Основные формы и типы развития 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные формы и типы развития



 

В предшествующем разделе рассматривались основные стадии и ступени индивидуального развития отдельных вещей и явлений. Понятие движения и развития объективной реальности понималось как выражение обобщенного изменения вообще бесконечной совокупности вещей и явлений. Поскольку в этом всеобщем процессе конечный пункт развития отдельных вещей качественно отличается от исходного пункта их развития, то беспрерывно изменяется и обновляется сама объективная реальность. Само развитие также развивается, развертываясь, качественно преобразуясь и совершенствуясь как процесс. В этом смысле развитие вещей и явлении окружающей нас чувственно – воспринимаемой части объективной реальности имеет основные ступени своего изменения. Можно выделить основные формы и типы развития вещей и явлений, которые вкратце рассматриваются в данном разделе.

В диалектике форма рассматривается не в качестве неизменного и неподвижного каркаса, внешнего вида и оболочки вещей или иначе не как в обыденном представлении о форме. Форма есть процесс, определенный способ развития вещей. Она является составной частью, стороной развития вещей. Форма является относительно устойчивой и динамически постоянной стороной процесса развития. Форма сама развивается в процессе развертывания внутренней природы вещей и явлений. Вместе с тем формы не являются пассивной стороной, определяемой развитием содержания вещей. Они могут быть активной стороной этого соотношения, влиять на способы и интенсивность развития. Например, государственные формы могут выступать в переходный период в качестве важного орудия преобразования и обновления общества.

Аналогично тому как из всеобщего взаимодействия и развития выделяются и обособляются в качестве относительно самостоятельных и особенных, новые взаимодействия так и из всеобщих форм развития последовательно выделяются особые формы развития.

Этот процесс выделения был отмечен ещё Аристотелем. Вместе с тем он сохранил мистический элемент, который содержался в «идеях» вещей Платона. По мнению Аристотеля «формы» развития вещей непосредственно возникают из «формы форм» и соединяясь с материей определяют бытие единичных вещей. Аристотелевский критерии выделения «форм», основанный на ступенях развития вещественности получил дальнейшее развернутое выражение в трудах Ибн-Сины, Ибн-Рушда, универсалиях Фомы Аквинского и средневековых реалистов. Гегель привнёс в содержание этого понятия идею развития. Он рассматривал понятие вообще как выражение общей формы развития отдельных вещей.

Гегелю удалось преодолеть понимание Платоном, а также в гносеологическом аспекте Кантом, отрыва неизменной и неподвижной сущности от изменчивых вещей. Опираясь на Аристотеля и результаты, достигнутые современной ему наукой он выделил основные формы движения и развития, которые были восприняты Энгельсом. Это общепринятые в советской литературе формы движения: механическая, физическая, химическая, органическая, общественная, а также мышление. Естественно, в процессе все более полного и глубокого познания объективной реальности представления о содержании и количестве форм развития будут существенно изменяться и совершенствоваться. Так, некоторые авторы считают, что следует ввести в классификацию новые формы развития (квантово – механическую, геологическую, ноосферу и др.).

Думается, что можно выделить следующие основные формы развития и его подвиды:

I Квантово – волновую (Куда входят энергия космических лучей, волновые и корпускулярные движения частиц).

II Физическую (В неё входят газообразные движение, движение жидкостей и механическое движение твердых тел и геологических структур).

III Химическую (Эту форму движения можно подразделить на физико-химическую неорганическую и органическую).

IV Биологическую (Подразделяются на ступени: переходной биохимической, вирусы и виды растительного и животного развития).

V Общественную или социальную (Можно подразделить, начиная с прото сообщества муравьев и пчел, стаи птиц и рыб, вплоть до сообщества человекообразных обезьян. Переходной формой является сообщество дикарей и первобытных людей. В общественную форму развития составной стороной входит развитие мышления. Несмотря на недостатки цивилизация человеческого общества остается высшей формой общественного развития).

Категория «форма», как выше отмечалось, по своему содержанию раздваивается на внешнюю и внутреннюю. Внешняя форма выражает чувственно – воспринимаемую внешнюю определенность предмета. Внутренняя форма или форма развития вещей выражает уже внутренний существенный процесс. Она выражает сущность развивающихся вещей, а иногда и субстанциональную природу развития. Форма рассматривается как сам процесс развития, входит составной частью в процесс развития.

Она составляет, как отмечалось, относительно устойчивую и динамически постоянную сторону существенного процесса. Поэтому изменчивость вещей происходит в рамках формы развития. Например, такие виды животного мира как волки, зайцы, орлы и др. относятся к особенным видовым формам развития, по которой они существенно отличаются друг от друга и в рамках которой они развиваются.

Процессы взаимодействия являются характерной чертой форм развития. Всякое развитие есть результат взаимодействие связей и отношений. Если развитие является продуктом взаимодействия, то в свою очередь, в результате развития возникает новый вид или способ взаимодействия. Формы развития в известном смысле можно рассматривать как формы взаимодействия. В этом отношении определяющим критерием выделения основных форм развития является характер и ступени развития взаимодействия связей и отношений. Особенности и своеобразие взаимодействия обусловливают качественное различие форм развития и движения. Так, в результате взаимодействия центростремительных и центробежных сил формируется планетарное движение или в результате взаимодействия наемного труда и капитала возникает капиталистический процесс производства.

Вместе с тем формы развития различаются друг от друга не только по характеру взаимосвязей и ступеням развертывания кругооборотов, но и особенностями развития внутренней природы вещественности. Поэтому некоторые авторы в качестве в основы деления на особенные формы развития, а также классификации и последовательности этих форм рассматривают различия ступеней развития вещественности: физической, химической, биологической и общественной. Другим важнейшим признаком деления на формы развития являются особенности противоречивой природы взаимосвязей. В этом смысле формы развития выступают как формы развития противоречий. Так, в основе качественных различий форм развития лежат например, противоречия волновых и корпускулярных свойств частиц, противоречивое взаимодействие между положительными и отрицательными зарядами, между синтетическими и аналитическими процессами в химических соединениях, ассимиляцией и диссимиляцией в живом организме, потреблением и производством в экономическом развитии и др.

Переход к рассмотрению типов развития выражает дальнейшую конкретизацию рассмотрения форм развития. В известном отношении формы развития группируются в типы как основных ступеней своего развития. Выше отмечалось, что само развитие как процесс также развивается. Оно проходит ступени проявления и развертывания своего объективного содержания. Можно выделить три основные типы материального развития: развитие вещества, развитие существа, развитие общества. Каждая из этих основных ступеней имеет свою специфику. Процесс развития в более высоких ступенях или формах материального движения проявляет свою природу в более развернутом виде.

Первый тип развития выражает процесс возникновения и формирования вещественности как одного из видов и состоянии объективной реальности. Этот тип развития выступает как переход от более простого и элементарного к более высокого порядка строению и структурности вещественности. Это можно отметить на предлагаемых моделях строения элементарных частиц, атомов, структур молекул, вплоть до биохимических соединении. Это развитие можно проследить в таблице Менделеева, в которой последовательность элементов, начиная с водорода, выражает рост количества зарядов в ядрах атомов и в этом смысле в общем и целом – историческую последовательность возникновения химических элементов в горячем газово-пылевом облаке частиц и в недрах звездных образовании. В этом отношении элементарные частицы, атомы и молекулы, можно рассматривать в качестве ступеней развития вещественности.

Соответственно, можно отметить возникновение и развертывание взаимодействия связей и отношений в процессе развития вещественности. Например, сильные и слабые взаимодействия в ядрах атомов, взаимодействие электронов с ядрами атомов путем испускание и поглощения энергии, взаимодействие электрических полюсов путем притяжения и отталкивания, гравитационное взаимодействие небесных тел и др. В качестве важной черты развития вещественности можно отметить кругообороты взаимодействия связей и отношений, независимо от их масштабности. Например, кругообороты электронов вокруг ядра атомов и своей оси, кругообороты (или вращения) планет в солнечной и других звездных системах, спиралевидное вращение масс вокруг центра Галактики и др. В основе возникновения целостности явлений и ступеней развертывания кругооборотов, их развития лежат взаимоотношения противоположных процессов. Так в основе целостности атомов лежат взаимосвязи частиц с противоположными зарядами, целостности звездной системы – единство центростремительных и центробежных сил. В основе возникновения и формирования телесности нашей Вселенной лежит противоречивое развитие вещественности. Действительным первоначалом возникновения Вселенной, как представляется, является не предполагаемый первичный Большой Взрыв сверхплотного вещества, а Мировое Пространство, которое в силу сложившихся определенных флуктуации выплескивает из себя гигантскую массу космических лучей. Энергия которых дает начало образованию Вселенной.

Второй тип развития выражает исторически переходный период от вещества к существу, от системности механизма к системности организма. На этом этапе филогенетический процесс развития растительных и животных видов является в сущности процессом формирования и совершенствования организма живых существ в качестве их внутренней и общей природы. Соответственно, развитие отдельных особей представляет собой в сущности онтогенез возникновения и формирования их организма. Например, можно отметить развитие организма в процессе возникновения дуба из желудя или птенцов из яйца.

В этом смысле развитие существа можно рассматривать как процесс возникновения нового организма, которое в качестве внешней чувственно – воспринимаемой оболочки проявляется как формирование единичного предмета. Иначе, развитие происходит как процесс развертывания и проявления внутренней природы исходной элементарной целостности (семян, икринок, яиц и др.) во внешнюю единичность предмета. Исходная системность или организм клетки развивается, развертываясь в системность организма особи как целостности более высокого порядка. Причем, как выше отмечалось, исходная клетка не исчезает, а сохраняется и вновь воспроизводится в качестве элементарной части более развитой системности организма.

В этом смысле организм является взаимодействующей системой клеток, тканей, органов, костно-мышечных мускульных частей, каждая из которых выполняет определенную специфическую функцию. Организм составляет основу бытия и развития существа или живого предмета, который определяет основные свойства и признаки существа. В отличие от механизма, выражающего целостность неживой вещественности, в основе функционирования которого лежат преобразование и взаимопереходы форм движения и энергии друг в друга в основе функционирования организма существа лежат биохимические процессы обмена веществ и энергии взаимодействия органов деятельности. Между ними есть сторона не только качественного различия, но и сходства. Если организм, образно говоря, выступает как внутренний механизм живых существ, то механизм - как организм неживой вещественности.

Возникновение и формирования организма особи имеет свою объективную внутреннюю логику развития. Она определяется общей закономерностью возникновения и развития предметов в материальном мире, которая имеет, как отмечалось, субстанциональный характер. Поэтому эта закономерность существует и действует до возникновения живых существ на земле и их взаимодействия с окружающей средой которую Ч.Дарвин сформулировал как борьбу за существование. Она определяет главную, основную линию развития. Влияние внешних природных условий прежде всего определяет такие стороны как модификацию видов организмов, интенсивность развития и др. Например, внешней средой можно объяснить удлинение шеи жирафа, изменении окраски хамелеона или смену плавников и ласт на конечности при переходе существ из водной среды на сушу.

Иначе говоря, биологическое развитие растительных и животных видов, есть лишь одно из особенных форм возникновения и развития предметов в материальном мире. Если общие закономерности определяют основную линию развития, то особенная форма развития видов обусловлена историческим или филогенетическим развитием и существующей окружающей природной средой. Поэтому объяснять историю развития видов существ только внешними природными катаклизмами (падением метеоритов и вулканами, потопами или глобальным похолоданием и др.) недостаточно.

В связи с этим следует вкратце остановиться на проблеме, так называемого, внезапного исчезновения динозавров, к которой проявляется живой интерес. Этот феномен преимущественно объясняют негативным воздействием природных сил, конкретнее, падением астероидов, извержением вулканов и др. В основе этих объяснений лежит прямолинейное понимание идеи о влиянии окружающей природной среды на историю развития видов животных и в частности теория катастроф Кювье. Но было бы неубедительным полагать, что падение метеоритов или извержение вулканов носило избирательный, адресный характер, т.е. уничтожило динозавров, в то же время сохранило другие виды, например, млекопитающих. К тому же было бы поспешным экстраполировать природные катаклизмы, которые могли происходить на отдельных участках земли, на весь земной шар. Кроме того, так называемое внезапное исчезновение динозавров длилось тысячелетиями, которое выступает как кратковременное, лишь по сравнению с историей существования живых организмов на земле.

История развития видов растительного и животного мира есть по существу история возникновения и развития их организма. Рациональное в гегелевском учений о внутреннем развитии понятий как сущности вещей и явлений действительности заключается в том, что он опирался на достижения теории эволюции в области биологических наук своего времени. Независимо от того имеет ли жизнь земное происхождение, возникшего в результате развития вещества в существо или привнесено на планету извне, организм исторически развился из простейших протоклеток как исходных элементов. Об этом свидетельствует онтогенез особей, организм которых развивается из семян, икринок, половых и стволовых клеток, яиц и др. исторический процесс развития живых существ основывается на связи и преемственности, а не представляет собой сумму самостоятельных эпох, связанных между собой катастрофами и другими прерывностями, где каждая эпохи возникает с белого листа как сфинкс из пепла.

Как известно, исторически организм животных возник и формировался в водной среде. Считается, что существенную роль в этих ранних этапах процесса сыграли, предковые формы рыб. Можно предположить, что развившемуся и достигшему определенной зрелости организму, особенно гигантских особей постепенно перестает соответствовать и становится дискомфортным водные условия среды, в которой он возник, что обусловило необходимость в наличий в более адекватной потребностям организма окружающей среды. Так, недостаток кислорода для организма акул в водной среде заставляет их периодически всплывать «подышать воздухом», чего не скажешь о мелких сельдях. Видимо, этим можно объяснить и периодические самовыбросы китов на берег. Развившийся организм «вытолкнул» из водной среды или обусловил переход крупнейших видов существ на земноводный образ жизни, где в прибрежных водах было обилие растительной и животной пищи. Однако организму на суше оказалось труднее управлять гигантским и массивным телом. Малоподвижные и недостаточно поворотливые существа, в т.ч. динозавры, не обладали преимуществом перед более мелкими, но подвижными и динамичными видами млекопитающих. Огромная масса тела обусловила необходимость в значительном объеме пищи, большей энергии в передвижении, обеспечения всех частей и органов тела питательными веществами и др. Все это затрудняло работу сердца. Огромная масса тела оказалось не по плечу вышедшему на сушу организму. Тенденция к гигантомании оказалось бесперспективной и тупиковой на суше в условиях земного притяжения. Несоответствие или отставание развития организма от роста массы тела имело место у крупных видов существ и при водном образе жизни. Но то, что и было даже известным преимуществом в условиях водной среды, на суше стало недостатком.

Видимо, это обстоятельство следует считать одной из существенных причиной исчезновения гигантских форм живых существ, в т.ч. динозавров. То, что еще существуют некоторые виды крупных существ, возможно связано с тем, что они остались в водной среде как киты и акулы, а также живущие в джунглях слоны. Как представляется, имеет место определенная недооценка значения внутренней логики развития организма в смене видов и известная односторонность в объяснении явлений внешними природными факторами или просто катастрофами; начиная с большого взрыва вплоть до всемирного потопа и столкновения с астероидами. Огромные существа, в т.ч. динозавры, исчезли, поскольку гигантомания в развитии видов оказалось нежизнеспособной и тупиковым путем. Современное состояния видов животного мира не является результатом природных катаклизмов, а следствие естественно – исторического закономерного развития видов животного мира. В развитии и историческом преобразовании видов определяющую роль играет объективная закономерная логика развития и формирования организма животных. Изменения и смена видов существ определяется историческим развитием организма и является внешней формой его существования и проявлением.

Вместе с тем нельзя отрицать, что внешние факторы, в т.ч. природные катаклизмы имеют определенное значение в формировании, преобразовании и смене видов. Однако они преимущественно влияют на модификацию видов, ареал распространения на интенсивность развития видового развития живых существ. Как исчезновение динозавров, так и современные состояние видов животных обусловлено прежде всего естественно – историческим процессом развития организма животных. Возникновение и формирования, смена и исчезновения видов является, прежде всего, проявлением и следствием этого процесса, как в онтогенезе, так и в филогенезе особей вида. Развитие внутреннего содержания организма обусловливает изменения, смену и преобразование и проявления форм существования существ.

Вместе с тем было бы неверно противопоставлять внешние факторы внутренней логике развития организма, которые находятся в органическом единстве. Внешние природные факторы, воздействуя на организм, аккумулируются в виде внутренних источников развития. Таким образом, на третьей стадии развивающийся организм преобразует внешнюю форму своего существования в адекватную видовую форму. Видимо, причину ускоренного вымирания динозавров, прежде всего, следует искать в закономерностях исторического развития организма. Громадные размеры динозавров видимо оказались непосильным грузом для организма в борьбе за существование.

Таким образом, думается, что является более рациональным полагать, что исчезновение динозавров обусловлено объективной логикой развития организма животного мира. Закономерное развитие организма живых существ привело исторически как к вымиранию гигантских видов существ в т.ч. динозавров, так и возникновению в данную эпоху современных видов животных. Закономерная логика развития организма животного мира имела, прежде всего, определяющее значение в исторической смене и преобразовании видов, а не природные катаклизмы. Как выше отмечалось природные катаклизмы могли повлиять на ареал количественного распространения, модификацию и интенсивность развития видов и др. Исторически именно уровень развития и зрелости организма – прежде всего обусловил смену и преобразование видовых форм, начиная от гигантских видов древних существ вплоть до современных более адекватных организму и окружающей среде видовых форм. Иначе говоря, объективная логика развития внутренней природы предмета, в т.ч. организма живых существ, определяет возникновение и исчезновение видовых форм их существование. Виды особей являются внешней формой проявления и существования организма, должны быть адекватными и соответствовать его содержанию.

Таким образом, как представляется объективные закономерность и логика исторического развития видов живых существ конкретнее, необходимость в смене внешних форм существования соответственно развившемуся содержанию организма видов живых существ, а также изменяющиеся природные условия и катаклизмы привели к ускоренному исчезновению гигантских видов динозавров. На смену им распространились млекопитающие, у особей которых внешняя единичная форма существования была более адекватно содержанию организма.

В дальнейшем развитии некоторые виды млекопитающих перешли на древесный образ жизни. Выдающиеся исследователи показали некоторые ступени формирования человекообразных обезьян в первобытных людей. Или иначе ступени возникновения и формирования антропологических предпосылок современного человека. Предками человека считаются человекообразные обезьяны, к самым древним из которых относят парапитеков. Общими предками как человека, так и современных человекообразных обезьян считаются так называемые «Лесные обезьяны» (дриопитеки). Они обитали на территории Восточной Африки приблизительно 24-22 млн. лет назад в отличие от дарвиновских дриопитеков, которые, существовали в Западной Европе 12-9 млн. лет назад. Многие ученые считают, что теория Ч.Дарвина о том, что человек появился на земле в результате эволюции обезьяноподобных приматов нашла своё подтверждении в исследовании Э.Дюбуа, который назвал своё открытие, вслед за Э.Геккелем питекантропом. Он считал, что это и есть недостающее звено, переходная форма между обезьяной и человеком. Он возражал, что колыбелью человечества была Европа, считая что родину человека следует искать в тропиках, конкретнее, в Индии.

Вместе с тем ещё нет единого мнения по вопросу о ступенях развития и разновидностях переходных форм от обезьяны к человеку, кем в действительности являлся «человек умелый» и «человек прямоходящий» к которому относят питекантропов, синантропов, гейдельбергского человека и др. Есть мнения (Р.Дарту), которые рассматривают австралопитеков в качестве промежуточного звена между обезьяной и человеком и др.

Следующий тип развития выражает ступени возникновения и формирования общественного развития. В развернутом виде развитие природы общественной системности достигает у высокоразвитых существ, одаренных сознанием. Элементы мышления можно отметить, находящихся на более низких ступенях развития, действия которых нельзя объяснить просто животным инстинктом или автоматическим рефлексом. Вообще развитие живой природы привело к возникновению сообществ существ, начиная с муравьев, термитов, пчёл и др.

Однако наиболее перспективным оказалось общество людей. Возникновение первобытного человека явилось итогом биологического развития. В свою очередь оно стало исходным пунктом возникновения человеческого общества. В развитом виде человек уже является не биологическим, а социальным существом. Соответственно, человеческое общество является не биологическим, а социальным организмом. В сущности человек – продукт общественных отношений. Биологический аспект является антропологической предпосылкой возникновения человека.

Аналогично тому как атом является клеточкой вещественности, а живая клетка элементом организма особи, так и человек является клеточкой общественного, социального организма. Поэтому общество носит антропоидный характер. Развитие социальной системы имеет свою специфику в отличие от развития физических и биологических систем. В наиболее всестороннем и конкретном виде возникновение и развитие социальной системы показано Марксом на материале возникновения капиталистического процесса производства, начиная с его клеточки – товара и развертывания товарных отношений вплоть до возникновения капиталистического процесса производства. Собственно одним из основных отличий общества от Природы заключается в том, что общество само производит вещественные, культурные и духовные условия своего существования. Общество преимущественно использует природные продукты в качестве вещественного субстрата своего производства. Лишь на самых ранних ступенях своего развития люди занимались собирательством даров Природы, добыванием пищи путем охоты и т.д.

На более развитых этапах человек производит уже то, чего нет или не воспроизводит природа: хлеб, одежду, жилища, автомобили, телевизоры и т.д. Общественный процесс производства может существовать лишь благодаря взаимодействию и кругообороту веществ и энергий между обществом и Природой. Поэтому органическое единство с Природой и отсутствие глобальных экологических проблем является необходимым условием перспективного развития и существования человеческого общества, которые однако ещё недостаточно соблюдаются в цивилизованном обществе. Материальная заинтересованность, погоня за прибылью является важным стимулом и мощным двигателем экономического развития общества. Вместе с тем игнорирование закономерностей Природы может привести к катастрофическим последствиям.

Только органическое единство общества с Природой поможет преодолеть глобальные экологические тенденции, известную оторванность общества от Природы. Но для этого человечество должно подняться на более высокую ступень развития чем цивилизация.

Возникновение третьего типа развития или человеческого общества явилось гигантским историческим шагом в развитии живой Природы. Антропологические предпосылки возникновения цивилизации среди живых существ наиболее были развиты у первобытных людей, которые выделились из животного мира. Так, человек является всеядным существом. Его потребности охватывают, начиная с растений, его семян и плодов вплоть до диких животных. Во-вторых, это теплолюбивое существо, которое, по мнению некоторых исследователей, сформировалось в лесах Южной Африки и северного побережья Индийского океана и его островов. Поэтому распространившись за богатой растительной и животной пищей на северные территории первобытные люди стали нуждаться в теплой одежде и жилище, стали носить шкуры диких животных, жить в природных убежищах – пещерах, осваивать свойства огня.

И наконец, видимо получил относительное развитие мозг первобытных людей, который исторически возник как нервный центр управления и координации функционирования организма, а затем постепенно развился в орган взаимодействия организма с внешней природной средой. Развивающиеся потребности первобытных людей и дикарей в еде, жилище одежде обусловили постепенный переход от собирательства даров Природы и дикой охоты к примитивному выращиванию растении и одомашниванию животных.

В основе возникновения человеческого общества особенно на ранних ступенях лежит непосредственное удовлетворение развивающихся биологических потребностей первобытных людей. На более развитых ступенях удовлетворение всесторонне развившихся потребностей происходит посредством развития способа производства. Определяющую роль в развитии общества начинают играть производительные силы. Вместе с тем, думается, следует избегать одностороннего преувеличения экономико-производительной сферы в развитии общества как это делается в формационных теориях.

Развитие человеческого общества не представляет собой автостраду и не сводится к однолинейному формационно – стадиальному развитию. Развитие общества есть зигзагообразный процесс с подъемами и падениями. Вместе с тем единый процесс развития мировой цивилизации пробивает себе дорогу через многообразие модификации и региональных ответвлений. Региональные цивилизации не исключают единую мировую общечеловеческую цивилизацию, а дополняют и обогащают её.

Можно выделить основные эры развития мировой цивилизации, которое в целом идёт с Востока на Запад:

I. Индоокеническую или Азиатскую цивилизацию. Её можно подразделить на такие крупные региональные древние цивилизации как индийскую, китайскую, ближневосточную, североафриканскую.

II. Средиземную морскую цивилизацию. Пик развития этой переходной эры цивилизации приходится на античный древнегреческий и древнеримский миры.

III. Северо–атлантическая эра цивилизации. Основу её составляют западно–европейские и северо–американские страны.

IV. Можно предположить в неблизком будущем возникновение Тихоокеанской эры цивилизации. Стержень её составить коммуникации между странами восточной части азиатского континента с её южными островами и странами западного побережья Американского континента.

В современную эру ведущим локомотивом развития человеческого общества (экономики, производительных сил, технологии, финансов, торговли и др.) является североатлантическая цивилизация. Естественно, это не означает признание неравноправного имперского характера взаимоотношений с остальными странами мира.

Таким образом развитие отношений противоположностей приводит к возникновению системы противоречивых связей и отношений, т.е. к возникновению механизма воспроизводства более высокого уровня развития и организации материального производства Так, Мировое Пространство посредством образования флуктуации может выплеснуть гигантскую массу лучистой космической энергии, которая в потенциальном виде содержится в её недрах. Эта энергия лучей дает начало образованию Вселенной и её Галактик.

Также, так называемые «черные дыры» могут не только втягивать в себя, но и выплескивать переработанную массу телесности в субстрат газово-пылевого облака, состоящего из атомов водорода и других элементов. Из этого облака, согласно гипотезе Канта, возникли планеты Солнечной системы, возникают звездные образования вообще. В недрах и ядрах звездных образовании могут воспроизводиться более сложные элементы и их слои чем атомы водорода и гелия. Неживое вещество, особенно на более высоких ступенях его развития находится гораздо ближе и живому веществу, чем это нам представляется. Об этом, например, свидетельствуют вирусы, которые в зависимости от условии могут быть существом или преобразовываться в кристаллы. Своей жизнедеятельностью вирусы перерабатывают поверхность земли в почву, в которой могут произрастать растительные и животные клетки. В субстрате космического пространства могут синтезироваться биохимические соединения, образовываться элементы живого вещества вплоть до аминокислот и простейших вирусов, встречающихся в метеоритах.

Однако для синтеза белков нужна более благоприятная и прочная основа, чем субстрат космического пространства. Для этого нужен биохимический механизм воспроизводства белков, возникший на поверхности планет. Причем установлено, что каждый биологический организм, независимо от сложности, синтезирует одну из свойственных ему белков. Соответственно, растительный организм как правило, используя – исходное почвенное вещество воспроизводит плоды (овощи и фрукты). Тем самым, биологический организм образно говоря можно рассматривать как матрицу или фабрику, воспроизводящей особи того или иного вида. Аналогично и человеческое общество выступает как социальная матрица или фабрика по воспитанию или воспроизводству из антропоидных существ людей, умеющих существовать, жить и работать, в человеческой обществе.

В этом отношений, как известно, человек и его социальная сущность – продукт общественных отношении. Его животная природа каким он рождается, является лишь биологическим сырьем или предпосылкой из которого общество формирует человека. Переход от биологической ступени к общественной ступени является закономерным итогом и результатом развития. Человеческое общество, несмотря на качественные различия и в частности, экологическую дисгармонию, является составной частью Природы. Общество и Природа являются двумя ступенями одного и того же процесса развития.

В новое время Р.Декарт и И.Кант писали: Дайте мне материю, опираясь только на объективные свойства самих вещей, покажу как возник мир. В настоящее время, уже беглое рассмотрение показывает, что человеческое познание с большой долей достоверности может сказать: Дайте мне энергию космических лучей и атом водорода и я покажу как возникла вселенная и человеческая цивилизация. Диалектическое миросозерцание сможет дать объяснение этому объективному процессу.

Материалистическая диалектика в целом является наиболее адекватной для современности философским учением о развитии.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-17; просмотров: 145; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.238.20 (0.044 с.)