Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Цели и задачи психологического консультирования.↑ Стр 1 из 24Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Цели и задачи психологического консультирования. Цели: 1. Способствовать изменению поведения, чтобы клиент мог жить продуктивнее, испытывать удовлетворенность жизнью. 2. Развить навыки преодоления трудностей при столкновении с новыми жизненными обстоятельствами и требованиями. 3. Обеспечить эффективное принятие жизненно важных решений. 4. Развивать умения завязывать и поддерживать межличностные отношения. 5. Облегчить реализацию и повышение потенциала личности. Задачи: (исходя из целей) Создание условий для психически здорового клиента, максимально способствующих созданию нешаблонных способов действий, которые позволили бы ему действовать в соответствии со своими возможностями. 1. Осуществить диагностику и выявить проблему у клиента. 2. Планировать ход консультационного процесса. 3. Формулировать психологический диагноз, основанный на используемой консультантом системе представлений о развитии человека. 4. Планировать общую стратегию консультирования, основываясь на данной диагностике. 5. Учитывать возможные осложнения, рецидивы, с целью минимизации их проявления. 6. Доводить намеченные мероприятия до их логического завершения. 7. Гибко варьировать стратегии и тактики консультирования, при выявлении у клиента новых проблем.
Определение понятия «психологическое консультирование» и его место в системе психологической помощи. Психологическое консультирование — достаточно новая область психологической помощи, возникшая в середине XX в. Профессия психолога-консультанта появилась как отклик на потребности людей, не имеющих клинических нарушений и вместе с тем нуждающихся в психологической помощи. Психологическое консультирование, как форма оказания психологической помощи – это процесс взаимодействия между профессионально компетентным консультантом и клиентом, ориентированный на научение и личностный рост клиента, в ходе которого консультант с помощью адекватных методов и средств стремится способствовать клиенту узнать больше о себе самом, научиться связывать эти знания со своими целями так, чтобы он мог достигнуть более полного и гармоничного бытия в мире. 1.Консультирование помогает человеку выбирать и действовать по собственному усмотрению.
2. Консультирование помогает обучаться новому поведению. 3. Консультирование способствует развитию личности. 4. В консультировании акцентируется ответственность клиента, т.е. признается, что независимый, ответственный индивид способен в соответствующих обстоятельствах принимать самостоятельные решения, а консультант создает условия, которые поощряют волевое поведение клиента. 5. Сердцевиной консультирования является "консультативное взаимодействие" между клиентом и консультантом, основанное на философии "клиент-центрированной" терапии. Основоположник клиент-центрированной терапии известный американский психотерапевт С. Rogers выделил три основных принципа этого направления: А) каждая личность обладает безусловной ценностью и заслуживает уважения как таковая; Б) каждая личность в состоянии быть ответственной за себя; В) каждая личность имеет право выбирать ценности и цели, принимать самостоятельные решения. Роль и место психолога в консультативном процессе. Требования к личности психолога-консультанта. В психологическом консультировании роль и место психолога-консультанта зависят в первую очередь от его теоретической ориентации и личностных черт характера. Существует несколько позиций консультанта по отношению к клиенту, • позиция равенства, когда и клиент, и консультант чувствуют себя в пространстве консультирования полноправными партнерами со своими установками, ценностями, мировоззрением, при этом консультант не дает оценок клиенту, а клиент не предъявляет к консультанту завышенных ожиданий; • позиция "сверху", когда консультант является направляющей и ведущей силой в развитии клиента, авторитетом, с которым клиент считается в первую очередь; • позиция "снизу", когда консультант подчеркивает значимость клиента с целью повышения самооценки и авторитета у последнего, сохраняя недирективную позицию. Важнейшие ролевые функции консультанта: • построение отношений с клиентом на взаимном доверии; • выявление альтернатив самопонимания и способов деятельности клиентов; • непосредственное "вхождение" в жизненные обстоятельства клиентов и их отношения со значимыми для них людьми;
• создание вокруг клиентов здорового психологического климата; • постоянное совершенствование процесса консультирования. Эффективность консультанта определяется свойствами личности, профессиональными знаниями и специальными навыками. Национальная ассоциация профессиональной ориентации США выделяет следующие свойства личности: • проявление глубокого интереса к людям и терпение в общении с ними; • чувствительность к установкам и поведению других людей; • эмоциональная стабильность и объективность; • способность вызывать доверие других людей; • уважение прав других людей. В 1964 г. Комитет по надзору и подготовке консультантов США установил следующие шесть качеств личности, необходимых консультанту: • доверие к людям; • уважение ценностей другой личности; • проницательность; • отсутствие предубеждений; • самопонимание; • сознание профессионального долга. Модель личности эффективного консультанта: * Аутентичность. J. Bugental (1965) называет аутентичность стержневым качеством психотерапевта и важнейшей экзистенциальной ценностью. Он выделяет три основных признака аутентичного существования: • полное осознание настоящего момента; • выбор способа жизни в данный момент; • принятие ответственности за свой выбор. Аутентичность в какой-то степени обобщает многие свойства личности. Прежде всего, это выражение искренности по отношению к клиенту. * Открытость собственному опыту. Здесь открытость понимается не в смысле откровенности перед другими людьми, а как искренность в восприятии собственных чувств. * Развитие самопознания. * Сила личности и идентичность. Консультант должен знать, кто он таков, кем может стать, чего хочет от жизни, что для него важно по существу. * Толерантность к неопределенности. Уверенность в своей интуиции и адекватности чувств, убежденность в правильности принимаемых решений и способность рисковать — все эти качества помогают переносить напряжение, создаваемое неопределенностью при частом взаимодействии с клиентами. *Принятие личной ответственности. *О глубине отношений с другими людьми. Консультант обязан оценивать людей — их чувства, взгляды, своеобразные черты личности, но делать это без осуждения и наклеивания ярлыков. * Постановка реалистичных целей Техники психоанализа 1.Анализ свободных ассоциаций. Согласно З.Фрейду, в свободных ассоциациях человек не повторяет конфликтное содержание, а регрессирует, идя по следам актуального переживания. Возвращаясь к ранним конфликтам, пациент вместе с психоаналитиком наблюдает, куда приведет его нить свободных ассоциаций. Классическая процедура проводится следующим образом. Пациент ложится на кушетку, психоаналитик садится в изголовье так, чтобы пациент его не видел. Пациенту предлагается прийти к состоянию спокойного самонаблюдения и, не раздумывая, сообщать все, что приходит ему в голову, не поддаваясь желанию что-нибудь отбросить. В содержании свободных ассоциаций (мыслях и чувствах, снах и фантазиях) выходит на поверхность вытесненное бессознательное. В ходе свободного ассоциирования пациент учится воспроизводить травматический опыт. Сниженная сенсорная активность (психоаналитик вне поля зрения, расслабленная поза) дает возможность выразить подавленные эмоции и чувства.
Психоаналитик остается нейтральным, не занимая ни одобряющей, ни критикующей позиции. Его задача – слушать пациента, наблюдать за его речью, телодвижениями, мимикой. Во время сеанса он, как правило, молчит, даже когда пациент обращается к нему с вопросом. Когда вопрос проходит различные уровни понимания, пациент сам обретает возможность ответить на него и разрешить свой внутренний конфликт. 2."Фрейдовская ошибка". Описки, обмолвки, ошибки – это возможность проникнуть в подсознание. Ошибки указывают нам на забытые места; мысли, прерванные на самом важном месте; поведение, которое постоянно бессознательно повторяется и др. Иногда их сложно расшифровать, но свободное ассоциирование позволяет с большой вероятностью понять скрытый смысл оговорок. 3.Анализ сновидений. Фрейд называл сны "королевской дорогой в бессознательное". Он рассматривал сновидения как перевод скрытого (латентного) содержания бессознательного на язык символов. Под скрытым содержанием подразумеваются вытесненные желания. Истинное, явное содержание сновидения можно выявить при помощи сгущения, смещения и вторичной обработки. Сгущение – это комбинация разных элементов, их наложение друг на друга в одном фрагменте сновидения. Под смещением понимаются случайные элементы, мало связанные с главным содержанием фрагмента сна, в котором проявляется неосознанное переживание. Вторичная обработка – процесс, в результате которого сновидение приобретает цельность и связанность путем исправления несоответствий, заполнения пробелов и др. Психоаналитик воспринимает образы сна как ребус, загадку, которую он должен разгадать. Большинство образов, согласно взглядам Фрейда, носят универсальный характер и имеют сексуальную природу. Чтобы проанализировать сновидение, необходимо разделить его на элементы и выяснить ассоциации, связанные с каждым из них. 4.Анализ сопротивления. Под сопротивлением понимают все слова и поступки клиента, которые препятствуют проникновению в его подсознание. Например, выполняя какое-либо задание, вы на чем-то споткнулись и не смогли сказать дальше ни слова. Эта блокировка – маленький пример сопротивления. 5.Анализ содержания переноса. Каждый из нас иногда встречает людей, которые почему-то сразу не нравятся. Предполагается, что мы переносим на этот новый объект опыт наших прежних негативных чувств.
При диагностировании переноса психоаналитик делает его предметом обсуждения (проработки) с клиентом.
Вопросы в психологическом консультировании. Вопросы обычно разделяются на закрытые и открытые. Закрытые вопросы используются для получения конкретной информации и обычно предполагают ответ в одном-двух словах, подтверждение или отрицание ("да", "нет"). Например: "Сколько Вам лет?", "Можем ли мы встретиться через неделю в это же время?", "Сколько раз случались с вами припадки гнева?" и т.п. Открытые вопросы служат не столько для получения сведений о жизни клиентов, сколько позволяют обсуждать чувства. Примеры открытых вопросов: "С чего Вы хотели бы начать сегодня?", "Что Вы теперь чувствуете?", "Что Вас опечалило?" и т.п. Открытые вопросы дают возможность делиться своими заботами с консультантом. Они передают клиенту ответственность за беседу и побуждают его исследовать свои установки, чувства, мысли, ценности, поведение, т. е. свой внутренний мир. Основные моменты консультирования, когда используются открытые вопросы: *Начало консультативной встречи ("С чего сегодня Вы хотели бы начать?", "Что произошло за ту неделю, пока мы не виделись?"). *Побуждение клиента продолжать или дополнять сказанное ("Что Вы почувствовали, когда это случилось?", "Что еще Вы хотели бы сказать об этом?", "Не можете ли добавить что-нибудь к тому, что сказали?"). *Побуждение клиента проиллюстрировать свои проблемы примерами, чтобы консультант мог лучше их понять ("Не сможете ли Вы рассказать о какой-либо конкретной ситуации?"), *Сосредоточение внимания клиента на чувствах ("Что Вы чувствуете, когда рассказываете мне?", "Что чувствовали тогда, когда все это произошло с Вами?"). Не следует забывать, что не всем клиентам нравятся открытые вопросы; у некоторых они повышают ощущение угрозы и увеличивают беспокойство. Это не значит, что от таких вопросов следует отказаться, но их надо тщательно формулировать и задавать в подходящее время, когда имеются шансы получить ответ.
Требования к речи консультанта. Уровни понимания и речевая стилизация консультативной беседы. Выделяются следующие особенности речи консультанта при проведении психологической беседы: • ограниченность и краткость речи консультанта, которая должна соответствовать следующим правилам: • цель беседы — дать возможность клиенту "выговориться", выразить свои чувства, быть выслушанным другим человеком, что невозможно, если консультант будет говорить больше, чем клиент; • основное время беседы должен говорить клиент; • краткость реплик, высказываний и интерпретаций консультанта, которые помогают "разговорить" клиента и помочь ему выразить свои чувства; • речь консультанта должна быть направлена на формирование доверия у клиента, а это может быть достигнуто только в том случае, если консультант не высказывает оценочных суждений и не превращает процесс консультирования в дискуссию или лекцию о том, как надо жить;
• консультант должен понимать, что и когда говорить, не подгонять клиента, не проявлять нетерпения, уметь держать паузу и ориентироваться в первую очередь на клиента и на его желания; соответствие речи консультанта языку клиента, то есть консультант должен соблюдать в беседе с клиентом следующие правила: • избегать нагромождения профессиональных слов и терминов, которые могут быть неправильно истолкованы клиентом, повысить уровень его тревожности, заставить замкнуться и дистанцироваться; • использовать те слова и выражения, которые характерны для клиента и используются им в речи; • уметь понимать смысл, который сам клиент вкладывает в то или иное слово, и использовать это слово именно с таким пониманием, не привнося своего понимания; • краткость и точность высказываний консультанта, что предполагает соблюдение следующих правил: • использование кратких формулировок при построении уточняющего вопроса, без повторения всего предыдущего диалога по этому поводу; • избегание постоянных уточнений по каждому слову и высказыванию клиента; • использование кратких уточняющих вопросов, которые приводят к увеличению времени говорения для клиента и создают у него ощущение собственной внутренней речи; • построение вопроса таким образом, чтобы первая его часть представляла собой цитату из высказывания клиента и содержала бы констатацию факта из жизни клиента, указание на какое-либо событие, которое требует уточнения, а вторая — краткий вопрос, например: "Вы решили этого не делать. Почему?"; • необходимо строить вопросы таким образом, чтобы у клиента возникло ощущение спонтанности своей речи, что это он сам говорит о себе, а не консультант "вытягивает" из него информацию.
Цели и задачи психологического консультирования. Цели: 1. Способствовать изменению поведения, чтобы клиент мог жить продуктивнее, испытывать удовлетворенность жизнью. 2. Развить навыки преодоления трудностей при столкновении с новыми жизненными обстоятельствами и требованиями. 3. Обеспечить эффективное принятие жизненно важных решений. 4. Развивать умения завязывать и поддерживать межличностные отношения. 5. Облегчить реализацию и повышение потенциала личности. Задачи: (исходя из целей) Создание условий для психически здорового клиента, максимально способствующих созданию нешаблонных способов действий, которые позволили бы ему действовать в соответствии со своими возможностями. 1. Осуществить диагностику и выявить проблему у клиента. 2. Планировать ход консультационного процесса. 3. Формулировать психологический диагноз, основанный на используемой консультантом системе представлений о развитии человека. 4. Планировать общую стратегию консультирования, основываясь на данной диагностике. 5. Учитывать возможные осложнения, рецидивы, с целью минимизации их проявления. 6. Доводить намеченные мероприятия до их логического завершения. 7. Гибко варьировать стратегии и тактики консультирования, при выявлении у клиента новых проблем.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 364; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.76.168 (0.015 с.) |