Конспект занятия по художественной литературе 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Конспект занятия по художественной литературе



Тема: «Знакомство с творчеством Ю.Васнецова»

Цель: Знакомство с творчеством Ю.А.Васнецова

Задачи:

·

Познакомить с творчеством Ю.А.Васнецова

·

Развивать интерес к книжной графике.

·

Воспитывать любовь к животным

Материал: силуэты животных, фломастеры.

Ход занятия:

Сказка.

- Вы любите книжки со сказками и красивыми картинками? А знаете,

кто рисует их? Нет? Тогда я расскажу вам об одном художнике – сказочнике.

Много лет тому назад, в Вятке жил мальчик Юра. Мальчик, как

мальчик. Днем гулял с ребятами да помогал домашним по хозяйству, а

вечером слушал бабушкины песни да сказки.

Однажды, вместе со всем семейством отправился Юра Васнецов на

ярмарку. А там товара разного великое множество. Тут и платки яркие и

игрушки вятские из глины, из дерева, гипсовые лошадки, петухи – глаза

разбегаются. Смотрит Юра, дивится. Вот медведь глиняный, в жилетке да с

корзиной, а рядом индюк нарядный, за ним конь в яблоках, словно из сказки.

Навсегда полюбил Юра яркие сказочные игрушки. Бывало, расставит

их дома на лавке и придумывает про них историю сказочную.

Когда вырос Юрий Васнецов, то решил стать художником и поехал

учиться в Петроград, в Академию художеств. Став взрослым известным

художником, Юрий Васнецов никогда не забывал бабушкины сказки и

ярмарку с ее яркими, расписными игрушками. Вот так и стал он рисовать

картинки, на которых коты в сапожках да курицы в сережках щеголяли, и

помещать их в книжки для детей. То-то детворе радость! (Показать книги,

рассмотреть иллюстрации.)

Педагог спрашивает детей о том, понравились ли им рисунки Ю.

Васнецова, предлагает нарядить зверей, разрисовать узорами одежду

животных, нарисовать им глаза и улыбку, как на картинах у Васнецова

П.г. Зайка, зайка попляши, зайка деток посмеши!

Топай, топай лапками, серенькими тапками!

Вот так! Вот так! Зайка наш плясать мастак!

(Дети двумя пальцами имитируют пляску зайца на массажной

карточке).

Обсуждение: Работы выставить все вместе, рассмотреть зверят.

Спросить детей о художнике Ю.Васнецове.

Психофизическая разгрузка: игра «Веселые букашки» -

Все букашки летают, а один водящий ловит их сочком: пойманной

букашке придумываем смешное веселое.

Пересказ русской народной сказки «Мужик и медведь»

(с элементами драматизации)

Задачи:

Образовательные:

- учить детей составлять пересказ сказки, проявляя творческое

воображение и артистизм;

Развиваюшие:

- развивать у детей умение распространять предложения

определениями;

- развивать мыслительную деятельность;

- расширять знания детей по теме;

Воспитательные:

- воспитывать у детей самоконтроль за речью.

Оборудование: текст русской народной сказки «Мужик и

медведь», овощи, костюмы медведя и мужика.

Предварительная работа: чтение рассказов Н. Носова «Огурцы»,

«Про репку», «Огородники», русской народной сказки «Репка». Игры: «Кто

быстрее соберет овощи в корзинку», «Отгадай на ощупь», «Овощной

магазин».

Ход занятия

1 Организационный момент.

Игра «Отгадай загадки»

Он и в дождик, он и в зной

Клубни прячет под землей.

Клубни вытащишь на свет —

Вот и завтрак, и обед. (Картофель)

Врос он в землю крепко.

Сидит на грядке колобок.

Круглый бок, желтый бок.

Что же это? (Репка)

Как надела сто рубах,

Захрустела на зубах, (Капуста)

2 Объявление темы.

Скажите, урожай чего собирают осенью? (Ответы детей.) А сегодня мы

узнаем, как делили свой урожай мужик и медведь в русской народной сказке.

3 Чтение сказки с последующим обсуждением.

- Что посеял мужик?

- Почему ему пришлось делиться с медведем?

Когда мужик собрал урожай репы?

- Как он разделил урожай? Почему?

- Почему рассердился медведь на мужика?

- Что посеял на следующий год мужик?

- Как поступил медведь?

- Кто выиграл в этот раз? Почему?

- Почему не получилось дружбы у мужика с медведем?

4 Игра «Отгадай по вкусу».

Дети подходят к столу, на котором лежат разные овощи: огурцы,

помидоры, морковь, репа, вареные картофель и свекла. Разглядывают их и

называют. Затем одному из детей завязывают глаза и подают кусочек одного

из овощей. Ребенок пробует и рассказывает: «Это помидор — он вкусный,

сладкий и полезный». И т.д.

5 Физкультминутка «Урожай».

В огород пойдем,

Шаги на месте.

Урожай соберем.

Мы моркови натаскаем

«Таскают».

И картошки накопаем.

«Копают».

Срежем мы кочан капусты,

«Срезают».

Круглый, сочный, очень вкусный,

Показывают круг руками — три раза.

Щавеля нарвем немножко

«Рвут».

И вернемся по дорожке. (Н. Нищева)

Шаги на месте.

6. Повторное чтение с установкой на пересказ.

7. Пересказ текста детьми.

После прочтения дети определяют первую, вторую, третью пару

рассказчиков.

Поочередно каждая пара надевает костюмы (например: медведь —

маску, мужик — кафтан) и совместно с воспитателем (автором)

пересказывают сказку. Возможен вариант, когда автором будет ребенок.

8. Итог занятия.

- Как называлась сказка, которую мы сегодня рассказывали?

- Кто главные герои?

- О каком овоще говорилось в сказке?

Консультация для воспитателей.

Тема: "Речь воспитателя как средство развития речи у

детей"

Культурная речь – является обязательным элементом общей культуры

Речь педагога является для детей основным образцом родного языка. В

умственном развитии детей огромное значение имеет формирование устной

речи, и делать это нужно на лучших образцах родного языка.

Дети дошкольного возраста перенимают не только все тонкости

правильного произношения, словоупотребления, построения фраз, но так, же

и те несовершенства речи, которые встречаются у взрослых. От культуры

речи педагога, зависит культура речи детей. Речь педагога, который

находится постоянно в поле зрения малышей, в общении с ними, является

основным источником, из которого дети получают образец родного языка,

При воспитании речи ребёнка:

 первой задачей является забота о том, чтобы научить ребёнка полнее·

овладевать содержанием «сокровищ родного языка», которые он

усвоил подражанием, полусознательно и даже бессознательно,

механически;

 второй задачей является необходимость «исправлять недостатки·

детской речи и пополнять словарный запас ребёнка»;

 третья задача обучить ребёнка грамматически правильной речи.·

Речь педагога должна быть:

 грамматически правильно построенной, связной;·

 с ясным и отчетливым произнесением всех звуков родного языка;·

 должна быть выдержана в определенном темпе, громкости;·

 должна быть интонационно выразительной;·

 с правильным и точным использованием словесных обозначений.·

Так к недочетам речи педагога относится:

 Торопливость речи (ускоренный темп делает ее нечеткой,·

смазанной, трудной для восприятия, лучше, если речь протекает в

слегка замедленном темпе;

 Невнятность произношения;·

 Монотонность речи (она утомляет слушателей, снижает интерес к·

содержанию);

 Повышенная громкость голоса (преходящая в крик).·

 При необходимости (шум в группе) следует, несколько увеличив·

громкость, более четко произносить слова, замедлив при этом темп;

Неточность произнесения отдельных звуков или слов;·

 Нарушения лексики – в грамматическом оформлении;·

 Употребление в речи слов – паразитов;·

 Небрежное,·

неряшливое

произношение

окончания слов, проглатываются отдельные звуки, невнятно

произносятся согласные);

 Произнесение слов с неправильным ударением;·

 Неблагозвучность голоса (сиплость, хрипота, гнусавость).·

Большое влияние на формирование высокой культуры речи у детей

оказывает педагог, в данном случае - воспитатель.

Как отмечает, И. О. Соловьёва, перед педагогом, стоят следующие

задачи: воспитание у детей чистого, ясного произношения слов согласно

нормам орфоэпии русского языка, воспитание выразительности детской

Предъявляются следующие требования к связной речи педагога и ее

лексики – грамматическому оформлению:

 Умение связно, интересно, в доступной форме донести до детей то·

или иное передаваемое в речи содержание является необходимым

качеством речи педагога;

 Последовательно излагая мысли, педагог не должен загромождать·

свою речь непонятными словами, сложными оборотами, длинными

фразами;

 Речь лучше воспринимается детьми, если она состоит из коротких·

фраз, так как при употреблении длинных и сложно построенных

фраз детям трудно установить связь между частями, осмыслить и

понять содержание;

 При рассказе необходимо выделять главное, основное, отбрасывая·

все второстепенное и малозначащее. Многословие, наслоение

лишних фраз делают речь педагога громоздкой, трудной для

восприятия;

 При рассказе необходимо умело использовать синонимы, метафоры,·

эпитеты, устное народное творчество (пословицы, поговорки,

фразеологические обороты;

 Словарный запас должен пополняться и обновляться, нужно·

избегать диалектизмов, просторечий, слов, вышедших из

употребления.

При словарной работе, при обучении звукопроизношению образец речи

воспитателя имеет - особенно большое значение, так как дети усваивают

новые слова в правильном звучании.

Образец используется:

-

при работе с картинкой;

-

при пересказе;

при рассказывании из личного опыта;

для

придумывания

окончания

к

рассказу,

воспитательницей.

В речи можно выразить тончайшие оттенки чувств, мыслей. Это

достигается не только с помощью соответствующих слов, но и благодаря

правильному использованию интонационных средств выразительности силы

голоса, темпа, логического ударения, пауз, ритма, тембра. Стихи, сказки,

рассказы, прочитанные или рассказанные воспитателем с использованием

этих средств, помогают детям понять их содержание, почувствовать силу и

красоту родного языка.

В качестве недостатков словаря педагога можно назвать:

 Частое употребление слов с уменьшительно – ласкательными·

суффиксами (Сонечка, вымой ручки, Катенька, убери чашечку со

столика и т. п.);

 соренность речи лишними словами (ну, вот, так сказать, значит);·

 В общении со старшими детьми подлаживание под речь детей;·

 Использование, употребление в речи новых слов, не учитывая·

возраст детей.

 Монотонная речь утомляет маленьких слушателей, снижает интерес·

к содержанию текста. Слушая такую речь, дети быстро начинают

отвлекаться, смотреть по сторонам, а затем и совсем перестают

слушать.

 Рассказывая детям о проведённой экскурсии, необходимо выделять·

главное, что относится к данной теме, отбрасывая всё

второстепенное и малозначащее.

 Многословие, наслоение лишних фраз делает речь педагога·

громоздкой, трудной для детей.

В целом рассказ педагога должен быть:

 Полным;ü

 Красочным;ü

 С точно подобранными словами;ü

 Грамматически правильно оформлен;ü

 Выразителен;ü

 Между отдельными частями должна быть установлена логическаяü

связь;

 При рассказывании нужно использовать синонимы, метафоры,ü

эпитеты, которые делают речь выразительней, разнообразней, богаче

по содержанию;

 Шире использовать устное народное творчество пословицы,ü

поговорки, фразеологические обороты.

 Словарь воспитателя должен быть богатым и точным.ü

Нужно чаще употреблять слова, которые медленно усваиваютсяü

детьми, например: точно обозначать оттенки цветов, материал,

форму, величину предметов и так далее.

Таким образом, работая с детьми, педагог должен обратить внимание на

следующее:

Правильно произносить все звуки родного языка, устранять имеющиеся

дефекты речи.

Иметь лёгкую, чёткую и отчётливую речь, то есть хорошую дикцию.

Использовать в своей речи литературное произношение, то есть

придерживаться орфоэпических норм:

Стремиться

правильно,

использовать

интонационные

выразительности с учётом содержания высказывания.

В общении с детьми пользоваться речью слегка замедленного темпа,

умеренной громкостью глосса.

Связно и в доступной форме рассказывать и передавать содержание

текстов, точно используя слова и грамматические конструкции, в

соответствии с возрастом детей.

Не допускать в разговоре с детьми повышенного тона, грубых выражений.

Развитие навыков общения у детей, через игровую деятельность.

Вывод.

Воспитатель должен совершенствовать и развивать свою речь,

произношение, так как его ошибки повлекут за собой сотни ошибок его

воспитанников, которые легче исправить в раннем возрасте, чем в более

взрослом. Применяя различные методики преподавания развития речи и

обогащения словаря можно добиться более ощутимых результатов, чем,

если пользоваться шаблонными приемами. Детям интересна смена

деятельности и поэтому процесс освоения знаний будет протекать более

интересно, живо и без утомления дошкольников. Обладая развитой речью,

ребенок, будет готов к школе.

Список использованной литературы

Новоторцева Н.В. Развитие речи детей. – М.: Лайнер, 2005

Сохин Ф.А. Развитие речи детей дошкольного возраста. – М.:

Просвещение, 2004

Столяр А.А.. Давайте поиграем. - М.: Наука, 2008

Тихеева. Е.И. Развитие речи детей. – М.: Просвещение, 2005



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-19; просмотров: 104; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.40.43 (0.075 с.)