Архитектура барокко и классицизма 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Архитектура барокко и классицизма



Тема  3.7.1. Архитектура Италии XVII — XVIII вв.

В XVI в странах Европы под влиянием реформистского движения происходит ослабление могущества католической церкви, поэтому церковь прилагает значительные усилия к возвращению былого величия. В это же время укрепляется господство светской власти. Правящие круги стараются подчеркнуть свою мощь и богатство путем внешнего их выражения. Этому стремлению как нельзя лучше отвечает новый художественный стиль – барокко ( от итал. «странный», «причудливый»).

Барокко зародилось в Италии в период позднего Возрождения. Его принципы получили свое развитие в XVI веке, где на смену ясной и спокойной гармонии Ренессанса с конструктивной логикой ордера пришло стремление к наибольшей архитектурной выразительности минимальным средствам, отвечающее требованиям господствующей буржуазии и земельной аристократии.

 

Для стиля барокко характерны:

· Стремление к величию и пышности,

· усложнённость планов,

· богатство и роскошь интерьеров, широкое использование живописи, зеркал и скульптуры

· обилие кривых, пластичных линий и поверхностей,

· контрастность, напряженность, иллюзорность, динамичность образов.

 

В развитии стиля барокко выделяют периоды:

                         Ранее барокко              конец XVI и первая треть XVII века.

                         Зрелое барокко        с 30-х годов XVII века до конца XVIII века.         

                                                                  (В некоторых   странах до середины XVIII века.)

Раннее барокко в Италии

          К концу XVI века экономика Италии пришла в полный упадок. Строительство развивается только в Риме и его окрестностях, где происходит развитие стиля б а р о к к о, доведённого до наиболее яркого своего выражения. В Риме работают наиболее известные архитекторы: Доменико Фонтана, Карло Модерна. В 1614г. они заканчивают строительство собора Св. Петра, достроив вестибюль.

Доменико Фонтана начал своё творчество ещё в период позднего Возрождения. Кроме строительства собора Св. Петра ему принадлежит реконструкция Латеранского дворца, который существовал ещё с начала XII века, как резиденция пап. Д. Фонтана пристроил базилику, фронтон увенчал скульптурой. Дворец тяготеет к элементам грандиозности.

Карло Модерна принадлежит церковь Св. Сусанны в Риме (1596 – 1603гг). Церковь имеет только один фасад, фронтон с раскреповкой, маленькие волюты, ложные окна со скульптурой.

Зрелое барокко в Италии

Главой зрелого барокко считают Лоренцо Бернини (1598 – 1680гг) Л. Бернини скульптор и архитектор, с 1624 года работает в Риме. В 1667 году он сооружает колоннаду на площади перед собором Св. Петра. Ему же принадлежит и надгробие Св. Петра в соборе. Это беседка на четырех витых колоннах из бронзы, с балдахином. Трех метровые колонны с чернью и позолотой были сняты с портика Пантеона.

В проекте Королевской лестницы в Ватикане у Сикстинской капеллы (Скала Реджиа) Бернини использовал эффект оптической иллюзии, сужая ширину маршей по направлению к верхней площадке.

       Крупнейшим архитектором итальянского барокко был Франческо Борромини (1599 – 1667гг), который начал работу в Риме с работы над собором Св. Петра, а позже – постройки монастыря и церкви Сан – Карло у 4-х фонтанов (1638 - 1667) Ордена босоногих монахов. Ему принадлежит проект церкви Сант – Иво (1660) (рис.56) во дворе университета в Риме. Планы этих церквей отличаются намеренной усложнённостью форм, волнообразной поверхностью фасадов. Поверхность стен церкви Сан – Карло заполнена глубокими нишами со статуями. Рядом - небольшой дворик для будничной жизни и сад. Монастырский же двор оформлен с нарочитой театральностью и пышностью.

Кроме Рима великолепные произведения барокко были созданы в Венеции. Лучшей работой Бальдассаре Лонгена стала церковь Санта – Мария делла Салюте (1682) (рис.57) – центричная восьмигранная постройка с куполом, барабан которого поддерживают мощные волюты.

 

 

                         

 

 

Рис.56                                                          Рис.57

           

Загородные виллы эпохи барокко отличаются осевым построением композиции с регулярными парками, беседками, фонтанами, водопадами и множеством широких лестниц, осуществляющих связь архитектуры с природой. Наиболее интересны: вилла Альдобрандини во Фраскати (1598 - 1603) (архитектор Джакомо делла Порта) и вилла Д’Эсте в Тиволи, начатая в 1549г. Лигорио.          

 

Особенности барокко в Италии:

1. Стремление к максимальной выразительности минимальными средствами;

2. Отрицание конструктивной логики ордера и применение его только как декоративно – пластической формы наряду со скульптурой;

3. Привлечение пейзажа в качестве основного композиционного приёма для создания городского ансамбля;

4. Фасады и интерьеры отличаются исключительной роскошью и пластикой, хотя в рядовых и официальных сооружениях преобладает сухость и строгость форм;

5. Крупным достижением сводостроения было создание куполов из трех оболочек;

6. К концу XVII столетия для балочных и решётчатых конструкций начинают использовать металл. Строится ряд мостов из чугуна, а затем из ковкого железа. Железо применяют для промышленного строительства, для приготовления стропил и балок.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-17; просмотров: 114; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.171.121 (0.007 с.)