Занятие 27. Навыки самооценки и понимания других. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Занятие 27. Навыки самооценки и понимания других.



 

УПРАЖНЕНИЕ «КОМПЛИМЕНТ»

    Упражнение описано в ходе предыдущих занятий.

ЗАДАНИЕ 1. «РУКИ»

    Участники разбиваются на пары. Упражнение состоит из нескольких этапов. На каждом этапе дается отдельная инструкция:

1. От чувствительности ваших рук зависит чувствительность энергетического контакта с партнером. Потренируйте чувствительность рук. Развер­ните ладони по отношению друг к другу крест-накрест. Согните их так, как будто в них вложен шар. Пальцы расставлены, шар ощутимо давит на нижнюю ладонь (в этом месте необходимо сделать небольшую паузу, чтобы участники могли ощутить давление шара). Сделайте два-три колебательных движения и попробуйте перекинуть шар из одной ладони в другую.

2. А теперь этот шар, будто он из тополиного пуха, перекиньте на ладонь друг другу в паре: правой рукой на левую руку, левой рукой на правую

3. Теперь правой рукой ощутите поле левой руки своего партнера. Попробуйте почувствовать между вашими ладонями упругую среду. Определите рас­стояние, на котором вы ощущаете влияние рук.

4. Теперь поменяйте местами руки, определите расстояние взаимодействия вашей левой руки с правой рукой партнера.

5. Теперь попробуйте делать рукой колебательные движения. Закройте глаза, пусть ваш партнер почувствует волнообразные изменения воздействия рук.

6. Теперь попробуйте с закрытыми глазами, отдельно правой ладонью, отдельно — левой, ощутить край стула, собственную ногу.

    Сразу же после выполнения задания участники в тетради записывают все шесть этапов и оценивают чувствительность ладоней на каждом этапе по пятибалльной шкале.

 

ЗАДАНИЕ 2. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ                «ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ»

    Две подгруппы участников должны были приготовить отдельные списки для ассоциативного восприятия. Подгруппы меняются списками и приступают к работе. Далее упражнение выполняется так, как описано в преды­дущем занятии.

 

УПРАЖНЕНИЕ «СТРАЖНИКИ»

    Участники разбиваются на пары и становятся парами по кругу, один спереди, а другой сзади.

    Те из вас, кто стоит за партнером, — «стражники», а те, кто стоит спереди, — «заключенные». «Заключенные» всегда готовы совершить побег, а «стражники» не должны этого побега допустить. Для того чтобы поймать беглеца, не обязательно его резко хватать. Достаточно просто прикоснуться ладонью к его плену. Естественно, «стражники» не могут заранее держать свои руки на уровне плеч партнера. Они стоят с опущенными руками. Есте­ственно, «заключенные» могут использовать различные уловки, например, сгово­риться с «заключенным» из соседней камеры, чтобы он отвлек внимание «страж­ников», или с двумя-тремя соседями о совместном побеге. Правда, в тюрьме нельзя разговаривать и, чтобы сговориться, «заключенным» придется научиться понимать друг друга без слов. Если побег удался, то «стражник», упустивший своего подопечного, сам становится «заключенным», а тот, кому удалось убежать, его охраняет.

    Через 4—5 минут необходимо сменить роли, чтобы каждый участник побыл как «стражником», так и «заключенным».

    По окончании упражнения все возвращаются на свои места и делятся впечатлениями о том, кем им легче было быть — «заключенными» или «страж­никами», удавалось ли им убежать или предотвратить побег, как они догова­ривались с другими участниками игры о совместных действиях или по каким признакам замечали сговор. После этого уместно рассказать участникам о том, что, для того чтобы люди понимали друг друга, им не обязательно раз­говаривать между собой. Если внимательно посмотреть на окружающих, по их мимике можно догадаться не только о том, что они собираются делать, но и об их отношении к нам или об их внутреннем состоянии.

 

ЗАДАНИЕ 3. «ТЕЛЕПАТИЯ»

    Группа разбивается на пары. Партнеры садятся лицом друг к другу. Это упражнение выполняется в два этапа. На каждом этапе участники получают отдельную инструкцию.

1. Для первого этапа каждая пара получает по монете.

Один из вас «передающий», а другой «принимающий». Примерно 30—40 секунд принимающий за спиной перекладывает монетку из одной руки в другую, а передающий силой мысли пытается убедить его оставить монетку в какой-то определенной руке. По истечении времени принимающий показывает два кулака, в одном из которых зажата монета. Передающий проверяет, принят ли его сигнал. Если сигнал принят, то делается пометка на листе бумаги. Естественно, каждый должен побывать и передающим, и принимаю­щим. У каждого из вас есть 10 попыток, после которых можно сравнить результаты.

    После окончания первого этапа проводится короткий опрос участни­ков о количестве совпадений у каждого. Следует отметить, что чем более «телепатичен» принимающий, тем больше совпадений. До окончания упражнения нельзя разрушать веру в «телепатию». Участники должны быть «разо­греты» для прохождения второго этапа.

2. А сейчас в течение минуты «передающий» должен сосредоточиться на каком-то образе и внушить его «принимающему». На этот раз у вас 5 попыток.

    После подведения итогов о количестве совпадений можно приступить к «разоблачению телепатии»: «Мы с вами уже долгое время изучаем себя и окру­жающих. Улавливая ритм дыхания, мимику, позы, мы незаметно для себя вы­зываем внутри состояние, схожее с состоянием нашего партнера. Поэтому и возможно большее количество совпадений, чем если бы мы просто пытались угадать желание наших партнеров. Это важное качество — умение угадывать состояние других — надо в себе всячески развивать. Во-первых, узнавая больше о других, мы больше узнаем о себе, а во-вторых, умение чувствовать состояние окружающих помогает нам более успешно общаться друг с другом».

ЗАДАНИЕ 4. «ЕСЛИ БЫ Я БЫЛ ТОБОЙ»

    Эта игра помогает расширить представление о внутреннем мире другого человека, о его чувствах и мыслях. Группа разбивается на пары так, чтобы в парах оказались мальчики и девочки, и получает инструкцию:

    Часто мы склонны приписывать окружающим свое понимание и ощущение мира, ожидать от них таких же реакций, на которые способны сами, иными словами, проектировать свой мир на других. Однако люди, даже похожие и родственные, отличаются. Эти отличия мы сейчас и попытаемся почувство­вать. Один из вас внимательно присмотрится к своему напарнику, постарается принять его позу и ощутить себя в его «шкуре». Когда вы почувствуете себя им или ею, то попытайтесь рассказать ему от его лица («Я сейчас чувствую...») о том, что, по вашему мнению, он сейчас ощущает, какие мысли приходят ему в голову, какие предметы обращают на себя внимание, какие ощущения в теле он испытывает. Описание не должно длиться дольше пяти минут. Пока вы описы­ваете чувства и мысли партнера, он молчит.

    После того как вы закончите описание, ваш партнер сообщит вам о том, что было подмечено вами верно, что было ошибочным, а также дает более широкую картину того, что с ним на самом деле происходило в это время. Затем вы меняетесь ролями.

    Упражнение очень трудное. Чтобы облегчить его выполнение, ведущий может вынести на доску ролевые планы:

Первая роль

A) Что ощущает

Б) Какие мысли приходят в голову

B) Какие предметы привлекают внимание

Г) Какие ощущения испытывает

Вторая роль

A) Что подмечено верно

 Б) Что ошибочно

B) Что со мной происходило в это время на самом деле

    По окончании участники рассказывают о том, что у них получилось в ходе упражнения и насколько изменилось их представление друг о друге.

 

УПРАЖНЕНИЕ «ПАЛЬЦЫ»

    Сейчас мы с вами проверим, насколько хорошо мы научились понимать друг друга. Вы все знаете игру, в которой по команде, одновременно, «выбрасывает­ся» разное количество пальцев. Мы сейчас попробуем «выбросить» одинаковое количество пальцев, поэтому каждый старается «телепатически» внушить остальным, какое количество пальцев надо «выбросить».

    После небольшой паузы ведущий дает команду, и все сравнивают коли­чество «выброшенных» пальцев. Чем больше совпадений, тем лучше участ­ники игры умеют понимать состояние товарищей. Как правило, получаются две-три группы с одинаковым количеством пальцев. Это нормально, так как участники уже знают, что между ними может быть не только сходство, но и различие. Задача этого упражнения — добиться максимально сходных ре­зультатов. Рекомендуется повторить упражнение два-три раза подряд.

 

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

    В тетради написать небольшое, на страничку, сочинение по теме «Какой я».

Примечание. Это сочинение не читается в классе, а только просматри­вается педагогом для планирования индивидуальной работы.

 

РЕФЛЕКСИЯ:

1. Чему я сегодня научился?

2. Что я узнал сегодня нового о себе самом (о своих товарищах)?

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-19; просмотров: 116; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.111.125 (0.01 с.)