Курс лекций по сценарному мастерству и основам драматургии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Курс лекций по сценарному мастерству и основам драматургии



Курс лекций по сценарному мастерству и основам драматургии

Особенности драматургии массовых форм

Специфика, драматургии массового зрелища в документальности. Драматургия массового зрелища, как правило, основана на конкретных фактах, на их осмыслении. Это не означает, что они лишены художественного вымысла, что в сценарии праздника, театрализованного концерта, массового зрелища не может быть обобщенных образов героев прошлого, настоящего, будущего. Напротив. Именно, сочетание двух линий - документальной публицистичности и художественной образности - придает сценарию масштабность, выразительность и глубину, их нельзя противопоставлять друг другу или взаимоисключать, как это подчас еще делают некоторые драматурги и режиссеры. Документальность, разумеется, не является особенностью только лишь массовых форм. Сценарий, основанный на документах, письмах, дневниках, сегодня чрезвычайно распространен в театре, кино, на телевидении и радио. Однако документальность наиболее присуща именно массовому зрелищу, происходящему на площадях и в парках культуры и отдыха, на улицах.

Еще одна отличительная особенность драматургии массовых праздников состоит в том, что они построены на действиях массы людей. Человек в ситуации массового праздника должен быть участником, а не зрителем, поэтому в сценарной и режиссерской разработке нужно предусмотреть пути его активизации, каналы, по которым может развиваться активная деятельность каждого участника во время зрелища. Стремление предоставить возможность действовать как можно большей группе людей превращает массовое зрелище в комплекс разнообразных культурных и художественных акций. Специфичность драматургии и режиссуры массового зрелища, обусловленная их активным характером, заключается в том, что они представляют собой не только и не столько организацию действия на сценической площадке, сколько организацию действия аудитории, самой массы участников. Очень эффективной является такая разработка театрализованного действия, при которой масса людей или отдельные наиболее характерные для данной праздничной ситуации группы становятся главным, коллективным героем праздника.

Важной специфической чертой драматургии массового праздника является их синтетический, комплексный характер, при котором универсальным методом создания любого вида театрализованного массового зрелища выступает синтез. Режиссура и драматургия используют часто синтез различного рода единовременных акций, различных типов действия, синтез документа и искусства, разнообразных выразительных средств.

Массовый праздник обычно использует несколько разных площадок, которые действуют одновременно или поочередно. На них проходят разного рода действия: выступления хоров, оркестров, спортивных и хореографических коллективов. Причем все это не механическое объединение нескольких разнообразных действий, а действие единое, скрепленное одним замыслом, подчиняющееся единой теме массового праздника, тщательно разработанное в одном сценарии, нашедшее единое художественно-образное воплощение.

Сценарный и сюжетный ход.

В практике досуговых программ, представлений существует такое понятие, как «ход». Его называют иногда драматургическим, режиссерским, сценарным или авторско-режиссерским. Сценарно-режиссерский ход это прежде всего - смысловой ход, в основе которого лежит идейное начало, указывающее направление монтажа, подсказывающее композиционные приемы и образно-пластическое решение.

Сценарно-режиссерский ход должен быть найден на этапе разработки замысла, когда у авторов сформулирована проблема, определены конкретные сценические задания, т.е. когда сделан смысловой каркас сценария.

Также, сценарно-режиссерский ход (прием) - это образно-смысловой стержень, который пронизывает весь сценарий, цементирует действие в его логическом развитии.

Сценарный ход - это инструмент выразительности, соединяющий в единую линию разрозненный материал и эпизоды сценария, помогающий рождению образа.

СЦЕНАРНЫЙ ХОД, предлагаемые сценаристом условия театрализованного или игрового общения, определяющие развитие и композицию массового действия и выражающие его образный смысл. Часто в качестве Сценарного хода выступает условность. Он органически вытекает из тематического замысла представления, подсказывается его материалом. Сценарный ход должен отвечать нескольким требованиям: помогать раскрытию основной темы, заинтересовывать зрителя и обязательно проходить от начала до конца, связывая весь материал. Сценарным ходом может быть интересная загадка с разгадкой в конце представления, песня или песни определенной темы. Сценарный ход может найти отражение в сценографии и т. д.

В любом случае Сценарный ход требует особого поворота всего материала, особого видения, особой веры в условность, в условия игры.

Самые популярные сценарные ходы:

­ Хронологическая последовательность;

­ логика производственного процесса («урок», «печём торт»);

­ логика человеческой жизни;

­ путешествие;

­ принцип чисел (три, семь, двенадцать);

­ известные драматургические произведения;

­ поиск чего-, или кого-либо (центральный образ);

­ блочная система (разговор вокруг чего-то или кого-то)

СЮЖЕТНЫЙ ХОД - драматургический ход, отображающий порядок построения эпизодов, логику развития действия массового представления. Задача Сюжетного хода точно и ярко выразить тему и идею представления и стать стержнем, на который нанизываются номера и эпизоды представления. (Не сюжет, а сюжетный ход!) порою не столько внешний, сколько внутренний, ассоциативный, дающий возможность не только объединить сквозным действием отдельные номера представления, но, и это главное, - раскрыть его через сценическое действие - основное выразительное средство театра. Например, введя актерские задачи и мизансценирование даже в те номера, которые в силу жанра и традиций их не предполагают. Сюжетный ход и сквозное действие представления находят свое зримое выражение в образном приеме, который дает возможность взаимосвязи всех его эпизодов и создаёт из них неразрывную цепь последовательно развивающихся событий, действий. Один из таких приемов - это введение в его ткань одного или нескольких ведущих, которые произнося специально написанный или подобранный текст, связывают эпизоды между собой необходимым информационным материалом. Для этой цели можно использовать специально подобранные кинокадры (диапозитивы, слайды), или песню, проходящую лейтмотивом, или специально поставленные пластические (пантомимические, хореографические) миниатюры-композиции, или "живые картины", или определенным образом подобранный звукошумовой ряд и т. п.

Часто режиссеры представления связывают эпизоды не одним каким-либо приемом, а прибегая к их синтезу. Например, используя в сочетании с идущей фоном музыкой слово, или пантомимические миниатюры, либо живые картины ("барельефы"), или сочетая это все вместе. В конечном счете, это зависит от образной формы, в которую "одето" представление.

Чёткого разделения между сюжетным и сценарным ходом нет. И определить в театрализованном представлении, что именно движет действие и развивает конфликт, иногда сложно. Поэтому для сценариста самое главное, что он должен решить для себя при создании того или иного хода, это идейно-тематическую основу, которая помогает ему потом подбирать художественно-выразительные средства, разрабатывать художественные образы и чётко выстраивать композиционное построение.

Сюжет в сценарии.

Композиционной основой сценария часто является сюжет. В понятии «сюжет» в разное время вкладывался различный смысл. Первоначально сюжетом называли основной предмет изображения. В.И. Даль в «Толковом словаре» определяет сюжет не только как «предмет и содержание», но и как «завязку сочинения». Позднее сюжетами стали называть произведения, изображающие логически связанные между собой события.

Сюжет (фран. «сюжет» — предмет) — это развитие действия, ход событий в драматургическом произведении.

Построение сюжета театрализованного представления или отдельного его эпизода — один из важных этапов создания сценария, работа творческая, требующая знания материала и незаурядной фантазии. Готовых сюжетов не существует. Даже если сценарист разрабатывает какой-нибудь известный сюжет, он трансформирует его для решения своей темы, задачи конкретного воздействия на публику.

Начинать целесообразно с написания действенного либретто, т.е. краткого содержания драматургической истории. Далее определяются те части истории, которые реализуются в диалогах и будут вынесены на сцену, и те, что остаются за пределами сюжета (о них зритель узнает из сценических диалогов).

Намечается главное событие (чаще всего единственное, в котором раскрывается основной смысл произведения, и исходное событие, расположенное вне сюжета, перед самым началом сценической истории). Это событие — главная причина возникновения драматической истории. Скажем все разнообразие новогодних театрализованных представлений при желании можно свести к одной сюжетной схеме.

Исходное событие. Случилось нечто такое, что не позволяет начать праздничное торжество (исчез мешок с подарками или посох Деда Мороза; попала в плен к Бабе Яге Снегурочка; пропала елка и т.д. и т.п.).

Главное событие. Усилиями персонажей Деду Морозу возвращен мешок или посох, освобождена Снегурочка и, наконец, отыскана елка.

В подобных театрализованных представлениях основное событие предсказуемо и лишь ожидание его поддерживает зрительский интерес. Но, если драматург находит поворот сценического действия, который ломает привычную схему, эстетическая реакция на него намного острее. Поэтому резкий слом действия, неожиданное разрешение конфликта, которые влекут за собой совершенно новое направление развития ситуации, — золотое правило сценариста.

Принципы построения сюжета по Маршаку «Клубный сценарий». Расскажем о двух принципах: литературно-повествовательном и драматическом.

Литературно-повествовательный. В первом случае сюжет раскрывается в основном описательными средствами, способом рассказа. Один или несколько исполнителей сообщают о каком-либо событии, факте, конфликте, происшествии. Иногда рассказ идет в лицах, но на сцене не показано само событие, оно не происходит на глазах у зрителей. Здесь все дается от имени автора, от лица повествователя (повествователями являются и различные персонажи).

При использовании драматического принципа основное действие, событие восстанавливается или создается фантазией сценаристов с помощью действующих лиц. Герои такого представления не рассказывают, а действуют. Особое значение здесь приобретают характеры и обстоятельства, поведение персонажей в определенной ситуации.

При монтажном способе построения сюжета выстроить единое действие невозможно. Художественные фрагменты никоим образом не пересекаются друг с другом (разные герои, сюжеты, обстоятельства); конкретные номера самодостаточны; документальный материал и выступления реальных героев напрямую не связаны с вымышленной действительностью. Зато возможно единство мысли. Развивается не ситуация, а смысл. Разноголосица художественных и документальных фрагментов образует новое драматическое пространство и основной структурной составляющей его становится эпизод.

Задачи сюжета. Сюжет должен обеспечить динамичность действия, развивающегося по законам драматургии: от экспозиции, завязки, через нарастание действия и кульминацию к развязке. Наиболее рациональное построение сюжета то, которое большую часть времени отдает под нарастание действия и кульминацию. С кульминацией должна быть предельно сближена короткая, ударная развязка. Это позволит не снимать вплоть до финала напряженного накала действия и наиболее эмоционально, эффективно воздействовать на зрителя.

 

Функции документа

Документы могут выполнять следующие функции, которые условно принято разделять на три блока:

•   Информационная функция - каждый документ обладает определенной информационной «ёмкостью» - количеством и качеством информации, а также полнотой, оптимальностью и актуальностью представленной в нём информации;

•   Функции, обеспечивающие процесс управления;

•   Функции, носящие культурно-исторический характер.

Общие функции документа:

•   Информационная - определяется потребностью документирования, хранения и предоставления информации;

•   Коммуникативная - документы являются средством обмена информацией;

•   Социальная - состоит в запечатлении, сохранении и передаче социальной информации; документ является не только продуктом определенных социальных отношений, но и сам может воздействовать на эти отношения; социальная функция определяется ролью и местом документа в данном обществе и жизни государства.

В основе документа всегда заложен факт или событие. Рассмотрим эти понятия:

Факт

Под фактом (от лат. factum - сделанное) понимается невымышленное происшествие, событие, явление. Факт - это синоним слов «истина», «событие», «результат», знание и достоверность которого доказана. Факт - это не то, что бывало, бывает, а то, что было в определенном случае, что произошло сегодня, вчера. Факт отличается динамичной природой, отражает событие в момент деятельности человека, коллектива, общества.

Один из самых активных и ярких зачинателей сценической публицистики - В. Маяковский шел в своей драматургии также от факта. Рассказывая о своей работе над пьесой «Клоп», он подчеркивал, что основным материалом для этого произведения послужили факты, на которые он обратил внимание, как «газетчик публицист». В. Маяковский и его соратники сражались не за натуралистический документ, а за документ осмысленный патетически и сатирически. Для большой группы художественной интеллигенции «литература факта» была путем освоения нового жизненного материала. Факт, осмысленный художником, становился явлением художественного порядка. Примером литературной обработки фактов является поэма В. Маяковского «Хорошо». В поэме факты истории выстроены в хронологическом порядке. С.М. Эйзенштейн в знаменитом «Броненосце «Потемкине» прямо шел по фактам: восстание на броненосце, гибель Вакулинчука, его похороны и расстрел на одесской лестнице. Объективная, не подверженная влиянию, фальсификации. Для В.Э. Мейерхольда «Мистерия-буфф» явилась поводом для создания публицистического спектакля-обозрения на актуальные темы. Лирико-эпический тон и факты, взятые из жизни, с улицы, из газет.

Искусству нашей эпохи присущ обостренный интерес к объективным фактам, оно напряженно ищет правдивые ответы на многие вопросы новых поколений, приходящих в жизнь. Поэтому «художественный документализм» сегодня приобрел такую неоспоримую силу в искусстве, став сильным, действенным орудием в руках публицистов.

Событие - это факт, коренным образом меняющий ход развития действия. Определяющим качеством «события», которое отличает его от всех иных категорий драмы, является его свойство быть конфликтным для всех действующих лиц, выводимых автором в данном сценическом отрезке времени. Драматическое событие или цепь событий - результат действий не одного, а нескольких лиц и одновременно стечения обстоятельств.

Конструкция драматического произведения представляет собой последовательную цепь событий. И если этот логический ряд событий, будет нарушен, то конструкция драматургического строения подвергнется деформации.

Виды документа

Документ – это материальный носитель записи с зафиксированной на нём информации, предназначенной для её передачи во времени и пространстве. Такими материальными носителями могут выступать бумага, кино и фотоплёнка, фонограммы (граммофонные записи) выступлений известных людей, и выступления живых свидетелей или участников событий. Наконец, это и цифры. Но в этом случае необходимо найти выразительный образный прием, с помощью которого они «заговорят». Т.е. носители, которые могут содержать тексты, изображения, звук. Документ в обычном понимании – это деловая бумага, юридически подтверждающая какой-то факт или право на что-то, т.е. документ – это свидетельство о факте. Такой фиксацией могут быть письменные свидетельства о сути происходящего, протоколы, стенограммы, декреты, постановления, и т.д.

Документальным материалом могут быть:

1) Литературно-документальные источники (мемуары, очерки, публицистические статьи).

2) Эпистолярные материалы (дневники, письма, фото и кинодокументы, зафиксированные на плёнку выступления известных людей и т.д.).

3) Подлинные вещи (личные документы, оружие, каски, гильзы, награды, знамя и т.д.).

Использование в сценарии историко-документального и местного материала придаёт ему достоверность, эмоциональность, содержательность, вызывает интерес у аудитории.

В массовом представлении используются не только документальное кино и видеоматериалы, цифры, факты, но так же в действие включаются реальные, подлинные герои, непосредственные участники тех или иных событий, которым посвящается представление.

В театрализованных представлениях и праздниках часто используются такие виды личных документов как: мемуары, дневники, письма.

Мемуары - специфический жанр литературы, особенностью которого является документальность; способность восстановить множество фактов, которые не отразились в других видах источников. Мемуары могут иметь решающее значение в помощи для режиссёра, в реконструкции того или иного события. Мемуары это фактически автобиография, хотя иногда искажающая факт в силу авторской позиции и поэтому идейная позиция автора не всегда объективна. Работа с мемуарами требует конкретного погружения в состояние автора. Необходимо так же учитывать под чьей редакцией они выходят.

Личные дневники так же являются воспоминанием, но в дневнике зафиксированы мысли относительно тех или иных событий произошедших за день или два, в течении суток или в этот же день, то есть эта практически сиюминутная запись без возможно объективной оценки, но безусловно с эмоциональной окраской. Из-за этого можно сказать, что дневник - это более точный источник информации, ведь со временем человек начинает совершенно иначе смотреть на вещи и давать им другие оценки. Иными словами, личный дневник – это свежие мысли, это первые впечатления!

Письма - это так же лично фиксированный факт события, но письмо в отличии от дневника имеет направленность на конкретного читателя. Письмо всегда имеет адресата. Это позволяет понять, что мог автор смягчить или приукрасить в письме, что бы порадовать, не огорчать читателя.

Фотография – зрительный образ, так же является документом, несущим в себе информацию. Это документ реальный и подлинный, говорящий совершенно понятным всем языком, несущий в себе определённые культурные и эстетические смыслы. Многие фотографии понятны людям вне зависимости от их места проживания, вероисповедания и социального статуса. Фотография не только протоколирует и показывает жизнь, но создаёт собственный художественный образ, который в дальнейшем может жить совершенно самостоятельно в театрализованном представлении. Вслед за фотодокументом идёт видеоархив, который позволяет сохранить для истории «живые» воспоминания уходящих от нас навсегда эпох. Самое эмоциональное воздействие на зрителя несут видеокадры. 

Огромную ценность для документального жанра имеют вещественные документы. По вещи мы можем определить культуры, эпоху, статус хозяина, значит вещь - это в какой-то мере документ, который так же хранит свою историю и историю своих хозяев. Вещи, несущие в себе историю могут использоваться в мероприятиях посвящённых историческим, трагическим событиям.

Особенность режиссуры театрализованных представлений и праздников, как было указано выше, заключается в месте проведении праздника, поэтому следует отметить как отдельный вид документа - архитектурно-исторический. Документализм ТП тесно связан с выбором места действия, а зачастую само место действия становится главным действующим лицом. Помимо природных, архитектурных особенностей игровой площадки, времени дня и года огромную роль играют вызванные данным местом исторические ассоциации (Мамаев курган, солдатское поле, Пискаревское кладбище). Поэтому реальные герои жизненных событий и подлинные исторические памятные места можно отнести к документальному материалу.

 Здание несёт в себе историю и своего создателя. К архитектурно- историческому документу относятся памятники и мемориальные комплексы, у которых часто проводятся праздники и военно-патриотические мероприятия, в связи с направленностью того или иного монумента.

Для режиссёра театрализованных представлений и праздников место - это наиважнейшая деталь. Именно от места может родиться идея, замысел, режиссерский ход. Режиссёр может использовать живую сценографию самого места, где в празднике, как бы присутствует дух вечности, неумолимый к материальным свидетельствам былых времен.

Примером тому является праздник «Копорская потеха» проводимый у стен древней Копорской крепости, которая находится в селе Копорье Ломоносовского района Ленинградской области. Копорская крепость в дошедшем до нас виде - памятник каменного древнерусского военно-оборонительного зодчества конца XV-начала XVI веков. Эта крепость стала живой декорацией и главным участником праздника - она говорила со зрителем, пускала разноцветный дым из окон и реагировала не хуже зрителей на происходящее у её стен.

И, конечно, в специфике театра массовых форм отдельный разговор следует вести о героях реальных. Реальный герой – это живущий сегодня человек, свидетель и участник каких-либо событий, о которых идет речь в сценарии. Когда в представлении появляется реальный человек, это вызывает особое волнение у зрителей. Люди всегда эмоционально откликаются и реагируют на все настоящее, правдивое, истинное. Реальный человек, как живой свидетель, несет ту самую правду, которою жаждет зритель.

Реальные герои и участники театрализованных представлений и праздников к 90-годам исчезли со сценических подмостков: сталевары, шахтеры, доярки, рабочие династии и т.д. Сценаристы-режиссеры кинулись на поиски героев или мини героев в качестве образа для подражания. Герои социалистического труда, рабочие и трудовые бригады, выполнявшие план на 120 % процентов, доярки, надоившие много вёдер молока - реальные герои театрализованных представлений и праздников - эти слова ныне пробрели оттенок иронии.

Сегодня нужен герой «сегодняшний», истинный герой. Людям важно знать, что их личное несовершенство составляют как бы исключение, и что кто-то способен перенести свои слова, мысли, убеждения в действия. Поэтому о нынешнем состоянии нашей культуры весьма красноречиво говорит тот факт, что сегодняшними героями становятся бизнесмены и предприниматели, оттесняя на культурные пустоши других героев, порой невидимых для окружающих, но, тем не менее, представляющих собой образы большого нравственного опыта. Действительно, выбор героя для участия в том или ином празднике может сегодня служить безошибочным критерием, с помощью которого легко проследить тенденцию развития сценарной культуры. Ведь именно проблема выбора героя всегда являлась одной и важнейших для многих видов искусства.  

Применение документа

Современный сценарий публицистичен, многое строится на документальном материале, как историческом, так и на нашем сегодняшнем. Без этого важнейшего качества сценарии не имеет художественной ценности. Другое дело, какое образное решение будет найдено сценаристом, как он обработаёт тот или иной фактический материал, какое ему удастся найти образное решение.

Последовательность работы над художественной обработкой документа обычно такова:

•   Изучение характера материала, исследовательский анализ явлений, отбор, монтаж фактов, авторский комментарий;

•   определение специфичности задач, поставленных перед автором материалом, и задач, определенных самим автором: документ и художественный образ, их взаимопроникновение, их взаимосвязь, публицистичность;

•   Нахождение документу действенных драматургических функций - когда тот или иной документ становится динамическим фактором драматического действия.

В современном драматическом театре подлинный документ, точно вмонтированный в художественное произведение и преподнесенный зрителю с определенных позиций, стал одним из самых сильных выразительных средств. Появилось много зарубежных и советских документальных драм (пьесы П. Вайса, Д. Килти, М. Шатрова, Д. Аля и др.).

При постановке массовых театрализованных представлений (особенно тех, которые имеют ритуальный характер) пропорция документальных средств выразительности резко возрастает, иногда они становятся доминирующими.

Документализм массового представления тесно связан с выбором места действия, что наглядно видно на примере митинга-реквиема на Пискаревском мемориальном кладбище. Местный материал, как правило, близок и понятен зрителю и потому более эмоционально действует на него. В процессе подготовки представления режиссер и сценарист сидят в местных архивах и краеведческих музеях, изучают специальную литературу и встречаются с живыми свидетелями событий. Во время этой работы первоначальный замысел не раз и не два подвергается коренной переработке. Нередко один какой-то новый документ может изменить весь ход эпизода. Работа эта длительная и трудоемкая. Самая сложная задача на этом этапе - строгий отбор материалов. Не дать себе увлечься, не дать захлестнуть себя обилием интереснейших документов - это очень сложно. Режиссер должен все время помнить о сверхзадаче, мысленно видеть каркас будущего представления, чтобы не утонуть в море фактического материала. А когда документы собраны, наступает этап монтажа. Режиссер не может быть псевдообъективным летописцем, для которого каждый факт имеет одинаковую историческую ценность. Именно в процессе отбора и монтажа проявляется его четкая гражданская и художническая позиция. При удачном монтажном стыке даже сухие, мертвые цифры «оживают», начинают говорить зрителю гораздо больше, чем каждая из них порознь.

Сочетание документальных и игровых элементов в массовом представлении имеет право на существование, только если театральность не «прикидывается» реальностью.

Суть театрализации заключается в образном решении жизненного материала, когда идеи воздействуют на аудиторию не рассуждением, а живым показом жизни в образах.

Знание живых прототипов тех образов, которые воплощены в театрализованном представлении или показ самих реальных героев неизмеримо усиливает в зрителях активное начало «сотворчества» с происходящим, делает более полноценным само эстетическое восприятие. Ведь как важен и дорог момент узнавания аудиторией героя театрализованного действа! Это может быть ваш сослуживец, сосед, родственник, друг или вы сами. Сколько приятных эмоциональных переживаний доставляют такие минуты человеку и ещё надолго остаются в памяти. Так, обогащая массовый праздник образностью, «театрализация помогает возникновению у каждого участника ассоциаций, близких к его собственным жизненным впечатлениям, его опыту, его мироощущению, и тем самым активизирует, вызывает потребность к действию».

Можно сделать вывод, что в ходе творческого процесса создания театрализованного представления режиссер создает индивидуальный, неповторимый видением, стилем и мышлением художественный мир, который раскрывает его с разных сторон. И основой может стать любой документ, жизненный факт, явление, реальный герой, место событий. Вместе с тем необходимо помнить, что только образное решение превращает документальный и публицистический материал в произведение искусства.

Ни одна эпоха не знала прежде такого интереса к документальности, такой жажды подлинности жизненного материала. Современный человек, с обретенной им способностью и склонностью к сортировке фактов, к самостоятельному мышлению, тянется к документалистике, дающей пищу для интеллекта и активной деятельности ума.

Виды и приёмы монтажа.

Виды и приемы монтажа не могут быть оторваны от конфликтной системы произведения, да и специфику самого конфликта можно рассматривать только через эти приемы в нашем сценарии.

Чечётин и Силин выделяют несколько приёмов монтажа. К наиболее распространенным приемам художественного монтажа относится контрастность.

Монтаж по контрасту — один из самых сильных подлинно конфликтного отражения противоречивой действительности в театрализованном представлении.

То есть контрастность, как прием монтажа, основана на сближении противоположных, контрастирующих по смыслу элементов художественного произведения. В сценарии театрализованного представления можно сопоставлять по контрасту не только отдельные номера, но и отдельные эпизоды, части номеров, как бы заставляя зрителя беспрерывно сравнивать два факта, два явления, два действия, одним усиливая другое, благодаря чему достигается острая выразительность, идейная направленность и художественная целостность. Чаще всего конфликтность выступает в сценарии как внутренняя контрастность тем, как определенное построение и сочетание эпизодов и номеров, создающих в целом органический сплав, и именно органический сплав форм, и художественно-выразительных средств отражает важные, существенные моменты развивающейся, меняющейся действительности.

В практике создания современных театрализованных представлений эти закономерности учитываются далеко не всеми постановщиками: не вычленяются структурные элементы, а разнородный материал монтируется на уровне элементарного смыслового «сцепления», на уровне «склейки», как говорят в кино.

Сильного воспитательного эффекта они, конечно, не достигают, так как целое в театрализованном представлении, как и в любом театральном искусстве, достигается лишь единством драматургического действия, специфическими средствами, моделирующими  его важный и существенный процесс действительности. И здесь монтаж, как эстетический принцип, становится действительно главным, доминирующим, ибо самую композицию театрализованного представления следует понимать только как, монтаж внешне разнородных, но имеющих глубокую внутреннюю связь элементов. 

Пример: В сценарии о Великой Отечественной войне на сцене молодые ребята, готовятся к вступительным экзаменам. На экране в этот момент вражеские самолёты поднимаются в воздух. Два совершенно разных действия, но одновременно дают зрителю понять что произошло, не смотря на то, что главные герои на сцене ещё не знают об этом, тогда мы начинаем наблюдать с ещё большим интересом, что же будет, когда они тоже узнают о начале войны, как поведут себя, кто вернётся?!

В делении монтажного приёма на виды, существует немало разногласий и споров. Например, Д.Н. Аль считал, что любой монтаж является ассоциативным. А ряд таких деятелей искусства как А.И. Чечётин, А.Д. Силин выделяют несколько видов монтажа. Однако это формальное деление помогает в учебном процессе понять, какими разными путями может развиваться мысль и воображение от соединения материала различными способами.

Параллельный монтаж. Этот вид монтажа свойственен именно сценарной драматургии. Параллельный монтаж подчёркивает похожесть.

Вообще в народных представлениях и празднествах применялся и применяется, по сей день - принцип симультанности, то есть действие происходит на нескольких сценических площадках параллельно (или одновременно). На нынешний день этим приемом широко пользовались при постановках различных видов театрализованных представлений, и конечно пользуются сейчас. Этот принцип позволяет монтажно показать, что делается одновременно и в одном и в другом (и в третьем) месте действия, или, что делается в разных местах, в разное время.

Вот пример параллельного монтажа в театрализованном представлении, посвящённом жизни Юрия Никулина: на экране кадры весёлого клоуна, а на сцене клоун снимает грим под музыкальную композицию «Старый клоун».

В современных театрализованных представлениях действие часто происходит одновременно на сценической площадке и на экране, на нескольких экранах сразу, в разных частях сцены и зрительного зала и т. д. В структуре театрализованных массовых празднеств этот вид монтажа является одним из важнейших. Параллельным монтажом можно показать, с чем ассоциируется данное явление или действие и на что оно похоже.

Лейтмотив (напоминание). Для драматургии театрализованных представлений этот вид монтажа весьма характерен. Наиболее полно лейтмотив проявляется в так называемом авторско-режиссерском ходе. В сценарии «Дороги, которые мы выбираем» через каждый номер и эпизод, в отдельных репликах, в стихах, читаемых всеми участниками представления, лейтмотивом звучала фраза о том, что восемьсот человек не дождался их город с полей Великой Отечественной войны...Так же лейтмотивом может являться музыкальная тема, например в спектакле «Король Лир» театра на выход шута звучала определённая мелодия, которая продолжала звучать и после его смерти, как насмешка над происходящим.Лейтмотивом может являться не только музыка или фраза, но и изображение, и видео ряд, и многое другое.

Последовательный монтаж (хронология) - это воспроизведение материала, в том числе и документального, в порядке один за другим. Хронология событий в театрализованных представлениях довольно частое явление, к примеру,День города- где хронология событий непрерывно прослеживается от начала заложения города (его основания), до сегодняшнего дня.

Чечётин А.И. и Силин А.Д. выделяют ещё один вид монтажа, называя его ассоциативный монтаж, как наиболее важный для сценариста театрализованного представления, так как с помощью ассоциативного монтажа может возникнуть образ, художественное решение эпизода, а может и целого сценария.А Д. Н. Аль считал, что вообще любой монтаж является ассоциативным. И действительно, приведённый выше пример: в сценарии о Великой Отечественной войне, где на сцене молодые ребята готовящиеся к вступительным экзаменам, а на экране в этот момент вражеские самолёты поднимаются в воздух- является примером контрастного монтажа, но ведь он же является и параллельным и естественно ассоциативным (если выделять это как вид).

Следовательно, что вопрос о приёмах монтажа достаточно дискуссионный, но в одном можно не сомневаться - ассоциация в основе любого монтажа.

В заключении хотелось бы сказать, что монтаж даёт возможность отбросить всё лишнее, оставить только самое главное и значимое. А основной идеей монтажа является не просто соединение материала, а такое соединение, при котором зритель получил бы иллюзию целого непрерывного ряда и рождение нового осмысления материала.

 

 

Курс лекций по сценарному мастерству и основам драматургии



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-17; просмотров: 1431; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.189.85 (0.089 с.)