Конспект занятия по экологическому воспитанию 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Конспект занятия по экологическому воспитанию



в подготовительной к школе группе

Тема: «Солнце – большая звезда»

Программное содержание:

развивать у детей элементарные представления о Солнечной системе,

дать представление о Солнце как о звезде и планете;

познакомить детей с понятиями света и тени, показать значение

разного освещения в жизни растений и животных; показать, что

солнечный луч может стать разноцветным, делать выводы,

подтверждая их экспериментальным путем.

Оборудование: схема – планеты Солнечной системы, карта звездного неба,

детские рисунки с изображением домов, настольная лампа, пластмассовая

ванночка, плоское зеркальце, лист белой бумаги.

Ход занятия

Воспитатель: Дети, бывают ли солнечные лучи ночью? (Нет).

Солнечные лучики можно сравнить с детьми Солнца. А что такое Солнце?

(выслушиваются ответы детей) Солнце — это большая-большая, просто

огромная, очень горячая звезда (раскаленное шарообразное тело), которая

находится далеко от нас. Кто из вас наблюдал на небе звезды? (Дети

рассматривают карту звездного неба, читают названия звезд, рассматривают

контуры созвездий и схему «Солнце и планеты Солнечной системы».)

Воспитатель: Солнце — это такая же звезда, как и другие, но она

находится намного ближе других звезд к Земле, поэтому ее лучи согревают

нашу планету и освещают ее. (Воспитатель прикрепляет на мольберт

рисунки домов.)

С чем можно сравнить свет солнца? (Со светом огромной лампы.)

Воспитатель затемняет окна и гасит свет.

Воспитатель: Сейчас мы попытаемся понять, почему солнечный свет

доходит до нашей планеты, а свет других звезд.

Наблюдение

Настольная лампа ставится на стол. Дети подходят к ней как можно

ближе. Воспитатель подносит лампу к рисункам и спрашивает:

- Хорошо ли виден свет лампы? Хорошо ли видны детали рисунков?

(Хорошо.)

Дети отходят в другой конец комнаты и убеждаются, что при

удалении от окна свет лампы становится менее ярким и различать элементы

рисунков труднее.

Вывод:

Солнце находится к Земле гораздо ближе других звезд,

поэтому оно освещает и согревает нашу планету. А другие звезды из-за

удаленности мы можем наблюдать лишь на фоне темного неба, их свет не

способен превратиться ночь в день. Можно сказать, что Земля находится на

таком же расстоянии от Солнца, как дети от настольной лампы, когда стоят

рядом с ней. А остальные звезды находятся на таком же расстоянии от Земли,

как дети лампы, когда стояли в другом конце группы.

Физкультминутка:

(Воспитатель с помощью зеркала пускает солнечных зайчиков по

стене, дети стараются их поймать.)

Солнечные зайчики играют на стене.

Поманю их пальчиком – пусть бегут ко мне.

Ну, лови, лови скорей – вот, вот, вот – левей, левей!

Прыг-скок, прыг-скок, убежал на потолок!

Воспитатель: Отгадайте загадку: Я иду – она идет,

Я сою – она стоит,

Побегу – она бежит. (Тень).

В солнечный день, если вы станете лицом, спиной, боком к

солнышку, то на земле появится темное пятно. Это ваше отражение,

называется оно тенью. Откуда это темное пятно? Как образуется тень?

(выслушиваются предположения детей). Солнышко посылает на Землю свои

лучи, они распространяются во все стороны. Стоя на свету, вы закрываете

путь лучам, они освещают вас, но на Землю падает ваша тень.

Где еще есть такие темные пятна? На что похожи наши тени?

Попробуйте догнать свою тень. Почему это невозможно? А можно ли

догнать чужую тень? Как это сделать? (Игра «Догони тень»)

Тень образуется не только от тела человека, но и от любого

непрозрачного предмета, который встречается на пути солнечных лучей.

Тени бывают разные, они могут двигаться, стоять на месте, танцевать. Одним

словом, тень делает то, что делает тот, кому она принадлежит. Но, к

сожалению, она всегда молчит. Вот какая она таинственная, молчаливая

Опыт: Сейчас мы наполним ванночку водой и поставим около окна так,

чтобы на нее падали солнечные лучи. Опустим зеркальце в воду наполовину.

Его верхняя часть опирается на край ванночки, а нижняя — находится в воде

под углом. Я возьму лист бумаги и помещу его перед зеркалом. Я буду

менять положение зеркала и бумаги до тех пор, пока на ней не появится

разноцветная радуга. Теперь я покачаю ванночку, чтобы по воде пошла рябь.

Вывод: на белой бумаге появляются искрящиеся разноцветные огоньки.

Значит, обычный солнечный лучик, как волшебник, может превращаться в

разноцветный, если он проходит сквозь капли воды.

Пересказ рассказа Л. Толстого «Косточка»

Образовательная:

- обучать детей составлению пересказа текста с помощью сюжетных

Развивающие:

- закреплять правильное употребление в речи имен существительных

в творительном падеже;

- развивать умение грамматически правильно и логически

последовательно строить свое высказывание;

Воспитательная:

воспитывать у детей желание честно оценивать свои поступки.

Оборудование: текст рассказа Л.Н. Толстого «Косточка», фрукты,

сюжетные картины к тексту (рис 1 – 3).

Предварительная работа: чтение рассказов Б. Житкова «Баштан»,

«Сад». Игры: «Определи на вкус», «Отгадай по описанию».

Ход занятия

1 Организационный момент.

Воспитатель говорит, что осень славится урожаем. А вот какой урожай

фруктов можно собрать в саду (появляется ваза с фруктами).

Детям дается задание: «Давайте угостим друг друга». Дети выбирают,

чем и кого они будут угощать и говорят: «Я угощу Ваню сливами» и т.д.

(Обязательное условие: всем детям должно достаться угощение.)

Фрукты складываются на отдельный стол, и в конце занятия дети

смогут их забрать.

2. Объявление темы.

- Фрукты очень полезные и вкусные. А вот что произошло с

мальчиком, который любил сливы.

3 Чтение рассказа с последующим обсуждением.

После прочтения рассказа воспитатель объясняет слова «горница» и «сочла».

- О ком этот рассказ?

- Что купила мама?

- Почему Ване очень хотелось слив?

- Как он поступил?

- Что обнаружила мама, когда пересчитала сливы?

- Что произошло за обедом?

Как поступил папа?

- Почему все засмеялись после Ваниных слов?

- А почему Ваня заплакал?

- Как вы бы поступили на месте Вани?

Воспитатель анализирует ответы детей, исправляет аграмматизмы и

следит за звукопроизношением (если звуки поставлены и автоматизируются).

4 Физкультминутка.

Как румян осенний сад!

Легкие хлопки по щекам.

Всюду яблоки висят.

Руки поднять вверх.

Краснобоки, краснощеки,

Руки на поясе.

На ветвях своих высоких

Руки поднять вверх,

Точно солнышки горят!

Соединить в круг («солнышко»).

5 Повторное чтение рассказа с установкой на пересказ.

Воспитатель объясняет детям, что когда они будут пересказывать, то

могут воспользоваться подсказками (сюжетными картинами). Сюжетные

картины выставляются во время прочтения соответствующего фрагмента в

рассказе.

6 Пересказ рассказа детьми.

7 Итог занятия.

- О чем говорилось в рассказе?

- Правильно ли поступил Ваня?

- Как нужно поступать в таких случаях?

Памятка для родителей

«Использование загадок, как средство

формирования выразительности речи»

Загадка один из любимых жанров народного творчества детей всего

мира. Отгадать загадку, значит найти решение, произвести сложную

мыслительную операцию, которая посильна только смекалистому главному

герою. Загадка заставляет ребенка выстраивать логическую цепочку

рассуждений, то есть играючи учит решению логических задач и знакомит с

Логические загадки могут быть построены различными способами.

 Чаще они строятся на перечислении признаков предметов или явлений.v

 Могут быть указаны последовательные действия предмета.v

 Иногда характеристика предмета дается кратко, с одной, двух сторон и,v

отгадав ее по одному или двум признакам, ребенок должен восстановить

Заворчал живой замок,

 Есть загадки, построенные на основе отрицательного сравнения, ихv

разгадка – от противоположного.

С ножками, но не хожу,

Со спинкой, но не лежу,

Садитесь вы – я не сижу.

 Часто встречаются загадки с несколькими повествовательнымиv

предложениями и одним вопросительным.

не рычит, не кусается,

ни на кого не бросается?

Загадки могут строиться как ритмически организованная, рифмующаяv

речь. Формы ритмического строя загадки разнообразны.

Стоит столбом.

горит огнем,

ни жару, ни пару, ни углей.

 Иногда в загадках наблюдается единая ритмическая организация,v

наиболее распространенная в народной поэзии – хорей – двусложная

стопа с ударением на первый слог.

Иду, иду.

Конца не найду.

 Литературные загадки обычно имеют вид четверостишия.v

Надо мною, над тобою

Пролетел мешок с водою,

Наскочил на дальний лес,

Прохудился и исчез.

(Л. Ульяницкая)

 Рифма в загадках может играть и дополнительную роль, помогая быстрееv

найти разгадку.

Среди жирных голубей

Прыгал тощий …

Я сегодня утром рано

Умывался из-под …

 Создание звуковой картины, как бы вырисовывает образ, создает рисунокv

слова – слушай внимательно и отгадка сама возникнет из звуков.

Он упрямый и пузатый,

Больно бьют его ребята.

Отчего беднягу бьют –

оттого, что он надут.

 Звукопись имеет место и в тех случаях, когда с каким-либо словомv

рифмуется отгадка.

Какой это мастер

На стекла нанес

И листья и травы,

И заросли роз?

(Е. Благинина)

Композиционные и языковые особенности загадки делают ее выразительной,

а логическую задачу – занимательной, т.е. можно сделать вывод, что загадка

– это логическая задача, предложенная в художественной форме.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-19; просмотров: 75; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.28.48 (0.024 с.)