Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Дисфункциональные родительские режимы
Вторую категорию режимов, характеризующихся высокой эмоциональностью, составляют так называемые дисфункциональные родительские режимы. Это понятие концептуально пересекается с понятием интроекта (преступника) в психодинамической теории. В схема-терапии такие режимы рассматриваются как интернализация дисфункциональных родительских реакций на ребенка. В дисфункциональных родительских режимах люди подвергают самих себя давлению или ненавидят себя. Например, пациенты со схемой недоверия/насилия, находясь в режиме карающего родителя, обесценивают и ненавидят себя. Дисфункциональные копинговые режимы Копинговые режимы связаны с копинговыми стилями - избеганием, капитуляцией и гиперкомпенсацией. В избегающих режимах люди стремятся отгородиться от эмоций и переживаний, либо отказываются от любых социальных контактов. В режимах гиперкомпенсации люди прибегают к самостимуляции или самовозвеличению в стремлении испытать чувства, которые были бы противоположны чувствам, вызываемыми схемой. Например, Филип демонстрирует выраженный режим гиперкомпесации, в то время как Бетти переключается с одного режима на другой. Здоровые режимы К здоровым режимам принято относить режимы здорового взрослого и счастливого ребенка. В режиме здорового взрослого люди способны реалистично принимать свою жизнь и самих себя, справляться с долженствованиями и при этом заботиться о своих потребностях в личном благополучии. Этот режим концептуально пересекается с понятием здорового функционирования эго, принятым в психодинамической теории. Режим счастливого ребенка соответствует переживаниям радости, удовольствия и веселья. Схемы концептуально соответствуют личностным чертам, в то время как режимы описывают состояния, вызванные активацией схемы. Схема-режимы подразделяются на следующие категории: 1) детские режимы; 2) дисфункциональные родительские режимы; 3) дисфункциональные копинговые режимы; 4) здоровые режимы «здорового взрослого» и «счастливого ребенка». Режимы распознаются и поддаются коррекции легче, чем схемы, и именно в силу этого обстоятельства имеют решающее значение при лечении трудных пациентов. В терапии, опирающейся на концепцию схема-режимов, все интервенции привязаны к текущему эмоциональному состоянию пациента. Очевидно, что нет практического смысла работать с режимом, который не активирован, так как новая информация никак на него не повлияет, в то время как работа с действующим режимом помогает пациенту признать и изменить как существующие схемы, так и свое поведение в соответствующих схемам режимах.
Пример из практики: работа с режимом гиперкомпенсации Терапевт в течение получаса наблюдает за действием режима гиперкомпенсации у Филипа и затем прямо говорит об этом пациенту: «Филип, я понимаю, что социофобия причиняет вам множество страданий. Но вот что интересно: сейчас, во время нашей сессии, я не ощущаю присутствия у вас этих страхов. Даже когда мы говорим о них, вы держитесь очень отстраненно и властно. Это совсем не вяжется с вашими рассказами о тревоге, которую вы испытываете. Я полагаю, что вы демонстрируете что-то вроде гиперкомпенсации. Вам знаком этот термин? Когда мы прибегаем к гиперкомпенсации, мы ведем себя так, как если бы дела обстояли совершенно противоположным образом. Гиперкомпенсация нужна человеку, чтобы показать окружающим, что у него все отлично, все под контролем, и что он ни о чем не тревожится. Что вы думаете по этому поводу?» Пример из практики: смена реакций при смене режимов Во время сессий с Бетти терапевт уделяет особое внимание валидации гнева пациентки. Терапевт хорошо знает, что Бетти не может позволить себе проявлять гнев по отношению к другим людям (режимы требовательного, обвиняющего и карающего родителя). Поэтому она предпринимает попытку пресечь режим карающего родителя: «Бетти, у вас есть полное право рассердиться на то, что вам пришлось долго ждать меня в неосвещенном коридоре без стульев. Ваш «карающий родитель» неправ, говоря вам, что вы не должны сердиться на меня!» Так интернализация модели поведения, предлагаемой терапевтом, помогает пациенту научиться самостоятельно останавливать действие режима в других сферах жизни. Далее по ходу сессии терапевт сосредотачивается на чувстве печали, которое сопровождает режим уязвимого ребенка.
Одна из важнейших задач схема-терапии - научить пациента принимать эмоциональную поддержку (и формировать безопасные привязанности) для избавления от дезадаптивных схем. Если говорить о терапевтических техниках, в данном случае будет уместным использование упражнения на воображение с фокусом на чувстве покинутости. Еще одним техническим приемом является диалог с применением стульев, направленный на выражение гнева и ограничение режима карающего родителя. Модель режимов обеспечивает прямой доступ к актуальным проблемам пациента и обеспечивает эффективное взаимодействие в ходе сессий. Она также устанавливает прямую связь режимов с проблемным поведением и симптомами пациента. В следующих главах мы покажем, как в рамках концепции режимов осуществляется концептуализация случая, и рассмотрим стратегии терапевтического вмешательства для каждого режима. 1.5. Часто задаваемые вопросы (1) Почему в схема-терапии выделяется 18 схем? Почему не 15 или, скажем, 20? Количество и структура схем, как уже говорилось, выведены эвристическим путем и определены на основе клинических наблюдений. В действительности не имеется убедительных эмпирических данных, (оказывающих существование именно 18 схем. Некоторые авторы исключают из списка одну или две схемы, другие, напротив, добавляют еще одну или две. В целом психометрические исследования мри помощи схемных опросников позволяют установить значимую связь между факторной структурой и моделью, содержащей 18 схем (Oei & Baranoff, 2007). Однако данная связь не прослеживается для всех адаптаций опросника. Таким образом, имеется возможность того, что связь других факторных структур с моделью 18 схем будет эмпирически более обоснована. (2) В чем разница между схемами и базовыми установками? Понятие «схемы» шире, чем понятие «базовые установки». В то время, как базовые установки состоят, по преимуществу, из когнитивных элементов, схемы включают эмоциональные, межличностные и поведенческие факторы, а также неосознаваемую или подразумеваемую информацию. (3) Можно ли говорить об иерархии схем? Например, есть схема подчинения, однако подчинение также является частью копингового режима повиновения. Как эти явления соотносятся друг с другом? Концепция схем подразумевает, что все схемы существуют приблизительно на одном уровне. Однако можно говорить о том, что не-которые схемы первичны по своей природе, например схемы из категории «социальная изоляция/отвержение». Другие же схемы, например из домена «направленность на других», являются вторичными копинговыми паттернами. Эти отношения на настоящий момент еще не исследованы. Однако в концептуальной модели режимов родительские и детские режимы можно рассматривать в качестве первичных, а копинговые режимы - как производные от них вторичные паттерны, которые активируются для совладания с эмоциональной болью, присущей родительским и детским режимам. Таким образом, отношения между различными режимами проще поддаются описанию, чем отношения между различными схемами. (4) В чем разница между схемами и режимами? Например, принято говорить о схеме карательности и режиме карающего родителя. Действительно ли необходимо проводить между ними различие?
В некоторых случаях понятия «схема» и «режим» не так легко разграничить. Основное различие заключается в том, что режим всегда подразумевает различные состояния, вызванные действием схемы (по аналогии с концепцией эго-состояний); это могут быть интенсивные эмоциональные переживания либо менее эмоционально нагруженные по своей природе паттерны различных стилей копинга. В схемной модели это различие не играет особой роли, так как схемы описывают распространенные личностные черты, а не конкретные состояния. (5) Существуют ли позитивные схемы? Понятие «схема» было разработано в экспериментальной психологии для описания способов обработки информации у психологически здоровых индивидов. У всех людей в детстве формируются схемы - представления о мире, своей самости, об окружающих, о социальных отношениях и т.п. Если дети воспитываются заботливыми родителями, у них с высокой степенью вероятности сложится схема восприятия себя личностями, заслуживающими уважения и любви, и схема восприятия других людей как дружелюбных и надежных (в разумных пределах). Концепции схема-терапии сфокусированы, главным образом, на негативных или дисфункциональных схемах и режимах, хотя, как уже было сказано, в модели режимов выделяются режимы здорового взрослого и счастливого ребенка. Эти режимы, впрочем, менее дифференцированы по сравнению с негативными и дисфункциональными. Важно отметить в данном случае, что концепция режимов может ныть интегрирована во многие другие терапевтические подходы. Терапевты могут включать в работу позитивные схемы или режимы в зависимости от предпочитаемого клинического метода. Что касается представленного в нашей книге подхода, основанного на принципах схема-терапии, работа по определению и апробации в его рамках позитивных схем началась лишь недавно (Lockwood & Perris, частная переписка). Концепция схема- режимов В первой версии модели схема-режимов Дж. Янг и соавторы (Young et al., 2003) выделили 10 режимов. В ходе последующей работы по развитию и распространению этого подхода группами исследователей Маастрихтского университета под руководством Арнуда Арнтца и Дэвида Бернстайна (Bernstein) были выявлены и описаны дополнительные режимы, что позволило расширить концепцию применительно к другим распространенным личностным расстройствам. Оценка большинства режимов, выделяемых в настоящее время специалистами, проводится путём самоотчета пациентов при помощи опросника Schema Mode Inventory (SMI) (Lobbestael et al., 2010). Однако, подобно первоначальной схемной модели, модель схема-режимов разработана эвристическим путем и подлежит дальнейшему развитию и исследованию. В настоящей главе представлены 18 схема-режимов (общий обзор см.в таблице 2.1, подробное описание - в таблице 2.2). Из них 14 были описаны при помощи опросника SMI (Lobbestael et al., 2010), а остальные - в трудах Д. Бернстайна и др. (Bernstein et al., 2007). В повседневной клинической работе также встречаются различные вариации схема-режимов, равно как и их разнообразные сочетания.
Общий обзор схема-режимов Мы выделяем три типа дисфункциональных схема-режимов (см. таблицу 2.1): дисфункциональные детские режимы, дисфункциональные родительские режимы и режимы копинга; последние подразделяются на режимы, соответствующие копинговым стилям капитуляции, избегания и гиперкомпенсации. К функциональным режимам относятся режимы здорового взрослого и счастливого ребенка. Диагностика текущего режима пациента требует понимания общего характера модуса, а затем исследования более конкретных аспектов. Подробное описание режимов содержится в таблице 2.2. Общий обзор категорий схема-режимов Таблица 2.1
Таблица 2.2 Схема-режимы
|
||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-12-19; просмотров: 462; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.254.35 (0.012 с.) |