Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Понятие «межпредметные связи» в педагогике
В настоящее время наблюдается процесс реформирования естественнонаучного образования, и важная роль в этом принадлежит интегративным тенденциям [Балашов.М.М., Мякишев.Г.Я.,1989]. Проблема интеграционных взаимосвязей при обучении основам естественных наук не нова, но в то же время является одной из наиболее интенсивно развивающихся областей современной дидактики [Безрукова В.С.,1987]. Изучать процессы интеграции в естественнонаучном образовании невозможно без анализа тенденций развития самого естествознания как науки и познания интеграционных процессов в научном знании в целом. На сегодняшний день существуют различные философские модели развития науки: научное познание рассматривают как постоянный поступательный процесс; как череду научных революций; как совокупность частных ситуаций, не поддающихся обобщению [Ильин.В.В., 1980]. Так как все отрасли современной науки тесно связаны между собой, соответственно, и школьные учебные предметы не могут быть изолированы друг от друга. Связь между учебными предметами является отражением связей между соответствующими науками, каждая из которых в своей области изучает единый объективно существующий материальный мир [Алексашина.И.Ю., 1997]. Современная наука успешно пользуется различными характеристиками интеграционных процессов. Некоторые формы и механизмы интеграции могут служить средством и методом в решении как конкретных научных, так и дидактических и методических проблем в педагогической деятельности [Готт.В.С., Семенюк.ЭП., Урсул.А.Д.,1977]. Межпредметные связи (МПС) в школьном обучении являются конкретным выражением интеграционных процессов, происходящих сегодня в науке и в жизни общества. Эти связи играют важную роль в повышении практической и научно-теоретической подготовки учащихся, существенной особенностью которой является овладение школьниками обобщенным характером познавательной деятельности. Обобщенность же дает возможность применять знания и умения в конкретных ситуациях, при рассмотрении частных вопросов, как в учебной, так и во внеурочной деятельности, в будущей производственной, научной и общественной жизни [Антонов.Н.С,1969]. Проблема взаимосвязи и взаимопроникновения образовательных естественнонаучных дисциплин является одной из основных проблем современной дидактики [Селевко.Г.К,1998].
С помощью многосторонних МПС не только на качественно новом уровне решаются задачи обучения, развития и воспитания учащихся, но также закладывается фундамент для комплексного видения, подхода и решения сложных проблем реальной действительности. Именно поэтому межпредметные связи являются важным условием и результатом комплексного подхода в процессе обучения и воспитания [Елагина.В.С,2001]. Кроме того, межпредметные связи являются дидактическим условием и средством усвоения основ наук, систематизации знаний, формирования познавательного интереса, развития логического мышления и творческих способностей, а также - устраняют дублирование в изучении учебного материала, экономят время и создает благоприятные условия для формирования общеучебных навыков и умений [Злобина.С.П,1998]. В педагогической литературе имеется более 30 определений категории «межпредметные связи», существуют самые различные подходы к их педагогической оценке и различные классификации. Так, большая группа авторов определяет МПС как дидактическое условие, причем у разных авторов это условие трактуется неодинаково. Например: «межпредметные связи исполняют роль дидактического условия повышения эффективности учебного процесса»[Максимова.В.Н,1987,стр.44]; «межпредметные связи как дидактическое условие, обеспечивающее последовательное отражение в содержании школьных естественнонаучных дисциплин объективных взаимосвязей, действующих в природе» [Губин.В.В,2002, стр.31]. Ряд авторов дает такие определения МПС: «Межпредметные связи есть отражение в курсе, построенном с учетом его логической структуры, признаков понятий, раскрываемых на уроках других дисциплин» [Гурьев.АИ,2002, стр.96], или такое: «Межпредметные связи представляют собой отражение в содержании учебных дисциплин тех диалектических взаимосвязей, которые объективно действуют в природе и познаются современными науками». Исходя из вышеперечисленного, можно дать такое определение: межпредметные связи есть педагогическая категория для обозначения синтезирующих, интегративных отношений между объектами, явлениями и процессами реальной действительности, нашедших свое отражение в содержании, формах и методах учебно-воспитательного процесса и выполняющих образовательную, развивающую и воспитывающую функции[Гурьев.А.И,2002].
Подчеркивая значение МПС в учебном процессе, В.В. Давыдов отмечает, что «межпредметные связи выполняют методологическую функцию...»[Давыдова.В.В,1995, стр.30]. A.B. Усова к функциям межпредметных связей относит: «повышение научности и практической направленности обучения, обеспечение систематичности знаний, активизации учебно-познавательной деятельности учащихся» [Усова.А.В,1995, стр.12]. Развивающие функции МПС проявляются в их влиянии на развитие самостоятельной познавательной деятельности учащихся. В содержании обучения в современной школе функции межпредметных связей должны [Усова.А.В,2000]: · представлять научные знания по предмету в структуре единой научной картины мира с учетом истории развития естественнонаучных теорий и осознания процесса эволюции научных знаний; · выделять общенаучные теории, законы и понятия, показывать их универсальность в системе естественнонаучных дисциплин; · формировать общие для смежных предметов теоретические знания, познавательные умения; · раскрывать через реализацию МПС тенденции развития науки в целом (дифференциацию, интеграцию и т.д.). Рассматривая классификацию межпредметных связей, следует отметить, что правильная классификация, отображая закономерности развития классифицируемых понятий, глубоко вскрывает связи между ними, способствует созданию научно-практических предпосылок для реализации этих связей в учебном процессе. Наиболее полной, на наш взгляд, является классификация МПС, предложенная A.B. Усовой. · временные - предшествующие, сопутствующие, перспективные;содержательно-информационные · фактологические-понятийные, теоретические; · деятельностные - познавательные, поисковые, практических умений; · организационные - планирование, организация исполнения, самоконтроль за исполнением. Различают два типа связей между учебными предметами:временную (согласование во времени прохождения программы различных предметов), идеятельностную (одинаковая трактовка научных понятий, законов и теорий на основе общих методических положений). В практической деятельности учителю приходится иметь дело с тремя видами временных межпредметных связей: предшествующими, сопутствующими и перспективными. Предшествующие МПС - это связи, когда при изучении материала какого-либо учебного курса опираются на знания, полученные по другим предметам. Сопутствующие МПС - это связи, учитывающие то, что ряд понятий одновременно изучаются по различным учебным предметам. Перспективные МПС — это связи, использующие знания, полученные при опережающем изучении какого-либо курса, в учебном процессе по другим предметам. Деятельностные МПС представляют собой систему общих учебных умений, необходимых для любой школьной дисциплины. Основными группами понятий, формируемых при изучении естественнонаучных дисциплин, как фактологическими, так и теоретическими, являются: структурные формы материи, вещество и поле; явления; свойства тел, вещества и полей; величины, характеризующие свойства тел и явлений; законы и теории; методы научного познания; приборы и оборудование.
Ярко выраженная тенденция интеграции современной науки и практики заставляет обращать внимание на интегративные процессы, затрагивающие все звенья школьного образования, которые, в свою очередь, являются объективной основой развития МПС. Общим компонентом для смежных наук является понятийный аппарат этих теорий. Опыт интеграции науки отражается в трех основных компонентах (уровнях) содержания учебного предмета: целостности системы знаний, дидактического синтеза знаний из разных предметов и межпредметных связей. Анализ проведенных исследований показал, что выделение дидактики МПС в самостоятельную область требует определения основных структурных компонентов дидактики межпредметных связей, к которым относят: - содержательные основы МПС - деятельностныеосновы МПС - организационные и методические основы МПС [Зверев.И.Д]. Основные дидактические функции МПС заключаются в координацииучебных дисциплин в учебных планах; системообразовании; обеспечении преемственности в обучении; формировании диалектического метода мышления и научного мировоззрения [Левина.М.М, 1973]. Содержательную основу МПС представляют общие научные факты, понятия, законы и теории, а также методы научного познания, общие для смежных учебных дисциплин [Зверев.И.Д]. Вторым компонентом МПС являются деятельностные основы - познавательная и поисковая деятельность, практические умения, общие для цикла учебных дисциплин (вычислительные, измерительные, умение наблюдать, самостоятельно ставить опыты и т.п., а также общеучебные умения) [Зверев.И.Д]. Межпредметные связи характеризуются, прежде всего, своей структурой, а поскольку внутренняя структура предмета является формой, то выделяют следующие формы связей: · по составу; · по направлению действия; · по способу взаимодействия направляющих элементов [Беленький.Г.И.,1982]. Каждый из этих двух типов подразделяют на виды межпредметных связей (Табл. 1.1) [Зверев.И.Д]. Таблица 1.1 Классификация межпредметных связей по Н.А. Ярыгиной
Данная классификация межпредметных связей позволяет аналогичным образом классифицировать внутрикурсовые связи. [Беленький.Г.И.,1982]. Существуют и другие классификации МПС, построенные по аналогичным принципам [Сорокина.Н.А.,1983]: · по видам знаний - фактические, понятийные, теоретические; · по временному признаку - предшествующие, сопутствующие, перспективные,синхронные и асинхронные; · по способу усвоения знаний - репродуктивные, поисковые, творческие; · пошироте связей -внутрипредметные, межпредметные, межцикловые; · по способу установления — односторонние, двусторонние, многосторонние,прямые и обратные; · по видам умений —познавательные, практические, ценностно-операционные; · по типам обобщенных умений и навыков -экспериментальные, вычислительные, графические; · по реализации - эпизодические, периодические, систематические; · по формам организации - поурочные, тематические, сквозные, комплексные. Рассмотренные нами классификации интегрируют различные виды МПС по определенным базовым основаниям, типологизация же, как метод научного познания, направлена на их интеграцию [Гурьев.А.И.,2002]. В связи с этим является важным анализ типов МПС, определяющих уровень глубины их раскрытия. В рамках типологизации МПС рассматривают связи: [Гурьев.А.И.,2002] согласования — когда в рамках одного учебного предмета используются знания другого, с целью согласования основных понятий, законов и теорий; комплексные — когда привлекаются знания разных предметов с целью согласования терминологии; методологические - когда используются общие принципы, составляющие методологическую основу естествознания; интегративные - различающиеся по степени интеграции близких по содержанию учебных дисциплин. Результатом реализации МПС в процессе обучения является формирование интегративного мышления. В следующих разделах данной главы нами будет рассмотрено состояние проблемы МПС в педагогической науке и школьной практике.
|
|||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-12-17; просмотров: 909; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.252.37 (0.017 с.) |