играющих ключевую роль в возникновении дисфункциональных симптомов, сохраняется и в ходе последующей терапии.

Дезадаптивные схемы препятствуют признанию, переживанию и реализации потребностей. Одна из основных задач схема-терапии - помочь пациенту осознать и более четко определить собственные потребности; еще одна, задача - научиться удовлетворять эти потребности надлежащим и достойным образом, а также эмоционально перерабатывать потребности, которые не были удовлетворены в детстве и никогда не будут удовлетворены, так как пациент уже является взрослым человеком.

Анализ эмоциональных проблем прошлого и настоящего строится вокруг двух вопросов: какие потребности пациента не удовлетворяются в настоящее время и не удовлетворялись в аналогичной ситуации в прошлом? Как пациенты могут развить в себе способность удовлетворять указанные потребности? Следует отметить, что никто не может удовлетворить всех потребностей пациента во всех ситуациях и без ограничений - это нереально и невозможно. Психологически благополучные люди способны устанавливать здоровый баланс между собственными потребностями и потребностями окружающих, а также адекватно оценивать особенности ситуации. Это требует установления и соблюдения границ личности, следовательно, должна удовлетворяться потребность в реалистичных границах.

Учитывая вышесказанное, схемный подход не отличается от других школ гуманистической психотерапии. Представители многих методов в ходе терапии так или иначе учитывают потребности пациента. Отличие схема-терапии состоит в том, что она обращается к потребностям клиента очень открыто и напрямую, так что каждое терапевтическое вмешательство содержит ясное указание на них. Например, техника рескриптинга в воображении (imagery rescripting, см. раздел 6.3.2) направлена на идентификацию потребностей пациента фигуры в воображаемой травматической ситуации, а диалоги с использованием стульев (см. раздел 8.3.1) применяются для защиты прав и потребностей пациента.

Дж. Янг и др. (Young et al., 2003) выделили пять групп базовых эмоциональных потребностей. Считается, что каждая категория (или домен) схем эвристически связана с одной из этих групп (см. таблицу 1.2). Подобно списку дезадаптивных схем перечень базовых потребностей создавался в ходе текущей клинической работы и не является результатом экспериментальных исследований. Скорее, его следует рассматривать как клиническую таксономию, во многом перекликающуюся с другими теориями человеческих потребностей, например подходами Роджерса (Rogers, 1961) и Граве(Grawe, 2006).

Взаимосвязь между категориями схем и базовыми эмоциональными потребностями

Таблица 1.2

Категория схем Базовые потребности
Разобщенность и отвержение Безопасная привязанность, принятие, забота
Нарушения личностной автономии и непризнание достижений Автономия, компетентность, чувство самости
Нарушения границ Реалистичные границы, самоконтроль
Направленность на других Свободное выражение потребностей и эмоций
Сверхбдительность и подавление  Спонтанность, способность к игре

Как отмечалось выше, дисфункциональные схемы формируются в случае игнорирования или недостаточного удовлетворения детских потребностей. В отличие от уже упомянутых подходов (например, Grawe, 2006) схема-терапия вводит представление о необходимости дисциплины и установления границ. Эмпирических испытаний данного предположения не проводилось, но с воспитательной или родительской точки зрения легко понять, что такая потребность необходима. Таким образом, очевидно, что дезадаптивные схемы формируются либо при игнорировании потребностей, в особенности потребностей в близости и надежной привязанности, либо при неправильном воспитании (баловстве) детей.

В ходе терапии фокус на потребностях дробится на множество интервенций.

Важной частью психообразования является обсуждение с пациентом того, каким образом фрустрированные потребности ребенка закладывают основу для психологических проблем во взрослом возрасте. Схемы подпитывают все последующие депривации пациента, так как именно они не позволяют пациенту осознавать свои актуальные потребности. В качестве структурированной интервенции пациент получает предписания в виде выполнения упражнений, направленных на изменения поведенческих паттернов, и других домашних заданий, которые, как считается, помогут пациенту в поиске способов оптимального удовлетворения его потребностей.

Пример из практики: фокус на потребностях

Сьюзан (см. раздел 1.1) в ходе терапии получает предписание устанавливать более четкие границы в отношениях с бывшим любовником и обсудить эту тему в групповой работе. Однако во время групповых сессий она пропускает свою очередь высказаться.

Терапевт снова поднимает этот вопрос на индивидуальной сессии, объясняя, как паттерн избегания поддерживает фрустрированные потребности: «Сьюзан, я понимаю, что избегание стало вашей основной стратегией копинга в детстве. Когда вы были ребенком, избегание конфликтов и стрессовых ситуаций было для вас единственным способом выживания в семье. Однако я боюсь, что, если вы не начнете постепенно отказываться от избегающего поведения, вы никогда не научитесь удовлетворять очень важную потребность в установлении собственных границ. Групповая работа дает вам возможность легко научиться тому, как говорить о своих потребностях и страхах. Вы хорошо знакомы с другими пациентами и знаете, что они не причинят вам вреда. Более того, я позабочусь о том, чтобы вас никто не обижал. Я совершенно уверена в том, что члены группы хорошо вас поймут. Поддержка других людей может оказаться для вас очень полезным опытом».

Стили копинга

Одна и та же схема может проявляться у людей с совершенно различными поведенческими проблемами. Термин «стиль копинга» описывает способы совладания со схемами, а также то, как схемы проявляются в межличностных отношениях пациентов. Это понятие тесно связано с психодинамической концепцией механизмов защиты. В схема-терапии эвристически выделяются три основных стиля копинга.

Три стиля копинга

Капитуляция - человек действует так, как если бы схема соответствовала реальности, и безвольно репродуцирует соответствующие поведенческие паттерны, как бы сдаваясь перед схемой.

Избегание - человек заслоняется от социальных ситуаций и/ или невыносимых эмоций путем самоизоляции, злоупотребления ПАВ или при помощи других видов избегающего поведения.

Гиперкампенсация - человек ведет себя властно и самоуверенно, как если бы реальность была полностью противоположна схеме.

Капитуляция

Для капитуляции характерна высокая интенсивность переживания чувств, вызванных схемой, полная беспомощность перед ними и принятие мнимых «посланий» схемы. В режимах капитуляции пациент ведет себя так, как если бы схема полностью соответствовала реальности и у него не остается иного выбора, кроме как терпеть плохое обращение со стороны окружающих. Типичными примерами такого стиля являются паттерны подчинения у пациентов с соответствующей схемой и часто встречающийся случай, когда пациенты, перенесшие в детстве тяжелое сексуальное насилие, смиряются с насилием в близких отношениях во взрослом возрасте.

Пример из практики: капитуляция

Сьюзан периодически отвечает на телефонные звонки бывшего любовника, с которым она рассталась, потому что он обращался с ней грубо и безжалостно. И все же она вновь встречается с ним и вступает с ним в сексуальные отношения, невзирая на отсутствие желания или влечения. Она отчаянно страдает от недостатка любви и внимания со стороны окружающих. В постели с бойфрендом она не испытывает возбуждения, но эти встречи дают ей хотя бы мимолетное ощущение человеческого тепла и нежности. В конце концов, она все равно никому не нужна... Как бы она не старалась, Сьюзан не может представить себе, что она рассказывает другому человеку о том, чего она ждет от него. Это переживание довольно мучительно, но при этом она убеждена, что это никого не интересует.

Избегание

Об избегающем стиле копинга принято говорить в случаях, когда человек всеми силами стремится избежать активации схем или связанных с ними эмоций в целях самозащиты. Типичными поведенческими паттернами являются социальная самоизоляция и избегание или недостаток эмоциональных контактов с другими людьми. Об активации этого стиля в терапевтических отношениях можно судить по отсутствию контакта с пациентом и отклика с его стороны. Помимо избегающего поведения в узком смысле под эмоциональным избеганием могут пониматься и другие паттерны, в частности злоупотребление психоактивными веществами, связанное с подавлением сильных эмоций из-за неспособности справляться с ними. Иногда пациенты стремятся постоянно занимать себя какой-либо деятельностью с тем, чтобы поддерживать постоянный уровень самостимуляции, позволяющий избегать чувств.

Сюда относятся компьютерные игры, трудоголизм, зависимость от Интернета и телевизора, переедание и т.п. Если пациенты говорят о том, что такая деятельность позволяет им заглушить чувство тревоги, можно предположить, что их стилем копинга является избегание.

Пример из практики: избегание схемы недоверия/насилия

Сабина, 27-летняя пациентка с ПРЛ и сексуальным насилием в детстве в анамнезе, не может контактировать с мужчинами.

Иногда друзья уговаривают ее пойти на вечеринку или другое мероприятие, где она могла бы познакомиться с мужчиной. Однако любые попытки заговорить с Сабиной вызывают у нее панику и чувство, будто она загнана в угол. Ей инстинктивно хочется убежать и спрятаться. Такие переживания характерны для схемы недоверия/насилия.

Справиться с ними ей помогает алкоголь, потребляемый в больших количествах. Но, хотя чувство отчаяния притупляется, Сабина не ощущает себя в полной безопасности, даже когда она пьяна: алкоголь всего лишь вызывает у нее эйфорию и снижает ощущение угрозы, исходящей от окружающих людей. Иногда в этом состоянии она вступает в сексуальные связи с малознакомыми мужчинами, при этом она не испытывает никаких эмоций или переживаний. До настоящего времени у нее не было ни одного сексуального контакта во взрослой жизни, которому не предшествовало бы употребление алкоголя. Злоупотребление спиртным и случайные сексуальные связи вызывают у нее острое чувство стыда. Однако без алкоголя она не способна расслабиться. Даже если она отправляется на вечеринку, полная решимости сохранять трезвость, она все равно напивается, не в силах выносить переполняющие ее эмоции, поэтому она часто отказывается от приглашения в последнюю минуту.

Гиперкомпенсация

При гиперкомпенсации человек ведет себя так, как если бы реальность была полностью противоположна его доминирующей схеме. Например, люди со схемой обреченности на неудачу многословно рассказывают о своих достижениях и всячески выставляют их напоказ. Пациенты со схемой недоверия/насилия часто ведут себя эгоистично и агрессивно, вплоть до причинения насилия другим людям с тем, чтобы избежать насилия или угроз в свой адрес. Гиперкомпенсация схемы подчинения может выражаться в принуждении окружающих к беспрекословному подчинению. Если в терапевтических отношениях врач чувствует себя загнанным в угол или сталкивается с попытками доминирования или даже угрозами со стороны пациента, можно суверенностью говорить о гиперкомпенсации. Например, пациенты с нарциссической гиперкомпенсацией склонны обесценивать терапевта, задавая тому провокационные вопросы о его профессиональном опыте и квалификации и т.п.

Пациенты с гиперкомпенсацией в форме навязчивого контроля высказывают очень подробные критические замечания в адрес терапевта и не терпят возражений. И в том, и в другом случае терапевт чувствует, что его обесценивают и контролируют.

Клинический случай гиперкомпенсации

Николь, 25-летняя пациентка с пограничным и асоциальным расстройством личности, в детстве подвергалась ужасающему физическому и сексуальному насилию.

Начиная с 15 лет, она принимала запрещенные наркотики, работала проституткой и была причастна к совершению насильственных преступлений. В отношениях с терапевтом Николь ведет себя агрессивно, часто впадает в гнев и позволяет себе словесные нападки и оскорбления. Терапевт признает и останавливает агрессивное поведение Николь, затем пробует исследовать ее чувства, от которых она отгораживается агрессией, как стеной. Николь рассказывает о постоянно сопровождающем ее чувстве угрозы со стороны окружающих и недоверия к миру. Она убеждена, что никто никогда не окажет ей помощи, даже если она открыто будет об этом просить. Поскольку она не знает, что такое поддержка со стороны окружающих, она не способна почувствовать поддержку со стороны терапевта и другого медицинского персонала, хотя на когнитивном уровне она признает, что эти люди могут ей помочь.

В отличие от схем стили копинга отслеживаются и распознаются достаточно легко.

Пациенты, проявляющие себя как зависимые и подчиненные, не способные сосредоточиться на собственных потребностях, склонны при интенсивном переживании эмоций, вызываемых схемой, переходить в режим капитуляции.

Пациенты, у которых терапевт отмечает отсутствие эмоциональных проявлений и/или с которыми не удается установить раппорт, по всей вероятности, находятся в режиме избегания. Если терапевт (либо другое значимое для пациента лицо) постоянно сталкивается с угрозами или попытками доминирования со стороны пациента, можно со всей уверенностью говорить о гиперкомпенсации.

Модель схема - режимов

Как уже было частично описано в разделе 1.3, одной конкретной схеме может сопутствовать целый спектр различных поведенческих и экспериментальных паттернов. Например, даже самые ничтожные ошибки могут вызывать у пациента с выраженной схемой обречённости на неудачу печаль, отчаяние и беспомощность. С другой стороны, в любое другое время он может находиться в режиме гиперкомпенсации, пытаясь продемонстрировать собственные достижения в преувеличенном виде и отрицая ошибки. Более того, такие пациенты могут иногда любыми путями избегать ситуаций, связанных с достижениями, чтобы избежать сильных чувств при возможной неудаче.

Пациенты с личностными расстройствами, как правило, демонстрируют однообразные поведенческие паттерны, ассоциирующиеся со схемами. Эти паттерны оказывают негативное влияние на ход терапии (как и на другие области жизни пациента). Ярким примером является высокий уровень социальной самоизоляции у пациентов с проявлениями избегающей личности. Такие пациенты, как правило, очень быстро отказываются от терапии и неохотно идут на контакт, гак как их паттерны избегания очень сильны и соответствующий стиль копинга постоянно активируется в ходе сессий.

Сходным образом пациенты с нарциссической гиперкомпенсацией стремятся к постоянному доминированию над окружающими как в жизненных ситуациях, так и в терапевтических отношениях. В таких случаях терапевту следует занять активную позицию и отстоять свою роль в терапии. Однако с другими пациентами, в основном с ПРЛ, дело обстоит по-другому - они не ограничиваются одним стилем копинга, но постоянно переключаются из одного состояния, вызванного активацией схемы, вдругое. Частая смена эмоциональных состояний может создавать трудности в терапии, так как пациент может с такой же частотой изменять свои мнения и планы и переходить в другие режимы, например проявлять оптимизм по поводу возможной коррекции проблемного паттерна и в следующее мгновение чувствовать абсолютную неспособность это сделать.

Пример из практики: устойчивость копингового состояния

Филип, 45-летний программист с выраженными нарциссическими чертами, проходит терапию по поводу социофобии. Он боится людей и ненавидит все формы межличностных контактов, так как постоянно испытывает чувство опасности и обесценивание со стороны окружающих. Причины этих переживаний коренятся в детской травме: в школьном возрасте он страдал тяжелым нейродермитом и подвергался издевательствам со стороны одноклассников. У него развилось острое чувство стыда, которое возникает всякий раз, когда ему кажется, что его обесценивают, несмотря на то, что его дерматит много лет находится в стадии компенсации.

Несмотря на то, что Филип жалуется на чувство тревоги, он держится самоуверенно и высокомерно, что позволяет сделать вывод о том, что он находится в состоянии гиперкомпенсации. Он постоянно говорит, не позволяя терапевту вставить ни одного слова. Он рассказывает о предшествующих попытках прохождения терапии в профессиональной манере, как если бы он обсуждал другого пациента с коллегой-терапевтом. Когда терапевт высказывает замечание, он немедленно перебивает и поправляет ее. Он явно не в контакте с собой, со своей тревогой, с терапевтом. Спустя полчаса его доминирующее поведение вызывает у терапевта чувство глубокой фрустрации, так как ей кажется невозможным вести с пациентом нормальную беседу при сохранении столь явно выраженного паттерна гиперкомпенсации. Хотя Филип рассказывает о тяжелой схеме дефективности/стыда, терапевт не видит ее проявлений в поведении и чувствах пациента. В подобных случаях схема-терапия следует важному принципу: как можно скорее прибегнуть к эмпатической конфронтации с тем, чтобы указать пациенту на наличие гиперкомпенсационного паттерна и начать работу по его изменению.

Пример из практики: частая смена схема-режимов

Бетти, 39-летняя пациентка с ПРЛ, проходит терапию уже 15 месяцев и выстроила очень близкие терапевтические отношения с доктором. Сегодня терапевт немного задерживается, и пациентке приходится ждать ее перед кабинетом в помещении, где нет стульев. Зайдя в кабинет, терапевт замечает, что Бетти рассержена. На вопрос о причинах ее гнева Бетти отвечает: «Вам все равно, есть стулья перед вашим уродским кабинетом или нет, ведь вам не приходится ими пользоваться!» Терапевт предлагает пациентке обсудить ее чувство, но Бетти не признает, что сердится, и называет себя неблагодарной, потому что она знает, как занята ее доктор и как несправедливо с ее стороны злиться на нее. Терапевт не соглашается с ней; напротив, она подтверждает право Бетти испытывать негативные чувства, когда терапевт опаздывает на сессию.

Бетти отвечает на это, что «она не какая-нибудь гадина, чтобы злиться на доктора».

Несмотря на то, что во время предыдущих сессий Бетти чувствовала себя в полной безопасности, сейчас она плачет и признается в том, что ей было «ужасно одиноко», когда ей пришлось ждать терапевта перед кабинетом, не имея возможности присесть.

Детские режимы.

Чтобы описать и объяснить подобные явления психической деятельности, была разработана концепция схемных режимов, под которыми понимаются преходящие эмоциональные состояния, вызываемые действием конкретной схемы. Схемные режимы отличаются высокой устойчивостью и столь же высокой переменчивостью. В случаях, когда у пациента имеется большое число схем, а режимы характеризуются высокой интенсивностью проявления, терапевту проще работать с режимами, чем с порождающими их схемами. Схема-режимы подразделяются на режимы, связанные с преобладанием негативных эмоций, и режимы, направленные на совладание с этими эмоциями.

Детские режимы характеризуются сильными негативными эмоциями, такими как гнев, печаль и переживание покинутости. Они сходны с понятием «внутреннего ребенка», которое используется в различных психотерапевтических подходах (в частности, в транзактном анализе). Пациент со схемой недоверия/насилия может, например, испытывать чувство угрозы и зависимости от других людей, когда они находятся в режиме обиженного ребенка.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-19; просмотров: 563; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.71.142 (0.049 с.)