Санта Мария дель Фьоре во Флоренции (Св. Марии в цветах). 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Санта Мария дель Фьоре во Флоренции (Св. Марии в цветах).



          Возведение купола было предусмотрено ещё в XIV веке, но оставалось неосуществлённым в течение почти целого столетия из-за очень большого пролёта - 42м. Был объявлен конкурс, на котором Брунеллески предложил возвести купол без лесов, сделав его подъём более крутым и описав внутреннюю поверхность радиусом, равным ¾ диаметра основания.

Купол в виде ребристого сомкнутого свода укреплен 8 ребрами, которые поднимаются к верхнему также восьмиугольному кольцу, несущему фонарь. Между рёбрами выложены из песчаника две оболочки (внешняя оболочка круче внутренней). Для уравновешивания распора введены 6 горизонтальных венцов из длинных камней песчаника, скреплённых пиронами, залитыми оловом.В нижней части добавлена кольцевая связь из дубовых брёвен, окованных железными листами. Кладка купола велась без лесов до высоты 13.5м, после чего были устроены висячие подмости.

       Фонарь был возведён уже после смерти Брунеллески в 1467 году по его чертежам. Купол на долгие годы стал доминантой города.

       В 1421 году Брунеллески приступил к перестройке церкви Сан-Лоренцо и сооружению при ней Старой сакристии – небольшой квадратной капеллы. Капелла (ризница) стала первым в архитектуре Возрождения опытом работы над центричными зданиями.

Оспедале дельи Инноченти на ул. Аннуциаты (1419 – 1445 г.г.)

       Здание воспитательного дома – приюта (рис.47) занимает правую сторону площади перед церковью Аннуциаты. В центре здания – квадратный двор, окружённый аркадой по колоннам, несколько меньшей по масштабу, нежели аркада главного фасада, воспринимаемая с большего пространства площади

. Все построение плана выполнено на основе единого модуля. Главный фасад имел первоначально 9 широких арочных пролётов, поднятых над уровнем площади на 9 ступеней

. Это сооружение интересно тем, что в нем  впервые сочетаются колонны, несущие арки и большой ордер обрамляющих колонн. Полуциркульные арки портика опираются непосредственно на капители колонн, поперечные арки, делящие покрытие галереи на части, также опираются на эти капители и на консоли в виде капителей на задней стене портика – это ещё средневековый приём. Каждый из получившихся квадратов перекрыт парусным сводом. Над колоннами – цветные керамические медальоны.

       Прямоугольный внутренний двор с колоннами ионического ордера достроен его учениками на месте открытой галерей, что исказило замысел архитектора, поэтому в 1819 году для уравновешивания композиции был достроен портик слева.

 

 

 

                              Рис.47                                                                       Рис.48

Капелла Пацци ( 1430 – 1443 г.г. )

       Капелла (рис.48) самое изящное произведение раннего Возрождения. Маленькая часовня при церкви Св. Креста во Флоренции выходит во двор церкви Санта Кроче, окружённый скромными аркадами, контраст с которыми повышает ее ценность, т. к. архитектору надо было считаться с уже существующими постройками.

      Фасад капеллы отмечен шести колонным портиком коринфского ордера, который перекрыт цилиндрическим сводом. Входной арке отвечает куполок, служащий переходом от арки к куполу самой капеллы. Свод и куполок портика скрыты каменным аттиком. Крыша опирается на лёгкие столбики над ним. Центральная часть капеллы имеет расширение, перпендикулярное главной оси, поэтому внутреннее пространство раскрывается не только в глубину, но и вширь.

       На всех стенах капеллы - горизонтальный антаблемент, опирающийся на вертикали пилястр и на консоли. Зонтичный купол на парусах производит сильное впечатление, завершая общую устремлённость всех форм вверх.

       Капелла отличается обильным декором: в арках – ленточный орнамент, в цилиндрических сводах – сетка кессонов, в парусах и боковых пролётах – медальоны, гербы, а в куполе портика – круглые кессоны. Цветные майолики выполнены Лукой делла Роббиа после смерти Брунеллески.

       Ещё одним произведением Ф. Брунеллески является палаццо Питти

      Палаццо – городской дворец знати. Они играли роль фамильной крепости – дворца.

      Строительство палаццо велось с XV века, до конца Возрождения.

      Стены палаццо, как правило, выполнялись в кирпичной кладке, иногда с бетонным заполнением и облицовывались камнем; для междуэтажных перекрытий кроме сводов применялись балочные деревянные конструкции. Особенностью фасадов были огромные арочные оконные проемы, разделенные колонками. Арочные завершения окон позже заменялись горизонтальными перемычками.

Характерные черты палаццо:

· Чёткое горизонтальное членение фасадов;

· Широкий вынос карниза;

· Всё помещение группируется вокруг внутреннего двора, обрамленного арочными галереями;

· Трехчастное деление по количеству 3-х этажей;

· Обработка фасадов рустом (руст-камень с грубо колотой или выпуклой лицевой поверхностью). Рельеф руста понижался с повышением числа этажей

Палаццо Медичи – Риккарди (1444 – 1452 г.г.)

План палаццо был близок к квадрату (рис.49). В XVII веке после перехода дворца к семье Риккарди, его облик значительно видоизменён: фасад его удлинился на 7 оконных осей.

        Первоначально все помещения группировались вокруг внутреннего двора 12,2´12,2 м. в осях угловых колонн. Раньше такая планировка встречалась только в ратушах и монастырских дворах. На первом этаже у входа находились конюшни и помещения стражи. Угловой зал был открытой на улицу лоджией, в которой устраивались обеды. Впоследствии лоджия была заложена, а в арках нижнего этажа были устроены окна с наличниками и решётками по рисунку Микельанджело. На двух верхних этажах располагались залы, гостиные, капелла, жилые комнаты. Служебные помещения находились на третьем этаже.      

          Внутренний двор служил открытым залом. Двойные окна второго этажа имеют полуциркульные очертания с круглыми медальонами между арками.

       В интерьерах и фасадах внутреннего двора ничего не остается от средневековой суровости: композиция и формы свидетельствуют о ясном жизнерадостном мировоззрении. Рельеф рустики этажей, чётко поделённых тягами, закономерно убывает от мощных квадратов нижнего этажа к гладкой поверхности верхнего. Здание завершается мощным, значительным выносом карниза.

 

  

 

                          Рис.49                                                                           Рис.50

 Высокое Возрождение.

          В конце XV века Италия оставалась вне новых мировых путей. Это происходит по нескольким причинам: в 1453 году турки захватывают Константинополь и отрезают путь на Восток. Была открыта Америка (1492г) и морской путь в Индию вокруг Африки (1498г), это привело к возвышению Франции, Португалии и Испании, стран, которые обладали могучими армиями и флотом. Богатая, но раздробленная Италия становится их легкой добычей. Необходимые условия для развития строительства имелись только в Риме, столице католической церкви. 

       Папский двор стремился поднять своё значение показной пышностью. Ведущим остаётся строительство культовых сооружений, широкое развитие получает архитектура парков, садов и загородных вилл. Для этого привлекаются архитекторы из разных городов Италии.

       К концу XV века в Риме остаётся лишь около 70 тысяч жителей. Между заселёнными частями города были большие пустыри с античными руинами. Именно таким застал Рим приглашённый из Милана в 1499г. Донато Браманте

 Творчество Донато Браманте (1444 – 1514г.г.)

       Первой римской постройкой Д. Браманте был внутренний двор церкви Санта Мария делла Паче. Одним из великолепнейших римских произведений Браманте стал небольшой храм Темпьетто, расположенный во дворе церкви Сан – Пьетро ин Монторио (рис.50)

Храм Темпьетто ( 1502г. ).

В плане это ротонда с 16-ю колоннами римско-дорического ордера на расположенных по кругу ступенях. Над круговым антаблементом, за тонко прорисованной балюстрадой поднимается барабан, увенчанный куполом. Ни снаружи, ни внутри нет никаких украшений, не связанных с тектоникой здания. Круговая стена и барабан расчленены пилястрами и расположенными между ними нишами и окнами. Детали храма очерчены очень строго. Нижний венец колонн и верхний цилиндр образуют на фасаде подобные фигуры. Двор с круговой галереей не был построен. Постройка этого храма явилась подготовительным этапом работы Браманте над планом собора Св. Петра в Риме.

   В 1503 году по заказу папы Юлия II Браманте, как и многие выдающиеся архитекторы, живописцы и скульпторы того времени принял участие в строительстве Дворцов Ватикана.

 

Дворцы Ватикана

       Территория дворца была беспорядочно застроена зданиями, различными по размерам и художественной ценности. Первым шагом Браманте к упорядочению была постройка прямоугольного в плане двора Лоджий (роспись которой позже сделал Рафаэль). Затем были построены двор Бельведера (для зрелищ и турниров) и отделявшийся от него только лестницей сад Пиньи. В 1585 –1590 г. был построен корпус Ватиканской библиотеки, а позже – второй поперечный корпус, которые изменили замысел Браманте (рис.51.

 

                                                                         Рис.51

Собор Святого Петра в Риме

Собор Св. Петра был построен на месте легендарного захоронения Петра. Первоначально на этом месте была сооружена небольшая церковь, которую попытались восстановить. Папа Николай V, друг Альберти, заказал Бернардо Росселино проект нового собора. Проектирование и строительство собора прошло 6 этапов (рис.52):

          

 

 

                        а                                    б                                     в                                 г

                                                                             Рис.52

1. 1452 – 1454 г.г. - проект Бернардо Росселино;

2. 1505 г.           - проект Браманте (а);

3. 1514 г.                - проект Рафаэля Санти (б);

4. 1536 г.           - проект Антонио да Сангалло (в);

5. 1547 г.           - проект Микеланджело (г);

6. 1607 г.           - Д. Фонтано, К. Модерна

 

1. В 1452 – 1454 гг. Б.Росселино начал постройку собора. Он заложил хоры и фундаменты поперечного нефа, но постройка прекратилась со смертью папы Николая V.

2. В 1505 году папа Юлий II поручил Браманте составить проект постройки капеллы для его гробницы, над которой работал Микеланджело. Замысел его был настолько грандиозен, что папа поручил ему и разработку проекта собора Св. Петра. По проекту Браманте в плане – это равноконечный (греческий) крест с полукруглым апсидами. Над средокрестием Браманте предлагал воздвигнуть грандиозный полусферический купол, барабан которого должен был окружаться колоннадой. Однако его замысел не был осуществлён: Браманте умер в 1514 году. Была выбита памятная медаль с изображением собора. Едва начавшись, строительство было прервано до XVI века в связи с войной.

3. Приемником Браманте в строительстве собора становится Рафаэль Санти. Новый проект собора Св. Петра имел в плане форму латинского креста. При этом купол отступил на задний план, а главный фасад занял ведущее место в композиции. В восточной части собора сохранена с небольшими отклонениями композиция плана Браманте.

4. Проект был составлен А. да Сангалло. Он выполнен в совершенно ином духе, чем проект зодчих школы Браманте, поскольку Антонио да Сангалло до этого работал над созданием гражданских зданий. С этого времени вновь возобновилось строительство и продолжалось до 1546г. В середине XVI века происходит новый перелом в развитии архитектуры. Это время позднего Возрождения. Продолжающийся упадок в экономической жизни Италии и усиление феодально-католической реакции начали сильно сказываться во всех областях культурной жизни страны, в том числе и в архитектуре.

5. Новая линия развития зодчества, когда появляются черты барокко получает наиболее яркое выражение в деятельности Микеланджело Буанаротти, создавшего росписи потолка Сикстинской капеллы. С 1547г. он руководит постройкой собора Св. Петра. Микеланджело вернулся к схеме плана Браманте, но изменил его довольно значительно, придав центральному подкупольному пространству господствующее значение. С этой целью стеснены все боковые помещения и убраны угловые башни. Тяжёлые массы столбов затрудняют восприятие истиной величины огромного нефа 27,5м, высота 46,2м. Купол Микеланджело, в отличие от полусферического купола, задуманного Браманте, более крутой. Зрительно купол сильно давит на напряжённо работающий барабан, окружённый спаренными колоннами с раскрепованным антаблементом, в контрасте с которым ярко воспринимаются размещённые между ними широкие оконные отверстия, накрытые массивными фронтонами. Высота подкупольного пространства до отверстия светового фонаря 123,4м. Два маленьких купола были закончены позже Виньолой. Микеланджело говорил: «Я поставил купол Пантеона на своды храма Мира (базилики Максенция)»

       В 1607 году по настоянию папы Павла V архитекторы Карло Модерна и Доменико Фонтана приступили к созданию продольного нефа храма, который удлинил переднюю ветвь греческого креста плана собора и превратил его в латинский. Продольный неф исказил пропорции собора и ²отодвинул² назад купол. Значение его в окружающем пространстве, особенно при восприятии здания с главного фасада, значительно исказилось: сооружение утратило свой крупный масштаб, выявлению которого у Браманте служили ступенчатый характер композиции, а у Микеланджело – контрастное сопоставление больших и малых форм, выражение напряжённой работы мощных конструкций, что давало представление и о крупном масштабе и о большой общественной роли сооружения. Поскольку строительство собора продолжалось во время господства стиля барокко в Италии, то Д. Фонтана обработал соответственно и фасады, он же ввел в барабан сдвоенные колонны.

 

 

Рис.53

 

     Выдающимися зодчими итальянского барокко были архитекторы Бернини и Борромини. Крупнейшей работой Бернини была постройка колоннады на площади Св. Петра в 1667г. Перед собором им была создана трапециевидная площадь, окаймлённая незначительно расходящимися к собору портиками (рис.53). Из-за оптической иллюзии, расстояние до собора кажется меньше, чем в действительности, а фасад собора меньше. Высота же этих портиков уменьшается по направлению к собору, поэтому создаётся обратный эффект, который корректирует воздействие предыдущего.

       Полукружия, образованные величественными колоннадами со строгими классическими формами, примыкают к колоннаде трапециевидной площади, образуя переднюю площадь, приближающуюся в плане к овалу. Её середина отмечена высоким обелиском, а на поперечной оси поставлены два фонтана.

       Зритель, стоящий у внешнего края колоннады полукружия непосредственно ощущает её огромные размеры. Сравнивая же её с кажущимися, вследствие значительного удаления небольшими размерами колоннады в конце полукружия, он осознаёт обширное пространство передней площади. Находясь рядом с огромной по размерам колоннадой, человек особенно остро воспринимает величие стоящего за площадью собора.

Позднее Возрождение.

          В середине XVI века происходит новый перелом в развитии итальянской архитектуры. Продолжающийся упадок в экономической жизни Италии и усиление феодально-католической реакции начали сильно сказываться во всех областях культурной жизни страны, в том числе и в архитектуре, где наблюдается отход от спокойной гармонии Высокого Возрождения, оживают готические мотивы, усиливается выразительность форм.

       Вновь самое широкое развитие получает культовое строительство. Кроме продолжающейся в это время постройки собора Св. Петра в Риме возводятся новые церкви, коренным образом изменившие свой облик. Зодчие отказываются от центрического типа культовых зданий и снова возвращаются к базиликальному, во внешнем облике  вновь появляется тяга к вертикализму.

       Происходит разочарование в способностях человека, в могуществе знаний, науки. Существенной чертой нового являются искания повышенной выразительности и ²скульптурности² архитектуры. Особенно ярко это сказалось в творчестве великого скульптора и архитектора Микеланджело Буанаротти.

       В целом для архитектуры позднего Возрождения характерна борьба двух направлений:

· Одно закладывало творческие основы будущего барокко;

· Другое, развивавшее линию Высокого Возрождения, готовило формирование эпохи классицизма.

Архитекторы выполняют не только заказы городских властей, но, в большей степени, - от князей церкви, монастырей и светских феодалов, возводящих для себя дворцы в Риме и виллы за городом. При этом, если в городских дворцах архитекторы ищут представительности, а заказчики требуют наибольшей внушительности и величия, то в компоновке вилл стремятся достигнуть иного: привлекательности и радостного облика, наилучшего сочетания с природой. Именно поэтому в загородной архитектуре дольше сохраняются традиции Высокого Возрождения, позже появляются черты изменения стиля.

И вновь, новая линия развития зодчества и Италии во второй половине XVI века, когда начали появляться черты барокко, получает наиболее яркое выражение в творчестве Микеланджело.

В градостроительстве эпохи Возрождения основными объектами разработки становятся проекты «идеальных» городов и их элементы – площади, парки, городские ансамбли. На структуре городов расслоение общества этого времени проявилось в хаосе застройки, включающей кварталы бедноты и отдельные дворцовые и культовые ансамбли. Буржуазию уже не удовлетворяли кривые тесные переулки средневековья.Возникает идея города центричного типа, отражающего синтез рациональных форм римских военных лагерей с концентрическими структурами средневековых городов.

Теоретическую основу социальной структуры идеальных городов создали философы-утописты Томас Мор, Томмазо Кампанелла.

Их «идеальные» города насыщены зеленью, воздухом. Город представляется демократической формацией, но делится на кварталы по классовой принадлежности, где в центре расположены дворцы знати. Некоторые города были построены: Пальма Нуова 1593г. архитектор Скамоции, Ливорно архитектор Сангалло и др. Хотя эти города не сохранились, но их проекты послужили основой созданию городских ансамблей.

В конце XVI века появилось несколько архитекторов – теоретиков: Джакомо Бороцци, Андреа Палладии, Виньола.

Тесный союз архитектуры с наукой получил отражение в развитии научной теории. Открытие в XV веке трактата Витрувия послужило стимулом к написанию ряда теоретических трудов по архитектуре. В трактате широко освещались вопросы архитектурной эстетики (пропорции, построение ордеров и т. п.), технические вопросы строительства, строительных материалов, городское строительство и т.д. Много внимания уделялось вопросам функциональной проработки различных типов зданий и сооружений.

Наиболее известными являлись трактаты Лиона Баттисты Альберти – ²10 книг о зодчестве², Джакомо Барроци да Виньолы ²Правило пяти ордеров архитектуры², Андреа Палладио ² 4 книги по архитектуре², труды Леонардо да Винчи, трактаты Барбаро и Серино.

Трактат Альберти выделяется своей энциклопедичностью. Наряду с многосторонним анализом опыта градостроительства, строительства самых различных видов зданий и сооружений, автор даёт полезные практические сведения и рекомендации в области функциональной организации, ²украшения² зданий, приёмов их возведения.

Ряд книг посвящен конструкциям зданий, строительным материалам, производству практических работ и т. д. Так, Альберти ясно представляет себе работу опоры, балки, арки и других элементов строительных сооружений.

Дальше всех продвинулся в разработке теоретических проблем Леонардо да Винчи (1452 - 1519). Его глубоко интересовала сущность понятия ²силы². Он нашёл формулы, позволяющие примерно определить сопротивление продольного и поперечному изгибу.

За ним проблемами теории механики и статики занялся Галилео Галилей (1564 – 1642). Он изучал свойства ²изгибающей силы² балки, положив начало сопромату.

Позже статикой и механикой занимаются специалисты, а в архитектурных трактатах начинают преобладать эстетические аспекты, связанные с правилами ²украшения² зданий и теорией ордеров, композицией храмов, дворцов и крупных общественных зданий.

У Андреа Палладио сохраняется комплексность рассмотрения функциональных, художественных и технических сторон архитектуры, но главное внимание уделяется художественно-композиционным приёмам и вопросам, теории ордеров и типам зданий.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-17; просмотров: 198; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.19.31.73 (0.037 с.)