Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Понятие развития в диалектикеСодержание книги Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
В самом общем виде диалектика является учением о развитии. Существуют различные учения, теории и концепции развития. Например, гипотезы о развитии нашей Вселенной в виде теории Большого Взрыва, гипотеза Канта о возникновении солнечной системы, дарвинизм как учение о развитии растительных и животных видов, эмбриология как наука о развитии зародыша, история как наука о развитии человеческого общества, теория возникновения и развития капиталистического процесса производства, изложенного в «Капитале» и другие. Особенности материалистической диалектики как учения о развитии заключаются, прежде всего, в том, что она является наиболее общей философской теорией развития о природных, общественных и духовных вещах и явлениях. Она стремится осмыслить не просто развитие конкретных вещей, но и то, что есть процесс развития вообще. Диалектика рассматривает процесс развития в «чистом виде», само по себе, абстрагируясь от особенных форм его проявления. Конкретные факты, которые исследуют частные науки приводятся и используются в качестве примеров и иллюстрации к общим положениям диалектики. Благодаря своей всеобщности как учения о развитии диалектика имеет объективную, логическую, гносеологическую и методологическую значимость. Материалистическая диалектика является наиболее общей и глубокой, всесторонней и целостной теорией развития окружающего нас природного, общественного и духовного мира. В диалектике дается всеобщее и глубокое понимание сущности процессов развития. Выше в разделе о предмете диалектики отмечалось, что её можно охарактеризовать как учение о всеобщих взаимосвязях и их развитии. Процесс развития рассматривается в ней как субстанциональный процесс. Субстанция понимается в качестве всеобщего взаимодействия наиболее общих связей и отношений. Тем самым в диалектике субстанция в качестве всеобщей и единой основы всех вещей и явлений рассматривается как процесс. В диалектике движение и развитие рассматриваются не просто в качестве атрибута или коренного свойства, а как сама субстанция, т.е. как всеобщий существенный противоречивый процесс, в её беспрерывном изменении и обновлений. Тем самым преодолевается восходящее к Платону понимание субстанции как неизменной сущности изменчивых вещей. Изменчивость и развитие единичных вещей есть внешняя форма проявления движения и саморазвития самой субстанции и вытекает из её всеобщей природы как процесса. Несмотря на то, что предметом диалектики является всеобщее как развитие, она является не абстрактной, а конкретной теорией о сущности процесса развития. Только её конкретность выражает богатство содержания всеобщего и его признаков. Наконец, диалектика может выступать не только как учение об объективно всеобщем, но и субъективном процессе развития. Она может выступать как логика и теория познания. Имеющаяся в литературе проблема тождества диалектики, логики и теории познания и есть признание различных специфических аспектов диалектики как учения о развитии: объективного, логического, гносеологического и методологического. В определенном отношений диалектика является наиболее общей теорией возникновения и развития предмета в материальной субстанции. Тем самым она выступает как теория решения основного вопроса философии. Выше уже рассматривался вопрос о том, что является субстанциональной основой возникновения и развития единичных вещей в мире. В материалистической диалектике субстанция рассматривается как, лежащий в основе бытия и развития всех отдельных предметов и явлений, как вещественных, так и духовных, процесс самодвижения и саморазвития всеобщих связей отношений. В процессе всеобщего взаимодействия т.е. в мировом кругообороте взаимосвязей начинают выделяться и формироваться отдельные, относительно самостоятельные, кругообороты связей и отношений которые лежат в основе и определяют возникновение и бытие отдельных вещей и явлений. В сущности соотношения «мир - предмет», или иначе, развития единичных вещей в мире лежит, образно говоря, соотношения малых кругов и большого круга взаимосвязей, лежит взаимодействие всеобщего, особенного и единичного кругооборотов связей и отношений. Взаимодействие между малым и большим кругооборотом веществ и энергии можно видеть, например, во взаимосвязан между клеткой и организмом человека, между человеком и обществом, между обществом и Природой. Это можно отметить, также как в процессе самовращающегося галактического образования постепенно формируются звездные системы. Так, согласно научной гипотезе Канта из хаоса газово-пылевого облака части и тел образовались кругообороты планет солнечной системы. Объективная логика закономерного развития всеобщего взаимодействия обусловливает логику развития малых кругооборотов взаимосвязей. Каковы условия большого круга взаимосвязей, такова природа малых кругооборотов взаимосвязей. Иначе говоря, общий процесс возникновения и формирования малых кругооборотов как целостностей определяется логикой или природой более общего взаимодействия связей и отношений. Выше уже отмечалось, что нельзя понять природу биологического организма в отрыве от взаимоотношений со средой, познать сущность человека в отрыве от общества, а общества в отрыве от окружающей природы, возникновения солнечной системы независимо от взаимосвязей галактических образований. Возникновение кругооборотов является одной из существенных черт и закономерностей процесса развития. Уже Демокрит догадывался, что атомы «падают» или движутся криволинейно. Этот взгляд в определенной мере подтверждается, например, расположением железных стружек по силовым линиям магнитных полюсов или криволинейным движением космических лучей окало поверхности солнца. Можно указать также на отклонения a и b лучей, при радиационном излучении, открытого Жолио – Кюри. Этот криволинейный вид движения можно рассматривать как предпосылку перехода в круговое или кругооборот движения. Здесь надо отметить, что круговое движение является характерной чертой развития или иначе, кругообороты взаимодействия связей и отношений являются закономерностью развернутой стадии процесса развития вещей и явлений. Так, снимки фиксируют спиралевидное движение и оветвления масса вокруг центра Галактики, модели кругооборотов электронов вокруг своей оси и ядра атома, движение планет вокруг солнца, двойная спираль вокруг стержня ДНК, общеизвестный пример, кругооборота между курицей и яйцом, кругообороты финансового, производительного и товарного капиталов в процессе капиталистического производства, взаимопереходы теоретических обобщений и практических воплощений и др., свидетельствуют о многообразии форм проявления этой закономерности. Закон отрицание отрицания хорошо выражает сущность спиралевидного кругооборота и взаимодействия как закона развития. Возникшие в материальной субстанции особенные и единичные взаимодействия выступают в качестве опосредствующих, промежуточных звеньев между субстанцией и отдельными вещами и явлениями. Если по отношению к всеобщему взаимодействию, особенные и отдельные кругообороты, возникают как следствия и результат самодвижения и саморазвития мирового взаимодействия, то по отношению, к единичным вещам и явлениям выступают уже в качестве непосредственной основы и движущейся причины их бытия и развития. Большие и малые круги взаимосвязей выделяясь из всеобщего взаимодействия в качестве относительно самостоятельно существующего бытия, в свою очередь, выступают в качестве общей природы вещей и явлений, определяя их основные свойства и признаки. Лайнус Полинг подчеркивал, что зная типы связей в молекулах любого вещества можно объяснить его структуру и важнейшие свойства (1939). Непрерывно возникающие и вновь растворяющиеся в процессе всеобщего взаимодействия различные формы и виды взаимосвязей, в свою очередь, начинают видоизменять и преобразовывать телесный субстрат связей и отношений адекватно своей природе. Так, в «Капитале» на примере истории возникновения капитализма показано как процесс развития капиталистических отношений и взаимосвязей сопровождается возникновением товара, денег и капитала в качестве вещей и явлений капиталистического процесса производства. В самом общем виде: субстанцию, внутреннюю общую природу развивающихся предметов и сами единичные вещей, можно рассматривать в качестве различных: всеобщих, особенных и единичных форм существования, или иначе, как исходной, промежуточной и конечной ступеней возникновения и развития отдельных вещей и явлений в материальном мире. В этом смысле материальная субстанция и единичные вещи связаны между собой не непосредственно, а опосредственно через внутреннюю общую природу вещей и явлений. Тем самым в материалистической диалектике признается трехступенчатость процесса образования из всеобщей субстанции единичных вещей и явлений. Исходя из того, что единичные вещи возникают из материальной субстанции не непосредственно а посредством промежуточных звеньев, как выше уже отмечалось, можно выделить следующие ступени. Исходной первоначальной ступенью является материальная субстанция или всеобщее взаимодействие связей и отношений. На второй ступени в процессе самодвижения материальной субстанции начинают возникать элементы новых противоречивых связей и отношений, которые развиваются в кругооборот противоречивых связей и отношений в качестве предпосылки будущей внутренней общей природы единичных вещей. Третья основная ступень развития связана образованием единичных вещей и явлений в материальном мире. Здесь возникает вопрос, что, конкретнее, имеется в виду под особенными и единичными кругооборотами взаимодействии связей и отношений, выступающих в качестве опосредствующих промежуточных звеньев между единой всеобщей субстанцией и отдельными вещами и явлениями. Выше уже отмечали, что Платон и Аристотель указывали, чтобы понять явления недостаточно ограничиться описанием внешних единичных форм существования вещей. Необходимо углубиться в осмысление их внутренней сущности. Внутренняя общая природа, или иначе, непосредственная сущность, которая является объективной основой бытия и развития отдельных вещей, отображается, например, такими общими понятиями как: атом, железо, дерево, человек, общество и т.д. Эту объективную общую основу вещей Платон называл идеями, Аристотель – формами, средневековые реалисты – универсалиями, а Гегель – объективным понятием. В истории философии понятия об общей природе единичных вещей во многом разрабатывалась идеализмом. И, несмотря на то, что она преимущественно интерпретировалась в качестве духовной и нематериальной сущности в ней немало рационального и признаков объективного содержания В известном смысле по вопросу об общих понятиях материалистическая диалектика стоит ближе к материалистически осмысленному реализму нежели к номинализму. По сути номинализм отрицал реальное существование объективной основы общих понятий. Поскольку, дерева вообще, человека вообще и т.д., не существует универсалии в лучшем случае выражают простую совокупность единичных вещей или их сходные стороны. Средневековый реализм в отличие от номинализма допускал реальное существование объективной основы универсалии, однако привносил в них теологическое содержание. В диалектике, во, первых дается материалистическая интерпретация внутренней общей природы единичных вещей. Она рассматривается в качестве объективной основы общих понятий или универсалии. Этой объективной основой является внутренняя форма единства и целостности, способ существования необходимых взаимосвязей и отношений, лежащих в сущности, в основе бытия и развития единичных вещей и явлений. Во-вторых, в диалектике в отличие, скажем от Платона, эта объективная основа рассматривается не как неизменная сущность вещей, а в его возникновении и развитии, в его всесторонних взаимосвязях и взаимопереходах, т.е. диалектически. В сущности, содержание понятия развития в диалектике выражает развитие этой внутренней объективной основы вещей и явлений. В объективном аспекте диалектика является наиболее общей теорией развития предмета. Диалектика выражает наиболее общие и существенные закономерности, черты и признаки, основные ступени и стадий возникновения и развития в материальной субстанции отдельных вещей и явлений. В этом смысле диалектика дает наиболее общее и полное, всестороннее и содержательное понятие о развитии. Ниже в последующих разделах будет дана попытка рассмотреть некоторые основные стадии, ступени, признаки процесса развития, вкратце охарактеризовать содержание понятия развития. Таким образом, единичные вещи и явления возникают не посредственно из материальной субстанции, а опосредствовано через промежуточные звенья. Опосредствующей формой связи между субстанцией и единичными вещами является внутренняя общая природа вещей, содержание которой образуется взаимодействиями связей и отношений. Поэтому качества и свойства отдельных вещей определяются не непосредственно самой субстанцией, а прежде всего общими закономерностями бытия и развития внутренней особенной природы вещей. Признание субстанции в качестве Первоначала и Первопричины вещей не означает признание того, что бытие и развитие каждой отдельной вещи непосредственно определяется субстанцией. Закономерности развития и атрибуты субстанции определяют объективную логику всеобщего процесса возникновения и бытия всех вещей, а не особенности индивидуальных процессов каждой отдельно взятой вещи. Поэтому диалектическая теория детерминизма, т.е. учение о всеобщей причинной взаимосвязи и взаимообусловленности не исключает признания случайности, вероятностей и «свободы воли» отдельных веществ и существ, преодолевает взгляды о фатальной необходимости и теологической предопределенности в бытии и развитии единичных вещей. Таким образом, на основе развития малых кругов взаимосвязей начинают возникать отдельные вещи в качестве единичных форм проявления общей природы вещей. Здесь возникает проблема понимания единства вещественной телесности вещей с взаимосвязями и отношениями в отдельном предмете или единичных вещах. Мир связей и отношений находится во внутреннем единстве с миром вещей. В известном смысле связи и отношений вещей есть дальнейшее продолжение их вещественной телесности, которые выходят за пределы их пространственной протяженность. Вещественная телесность отдельных предметов и их взаимосвязи. – Это различные формы проявления и существования единой материальной субстанции. Взаимосвязи и отношения также телесны как и единичные вещи. Иначе говоря бестелесных взаимодействий, как и бестелесных вещей не бывает. Самые нижние этажи здания материи, до которых дошло наше познание, указывают на их внутреннее единство. В связи с этим можно отметить стремление А.Эйнштейна рассмотреть в единой теории поля вещественную телесность как результат сгущения силовых линий. Свойства микрообъектов (например, фотонов) могут проявлять как корпускулярные, так и волновые качества. На единство энергии взаимодействия с массой указывает также закон (Э=тс2) преобразования энергии в массу и наоборот в зависимости от квадрата скорости. Также в «соотношении неопределенности Гейзенберга» один микрообъект в результате взаимодействия с другим может менять корпускулярные свойства на волновые. Таким образом, энергия связей и отношении может переходить в вещественную массу, а вещественная телесность в энергию связей и отношении. Вместе с тем телесность связей и отношений качественно отличается от телесности вещественности. Телесность всеобщих связей и отношений не является вещественной. Они относятся к двум разным сферам действительности, возможно, этажам Природы. В связи с отожествлением материальности и вещественности у некоторых физиков нередко возникает проблема как объяснить взаимодействие (гравитационное, магнитное и др.) двух тел на расстоянии, если они не соприкасаются друг с другом. С одной стороны, пространственную среду между взаимодействующими телами не корректно считать телесностью взаимосвязей аналогично тому как полагать медную проволоку не проводником, не вместилищем, а телесностью потока зарядов электроэнергии. С другой стороны, признание не материальных или бестелесных взаимосвязей согласно Ньютону является немыслимым. Считать, что «одно тело может взаимодействовать с другим на расстоянии, через пустоту – без участия чего то постороннего, мне кажется большим абсурдом… К этому может придти кто – либо не способный компетентно мыслить в области философских вопросов» (письмо к Бентли). К.Максвелл также считает, что мы называем действием на расстоянии, где пока не удается открыть никакой материальной связи между взаимодействующими телами (см. «Притяжение»). Видимо, эта проблема во многом возникает в результате того, что между взаимодействующими телами на расстоянии ищут вещественные связи, в то время как материальные связи могут существовать и в других не вещественных формах. В единичных вещах связь существенных отношении с телесным носителем или субстратом выступает как единство внутренней природы с внешней единичной определенностью вещей. В этом единстве общая природа вещей, т.е. форма связи, способ существования целостности внутренних взаимосвязей и отношений, играет решающую роль по отношению к внешней единичности или вещественному субстрату, является определяющей стороной предмета. Единичная вещь выступает как телесный субстрат, внешняя форма проявления и существования внутренней природы. Поэтому под активностью и первичностью форм подразумевается не то, что внутренняя форма или общая природа существует в отрыве и до субстрата вещей, а то, что эта сторона вещей выражает сущность и внутреннюю природу вещей. В этом единстве отношение внешней единичной определенности предмета к его внутренней общей природе является отношением единичного и общего. В известном смысле оно выступает как отношение внешнего и внутреннего форм (законов) существования единичного предмета. Поэтому в материалистической диалектике различают понятия о внешней и внутренней формах предмета. В качестве примера в популярной литературе обычно берут книгу, в которой внутренняя форма содержания книги различается от внешней её формы. Это единство взаимосвязей и отношений с вещественным субстратом предмета может возникать или осуществляться в различных видах. Выше отмечалось, что главной и определяющей стороной содержания общих понятий являются не признаки и свойства вещественной телесности предмета, а относительно устойчивые и стабильные формы существенных связей и отношений. Именно они определяют внутреннюю сущность и общую природу предмета. Так, если автомобиль попал в серьезное ДТП или под механический пресс – это уже не автомобиль, а груда металлолома, хотя качества металлической вещественности остаются и её телесность не убывает. В результате ДТП исчезает система определенных взаимосвязей и отношений элементов, частей механизма, которые делают этот предмет автомобилем. Поэтому он уже не может выполнять функцию автотранспорта. Например, есть известный пример предмет является стаканом, прежде всего, потому, что выполняет функцию, например, инструмента для питья, а не потому, что является стеклянным, граненным. Это относится к общим понятиям, выражающим не только механизм веществ, но и организм существ. Как уже отмечалось, диалектика есть учение о развитии. В широком смысле диалектика есть учение о развитии объективной реальности. Она является наукой об универсальных законах развития внешнего мира и нашего познания. В узком смысле выступает как наиболее общая теория развития предмета. В связи с этим следует вкратце остановиться на понятии развитие. Материалистическая диалектика как наиболее общая философская теория развития базируется на прочной основе достижении естественных и общественных наук. Здесь следует различать понятие о развитии самой объективной реальности в целом от развития отдельных вещей и явлений в объективной реальности. Было бы некорректным рассматривать бесконечную и безграничную объективную реальность аналогично отдельным и конечным вещам как большой Предмет и экстраполировать или механически переносить законы диалектики, почерпнутые из обобщения наших относительных знании об окружающей нас части или сферы мира на вею объективную реальность. В виду её необъятной бесконечности и безграничности вопрос о развитии самой объективной реальности и абсолютности наших знании о наиболее общих и универсальных закономерностях её развития остается открытым. Наиболее общие законы материалистической диалектики являются, по сути, абстракциями общих закономерностей развития вещей и явлений окружающей нас части Природы, общества и человеческого мышления, а не всей объективной реальности. Согласно гносеологии материалистической диалектики следует избегать механического отожествления своих представлений о развитии от самого объективного процесса. Следует постоянно не упускать из виду, что законы диалектики как науки есть лишь приблизительно верное отображение законов материального мира и необходимо их четкое различение. Поэтому правомернее будет считать, что диалектика есть наука о развитии не всей объективной реальности а о развитии отдельных вещей и явлений. В самом общем смысле развитие есть процесс возникновения нового предмета в мире. Соответственно диалектика должна выступать как наиболее общая теория возникновения и развития вещей и явлении. В объективном аспекте диалектика рассматривает сущность процесса развития отдельных вещей и явлении как процесс развития их внутренней общей природы, которое внешне проявляется в виде возникновения и формирования в материальном мире единичных вещей и явлений в качестве отдельного относительно самостоятельно существующего бытия. В основе развития общей природы лежит процесс развертывания внутренних существенных отношении и взаимосвязей противоположностей, которое выступает как природный механизм порождения общей природой единичных вещей, или вкратце – порождения общим единичного. Развитие выражает процесс качественного совершенствования общей природы вещей, ступени развертывания и проявления её внутреннего содержания. В специальной литературе имеет место многообразие определении о понятии развития. В частности, характерно понимание развития как качественного изменения. Развитие рассматривается преимущественно как простое качественное изменение, как переход из одного состояния в другое (см. Краткая философская энциклопедия Минск, 1994 г.). Качественные изменения являются составной частью и важной стороной процесса развития. Вместе с тем эти понятия не являются тожественными или синонимами. Не всякое качественное изменение выражает процесс развития. Так, гражданские войны качественно изменяют состояние общества, но во многих случаях не выражают процесс его развития. Также, в физическом мире переход воды из жидкого состояния в пар в результате повышения температуры не является развитием, а изменением агрегатного состояния. В то же время поэтапное, ступенчатое количественное изменение может выражать процесс развития. Например количественное изменения или увеличение числа клеток может выражать процесс развития, поскольку это приводит к образованию бластулы, а затем гаструлы. А изменение качества вещества, которые, например, происходят при горении дерева не выражает процессы развития. Более того, аналогичные качественные изменения выражают регресс. В то время как бы возвращение качественных изменений к исходному пункту можно рассматривать как развитие. Например, выращивание из семян зеленых ростков, а затем вновь колосьев семян. Таким образом определение развития только как качественных изменений является недостаточным. Развитие, прежде всего, выражает повышение уровня организации природы вещей. Так, переход к более высокому качественному уровню организации внутренней общей природы вещей выражает, например, развития атомарной структурности в молекулярную, от клеточного строения к организменному и др., в котором пройденные ступени развития не исчезают, а включаются в качестве составных частей более высокого порядка целостности. В результате развития возникает новая качественная определенность с более высоким уровнем развития структурности противоречивых взаимосвязей и более высокой ступенью развития общей природы предмета. Например, это переход от феодального общественного устройства к капиталистическому или когда в процессе исторически длительного развития живых существ, образно говоря, природа испытывала на перспективность сообщество муравьев, пчел и др. пока не дошла до воспроизводства человеческого общества. Понятие развития тесно связано с возникновением и формированием в материальном мире нового предмета. Естественно не всякое возникновение новой вещи или явления выражает процесс развития, например, самостоятельное движение отколовшейся части метеорита в космическом пространстве или возникновение тайфуна. Развитие связано с существенными изменениями в природе возникающего предмета. Например, возникновение солнечной системы из хаоса газово – пылевого облака частиц, зарождение и формирование новой особи вида, строительство нового общества и суверенного государства и др. являются процессами развития. Выше отмечалось, что единичные вещи возникают из материальной субстанции не непосредственно, а опосредствовано через промежуточные звенья, или особенную природу вещей. Поэтому в материальной мире предметы возникают не на пустом месте, из ничто, а развиваются в недрах внутренней природы предшествующих вещей и явлений выступают внешние как преобразование одного вида вещественности в другое более высокого порядка, как смена поколений особей вида, как смена одного строя общества на другое и т.д. Развитие выступает как переход от простого к сложному, от низших ступеней к более высшим ступеням организации вещей и явлений. Смена поколений, в сущности, является процессом порождения одним взаимодействием других себе подобных взаимодействий или кругооборота взаимосвязей. Таким образом, развитие есть такой процесс, в результате которого возникает качественно новый предмет. Процесс развития в применении к отдельным вещам и явлениям представляет собой возникновение и формирование новых противоречивых связей и отношении во внутреннюю общую природу возникающего предмета, а затем на следующей стадии 1проявления её во внешнюю единичность вещей путем преобразования прежних перестающих соответствовать новой возникающей внутренней природе внешней единичности в адекватную этой природе внешнюю форму существования. Сама внутренняя природа, лежащая в основе бытия и развития вещей, возникает в субстанциональной сущности, конкретнее, всеобщего взаимодействия объективных взаимосвязей. Внутренняя природа определяет направленность развития единичных вещей или иначе объективное целеполагание развития. Так, из щенка вырастает только собака, из желудя – дуб, из экспериментальных семян гороха Менделя вырастает только разновидность гороха и т.д. В результате образования единства внутренней природы с внешней единичностью вещей возникает качественно новый предмет. Таким образом, развитие предмета обусловлено возникновением и формированием его внутренней общей природы. Степень развития предмета определяется ступенями проявления, развертывания и совершенствования внутренней общей природы предмета. Развитие есть процесс движения к более совершенному и высокому уровню развитости внутренней природы вещей. Общий процесс развития отдельного предмета или индивидуального развития представляет собой в своей основе возникновение и формирование внутренних существенных противоречивых взаимосвязей в общую природу, или говоря другим термином в универсалии возникающих вещей и дальнейшего развертывания во внешнюю определенность взаимоотношении предмета с другими вещами. В сущности процесса развития вещей и явлений лежит образование нового отношения противоположностей противоречивых взаимосвязей и преобразования их в целостную систему или кругооборота взаимодействия. Это взаимодействие может совершаться в виде обмена движением или энергией в неживом механизме, обмена и преобразования веществ в живом существе, обмена деятельностью в социальном организме. Таким образом, развитие предмета есть в сущности развитие внутренних противоречивых взаимосвязей в целостное взаимодействия в виде его общей природы. В основе возникновения и развития вещей и явлении в объективной реальности лежит процесс выделения и формирования во всеобщем взаимодействии в качестве отдельного и относительно самостоятельного бытия нового кругооборота противоречивых взаимосвязей. Вместе с тем, с образованием нового взаимодействия противоречивых взаимосвязей в качестве будущей общей природы возникающего предмета, процесс развития не завершается. Возникшее взаимодействие начинает проявляться во внешней единичности вещей и преобразовывать их телесность по своему образу и подобию, или иначе, в адекватное своей природе состояние. В результате, на этой стадии развития, возникает новый предмет как единство внутренней общей природы и внешней единичности вещи. В этом смысле под развитием понимается процесс полного, всестороннего развернутого проявления внутренней природы предмета во внешнюю единичность вещей. Важной стороной процесса развития является тенденция к выделению предмета в относительно самостоятельное бытия. Например, развития особей как отдельного бытия вида, стремление молодых семей вести независимое самостоятельное хозяйство от родительского, стремление молодых государств к суверенитету и др. Эта тенденция является законом развития. Само развитие является законом возникновения отдельного предмета в материальном мире. В результате развития в материальном мире возникает относительно самостоятельно существующий предмет в качестве элемента всеобщего взаимодействия.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-12-17; просмотров: 511; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.6.144 (0.015 с.) |