Сенсорных эталонов у детей раннего возраста» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сенсорных эталонов у детей раннего возраста»



Детский сад № 26

 

Реферат

«Развитие сенсорных эталонов у детей раннего возраста

Через дидактические игры»

 

 

                                                  

 

 

                                                Автор: Шакирянова Екатерина Сергеевна

                                                        Должность: Воспитатель

                                                        Адрес: ж/р. Дубровка Озёрная 4А

                                                        Телефон: 4-45-19

 

Система деятельности по использованию в образовательном процессе современных образовательных технологий и методик

«ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ

СЕНСОРНЫХ ЭТАЛОНОВ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА»

Теоретическая часть:

А) Актуальность проблемы (решаемые противоречия).

 

Б) Психолого-педагогическое обоснование проблемы.

 

В) Главная идея, структура опыта.

 

Практическая часть:

 

А) Корректировка содержания системы.

 

Б) Характеристика основных элементов системы. (этапы, блоки, направления)

 

В) Описание оригинальных методов и приемов.

 

Г) Критерии измерения результатов.

 

Заключение:

А) Выводы.

 

Б) Перспективы развития системы.

 

В) Условия реализации данной системы.

 

 

Библиография.

 

Приложение.

Теоретическая часть:

А.)Актуальность проблемы

В соответствии с действующими федеральными государственными требованиями (ФГТ, Приказ №655 от 23 ноября 2009г.) в программе нового поколения «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой на первый план выдвигается развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности ребёнка и ориентирующая педагога на его индивидуальные особенности. В Программе комплексно представлены все основные содержательные линии воспитания и образования ребёнка от рождения до школы. Отдельным разделом в содержании образовательной области «Познание» представлено «Сенсорное развитие», которое направлено на формирование у детей всех возрастных групп познавательных интересов и на их интеллектуальное развитие.

Сенсорное воспитание – это развитие восприятия ребенка и формирование его представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и так далее. С восприятия предметов и явлений окружающего мира и начинается познание.

Сенсорное развитие является условием успешного овладения любой практической деятельностью. А истоки сенсорных способностей лежат в общем уровне сенсорного развития достигаемого в младшем дошкольном возрасте. Период первых 3-х лет – период наиболее интенсивного физического и психического развития детей. В этом возрасте при соответствующих условиях у ребенка развиваются различные способности: речь, совершенствование движений. Начинают формироваться нравственные качества, складываться черты характера. Обогащается сенсорный опыт ребенка посредством осязания, мышечного чувства, зрения, ребенок начинает различать величину, форму и цвет предмета.

Ранний возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.

Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно:

- является основой для интеллектуального развития;

- упорядочивает хаотичные представления ребенка, полученные при взаимодействии с внешним миром;

- развивает наблюдательность;

- готовит к реальной жизни;

- позитивно влияет на эстетическое чувство;

- является основой для развития воображения;

- развивает внимание;

- дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности;

- обеспечивает усвоение сенсорных эталонов;

- обеспечивает освоение навыков учебной деятельности;

- влияет на расширение словарного запаса ребенка;

- влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти.

Таким образом, актуальность проблемы исследования заключается в том, что познание человеком окружающего мира начинается с «живого созерцания», с ощущения (отражения отдельных свойств предметов и явлений действительности при непосредственном воздействии на органы чувств) и восприятия (отражение в целом предметов и явлений окружающего мира, действующих в данный момент на органы чувств). Известно, что развитие ощущений и восприятий создает необходимые предпосылки для возникновения всех других, более сложных познавательных процессов (памяти, воображения, мышления).

Развитая сенсорика – основа для совершенствования практической деятельности современного человека. Как справедливо отмечает Б.Г. Ананьев, «самые далеко идущие успехи науки и техники рассчитаны не только на мыслящего, но и на ощущающего человека».

Исследованиям в области сенсорного воспитания дошкольника большое внимание уделяли многие отечественные и зарубежные ученые и психологи. Наиболее важный вклад в развитие исследований в этом направлении внесли такие отечественные авторы как А.П. Усова, А.В. Запорожец, А.Г. Рузская, Н.А. Ветлугина, Л.А. Венгер, В.П. Зинченко, П.Сакулина, Э.Г.Пилюгина, Е.И.Тихеева и многие другие, а также зарубежные педагоги: Я.А.Каменский, Ф.Фребель, М.Монтессори, О.Декроли. Однако и на сегодняшний день существует необходимость исследования сенсорного воспитания детей раннего возраста, как одного из важнейших направлений всестороннего развития личности ребёнка.

Объект исследования – сенсорное развитие детей раннего возраста.

Предмет исследования – процесс формирования сенсорно-перцептивной деятельности ребенка.

Цель исследования – выявить особенности сенсорного развития у детей младшего возраста.

Задачи исследования:

- изучить и проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования;

- определить содержание и средства сенсорного воспитания детей;

- провести диагностику уровня сенсорного развития детей;

- провести анкетирование родителей и педагогов детей групп младшего возраста, разработать и дать соответствующие рекомендации по повышению качества работы по сенсорному воспитанию.

Педагогика стремится усовершенствовать сенсорные процессы, начиная с раннего детства для того, чтобы ребенок воспринимал окружающее полно, разнообразно, разносторонне. Именно в этих целях выделяются задачи сенсорного воспитания из общепедагогических задач. Решение их обеспечивает полноценное формирование речевой, двигательной, изобразительной деятельности, имеющих сенсорную основу и на ней развивающихся. Таким образом, становлению сенсорной культуры в раннем детстве способствует сенсорное воспитание, которое решает важные задачи общего развития ребенка.

 

Б. Психолого-педагогическое обоснование проблемы.

 

Сенсорное развитие (от лат. sensus – чувство, ощущение) предполагает формирование у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах, объектах и явлениях окружающего мира. Человек рождается на свет с готовыми к функционированию органами чувств. Но это лишь предпосылки для восприятия окружающей действительности. Полноценное сенсорное развитие осуществляется только в процессе сенсорного воспитания, когда у детей целенаправленно формируются эталонные представления о цвете, форме, величине, о признаках и свойствах различных предметов и материалов, их положении в пространстве и др., развиваются все виды восприятия, тем самым закладывается основа для развития умственной деятельности.(1, 12)

Сенсорное воспитание создает необходимые предпосылки для формирования психических функций, имеющих первостепенное значение для возможности дальнейшего обучения. Оно направлено на развитие зрительного, слухового, тактильного, кинетического, кинестетического и других видов ощущений и восприятий.

Ребенок на каждом возрастном этапе оказывается наиболее чувствительным к тем или иным воздействиям. В этой связи каждая возрастная ступень становится благоприятной для дальнейшего нервно-психического развития и всестороннего воспитания дошкольника. Чем меньше ребенок, тем большее значение в его жизни имеет чувственный опыт. На этапе раннего детства ознакомление со свойствами предметов играет определяющую роль. Профессор Н. М. Щелованов называл ранний возраст «золотой порой» сенсорного воспитания.(23, 9)

В истории дошкольной педагогики, на всех этапах ее развития, эта проблема занимала одно из центральных мест. Видными представителями дошкольной педагогики (Я. Каменский, Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли, Е. И. Тихеева и др.) были разработаны разнообразные дидактические игры и упражнения по ознакомлению детей со свойствами и признаками предметов. Анализ дидактических систем перечисленных авторов с позиций принципов советской теории сенсорного воспитания позволяет сделать вывод о необходимости разработки нового содержания и методов ознакомления детей со свойствами и качествами предметов в свете новейших психолого-педагогических исследований.

Рассматривая психолого-педагогические подходы к сенсорному развитию детей, отметим некоторых деятелей, оказавших значительное влияние на исследование этой проблемы.

Великий педагог Фридрих Фребель следовал принципу «Будем жить ради наших детей» и сегодня является побудительным мотивом к поиску и созданию новых путей и методов воспитания детей. Знакомство с системой Пестолоцци, произведения великого Яна Амоса Каменского «Материнская школа» подтолкнула Фребеля к созданию собственной теории. Фридрих Фребель стремился построить свою теорию на прочной методической основе:

- Мир един и одновременно многообразен, а многообразие предполагает наличие отдельных элементов, единых по сущности.

- Проявление многообразия и единства, выявление их, приспособление их для познания окружающего мира.

- Движущие силы развития: внутренние и внешние.

- Совместное действие равных и противоположных условий (факторов) и путем уравнения, связи их в жизни.

В 1919 году известным философом Рудольфом Штейнером было создано международное культурно-образовательное движение под названием Вольдорфская педагогика. Развитие проходит через подражание. Подход человеку, как к единому целому, является главным педагогическим принципом на всех стадиях Вольдорфской школы. Цель Вольдофской педагогики– привести ребенка в контакт с миром, развить его скрытые способности и свойства.

Глубокий гуманизм воспитательной работы, отсутствие авторитаризма выдающегося педагога Марии Монтессори привлекают к себе внимание уже 100 лет. Ряд ее идей положен в основу сенсорного воспитания, разработанной Л.А. Венгером и его ученика. Педагогика Монтессори удивительно технологична и продумана. Она позволяет ребенку развиваться в его собственном темпе, соответствующим его способностям. В результате самостоятельной работы с автодидактическим материалом в развивающей предметной среде дети становятся более независимые, самостоятельные, адаптированные и счастливые. (5, 16)

Сенсорное воспитание дошкольников имеет большое значение в системе М. Монтессори. «…Воспитание чувств надо начинать методически с самого раннего возраста и продолжить его во весь период обучения, который подготавливает индивидуума для жизни в обществе…». (5,23) Задача не в информации, а насыщение подсознания ребенка опытом, переходящим в сознание, выводам и открытиям. (4, 8) Психологический комфорт и свобода благотворно влияют на психологическое развитие детей. Глубокое осмысливание педагогической идеи на основе анализа ее философских взглядов и понимания ее природы и процессов системы Монтессори возможно лишь на основании анализа ее философских взглядов и понимания ее природы и развития ребенка.

В трудах М. Монтессори термины «воспитание» и «развитие» встречаются повсеместно, а «образование» и «обучение» значительно реже. Цель воспитания – содействовать психофизическому развитию. Сущность воспитания по М. Монтессори «помощь жизни с самого рождения».

Центральный метод Монтессори – свободная работа детей в «подготовленной среде» при ограничении прямого воздействия.

Важное значение сенсорного воспитания признавали видные отечественные педагоги Н.П.Сакулина, Е.И.Тихеева, Э.Г.Пилюгина. В настоящее время широко известна и повсеместно используется система дошкольного воспитания Л.А. Венгера и его школы. Необходимо отметить, что в ее основу положены некоторые идеи М. Монтессори. Главное значение сенсорного воспитания - в создании основы для развития мышления через расширение поля восприятия.

Дети, обладающие сенсорной культурой, становятся способны различать широкую гамму красок, звуков, вкусовых ощущений. Сенсорные упражнения дают ребенку возможность различать и классифицировать предметы по размеру, форме, окраске, степени шероховатости или гладкости, по весу, температуре, вкусу, шуму, звучанию.

В числе педагогов ярких, талантливых, создавших оригинальную систему дошкольного воспитания необходимо отметить Елизавету Ивановну Тихееву, которая ратовала за: «…воспитание подрастающего поколения, вбирающее в себя положительный опыт разных педагогических систем, с учетом, как уровня развития общества, так и знания о природе ребенка…..». Отсюда и понятен ее решительный протест против господства единой педагогической системы. Разрабатывая теорию дошкольного воспитания, она сумела творчески использовать классическое наследие. Воспитывать маленького ребенка нужно в гармоничной целостности всех природных способностей. Истоки развития – внешний мир, окружающий ребенка, предметы, средства, игра, труд, общение со взрослыми. Роль педагога – исследовательская. Педагог изучает личность ребенка в целом.

Другой видный исследователь Л.А. Венгер считает, что главное направление сенсорного воспитания должно состоять в вооружении ребенка сенсорной культурой, созданной человечеством. Большое значение в сенсорном воспитании имеет формирование у детей представления о сенсорных эталонах – общепринятых образцов внешних свойств предметов. В качестве сенсорных эталонов цвета выступают семь цветов спектра и их оттенки по светлоте и насыщенности; в качестве эталонов формы – геометрические фигуры; величины – метрическая система мер. Свои виды сенсорные эталоны имеют в слуховом восприятии (это фонемы родного языка, звуковысотные отношения), во вкусовом и обонятельном.

Усвоить сенсорный эталон – это вовсе не значит научится правильно называть то или иное свойство (как иногда считают не слишком искушенные педагоги). Необходимо иметь четкие представления о разновидностях каждого свойства и, главное, уметь пользоваться такими представлениями для анализа и выделения свойств самых различных предметов в самых разных ситуациях. Т.е., усвоение сенсорных эталонов – это использование их в качестве «единиц измерения» при оценке свойств веществ. Именно с 3 лет основное место в сенсорном воспитании детей занимает ознакомление их с общепринятыми сенсорными эталонами и способами их использования путем обучения продуктивным видам деятельности (рисованию, лепке, аппликации, конструированию), как на занятиях, так и в повседневной жизни. Каждый вид продуктивной деятельности предъявляет свои требования к детскому восприятию и способствует его развитию.

В.) Главная идея, структура опыта

 

Главная идея:

Этап Подготовительный

Цель: Создание условий для организации работы с детьми по формированию сенсорных навыков у детей раннего возраста через дидактические игры.

 

Задачи:

 

Для педагога

 

1.Разработать программно-методическое обеспечение организации воспитательно-образовательного процесса по формированию сенсорных навыков у детей раннего возраста через дидактические игры.

2.Создать материально-техническую базу

3.Организовать предметно-развивающую среду.

 

Для детей:

 

1. Разработать критерии, уровни, методики диагностирования

 

Для родителей:

 

1. Организовать консультативную помощь родителям по вопросам развития сенсорных навыков у детей раннего возраста.

Ожидаемый результат:

1Разработка программно-методическое обеспечение организации воспитательно-образовательного процесса по формированию сенсорных навыков у детей раннего возраста через дидактические игры.

2. Создание предметно-развивающей среды

3.Организация консультативного центра для родителей

 

ПРОЕКТНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ

Мероприятия

Сроки

Ответственный

1

Разработка методического обеспечения:

1.  Написание рабочей программы,

2. Алгоритма планирования воспитательно-образовательного процесса;

3. Учебно-базисный план;

4. Перспективное планирование;

5. Разработка конспектов занятий

6. Разработать картотеку дидактических игр

7. Диагностического инструментария

сентябрь

воспитатель
2.

1. Приобретение оборудования для сенсорного развития детей.

2. Изготовление в группе сенсорного центра

сентябрь

Воспитатели
3.

Приобрести настольно-печатных, дидактических игр, пособий, иллюстративного материала по данной теме

В течение года

Воспитатели
   
4.

Изготовить модели для проведения игр и занятий по сенсорике

апрель

Воспитатели
5.

Разработать план взаимодействия с семьями воспитанников

1. Консультации;

2. Семинары-практикумы;

3. Игровые тренинги

5.Анкетирование

август

Воспитатели
6.

Оформление информационных стендов

1. «Вместе дружная семья»,

2. «Поиграйте с ребёнком дома»,

3. «Дидактические игры по сенсорному развитию»

в течение года

Воспитатели
7.

Приобрести:

1. Магнитофон,

2. Аудиозаписи,

3. фотоаппарат

В течение года

Воспитатели
             

Вывод: Основываясь на результатах диагностики показавшей небольшое количество детей с высоким уровнем развития, и большое количество детей с низким уровнем развития, был сделан вывод о необходимости проведения дальнейшей работы для развития сенсорной культуры детей раннего возраста с помощью дидактических игр, направленных на улучшение усвоения знаний о свойствах предметов.

Этап Практический

Цель: Организация воспитательно-образовательного процесса по формированию у детей раннего возраста сенсорных эталонов через дидактические игры в тесном взаимодействии с семьями воспитанников

    Задачи:

Для педагога

1.Обновление содержания воспитательно-образовательного процесса по формированию у детей раннего возраста сенсорных эталонов через дидактические игры.

2.Творческое освоение технологий в соотношении к своим условиям.

Для детей:

1.Закреплять знания детей о сенсорных эталонах через дидактические игры

2.Учить детей обследовать предметы, выделяя их цвет, величину, форму.

3.Упражнять в установлении сходства и различия между предметами, имеющими одинаковые признаки (цвет, форма, величина,)

4.Учить сравнивать, соотносить, группировать, устанавливать тождество и различие однородных предметов по одному из сенсорных признаков.

5.Поддерживать интерес ребёнка к совместной со взрослым деятельности.

6.Выполнять простейшие поручения взрослых.

7.Учить детей отвечать на вопросы, свидетельствующие о понимании и знании сенсорных эталонов

  Для родителей:

1.Вовлекать родителей в ежедневную деятельность через поиск оптимальных форм взаимодействия.

2.Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях

  3.Приобщать к совместному изготовлению и пополнению развивающей среды.

 

Мероприятия Сроки Ответственные
Проведение первичной, промежуточной, итоговой диагностики В течение года Воспитатель
Организация взаимодействия со специалистами - музыкальный руководитель (интеграция содержания образования) В течение года Воспитатель
Организация системы мероприятий по формированию у детей раннего возраста сенсорных знаний (занятия, совместная деятельность, самостоятельная деятельность, индивидуальная работа) В течение 3 лет Воспитатели
Организация открытых мероприятий для педагогов ДОУ, родителей. В течение года Воспитатель
Организация консультативной помощи педагогам ДОУ по теме  формирования у детей раннего возраста сенсорных эталонов через дидактические игры. В течение года Воспитатели
Организация самостоятельной, индивидуальной деятельности детей с использованием технологии Л.А. Венгера       В течение года Воспитатель
Организация консультативно-практической помощи родителям по вопросам формирования у детей раннего возраста сенсорных эталонов через дидактические игры. В течение года Воспитатель
Организация информационных стендов 1. «Вместе дружная семья», 2. «Поиграйте с ребёнком дома», 3.«Дидактические игры по сенсорному развитию» В течение года Воспитатель
Разработка конспектов В течение года Воспитатель

Предполагаемый результат:

По детям:

1. Проявляют интерес к совместной деятельности со взрослым.

2. Выполняют простейшие поручения взрослых.

3. Умеют устанавливать сходства и различия между предметами, имеющими одинаковые признаки (цвет, форма, величина,)

Для родителей

1. 75% родителей активные помощники в организации предметно-развивающей среды.

2. Принимают участие в проведении мероприятий по формирования у детей раннего возраста сенсорных эталонов через дидактические игры.

3.  Обогатились воспитательные умения, развилась уверенность в собственных педагогических возможностях.

 Для педагогов:

1Создана система воспитательно-образовательной работы по формирования у детей раннего возраста сенсорных эталонов через дидактические игры.

2.Осуществляется взаимодействие с семьей

 

Этап Заключительный

 

Цель: Фиксация результатов работы с детьми. Подведение итогов реализации. Корректировка и дальнейшее планирование деятельности.

 

Мероприятия

Сроки

Ответственные

1.

Анализ итогов диагностирования детей, анкетирование родителей

В течение года

Воспитатель

2.

Анализ выполнения запланированых мероприятий

В течение года

Воспитатель

3.

Анализ взаимодействия с семьями воспитанников.

В течение года

Старший воспитатель
   

4.

Творческий отчет по данной теме перед коллективом на педсовете

В конце учебного года

Ст. вос-ль, воспитатель
   
           

Ожидаемый результат:

Для педагога

 

1.Все запланированные мероприятия выполнены, опыт работы представлен перед коллективом детского сада.

2.Разработка системы работы по формированию у детей раннего возраста сенсорных эталонов через дидактические игры.

3.У педагога развиты личностные умения и толерантные качества.

4.Создание предметно развивающей среды по данной теме.

Для детей

 

В результате организации воспитательно-образовательного процесса, повысился уровень знаний и умений по сенсорному воспитанию детей в группе раннего возраста.

        

Для родителей

 

Родители активные участники 85% в работепо вопросам формирования у детей раннего возраста сенсорных эталонов через дидактические игры.

В) Описание оригинальных методов и приёмов

Необыкновенная муфта.

Паровозик из Ромашково.

Стиральные машинки.

Геометрическое лото.

Спрячь мышку.

Появившись на свет, ребенок способен воспринимать бесконечное разнообразие окружающей среды (видит, слышит, чувствует тепло и холод).

Но далеко не у всех детей в достаточной мере развиваются природные способности. Формированием полноценного восприятия окружающего мира и служит сенсорное воспитание.

В моей группе находятся дети 2 – 3 х лет. Это возраст, когда малыш осознает себя как отдельного человека. И я как педагог должна расширить и обогатить накопившийся опыт ребенка в окружающем его мире, формировать представления о предметах, о простейших связях между ними.

В своей работе я поставила задачи:

- формировать знания детей о сенсорных эталонах через дидактические игры.

- учить детей обследовать предметы, выделяя их цвет, величину, форму.

Для выполнения поставленных задач, я создала соответствующую возрастным особенностям детей развивающую среду, где поместила разнообразные игрушки (пирамидки, пазлы, лего, кубики, мозаику). Я использую многофункциональные дидактические пособия для детей раннего возраста, которые способствуют развитию зрительного восприятия, внимания, мелкой моторики рук., сшила «Необыкновенную муфту.»,  д/и «Спрячь мышку»,  дидактическую игру «Колобок»; оформила уголок сенсорики.

В своей работе я использую следующие методы и приемы: практический      (игры и упражнения), наглядный (рассматривание иллюстраций, наблюдение), словесный (беседа, рассказывание, чтение художественной литературы).

 Реализовывать поставленные задачи я решила через игру, т.к. игра – наиболее доступный для детей вид деятельности, способ ознакомления с окружающим миром.

Прежде чем начать игру, вызываю у детей интерес к ней, желание играть,  использую потешки, загадки,стихи(А. Барто, Чуковского, Михалкова, Маршака.), русские народные сказки, дидактические игрушки. Предлагаю детям войти в образ животного или сказочного персонажа. Задаю наводящие вопросы об этом животном (большой или маленький, какого цвета глаза, нос и т.д.).В своей работе использую подвижные игры «Вышла курочка гулять» (цвет, величина), «Медведь и пчелы»(величина, количество) и др.

Учу создавать первые группы предметов и правильно обозначать их количество словами много и один. Например инсценирую приход кукол в гости к детям, акцентируя на этом их внимание: «Вот сколько кукол пришло в гости. Много». Предлагаю взять по одной кукле и спрашиваю: «Сколько кукол ты держишь?» И сама помогаю уточнить: «Одну». Затем привлекаю детей к тому количеству кукол, которые остались на стульчиках. Вместе устанавливаем, что их много.

Для правильного определения величины у детей формирую следующие представления:

- подбор одинаковых величин по образцу;

- различия между предметами по величине путем прикладывания и наложения;

- закрепление названий за предметами разной величины «большой», «маленький».

В играх на определение величины использую самое большое количество предметов, которые предварительно подготавливаю. Это игрушки разных размеров: мягкие кубики, мячики, коробки. Игры: «Какой мяч больше», «Самый большой кубик», «Найди кубик (большой или маленький)» способствуют развитию таких психических процессов как внимание, мышление. У детей закрепляются навыки о величине предметов.      

При знакомстве с формой учу различать предметы с помощью операции сравнения предметов. Например, побуждаю детей подыскивать сравнения: «На что мячик похож по форме?».  «Мячик по форме круглый, такой же круглый по форме как яблоко, солнышко.».   Далее предлагаю найти детям самостоятельно объекты с данным значением признака (круглое по форме колесо, солнце), побуждаю к составлению сравнений. Осуществляю такие практические действия, как наложение фигур, прикладывание, переворачивание, обведение пальцами контура, ощупывание, рисование. После освоения практических действий ребенку легче узнать фигуры, которые необходимо знать в младшем возрасте. Задания расположены с постепенным усложнением.

При знакомстве с цветом - обучаю детей таким практическим действиям как прикладывание предметов друг к другу, выбор и группировка предметов по цветовому признаку.

Например, для восприятия цвета предмета предлагаю детям задания разного типа: «Колобок», «Башня из красных и зелёных кирпичиков».

В задании «Колобок» ребенку предлагаю две полоски красного и зеленого цвета и 6 кружков (3 красных и 3 зеленых). Надо  положить кружки на «дорожку» так, чтобы они «спрятались».

Во втором задании ребенку показываю 5 брусков, сложенных «башней» (наложенный один на другой), одного цвета: красного или зеленого. Ребенку даю 5 брусков красного и 5 брусков зеленого цвета, перемешанных произвольно, и предлагаю сделать «башню» такого же цвета, как у меня.

Задание считается выполненным успешно в том случае, если ребенок хоть один раз сгруппировал объекты по цвету, даже при беспорядочном их размещении.

Умение выбрать кружок, кубик определенного цвета приучает малышей первичному подбору предметов по какому – то одному признаку.

Для закрепления цвета детям предлагаю следующие игры: «Курочка с цыплятами», «Помоги матрешке найти свой домик», «Домик с флажками» «Спрячь мышку.», «Подбери машину по цвету.», «Паровозик из Ромашкова.», «Что нужно куколке красавице.», «Стиральные машинки.»и др.

Нравится детям играть с «Необыкновенной муфтой.»

Детям нравится находить и нанизывать на шнурок геометрические фигуры из муфты с помощью тактильных ощущений, учатся сравнивать фигуры по цвету и форме, продев, шнур в петельки пытаются завязать красивый бант. Муфту использую при индивидуальной работе, в самостоятельной деятельности детей. Игры вызывают у детей положительные эмоции, они с увлечением работают с фигурками и шнурками.

При развитии сенсорных эталонов я приучаю детей смотреть за моими действиями с предметами, слушать, как они характеризуются, называю свойства предметов, их количество, величину, цвет. Наряду, с этим создаю условия для развития и восприятия речи.

Выше изложенная работа дала следующие результаты: у детей моей группы хорошо развиты сенсорные способности. Они самостоятельно обследуют предметы, выделяя их цвет, форму, величину, устанавливают сходства и различия между двумя одинаковыми предметами.

Занимаясь вопросами сенсорного воспитания, я «прокладываю» тропинку для благоприятного усвоения знаний по этой проблеме в старших группах детского сада. Ведь формирование первоначальных сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста и является основой правильного отношения детей к окружающему миру.

В процессе работы стараюсь создать вокруг детей атмосферу радости, окружить их вниманием и любовью, что в свою очередь, рождает ответное чувство любви и признательности, психологической и физической защищенности и надежности. Особый акцент делаю на умелый подбор игрушек. Организацию развивающей среды, сферу общения. Опираясь, на возрастающие познавательные способности детей приобщаем к миру вещей, обучая новому и интересному используя при этом увлекательную игровую форму.   

Г) Критерии измерения результатов

Диагностика детей на начало года.

Фамилия имя ребенка 1 задание 2 задание 3 задание 4 задание 5 задание Уровень активности
1.Вика К. 3 2 2 3 2 Средний
2.Вероника С 3 3 3 2 2 Высокий
3. Камилла Н. 3 2 2 2 3 Средний
4. Егор Ф. 3 2 2 1 2 Низкий
5.Егор Ш. 2 2 1 1 1 Низкий
6.Артем З. 3 3 1 2 2 Средний
7.Маша Б. 2 1 3 2 2 Низкий
8.Ксюша К. 3 1 1 2 2 Низкий

Я отобрала 5 заданий разного типа деятельности:

В первых двух заданиях дети группировали предметы красного и зеленого цвета.

1 задание Детям предлагались две полоски гладкого картона 4x18 см красного и зеленого цвета и 6 кружков (3 красных и 3 зеленых). Надо было положить кружки на «дорожку» так, чтобы они «спрятались».

2 задание Детям показывали 5 брусков, сложенных «башней» (наложенных один на другой), одного цвета: красного или зеленого. Ребенку давали 5 брусков красного и 5 брусков зеленого цвета, перемешанных произвольно, и предлагали сделать «башню» такого же цвета, как у взрослого.

3 задание Детям давали красный и зеленый бруски. Вначале ребенку предлагался выбор по образцу. Однако при этом вводились слова-названия цвета. Показывая красный брусок, поясняли: «Это красный»,— затем давали зеленый брусок и тоже поясняли: «Это зеленый». После того как ребенок рассмотрел предметы, названия повторялись еще раз. Далее по предъявлению наглядного и словесного образца ребенок находил такой же и давал его взрослому.

4 задание Ребенок строил башенку из двух кубиков, воспроизводя заданное в образце расположение красного и желтого предметов.

5 задание чередование объектов по цвету. Педагог размещал 2 зеленых и 2 красных бруска «дорожкой», чередуя их по цвету: красный, зеленый; красный, зеленый.

При решении задач разных видов (конструктивного характера, цвета, формы) у детей в моей группе обнаруживаются разные уровни сформированности знаний свойств предметов и объектов. Каждый из 3-х уровней имеет свою характеристику:

Высший уровень(3балла)- характеризуется тем, что ребенок выполняет задание правильно, то есть задача поставленная взрослым решается им успешно, самостоятельно; помощь взрослого минимальная

 Cредний уровень(2 балла)- предполагает также позитивное решение малышом поставленной взрослым задачи; ребенок совершает менее 2 ошибок и справляется с заданием самостоятельно; объяснения взрослого носят направляющий характер



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2020-12-17; просмотров: 118; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.102.225 (0.147 с.)