Методика формирования экспериментальных умений на основе межпредметных связей с физикой в начальном курсе географии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методика формирования экспериментальных умений на основе межпредметных связей с физикой в начальном курсе географии



Методика формирования экспериментальных умений на основе межпредметных связей с физикой в начальном курсе географии

 

 

Выполнила: студент IIIкурса

Группы БА-ГЭ-17

Максимова Айталина Дмитриевна

Научный руководитель: д.п.н. профессор

Кривошапкина Ольга Милентьевна

 

Якутск 2020

Содержание

 

  С.
Введение 3
Глава I. Теоретические основы межпредметных связей в обучении географии   6
1.1.Понятие «межпредметные связи»в педагогике 6
1.2.Состояние проблемы межпредметных связей в теории обучении географии   13
1.3.Опыт реализации межпредметных связей географии и физики в практике обучения географии   16
Выводы по Главе I 24
Глава II. Методические условия формирования экспериментальных умений на основе межпредметных связей с физикой в начальном курсе географии     25
2.1. Анализ начального курса географии на предмет выявления экспериментальных умений (или – Экспериментальный потенциал начального курса географии)     22
2.2. Отбор опытов для формирования экспериментальных умений на основе межпредметных связей с физикой в начальном курсе географии     29
2.3. Методические рекомендации по формированию экспериментальных умений в начальном курсе географии (на примере урока «Земная кора - верхняя часть литосферы»)     36
Выводы по Главе II 46
Заключение 47
Литература 48
Приложения 52

 

 

Введение

Актуальность исследования. Межпредметные связи отражают в учебном процессе научную интеграцию, а также являются основным фактором развития системного мышления учащихся. Базой для формирования экспериментальных умений должен быть метод обучения, который бы способствовал формированию этой деятельности. Этим требованиям отвечает системно деятельностный подход. Системно-деятельностный подход в образовательном процессе является методологической основой реализации ФГОС. Подсистемно-деятельностным подходом понимается такой способ организации учебно-познавательной деятельности обучаемых, при котором они являются не пассивными"приемниками" информации, а сами активно участвуют в учебном процессе.

Важным результатом обучения является развитие личности ребенка на основе универсальныхучебных действий, в том числе экспериментальных умений. Однако в этой области российские школьники отстают от многих стран. Так, по естественнонаучной грамотности (исследование PISA) российские учащиесянаходятся в середине рейтинговых таблиц, занимая, например, в 2015 году 38-40 места. Как считает профессор Н.С. Пурышева, ученый-методист в области физики, такие результаты являются следствием недостаточно разработанной методики формирования экспериментальных умений[Пурышева, Доценко, 2017]. Что касается географии, то проблема формирования экспериментальных умений по географии практически не обсуждается. В Примерной основной образовательной программе основной школы в разделе 1.2.5.7 География (с. 91) не указано не одного требования к экспериментальным умениям по географии [ПООП ООО, 2015].

Социологические исследование мнения учителей РС (Я) по вопросу применения межпредметных связей в обучении, проведенное в апреле 2020 года, показало, что их использует большинство учителей географии (около 60%) опираются на межпредметные связи именно с физикой, однако не упоминают при этом формирование экспериментальных умений.

Таким образом,выявлено противоречие - школьники должны обладать экспериментальными умениями в области естественных наук и географии, в том числе, однако процесс их формирования в ходе проведения опытов сопорой на межпредметные связи с физикой, не явилось предметом методического исследования.

Проблема исследования: поиск эффективной методики формирования экспериментальных умений на основе межпредметных связей с физикой в начальном курсе географии.

Объектом нашего исследования является процесс обучения в начальном курсе географии в контексте межпредметных связей.

Предмет исследования: методика реализации межпредметных связей с физикой в процессе обучения начальному курсу географии, ориентированная на формирование экспериментальных умений.

Цель исследования: изучить и применить методику формирования экспериментальных уменийв начальном курсе географии на основе межпредметных связей с физикой.

В основу нашего исследования была положена следующая гипотеза: формирование экспериментальных умений в начальном курсе географии будет более эффективным, если:

- выявлены экспериментальные умения, которые можно формировать в процессе обучения начальному курсу географии;

- впроцессе обучения начальному курсу географии регулярно осуществлять межпредметные связи с физикой;

- провести отбор опытов для проведения в начальном курсе географии, опираясь на специально выявленные принципы этого отбора;

- при проведении опытов в начальном курсе географии выявлять существующие  взаимосвязигеографии и физики, а также общность их методов исследования;

Исходя из цели и гипотез, в работе были поставлены следующие задачи:

1. Провести анализ научной литературы по проблеме формирования экспериментальных умений на основе межпредметных связей с физикой.

2. Выявить экспериментальные умения, которые можно формировать в начальном курсе географии на основе межпредметных связей с физикой.

3. Отобрать опыты, способствующие формированию экспериментальных умений в начальном курсе географии.

4. Разработать методические рекомендации по формированию экспериментальных умений на основе опытов в начальном курсе географии (на примере урока по теме «Литосфера»).

Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: теоретические: анализ литературы по проблеме исследования, анализ программ и учебников по географии и физике, с целью выявления объективных возможностей использования межпредметных связей, обобщение передового опыта учителей; эмпирические: анкетирование, беседы.

Структура работы. Курсовая работа изложена на 62 страницах, состоит из введения, двух глав, заключения, приложений.

 

Сл. 3

Учитель :- Просмотрите видеоролик «Профессора Почемушкина» и выскажите предположение, чему будет посвящён наш урок?

Ваши версии.

- «Строение Земли».

- Да, мы рассмотрим строение Земли, но подробно в течение нескольких уроков будем говорить о земной коре - верхней части литосферы.

(на слайде тема урока).

Слайд 2

- Литосфера.

Учитель: - Какая это оболочка?– твердая оболочке Земли. «Литос» - по - гречески - камень, (показать базальт, гранит).

- Какую цель, какие задачи мы будем решать на сегодняшнем уроке?

- Ваша точка зрения? (дети формулируют цель урока):

- Цель - сформировать представление о внутреннем строении Земли,

- узнать о типах земной коры,

- научиться устанавливать причинно-следственные связи;

- развивать умение строить свою речь. Будете получать за это бонусы

- понимать и воспринимать другую позицию,

- работать в парах, коллективе

- будем продолжать учиться работать с электронным учебником

III Интерактивная лекция. ( Передача и объяснение информации)

- Подчеркните тему и поставьте дату.

Тема урока: Земная кора - верхняя часть литосферы.

Снимок из космоса.

- Космический метод основывается на фотоснимках, которые делаются из космоса. На них можно увидеть разломы, а также дно океана до глубины 700 метров.

Сл. 11

- Сейсмический метод основан на изменении скорости прохождения сейсмических волн в литосфере. В различных горных породах скорость неодинакова. А изменение скорости позволяет судить о строении литосферы.

Сейсмограф – прибор, записывающий колебания земной коры.

(Видеофрагмент. Работа сейсмографа.

5. Релаксация. Физ.пауза.

Учитель: -Изобразим одно из состояний «Земля, воздух, вода»

Земля. Мы должны установить контакт с землей, «заземлиться» и почувствовать уверенность.

Учитель вместе с обучающимися начинает сильно давить на пол, стоя на одном месте, можно топать ногами и даже пару раз подпрыгнуть вверх. Можно потереть ногами пол, покрутиться на месте.

Цель – по-новому ощутить свои ноги, которые находятся дальше всего от центра сознания, и благодаря этому телесному ощущению почувствовать большую стабильность и уверенность.

Сл. 12

     Учитель: Откройте электронный учебник

6. Закрепление. Выполнение интерактивных заданий из ЭУ.

Учитель:- Потренируемся выполнять интерактивные задания в электронном учебнике.

- Откройте ЭУ, § 20

- Слайд№6. Выполните интерактивные задания №6.

- Определите элементы строения Земли. Молодцы!!! Всё верно!

-Задание сложнее первого, поэтому помогайте друг другу! Кому нужна моя помощь - рука.

- Раскрасим строение Земли. Молодцы!!! Всё верно!

Порадуемся успехам друг друга! Похлопаем!!!

Закройте слайд.

Сл. 14

Учитель: Откройте Тренажёр. Интерактивное задание 7

Слайд№7. Работайте по инструкции в паре. Время 2 мин. Первые 5 чел. получают оценки.

Поставьте себе оценки: 100% = «5»; 80% = «4»; 60% «3»

8. Литосферные плиты. § 20

- Литосфера не монолитна. Она разбита разломами на отдельные блоки – литосферные плиты. Учебник стр.70

Всего на Земле выделяют семь очень больших литосферных плит и несколько более мелких.

Литосферные плиты по-разному взаимодействуют между собой.

Перемещаясь по пластичному слою мантии, они в одних местах раздвигаются, в других – сталкиваются друг с другом.

Работа с картой учебника стр.70.

 

Учитель: Сейчас мы с вами проведем еще один опыт, которое называется «Пластичность горных пород». Цель этого опыта показать, как при образовании складчатых структур не происходит разрыва пластов горных пород.

Вам понадобится: Брусочки разного цвета.

Подготовка: нарежьте брусочки пластилина полосками толщиной примерно 5 мм; разложите полоски пластилина разного цвета одна на другую.

Ход эксперимента: сложенные полоски прижмите и начинайте их сдвигать к центру.

Учитель: Что получилось?

- Слои в центре начнут образовывать складки. Каждый слой пластилина будет повторять складку другого.

Игра «Эрудит»

Сл. 16

12. Домашнее задание

1. Изучить § 20, вопросы 2,5,7,8

2. Дома вклеить рабочий лист в тетрадь.

3. Э.У. § 20 - слайд 8 «Контроль».

Приложение №1

Раздаточный материал к уроку.

Рабочий лист

Строение

Земной коры

Материковая земная кора = ___ слоя: 1_________________________ 2_________________________ 3_________________________    
Океаническая земная кора = ____ слоя: 1._________________________ 2__________________________    

Сделанный нами урок с двумя раскрывающими тему «Литосфера» опытами, направлен на формирование у учащихся экспериментальных умений.

Выводы к главе II

Изучив опыт учителей по проведению географических опытов, пришли к выводу, что они недостаточно введены в учебную деятельность. Таким образом, опыты следует более широко вводить в процесс обучения географии, так как данный метод обучения весьма эффективен своей наглядностью и приближением к жизненным реалиям.

Внедрение и использование межпредметных связей физики и физической географии - это современный принцип обучения, который влияет на структуру учебного материала предметов естественнонаучного цикла, активизирует методы обучения, помогает понять сущность геофизических процессов.

 

 

Заключение

В исследовании рассмотрена проблема формирования экспериментальных умений на основе межпредметных связей физики и начального курсагеографии.

Она основывалась на предположении о том, что, осуществление МПС указанных дисциплин способствует углублению экспериментальных умений, помогает сформировать единое представление об окружающем мире.Исходя из задач исследования нами: проведен анализ литературы;проведен анализ объективно существующих связей между физикой и географией;разработана система осуществления межпредметных связей физики и географии;проведен анализ начального курса географии на предмет выявления экспериментальных умений;разработана методика формирования экспериментальных умений при использовании в учебном процессе межпредметных связей с физикой в начальном курсе географии;разработаны методические рекомендации по формированию экспериментальных умений на основе опытов в начальном курсе географии

В данном исследовании нами рассмотрено понятие межпредметные связи в пе­дагогике, а также состояние проблемы МПС в теории обучения и опыт реализации МПС в практике обучения.

Межпредметные связи на современном этапе развития образовательных сис­тем должны играть ведущую роль в системе школьных естественнонаучных дисциплин.Включение в процесс обучения интегративных уроков, опытов, экспериментов межпредметного содержания повышает эффективность процесса формирования естественнонаучных знаний и умений.

Изучив опыт учителей по проведению географических опытов, пришли к выводу, что они недостаточно введены в учебную деятельность. Таким образом, опыты следует более широко вводить в процесс обучения географии, так как данный метод обучения весьма эффективен своей наглядностью и приближением к жизненным реалиям.

 

Литература

 

1. Алексашина И.Ю. Учитель и новые ориентиры образования // Гуманизация образования как предмет теоретической рефлексии и практического освоения учителем. - СПб.: СПб ГУМП, 1997. - 153 с.

2. Антонов Н.С. Слагаемые знаний (о межпредметных связях в учебном процессе). - Архангельск: Сев. - Зап. кн. изд., 1969. - 152 с.

3. П.Балашов М.М., Мякишев Г.Я., Финкельштейн Э.Б. и др. Концепция есте-ственнонаучного образования: Материалы для обсуждения. - М.: ВНИК «ШКОЛА», 1989.-25 с.

4. Безрукова B.C. Педагогическая интеграция: Сущность, состав, реализация. - Свердловск: Свердл. инж.- пед. ин-т, 1987. - 52 с.

5. Беленький Г.И. О сущности и видах межпредметных связей // Некоторые теоретические и практические аспекты межпредметных связей. - М., 1982. - С. 2-22.

6. Биалиев. К. К. Реализация межпредметных связей//География в школе.-1987.-№3.-С.45-46.

7. Бибик А. Е. и др. Теоритические основы методики обучения географии.-М., «Просвещение», 1968.-259 с.

8. Богданова А.А Установление межпредметных связей с биологией при изучении природных комплексов//География в школе.-1980.-№1.-С.30-32.

9. Валович Е.С. Решение задач как одно из средств реализации межпредметных связей физики с другими естественнонаучными дисциплинами (6-7 классы): Диссертация канд. пед. наук. - Челябинск, 1984. - 227 с.

10. Воскресенская Н.М. Обновление содержания образования и проблема госу-дарственных образовательных стандартов // Реформы образования в совре-менном мире: глобальные и региональные тенденции. - М.: Изд-во Российского открытого университета, 1995. - 272 с.

11.  Готт B.C., Семенюк Э.П., Урсул А.Д. О единстве научного знания. - М.: Знание, 1977.-64 с.

12. Губин В.В. Межпредметные связи физики с биологией в старших классах средней общеобразовательной школы: Диссертация канд. пед. наук. - Челябинск, 2002.- 184 с.

13. Гурьев  А.И. Методологические основы построения и реализации дидактической системы межпредметных связей в курсе физики средней школы: Диссертация докт. пед. наук. - Челябинск, 2002. — 372 с.

14. Давыдов В.В. О понятии развивающего обучения // Педагогика. - 1995. - N 1.-С. 29-39.

15. Даммер М.Д. Методика опережающего изучения физике в основной школе: Учебное пособие по спецкурсу. — Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 1998. – 152 с.

16. Даринский А. В. Методика преподавания географии: Изд. 3-е, перераб. и доп. М., «Просвещение», 1975.-117с.

17. Зверев И.Д. Взаимная связь учебных предметов. - М.: Педагогика, 1977. - 61 с.

18. Зверев И.Д., Максимова В.Н. Межпредметные связи в современной школе. - М.: Педагогика, 1981. - 160 с.

19. 3лобина С.П. Формирование научных знаний посредством осуществления межпредметных связей // Методология и методика формирования научных понятий у учащихся школ и студентов вузов: Тез.докл. - Челябинск: Изд-во «Факел», 1999. - С. 134-135.

20. Ильин   В.В. Структура и развитие научных теорий. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1980.-82 с.

21. -Кильдишова Н. А, Сураева Т. С. Значение межпредметныз связей в формиравании знаний в школьном курсе географии//География в школе.-1998.-№3.-С.86-89.

22. Колечкин И. С., Середа Е.В Приемы установления межпредметных связей на уроках географии и литературы в старших классах//География в школе.- №8.-С.57-59.

23. Краевский B.B. Проблемы научного обоснования обучения // Методологиче-ский аспект. - М.: Педагогика, 1977. - 268 с.

24. Левина  М.М. Межпредметные связи как дидактическое условие формирования у учащихся научных понятий и знаний о методах // Межпредметные связи в процессе преподавания основ наук в средней школе. - М., 1973. - 60 с.

25. Лошкарева H.A. Межпредметные связи и проблема формирования умений // Сов.педагогика. - 1973.-N 10.-С. 31-33.

26. Ляпин Г.А. Межкурсовые связи в изучении физической географии в VIIклассе//География в школе.-1979.-№3.-С.41-44.

27. Максимова В.Н. Межпредметные связи в процессе обучения. - М.: Про-свещение, 1988. - 192 с.

28. Максимова В.Н. Сущность и функции межпредметных связей в целостном процессе обучения: Дис.... докт. пед. наук. — Л., 1981. - 446 с.

29. Малахов Н.В. Использование межпредметный связей при характеристике проекций и искажений на картах//География в школе.-1980.-№4.-С.40-42.

30. Малахов Н.В. Межпредметные связи в работе с картой в курсах географии и истории//География в школе.-1982.-№1.-С.43-44.

31. Малахов. Н.В Межпредметные связи в формировании некоторых географических понятий//География в школе.-1982.-№5.-С.39-40.

32. Малахов.Н.В Виды межпредметных связей и их использование //География в школе.-1983.-№4.-С.37-40.

33. Межпредметные связи в учебно-познавательной деятельности учащихся / Под ред. H.A. Сорокина. - Тула, 1983. - 105 с.

34. Морозова Е.А. Обобщающие уроки по физике с учетом межпредметных связей. - М.: Изд-во МОС-ДИС «Система», 1991. - 124 с.

35. Панчешникова Л. М. Методика осуществления межпредметных связей экономической географии зарубежных стран с историей//География в школе.-1971.-№3.-С.32-37.

36. Парфенова А. А. Формирование межпредметных понятий на уроках географии //География в школе.-2018.-№6.-С.21-23.

37. Подольский А.И. Организация учебной деятельности школьников при формировании первоначальных физических понятий (На материале курса физики первой ступени): Дис.... канд. пед. наук. - Челябинск, 1985. - 226 с.

38. И. И Рамодина, С. В. Киктев, Медприедметный факультативный курс «Физика геологических стихий»//География в школе.-1992.-№1.-С.61-64.

39. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное посо­бие. - М.: Народное образование, 1998. - 256 с.

40. Сергеева Н.Н. Простейшие опыты и эксперименты на уроках географии

41. Соловьева. М.Г. Межпредметные связи в курсах экономической географии и истории//География в школе.-1971.-№3.-С.26-31.

42. Усова A.B. Проблемы теории и практики обучения в современной школе: Избранное. - Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 2000. - 221 с.

43. Федотова Л.Г. Межпредметные связи географии и литературы в курсе Vкласса//География в школе.-1971.-№3.-С.38-40.

 

Интернет источники:

1. Примерная основная образовательная программа основного общего образования.-2019 https://fgosreestr.ru/registry/primernaya-osnovnayaobrazovatelnaya-programma-osnovnogo-obshhego-obrazovaniya-3/ (дата обращения 18.04.20)

2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования https://fgos.ru/ (дата обращения 15.04.20)

3. Примерная основная образовательная программаосновного общего образования. Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15)[1]/http://fgosreestr.ru/registry/primernaya-osnovnayaobrazovatelnaya-programma-osnovnogo-obshhego-obrazovaniya-3/(Дата обращения 4.05.2010)

4. Воронина В. М. Межпредметные связи на уроках географии как средство активизации мыслительной деятельности учащихся/ http://www.myshared.ru/slide/588208/ (дата обращения 19.04.20)

5. Физический практикум: новая форма организации работы студента с реальным физическим оборудованием / С.Н. Потемкина, С.В. Талалов / Физическое образование в вузах. Том 13. № 1, 2007. С. 104-111. https://journal.tltsu.ru/rus/index.php/Vectorscience/article/view/2730/0 (дата обращения 22.04.20)

6. Третьякова Т. Г. Эксперименты на уроках географии// https://geo.1sept.ru/view_article.php?ID=200601112 (дата обращения 22.01.20)

7. Третьякова. Т.Г. Эксперимент на уроке географии// https://geo.1sept.ru/view_article.php?ID=200601112 (дата обращения 20.10.19)

8. Пурышева Н.С., Доценко К.П. Формирование экспериментальных умений школьников Сингапура при обучении физике// Наука и школа. 2017. №2. – С. 46-52./file:///C:/Users/%D0%9F%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D0%B7%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C/Downloads/formirovanie-eksperimentaln-h-umeniy-shkolnikov-singapura-pri-obuchenii-fizike.pdf (Дата обращения 4.05.2020)

9. Стрельникова Т. Д., Скопина. Е. А., Межпредметные связи и внутрипредметные связи географии в курсе естественных наук/ https://pandia.ru/text/78/064/47301.php (дата обращения 28.03.20)

Приложения

Приложение 1



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2020-12-17; просмотров: 222; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.102.0 (0.077 с.)