На основе принципов дифференциации и индивидуализации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

На основе принципов дифференциации и индивидуализации



1. Виды индивидуализированных заданий по праву.

2. Организация индивидуализированной групповой работы в классе.

3. Роль учителя при проведении групповой работы.

       1. Внутриклассная индивидуализация осуществляется в основном в виде самостоятельной работы посредством выполнения учащимися индивидуализированных заданий.

.      И.Унт предлагает выделять следующие виды индивидуализированных заданий:

а) учитывающие индивидуальные особенности учащихся:

-уровень знаний, умений и навыков учащихся;

-общие и специальные способности;

-учебные умения;

-познавательные интересы;

 

б) учитывающие требования программы:

- задания на устранение пробелов в знаниях, умениях и навыках;

-задания для совершенствование и углубление программного материала соответственно способностям и интересам учащихся;

 

  в) отличающиеся степенью алгоритмизации;

г) по степени обязательности их выполнения:

-обязательные задания, предложенные учителем;

-альтернативные задания, предложенные учителем;

-задания, предложенные учителем для добровольного выполнения;

-добровольные задания, содержание которых находит сам ученик;

 

 д) по месту выполнения задания: задания, выполняемые на уроке; выполняемые дома.  

      

1. Задания, учитывающие уровень знаний, умений и навыков учащихся.

 

Потребность в этих заданиях связана с наличием различий в знаниях, умениях и навыках учащихся: либо это пробелы в знаниях, либо это предварительные знания.

 

Соответственно выделяют задания, направленные на ликвидацию пробелов и задания по учету предварительных знаний.

           

Пробелы в знаниях могут быть двоякими:

- знания, которые должны быть усвоены в соответствии с программой по праву;

-знания, которые должны быть усвоены в соответствии с программой другого предмета, и на которые следует опираться при изучении права (обществознание, история, литература).

 

Наиболее значимы пробелы в понятиях, теориях и закономерностях.

 

 Поэтому с целью ликвидации пробелов необходимо предлагать задания, которые углубляют наиболее существенные знания по праву.

Целесообразно предлагать задания, имеющие целью ликвидацию пробелов, имеющих межпредметный характер (особенно с курсом обществознания).

           

Нередко учитель предлагает учащимся задания, направленные на ликвидацию пробелов в знаниях после контрольных работ, когда обнаружены пробелы в знаниях.

 

 Гораздо реже используют в профилактических целях, приступая к изучению новой темы. Необходимо диагностировать знания, приступая к изучению новой темы.

      

2.Задания, учитывающие предварительные знания.

Их цель – избежать такой ситуации, когда ученики выполняют задания, находящиеся ниже актуального уровня его развития.

 

Для этого предлагаются следующие типы заданий:

а) позволяющие ученику интегрировать свои предварительные знания и жизненный опыт с новым материалом (они даются тогда, когда ученик имеет бессистемные неточные предварительные знания);

 

б) стимулирующие ученика кратко повторить новый материал; затем ему дают задания для обогащения (когда ученик в основном знает материал);

 

 в) стимулирующие ученика выполнять дополнительные задания и тем самым освобождающие их от проработки нового материала (Ученик владеет материалом. В данном случае целесообразно предложить учащимся, самостоятельно освоившим материал, подготовить сообщения).

           

 

3. Задания, учитывающие общие и специальные способности учащихся.  

Различия в способностях выражаются в различном темпе учения.

 

Задания. учитывающее данное положение, относительно легко составлять и задавать: после выполнения общих заданий ученики приступают к более сложным и творческим заданиям.

 

Однако нецелесообразно использовать данный алгоритм применительно к способным ученикам, т.к. они быстрее усваивают сущность изучаемого материала.

 

Поэтому в случае, когда предполагается повторение и обобщение, целесообразно давать более способным ученикам меньше общих заданий и больше заданий на творческом уровне.

Давать весь комплект заданий целесообразно тогда, когда самостоятельно анализируется новый материал.

           

 

4. Задания, учитывающие уровень учебных умений. Не всегда существует прямая связь между способностями ученика и уровнем его учебных умений.

 

В то же время специальные задания для развития учебных умений необходимы слабоуспевающим ученикам.

 Учебные умения формируются у них с большим трудом, но являются основой для удовлетворительной успеваемости.

 Способные ученики часто усваивают умения и без специальной тренировки.

 

Необходимо диагностировать уровень сформированности учебных умений.

 

Для этого при выполнении заданий учащимися можно использовать следующие приемы: а) различное количество заданий при ознакомлении с новым учебным материалом;

 

 б) различное количество вопросов по тексту (чем более детализированы вопросы. тем легче на них отвечать);

 

 

в) детальное или менее детальное руководство для самостоятельной работы.

           

При формировании учебных умений необходимо выявление «предварительных» умений (например, умение пользоваться справочной литературой).

 

Индивидуализация заданий в данном случае необходима, чтобы избежать слишком легких или сложных заданий.

           

5. Задания, учитывающие познавательные интересы школьников.

  Этот вид заданий предусмотрен:

 

а) для удовлетворения имеющихся интересов;

 

 б) для стимулирования возникающих интересов;

 

в) для создания предпосылок к возникновению интересов.

 

Соответственно этим целям используются задания, ориентированные на дополнение и углубление учебного материала и задания, знакомящие школьников с новой точкой зрения на изучаемый материал.

           

 

Виды заданий:

 

1) чтение дополнительной юридической научно-популярной литературы;

 

2) чтение художественной литературы;

 

 3) работа со словарями, справочниками;

 

4) подготовка докладов, написание сочинений;

 

5) сбор дополнительного материала к семинарским занятиям;

 

6) выполнение заданий на основании программ радио и телевидения;

 

7) выполнение заданий на основе индивидуальных и групповых экскурсий;

8) выполнение заданий на основе посещения кино, музея и т.д.

       Для названных видов заданий характерна их близость к внеклассной работе.

Соответствующие интересам задания предлагаются всем учащимся, как сильным, так и слабым.

 

 Углубление индивидуализации происходит на основе степени трудности задания.

           

Применение заданий, соответствующих интересам, требует координированных действий между учителями.

 

Учащиеся с более выраженными общими способностями имеют предпосылки к выполнению заданий почти по всем предметам.

 

 Поэтому они должны иметь право выбора

выполняемых заданий. 

      

6. Задания по степени их обязательности и регламентированности.

      

А) Задания, предлагаемые учителем.

В них учитель устанавливает как содержание, так и объем задания. Они обязательны.

      

Б) Альтернативные или выборочные задания.

В данном случае ученик должен сделать выбор между предложенными заданиями.

Это повышает интерес к изучаемому.

 Психологически это объясняется тем, что ученик должен взвесить плюсы и минусы того или иного варианта; при выборе он может исходить из своих интересов, симпатий, кругозора, что повышает мотивацию выполнения заданий.

 

 Все выборочные задания можно разделить:

1) на задания с более или менее одинаковой степенью трудности;

2) задания, с различной степенью трудности.

 

Второй вид заданий ставит учеников перед ситуацией, когда они сами должны оценить свои способности.

 

Например, выбрать, какой нормативно-правовой документ анализировать; на какую тему писать творческую работу; на какую тему подготовить доклад.

       Ряд авторов предлагает использовать задания на выбор для контроля и оценки знаний школьников.

  В этом случае им предлагается несколько отличающихся по трудности вариантов контрольной работы, и оценка ставится в зависимости от того, какой вариант они выберут. И.Унт считает целесообразность выборочных заданий сомнительной.

 

Поскольку, если ученик выберет самый трудный вариант и не справится с ним и не успеет выполнить более легкий, то возникает вопрос, как его оценить? Двойка была бы необъективной оценкой.

 

 Поэтому выборочных заданий должно быть не слишком много и они должны включать обязательный для усвоения материал.

 

Выбор можно делать между способами выполнения задания.

       Одной из трудностей может быть неготовность ученика к выбору заданий. В случае низкой мотивации учения школьник может выбрать более легкий вариант задания.

           

В) Предлагаемые учителем добровольные задания.

Их предлагают всему классу, группе или индивидуально, они охватывают материал, обогащающий программы.

 Выполнение таких заданий реализует как развивающие, так и воспитательные цели (формируется социальный мотив учения).

 

Такие задания нужно предлагать ученикам уже в начальной школе. Позднее у них может возникнуть желание, окончить школу, прилагая как можно меньше усилий.

      

Г) Добровольные задания, найденные самими учениками.

Способность ученика формулировать и выполнять такие задания представляет высшую степень его самостоятельности, которой можно достигнуть с помощью индивидуализированных заданий.

 

Выполнение таких заданий так же решает воспитательные и развивающие задачи: формирование способности самому находить и решать проблемы, выработка способности к саморегуляции.

Возможности применения индивидуализированной

 самостоятельной работы:

       1. При подготовке к прохождению нового материала индивидуализация необходима, т.к. предварительные знания учащихся различны.

 

Учащиеся с низким уровнем предварительных знаний нуждаются в повторении, а учащиеся с неплохими начальными знаниям могут получить задания, которое с точки зрения изучаемой проблемы позволяет интегрировать знания ученика.

           

 

2. При прохождении новой темы необходимо учитывать различия между учащимися в способностях и умениях.

 

 От этого зависит, в каком руководстве они нуждаются и задания какого уровня сложности могут быть предложены.

 

Здесь можно в меньшей степени учитывать разницу в знаниях (исключение – если ученик обладает обширными знаниями).

           

 

3. Необходимость индивидуализации велика при закреплении, повторении и применении знаний.

 

 В основе индивидуализации здесь лежит разный темп и различное качество усвоения. Поэтому учащиеся нуждаются в закреплении и упражнении не на одинаковом уровне и в неодинаковом количестве.

У более сильных учеников освобождается время на выполнение дополнительных заданий.

       4. Особенно большие возможности для индивидуализации открывается в домашней работе.

 

Целесообразно давать задания, которые

а) позволят ознакомиться объектами за пределами школы;

б) более объемные задания на длительный срок;

в) предлагать выборочные и добровольные задания. 

      



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-17; просмотров: 163; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.240.178 (0.048 с.)