Схема «Виды предпринимательских рисков» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Схема «Виды предпринимательских рисков»



Риски
Чистые
Спекулятивные
Экологические
Природные
Политические
Транспортные
Коммерческие
Производственные
Торговые
Финансовые
  Инвестиционные риски
Риски, связанные с покупательной способностью денег
Инфляционный
Валютный
Системный
Селективный
Кредитный
Риск ликвидности
Региональный
Отраслевой
Риск предприятия
Инновационный


Задание 2 (3балла)

Изучите схему «Зоны риска». Дополните комментариями данную схему.

Схема «Зоны риска»

Задание 3 (5 баллов)

Заполните таблицу «Причины возникновения предпринимательских рисков».

Таблица

Причины возникновения предпринимательских рисков

 

Причины неудач Личностные факторы риска Внешние факторы риска
     
     
     
       
     

Задание 4 (2 балла)

Выполните тест.

Тест

Должен ли менеджер избегать риска, принимая решение?

а. да, должен;

б. нет, не должен;

в. менеджер должен не избегать, риска, а управлять им.

Что означает понятие чистый риск?

а. все издержки, связанные с решением, минус вероятная прибыль;

б. вероятность получения убытка или нулевого результата;

в. правильных ответов нет.

Какие из перечисленных видов рисков относятся к инвестиционным?

а. экологический;

б. кредитный;

в. инфляционный.

4. Стратегическое планирование – это:

а. процесс выбора целей;

б. процесс выбора решений;

в. процесс выбора структуры.

5. Стратегические планы разрабатываются:

а. индивидуально;

б. в пределах одного подразделения;

в. общефирменными усилиями.

6. Как можно использовать стратегическое планирование для совершенствования управления?

а. установить более современные цели и информировать о них служащих;

б. повысить оплату труда;

в. усовершенствовать коммуникации.

Задание 5 (2 балла)

Отгадайте кроссворд.

  1                        
                           
      2                    
                           
          5                
3                          
                           
    4 6                    
                           
      7                    
                           
                           
                           
                           

 

Вопросы

1. Возможная опасность, неприятность.

2. Выбор альтернативы для достижения поставленной цели.

3. Признание неспособности должника удовлетворить требования кредитора.

4. Процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для того, чтобы сформулировать и достичь цели организации.

5. Область вероятных потерь.

6. Явления, вызывающие возникновения рисков.

7. Интуиция профессионала, способного схватить её на лету, а потом развить ее, или «раскрутить», как говорится сегодня в шоу-бизнесе.

 

Глоссарий

Риск – вероятность того, что предприниматель или организация в результате неудачного решения понесет ущерб в виде дополнительных расходов или неполучения доходов.

Чистый риск – риск, предполагающий только вероятность убытков.

Спекулятивный риск – риск, предполагающий вероятность, как прибылей, так и убытков.

Производственный риск – потери предпринимателя, обусловленные сокращением объемов производства продукции, ухудшением ее качества, ростом материальных и трудовых затрат.

Коммерческий риск – потери, возникающие в процессе реализации товаров и услуг.

Финансовый риск –потери, связанные с изменениями условий кредита, колебаниями валютных курсов и стоимости ценных бумаг, с неплатежеспособностью должников, непредвиденными затратами (из-за инфляции), ростом налогов, ростом цен на поставляемые материалы.

Природно-естественные риски, экологические –финансовые потери, вызванные стихийными бедствиями, экологическими катастрофами, вероятность нанесения вреда окружающей среде.

Политические риски связаны с возможными изменениями курса правительства, сменой приоритетов в его деятельности.

Допустимый риск – это риск решения, в результате неосуществления которого, предприятию грозит потеря прибыли. В пределах этой зоны предпринимательская деятельность сохраняет свою экономическую целесообразность, т.е. потери имеют место, но они не превышают размер ожидаемой прибыли.

Критический риск – риск, при котором предприятию грозит потеря выручки; т.е. зона критического риска характеризуется опасностью потерь, которые заведомо превышают ожидаемую прибыль и, в крайнем случае, могут привести к потере всех средств, вложенных предприятием в проект.

Катастрофический риск – риск, при котором возникает неплатежеспособность предприятия. Потери могут достигнуть величины, равной имущественному состоянию предприятия. Также к этой группе относят любой риск, связанный с прямой опасностью для жизни людей или возникновением экологических катастроф.

 

Литература

1. Авдошин, С.М. Информатизация бизнеса. Управление рисками / С.М. Авдошин, Е.Ю. Песоцкая. – М.: ДМК Пресс, 2011. – 176 c.

2. Воробьев, С.Н. Управление рисками в предпринимательстве / С.Н. Воробьев, К.В. Балдин. – М.: Дашков и К, 2013. – 482 c.

3. Домащенко, Д.В. Управление рисками в условиях финансовой нестабильности / Д.В. Домащенко, Ю.Ю. Финогенова. – М.: Магистр, ИНФРА-М, 2010. – 238 c.

4. Мамаева, Л.Н. Управление рисками: учеб. пособие / Л.Н. Мамаева. – М.: Дашков и К, 2013. – 256 c.

5. Плошкин, В.В. Оценка и управление рисками на предприятиях: учеб. пособие / В.В. Плошкин. – Ст. Оскол: ТНТ, 2013. – 448 c.

6. Рыхтикова, Н.А. Анализ и управление рисками организации: учеб. пособие / Н.А. Рыхтикова. – М.: Форум, 2012. – 240 c.

7. Стребел, П. Грамотные ходы. Как умные стратегия, психология и управление рисками обеспечивают успех бизнеса / П. Стребел, Э. Олссон; пер. с англ. А. Столяров. – М.: Олимп-Бизнес, 2013. – 208 c.


Занятие 12-15. Деловая игра «Бизнес план»

 


ЦЕЛЬ: формирование умения разрабатывать бизнес-план собственной фирмы; осознавать необходимость развития предпринимательских идей в процессе разработки бизнес-плана при создании собственной фирмы; формирование качеств эффективного делового взаимодействия в ходе коллективной работы по принятию решений.

 

Ход игры

Этап 1.

1. Формирование команд-«фирм».

Название фирмы___________________________________________________

характер деятельности ______________________________________________

____________________________________________________________________

2. Распределение «ролей» внутри команд-«фирм».

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

3. Выбор главных направлений предпринимательства и его организационно-правовых форм: частное индивидуальное предприятие, полное товарищество, коммандитное товарищество, акционерное общество.

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

4. Определение продукта (услуги), который будет производить (оказывать) фирма, кто может стать потенциальным потребителем, почему целесообразно производить такую продукцию (оказывать услуги).

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

5. Анкета «Основные характеристики товара».

1. Рыночная привлекательность. Товар будет востребован, так как ____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

2. Размер.

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

3. Срок годности.

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

4. Безопасность.

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

Этап 2.

Анкета «Основные характеристики производства».

Поставщики.

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________


Технологии.

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

Безопасность.

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

Занятость.

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

Этап 3. Составление Бизнес-плана.

Структура бизнес-плана:

1. Титульный лист;

2. Содержание бизнес-плана;

3. Резюме;

4. Характеристика бизнеса;

5. Оценка рынка сбыта продукции (изделий, работ, услуг);

6. Оценка конкурентов;

7. Маркетинг;

8. План производства;

9. Организационный план;

10. Юридический план;

11. Финансовый план;

12. Оценка рисков и страхование;

13. Дата и место разработки бизнес-плана;

14. Авторские данные.

1. Титульный лист бизнес-плана – один из важных составляющих вашей работы.

Основное предназначение титульного листа бизнес плана – составить первое представление о проекте, на который вы собираетесь получить финансирование.

Если титульный лист оформлен неграмотно, то потенциальный инвестор может так и не открыть бизнес-план, решив, что он не стоит внимания.

Напомним также, что чаще всего у инвесторов проходит перед глазами ежедневно большое количество подобных предложений.

Итак, титульный лист должен быть лаконичным и привлекательным.

Существуют общепринятые стандарты оформления титульного листа Бизнес-плана:

2. Раздел «Резюме проекта» должен содержать краткое описание проекта с указанием основных параметров:

- Цель и сущность проекта;

- Характеристика технического решения;

- География проекта;

- Сроки реализации проекта;

- Сумма инвестиций по проекту;

- Источники финансирования проекта;

- Бюджет проекта (планируемый год);

- Инициатор проекта.

3. Раздел «Характеристика бизнеса» должен содержать:

- Цели деятельности компании (фирмы);

- Описание технологии;

- Описание оборудования;

- Описание продукции (изделий, работ, или услуг);

- Направление использования продукции (ее применения).

4. Раздел «Описание рынка сбыта» должен содержать:

- Описание внутреннего рынка;

- Описание типичного покупателя;

- В каких целях покупатели будут использовать вашу продукцию?

- Каков цикл использования вашей продукции?

- Описание регионального, государственного и мирового рынков.

5. Раздел «Оценка конкурентов» должен содержать:

- Преимущества вашей продукции по сравнению с конкурирующей на рынке;

- Сравнение цены на вашу продукцию с конкурирующей;

- Сравнение условий продаж;

- Список главных конкурентов и оценка качества их продукции;

- Объем продаж конкурентов;

- Анализ ошибок конкурентов;

6. Раздел «Маркетинг» должен содержать:

- Схема распространения продукции;

- Организация рекламы;

- Методы стимулирования продаж;

- Организация послепродажного обслуживания клиентов;

7. Раздел «План производства» должен содержать:

- Где будет выпускаться продукция?

- Необходимое сырье, материалы и оборудования;

- Объем предполагаемого производства;

- Поставщики сырья и оборудования.

8. Раздел «Организационный план» должен содержать:

- С кем будет вестись планируемый бизнес;

- Необходимые специалисты (профиль, образование, опыт, количество);

- Заработная плата.

9. Раздел «Юридический план» должен содержать:

- Форма собственности и правовой статус компании (АО, товарищество и т.д.);

- Общая характеристика организации;

- Динамика роста финансово-хозяйственной деятельности организации.

10. Раздел «Финансовый план» должен содержать:

- Себестоимость единицы продукции;

- Планируемая отпускная цена ед. продукции;

- Прогнозы объема производства;

- Затраты необходимые для начала производства.

11. Раздел «Оценка рисков и страхование» должен содержать:

- Рыночный риск: будет ли в будущем существовать рынок? Будет ли рынок расти такими темпами, которые станут способствовать вашему бизнесу? Является ли ваша норма валовой прибыли достаточной, чтобы вы смогли выдержать ценовую войну, если таковая будет иметь место?

- Внешний риск: какова вероятность того, что кто-то или что-то (правительство, профсоюзы, субподрядчики, транспорт и т.д.) остановит или замедлит работу предприятия? Есть ли у вас предложения по решению этих проблем?

- Внутренний риск: достаточно ли у вас персонала, чтобы предприятие могло нормально функционировать? Если нет, то есть ли возможность его получить своевременно и на выгодных условиях?

- Ресурсный риск: будет ли иметь место достаточное количество клиентов, материалов или продукции в течение периода, существенно превышающего сроки погашения затрат финансовых ресурсов? Достаточно ли у партнеров финансовых, людских и интеллектуальных ресурсов для полного завершения намеченного проекта?

Этап 4. Защита проектов:

1. Первый этап – «Визитная карточка фирмы»:

1.1. Название фирмы, его обоснование. Оно должно отражать характер выбранного направления деятельности.

1.2. Товарный знак (технический) фирмы. Он должен соответствовать названию, быть оригинальным и красочным.

1.3. Представление фирмы. Главные требования: оригинальность, красочность, эмоциональность, доступность восприятия, грамотность.

2. Второй этап – «Ознакомление с деятельностью фирмы».

Представители фирмы знакомят со своей деятельностью по направлениям, которые оговариваются заранее. Главная цель – как можно глубже изучить сущность предпринимательства, ознакомиться с понятиями издержек, прибыли, установить, каким образом предприниматель превращает товар в деньги, а деньги в товар.

2.1. Организационная форма предприятия: обоснование, характеристика. Обучающиеся коротко обосновывают, почему для данного вида деятельности более всего подходит выбранная ими форма организации предприятия.

2.2. Как возникло предприятие? Этапы его организации. Организационная структура, управление, распределение обязанностей.

2.3. Стартовый (уставной) капитал. Источники формирования, величина капитала, счет в банке, использование кредита.

2.4. Маркетинг-план:

2.4.1. Предполагаемые конкуренты, их оценка.

2.4.2. Потенциальные потребители продукции или услуг данной фирмы.

2.4.3. Новизна товара или услуги. Методы стимулирования продаж. Способы, которыми фирма будет добиваться хорошей репутации своих товаров и услуг.

2.5. Производственная программа:

2.5.1. Материально-техническое обеспечение (взято в аренду, куплено на собственные деньги или использование кредита).

2.5.2. Формирование затрат и проблема ценообразования. От учащихся не требуется точных расчетов издержек (себестоимости) и коммерческого ценообразования. В лице представителей фирм на условных примерах они должны показать знание основных экономических понятий: издержки, цена, прибыль, выручка.

2.5.3. Экономические связи с другими фирмами: где, у кого, на каких условиях будут закупаться сырьё, материалы; какова репутация поставщиков; есть ли связь с заграничными фирмами.

2.5.4. Перспективы развития фирмы (прогноз на будущее).

2.6. Социальная программа фирмы: уровень оплаты труда, забота предприятия о своих работниках, спонсорство и др.

3. Третий этап – Вопросы «экспертов».

Обсуждение бизнес-плана или непосредственно переговоры. В процессе переговоров экспертные группы постатейно анализируют представленный бизнес-план, находя в нем «слабые места», стараясь оценить соотношение возможной отдачи от проекта. Обсуждение ведется по схеме «вопрос – ответ». Положительно оцениваются вопросы, непосредственно вытекающие из содержания бизнес-плана, и ответы, грамотно и аргументировано проясняющие проблему.

Примерные вопросы:

1. Не противоречит ли законодательству первоначальный этап деятельности предприятия?

2. Как предприятие управляет рисками?

3. Почему фирма уверена, что её продукция (услуга) найдет спрос?

4. Как предприятие полагает использовать полученную чистую прибыль?

5. Какие формы поощрения своих работников использует фирма?

6. Как удается выдерживать конкуренцию однотипных с фирмой предприятий?

7. Имеет ли предприятие валютные счета? Как использует их?



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-19; просмотров: 271; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.14.63 (0.139 с.)