Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Утрендеев Виталий Николаевич
В современных условиях жизнедеятельности российского общества военнослужащие находятся в более усложненных условиях по сравнению с иными гражданами. Специфика их работы связанная с реализацией военной службы (сопряженной с риском для жизни), что делает их группой, которая явно нуждается в социальной помощи и защите, как со стороны государства, так и квалифицированных специалистов в этой области. Следует акцентировать внимание и на том, что военнослужащие относятся к специфической сфере занятости, то есть выполняют социально-значимые задачи, как для государства на международной арене, так и для общества, в частности. Не смотря на то, что в Российской Федерации военная политика регламентирована достаточным перечнем нормативно-правовых актов, все же можно констатировать наличие среднего уровня реализации экономико-правовых и социальных программ для военнослужащих. Речь, прежде всего, идет о несовершенстве самой правовой базы, ее частичной декларативности, не эффективности организации военно-политических процедур и мероприятий. Тема изучения военнослужащих как особой социальной группы неоднократно становились предметом исследования ученых-юристов, экономистов и социологов. Среди работ, освещающих изучаемую проблематику, наибольший интерес представляет авторство: К.А. Абульханова-Славской, В.Ф. Бондаренко, А. В. Коровникова, О. М. Луговой. Свои труды они посвятили анализу социально-психологических особенностей военнослужащих, социологии военного управления, условиям формирования профессиональной готовности специалистов по социальной работе с военнослужащими и членами их семей и др. Изучив российскую доктрину, по очерченной проблематике, а так же соответствующее законодательство РФ, можно указать на потребность дополнительных исследований по направлениям: анализа и обоснования результативности произведенных военных реформаций в стране, их влияние на состояние криминогенной обстановки в России с участием данной категорий субъектов; а так же оценки реальных последствий нововведений в правоприменительной сфере для военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы (включая преюдицию уголовного судопроизводства). Большое значение для установления статуса военнослужащего как специального субъекта преступления имеет, прежде всего, глубокое понимание положения его личности в современных условиях общежития гражданского общества в Российской Федерации, а так же установление его социального положения.
Так, под военной службой следует понимать – особый вид федеральной государственной службы, исполняемой гражданами, не имеющими гражданства иностранного государства, в Вооруженных Силах РФ и в войсках национальной гвардии РФ, в спасательных воинских формированиях федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, Службе внешней разведки РФ, органах федеральной службы безопасности, органах государственной охраны, органах военной прокуратуры, военных следственных органах Следственного комитета РФ и федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти РФ, воинских подразделениях федеральной противопожарной службы и создаваемых на военное время специальных формированиях [1]. Гражданин, который проходит военную службу, именуется военнослужащим. Сама такая служба может осуществляться либо по призыву, либо в добровольном порядке – по контракту. Статус военнослужащего, как правило, определяют как совокупность прав, свобод, обязанностей и ответственности военнослужащих, установленных законодательством и гарантированных государство [3, с. 343]. Кроме того, сами военнослужащие подразделяются на категории: офицеры: младшие, старшие, высшие; солдаты и матросы; сержанты и старшины; прапорщики и мичманы [2]. В данной связи, следует отметить, что каждая из них формирует определенную субординационную позицию. Рассмотрим более детально социальный статус военнослужащих, проходящих службу по контракту. К особенностям такой службы относят то, что: их деятельность связана с риском для жизни; а военный уклад и быт – регламентированы; кроме того, сами военнослужащие могут ограничиваться в гражданских, личных, политических и социально-экономических правах. Например, в свободное от службы время они имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти, объединяться в общественные организации неполитического и некоммерческого характера (реализация политических прав), но при этом им запрещено вступать в какие-либо политические партии (ограничение политических прав).
Следует так же учитывать, что на формирование статуса военнослужащего достаточно большое влияние оказывает и его семейный уклад. Так, можно выделить целый ряд, например, негативных факторов: эмоциональное напряжение семьи связанное с реализацией военных задач супруга-военнослужащего; материально-финансовая необеспеченность; периодичная адаптация к новым условиям жизни при постоянных переездах по долгу службы военнослужащих; регламентированность жизнедеятельности семьи военнослужащих; дефицит общения семьи с их родственниками; ограниченность самого внутрисемейного общения, связанное со специфическими условиями воинского труда (систематические учения, дежурства, командировки и т.д.); гомогенный мужской коллектив военнослужащего и др. Так же можно выделить и их «мало обеспеченность», которая напрямую связанная с низкими ставками оплаты воинского труда и с невозможностью осуществления дополнительных заработков. Последние – могут быть или же запрещены для военнослужащего законом, или же быть блокированы ненормируемым рабочим днем (практически, суточная занятость). А проблема отсутствия постоянного жилья, как правило, формирует необходимость оплаты за аренду частного жилья, что так же отягощает финансовое положение семьи. Надлежащее образование и воспитание детей усложняется неоднократными сменами учебных заведений или же ограниченности выбора самих мест обучения, например, если семья живет в военном гарнизоне или воинском поселении. По этой же причине могут возникнуть и проблемы с трудоустройством жен военнослужащих. А поступление женщин по контракту на военную службу ограничено рядом препятствий, поэтому для многих жен военнослужащих характерны деквалификация и синдром «несостоявшейся карьеры», что может привести к росту напряженности в семье [4, с. 48]. А если обратиться к вопросу адаптации военнослужащих уволенных в запас или отставку следует так же указать на наличие некоторых проблем. На наш взгляд, рассматривать эту тему нужно разграничивая их по возрастному цензу (например, на уволенных до 35-ти лет, до 45-ти лет и в возрасте старше 45-ти лет). Так, кадровые военнослужащие до 35-ти лет, как правило, уходят из Вооруженных Сил РФ по собственному желанию. Даная возрастная группа является наиболее перспективной для гражданской адаптации. Лица из этой категории – молодые, имеющие хорошую физическую подготовку, а стартовый опыт работы по определенным навыкам дает возможность легко перепрофилироваться (механики, электрики, штурманы, фельдшеры). Перепрофилирование для них проходит быстро и без особых сложностей. Группу граждан уволенных в запас или отставку до 45-ти лет составляют, как правило, лица, попавшие под сокращение, причем уход из Вооруженных Сил РФ не всегда совпадает с их личными планами. Сложности адаптации этой категории военнослужащих могут сочетаться в нескольких факторах: во-первых, перекладывание вины в своем затруднительном положении на внешние силы (увольнение); во-вторых, временная бытовая неустроенность и материальные трудности; в-третьих, «кризис середины жизни человека». Но, справившись с указанными сложностями, большинство из них способны самореализоваться в гражданской среде, их профессиональная продуктивность может быть еще достаточно высокой.
Что касается категории старше 45-ти лет, то это те, кто уходит из армии по выслуге лет. Так, например, уволенные в запас имеют определенные льготы, их материальное положение можно охарактеризовать как благополучное. Несмотря на это, с учетом длительного пребывания в рядах Вооруженных Сил РФ, их переход в гражданскую жизнь может так же сопровождаться рядом проблем: стремление сохранить свой предыдущий социальный статус, на подсознательном уровне свою последующую деятельность они связывают с сохранением элементов атрибутики службы (форма, ношение оружия, гражданский флот – рыболовные, грузовые, торговые и туристические суда). Свое предпочтение они отдают трудоустройству в охранные и силовые структуры или же контрольные органы государственной и муниципальной власти. На основе вышеизложенного материала можно сделать следующие выводы. На практике, военнослужащие сталкиваются с множеством проблем в рамках их пребывания в военно-социальном статусе. Например, после длительного несения воинской службы им тяжело воспринимать себя в каком-либо другом статусе. Нередко их представление о себе и окружающем мире отличается от общественного гражданского мышления. Не каждый сможет своевременно адаптироваться, выбрать соответствующую стратегию жизнедеятельности в новых условиях. Достаточно весомой является и проблема трудоустройства военнослужащих уволенных в запас или отставку. Больше разнообразие гражданских профессий, не дает им сделать осознанный выбор желаемой профессии, ограничиваясь своими возможностями по переквалификации. Конечно же, не стоит все проблемные вопросы, с которыми они сталкиваются, списывать лишь на военный аспект, тут следует учитывать и социальные факторы их жизнедеятельности: уровень образования, социально-классовое происхождение, общую семейную атмосферу, связи внутри трудового коллектива, саму личность одного конкретно взятого индивида и т.д. Список использованной литературы: 1. О воинской обязанности и военной службе: Федеральный закон от 28.03.1998 г. № 53-ФЗ (ред. от 05.02.2018) // Российская газета от 02.04.1998. – № 63-64. 2. Об утверждении общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации (вместе с «Уставом внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации», «Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил Российской Федерации», «Уставом гарнизонной и караульной служб Вооруженных Сил Российской Федерации»): Указ Президента РФ от 10.11.2007 г. № 1495 (в ред. от 22.01.2018) // Собрание законодательства РФ. – 2007. – № 47 (1 ч.). – Ст. 5749. 3. Бондаренко, В.Ф. Социология военного управления / В.Ф. Бондаренко // Знание. Понимание. Умение. – 2013. – № 3. – С. 343–345. 4. Луговая, О.М. Педагогические условия формирования профессиональной готовности специалистов по социальной работе с военнослужащими и членами их семей: дис. канд. педагог. наук, Ставрополь, 2013. – 192 с.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-12-19; просмотров: 72; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.203.68 (0.006 с.) |