Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Глава 9. Надзор за соблюдением законов при приеме, регистрации и рассмотрении сообщений о налоговых преступлениях
Деятельность прокурора в обозначенной сфере является комплексной и она регламентирована не только взаимосвязанными положениями статей 29, 30 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» и уголовно-процессуального законодательства, в частности, пункта 1 части 2 статьи 37 УПК РФ, но и в значительной степени конкретизирована в приказе Генерального прокурора Российской Федерации от 09.06.2009 № 193 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о налогах и сборах».
При осуществлении надзора за законностью при приеме, регистрации и рассмотрении сообщений о налоговых преступлениях требуется уделять внимание своевременности регистрации материалов по сообщениям о таких преступлениях в книгах учета поднадзорного органа. С этой целью прокурорам необходимо на постоянной основе проводить сверки материалов, направленных налоговыми органами. При выявлении фактов нерегистрации сообщений следует добиваться незамедлительного устранения нарушений мерами прокурорского реагирования. Надлежит учитывать, что фактическая и правовая сложность заявления о преступлении и обстоятельств, подлежащих установлению для принятия правильного процессуального решения, не могут оправдать длительную общую продолжительность досудебного процесса. В этой связи следует уделять внимание, в первую очередь, соблюдению требований статьи 61 УПК РФ о разумных сроках уголовного судопроизводства, поскольку волокита при проведении доследственных проверок по сообщениям о налоговых преступлениях в ряде случаев приводит к последующему истечению сроков давности уголовного преследования. Необходимо, кроме того, обращать внимание на законность вынесения постановлений о направлении материалов проверки по территориальности в органы полиции и другие следственные отделы, а также последующие отмены руководством следственного органа указанных процессуальных решений и установление 30-суточного срока проверки. Такие решения, как правило, могут приниматься неоднократно на протяжении длительного периода времени с целью искусственного соблюдения срока доследственной проверки по материалу. Безусловно, в материале проверки должны содержаться документы, подтверждающие факт совершения лицом налогового преступления. К таковым, как ранее уже упоминалось, могут относиться акт налоговой проверки, решения арбитражных судов, заключения специалистов, объяснения налогового инспектора, директора, главного бухгалтера, контрагентов, специалиста-ревизора и т.д. При этом для каждого из составов налоговых преступлений собирается различная доказательственная база.
Именно на первоначальном этапе проверки сообщений о налоговых преступлениях важна своевременность изъятия подлинников, а не копий (что чаще всего изымают налоговые органы) всех необходимых документов, подтверждающих преступный характер действий лиц. Это важно, поскольку в отсутствие документов финансовой деятельности организации, первичной бухгалтерской документации и иных документов невозможно определить в дальнейшем размер задолженности при проведении судебной налоговой (бухгалтерской) экспертизы. Особое внимание необходимо уделять организационно-распорядительным документам и сведениям об имущественном положении руководителей в целях дальнейшего принятия мер по наложению ареста на их имущество. При этом только прокурор обладает необходимыми полномочиями по проверке материалов оперативно-розыскной деятельности, в том числе заведенных по отдельным поручениям следователей о выполнении оперативно-розыскных мероприятий для выявления такого имущества, установления лиц, причастных к преступлению, места нахождения необходимых документов и своевременности их изъятия. Важное значение на данном этапе имеют положения информационного письма заместителя Генерального прокурора Российской Федерации Гриня В.Я. от 22.01.2015 № 36-11-2015 «Об утрате органами предварительного расследования доказательств, о признании прокурорами, судом доказательств недопустимыми». В нем обращено внимание на то, что нередко доказательства признавались недопустимыми в связи с несоблюдением требований УПК РФ при составлении протоколов следственных действий; к причинам, влекущим принятие прокурорами указанных решений, относятся также нарушения, допущенные на этапе доследственной проверки.
Сложность установления данных, указывающих на признаки налогового преступления, нередко заключается в имевшем место сговоре контрагентов, участвующих в фиктивных сделках. В этой связи прокурорам следует исходить из того, что в ходе проверочных процессуальных действий, наряду с изъятием и исследованием документов, отражающих финансово-хозяйственную деятельность налогоплательщика, особое внимание должно уделяться исследованию обстоятельств, подтверждающих или опровергающих реальное выполнение сделок (операций), своевременному установлению местонахождения и опросу лиц, на которых были зарегистрированы юридические лица, являющиеся контрагентами. В этой связи внимание может быть обращено на выполнение предписаний Методических рекомендаций «Об исследовании и доказывании фактов умышленной неуплаты или неполной уплаты сумм налога (сбора)», направленных СК России в территориальные подразделения письмом от 03.07.2017 № 242/3-32-2017, в территориальные налоговые органы письмом ФНС России от 13.07.2017 № ЕД-4-2/13650@. В ходе изучения материалов о налоговых преступлениях, по которым отказано в возбуждении уголовного дела по реабилитирующим основаниям, требуется уделять внимание полноте проведенных проверочных мероприятий. Недопустимо ограничиваться одним лишь опросом директора и главного бухгалтера юридического лица, исходя исключительно из их объяснений, делать вывод об отсутствии состава преступления. В подобных случаях требуется проведение документальной проверки с участием специалиста-ревизора, детальным анализом движения денежных средств по расчетным счетам и через кассу предприятия для установления целей, на которые расходуются денежные средства (выявление фактов возможного увеличения зарплаты руководителей компании и т.д.). Аналогичным образом необходимо критически подходить к версиям об отсутствии умысла лица на совершение налогового преступления, требовать проведения проверочных мероприятий в объеме, достаточном для принятия законного и обоснованного решения. Обязательным условием принятия решения об отказе в возбуждении уголовного дела по нереабилитирующим основаниям является наличие объяснения (заявления) виновного лица о согласии на отказ в возбуждении уголовного дела. В случае его отсутствия решение об отказе в возбуждении уголовного дела по данному основанию не может быть признано законным. При этом нереабилитирующее решение является основанием для обращения налогового органа либо прокурора (если налоговая проверка не проводилась) в суд с исковым заявлением к физическому лицу, в отношении которого оно вынесено. Важным также является вопрос о возвращении документов (как правило, оригиналов) после признания прокурором законным и обоснованным постановления об отказе в возбуждении уголовного дела. В наиболее актуальных случаях не утрачивает своего значения целесообразность указания в сопроводительном письме, с которым возвращаются материалы проверки с принятыми процессуальными решениями, на необходимость возвращения оригиналов истребованных документов или предметов. При этом возникает необходимость приобщения к материалам копий таких документов или фотографий, их фиксирующих. С учетом повышенной общественной опасности налоговых преступлений, наносящих огромный ущерб государству и в связи с этим нередко являющихся резонансными, важной задачей надзирающих прокуроров является правильная организация взаимодействия с органами предварительного расследования. Тактические особенности прокурорского надзора на данном направлении процессуальной деятельности характеризуются внесением требований в порядке, установленном пунктом 1 части 2 статьи 37 УПК РФ, представлений и иных мер прокурорского реагирования при наличии фактов единственных, многочисленных (повторяющихся) и системных нарушений закона. При этом допустимо сочетание нескольких актов прокурорского реагирования по одному выявленному нарушению.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-12-17; просмотров: 53; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.174.174 (0.007 с.) |