Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Особенности готической архитектуры в странах Европы. Германия
Готика в Германии появилась несколько позже, чем во Франции, сформировавшись к XIII веку. Стиль готики носил здесь более суровый и «мужественный» облик. Памятники западных областей Германии (Рейна и Эльзаса) наиболее близки французской готике. В южной Германии часто строят храмы с одинаковыми нефами. Кирпичная архитектура, характерная для северо-восточной Германии, более массивна, членение фасадов не такое сильное, как на юге, а живописность достигается возведением высоких фронтонов. Каменная кладка стен всегда выполнена основательно и аккуратно. Внешняя черта, сразу отличающая немецкую готику - мощные башни над центральной частью западного фасада с высокими ажурными шатровыми завершениями. Примерами немецкой готики являются: Собор во Фрейбурге (1260 – 1350 гг.) Это трехнефная базилика с двухъярусным членением фасадов. Высота среднего нефа 25 м, а ширина нефов - 9-11-9 м. Средний неф почти равен боковым, чего не было во французской готике. Башни достроены в XIV в. Они имеют шатровые завершения - это типично для немецкой готики. Собор выполнен из серого камня, поэтому создает несколько мрачное впечатление.
Амъенский собор (1270 – 1882) Собор построен по типу Амьенского и представляет собой пятинефное здание с поперечным тройным нефом и галереей с капеллами. Его хоры достроены в 1248-1320. Ширина главного нефа 43,5м. Второй верхний ярус трифориев сквозной. Верхняя часть башен была достроена в 1882г., их высота 150 м - это самые высокие башни, но выполнены они не совсем в готическом стиле. Сдвоенные башни «сжимают» центральную часть настолько, что она теряетсвое значение композиционного центра.Как и многие другие, собор был окончательно достроен только в 1882 году, поэтому некоторые элементы сооружения несут на себе отпечаток изменения вкусов. Англия В Англии, где стиль готики появился несколько позже и продержался до конца XV века в значительной степени проявилось влияние местной архитектурной школы. В английской готике выделяют: Раннеанглийский стиль до 1270-х годов "Украшенный стиль" до 1370-х годов "Перпендикулярный стиль" XV – XVI века.
Английские соборы имеют своеобразное планировочное решение. Алтарная часть вместо апсид имела прямоугольное завершение, поперечных нефов было два, а над средокрестием обычно возводилась мощная башня, а башни на углах западного фасада отсутствуют. Окно - роза заменяется проемами с вертикальным членением или сплошным витражом. К концу XIV века внутреннее убранство английских соборов становится гораздо богаче и сложнее - появляется "украшенный" стиль - черта поздней готики придворного характера- повышение пышности интерьера. В это время появляются веерные своды - нервюры со сложным переплетением, поэтому утрачивается ощущение каркаса. Часто своды имеют звездчатый орнамент. Планы усложняются различными пристройками: дворами, капеллами. Фасадам присуща размельченность деталей. К образцам раннеанглийской готики можно отнести собор в Уэльсе (1180 - 1239). Он имеет трехнефный трансепт, пересекающий середину здания и, в отличие от других, две мощные башни по сторонам широкого фасада, богато украшенного скульптурой. Собор широко известен великолепными веерными сводами. Вестминстерское аббатство представляет собой целый комплекс разнообразных культовых сооружений. В его ансамбле доминирует здание собора размером 156 х 22 м. Хоры были построены в 1245 - 1269. Архитектор Джон из Глостера. Италия Итальянские готические храмы сохраняют тип базилики, где ширина внутреннего пространства преобладает над высотой. Своды в основном крестовые, но часто применялось и плоское перекрытие. Французская каркасная система почти не применялась. Одним из наиболее значительных примеров итальянской готики является Миланский собор, заложенный в 1386 году. Его планировочное решение – в духе итальянских традиций, подверженных французским и немецким влияниям. В своеобразной форме проявилась готика в северной и центральной Италии: в Венеции, Флоренции, Болонье, Сиене. Архитектуру готического периода XIII – XV в.в. принято называть " проторенессансной", т.е. предшествующей Ренессансу XV века. Полнее всего своеобразие итальянской готики отразились в архитектуре соборов Сиены и Орьвьетто. В этих зданиях горизонтальные членения фасадов и интерьеров придают их архитектуре спокойствие и ощущение массивности. Характерно чередование темного и светлого камня в отделке колонн и стен – переработанный мотив византийской кладки.
В основном же в Италии наблюдаются лишь отдельные черты готики: "модные" мотивы арок, башни, их строенные окна - как декоративное оформление. В Италии сохранилось много памятников готики светского характера: ратуши, дворцы, лоджии, фонтаны. Из наиболее крупных примеров - палаццо Веккио во Флоренции, палаццо Публике в Сиене, Дворец Дожей. Стилистические особенности складываются в эпоху, завершающую развитие средневекового европейского искусства, где скульптурой, цветными витражами создавалось архитектурное пространство, исключительное по силе эмоционального воздействия на человека. Хотя скульптура и живопись в период готики еще не отделилась в самостоятельные ветви искусства, но уже в это время живописные работы и крупная пластика отличается высоким мастерством и экспрессией образов. Струящиеся формы скульптур, арок, переплетов, обилие тонких вертикальных членений были продиктованы не только средневековой эстетикой, но и практическими соображениями: в таких формах не задерживается дождевая вода - главный враг каменных конструкций. Нередко крыши соборов возводились раньше, чем арочные и сводчатые завершения.
Основные достижения готики: 1. Появление новой конструктивной схемы храмов с oчень сложной каркасной системой, облегченными сводами на гуртах и нервюрах, позволяющей создать большое свободное внутреннее пространство. 2. Хотя готика возникла в процессе развития романской архитектуры, - это единственный стиль, создавший совершенно своеобразную систему форм и новое понимание организации пространства и объемной композиции. 3. Синтез различных видов искусств и архитектуры
3.5. Средневековая архитектура стран Азии и Северной Африки. Тема 3.5.1. Архитектура Арабского халифата, Ирана и Турции VII – XVIII вв. Архитектура Арабского халифата. До VII века полудикие кочевые племена арабов (бедуинов) ведут постоянные межплеменные войны. В начале века начинается распад родового строя. Постепенное формирование городов в оазисах Аравии на пересечении торговых путей привело к развитию торговли и ремесел. Крупнейшие города – Мекка и Медина быстро становятся культурными центрами Востока В VII века происходит объединение Аравии на почве единства бытовых, культурных и религиозных традиций, которые были обусловлены одинаковым климатом и хозяйственным укладом. Важную роль в объединение стран мусульманского Востока играл ислам - мусульманская религия, призывающая к покорности перед единым богом и уничтожению “неверных”. Основателем религии стал Магомет (Мухаммед), который жил в Медине, а позже в Мекке, где до сих пор хранится священный черный камень Кааба – метеорит. Поэтому летоисчисление у мусульман ведется от 622 года хиджиры (переселения) - времени падения метеорита.. Магомет стал первым главой халифата, а позже правили его преемники – халифы.
Начавшаяся в VII веке арабская экспансия охватила огромную территорию от Афганистана и Северной Индии на востоке до Испании на западе. Подчинив себе страны более развитые, халифат перенимал их традиции и культуру, перерабатывал их и создавал новую культуру. Халифат просуществовал до X века, после чего распался на отдельные мелкие государства - султанаты. Столицей был Дамаск, а позже - Багдад. Распространение ислама вызвало в истории Ближнего Востока большой политический перелом. Исламская религия поставила перед архитектурой новые задачи. Появляются новые типы гражданских и культовых зданий. Конструкции в арабской архитектуре не всегда отличались последовательностью: так, часто декоративные украшения сводов часто выполнялись из гипса. В интерьерах широко применялись колоннады со стройными пропорциями. На колонны опирались арки самых различных форм: подковообразные, остроконечные, «персидские» и др. Следуя классической традиции, строители сначала применяли полуциркульные формы арок, но позже стали использовать и другие виды арок. Стрельчатый профиль арок, уменьшая распорные усилия, делал конструкцию более устойчивой при землетрясениях. Подковообразный профиль развился в основном из эстетических соображений. Тенденция к декоративности нашла выражение и в трехлопастных арках. Были разработаны интересные системы многоярусных переплетающихся арок. Необходимость достигнуть большой высоты привела к 2-х ярусной аркаде, в которой самонесущие арки служат лишь элементом, связывающим опоры и обеспечивающим их устойчивость (в Кордове). Значительные достижения встречаются и в конструктивных решениях перекрытий. В странах Магриба купольно-сводчатые конструкции не имели большого развития (лишь в Тунисе). Ведущее значение приобрела стоечно-арочная конструкция. При возведении сводов из кирпича строители старались избежать кладки, требующей опалубки из дефицитного дерева, поэтому использовали бескружальный метод строительства из поперечных рядов кирпича. В ряде построек в толщу сводов вводили нервюры из кирпича по алебастровым аркам, армированных камышом.
В Иране был распространен монастырский свод, возводимый с помощью предварительно возведенного каркаса. Применялись две параллельные армированные арки из алебастра, по которым укладывались кирпичные нервюры. В Средней Азии и Иране использовался свод, перекрывающий квадратные или близкие к квадрату помещения. В этом своде кирпичная кладка велась от углов помещения арочками под 45 градусов к середине стен, где ряды кирпича соединялись "в ёлку". Купольные покрытия осуществлялись на квадратном основании стен. При переходе от 4-х и восьмигранных оснований применяются паруса, тромпы и «сталактиты» различной формы (декоративные свисающие элементы). Купола чаще делались высокими, иногда с двойной оболочкой. Их форма – ребристая или луковицеобразная. В интерьерах, а часто и снаружи стены декорировались стилизованным растительным или геометрическим орнаментом, украшались надписями. У ислама не было своих традиций, поэтому искусство ориентировалось на местные традиции. Значительное влияние оказывали традиции эллинизма, поскольку в прошлом эта территория была государством Александра Македонского, а позже – римской территорией. На общие черты исламской культуры повлияла единая религия, общие феодальные формации, сравнительно близкие климатические условия. Общие черты архитектуры: 1. Одинаковый строительный материал: сырцовый и обожженный кирпич, камень (в капитальном строительстве и фундаментах), дерево, поливная керамика (фаянс и майолика), а также гипс и тростник. 2. Приемы борьбы с землетрясениями (строительство домов с деревянным каркасом). 3. Одинаковые типы архитектурных сооружений. 4. Замкнутый характер сооружений. 5. Высотные доминанты (минареты) 6. Отсутствие в монументальном и декоративном искусстве изображений людей и животных.
Типы гражданских сооружений · В доисламской Аравии жилье - башенные дома сотообразной застройки в несколько этажей, которые строились из сырца и достраивались при необходимости. Во внутри дворовом пространстве широко используется зелень и открытые водоем (в отличие от западноевропейских средневековых городов) · Караван-сараи - постоялые дворы при дороге · Хонаки - гостиницы для паломников · Больницы – госпитали · Библиотеки · Дворцы халифов, занимающие центры городов, строящиеся как цитадели · Бани Типы культовых сооружений · Минарет - высокая башня для созыва на молитву. Использовалась и как ориентир в пустыне, и как сторожевая башня. · Мазар - мавзолей, усыпальница · Медресе с кельями - высшая духовная школа, академии ислама, которые часто образовывали целые кварталы. · Мечеть - молитвенное здание мусульман. Мечеть своей пространственной организацией значительно отличается от христианских храмов. Она состоит из двух частей: обширного двора с водоемом для омовений и молельни (рис.43). Мечети своей главной осью ориентируются с севера на юг, в направлении мекки. В молельне это направление (кибла) отмечено михрабом - специальной нишей в стене, где хранится коран. Для чтения корана оборудована специальная кафедра – минбар. К молитве мусульман призывают с высокого минарета. В исламской архитектуре складывается четыре типа мечетей
Дворовые (Мечеть Ибн – Тулун в Каире) Колонные (Мечеть в Кордове) Айванные (Мечеть султана Гассана в Каире) Мечети, строящиеся по подобию собора Святой Софии в Константинополе (центрально-купольные) (Мечеть Сулеймана в Константинополе)
Колонная мечеть в Кордове. В 711 году на Пиренейском полуострове образовался Кордовский халифат. Его архитектура в значительной степени впитала в себя строительный опыт Византии. Самым значительным культовым сооружением халифата являлся Большая Кордовская мечеть, ее размер около 22 000 кв. м. В интерьере мечети применены двойные аркады (полуциркульные и зубчатые) на круглых столбах-колоннах, которые оформлены чередующимися камнями темных и светлых тонов. Это сложное многоколонное сооружение первоначально было в несколько раз меньше. Мечеть достраивалась до X в после чего появилось еще три небольших внутренних дворика для молитв (рис.44).
Рис.43 Рис.44 Дворовая мечеть Ибн - Тулун в Каире. (строительство окончено в 789 г.) В 969 г. столицей халифата стал Каир. Город был обнесен крепостной стеной с 71 воротами, об6еспечен водопроводом. Здесь строятся многочисленные мечети, медресе, постоялые дворы, базары с торговыми и складскими помещениями. Появляются сложные культовые ансамбли. Интересно решение мечети Ибн- Тулун. Мечеть представляет собой большой, окруженный аркадой двор, в котором при помощи специальной ниши отмечалось направление на Мекку (рис.45). Вход оформлен в виде башни, напоминающей зиккурат. Мечеть была построена на месте более древней постройки. Айванная мечеть султана Гассана в Каире. (1356-1362 г.г.) А й в а н - портал со сводчатой нишей, открытая во внутренний двор полусфера купола. Мечеть представляет собой три айвана и арку входа, открытых своими нишами во внутренний двор для молитв. Посередине внутреннего двора - мавзолей и святилище. Возможно, первоначально было не три, а четыре айвана, но позже на месте одного из них сделали входной купольный зал. Мечеть имеет очень толстые стены. Вокруг внутреннего двора идет аркада. Рядом находится надгробная мечеть Каит-Бея в Каире. Эта изысканная по тонкости орнамента, сияющая белизной усыпальница построена позже, в 1483 году. Как и у всех мечетей, рядом с ней находится минарет. Это традиционная купольная мечеть. Рис.45 Рис.46
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-12-17; просмотров: 182; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.185.147 (0.031 с.) |