Дисфункциональные родительские режимы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Дисфункциональные родительские режимы



Вторую категорию режимов, характеризующихся высокой эмоциональностью, составляют так называемые дисфункциональные родительские режимы. Это понятие концептуально пересекается с понятием интроекта (преступника) в психодинамической теории. В схема-терапии такие режимы рассматриваются как интернализация дисфункциональных родительских реакций на ребенка. В дисфункциональных родительских режимах люди подвергают самих себя давлению или ненавидят себя. Например, пациенты со схемой недоверия/насилия, находясь в режиме карающего родителя, обесценивают и ненавидят себя.

Дисфункциональные копинговые режимы

Копинговые режимы связаны с копинговыми стилями - избеганием, капитуляцией и гиперкомпенсацией. В избегающих режимах люди стремятся отгородиться от эмоций и переживаний, либо отказываются от любых социальных контактов. В режимах гиперкомпенсации люди прибегают к самостимуляции или самовозвеличению в стремлении испытать чувства, которые были бы противоположны чувствам, вызываемыми схемой. Например, Филип демонстрирует выраженный режим гиперкомпесации, в то время как Бетти переключается с одного режима на другой.

Здоровые режимы

К здоровым режимам принято относить режимы здорового взрослого и счастливого ребенка. В режиме здорового взрослого люди способны реалистично принимать свою жизнь и самих себя, справляться с долженствованиями и при этом заботиться о своих потребностях в личном благополучии. Этот режим концептуально пересекается с понятием здорового функционирования эго, принятым в психодинамической теории.

Режим счастливого ребенка соответствует переживаниям радости, удовольствия и веселья.

Схемы концептуально соответствуют личностным чертам, в то время как режимы описывают состояния, вызванные активацией схемы. Схема-режимы подразделяются на следующие категории:

1) детские режимы;

2) дисфункциональные родительские режимы;

3) дисфункциональные копинговые режимы;

4) здоровые режимы «здорового взрослого» и «счастливого ребенка».

Режимы распознаются и поддаются коррекции легче, чем схемы, и именно в силу этого обстоятельства имеют решающее значение при лечении трудных пациентов. В терапии, опирающейся на концепцию схема-режимов, все интервенции привязаны к текущему эмоциональному состоянию пациента. Очевидно, что нет практического смысла работать с режимом, который не активирован, так как новая информация никак на него не повлияет, в то время как работа с действующим режимом помогает пациенту признать и изменить как существующие схемы, так и свое поведение в соответствующих схемам режимах.

Пример из практики: работа с режимом гиперкомпенсации

Терапевт в течение получаса наблюдает за действием режима гиперкомпенсации у Филипа и затем прямо говорит об этом пациенту: «Филип, я понимаю, что социофобия причиняет вам множество страданий. Но вот что интересно: сейчас, во время нашей сессии, я не ощущаю присутствия у вас этих страхов. Даже когда мы говорим о них, вы держитесь очень отстраненно и властно. Это совсем не вяжется с вашими рассказами о тревоге, которую вы испытываете. Я полагаю, что вы демонстрируете что-то вроде гиперкомпенсации. Вам знаком этот термин? Когда мы прибегаем к гиперкомпенсации, мы ведем себя так, как если бы дела обстояли совершенно противоположным образом. Гиперкомпенсация нужна человеку, чтобы показать окружающим, что у него все отлично, все под контролем, и что он ни о чем не тревожится. Что вы думаете по этому поводу?»

Пример из практики: смена реакций при смене режимов

Во время сессий с Бетти терапевт уделяет особое внимание валидации гнева пациентки. Терапевт хорошо знает, что Бетти не может позволить себе проявлять гнев по отношению к другим людям (режимы требовательного, обвиняющего и карающего родителя). Поэтому она предпринимает попытку пресечь режим карающего родителя:

«Бетти, у вас есть полное право рассердиться на то, что вам пришлось долго ждать меня в неосвещенном коридоре без стульев. Ваш «карающий родитель» неправ, говоря вам, что вы не должны сердиться на меня!» Так интернализация модели поведения, предлагаемой терапевтом, помогает пациенту научиться самостоятельно останавливать действие режима в других сферах жизни. Далее по ходу сессии терапевт сосредотачивается на чувстве печали, которое сопровождает режим уязвимого ребенка.

Одна из важнейших задач схема-терапии - научить пациента принимать эмоциональную поддержку (и формировать безопасные привязанности) для избавления от дезадаптивных схем. Если говорить о терапевтических техниках, в данном случае будет уместным использование упражнения на воображение с фокусом на чувстве покинутости. Еще одним техническим приемом является диалог с применением стульев, направленный на выражение гнева и ограничение режима карающего родителя.

Модель режимов обеспечивает прямой доступ к актуальным проблемам пациента и обеспечивает эффективное взаимодействие в ходе сессий. Она также устанавливает прямую связь режимов с проблемным поведением и симптомами пациента. В следующих главах мы покажем, как в рамках концепции режимов осуществляется концептуализация случая, и рассмотрим стратегии терапевтического вмешательства для каждого режима.

1.5. Часто задаваемые вопросы

(1) Почему в схема-терапии выделяется 18 схем? Почему не 15 или, скажем, 20?

Количество и структура схем, как уже говорилось, выведены эвристическим путем и определены на основе клинических наблюдений.

В действительности не имеется убедительных эмпирических данных, (оказывающих существование именно 18 схем. Некоторые авторы исключают из списка одну или две схемы, другие, напротив, добавляют еще одну или две. В целом психометрические исследования мри помощи схемных опросников позволяют установить значимую связь между факторной структурой и моделью, содержащей 18 схем (Oei & Baranoff, 2007).

Однако данная связь не прослеживается для всех адаптаций опросника. Таким образом, имеется возможность того, что связь других факторных структур с моделью 18 схем будет эмпирически более обоснована.

(2) В чем разница между схемами и базовыми установками?

Понятие «схемы» шире, чем понятие «базовые установки». В то время, как базовые установки состоят, по преимуществу, из когнитивных элементов, схемы включают эмоциональные, межличностные и поведенческие факторы, а также неосознаваемую или подразумеваемую информацию.

(3) Можно ли говорить об иерархии схем? Например, есть схема подчинения, однако подчинение также является частью копингового режима повиновения. Как эти явления соотносятся друг с другом?

Концепция схем подразумевает, что все схемы существуют приблизительно на одном уровне. Однако можно говорить о том, что не-которые схемы первичны по своей природе, например схемы из категории «социальная изоляция/отвержение». Другие же схемы, например из домена «направленность на других», являются вторичными копинговыми паттернами. Эти отношения на настоящий момент еще не исследованы. Однако в концептуальной модели режимов родительские и детские режимы можно рассматривать в качестве первичных, а копинговые режимы - как производные от них вторичные паттерны, которые активируются для совладания с эмоциональной болью, присущей родительским и детским режимам. Таким образом, отношения между различными режимами проще поддаются описанию, чем отношения между различными схемами.

(4) В чем разница между схемами и режимами? Например, принято говорить о схеме карательности и режиме карающего родителя. Действительно ли необходимо проводить между ними различие?

В некоторых случаях понятия «схема» и «режим» не так легко разграничить. Основное различие заключается в том, что режим всегда подразумевает различные состояния, вызванные действием схемы (по аналогии с концепцией эго-состояний); это могут быть интенсивные эмоциональные переживания либо менее эмоционально нагруженные по своей природе паттерны различных стилей копинга. В схемной модели это различие не играет особой роли, так как схемы описывают распространенные личностные черты, а не конкретные состояния.

(5) Существуют ли позитивные схемы?

Понятие «схема» было разработано в экспериментальной психологии для описания способов обработки информации у психологически здоровых индивидов. У всех людей в детстве формируются схемы - представления о мире, своей самости, об окружающих, о социальных отношениях и т.п. Если дети воспитываются заботливыми родителями, у них с высокой степенью вероятности сложится схема восприятия себя личностями, заслуживающими уважения и любви, и схема восприятия других людей как дружелюбных и надежных (в разумных пределах).

Концепции схема-терапии сфокусированы, главным образом, на негативных или дисфункциональных схемах и режимах, хотя, как уже было сказано, в модели режимов выделяются режимы здорового взрослого и счастливого ребенка. Эти режимы, впрочем, менее дифференцированы по сравнению с негативными и дисфункциональными. Важно отметить в данном случае, что концепция режимов может ныть интегрирована во многие другие терапевтические подходы. Терапевты могут включать в работу позитивные схемы или режимы в зависимости от предпочитаемого клинического метода. Что касается представленного в нашей книге подхода, основанного на принципах схема-терапии, работа по определению и апробации в его рамках позитивных схем началась лишь недавно (Lockwood & Perris, частная переписка). 


Концепция схема- режимов

В первой версии модели схема-режимов Дж. Янг и соавторы (Young et al., 2003) выделили 10 режимов. В ходе последующей работы по развитию и распространению этого подхода группами исследователей Маастрихтского университета под руководством Арнуда Арнтца и Дэвида Бернстайна (Bernstein) были выявлены и описаны дополнительные режимы, что позволило расширить концепцию применительно к другим распространенным личностным расстройствам. Оценка большинства режимов, выделяемых в настоящее время специалистами, проводится путём самоотчета пациентов при помощи опросника Schema Mode Inventory (SMI) (Lobbestael et al., 2010). Однако, подобно первоначальной схемной модели, модель схема-режимов разработана эвристическим путем и подлежит дальнейшему развитию и исследованию. В настоящей главе представлены 18 схема-режимов (общий обзор см.в таблице 2.1, подробное описание - в таблице 2.2). Из них 14 были описаны при помощи опросника SMI (Lobbestael et al., 2010), а остальные - в трудах Д. Бернстайна и др. (Bernstein et al., 2007). В повседневной клинической работе также встречаются различные вариации схема-режимов, равно как и их разнообразные сочетания.

Общий обзор схема-режимов

Мы выделяем три типа дисфункциональных схема-режимов (см. таблицу 2.1): дисфункциональные детские режимы, дисфункциональные родительские режимы и режимы копинга; последние подразделяются на режимы, соответствующие копинговым стилям капитуляции, избегания и гиперкомпенсации. К функциональным режимам относятся режимы здорового взрослого и счастливого ребенка. Диагностика текущего режима пациента требует понимания общего характера модуса, а затем исследования более конкретных аспектов. Подробное описание режимов содержится в таблице 2.2.

Общий обзор категорий схема-режимов

Таблица 2.1

Дисфункциональные детские режимы Режимы одинокого, покинутого/подвергнутого насилию, униженного/неполноценного, зависимого ребенка Режимы рассерженного, упрямого, яростного, импульсивного, недисциплинированного ребенка
Дисфункциональные родительские режимы Режим карающего родителя Режим требовательного родителя
Дисфункциональные копинговые режимы:  
Капитуляция Режим покорной капитуляции  
Избегание Режим отстраняющегося защитника Режим избегающего защитника Режим раздраженного защитника Режим отстраненного самоуспокоения
Гиперкомпенсация Режим самовозвеличения Режим привлечения внимания Режим перфекциониста-гиперконтролера Режим подозрительного гиперконтролера Режим угроз и нападения Режим жульничества и манипуляций Режим хищника
Функциональные, здоровые режимы Режим счастливого ребенка Режим здорового взрослого

 

Таблица 2.2 Схема-режимы



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-19; просмотров: 462; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.254.35 (0.012 с.)