Кафедра истории, обществознания и политологии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Кафедра истории, обществознания и политологии



Кафедра истории, обществознания и политологии

 

 

ДНЕВНИК ПО ПРАКТИКИ

Студента: Сивцевой Саины Михайловны

Направление подготовки: 440305 педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) история и право

Группа: ба-поип-16

Вид практики: Педагогическая

Сроки практики: 09.02.2020-10.03.2020.

Кафедра: «Истории, обществознания и политологии»

Руководитель: старший преподаватель Осипов Виктор Федотович;

Куратор со школы, за которым закреплён студент: Булатова Ирина Алексеевна

 

 

Якутск - 2020

 

ДНЕВНИК

Посещённых уроков СОШ № 3

 

 

День 1. 25.02.2020 г.

Состоялась встреча и знакомство с учителями истории, распределение по классам, экскурсия по школе, ознакомление с правилами безопасности. Я была закреплена за 7в классом.

 

День 2. 26.02.2020 г.

Прошло дополнительное собрание для обсуждения плана мероприятий исторической недели, а также мы помогали учителю в подготовке контрольной работы для учащихся 5-го класса по истории (распечатка заданий) и помощь в проведении тестирования «ВОВ».

 

День 3. 27.02.2020 г.

Урок 1. история 11а кл.

Учитель: Дёмина Тамара Степановна.

08:00 Орг. Момент,

Учитель формирует тему урока,

Тема «Великая Отечественная война»

План:

ü ответить письменно на зачётные вопросы по предыдущей теме;

ü изучение новой темы;

ü работа с картой;

08:05 зачётные вопросы на знания терминологии и хронологии.

Учитель озвучивает вопросы,

Учащиеся отвечают письменно и отвечают устно.

08:20 переход к изучению новой темы.

Учитель объясняет тему Великой Отечественной войны, используя для работы класса карту в учебнике.

Учащиеся работают с картой, отвечая на вопросы учителя,

Вопросы:

1. назовите союзников СССР?

2. укажите оборонительные рубежи?

3. укажите линию фронта?

Работа с картой № 2 «Мир и война»

К концу урока учащиеся самостоятельно подсчитывают количество баллов по итогам, которых учитель выставляет оценки.

Методы: словесный и наглядный;

Дисциплина класса: хорошая.

 

Урока 2. История 5а кл.

Учитель: Дёмина Тамара Степановна.

08:50 орг. Момент,

Учитель в начале урока даёт домашнее задание

Проверка учащихся на умение работать с учебником,

08:55 проведена контрольная работа по древней Греции.

 

 

Урок 3. История 9в кл.

Учитель: Фёдорова Чара Михайловна.

09:40 орг. Момент;

Перекличка;

Повторение прошлой темы;

09:55 проверочная работа в виде кластера по темам «Александр 1» и «Николай 1»

Методы: словесный и практический;

Дисциплина класса: хорошая;

Оборудование: доска.

 

Урок 4. История 5в кл.

  Учитель: Дёмина Т.С.

Орг. момент;

10:30 в начале урока учитель даёт домашнее задание;

Учитель проверяет умение учащихся работать с учебником;

Проведена контрольная работа по древней Греции.

 

Урок 5. История 5г кл.

Учитель: Дёмина Т.С.

Орг. Момент:

11:20 тема: «Александрия Египетская»

Учитель объясняет тему рока, используя учебник;

11:25 работа с картой по учебнику;

Задание: сравнить Македонию и Грецию;

Решение задачи по карте:

На выполнение заданий даётся 1,5-2 минуты;

Учащиеся самостоятельно выставляют себе баллы за правильные ответы:

11:45 подсчёт баллов по итогам, которых выставлены оценки;

Учащиеся выписывают термины и новые имена по теме из учебника;

Домашнее задание: подготовиться к контрольной работе.

Методы: наглядный и словесный;

Дисциплина в классе: хорошая;

Оборудование: учебник и доска.

 

Урок 6. Обществознание 5а кл.

Учитель: Дёмина Т.С.

Орг. Момент;

12:10 тема: «Родина»

Задание: написать, что такое родина в тетрадях (дано 2мин);

Выписать термин «Федерация»

Определить соседей Республики САХА (Якутия) по карте;

Работа по парам: сосед по парте называет цифру, а другой указывает субъект по карте.

Выписать термин «Ыедерация»

12:25 работа с текстом, как автор определяет понятие «Патриотизм»

Составить 3 предложения «патриот патриотизм» на оценку

Домашнее задание: докончить и параграф 11.

Методы: наглядный, словесный, практический;

Оборудование: проектор для презентации и учебник;

Дисциплина класса: хорошая.

 

Урок 7. Технология 7в кл.

Орг. Момент;

14:00 проверка домашнего задания;

Тема: «Блюдо из молока или молочных продуктов»

14:05 конспект из учебника;

14:20 учитель объясняет тему урока;

Метод: словесный;

Оборудование: учебник;

Дисциплина в классе хорошая.

 

Урок 8. Технология 7в кл.

14:50 продолжение урока;

Обсуждение темы урока о молочных продуктах;

15:00 учащиеся делятся 3 группы, выбирают и обсуждают рецепты на следующий урок;

Домашнее задание: принести продукты.

Метод: словесный;

Дисциплина класса хорошая.

 

Урок 9. История 6б кл.

Учитель: Булатова И.А.

Орг. Момент;

перекличка

15:40 тема «Человек в группе»

Учитель даёт задание на 1 минуту написать каким социальным группам относитесь?

Учитель объясняет тему урока;

Учащиеся делают краткий конспект темы урока;

16:00 самостоятельно выписать из учебника чем известен А.П. Гайдар.

Домашнее задание: докончить.

Метод: словесный и практический.

Оборудование: учебник.

Дисциплина класса хорошая.

 

 

Г.

День 4.

Урок 13. История 8а кл.

Учитель: Фёдорова Ч.М.

Орг. Момент;

12:10 составить кластер по теме «Пётр 1» на основе своих знаний и выполненных домашних заданий.

Метод: практический;

Дисциплина класса хорошая.

 

Урок 14. Математика 7в кл.

Орг. Момент;

14:00 проверка домашних заданий и оценка;

В начале урока дано домашнее задание по сайту «сдам ГИА»

14:10 проведена самостоятельная работа, состоящая из 6 заданий.

 

Урок 16. история 7в кл.

15:40 орг. Момент;

Учитель проверяет внешний вид учащихся и делает замечание за опоздание.

15:45 новая тема «Начало правление Ивана 4»

Учитель рассказывает о правлении Ивана 4;

Учащиеся конспектируют основные даты, факты, события, термины и периоды правления.

16:00 самостоятельно выписать из учебника некоторые факты и устная проверка.

Домашнее задание: письменно выписать хронологию.

Методы: словесный и практический;

Оборудование: учебник;

Дисциплина класса хорошая.

 

Г.

День 5.

Урок 21. История 9а кл.

Учитель: Фёдорова Ч.М.

Орг. Момент;

09:40 заполнение кластера на тему «Пётр 1» на бланках с изображением Петра 1.

Метод: практический;

Оборудование: распечатанный бланк с изображением;

Дисциплина класса: хорошая.

 

Урок 22. История 6в кл.

Учитель: Булатова И.А.

10:30 орм. Момент;

Учитель напоминает правила поведения на уроке;

Проверка наличия домашних заданий;

10:35 тема «обобщение и повторение»

Рассмотрение возможных заданий на ВПР на сайте «Решу ВПР»

10:55 вопросы на самопроверку

11:05 учащиеся обмениваются ответами и проверяют по результатам, которых учитель выставляет оценки.

Метод: словесный и наглядный;

Оборудование: компьютер и проектор;

Дисциплина класса: хорошая.

 

Урок 24. История 11а кл.

Учитель: Дёмина Т.С.

Проведена самостоятельная работа по Истории Якутии.

 

Г.

День 6.

Урок 25. История 5г кл.

Учитель: Дёмина Т.С.

08:00 орг. Момент;

Проведена контрольная работа под древней греции.

 

Урок 26. История 11а кл.

Учитель: Дёмина Т.С.

09:40 орг. Момент;

Тема «Холодная война. Внешняя политика послевоенное время»

В начале урока дано домашнее задание ответить на вопросы по учебнику.

Изучение новой темы;

10:10 рассмотрение заданий ВПР демо версии.

Метод: словесный и наглядый;

Оборудование: проектор и учебник;

Дисциплина класса: хорошая.

 

Урок 28. История 8б кл.

Учитель: Фёдорова Ч.М.

11:20 орг. Момент;

План урока:

1.Повторение;

2. новая тема;

11:25 Устное повторение тему «Пётр 1»

11:45 учитель даёт задание учащимся самостоятельно письменно сделать сравнение дворян и крестьян.

Метод: словесный и практический4

Оборудование: учебник;

Дисциплина класса: хорошая.

 

Урок 29. История 8в кл.

Учитель: Фёдорова Ч.М.

12:10 орг. Момент;

Повторение реформ Петра 1 по наиболее слабым местам, исходя выполненным заданиям на прошлом уроке.

Учитель объясняет прошлую тему, используя доску для записей основной информации, а учащиеся конспектируют.

12:35 переход к изучению новой темы «повседневная жизнь и быт при Петре 1»

12:45 учитель даёт задание учащимся сравнения изменений у дворян и крестьян.

Метод: словесный и практический;

Оборудование: учебник:

Дисциплина в классе: хорошая.

 

Урок 30. История 6б кл.

Учитель: Булатова И.А.

14:00 орг. Момент;

14:05 тема «Правление князя Владимира»

Учитель объясняет тему урока;

Учащиеся конспектируют основные даты и понятия,

Учитель даёт задание выписать за 1,5 минуты выписать из учебника даты и племена, кторые отказались платить дань, а затем устная проверка.

Учащиеся записывают внешнюю политику и походы из учебника.

14:30 учитель даёт задание самостоятельно выписать причины.

14:40 В конце урока дано домашнее задание работа с документом.

Метод: словесный;

Оборудование: учебник;

Дисциплина класса: хорошая.

 

 

Урок 31. История 6г кл.

Учитель: Булатова И.А.

14:50 орг. Момент;

Повторение прошлой темы;

14:55 продолжение изучение предыдущей темы урока;

Учитель: объясняет тему урока;

Учащиеся: кратко конспектируют тему урока, используя учебник;

15:10 учитель даёт задание учащимся самостоятельно заполнить таблицу по учебнику.

15:30 конец урока.

Метод: словесный и практический;

Оборудование: учебник;

Дисциплина класса: хорошая.

 

Урок 32. История 7б кл.

Учитель: Булатова И.А.

15:40 орм. Момент;

Тема урока: «Внешняя политика Ивана Грозного»

Учащиеся: работают с картой по учебнику и повторяют прошлую тему урока «Внутренняя политика Ивана Грозного».

15:45 переход к изучению новой темы4

Учитель: объясняет тему урока, используя презентацию;

Учащиеся: для схематичного конспектирования чертят таблицу с 3 направлениями внешней политики Ивана Грозного.

16:05 работа с учебником.

Учитель даёт задание учащимся самостоятельно поработать с текстом в учебнике.

16:10 устная проверка.

16:20 в конце урока дано домашнее задание изучить документ в учебнике.

Метод: словесный, наглядный4

Оборудование: проектор и учебник;

 Дисциплина класса: хоошая.

 

Урок 33.математика 7в кл.

16:30 орг. Момент.

Проверка рассадки класса.

Анализ самостоятельных работ прошлого урока.

16:40 подготовка к контрольной работе.

Учитель, взаимодействуя с классом решает примеры на доске.

Учащиеся устно отвечают и записывают в тетрадь.

Метод: словесный и практический.

Оборудование: доска.

Дисциплина класса: хорошая.

 

Г.

День 7.

Урок 34. История 5б кл.

Учитель: Дёмина Т.С.

08:00 орг. Момент.

Проверка рассадки класса.

Учитель ознакамливает с результатами контрольной.

08:25 переход к изучению новой тему «Древняя Италия».

Работа с текстом: учитель даёт задание учащимся прочитать легенду Рима вслух и обращает внимание на термины, чтобы учащиеся записали в тетради.

08:35 работа с картой.

Учитель задаёт вопросы:

Укажите племена, которые проживали на территории Рима?

08:40 в конце урока учитель на домашнее задание описать картину в учебнике.

Метод: словесный и практический4

Оборудование: учебник;

Дисциплина класса: удовлетворительная.

 

 

Урок 35. История 5а кл.

Учитель: Дёмина Т.С.

08:50 орг. Момент.

Ознакомление с заданиями ВПР.

09:05 изучение новой темы «Древнейший Рим»

Работа с картой.

Учитель задаёт вопросы

Каким шрифтом указан Рим?

На каком полуострове находится?

Какие племена населяют?

Какое море омывает Апеннинские острова?

Учащиеся определяют по карте и отвечают.

Работа с текстом.

Учащиеся читают легенду вслух в учебнике и выписывают термины.

Чтение по ролям.

09:30 в конце урока дано домашнее задание описать рисунок в учебнике.

Метод: словесный;

Оборудование: учебник;

Дисциплина класса: хорошая.

Урок 36. История 10 кл.

Учитель: Дёмина Т.С.

09:40 орг. Момент.

Перекличка.

Тема урока «Дворцовые перевороты2

Учитель объясняет тему урока.

Учащиеся кратко конспектируют.

Учитель даёт задание составить кластер, используя учебник.

10:20 в конце урока дано домашнее задание по учебнику.

Урок 37. История 5в кл.

Учитель: Дёмина Т.С.

10:30 орг. Момент.

Ознакомление с заданиями ВПР.

10:45 изучение новой темы «Древнейший Рим»

Работа с картой.

Учитель задаёт вопросы

Каким шрифтом указан Рим?

На каком полуострове находится?

Какие племена населяют?

Какое море омывает Апеннинские острова?

Учащиеся определяют по карте и отвечают.

Работа с текстом.

Учащиеся читают легенду вслух в учебнике и выписывают термины.

Чтение по ролям.

11:10 в конце урока дано домашнее задание описать рисунок в учебнике.

Метод: словесный;

Оборудование: учебник;

Дисциплина класса: хорошая.

 

Урок 38. История 5г кл.

Проведена контрольная работа по древней Италии.

 

Урок 39. Обществознание 8г кл.

12:10 орг. Момент.

Ознакомление с заданиями ВПР и их оцениванием.

Задании ВПР демонстрируются на проекторе.

Учащиеся письменно отвечают на вопросы и за правильные ответы получают баллы по результатам, которых выставляется оценка за урок.

12:50 в конце урока дано домашнее задание: написать краткое сообщение.

Метод: словесный и наглядный;

Оборудование: проектор и учебник;

Дисциплина класса: удовлетворительная.

Урок 40. История 7г кл.

Учитель: Булатова И.А.

14:00 орг. Момент.

В начале урока проведена проверка домашнего задания.

14:10 изучение новой темы «Начало правления Ивана 4»

Учитель обращает внимание учащихся на хронологические рамки.

Учащиеся конспектирую тему урока.

Учитель задаёт вопросы по биографии Ивана Грозного.

Учащиеся самостоятельно выписывают фамилии опекунов из учебника в течении 2 минут.

Учитель даёт задание: посмотреть и ответить отношение внутри опекунского совета по учебнику.

Учащиеся устно отвечают.

Учитель продолжает объяснять тему урока.

Учащиеся конспектируют в тетрадях.

Учитель даёт задание: выписать названия вооружённых столкновений, даты, территории русско-польской войны.

Учащиеся выполняют задания и устно отвечают.

14:40 в конце урока дано домашнее задание по учебнику.

Метод: словесный;

Оборудование: учебник;

Дисциплина класса: хорошая.

 

Урок 1. План конспект урока истории 6г класс.

Тема: «Княжение Владимира и крещение Руси»

Цель урока: ознакомить учащихся с внешней и внутренней политикой князя Владимира, дать представление о принятии христианства на Руси и развитии церковной иерархии.

Задачи урока:

1. изучить деятельность князя Владимира;

2. выявить причины принятия Христианства и его последствия;

3. развить у учащихся умения работать и осмысливать текст.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер для иллюстрации церквей, учебник.

Основные понятия и термины: язычество, десятина, христианство, церковь, государство.

Форма работы: индивидуальная.

Метод: словесный и наглядный.

 

Ход урока

Орг. Момент (2 минуты)

Изучение нового материала.

Открываем тетради, записываем сегодняшнее число и тема урока «Правление Владимира и крещение Руси» и учебник на странице 64.

многие языческие традиции сохранились до наших дней. Наши предки праздновали день весеннего равноденствия. Сейчас мы знаем это праздник как Масленицу. С тех пор сохранилась традиция кулачных боёв. Считалось, что пролитая в них кровь – это жертва духам умерших. Жертвой считалось и сжигание чучела, пепел которого развеивался над полями. Славяне верили, что это поможет собрать богатый урожай.

Вопрос: кто такие язычники?

Дню зимнего солнцестояния был посвящён праздник Коляда. Его название произошло от слова «коло», которое обозначало солнце-младенца. Люди обходили дворы с «солнцем» на палках и пели песни.

Святослав в очередной раз отправляясь в Дунайскую Болгарию разделил свои владения между сыновьями. В Киеве он оставил княжить Ярополка, Древлянские земли передал Олегу, а Новгородские – Владимиру. После смерти отца между братьями разгорелась борьба за власть. Междоусобицы завершились тем, что в 980 году Киевский престол занял Владимир.

 

Давайте запишем хронологические рамки правление князя Владимира (980 – 1015)

 

Вопросы для уточнения

Кто является автором Повести временных лет?

Каким веком датируется?

 

Задание: работа с текстом по учебнику (на 7 минут).

Прочитайте вслух по абзацам отрывок текста из повести временных лет в учебнике на странице 66 и выявить причину, почему Владимир принял именно христианство? (читают желающие)

 

Молодцы! Сложно ли было читать текст?

Всё ли вам понятно?

Разбор текста.

Теперь давайте попробуем разобраться, почему же Владимир выбрал именно христианство?

Крещение Руси

В Киев Владимир вернулся с греческими священниками. В первую очередь обряд крещения прошли его сыновья. Затем Владимир приступил к разрушению языческих идолов. Огромный идол Перуна, установленный им на капище, привязали к хвосту лошади и с горы стащили в Днепр. При этом истукана осыпали ударами палок. Люди, наблюдавшие за этим, плакали.

По Киеву ходили греческие священники и проповедовали свою веру. Но жители города не спешили отрекаться от язычества. Тогда Владимир перешёл к решительным мерам. Он собрал киевлян на берегу Днепра и повелел всем войти в реку. Некоторые сделали это добровольно. Тех, кто отказывался повиноваться князю, дружинники силой загоняли в воду. В это время стоявшие на берегу священники совершали обряд крещения.

Происходили эти события в 988 году.

 

Давайте запишем дату крещения Руси.

 

А вы знали, что первой христианство на Руси приняла за долго до этого княгиня Ольга?

Княгиня Ольга приняла христианство 957 году в Констинтанополе.

Давайте это тоже отметим, так как такой вопрос может вам попасться на ВПР.

 

После Киева христианские проповедники отправились в другие города, распространяя свою веру на всём водном пути до Новгорода. Сопровождал их воевода киевского князя Добрыня. В других частях русского государства ещё долгое время люди оставались язычниками.

Наиболее сильное сопротивление священники встретили в Новгороде. Здесь язычники собрали вече, на котором было принято решение не пускать христиан в город. Но княжеское войско силой сломило сопротивление новгородцев. Языческие капища, как и в Киеве, здесь были уничтожены.

В летописях содержаться сведения, что Владимир очень изменился после крещения. Этот суровый и жестокий князь стал гораздо мягче и добрее. Им было отдано распоряжение о раздаче бедным одежды и продуктов.

Известно, что у Владимира было много жён, но после венчания с Анной, он отказался от многожёнства.

В период правления Владимира на Руси строили храмы и монастыри. По распоряжению Владимира в Киеве была построена каменная церковь Успения Пресвятой Богородицы. В народе она получила название «Десятинная», так как князь выделил на поддержание церкви десятую часть своих доходов – десятину.

 

Давайте запишем, что такое десятина.

Показ на слайде презентации десятинной церкви.

Обратите внимание и запомните эту церковь, возможно будет у вас на ВПР.

 

Владимир приглашал из Византии священников, которые занимались обучением детей в церковных школах.

Принятие Русью христианства оказало большое влияние на развитие государства. Изменился образ жизни населения. Чтобы примирить людей с новой верой сохранили некоторые языческие праздники. Однако многожёнство, жертвоприношение и кровная вражда были строжайше запрещены. Церковь призывала помогать нищим и убогим.

Крещение Руси повлекло за собой и культурные изменения. Появлялись новые архитектурные памятники, развивалась письменность.

Изменилось и положение Руси, которая встала в общий ряд с европейскими христианскими государствами. Древнерусское государство имело наиболее тесные связи с Византией, оказывавшей на него огромное влияние.

Крещение являлось дальновидным политическим шагом Владимира. Вместе с новой религией на Русь пришла связанная с ней церковная организация, основанная на строгой иерархии. Это способствовало и укреплению целостности государства. Правитель теперь оказывал бОльшее влияние на знать и простых людей.

 

Давайте подведём итоги.

В ходе междоусобной борьбы между сыновьями Святослава победу одержал Владимир.

Владимиру удалось значительно увеличить территорию Древнерусского государства.

В 988 году произошло крещение Руси.

 

Проверка работ (3 минуты)

Учащиеся обмениваются работами, проверяют и отмечают знаком плюс за каждый правильный ответ.

 

Домашнее задание в конце урока:

Ответить на вопросы 3 и 4 на странице 69.

 

Я довольна проведённым уроком, всё прошло по плану, поставленные цели задачи достигнуты.

 

 

Урок 2. План конспект урока истории 6б класс.

Тема урока: Русское государство при Ярославе Мудром.

Цель: изучение особенностей исторического развития Руси в период правления Ярослава Мудрого.

Задачи:

1. изучить проблему усобиц после смерти Владимира Святославовича,

2. сформировать представление о внутренней и внешней политике Ярослава Мудрого;

3. развить у учащихся умение работать с историческими документами.

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, учебник.

Метод: словесный, наглядный.

Форма обучение: индивидуальная.

Основные понятия и термины: усобицы, наместники, закон, Русская правда.

Основные даты: 1019-1054 правление Ярослава мудрого.

 

Ход урока

Организационный момент (2 минуты)

Приветствие;

Подготовка учащихся к уроку;

Напоминание учащимся правил поведения на уроке.

 

формулирование учащимися цели урока (1 минут)

узнать историческое значение Русской правды Ярослава Мудрого.

Урок 3. План конспект урока истории 6г класс.

Тема урока: Русское государство при Ярославе Мудром.

Цель: изучение особенностей исторического развития Руси в период правления Ярослава Мудрого.

Задачи:

1. изучить проблему усобиц после смерти Владимира Святославовича,

2. сформировать представление о внутренней и внешней политике Ярослава Мудрого;

3. развить у учащихся умение работать с историческими документами.

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, учебник.

Метод: словесный, наглядный.

Форма обучение: индивидуальная.

Основные понятия и термины: усобицы, наместники, закон, Русская правда.

Основные даты: 1019-1054 правление Ярослава мудрого.

 

Ход урока

Организационный момент (2 минуты)

Приветствие;

Напоминание учащимся правил поведения на уроке.

 

формулирование учащимися цели урока (1 минута):

узнать историческое значение Русской правды Ярослава Мудрого.

Урок 4. План конспект урока истории 7б класс.

Тема: Российское общество XVI в: «служилые» и «тяглые».

Цель: дать представления о жизни Российского общества XVI в.

задачи:

1. познакомить с положением различных представителей российского

2. общества в XVI в;

3. особенностями состава населения российского государства;

4. охарактеризовать занятия, права и обязанности «служилых» и «тяглых».

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер для презентации, учебник.

Тип урока: лекция.

Метод: словесный, наглядный.

 

Ход урока

Организационный момент (2 минуты)

Приветствие и знакомство с классом;

Напоминание правил поведения на уроке.

 

Изучение новой темы:

Давайте для начала сформулируем цель данного урока (1 минута).

Цель: разобраться во всех слоях общества России.

План урока

1. На государевой службе.

2. Крестьянский мир.

3. Посадские и гости.

 

Запишите тему урока и откройте учебник на странице 70.

В России XVI в. формировалось сословное общество. Но права разных сословий не закреплялись юридически; внутри них не было корпоративной сплоченности, как это было в Западной Европе. В России на формирование сословий решающее влияние оказала государственная власть, поэтому они различались не столько правами, сколько обязанностями по отношению к государству.

Прочитайте в на странице 70 кто такие удельное княжество вслух. (1 минута).

Удельное княжество - территория на Руси в XII—XVI веках, образовавшаяся в результате дробления крупных княжеств, возникших на месте Древнерусского государства в период феодальной раздробленности, после его распада. Удельные княжества, в свою очередь, дробились на более мелкие уделы. Территория удельного княжества являлась территориальным владением под управлением князя. Чаще всего новые удельные княжества появлялись в результате земельных переделов, дарений и передачи в наследство. Формально удельные княжества находились под властью великого князя, но имели свою монету, учреждения, власть, то есть являлись практически независимыми государствами. Появление удельных княжеств прекратилось в связи с образованием Русского централизованного государства. Последнее удельное княжество в Московском царстве — Угличское — было ликвидировано в 1591 году после смерти Дмитрия, сына Ивана IV Васильевича.

 

Составим схему в тетрадях служилых людей (5 минут).

 

 

 

Вспомните, что такое местничество.

Давайте это мы запишем

Местничество — система распределения должностей в зависимости от знатности рода, существовавшая в Русском государстве. Местничество было отменено приговором Земского Собора 12 января 1682 года.

 

Запишем, что такое крепостное право?

Крепостное право – это совокупность государственных законов, закреплявших крестьян к определенному участку земли, а также ставивших крестьян в зависимость от землевладельца.

Запишем, что такое слободы.

Слободой обычно назывался посад, жители которого занимались государственной службой (обеспечивали жизнедеятельность Русского государства) по тем или иным направлениям и именовались по их приказам или основным специалистам (чинам): ямская, торговая, кузнецкая, гончарная, пушкарская, стрелецкая, сокольничья, солдатская, матросская слободы и так далее.

Положение крестьянства в XVI в. изменилось: с 1581 года крестьянам было запрещено покидать вотчины и поместья – были введены заповедные лета, в 1597 году введен 5-летний срок сыска беглых крестьян – урочные лета. Эти перемены были вызваны тем, что выросшие налоги и неурожаи привели к запустению дворянских владений. Чтобы сохранить налогоплательщиков и обеспечить поместья рабочими руками правительство предприняло эти меры.

Повинности крестьян в пользу господина:

- барщина,

- оброк,

- выплата мелкого дохода курами, яйцами, маслом и т. д.

- строительство

- пахота господской земли

- работы по благоустройству дворянского поместья

- заготовка кормов для скота

- рыбалка.

Сельское общество (обчество, сельская община, крестьянская община, мир) — единица административно-хозяйственного самоуправления крестьян Российской империи. Несколько сельских обществ составляли волость. Сельские общества управлялись сельскими сходами, избиравшими сельских старост. Они несли коллективную ответственность за уплату налогов своими членами.

 

Тяглое население было разделено по чёрным слободам и черным сотням.

 

В чёрных слободах селились горожане, поставлявшие в царский дворец различные припасы и работавшие на дворцовые нужды. Тягло платилось с места и с промысла. Повинность — общинная. Тягло и повинности распределялись общиной.

В чёрные сотни был сведен простой посадский люд, занимавшийся мелкой торговлей, ремеслом и промыслами. Каждая чёрная сотня составляла самоуправляющееся общество с выборными старостами и сотниками.

Как видно из приведенных отрывков, системы управления в крестьянских общинах и городах были очень похожи.

Такая система управления в тот исторический период способствовала развитию России, так как обеспечивала гарантированное поступление налогов в казну. Ведь и в городе, посаде, и в крестьянской общине была коллективная ответственность за выплату налогов, и сильная община - сильное государство.

Обратите внимание как выглядели дома крестьян на странице 72.

 

Подведём итоги уроке в форме рефлексии (3 минуты).

Что вы нового узнали?

Что вас больше удивило?

Что вы поняли из этого урока?

 

Домашнее задание: ответить на вопросы 1, 3 и 4 в конце параграфа.

 

К сожалению не удалось провести урок до конца, так как была учебная пожарная тревога, к тому же не сработала презентация к уроку, но несмотря на непредвиденные обстоятельства урок прошёл по плану, все поставленные цели и задачи достигнуты.

Урок 5. План конспект урока право 10 класс.

Тема: Федеральное собрание.

Цель урока: на основе документов, статей Конституции Российской Федерации 1993 года изучить деятельность, вопросы ведения и основные полномочия Совета Федерации;

Задачи:

1. сформировать знания о процедуре формирования Федерального собрания; о функциях и полномочиях Федерального собрания;

2. воспитывать уважение к законам, формировать гражданскую позицию.

3. воспитывать дисциплинированность учащихся;

4. развивать умения и навыки работы с правовыми источниками;.

Тип урока: комбинированный.

Форма урока: лекция.

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер для презентации.

Метод: словесный и наглядный.

 

Ход урока

Организационный момент (2 минуты)

Приветствие и знакомство с классом.

Плана урока:

1. структура федерального собрания РФ4

2. порядок формирования совета федерации;

3. компетенции совета федерации;

Порядок формирования государственной думы;

4. компетенции государственной думы;

5. прекращение полномочий государственной думы;

6. рассмотрим сайты совета федерации и государственной думы.

 

Изучение нового материала (рассчитано на весь урок).

Для начало хотелось бы узнать, имеется ли у вас конституция и знакомы ли вы с ней?

Что такое Конституция РФ?

В каком году она была принята?

Давайте обратимся к главе 5 ст. 94 конституции РФ.

В ст. 94 Конституции РФ сказано, что Федеральное Собрание является представительными законодательным органом. Являясь элементом системы органов государственной власти, Федеральное Собрание представляет весь многонациональный народ Российской Федерации, выполняя законотворческие функции. Одна из палат Совета Федерации является представителем субъектов РФ (в ее состав входит один представитель от исполнительного и один исполнитель от законодательного органа субъекта РФ).

Согласно ст. 95 Конституции, Федеральное Собрание состоит из двух палат — Совета Федерации и Государственной Думы. Государственная Дума представляет все население Российской Федерации, а Совет Федерации, часто именуемый верхней палатой, состо­ит из членов, представляющих все субъекты Российской Федерации.

 

 

Совет Федерации

Согласно ч. 2 ст. 95 Конституции, в Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти.

 

Вопрос учащимся

Кто является председателем совета федерации?

 

Согласно ст. 102 Конституции, к ведению Совета Федерации относятся:

утверждение изменения границ между субъектами Российской Федерации;

утверждение указов Президента Российской Федерации о введении военного и чрезвычайного положения;

решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами ее территории;

назначение выборов Президента РФ;

отрешение Президента РФ от должности;

назначение на должность судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ;

назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора РФ.

На заседаниях Совета Федерации предусматриваются следующие основные виды выступлений:

доклад,

содоклад,

заключительное слово,

выступление кандидата на выборную должность,

выступления в прениях по обсуждаемой кандидатуре, по мотивам голосования, по порядку ведения заседания,

предложе­ние,

справка,

информация,

заявления,

обращения.

Решения Совета Федерации принимаются на его заседании открытым или тайным голосованием.

Государственная дума

Согласно Конституции РФ (ст. 95, 96 и 97), Государственная Дума состоит из 450 депутатов и избирается сроком на пять лет.

 

Вопрос учащимся

Кто является председателем государственной думы?

 

Депутаты Государственной Думы избираются гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Право избирать в Государственную Думу принадлежит каждому гражданину Российской Федерации, достигшему на день голосования 18 лет. Депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший на день голосования 21 года.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 22.02.2014 г. №20-ФЗ в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации избирается 450 депутатов. 225 депутатов Государственной Думы избираются по одномандатным избирательным округам (один округ - один депутат). 225 депутатов Государственной Думы избираются по федеральному избирательному округу пропорционально числу голосов избирателей, поданных за федеральные списки кандидатов в депутаты Государственной Думы.

Согласно ст. 103 Конституции, к ведению Государственной Думы относятся:

дача согласия Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ;

решение вопроса о доверии Правительству РФ;

назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка РФ;

назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины соста



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-19; просмотров: 87; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.38.117 (0.361 с.)