Сопротивление, его функции, виды и проявления. Использование конфронтации для преодоления сопротивления. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сопротивление, его функции, виды и проявления. Использование конфронтации для преодоления сопротивления.



В психологическом консультировании сопротивление определяется как такая система внешней или внутренней защиты клиента, при которой клиент сознательно или бессознательно противостоит терапевтическому воздействию консультанта, что делает трудным или невозможным достижение целей консультирования.

Сопротивление имеет следующие характерные особенности:

• является специфической защитной формой переноса;

• имеет бессознательную природу, то есть не осознается клиентом;

• амбивалентно, то есть проявляется в двойственном отношении клиента к консультациям, когда клиент одновременно и хочет получить помощь, и сопротивляется ей;

• выполняет защитную функцию для личности клиента.

Сопротивление имеет следующие положительные функции:

• служит основой для диагностических заключений и позволяет консультанту делать прогнозы относительно исхода консультирования, так как обнаружение сопротивления — это первый шаг к использованию его в терапевтической работе с клиентом;

• является защитным механизмом, помогающим адаптации клиента к реальности в случаях, если тревога или иные негативные чувства клиента слишком сильны и могут мешать ему адаптироваться;

• сигнал к прекращению консультирования или приостановлению консультантом интервенций, так как достигнут определенный уровень бессознательного, в котором существует множество глубоких и непроработанных конфликтов, и к контакту на этом уровне клиент пока не готов.

Сопротивление может иметь следующие источники возникновения:

• внутренние, которые формируют сопротивление клиента как реакцию, возникающую из структуры самой личности, в частности из таких ее проявлений, как: склонность к проявлению тревожности как защитного механизма, оберегающего индивида от болезненного анализа элементов поведения или структуры личности; страх перед проявлением себя и своих качеств, основанный на прошлом негативном опыте такого проявления; использование личностью своего "фасада", то есть выдвижение клиентом рациональных, внешних причин, объясняющих его поведение, проблемы, конфликты, неудачи; "тревожное предугадывание", когда клиент встревожен и напуган мыслью о том, что вербализация его негативных чувств и мыслей может привести к непоправимым последствиям, например к их осуществлению;

• внешние, которые детерминируют проявление сопротивления как реакции личности на угрозу со стороны внешних объектов, а именно: поведения консультанта, используемых им техник, интерпретаций; ситуации консультирования в целом и т. п.; внутренней неготовности клиента к тому, что предлагает консультант; общего физического и психического самочувствия, серьезных болезней, усталости клиента;

• психотические, то есть источником сопротивления является психоз, и от него зависит и характер сопротивления.

Существует следующая классификация признаков сопротивления:

• негативные способы проявления сопротивления, которые клиент демонстрирует в своем поведении и среди которых выделяются: критика и выражение клиентом недовольства результатами консультирования; невнимательность клиента, непонимание слов консультанта, инертность, сильно выраженное отсутствие интереса к процессу; опоздания и пропуски клиентом консультаций; активные интеллектуализации с употреблением множества специальной терминологии, высказывание своего негативного отношения к психологии вообще; предъявление неразумных требований к консультанту; скептицизм по отношению к предлагаемым консультантом интерпретациям, к результатам консультирования в целом; склонность к постоянным спорам с консультантом;  отказ от беседы, отказ от встречи;

• нейтральные способы поведения клиента, среди которых можно выделить: однозначное согласие с любым высказыванием консультанта; эмоциональная невовлеченность в беседу; неуместный юмор, смех, шутки; излишнее стремление и готовность помочь консультанту; длительные и непродуктивные беседы на философские темы, разговор ни о чем в течение всей встречи; излишняя говорливость или, наоборот, постоянное молчание; отсутствие рабочего настроения во время встречи; требования сверхурочного времени для встреч, затягивание встреч; интерес к личной жизни консультанта.

Работая с сопротивлением, нужно избегать сильной фрустрации потребности клиента в стабильности. Лучший способ заключается в демонстрации клиенту бесполезности сопротивления как агента изменений. Существует ряд рекомендаций, содержащих специальные техники, стратегии и приемы работы с сопротивлением, включающие степень самораскрытия и аутентичности терапевта, характер работы с сопротивлением — интерпретация, конфронтация, преувеличение, проработка, поддержка и исследование ресурсной части сопротивления и др.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 372; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.171.20 (0.004 с.)