Работа над сплочённостью группы. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Работа над сплочённостью группы.



Цели: выработка развитие человеческих качеств, способствующих эффективному общению (доброта), работа над сплочённостью группы.

План:

1. Приветствие.

2. Психогимнастика. Упр. "Ролевая гимнастика".

3. Основное содержание.

· Активизация правил занятий.

· Беседа "Кого мы называем добрым", обсуждение "правил доброты".

· Рисунок на любое "правило доброты".

4. Рефлексия.

5. Прощание.

Занятие 18. Выработка развитие человеческих качеств, способствующих эффективному общению (честность, вежливость),

Работа над сплочённостью группы.

Цели: выработка и развитие качеств эффективного общения (честность, вежливость), работа над сплочённостью группы.

План:

1. Приветствие.

2. Психогимнастика. Упр. "Солнце", "Ветер".

3. Основное содержание.

· Активизация правил занятий.

· Беседа "Кого мы называем честным/вежливым", обсуждение "правил честности/вежливости".

· Рисунок на любое "правило честности/вежливости"

4. Рефлексия.

5. Прощание.

Занятие 19. Тренировка навыков взаимодействия в группе, активизация правил занятий, работа над сплочённостью группы.

Цели: тренировка навыков взаимодействия в группе, активизация правил занятий, работа над сплочённостью группы.

План:

1. Приветствие.

2. Психогиснастика. Упр. «Пианино».

3. Основное содержание.

· Активизация правил занятий.

· Упр. "Совместная история".

· Упр. "Крокодил".

· Упр.- обсуждение по командам «почему хорошо или плохо: иметь кошку, быть ребёнком».

· Упр. "Совместный рисунок".

4. Рефлексия.

5. Прощание.

 

Занятие 20-21. Тренировка навыков взаимодействия в группе, активизация позитивного восприятия жизни.

Цели: тренировка навыков взаимодействия в группе, активизация позитивного восприятия жизни.

План:

1. Приветствие.

2. Психогимнастика. Упр. "Колпак".

3. Основное содержание.

· Активизация правил занятий.

· Упр. «Недостающий стул».

· Упр. «Сказать, что нравится в любом участнике группы».

· Упр. «Что хорошего со мной уже произошло в этом году и что я хочу, чтобы произошло».

· Упр. «Человек и его тень».

· Упр. «Красный уголёк».

4. Рефлексия.

5. Прощание.

 

Занятие 22-23. Тренировка навыков взаимодействия в группе, отреагирование негативных эмоций.

Цели: тренировка навыков взаимодействия в группе, отреагирование негативных эмоций.

План:

1. Приветствие.

2. Психогимнастика. Упр. "Ритм по кругу".

3. Основное содержание.

· Активизация правил занятий.

· Упр. «Дарим друг другу (воображаемые) подарки».

· Упр. «Что в моей жизни у меня уже стало лучше».

· Упр. «Поменяться местами».

· Упр. «Школа зверей».

4. Рефлексия.

5. Прощание.

 

Занятие 24. Тренировка навыков взаимодействия в группе, работа с социальными ролями, «премирование» различных социальных ролей.

Цели: тренировка навыков взаимодействия в группе.

План:

1. Приветствие.

2. Психогимнастика. Упр. "Сколько рук ко мне прикоснулось".

3. Основное содержание.

· Активизация правил занятий.

· Упр. «Отказаться или согласиться что-то сделать для другого».

· Упр. «Пианино».

· Упр. «Отказаться или согласиться что-то сделать для другого».

· Упр. «Роли хорошего – плохого учеников» («Школа»).

· Упр. «Падишах».

1. Рефлексия.

2. Прощание.

Занятие 25. Навыки самооценки и понимания других.

УПРАЖНЕНИЕ «КОМПЛИМЕНТ»

Участники занятия говорят друг другу что-нибудь приятное. Тот, к кому обращались, обязательно должен поблагодарить за комплимент.

После выполнения упражнения ведущий спрашивает: «Как вы думаете, почему мы с вами все наши занятия начинаем с комплимента?» Далее следует короткая дискуссия, в результате которой делается вывод: «Для того, чтобы у всех в начале работы было хорошее настроение».

После этого каждый участник рассказывает, что для него значит хорошее настроение, что он чувствует, когда у него хорошее настроение, на что похоже его хорошее настроение.

 

ЗАДАНИЕ 1

    Проверка домашнего задания. Участники занятия аргументированно доказывают, кто победил в осеннем кроссе. Ведущий контролирует применение ранее изученных аргументационных техник.

УПРАЖНЕНИЕ «ЗЕРКАЛО»

    Несколько участников по очереди подходят к зеркалу и рассказывают всем, кого они там видят.

    После выполнения упражнения всеми участниками группы можно задать вопрос: Легко ли было его выполнить? Почему?

ЗАДАНИЕ 2. «ЧТО Я ЗНАЮ О СЕБЕ»

    В тетради учащиеся чертят таблицу из четырех пронумерованных столб­цов.

1 2 3 4
       

    В процессе выполнения упражнения ведущий четыре раза инструктирует участников (после каждой инструкции дается время на ее выполне­ние):

1. В столбике № 1 вы перечисляете все, что вы умеете, постарайтесь вспомнить все самое важное.

2. В столбике № 3 вы перечисляете все, что не умеете.

  3. В столбике № 1 вы уже написали все, что умеете. Но что-то вы уме­ете лучше, а что-то хуже. Выберите то, что вы умеете так хорошо, что можете научить других, и запишите в столбик № 2.

4. Напишите в столбик № 4, чему бы вы хотели научиться.

    После заполнения столбика № 2 выясняется, что у большинства участников в нем получилось пунктов меньше, чем в столбике № 1. Почему?

    В результате короткой дискуссии участники приходят к выводу, что не всё о себе знают: ведь если я думаю, что я что-то умею, я могу ошибаться.   Самый лучший способ проверить свое умение — попробовать научить другого.

    В столбике № 4 тоже получается больше пунктов, чем в столбике № 3, потому что и то, чего мы делать не умеем, мы тоже не всегда четко осознаем.

Естественно, у детей этот феномен проявляется очень сильно.

Перед тем как начать окончательную дискуссию по содержанию выполненной работы, ведущий может попросить участников по очереди прочи­тать содержание 4-го столбика, чтобы сразу выяснить, нет ли в аудитории кого-нибудь, кто мог бы поделиться своими умениями с теми, кто осознает их недостаток.

    Общий вывод после выполнения упражнения формулируется в результате короткой дискуссии: «Для того чтобы быстрее чему-нибудь научиться, следует, во-первых, чаще заниматься самоанализом, во-вторых, смелее просить помощи у других».

УПРАЖНЕНИЕ «КОРШУН И БАБОЧКА»

    Участники разбиваются на пары. Назначаются двое водящих: «коршун» и «бабочка». Остальные встают по кругу парами.

Каждая пара — это «цветок». Один — это «раскрытые лепестки», вто­рой — «стебель». Убегая от «коршуна», «бабочка» должна спрятаться в «цветок».

    Чтобы «бабочке» было легче, «стебли» постоянно поворачивают «лепест­ки» за талию в ту сторону, куда побежала «бабочка». Если «бабочка» смогла спрятаться в «лепестки», то «стебель» этого «цветка» сразу сам становится «бабочкой», и «коршун» ловит его; тот игрок, который был «лепестками», ста­новится «стеблем», а спрятавшаяся «бабочка» становится «лепестками».

    Если «коршуну» удается догнать «бабочку», они сразу меняются ролями.

ЗАДАНИЕ 3. «ПЕРЕВОПЛОЩЕНИЕ»

    Если в помещении есть плотные шторы, то перед выполнением этого задания их лучше закрыть, чтобы организовать затемнение. В полутьме участникам легче выполнить упражнение.

    Каждый получает задание перевоплотиться в какую-нибудь вещь и под­готовить небольшой монолог от лица этой вещи (объект перевоплощения может быть задан ведущим, для этого заранее готовятся карточки с названием вещей; второй вариант — объект задается товарищем, сидящим рядом). Каждый должен вообразить себя заданной вещью, ощутить ее характер. Участникам игры дается время для «вживания в образ». От лица своей вещи каждый начинает рассказ о том, что ее окружает, как она живет, что чувствует, о ее заботах, пристрастиях, о ее прошлом и будущем. Рассказ может начинаться, например, так: «Я — большая настольная лампа, я живу на большом столе, вместе со мной живут... и т. д.».

    Говоря о постороннем предмете, каждый во многом говорит о себе. Исподволь происходящее в ходе игры самораскрытие ведет к углублению эмоциональных контактов, помогает лучше понять черты как своего характера, так и характера товарищей.

    Ведущий фиксирует, кто какой вещью был. Это ему пригодится для проведения следующего занятия.

 

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

    В этот раз задание состоит из двух частей. Одна обязательная: приготовиться к «зримому комплименту». Каждый дома делает маленький сувенир, который, по его мнению, было бы приятно получить его товарищу, сидяще­му справа. К сувениру он готовит пояснение, почему именно это приятно получать в подарок. Основное условие задания: сувениры готовятся в тайне друг от друга, чтобы получился сюрприз.

    Необязательная часть задания состоит в том, что если кто-то может своих товарищей научить тому, в чем они нуждаются (см. задание 2), он может начать эту работу к следующему занятию.

РЕФЛЕКСИЯ:

1. Что я узнал сегодня нового о себе самом (о своих товарищах)?

2. Знаем ли мы себя?

 

  Занятие 26. Навыки самооценки и понимания других.

 

УПРАЖНЕНИЕ «КОПЛИМЕНТ-СЮРПРИЗ»

    Во время приветствия участники вручают друг другу маленькие сувени­ры и объясняют, почему они выбрали этот подарок. Именно объяснение и должно звучать как комплимент.

ЗАДАНИЕ 1. «ПЕРЕВОПЛОЩЕНИЕ-2»

    Ведущий просит участников вспомнить, но не говорить вслух, в какой предмет они перевоплощались на прошлом занятии. После этого каждый участник получает записку, в которой обозначен другой предмет (из списка, составленного ведущим на прошлом занятии), и ведущий просит участников снова перевоплотиться, как на прошлом занятии. Затем каждый рассказыва­ет, в каких отношениях он с тем предметом, который предложен ему сегод­ня, и какой характер у того, нового, предмета.

    После того как задание выполнено, каждый из участников рассказывает свои впечатления об услышанном. Впечатления даются от имени того предмета, в который он перевоплощался на прошлом занятии.

 

ЗАДАНИЕ 2. «ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ»

    У каждого из нас свое восприятие различных предметов или явлений. На­пример, кто-то, услышав слово «море», представляет себе пароход, а другой представляет пляж. Это называется ассоциативное восприятие. Оно зависит от опыта, от характера, от интересов.

    После данного разъяснения новый термин заносится участниками в тетрадь. (Карандаши, краски или цветные фломастеры готовятся до начала занятия.)

    Запишите слова, которым вам нужно будет дать ассоциативное толко­вание в виде рисунка. На каждый рисунок отводится одна минута:

ДОМ, ВОЗМЕЗДИЕ, РАБОТА, ДРУЖБА, УЖАС, АБРАКАДАБРА, СЕМЬЯ.

    Попытайтесь в рисунках выразить, какой смысл заключается для вас в каждом из этих слов.

    После того как рисунки закончены, ведущий дает участникам следующую инструкцию.

    Поменяйтесь рисунками с соседом. Посмотрите их и сравните со своими.

    Считается, что по рисункам человека можно многое сказать о его харак­тере. Попробуем по рисункам составить психологический портрет их автора. Это очень трудное упражнение, но я вам немного подскажу. При составлении психологического портрета учтите, что:

    У похожих людей и рисунки чем-то похожи.

    Если рисунки крупные, конкретные и ясные по смыслу, то у их автора натура практичная, надежная, основательная, этот человек явно не склонен к фантазии.

    Если рисунки похожи на математические символы, но конкретные и ясные по смыслу, то тот, кто их рисовал, логичен, умеет управлять собой, но может быть несколько суховат.

    Если в рисунках много фантазии и оригинальности, это говорит о твор­ческих способностях, но и трудностях в обыденной жизни. Вы ведь знаете, как трудно жить фантазерам.

    Сейчас мы с вами проведем небольшой конкурс на лучший психологический портрет. Каждый из вас попробует по рисункам составить психологический портрет соседа, а тот по десятибалльной шкале будет оценивать истинность описания. 10 баллов — 100 % -совпадений.

    Во время выполнения задания ведущий фиксирует получаемые баллы, чтобы по окончании работы предложить тем, кто получит наивысший балл, поделиться своей системой трактовки рисунков. После того как подведены итоги, ведущий переходит к следующему этапу упражнения.

    Теперь, когда у нас есть опыт составления психологического портрета, запишите новые слова:

УЧЕБА, РАЗВЛЕЧЕНИЕ, ПРЕСТУПЛЕНИЕ, ТВОРЧЕСТВО, БОГ, ОТДЫХ, МЕЧТА.

Помните, что своими рисунками вы будете меняться уже с другим сосе­дом. Далее работа по рисункам идет так, как описано выше. После завершения работы следует обсуждение.

* Легко ли было составлять психологические портреты? Почему?

* Что они испытывали, когда воспринимали свой портрет?

 

УПРАЖНЕНИЕ «Я ТАКОЙ ЖЕ, КАК ТЫ»

    На нашем первом занятии каждый из вас выбрал себе игровое имя. При­шло время рассказать, почему он выбрал именно это имя и что оно для него значит.

    После того как участники рассказали о своих игровых именах, ведущий объясняет им порядок выполнения упражнения.

    У меня в руках мячик. Тот, кому этот мячик достанется, бросает его любому товарищу и, обратившись по имени, объясняет, почему он такой же, как и его партнер. Например, если бы одного из вас звали Кнопка, а другого — Геракл, то это обращение должно было бы прозвучать так: «Кнопка, я такой же, как ты, потому что ты сильная, как Геракл, и можешь держать предме­ты, которые больше и тяжелее тебя». Тот, кому бросили мячик, выражает согласие или несогласие с объяснением похожести и бросает мячик следующему.

    По окончании упражнения проводится короткая дискуссия о том, какое объяснение было самым неожиданным и одновременно самым точным.     

 

УПРАЖНЕНИЕ "ХА" И "АХ"

    Участники разбиваются на пары и становятся друг против друга на расстоянии двух шагов. Лучше, чтобы партнёры были разного пола.

    В каждом человеке заложены разные силы. Это может быть сила нападения, агрессии, а может быть сила принятия и покоя. Обе силы достойны друг друга, но часто мы ведём себя не в соответствии со своей натурой, а подражая разным героям. Причём от героев мы берём только то, что видно, но не задумываемся, естественно ли для нас поведение, которому мы подражаем. Мы подавляем то, что для нас естественно, и не используем в жизни то, в чём мы сильнее других.

    Вам надо будет освоить два движения. Одно из них движение активное: один из партнёров по моей команде делает энергичный шаг вперёд и одновременно выставляет вперёд согнутую в локте руку, произнося при этом громкое "Ха". В звук надо вложить всю возможную мощь, сохраняя при этом полное спокойствие. Тот, кто стоит напротив, делает шаг в сторону, разводит руки в стороны, произнося при этом "Ах". В этом движении нет такого напора, как в первом, но есть глубина переживаний.

    После тренировки, по команде ведущего, участники начинают выполнять упражнение в ускоряющемся темпе. Главное - добиться синхронности действий. Через 1-2 минуты происходит смена ролей.

    По окончании упражнения каждый рассказывает, что он чувствовал и какое движение ему было легче выполнять.

 

УПРАЖНЕНИЕ "Я НЕ ЛЮБЛЮ"

    Каждому из участников предлагается по очереди рассказать, что ему не нравится в человеческих отношениях. Если в группе уже сформировалась доверительная атмосфера, то упражнение можно усложнить, придав ему форму свободного обмена мнениями с выражением согласия или несогласия. в этом случае ведущий помогает участникам выражать мнения в форме "Я-высказывания".

 

УПРАЖНЕНИЕ "ПОХВАЛА"

    Участникам предлагается встать на какое-нибудь возвышение, например, на стул, и похвалить себя за то, что выполнял такие сложные задания.

    Это упражнение очень важное, так как помогает участникам осознать, что самопознание - тяжёлый труд. Кроме того, оно готовит учащихся к выполнению следующего задания.

УПРАЖНЕНИЕ "НА ЧТО ПОХОЖЕ ВАШЕ НАСТРОЕНИЕ"

    Вы сегодня уже выражали в рисунках своё ощущение от разных слов, а сейчас нарисуйте, на что похоже ваше настроение.

    После выполнения задания участникам предлагается объяснить, почему их настроение ассоциировано с тем или иным образом.

 

 

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

    Сегодняшнее задание коллективное. Давайте разделимся на две подгруппы, и каждая подберет свой перечень из восьми слов для составления психологичес­кого портрета.

РЕФЛЕКСИЯ:

1. Чему я сегодня научился?

2. Что я узнал сегодня нового о себе самом (о своих товарищах)?

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-19; просмотров: 82; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.108.236 (0.052 с.)