Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Работа над сплочённостью группы.
Цели: выработка развитие человеческих качеств, способствующих эффективному общению (доброта), работа над сплочённостью группы. План: 1. Приветствие. 2. Психогимнастика. Упр. "Ролевая гимнастика". 3. Основное содержание. · Активизация правил занятий. · Беседа "Кого мы называем добрым", обсуждение "правил доброты". · Рисунок на любое "правило доброты". 4. Рефлексия. 5. Прощание. Занятие 18. Выработка развитие человеческих качеств, способствующих эффективному общению (честность, вежливость), Работа над сплочённостью группы. Цели: выработка и развитие качеств эффективного общения (честность, вежливость), работа над сплочённостью группы. План: 1. Приветствие. 2. Психогимнастика. Упр. "Солнце", "Ветер". 3. Основное содержание. · Активизация правил занятий. · Беседа "Кого мы называем честным/вежливым", обсуждение "правил честности/вежливости". · Рисунок на любое "правило честности/вежливости" 4. Рефлексия. 5. Прощание. Занятие 19. Тренировка навыков взаимодействия в группе, активизация правил занятий, работа над сплочённостью группы. Цели: тренировка навыков взаимодействия в группе, активизация правил занятий, работа над сплочённостью группы. План: 1. Приветствие. 2. Психогиснастика. Упр. «Пианино». 3. Основное содержание. · Активизация правил занятий. · Упр. "Совместная история". · Упр. "Крокодил". · Упр.- обсуждение по командам «почему хорошо или плохо: иметь кошку, быть ребёнком». · Упр. "Совместный рисунок". 4. Рефлексия. 5. Прощание.
Занятие 20-21. Тренировка навыков взаимодействия в группе, активизация позитивного восприятия жизни. Цели: тренировка навыков взаимодействия в группе, активизация позитивного восприятия жизни. План: 1. Приветствие. 2. Психогимнастика. Упр. "Колпак". 3. Основное содержание. · Активизация правил занятий. · Упр. «Недостающий стул». · Упр. «Сказать, что нравится в любом участнике группы». · Упр. «Что хорошего со мной уже произошло в этом году и что я хочу, чтобы произошло». · Упр. «Человек и его тень». · Упр. «Красный уголёк». 4. Рефлексия. 5. Прощание.
Занятие 22-23. Тренировка навыков взаимодействия в группе, отреагирование негативных эмоций.
Цели: тренировка навыков взаимодействия в группе, отреагирование негативных эмоций. План: 1. Приветствие. 2. Психогимнастика. Упр. "Ритм по кругу". 3. Основное содержание. · Активизация правил занятий. · Упр. «Дарим друг другу (воображаемые) подарки». · Упр. «Что в моей жизни у меня уже стало лучше». · Упр. «Поменяться местами». · Упр. «Школа зверей». 4. Рефлексия. 5. Прощание.
Занятие 24. Тренировка навыков взаимодействия в группе, работа с социальными ролями, «премирование» различных социальных ролей. Цели: тренировка навыков взаимодействия в группе. План: 1. Приветствие. 2. Психогимнастика. Упр. "Сколько рук ко мне прикоснулось". 3. Основное содержание. · Активизация правил занятий. · Упр. «Отказаться или согласиться что-то сделать для другого». · Упр. «Пианино». · Упр. «Отказаться или согласиться что-то сделать для другого». · Упр. «Роли хорошего – плохого учеников» («Школа»). · Упр. «Падишах». 1. Рефлексия. 2. Прощание. Занятие 25. Навыки самооценки и понимания других. УПРАЖНЕНИЕ «КОМПЛИМЕНТ» Участники занятия говорят друг другу что-нибудь приятное. Тот, к кому обращались, обязательно должен поблагодарить за комплимент. После выполнения упражнения ведущий спрашивает: «Как вы думаете, почему мы с вами все наши занятия начинаем с комплимента?» Далее следует короткая дискуссия, в результате которой делается вывод: «Для того, чтобы у всех в начале работы было хорошее настроение». После этого каждый участник рассказывает, что для него значит хорошее настроение, что он чувствует, когда у него хорошее настроение, на что похоже его хорошее настроение.
ЗАДАНИЕ 1 Проверка домашнего задания. Участники занятия аргументированно доказывают, кто победил в осеннем кроссе. Ведущий контролирует применение ранее изученных аргументационных техник. УПРАЖНЕНИЕ «ЗЕРКАЛО» Несколько участников по очереди подходят к зеркалу и рассказывают всем, кого они там видят. После выполнения упражнения всеми участниками группы можно задать вопрос: Легко ли было его выполнить? Почему? ЗАДАНИЕ 2. «ЧТО Я ЗНАЮ О СЕБЕ»
В тетради учащиеся чертят таблицу из четырех пронумерованных столбцов.
В процессе выполнения упражнения ведущий четыре раза инструктирует участников (после каждой инструкции дается время на ее выполнение): 1. В столбике № 1 вы перечисляете все, что вы умеете, постарайтесь вспомнить все самое важное. 2. В столбике № 3 вы перечисляете все, что не умеете. 3. В столбике № 1 вы уже написали все, что умеете. Но что-то вы умеете лучше, а что-то хуже. Выберите то, что вы умеете так хорошо, что можете научить других, и запишите в столбик № 2. 4. Напишите в столбик № 4, чему бы вы хотели научиться. После заполнения столбика № 2 выясняется, что у большинства участников в нем получилось пунктов меньше, чем в столбике № 1. Почему? В результате короткой дискуссии участники приходят к выводу, что не всё о себе знают: ведь если я думаю, что я что-то умею, я могу ошибаться. Самый лучший способ проверить свое умение — попробовать научить другого. В столбике № 4 тоже получается больше пунктов, чем в столбике № 3, потому что и то, чего мы делать не умеем, мы тоже не всегда четко осознаем. Естественно, у детей этот феномен проявляется очень сильно. Перед тем как начать окончательную дискуссию по содержанию выполненной работы, ведущий может попросить участников по очереди прочитать содержание 4-го столбика, чтобы сразу выяснить, нет ли в аудитории кого-нибудь, кто мог бы поделиться своими умениями с теми, кто осознает их недостаток. Общий вывод после выполнения упражнения формулируется в результате короткой дискуссии: «Для того чтобы быстрее чему-нибудь научиться, следует, во-первых, чаще заниматься самоанализом, во-вторых, смелее просить помощи у других». УПРАЖНЕНИЕ «КОРШУН И БАБОЧКА» Участники разбиваются на пары. Назначаются двое водящих: «коршун» и «бабочка». Остальные встают по кругу парами. Каждая пара — это «цветок». Один — это «раскрытые лепестки», второй — «стебель». Убегая от «коршуна», «бабочка» должна спрятаться в «цветок». Чтобы «бабочке» было легче, «стебли» постоянно поворачивают «лепестки» за талию в ту сторону, куда побежала «бабочка». Если «бабочка» смогла спрятаться в «лепестки», то «стебель» этого «цветка» сразу сам становится «бабочкой», и «коршун» ловит его; тот игрок, который был «лепестками», становится «стеблем», а спрятавшаяся «бабочка» становится «лепестками». Если «коршуну» удается догнать «бабочку», они сразу меняются ролями. ЗАДАНИЕ 3. «ПЕРЕВОПЛОЩЕНИЕ» Если в помещении есть плотные шторы, то перед выполнением этого задания их лучше закрыть, чтобы организовать затемнение. В полутьме участникам легче выполнить упражнение. Каждый получает задание перевоплотиться в какую-нибудь вещь и подготовить небольшой монолог от лица этой вещи (объект перевоплощения может быть задан ведущим, для этого заранее готовятся карточки с названием вещей; второй вариант — объект задается товарищем, сидящим рядом). Каждый должен вообразить себя заданной вещью, ощутить ее характер. Участникам игры дается время для «вживания в образ». От лица своей вещи каждый начинает рассказ о том, что ее окружает, как она живет, что чувствует, о ее заботах, пристрастиях, о ее прошлом и будущем. Рассказ может начинаться, например, так: «Я — большая настольная лампа, я живу на большом столе, вместе со мной живут... и т. д.».
Говоря о постороннем предмете, каждый во многом говорит о себе. Исподволь происходящее в ходе игры самораскрытие ведет к углублению эмоциональных контактов, помогает лучше понять черты как своего характера, так и характера товарищей. Ведущий фиксирует, кто какой вещью был. Это ему пригодится для проведения следующего занятия.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ В этот раз задание состоит из двух частей. Одна обязательная: приготовиться к «зримому комплименту». Каждый дома делает маленький сувенир, который, по его мнению, было бы приятно получить его товарищу, сидящему справа. К сувениру он готовит пояснение, почему именно это приятно получать в подарок. Основное условие задания: сувениры готовятся в тайне друг от друга, чтобы получился сюрприз. Необязательная часть задания состоит в том, что если кто-то может своих товарищей научить тому, в чем они нуждаются (см. задание 2), он может начать эту работу к следующему занятию. РЕФЛЕКСИЯ: 1. Что я узнал сегодня нового о себе самом (о своих товарищах)? 2. Знаем ли мы себя?
Занятие 26. Навыки самооценки и понимания других.
УПРАЖНЕНИЕ «КОПЛИМЕНТ-СЮРПРИЗ» Во время приветствия участники вручают друг другу маленькие сувениры и объясняют, почему они выбрали этот подарок. Именно объяснение и должно звучать как комплимент. ЗАДАНИЕ 1. «ПЕРЕВОПЛОЩЕНИЕ-2» Ведущий просит участников вспомнить, но не говорить вслух, в какой предмет они перевоплощались на прошлом занятии. После этого каждый участник получает записку, в которой обозначен другой предмет (из списка, составленного ведущим на прошлом занятии), и ведущий просит участников снова перевоплотиться, как на прошлом занятии. Затем каждый рассказывает, в каких отношениях он с тем предметом, который предложен ему сегодня, и какой характер у того, нового, предмета. После того как задание выполнено, каждый из участников рассказывает свои впечатления об услышанном. Впечатления даются от имени того предмета, в который он перевоплощался на прошлом занятии.
ЗАДАНИЕ 2. «ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ» У каждого из нас свое восприятие различных предметов или явлений. Например, кто-то, услышав слово «море», представляет себе пароход, а другой представляет пляж. Это называется ассоциативное восприятие. Оно зависит от опыта, от характера, от интересов.
После данного разъяснения новый термин заносится участниками в тетрадь. (Карандаши, краски или цветные фломастеры готовятся до начала занятия.) Запишите слова, которым вам нужно будет дать ассоциативное толкование в виде рисунка. На каждый рисунок отводится одна минута: ДОМ, ВОЗМЕЗДИЕ, РАБОТА, ДРУЖБА, УЖАС, АБРАКАДАБРА, СЕМЬЯ. Попытайтесь в рисунках выразить, какой смысл заключается для вас в каждом из этих слов. После того как рисунки закончены, ведущий дает участникам следующую инструкцию. Поменяйтесь рисунками с соседом. Посмотрите их и сравните со своими. Считается, что по рисункам человека можно многое сказать о его характере. Попробуем по рисункам составить психологический портрет их автора. Это очень трудное упражнение, но я вам немного подскажу. При составлении психологического портрета учтите, что: У похожих людей и рисунки чем-то похожи. Если рисунки крупные, конкретные и ясные по смыслу, то у их автора натура практичная, надежная, основательная, этот человек явно не склонен к фантазии. Если рисунки похожи на математические символы, но конкретные и ясные по смыслу, то тот, кто их рисовал, логичен, умеет управлять собой, но может быть несколько суховат. Если в рисунках много фантазии и оригинальности, это говорит о творческих способностях, но и трудностях в обыденной жизни. Вы ведь знаете, как трудно жить фантазерам. Сейчас мы с вами проведем небольшой конкурс на лучший психологический портрет. Каждый из вас попробует по рисункам составить психологический портрет соседа, а тот по десятибалльной шкале будет оценивать истинность описания. 10 баллов — 100 % -совпадений. Во время выполнения задания ведущий фиксирует получаемые баллы, чтобы по окончании работы предложить тем, кто получит наивысший балл, поделиться своей системой трактовки рисунков. После того как подведены итоги, ведущий переходит к следующему этапу упражнения. Теперь, когда у нас есть опыт составления психологического портрета, запишите новые слова: УЧЕБА, РАЗВЛЕЧЕНИЕ, ПРЕСТУПЛЕНИЕ, ТВОРЧЕСТВО, БОГ, ОТДЫХ, МЕЧТА. Помните, что своими рисунками вы будете меняться уже с другим соседом. Далее работа по рисункам идет так, как описано выше. После завершения работы следует обсуждение. * Легко ли было составлять психологические портреты? Почему? * Что они испытывали, когда воспринимали свой портрет?
УПРАЖНЕНИЕ «Я ТАКОЙ ЖЕ, КАК ТЫ» На нашем первом занятии каждый из вас выбрал себе игровое имя. Пришло время рассказать, почему он выбрал именно это имя и что оно для него значит. После того как участники рассказали о своих игровых именах, ведущий объясняет им порядок выполнения упражнения. У меня в руках мячик. Тот, кому этот мячик достанется, бросает его любому товарищу и, обратившись по имени, объясняет, почему он такой же, как и его партнер. Например, если бы одного из вас звали Кнопка, а другого — Геракл, то это обращение должно было бы прозвучать так: «Кнопка, я такой же, как ты, потому что ты сильная, как Геракл, и можешь держать предметы, которые больше и тяжелее тебя». Тот, кому бросили мячик, выражает согласие или несогласие с объяснением похожести и бросает мячик следующему.
По окончании упражнения проводится короткая дискуссия о том, какое объяснение было самым неожиданным и одновременно самым точным.
УПРАЖНЕНИЕ "ХА" И "АХ" Участники разбиваются на пары и становятся друг против друга на расстоянии двух шагов. Лучше, чтобы партнёры были разного пола. В каждом человеке заложены разные силы. Это может быть сила нападения, агрессии, а может быть сила принятия и покоя. Обе силы достойны друг друга, но часто мы ведём себя не в соответствии со своей натурой, а подражая разным героям. Причём от героев мы берём только то, что видно, но не задумываемся, естественно ли для нас поведение, которому мы подражаем. Мы подавляем то, что для нас естественно, и не используем в жизни то, в чём мы сильнее других. Вам надо будет освоить два движения. Одно из них движение активное: один из партнёров по моей команде делает энергичный шаг вперёд и одновременно выставляет вперёд согнутую в локте руку, произнося при этом громкое "Ха". В звук надо вложить всю возможную мощь, сохраняя при этом полное спокойствие. Тот, кто стоит напротив, делает шаг в сторону, разводит руки в стороны, произнося при этом "Ах". В этом движении нет такого напора, как в первом, но есть глубина переживаний. После тренировки, по команде ведущего, участники начинают выполнять упражнение в ускоряющемся темпе. Главное - добиться синхронности действий. Через 1-2 минуты происходит смена ролей. По окончании упражнения каждый рассказывает, что он чувствовал и какое движение ему было легче выполнять.
УПРАЖНЕНИЕ "Я НЕ ЛЮБЛЮ" Каждому из участников предлагается по очереди рассказать, что ему не нравится в человеческих отношениях. Если в группе уже сформировалась доверительная атмосфера, то упражнение можно усложнить, придав ему форму свободного обмена мнениями с выражением согласия или несогласия. в этом случае ведущий помогает участникам выражать мнения в форме "Я-высказывания".
УПРАЖНЕНИЕ "ПОХВАЛА" Участникам предлагается встать на какое-нибудь возвышение, например, на стул, и похвалить себя за то, что выполнял такие сложные задания. Это упражнение очень важное, так как помогает участникам осознать, что самопознание - тяжёлый труд. Кроме того, оно готовит учащихся к выполнению следующего задания. УПРАЖНЕНИЕ "НА ЧТО ПОХОЖЕ ВАШЕ НАСТРОЕНИЕ" Вы сегодня уже выражали в рисунках своё ощущение от разных слов, а сейчас нарисуйте, на что похоже ваше настроение. После выполнения задания участникам предлагается объяснить, почему их настроение ассоциировано с тем или иным образом.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ Сегодняшнее задание коллективное. Давайте разделимся на две подгруппы, и каждая подберет свой перечень из восьми слов для составления психологического портрета. РЕФЛЕКСИЯ: 1. Чему я сегодня научился? 2. Что я узнал сегодня нового о себе самом (о своих товарищах)?
|
|||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-12-19; просмотров: 82; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.108.236 (0.052 с.) |