![]() Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Методика формирования экспериментальных умений на основе межпредметных связей с физикой в начальном курсе географииСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Методика формирования экспериментальных умений на основе межпредметных связей с физикой в начальном курсе географии
Выполнила: студент IIIкурса Группы БА-ГЭ-17 Максимова Айталина Дмитриевна Научный руководитель: д.п.н. профессор Кривошапкина Ольга Милентьевна
Якутск 2020 Содержание
Введение Актуальность исследования. Межпредметные связи отражают в учебном процессе научную интеграцию, а также являются основным фактором развития системного мышления учащихся. Базой для формирования экспериментальных умений должен быть метод обучения, который бы способствовал формированию этой деятельности. Этим требованиям отвечает системно деятельностный подход. Системно-деятельностный подход в образовательном процессе является методологической основой реализации ФГОС. Подсистемно-деятельностным подходом понимается такой способ организации учебно-познавательной деятельности обучаемых, при котором они являются не пассивными"приемниками" информации, а сами активно участвуют в учебном процессе. Важным результатом обучения является развитие личности ребенка на основе универсальныхучебных действий, в том числе экспериментальных умений. Однако в этой области российские школьники отстают от многих стран. Так, по естественнонаучной грамотности (исследование PISA) российские учащиесянаходятся в середине рейтинговых таблиц, занимая, например, в 2015 году 38-40 места. Как считает профессор Н.С. Пурышева, ученый-методист в области физики, такие результаты являются следствием недостаточно разработанной методики формирования экспериментальных умений[Пурышева, Доценко, 2017]. Что касается географии, то проблема формирования экспериментальных умений по географии практически не обсуждается. В Примерной основной образовательной программе основной школы в разделе 1.2.5.7 География (с. 91) не указано не одного требования к экспериментальным умениям по географии [ПООП ООО, 2015].
Социологические исследование мнения учителей РС (Я) по вопросу применения межпредметных связей в обучении, проведенное в апреле 2020 года, показало, что их использует большинство учителей географии (около 60%) опираются на межпредметные связи именно с физикой, однако не упоминают при этом формирование экспериментальных умений. Таким образом,выявлено противоречие - школьники должны обладать экспериментальными умениями в области естественных наук и географии, в том числе, однако процесс их формирования в ходе проведения опытов сопорой на межпредметные связи с физикой, не явилось предметом методического исследования. Проблема исследования: поиск эффективной методики формирования экспериментальных умений на основе межпредметных связей с физикой в начальном курсе географии. Объектом нашего исследования является процесс обучения в начальном курсе географии в контексте межпредметных связей. Предмет исследования: методика реализации межпредметных связей с физикой в процессе обучения начальному курсу географии, ориентированная на формирование экспериментальных умений. Цель исследования: изучить и применить методику формирования экспериментальных уменийв начальном курсе географии на основе межпредметных связей с физикой. В основу нашего исследования была положена следующая гипотеза: формирование экспериментальных умений в начальном курсе географии будет более эффективным, если:
- выявлены экспериментальные умения, которые можно формировать в процессе обучения начальному курсу географии; - впроцессе обучения начальному курсу географии регулярно осуществлять межпредметные связи с физикой; - провести отбор опытов для проведения в начальном курсе географии, опираясь на специально выявленные принципы этого отбора; - при проведении опытов в начальном курсе географии выявлять существующие взаимосвязигеографии и физики, а также общность их методов исследования; Исходя из цели и гипотез, в работе были поставлены следующие задачи: 1. Провести анализ научной литературы по проблеме формирования экспериментальных умений на основе межпредметных связей с физикой. 2. Выявить экспериментальные умения, которые можно формировать в начальном курсе географии на основе межпредметных связей с физикой. 3. Отобрать опыты, способствующие формированию экспериментальных умений в начальном курсе географии. 4. Разработать методические рекомендации по формированию экспериментальных умений на основе опытов в начальном курсе географии (на примере урока по теме «Литосфера»). Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: теоретические: анализ литературы по проблеме исследования, анализ программ и учебников по географии и физике, с целью выявления объективных возможностей использования межпредметных связей, обобщение передового опыта учителей; эмпирические: анкетирование, беседы. Структура работы. Курсовая работа изложена на 62 страницах, состоит из введения, двух глав, заключения, приложений.
Сл. 3 Учитель :- Просмотрите видеоролик «Профессора Почемушкина» и выскажите предположение, чему будет посвящён наш урок? Ваши версии. - «Строение Земли». - Да, мы рассмотрим строение Земли, но подробно в течение нескольких уроков будем говорить о земной коре - верхней части литосферы. (на слайде тема урока). Слайд 2 - Литосфера. Учитель: - Какая это оболочка?– твердая оболочке Земли. «Литос» - по - гречески - камень, (показать базальт, гранит). - Какую цель, какие задачи мы будем решать на сегодняшнем уроке? - Ваша точка зрения? (дети формулируют цель урока): - Цель - сформировать представление о внутреннем строении Земли, - узнать о типах земной коры, - научиться устанавливать причинно-следственные связи; - развивать умение строить свою речь. Будете получать за это бонусы - понимать и воспринимать другую позицию, - работать в парах, коллективе - будем продолжать учиться работать с электронным учебником III Интерактивная лекция. ( Передача и объяснение информации) - Подчеркните тему и поставьте дату. Тема урока: Земная кора - верхняя часть литосферы. Снимок из космоса. - Космический метод основывается на фотоснимках, которые делаются из космоса. На них можно увидеть разломы, а также дно океана до глубины 700 метров. Сл. 11 - Сейсмический метод основан на изменении скорости прохождения сейсмических волн в литосфере. В различных горных породах скорость неодинакова. А изменение скорости позволяет судить о строении литосферы. Сейсмограф – прибор, записывающий колебания земной коры. (Видеофрагмент. Работа сейсмографа. 5. Релаксация. Физ.пауза. Учитель: -Изобразим одно из состояний «Земля, воздух, вода» Земля. Мы должны установить контакт с землей, «заземлиться» и почувствовать уверенность.
Учитель вместе с обучающимися начинает сильно давить на пол, стоя на одном месте, можно топать ногами и даже пару раз подпрыгнуть вверх. Можно потереть ногами пол, покрутиться на месте. Цель – по-новому ощутить свои ноги, которые находятся дальше всего от центра сознания, и благодаря этому телесному ощущению почувствовать большую стабильность и уверенность. Сл. 12 Учитель: Откройте электронный учебник 6. Закрепление. Выполнение интерактивных заданий из ЭУ. Учитель:- Потренируемся выполнять интерактивные задания в электронном учебнике. - Откройте ЭУ, § 20 - Слайд№6. Выполните интерактивные задания №6. - Определите элементы строения Земли. Молодцы!!! Всё верно! -Задание сложнее первого, поэтому помогайте друг другу! Кому нужна моя помощь - рука. - Раскрасим строение Земли. Молодцы!!! Всё верно! Порадуемся успехам друг друга! Похлопаем!!! Закройте слайд. Сл. 14 Учитель: Откройте Тренажёр. Интерактивное задание 7 Слайд№7. Работайте по инструкции в паре. Время 2 мин. Первые 5 чел. получают оценки. Поставьте себе оценки: 100% = «5»; 80% = «4»; 60% «3» 8. Литосферные плиты. § 20 - Литосфера не монолитна. Она разбита разломами на отдельные блоки – литосферные плиты. Учебник стр.70 Всего на Земле выделяют семь очень больших литосферных плит и несколько более мелких. Литосферные плиты по-разному взаимодействуют между собой. Перемещаясь по пластичному слою мантии, они в одних местах раздвигаются, в других – сталкиваются друг с другом. Работа с картой учебника стр.70.
Учитель: Сейчас мы с вами проведем еще один опыт, которое называется «Пластичность горных пород». Цель этого опыта показать, как при образовании складчатых структур не происходит разрыва пластов горных пород. Вам понадобится: Брусочки разного цвета. Подготовка: нарежьте брусочки пластилина полосками толщиной примерно 5 мм; разложите полоски пластилина разного цвета одна на другую. Ход эксперимента: сложенные полоски прижмите и начинайте их сдвигать к центру. Учитель: Что получилось? - Слои в центре начнут образовывать складки. Каждый слой пластилина будет повторять складку другого. Игра «Эрудит» Сл. 16 12. Домашнее задание 1. Изучить § 20, вопросы 2,5,7,8 2. Дома вклеить рабочий лист в тетрадь. 3. Э.У. § 20 - слайд 8 «Контроль». Приложение №1 Раздаточный материал к уроку. Рабочий лист Строение Земной коры |
Материковая земная кора = ___ слоя: 1_________________________ 2_________________________ 3_________________________ | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Океаническая земная кора = ____ слоя: 1._________________________ 2__________________________ |
Сделанный нами урок с двумя раскрывающими тему «Литосфера» опытами, направлен на формирование у учащихся экспериментальных умений.
|
Выводы к главе II
Изучив опыт учителей по проведению географических опытов, пришли к выводу, что они недостаточно введены в учебную деятельность. Таким образом, опыты следует более широко вводить в процесс обучения географии, так как данный метод обучения весьма эффективен своей наглядностью и приближением к жизненным реалиям.
Внедрение и использование межпредметных связей физики и физической географии - это современный принцип обучения, который влияет на структуру учебного материала предметов естественнонаучного цикла, активизирует методы обучения, помогает понять сущность геофизических процессов.
Заключение
В исследовании рассмотрена проблема формирования экспериментальных умений на основе межпредметных связей физики и начального курсагеографии.
Она основывалась на предположении о том, что, осуществление МПС указанных дисциплин способствует углублению экспериментальных умений, помогает сформировать единое представление об окружающем мире.Исходя из задач исследования нами: проведен анализ литературы;проведен анализ объективно существующих связей между физикой и географией;разработана система осуществления межпредметных связей физики и географии;проведен анализ начального курса географии на предмет выявления экспериментальных умений;разработана методика формирования экспериментальных умений при использовании в учебном процессе межпредметных связей с физикой в начальном курсе географии;разработаны методические рекомендации по формированию экспериментальных умений на основе опытов в начальном курсе географии
В данном исследовании нами рассмотрено понятие межпредметные связи в педагогике, а также состояние проблемы МПС в теории обучения и опыт реализации МПС в практике обучения.
Межпредметные связи на современном этапе развития образовательных систем должны играть ведущую роль в системе школьных естественнонаучных дисциплин.Включение в процесс обучения интегративных уроков, опытов, экспериментов межпредметного содержания повышает эффективность процесса формирования естественнонаучных знаний и умений.
Изучив опыт учителей по проведению географических опытов, пришли к выводу, что они недостаточно введены в учебную деятельность. Таким образом, опыты следует более широко вводить в процесс обучения географии, так как данный метод обучения весьма эффективен своей наглядностью и приближением к жизненным реалиям.
Литература
1. Алексашина И.Ю. Учитель и новые ориентиры образования // Гуманизация образования как предмет теоретической рефлексии и практического освоения учителем. - СПб.: СПб ГУМП, 1997. - 153 с.
2. Антонов Н.С. Слагаемые знаний (о межпредметных связях в учебном процессе). - Архангельск: Сев. - Зап. кн. изд., 1969. - 152 с.
|
3. П.Балашов М.М., Мякишев Г.Я., Финкельштейн Э.Б. и др. Концепция есте-ственнонаучного образования: Материалы для обсуждения. - М.: ВНИК «ШКОЛА», 1989.-25 с.
4. Безрукова B.C. Педагогическая интеграция: Сущность, состав, реализация. - Свердловск: Свердл. инж.- пед. ин-т, 1987. - 52 с.
5. Беленький Г.И. О сущности и видах межпредметных связей // Некоторые теоретические и практические аспекты межпредметных связей. - М., 1982. - С. 2-22.
6. Биалиев. К. К. Реализация межпредметных связей//География в школе.-1987.-№3.-С.45-46.
7. Бибик А. Е. и др. Теоритические основы методики обучения географии.-М., «Просвещение», 1968.-259 с.
8. Богданова А.А Установление межпредметных связей с биологией при изучении природных комплексов//География в школе.-1980.-№1.-С.30-32.
9. Валович Е.С. Решение задач как одно из средств реализации межпредметных связей физики с другими естественнонаучными дисциплинами (6-7 классы): Диссертация канд. пед. наук. - Челябинск, 1984. - 227 с.
10. Воскресенская Н.М. Обновление содержания образования и проблема госу-дарственных образовательных стандартов // Реформы образования в совре-менном мире: глобальные и региональные тенденции. - М.: Изд-во Российского открытого университета, 1995. - 272 с.
11. Готт B.C., Семенюк Э.П., Урсул А.Д. О единстве научного знания. - М.: Знание, 1977.-64 с.
12. Губин В.В. Межпредметные связи физики с биологией в старших классах средней общеобразовательной школы: Диссертация канд. пед. наук. - Челябинск, 2002.- 184 с.
13. Гурьев А.И. Методологические основы построения и реализации дидактической системы межпредметных связей в курсе физики средней школы: Диссертация докт. пед. наук. - Челябинск, 2002. — 372 с.
14. Давыдов В.В. О понятии развивающего обучения // Педагогика. - 1995. - N 1.-С. 29-39.
15. Даммер М.Д. Методика опережающего изучения физике в основной школе: Учебное пособие по спецкурсу. — Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 1998. – 152 с.
16. Даринский А. В. Методика преподавания географии: Изд. 3-е, перераб. и доп. М., «Просвещение», 1975.-117с.
17. Зверев И.Д. Взаимная связь учебных предметов. - М.: Педагогика, 1977. - 61 с.
18. Зверев И.Д., Максимова В.Н. Межпредметные связи в современной школе. - М.: Педагогика, 1981. - 160 с.
19. 3лобина С.П. Формирование научных знаний посредством осуществления межпредметных связей // Методология и методика формирования научных понятий у учащихся школ и студентов вузов: Тез.докл. - Челябинск: Изд-во «Факел», 1999. - С. 134-135.
20. Ильин В.В. Структура и развитие научных теорий. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1980.-82 с.
21. -Кильдишова Н. А, Сураева Т. С. Значение межпредметныз связей в формиравании знаний в школьном курсе географии//География в школе.-1998.-№3.-С.86-89.
22. Колечкин И. С., Середа Е.В Приемы установления межпредметных связей на уроках географии и литературы в старших классах//География в школе.- №8.-С.57-59.
23. Краевский B.B. Проблемы научного обоснования обучения // Методологиче-ский аспект. - М.: Педагогика, 1977. - 268 с.
24. Левина М.М. Межпредметные связи как дидактическое условие формирования у учащихся научных понятий и знаний о методах // Межпредметные связи в процессе преподавания основ наук в средней школе. - М., 1973. - 60 с.
25. Лошкарева H.A. Межпредметные связи и проблема формирования умений // Сов.педагогика. - 1973.-N 10.-С. 31-33.
26. Ляпин Г.А. Межкурсовые связи в изучении физической географии в VIIклассе//География в школе.-1979.-№3.-С.41-44.
27. Максимова В.Н. Межпредметные связи в процессе обучения. - М.: Про-свещение, 1988. - 192 с.
28. Максимова В.Н. Сущность и функции межпредметных связей в целостном процессе обучения: Дис.... докт. пед. наук. — Л., 1981. - 446 с.
29. Малахов Н.В. Использование межпредметный связей при характеристике проекций и искажений на картах//География в школе.-1980.-№4.-С.40-42.
30. Малахов Н.В. Межпредметные связи в работе с картой в курсах географии и истории//География в школе.-1982.-№1.-С.43-44.
31. Малахов. Н.В Межпредметные связи в формировании некоторых географических понятий//География в школе.-1982.-№5.-С.39-40.
32. Малахов.Н.В Виды межпредметных связей и их использование //География в школе.-1983.-№4.-С.37-40.
33. Межпредметные связи в учебно-познавательной деятельности учащихся / Под ред. H.A. Сорокина. - Тула, 1983. - 105 с.
34. Морозова Е.А. Обобщающие уроки по физике с учетом межпредметных связей. - М.: Изд-во МОС-ДИС «Система», 1991. - 124 с.
35. Панчешникова Л. М. Методика осуществления межпредметных связей экономической географии зарубежных стран с историей//География в школе.-1971.-№3.-С.32-37.
36. Парфенова А. А. Формирование межпредметных понятий на уроках географии //География в школе.-2018.-№6.-С.21-23.
37. Подольский А.И. Организация учебной деятельности школьников при формировании первоначальных физических понятий (На материале курса физики первой ступени): Дис.... канд. пед. наук. - Челябинск, 1985. - 226 с.
38. И. И Рамодина, С. В. Киктев, Медприедметный факультативный курс «Физика геологических стихий»//География в школе.-1992.-№1.-С.61-64.
39. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. - М.: Народное образование, 1998. - 256 с.
40. Сергеева Н.Н. Простейшие опыты и эксперименты на уроках географии
41. Соловьева. М.Г. Межпредметные связи в курсах экономической географии и истории//География в школе.-1971.-№3.-С.26-31.
42. Усова A.B. Проблемы теории и практики обучения в современной школе: Избранное. - Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 2000. - 221 с.
43. Федотова Л.Г. Межпредметные связи географии и литературы в курсе Vкласса//География в школе.-1971.-№3.-С.38-40.
Интернет источники:
1. Примерная основная образовательная программа основного общего образования.-2019 https://fgosreestr.ru/registry/primernaya-osnovnayaobrazovatelnaya-programma-osnovnogo-obshhego-obrazovaniya-3/ (дата обращения 18.04.20)
2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования https://fgos.ru/ (дата обращения 15.04.20)
3. Примерная основная образовательная программаосновного общего образования. Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15)[1]/http://fgosreestr.ru/registry/primernaya-osnovnayaobrazovatelnaya-programma-osnovnogo-obshhego-obrazovaniya-3/(Дата обращения 4.05.2010)
4. Воронина В. М. Межпредметные связи на уроках географии как средство активизации мыслительной деятельности учащихся/ http://www.myshared.ru/slide/588208/ (дата обращения 19.04.20)
5. Физический практикум: новая форма организации работы студента с реальным физическим оборудованием / С.Н. Потемкина, С.В. Талалов / Физическое образование в вузах. Том 13. № 1, 2007. С. 104-111. https://journal.tltsu.ru/rus/index.php/Vectorscience/article/view/2730/0 (дата обращения 22.04.20)
6. Третьякова Т. Г. Эксперименты на уроках географии// https://geo.1sept.ru/view_article.php?ID=200601112 (дата обращения 22.01.20)
7. Третьякова. Т.Г. Эксперимент на уроке географии// https://geo.1sept.ru/view_article.php?ID=200601112 (дата обращения 20.10.19)
8. Пурышева Н.С., Доценко К.П. Формирование экспериментальных умений школьников Сингапура при обучении физике// Наука и школа. 2017. №2. – С. 46-52./file:///C:/Users/%D0%9F%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D0%B7%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C/Downloads/formirovanie-eksperimentaln-h-umeniy-shkolnikov-singapura-pri-obuchenii-fizike.pdf (Дата обращения 4.05.2020)
9. Стрельникова Т. Д., Скопина. Е. А., Межпредметные связи и внутрипредметные связи географии в курсе естественных наук/ https://pandia.ru/text/78/064/47301.php (дата обращения 28.03.20)
Приложения
Приложение 1
Тема | Название опыта | Ход эксперимента | Цель | Объяснение | Физические явления, рассматриваемые в данном опыте |
I. ФОРМЫ И РАЗМЕРЫ ЗЕМЛИ. | 1. Вращение планет вокруг солнца. | Вам понадобится: пластилин, две рейки разной длины – 30 и 100 см. Подготовка: скатайте из пластилина два одинаковых шарика размером с теннисный шар; закрепите их на одном из концов реек. Ход эксперимента: поставьте рейку вертикально на пол или парту рядом так, чтобы пластилиновые шарики оказались сверху. Одновременно опустите рейки. | Цель эксперимента: узнать, как расстояние от солнца влияет на время вращения планет вокруг него. | Что получилось? Короткая рейка падает раньше. Почему? Пластилиновому шарику на длинной рейке падать дольше, чем короткому. Это напоминает движение планет, которые непрерывно “падают” вокруг солнца. Меркурий, который является ближайшей планетой к солнцу, совершает путешествие вокруг него за 88 земных дней, Земля, соответственно, за 365, а Плутон совершает оборот за 248 земных лет. | Солнце обладает массой, превосходящую массу всего прочего населения Солнечной системы в 750 раз. Благодаря этому Солнце заставляет планеты двигаться по орбитам вокруг себя. В космических телах масса является главной характеристикой тел, потому что все небесные тела подчиняются закону всемирного тяготения. |
2. Почему экваториальный радиус больше меридионального. | Вам понадобится: кусок плотной бумаги для поделок длинной около 40 см, ножницы, клей, линейка, карандаш (лучше указка). Подготовка: отмерьте и вырежьте две бумажные полоски размером 3х40 см; положите полоски крест-накрест и склейте; соедините вместе четыре свободных конца тоже склейте - получится фигура, похожая на шар; подождите, когда засохнет клей; проделайте отверстие вместе склейки свободных концов; сантиметров на пять просуньте в отверстие карандаш. Ход эксперимента: держите карандаш между ладоней и, двигая ими взад-вперед, вращайте карандаш с закрепленным на нем шаром. Карандаш можно заменить указкой. | Цель эксперимента: показать, почему земной шар сплюснут у полюсов. | Что получилось? Во время вращения шара его верхняя часть сплющивается, а а центральная часть раздувается. Почему? На вращающий шар действует сила, стремящаяся раздвинуть в стороны бумажные полоски, и из-за этого верхняя и нижняя части сплющиваются. Как и все вращающие шары, наша Земля тоже сплюснута у полюсов и раздута по экватору. Если мы измерим окружность Земли по экватору и через полюса (по меридиану), то окажется, что по экватору на 42 см больше. | Земля сплюснута у полюсов. Поскольку Земля вращается вокруг своей оси на нее действует центробежная сила, которая является наибольшей на экваторе и равна нулю на полюсах. | |
3. Прецессия | Материалы: пластилин, зубочистка.
Процесс:
![]() | Цель эксперимента: продемонстрировать движение земной оси. | Итоги. При вращении пластилинового шарика конец палочки совершает круговые движения. Почему? Как только ось вращения шарика отклонилась от вертикального положения (из-за неправильности формы или по другим причинам), она сама начинает описывать круги под действием веса шарика. Так же, как и наш пластилиновый шарик, Земля не идеальный шар, она сплюснута у полюсов, а ее ось при движении Земли вокруг Солнца всегда остается наклоненной. Поэтому ось Земли тоже описывает круги. Такое движение оси называется прецессией. Но если палочка успевает совершить несколько круговых движений, пока крутится наш шарик, то земная ось совершает один оборот по кругу за 26 тысяч лет. | Прецессия – явление, при котором момент импульса тела меняет свое направление в пространстве. Следует понимать, что ось вращения – не то же самое, что направление момента импульса; хотя момент импульса тела имеет свойство сохранятся. | |
Материалы: фломастер, одно сырое яйцо, одновареное яйцо. Процесс: - пометьте яйца, написав на вареном цифру1, а на сыром – 2;положите яйца на стол и попытайтесь раскрутить их. | Цель эксперимента: показать, что неоднородность состава Земли влияет на ее движение. | Итоги: вареное яйцо легко раскручивается и продолжает вращаться в течение нескольких секунд. Сырое яйцо раскручивается плохо, болтается и быстро останавливается. Почему? На вращении сказывается внутреннее строение яйца. В вареном яйце содержимое твердое и раскручивается вместе со скорлупой. Сырое яйцо – жидкое внутри, и поэтому оно начинает вращаться не одновременно со скорлупой, а с запозданием и медленнее. Такое поведение жидкого содержимого заставляет вращающееся яйцо болтаться, и оно быстро останавливается. Часть земной мантии и внешняя часть ядра тоже жидкие. Из-за того, что Земля внутри не твердая, как и сырое яйцо, она при вращении тоже болтается. Но если при вращении яйца это сразу бросается в глаза, то болтание земного шара очень незначительно, и его можно заметить лишь в результате многолетних наблюдений. | |||
2. ЛИТОСФЕРА. | 4. Образования молодых гор. | Вам понадобится: четыре бумажных полотенца, стакан воды. Подготовка: сложите полотенца стопкой на столе; сложите стопку пополам; намочите полотенца. Ход эксперимента: положите руки ладонями по краям полотенец; сдвигайте ладони вместе с ним. | Цель эксперимента: показать, как силы сжатия воздействуют на движение коры. | Что получилось? На бумажной поверхности видны многочисленные складки Почему? Вы руками сдвигаете полотенца к центру. Чтобы поместить на уменьшающемся пространстве, бумага деформируется, образуя складки. Когда различные силы воздействуют на земную кору с противоположных сторон, сжимаемый участок меняет форму и на нем образуются складки. | Силы сжатия воздействуют на движение коры и образованию молодых гор |
5. Пластичность горных пород. | Вам понадобится: Брусочки разного цвета. Подготовка: нарежьте брусочки пластилина полосками толщиной примерно 5 мм; разложите полоски пластилина разного цвета одна на другую. Ход эксперимента: сложенные полоски прижмите и начинайте их сдвигать к центру. | Цель эксперимента: показать, как при образовании складчатых структур не происходит разрыва пластов горных пород. | Что получилось? Слои в центре начнут образовывать складки. Каждый слой пластилина будет повторять складку другого. Почему? Вы руками сдвигаете полоски к центру. Чтобы поместиться на уменьшающемся пространстве полоски деформируются, образуя складки. Когда различные силы воздействуют на земную кору с противоположных сторон, сжимаемый участок меняет форму и на нем образуется складки. Вне зависимости от силы и скорости сближения не происходит разрыва пластов горных пород. | . Когда различные силы воздействуют на земную кору с противоположных сторон, сжимаемый участок меняет форму и на нем образуется складки. | |
6. Образование осадочных пород. | Вам понадобится: батон, сливочное масло, колбаса, столовый нож, тарелка. Подготовка: нарежьте батон и колбасу кружочками. Ход эксперимента: положите батона на тарелку; ножом намажьте маслом на хлеб; поверх масла положите колбасу; положите сверху второй кусок батона | Цель эксперимента: увидеть, как образуются осадочные породы. | Что получилось? Мы приготовили слоистый бутерброд. Почему? Осадочные породы образуются из мелких частиц, унесенных ветром и осевших в другом месте. Они осаждаются в виде слоев, напоминающих наш бутерброд. Каждый слой в зависимости от другого составом, цветом, структурой. Самый первые слои лежат снизу, а самые молодые – сверху. С течением времени слои спрессовываются, образуя монолитную горную породу. | ||
7.Метаморфизм | Материалы: два десятка спичек, книга. Процесс: надломать каждую спичку два три раза в разных направлениях так, чтобы спичка лежала на столе плоско. Высыпать спичку кучкой на стол. Положить на них книгу и прижать к столу. Убрать книгу. | Цель: показать как образуются метаморфические горные породы | Итоги: спички лежать на столе образуя плоский слой. Почему? Спички расположились в плоскости стола под давлением книги. В природе различные горные породы сдавливаются под тяжестью вышележащих горных пород и образуют пособие слоев, хотя первоначально слоистыми не были. | Измененные под давлением(и обычно при высокой температуре) породы называются метаморфическими. | |
8.Извержение вулканов | Материалы: бутылка из-под газировки, глубокий противень, земля, питьевая сода, 250 мл уксуса, красный краситель.
Процесс:
![]() | Цель эксперимента: изобразить извержение вулкана. | Итоги. Из бутылки выходит красная пена и стекает по земляному холмику. Почему? Сода реагирует с уксусом, в результате чего получается углекислый газ. Газ имеет достаточно высокое давление, чтобы вытеснить из бутылки жидкость. Пена возникает от смешения газа с жидкостью. | Выталкивающее действие жидкости и газа | |
10. Образование месторождения соли | Материалы: стеклянная миска емкостью около двух литров, мерный стакан или обычный стакан (250 мл), столовая ![]() | Цель эксперимента: узнать, как образуются месторождения соли. | Итоги. На дне миски видны кристаллы кубической формы, а на стенках — белый налет, напоминающий иней. Почему? Как полагают, месторождения соли образовались на месте мелких водоемов, расположенных поблизости от моря, откуда поступала соленая вода. Вода в них испарилась, и на дне, как и в миске, отложились кристаллы соли. Похожий на иней солевой осадок по краям образовался за счет быстрого испарения соленой воды, смачивающей края миски. Из-за высокой скорости испарения молекулы соли не успевают образовать кристаллики, и беспорядочное осаждение соли приводит лишь к появлению белого порошка, похожего на иней. | Высокая скорость испарения. Кристаллы – свойство твердых тел и выращивание кристаллов | |
3. АТМАСФЕРА | 11. Объем воздуха. | Вам понадобится: миска ёмкостью два литра (лучше прозрачная), пробка (натуральная), прозрачный стакан. Подготовка: налейте полмиски воды. Ход эксперимента: бросьте в воду пробку; накройте плавающую пробку стаканом; погрузите стакан глубоко в воду. | Цель эксперимента: показать, что воздух занимает место. | Что получилось? Участок поверхности воды, на котором плавает пробка, погружается вместе со стаканом. Почему? Находящийся в стакане воздух не дает воде заполнить стакан, и поэтому вода вместе с плавающей пробкой опускается. | |
12. Облака. | Вам понадобится: банка емкостью один литр, тарелка, стакан кипятка и лед. Подготовка: налейте в литровую банку горячей воды; в тарелку выложите кусочки льда. Ход эксперимента: поставьте тарелку со льдом на банку с горячей водой. | Цель эксперимента: показать экспериментальным путем. Как образуются облака. | Что получилось? Воздух внутри банки поднимается вверх, охлаждается. Почему? Теплый воздух поднимается, соприкасаясь с холодной тарелкой, остывает и образуются капельки. В атмосфере теплый воздух, насыщенный влагой, поднимается вверх. С высотой температура воздуха ниже, следовательно, происходит процесс конденсации. Так образуются облака. | Происходит процесс конденсации | |
13. Наветренный склон. | Вам понадобится: 5-6 ватных дисков или кусок ваты, нить, миска с водой, книга в твердом переплете, два листа бумаги. Подготовка: отрежьте нить длинной 30-40 см и закрепите на ней ватные диски; разложите на стол два листа бумаги; на листы поставьте книгу в виде домика. Ход эксперимента: смочите ватные диски в воде, и дождитесь, когда стечет основная масса воды; пронесите смоченную нить с ватой над учебником так, чтобы они зацепились за одну из сторон; уберите учебник с листов бумаги. | Цель эксперимента: показать, почему на ветреном склоне выпадает больше осадков, чем на подветренном. | Что получилось? Первый лист бумаги оказался смоченный больше, чем второй. Почему? Облака, насыщенные осадкими, проходят по неровностям земной поверхности, встречая на своем пути различные преграды в виде гор. Цепляются за гребни вершин, тучи оставляют больше осадков на наветренном склоне и меньше на подветренном. | ||
14. Давление воздуха | Материалы: длинная линейка, стол, газетный лист.
Процесс:
![]() | Цель эксперимента: показать, что сущес
|
|||
Последнее изменение этой страницы: 2020-12-17; просмотров: 276; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.84.91 (0.022 с.) |