Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

На первом этапе исследования была проведена диагностика.

Поиск

Целью данной диагностики было выявление уровня сформированности знаний о свойствах предметов у детей раннего возраста.

Для диагностики знаний о качествах и свойствах предметов с детьми раннего возраста использовалась методика Пилюгиной Э.Г., которая основана на заданиях разного типа деятельности.

Вывод: Основываясь на результатах диагностики показавшей небольшое количество детей с высоким уровнем развития, и большое количество детей с низким уровнем развития, был сделан вывод о необходимости проведения дальнейшей работы для развития сенсорной культуры детей раннего возраста с помощью дидактических игр, направленных на улучшение усвоения знаний о свойствах предметов.

Этап Практический

Цель: Организация воспитательно-образовательного процесса по формированию у детей раннего возраста сенсорных эталонов через дидактические игры в тесном взаимодействии с семьями воспитанников

    Задачи:

Для педагога

1.Обновление содержания воспитательно-образовательного процесса по формированию у детей раннего возраста сенсорных эталонов через дидактические игры.

2.Творческое освоение технологий в соотношении к своим условиям.

Для детей:

1.Закреплять знания детей о сенсорных эталонах через дидактические игры

2.Учить детей обследовать предметы, выделяя их цвет, величину, форму.

3.Упражнять в установлении сходства и различия между предметами, имеющими одинаковые признаки (цвет, форма, величина,)

4.Учить сравнивать, соотносить, группировать, устанавливать тождество и различие однородных предметов по одному из сенсорных признаков.

5.Поддерживать интерес ребёнка к совместной со взрослым деятельности.

6.Выполнять простейшие поручения взрослых.

7.Учить детей отвечать на вопросы, свидетельствующие о понимании и знании сенсорных эталонов

  Для родителей:

1.Вовлекать родителей в ежедневную деятельность через поиск оптимальных форм взаимодействия.

2.Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях

  3.Приобщать к совместному изготовлению и пополнению развивающей среды.

 

Мероприятия Сроки Ответственные
Проведение первичной, промежуточной, итоговой диагностики В течение года Воспитатель
Организация взаимодействия со специалистами - музыкальный руководитель (интеграция содержания образования) В течение года Воспитатель
Организация системы мероприятий по формированию у детей раннего возраста сенсорных знаний (занятия, совместная деятельность, самостоятельная деятельность, индивидуальная работа) В течение 3 лет Воспитатели
Организация открытых мероприятий для педагогов ДОУ, родителей. В течение года Воспитатель
Организация консультативной помощи педагогам ДОУ по теме  формирования у детей раннего возраста сенсорных эталонов через дидактические игры. В течение года Воспитатели
Организация самостоятельной, индивидуальной деятельности детей с использованием технологии Л.А. Венгера       В течение года Воспитатель
Организация консультативно-практической помощи родителям по вопросам формирования у детей раннего возраста сенсорных эталонов через дидактические игры. В течение года Воспитатель
Организация информационных стендов 1. «Вместе дружная семья», 2. «Поиграйте с ребёнком дома», 3.«Дидактические игры по сенсорному развитию» В течение года Воспитатель
Разработка конспектов В течение года Воспитатель

Предполагаемый результат:

По детям:

1. Проявляют интерес к совместной деятельности со взрослым.

2. Выполняют простейшие поручения взрослых.

3. Умеют устанавливать сходства и различия между предметами, имеющими одинаковые признаки (цвет, форма, величина,)

Для родителей

1. 75% родителей активные помощники в организации предметно-развивающей среды.

2. Принимают участие в проведении мероприятий по формирования у детей раннего возраста сенсорных эталонов через дидактические игры.

3.  Обогатились воспитательные умения, развилась уверенность в собственных педагогических возможностях.

 Для педагогов:

1Создана система воспитательно-образовательной работы по формирования у детей раннего возраста сенсорных эталонов через дидактические игры.

2.Осуществляется взаимодействие с семьей

 

Этап Заключительный

 

Цель: Фиксация результатов работы с детьми. Подведение итогов реализации. Корректировка и дальнейшее планирование деятельности.

 

Мероприятия

Сроки

Ответственные

1.

Анализ итогов диагностирования детей, анкетирование родителей

В течение года

Воспитатель

2.

Анализ выполнения запланированых мероприятий

В течение года

Воспитатель

3.

Анализ взаимодействия с семьями воспитанников.

В течение года

Старший воспитатель
   

4.

Творческий отчет по данной теме перед коллективом на педсовете

В конце учебного года

Ст. вос-ль, воспитатель
   
           

Ожидаемый результат:

Для педагога

 

1.Все запланированные мероприятия выполнены, опыт работы представлен перед коллективом детского сада.

2.Разработка системы работы по формированию у детей раннего возраста сенсорных эталонов через дидактические игры.

3.У педагога развиты личностные умения и толерантные качества.

4.Создание предметно развивающей среды по данной теме.

Для детей

 

В результате организации воспитательно-образовательного процесса, повысился уровень знаний и умений по сенсорному воспитанию детей в группе раннего возраста.

        

Для родителей

 

Родители активные участники 85% в работепо вопросам формирования у детей раннего возраста сенсорных эталонов через дидактические игры.

В) Описание оригинальных методов и приёмов

Необыкновенная муфта.

Паровозик из Ромашково.

Стиральные машинки.

Геометрическое лото.

Спрячь мышку.

Появившись на свет, ребенок способен воспринимать бесконечное разнообразие окружающей среды (видит, слышит, чувствует тепло и холод).

Но далеко не у всех детей в достаточной мере развиваются природные способности. Формированием полноценного восприятия окружающего мира и служит сенсорное воспитание.

В моей группе находятся дети 2 – 3 х лет. Это возраст, когда малыш осознает себя как отдельного человека. И я как педагог должна расширить и обогатить накопившийся опыт ребенка в окружающем его мире, формировать представления о предметах, о простейших связях между ними.

В своей работе я поставила задачи:

- формировать знания детей о сенсорных эталонах через дидактические игры.

- учить детей обследовать предметы, выделяя их цвет, величину, форму.

Для выполнения поставленных задач, я создала соответствующую возрастным особенностям детей развивающую среду, где поместила разнообразные игрушки (пирамидки, пазлы, лего, кубики, мозаику). Я использую многофункциональные дидактические пособия для детей раннего возраста, которые способствуют развитию зрительного восприятия, внимания, мелкой моторики рук., сшила «Необыкновенную муфту.»,  д/и «Спрячь мышку»,  дидактическую игру «Колобок»; оформила уголок сенсорики.

В своей работе я использую следующие методы и приемы: практический      (игры и упражнения), наглядный (рассматривание иллюстраций, наблюдение), словесный (беседа, рассказывание, чтение художественной литературы).

 Реализовывать поставленные задачи я решила через игру, т.к. игра – наиболее доступный для детей вид деятельности, способ ознакомления с окружающим миром.

Прежде чем начать игру, вызываю у детей интерес к ней, желание играть,  использую потешки, загадки,стихи(А. Барто, Чуковского, Михалкова, Маршака.), русские народные сказки, дидактические игрушки. Предлагаю детям войти в образ животного или сказочного персонажа. Задаю наводящие вопросы об этом животном (большой или маленький, какого цвета глаза, нос и т.д.).В своей работе использую подвижные игры «Вышла курочка гулять» (цвет, величина), «Медведь и пчелы»(величина, количество) и др.

Учу создавать первые группы предметов и правильно обозначать их количество словами много и один. Например инсценирую приход кукол в гости к детям, акцентируя на этом их внимание: «Вот сколько кукол пришло в гости. Много». Предлагаю взять по одной кукле и спрашиваю: «Сколько кукол ты держишь?» И сама помогаю уточнить: «Одну». Затем привлекаю детей к тому количеству кукол, которые остались на стульчиках. Вместе устанавливаем, что их много.

Для правильного определения величины у детей формирую следующие представления:

- подбор одинаковых величин по образцу;

- различия между предметами по величине путем прикладывания и наложения;

- закрепление названий за предметами разной величины «большой», «маленький».

В играх на определение величины использую самое большое количество предметов, которые предварительно подготавливаю. Это игрушки разных размеров: мягкие кубики, мячики, коробки. Игры: «Какой мяч больше», «Самый большой кубик», «Найди кубик (большой или маленький)» способствуют развитию таких психических процессов как внимание, мышление. У детей закрепляются навыки о величине предметов.      

При знакомстве с формой учу различать предметы с помощью операции сравнения предметов. Например, побуждаю детей подыскивать сравнения: «На что мячик похож по форме?».  «Мячик по форме круглый, такой же круглый по форме как яблоко, солнышко.».   Далее предлагаю найти детям самостоятельно объекты с данным значением признака (круглое по форме колесо, солнце), побуждаю к составлению сравнений. Осуществляю такие практические действия, как наложение фигур, прикладывание, переворачивание, обведение пальцами контура, ощупывание, рисование. После освоения практических действий ребенку легче узнать фигуры, которые необходимо знать в младшем возрасте. Задания расположены с постепенным усложнением.

При знакомстве с цветом - обучаю детей таким практическим действиям как прикладывание предметов друг к другу, выбор и группировка предметов по цветовому признаку.

Например, для восприятия цвета предмета предлагаю детям задания разного типа: «Колобок», «Башня из красных и зелёных кирпичиков».

В задании «Колобок» ребенку предлагаю две полоски красного и зеленого цвета и 6 кружков (3 красных и 3 зеленых). Надо  положить кружки на «дорожку» так, чтобы они «спрятались».

Во втором задании ребенку показываю 5 брусков, сложенных «башней» (наложенный один на другой), одного цвета: красного или зеленого. Ребенку даю 5 брусков красного и 5 брусков зеленого цвета, перемешанных произвольно, и предлагаю сделать «башню» такого же цвета, как у меня.

Задание считается выполненным успешно в том случае, если ребенок хоть один раз сгруппировал объекты по цвету, даже при беспорядочном их размещении.

Умение выбрать кружок, кубик определенного цвета приучает малышей первичному подбору предметов по какому – то одному признаку.

Для закрепления цвета детям предлагаю следующие игры: «Курочка с цыплятами», «Помоги матрешке найти свой домик», «Домик с флажками» «Спрячь мышку.», «Подбери машину по цвету.», «Паровозик из Ромашкова.», «Что нужно куколке красавице.», «Стиральные машинки.»и др.

Нравится детям играть с «Необыкновенной муфтой.»

Детям нравится находить и нанизывать на шнурок геометрические фигуры из муфты с помощью тактильных ощущений, учатся сравнивать фигуры по цвету и форме, продев, шнур в петельки пытаются завязать красивый бант. Муфту использую при индивидуальной работе, в самостоятельной деятельности детей. Игры вызывают у детей положительные эмоции, они с увлечением работают с фигурками и шнурками.

При развитии сенсорных эталонов я приучаю детей смотреть за моими действиями с предметами, слушать, как они характеризуются, называю свойства предметов, их количество, величину, цвет. Наряду, с этим создаю условия для развития и восприятия речи.

Выше изложенная работа дала следующие результаты: у детей моей группы хорошо развиты сенсорные способности. Они самостоятельно обследуют предметы, выделяя их цвет, форму, величину, устанавливают сходства и различия между двумя одинаковыми предметами.

Занимаясь вопросами сенсорного воспитания, я «прокладываю» тропинку для благоприятного усвоения знаний по этой проблеме в старших группах детского сада. Ведь формирование первоначальных сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста и является основой правильного отношения детей к окружающему миру.

В процессе работы стараюсь создать вокруг детей атмосферу радости, окружить их вниманием и любовью, что в свою очередь, рождает ответное чувство любви и признательности, психологической и физической защищенности и надежности. Особый акцент делаю на умелый подбор игрушек. Организацию развивающей среды, сферу общения. Опираясь, на возрастающие познавательные способности детей приобщаем к миру вещей, обучая новому и интересному используя при этом увлекательную игровую форму.   

Г) Критерии измерения результатов

Диагностика детей на начало года.

Фамилия имя ребенка 1 задание 2 задание 3 задание 4 задание 5 задание Уровень активности
1.Вика К. 3 2 2 3 2 Средний
2.Вероника С 3 3 3 2 2 Высокий
3. Камилла Н. 3 2 2 2 3 Средний
4. Егор Ф. 3 2 2 1 2 Низкий
5.Егор Ш. 2 2 1 1 1 Низкий
6.Артем З. 3 3 1 2 2 Средний
7.Маша Б. 2 1 3 2 2 Низкий
8.Ксюша К. 3 1 1 2 2 Низкий

Я отобрала 5 заданий разного типа деятельности:

В первых двух заданиях дети группировали предметы красного и зеленого цвета.

1 задание Детям предлагались две полоски гладкого картона 4x18 см красного и зеленого цвета и 6 кружков (3 красных и 3 зеленых). Надо было положить кружки на «дорожку» так, чтобы они «спрятались».

2 задание Детям показывали 5 брусков, сложенных «башней» (наложенных один на другой), одного цвета: красного или зеленого. Ребенку давали 5 брусков красного и 5 брусков зеленого цвета, перемешанных произвольно, и предлагали сделать «башню» такого же цвета, как у взрослого.

3 задание Детям давали красный и зеленый бруски. Вначале ребенку предлагался выбор по образцу. Однако при этом вводились слова-названия цвета. Показывая красный брусок, поясняли: «Это красный»,— затем давали зеленый брусок и тоже поясняли: «Это зеленый». После того как ребенок рассмотрел предметы, названия повторялись еще раз. Далее по предъявлению наглядного и словесного образца ребенок находил такой же и давал его взрослому.

4 задание Ребенок строил башенку из двух кубиков, воспроизводя заданное в образце расположение красного и желтого предметов.

5 задание чередование объектов по цвету. Педагог размещал 2 зеленых и 2 красных бруска «дорожкой», чередуя их по цвету: красный, зеленый; красный, зеленый.

При решении задач разных видов (конструктивного характера, цвета, формы) у детей в моей группе обнаруживаются разные уровни сформированности знаний свойств предметов и объектов. Каждый из 3-х уровней имеет свою характеристику:

Высший уровень(3балла)- характеризуется тем, что ребенок выполняет задание правильно, то есть задача поставленная взрослым решается им успешно, самостоятельно; помощь взрослого минимальная

 Cредний уровень(2 балла)- предполагает также позитивное решение малышом поставленной взрослым задачи; ребенок совершает менее 2 ошибок и справляется с заданием самостоятельно; объяснения взрослого носят направляющий характер

 Низкий уровень(1балл)- характеризуется пассивным поведением ребенка при решении задачи; при повторном объяснении взрослым задания малыш допускает более 3-х ошибок, он «теряет» задачу и переходит к простому манипулированию предметами (объектами)

Обработка результатов: Итак, в результате диагностики уровня сформированности знаний о свойствах предметов у детей раннего возраста были выделены следующие показатели, которые представлены в диаграммах:

Вывод: основываясь на результатах диагностики показавшей небольшое количество детей с высоким уровнем развития, и большое количество детей с низким уровнем развития, был сделан вывод о необходимости проведения дальнейшей работы для развития сенсорной культуры детей раннего возраста с помощью дидактических игр, направленных на улучшение усвоения знаний о свойствах предметов.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-17; просмотров: 202; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.227.3 (0.008 с.)