Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Методика формирования экспериментальных умений на основе межпредметных связей с физикой в начальном курсе географииСтр 1 из 9Следующая ⇒
Методика формирования экспериментальных умений на основе межпредметных связей с физикой в начальном курсе географии
Выполнила: студент IIIкурса Группы БА-ГЭ-17 Максимова Айталина Дмитриевна Научный руководитель: д.п.н. профессор Кривошапкина Ольга Милентьевна
Якутск 2020 Содержание
Введение Актуальность исследования. Межпредметные связи отражают в учебном процессе научную интеграцию, а также являются основным фактором развития системного мышления учащихся. Базой для формирования экспериментальных умений должен быть метод обучения, который бы способствовал формированию этой деятельности. Этим требованиям отвечает системно деятельностный подход. Системно-деятельностный подход в образовательном процессе является методологической основой реализации ФГОС. Подсистемно-деятельностным подходом понимается такой способ организации учебно-познавательной деятельности обучаемых, при котором они являются не пассивными"приемниками" информации, а сами активно участвуют в учебном процессе. Важным результатом обучения является развитие личности ребенка на основе универсальныхучебных действий, в том числе экспериментальных умений. Однако в этой области российские школьники отстают от многих стран. Так, по естественнонаучной грамотности (исследование PISA) российские учащиесянаходятся в середине рейтинговых таблиц, занимая, например, в 2015 году 38-40 места. Как считает профессор Н.С. Пурышева, ученый-методист в области физики, такие результаты являются следствием недостаточно разработанной методики формирования экспериментальных умений[Пурышева, Доценко, 2017]. Что касается географии, то проблема формирования экспериментальных умений по географии практически не обсуждается. В Примерной основной образовательной программе основной школы в разделе 1.2.5.7 География (с. 91) не указано не одного требования к экспериментальным умениям по географии [ПООП ООО, 2015].
Социологические исследование мнения учителей РС (Я) по вопросу применения межпредметных связей в обучении, проведенное в апреле 2020 года, показало, что их использует большинство учителей географии (около 60%) опираются на межпредметные связи именно с физикой, однако не упоминают при этом формирование экспериментальных умений. Таким образом,выявлено противоречие - школьники должны обладать экспериментальными умениями в области естественных наук и географии, в том числе, однако процесс их формирования в ходе проведения опытов сопорой на межпредметные связи с физикой, не явилось предметом методического исследования. Проблема исследования: поиск эффективной методики формирования экспериментальных умений на основе межпредметных связей с физикой в начальном курсе географии. Объектом нашего исследования является процесс обучения в начальном курсе географии в контексте межпредметных связей. Предмет исследования: методика реализации межпредметных связей с физикой в процессе обучения начальному курсу географии, ориентированная на формирование экспериментальных умений. Цель исследования: изучить и применить методику формирования экспериментальных уменийв начальном курсе географии на основе межпредметных связей с физикой. В основу нашего исследования была положена следующая гипотеза: формирование экспериментальных умений в начальном курсе географии будет более эффективным, если:
- выявлены экспериментальные умения, которые можно формировать в процессе обучения начальному курсу географии; - впроцессе обучения начальному курсу географии регулярно осуществлять межпредметные связи с физикой; - провести отбор опытов для проведения в начальном курсе географии, опираясь на специально выявленные принципы этого отбора; - при проведении опытов в начальном курсе географии выявлять существующие взаимосвязигеографии и физики, а также общность их методов исследования; Исходя из цели и гипотез, в работе были поставлены следующие задачи: 1. Провести анализ научной литературы по проблеме формирования экспериментальных умений на основе межпредметных связей с физикой. 2. Выявить экспериментальные умения, которые можно формировать в начальном курсе географии на основе межпредметных связей с физикой. 3. Отобрать опыты, способствующие формированию экспериментальных умений в начальном курсе географии. 4. Разработать методические рекомендации по формированию экспериментальных умений на основе опытов в начальном курсе географии (на примере урока по теме «Литосфера»). Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: теоретические: анализ литературы по проблеме исследования, анализ программ и учебников по географии и физике, с целью выявления объективных возможностей использования межпредметных связей, обобщение передового опыта учителей; эмпирические: анкетирование, беседы. Структура работы. Курсовая работа изложена на 62 страницах, состоит из введения, двух глав, заключения, приложений.
Сл. 3 Учитель :- Просмотрите видеоролик «Профессора Почемушкина» и выскажите предположение, чему будет посвящён наш урок? Ваши версии. - «Строение Земли». - Да, мы рассмотрим строение Земли, но подробно в течение нескольких уроков будем говорить о земной коре - верхней части литосферы. (на слайде тема урока). Слайд 2 - Литосфера. Учитель: - Какая это оболочка?– твердая оболочке Земли. «Литос» - по - гречески - камень, (показать базальт, гранит). - Какую цель, какие задачи мы будем решать на сегодняшнем уроке? - Ваша точка зрения? (дети формулируют цель урока): - Цель - сформировать представление о внутреннем строении Земли, - узнать о типах земной коры, - научиться устанавливать причинно-следственные связи; - развивать умение строить свою речь. Будете получать за это бонусы - понимать и воспринимать другую позицию, - работать в парах, коллективе - будем продолжать учиться работать с электронным учебником III Интерактивная лекция. ( Передача и объяснение информации) - Подчеркните тему и поставьте дату. Тема урока: Земная кора - верхняя часть литосферы. Снимок из космоса. - Космический метод основывается на фотоснимках, которые делаются из космоса. На них можно увидеть разломы, а также дно океана до глубины 700 метров. Сл. 11 - Сейсмический метод основан на изменении скорости прохождения сейсмических волн в литосфере. В различных горных породах скорость неодинакова. А изменение скорости позволяет судить о строении литосферы. Сейсмограф – прибор, записывающий колебания земной коры.
(Видеофрагмент. Работа сейсмографа. 5. Релаксация. Физ.пауза. Учитель: -Изобразим одно из состояний «Земля, воздух, вода» Земля. Мы должны установить контакт с землей, «заземлиться» и почувствовать уверенность. Учитель вместе с обучающимися начинает сильно давить на пол, стоя на одном месте, можно топать ногами и даже пару раз подпрыгнуть вверх. Можно потереть ногами пол, покрутиться на месте. Цель – по-новому ощутить свои ноги, которые находятся дальше всего от центра сознания, и благодаря этому телесному ощущению почувствовать большую стабильность и уверенность. Сл. 12 Учитель: Откройте электронный учебник 6. Закрепление. Выполнение интерактивных заданий из ЭУ. Учитель:- Потренируемся выполнять интерактивные задания в электронном учебнике. - Откройте ЭУ, § 20 - Слайд№6. Выполните интерактивные задания №6. - Определите элементы строения Земли. Молодцы!!! Всё верно! -Задание сложнее первого, поэтому помогайте друг другу! Кому нужна моя помощь - рука. - Раскрасим строение Земли. Молодцы!!! Всё верно! Порадуемся успехам друг друга! Похлопаем!!! Закройте слайд. Сл. 14 Учитель: Откройте Тренажёр. Интерактивное задание 7 Слайд№7. Работайте по инструкции в паре. Время 2 мин. Первые 5 чел. получают оценки. Поставьте себе оценки: 100% = «5»; 80% = «4»; 60% «3» 8. Литосферные плиты. § 20 - Литосфера не монолитна. Она разбита разломами на отдельные блоки – литосферные плиты. Учебник стр.70 Всего на Земле выделяют семь очень больших литосферных плит и несколько более мелких. Литосферные плиты по-разному взаимодействуют между собой. Перемещаясь по пластичному слою мантии, они в одних местах раздвигаются, в других – сталкиваются друг с другом. Работа с картой учебника стр.70.
Учитель: Сейчас мы с вами проведем еще один опыт, которое называется «Пластичность горных пород». Цель этого опыта показать, как при образовании складчатых структур не происходит разрыва пластов горных пород. Вам понадобится: Брусочки разного цвета. Подготовка: нарежьте брусочки пластилина полосками толщиной примерно 5 мм; разложите полоски пластилина разного цвета одна на другую. Ход эксперимента: сложенные полоски прижмите и начинайте их сдвигать к центру. Учитель: Что получилось? - Слои в центре начнут образовывать складки. Каждый слой пластилина будет повторять складку другого.
Игра «Эрудит» Сл. 16 12. Домашнее задание 1. Изучить § 20, вопросы 2,5,7,8 2. Дома вклеить рабочий лист в тетрадь. 3. Э.У. § 20 - слайд 8 «Контроль». Приложение №1 Раздаточный материал к уроку. Рабочий лист Строение Земной коры |
Материковая земная кора = ___ слоя: 1_________________________ 2_________________________ 3_________________________ | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Океаническая земная кора = ____ слоя: 1._________________________ 2__________________________ |
Сделанный нами урок с двумя раскрывающими тему «Литосфера» опытами, направлен на формирование у учащихся экспериментальных умений.
Выводы к главе II
Изучив опыт учителей по проведению географических опытов, пришли к выводу, что они недостаточно введены в учебную деятельность. Таким образом, опыты следует более широко вводить в процесс обучения географии, так как данный метод обучения весьма эффективен своей наглядностью и приближением к жизненным реалиям.
Внедрение и использование межпредметных связей физики и физической географии - это современный принцип обучения, который влияет на структуру учебного материала предметов естественнонаучного цикла, активизирует методы обучения, помогает понять сущность геофизических процессов.
Заключение
В исследовании рассмотрена проблема формирования экспериментальных умений на основе межпредметных связей физики и начального курсагеографии.
Она основывалась на предположении о том, что, осуществление МПС указанных дисциплин способствует углублению экспериментальных умений, помогает сформировать единое представление об окружающем мире.Исходя из задач исследования нами: проведен анализ литературы;проведен анализ объективно существующих связей между физикой и географией;разработана система осуществления межпредметных связей физики и географии;проведен анализ начального курса географии на предмет выявления экспериментальных умений;разработана методика формирования экспериментальных умений при использовании в учебном процессе межпредметных связей с физикой в начальном курсе географии;разработаны методические рекомендации по формированию экспериментальных умений на основе опытов в начальном курсе географии
В данном исследовании нами рассмотрено понятие межпредметные связи в педагогике, а также состояние проблемы МПС в теории обучения и опыт реализации МПС в практике обучения.
Межпредметные связи на современном этапе развития образовательных систем должны играть ведущую роль в системе школьных естественнонаучных дисциплин.Включение в процесс обучения интегративных уроков, опытов, экспериментов межпредметного содержания повышает эффективность процесса формирования естественнонаучных знаний и умений.
Изучив опыт учителей по проведению географических опытов, пришли к выводу, что они недостаточно введены в учебную деятельность. Таким образом, опыты следует более широко вводить в процесс обучения географии, так как данный метод обучения весьма эффективен своей наглядностью и приближением к жизненным реалиям.
|
Литература
1. Алексашина И.Ю. Учитель и новые ориентиры образования // Гуманизация образования как предмет теоретической рефлексии и практического освоения учителем. - СПб.: СПб ГУМП, 1997. - 153 с.
2. Антонов Н.С. Слагаемые знаний (о межпредметных связях в учебном процессе). - Архангельск: Сев. - Зап. кн. изд., 1969. - 152 с.
3. П.Балашов М.М., Мякишев Г.Я., Финкельштейн Э.Б. и др. Концепция есте-ственнонаучного образования: Материалы для обсуждения. - М.: ВНИК «ШКОЛА», 1989.-25 с.
4. Безрукова B.C. Педагогическая интеграция: Сущность, состав, реализация. - Свердловск: Свердл. инж.- пед. ин-т, 1987. - 52 с.
5. Беленький Г.И. О сущности и видах межпредметных связей // Некоторые теоретические и практические аспекты межпредметных связей. - М., 1982. - С. 2-22.
6. Биалиев. К. К. Реализация межпредметных связей//География в школе.-1987.-№3.-С.45-46.
7. Бибик А. Е. и др. Теоритические основы методики обучения географии.-М., «Просвещение», 1968.-259 с.
8. Богданова А.А Установление межпредметных связей с биологией при изучении природных комплексов//География в школе.-1980.-№1.-С.30-32.
9. Валович Е.С. Решение задач как одно из средств реализации межпредметных связей физики с другими естественнонаучными дисциплинами (6-7 классы): Диссертация канд. пед. наук. - Челябинск, 1984. - 227 с.
10. Воскресенская Н.М. Обновление содержания образования и проблема госу-дарственных образовательных стандартов // Реформы образования в совре-менном мире: глобальные и региональные тенденции. - М.: Изд-во Российского открытого университета, 1995. - 272 с.
11. Готт B.C., Семенюк Э.П., Урсул А.Д. О единстве научного знания. - М.: Знание, 1977.-64 с.
12. Губин В.В. Межпредметные связи физики с биологией в старших классах средней общеобразовательной школы: Диссертация канд. пед. наук. - Челябинск, 2002.- 184 с.
13. Гурьев А.И. Методологические основы построения и реализации дидактической системы межпредметных связей в курсе физики средней школы: Диссертация докт. пед. наук. - Челябинск, 2002. — 372 с.
14. Давыдов В.В. О понятии развивающего обучения // Педагогика. - 1995. - N 1.-С. 29-39.
15. Даммер М.Д. Методика опережающего изучения физике в основной школе: Учебное пособие по спецкурсу. — Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 1998. – 152 с.
16. Даринский А. В. Методика преподавания географии: Изд. 3-е, перераб. и доп. М., «Просвещение», 1975.-117с.
17. Зверев И.Д. Взаимная связь учебных предметов. - М.: Педагогика, 1977. - 61 с.
18. Зверев И.Д., Максимова В.Н. Межпредметные связи в современной школе. - М.: Педагогика, 1981. - 160 с.
19. 3лобина С.П. Формирование научных знаний посредством осуществления межпредметных связей // Методология и методика формирования научных понятий у учащихся школ и студентов вузов: Тез.докл. - Челябинск: Изд-во «Факел», 1999. - С. 134-135.
20. Ильин В.В. Структура и развитие научных теорий. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1980.-82 с.
21. -Кильдишова Н. А, Сураева Т. С. Значение межпредметныз связей в формиравании знаний в школьном курсе географии//География в школе.-1998.-№3.-С.86-89.
22. Колечкин И. С., Середа Е.В Приемы установления межпредметных связей на уроках географии и литературы в старших классах//География в школе.- №8.-С.57-59.
23. Краевский B.B. Проблемы научного обоснования обучения // Методологиче-ский аспект. - М.: Педагогика, 1977. - 268 с.
24. Левина М.М. Межпредметные связи как дидактическое условие формирования у учащихся научных понятий и знаний о методах // Межпредметные связи в процессе преподавания основ наук в средней школе. - М., 1973. - 60 с.
25. Лошкарева H.A. Межпредметные связи и проблема формирования умений // Сов.педагогика. - 1973.-N 10.-С. 31-33.
26. Ляпин Г.А. Межкурсовые связи в изучении физической географии в VIIклассе//География в школе.-1979.-№3.-С.41-44.
27. Максимова В.Н. Межпредметные связи в процессе обучения. - М.: Про-свещение, 1988. - 192 с.
28. Максимова В.Н. Сущность и функции межпредметных связей в целостном процессе обучения: Дис.... докт. пед. наук. — Л., 1981. - 446 с.
29. Малахов Н.В. Использование межпредметный связей при характеристике проекций и искажений на картах//География в школе.-1980.-№4.-С.40-42.
30. Малахов Н.В. Межпредметные связи в работе с картой в курсах географии и истории//География в школе.-1982.-№1.-С.43-44.
31. Малахов. Н.В Межпредметные связи в формировании некоторых географических понятий//География в школе.-1982.-№5.-С.39-40.
32. Малахов.Н.В Виды межпредметных связей и их использование //География в школе.-1983.-№4.-С.37-40.
33. Межпредметные связи в учебно-познавательной деятельности учащихся / Под ред. H.A. Сорокина. - Тула, 1983. - 105 с.
34. Морозова Е.А. Обобщающие уроки по физике с учетом межпредметных связей. - М.: Изд-во МОС-ДИС «Система», 1991. - 124 с.
35. Панчешникова Л. М. Методика осуществления межпредметных связей экономической географии зарубежных стран с историей//География в школе.-1971.-№3.-С.32-37.
36. Парфенова А. А. Формирование межпредметных понятий на уроках географии //География в школе.-2018.-№6.-С.21-23.
37. Подольский А.И. Организация учебной деятельности школьников при формировании первоначальных физических понятий (На материале курса физики первой ступени): Дис.... канд. пед. наук. - Челябинск, 1985. - 226 с.
38. И. И Рамодина, С. В. Киктев, Медприедметный факультативный курс «Физика геологических стихий»//География в школе.-1992.-№1.-С.61-64.
39. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. - М.: Народное образование, 1998. - 256 с.
40. Сергеева Н.Н. Простейшие опыты и эксперименты на уроках географии
41. Соловьева. М.Г. Межпредметные связи в курсах экономической географии и истории//География в школе.-1971.-№3.-С.26-31.
42. Усова A.B. Проблемы теории и практики обучения в современной школе: Избранное. - Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 2000. - 221 с.
43. Федотова Л.Г. Межпредметные связи географии и литературы в курсе Vкласса//География в школе.-1971.-№3.-С.38-40.
Интернет источники:
1. Примерная основная образовательная программа основного общего образования.-2019 https://fgosreestr.ru/registry/primernaya-osnovnayaobrazovatelnaya-programma-osnovnogo-obshhego-obrazovaniya-3/ (дата обращения 18.04.20)
2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования https://fgos.ru/ (дата обращения 15.04.20)
3. Примерная основная образовательная программаосновного общего образования. Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15)[1]/http://fgosreestr.ru/registry/primernaya-osnovnayaobrazovatelnaya-programma-osnovnogo-obshhego-obrazovaniya-3/(Дата обращения 4.05.2010)
4. Воронина В. М. Межпредметные связи на уроках географии как средство активизации мыслительной деятельности учащихся/ http://www.myshared.ru/slide/588208/ (дата обращения 19.04.20)
5. Физический практикум: новая форма организации работы студента с реальным физическим оборудованием / С.Н. Потемкина, С.В. Талалов / Физическое образование в вузах. Том 13. № 1, 2007. С. 104-111. https://journal.tltsu.ru/rus/index.php/Vectorscience/article/view/2730/0 (дата обращения 22.04.20)
6. Третьякова Т. Г. Эксперименты на уроках географии// https://geo.1sept.ru/view_article.php?ID=200601112 (дата обращения 22.01.20)
7. Третьякова. Т.Г. Эксперимент на уроке географии// https://geo.1sept.ru/view_article.php?ID=200601112 (дата обращения 20.10.19)
8. Пурышева Н.С., Доценко К.П. Формирование экспериментальных умений школьников Сингапура при обучении физике// Наука и школа. 2017. №2. – С. 46-52./file:///C:/Users/%D0%9F%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D0%B7%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C/Downloads/formirovanie-eksperimentaln-h-umeniy-shkolnikov-singapura-pri-obuchenii-fizike.pdf (Дата обращения 4.05.2020)
9. Стрельникова Т. Д., Скопина. Е. А., Межпредметные связи и внутрипредметные связи географии в курсе естественных наук/ https://pandia.ru/text/78/064/47301.php (дата обращения 28.03.20)
Приложения
Приложение 1
| Поделиться: |
Читайте также:
Последнее изменение этой страницы: 2020-12-17; просмотров: 222; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!
infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.102.0 (0.077 с.)