Дороманский и романский периоды. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Дороманский и романский периоды.



 

       Архитектура Западной Европы была порождена иными общественными условиями, нежели архитектура Греции, Рима. Царившая политическая раздробленность, низкий уровень производительных сил и строительной техники отразились в архитектуре.

 

Основными архитектурными сооружениями в это время являются:

1. Замки – донжоны;

2. Монастыри;

3. Храмы (базилики, зальные храмы) и баптистерии (крещальни);

4. Рядовые жилища.

 

Замки окружались мощными стенами и башнями, поскольку его хозяину постоянно угрожали другие мелкопоместные соседи. Перед крепкими воротами, часто двойными или тройными через глубокий ров с водой перебрасывался подъёмный мост. Внутри стен из грубо обработанных глыб камня, оставшихся ещё с ледникового периода возводились здания с жильём для феодала, его прислуги и дружины, хозяйственные постройки, домовая церковь. К одной из стен примыкают донжон – высокая крепостная башня, часто служившая последним оплотом защитников крепости. В нем устраивались подземные ходы за пределы замка, колодцы.    

Позже крепости стали строить как крепости – дворцы, вместо открытых дворов, служившие для сбора войск или защитников замка стали строить курдонёры – открытые парадные дворы во дворце, к которым примыкали рыцарские залы. Как правило, первый этаж занимали конюшни, сторожевые и подсобные помещения. Жилые комнаты, придворная капелла и служебные помещения находились на втором этаже. На третьем - комнаты слуг.

Монастыри и монастырские соборы этого времени часто имеют вид крепости. Монастыри вели собственное натуральное хозяйство и как крупные феодалы владели землёй, лугами, лесами. Кроме соборов с мощными гладкими стенами, высоко расположенными узкими окнами – бойницами и оборонительными башнями по углам, на монастырской территории находились кельи послушников и странников, дома настоятелей, хозяйственные постройки, мастерские, скотные дворы, больница, школа послушников, иногда кладбище.

Примером  такого монастыря может служить монастырь в Клюни на юге Франции (X – XI вв.) (рис. 36). Но поскольку этот монастырь в более позднее время достраивался и перестраивался, его главный собор близок к античным традициям. Это пятинефная базилика длиной 180м. Все её башни были сгруппированы над двумя трансептами и алтарной частью. Центральный неф перекрыт цилиндрическим сводом.

Храмы. Вся Западная Европа находилась под влиянием римско-католической церкви во главе с папой. Поэтому в Европе распространились базиликальные храмы и круглые крещальни – баптистерии центричного типа, ставшие ведущими архитектурными типами к4ультовых зданий ещё в эпоху раннего христианства в Риме – отсюда и название стиля – романский. Но, несмотря на название стиля в его основе лежит опыт строительства Византии, обогатившийся местными строительными традициями. Например, в Испании заметно влияние арабской архитектуры, а в Италии и Южных областях Франции – античное.

Типичным примером является собор в Пуатье (конец XII в.) (рис 36), Франция трехнефная базилика с нартексом, выступающим трансептом и венцом капелл в алтарной части.    

Рядовые жилища. Характерным является так называемый Дом ремесленника в Клюни. В нем на первом этаже, сложенном из грубо обработанных камней с крупной кладкой находились склады, мастерские или лавки. На втором и реже третьем этажах находилось жилище. Здесь кладка стен более мелкая или кирпичная, крыша черепичная.

Рядовые жилища были основным градостроительным элементом любого города или населенного места

Градостроительство.

 

          Крупные населенные пункты Западной Европы X – XII вв. условно можно разделить на три типа: сложившиеся на месте античных городов и римских военных лагерей; возникшие на основе замков, монастырей и деревенских поселков; города – колонии.

Поселения, расположенные в центрах экономической жизни быстро превращаются в города, окружённые валами и стенами, сначала деревянными, а затем каменными.

          Города раннего средневековья сравнительно невелики по размерам, до 5 тыс. человек. В них преобладала стихийная, сильно затеснённая планировка. Только в городах – колониях, созданных по регулярному плану, сохранялась четкая планировка. Стены ограничивали рост городов, поэтому плотность застройки была высокой. Узкие фасады домов теснились вдоль кривых улиц, служивших одновременно сточными канавами.

          Отсутствие водопровода, канализации (примитивные варианты которых появились лишь в XVI веке) и скученность строений были причинами частых эпидемий. При пожарах выгорали целые кварталы. На их месте строились каменные и фахверковые дома высотой до 5 – 6 этажей, стены переносились, город расширялся. Архитектура не гармонировала с природой, а напротив, противопоставлялась ей.

          Несмотря на причудливую планировку, центром города, как правило, являлась торговая площадь с собором, дворцом правителя и городской ратушей. Площади обычно размещали на возвышенных местах. Рельеф в городе, как правило, не выравнивался

          Различают 4 основные формы средневековых площадей: - вытянутая (улица - площадь), веретенообразная, нерегулярная, треугольная.

           Города, развивавшиеся на месте античных, имели более благоприятные условия для экономического роста, поскольку значительную часть городского населения составляли торговцы и ремесленники. Так, в Венеции в XIV веке проживало 200 тыс. человек, в Париже – 100 тыс. человек, в то время как в Лондоне – 35 тыс. человек. 

 

          Для романской архитектуры характерна несовершенная моделировка грузных каменных элементов зданий, все части отличались значительной массивностью (рис.37)    

           Толстые глухие стены храмов и крепостей обычно усиливались снаружи контрфорсами, а внутри – мощными столбами, несущими своды. Дверные проемы как и небольшие, редко расставленные окна завершались полуциркульными арками. Окна были не застекленными.

          Наибольшее внимание уделяется западному фасаду, который нередко украшался скульптурой и арочным перспективным (пространственным)  порталом, получившим еще название «романский»  

                                         

 

 

                                

                                     Рис.36                                                            Рис.37

Основные строительные приёмы и конструкции:

          Основой строительный материал средневековья – местный камень в виде блоков, чаще - известняк, укладываемый на растворе. В строительстве наряду с обычной кладкой применяли трехслойные стены с забутовкой. Раствор использовался известковый с пуццолановой добавкой, с добавлением желтков, кислого молока и т. п. материалов, придающих прочность кладке.

          Ранние романские храмы перекрывались деревянными фермами и имели плоские подвесные потолки. Эти конструкции иногда укрепляли арочными перемычками. Появившиеся позже цилиндрические своды главных нефов ухудшили освещённость и поэтому в северных районах их заменили крестовыми. Применялись также вспарушенные и сомкнутые своды. Из-за несовершенства конструкции и отсутствия опыта своды часто обрушивались. Купола, иногда возводимые на пересечении главного нефа и трансепа, опирались на четырехгранное основание с помощью парусов и тромпов.

        На развитие строительной техники и рост качества строительства повлияло появление профессиональных цехов каменщиков.

        Конструктивно-планировочная ячейка романского храма – травоя (травея) состоит из квадратного в плане отрезка нефа, перекрывалась крестовыми или цилиндрическим сводом.

        Повышению прочности и устойчивости способствовала и каркасная конструкция сводов. Своды укреплялись рёбрами жёсткости – нервюрами, которыми приобретают позже сложные декоративные рисунки и профилировку. Стены делают тоньше и для сохранения устойчивости и перераспределения нагрузок укрепляют контрфорсами.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-17; просмотров: 400; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.196.59 (0.007 с.)