Рецензенты: 1. Воротников Е.Т., К.Т.Н. ,доцент. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Рецензенты: 1. Воротников Е.Т., К.Т.Н. ,доцент.



ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ПРИМОРСКОГО КРАЯ

КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 «ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»

 

 

КУРС ЛЕКЦИЙ

по дисциплине

 

Метрология, стандартизация и сертификация.

для специальностей

 

  140203-"Релейная защита и автоматизация электроэнергетических систем"
  140206-"Электрические станции, сети и системы"
  140208-"Монтаж и эксплуатация линий электропередачи" 140101-"Тепловые электрические станции"

 

 

Разработал преподаватель Горах И.С.

 

Рассмотрено и утверждено цикловой комиссией

теплотехнических дисциплин

Председатель                    В.Б.Хомяков

Протокол № 6 от 6 февраля 2012 г.

 

 

2012

 

Курс лекций по дисциплине «Метрология, стандартизация и сертификация» для специальностей 140206 «Электрические станции, сети и системы», 140203 «Релейная защита и автоматизация электроэнергетических систем», 140208-«Монтаж и эксплуатация линий электропередачи», 140101-«Тепловые электрические станции» может быть использован в качестве материала для самоподготовки студентов, обучающихся на данных специальностях.

В курсе лекций определен тот минимум сведений, которые требуются для успешного освоения принципов организации работ по стандартизации и сертификации, указана логичность и необходимость единой системы мер.

     

Рецензенты: 1. Воротников Е.Т., К.Т.Н.,доцент.

Хомяков В.Б., преподаватель КГБОУ СПО «ДВЭТ».


Рецензия

 

На «Курс лекций по дисциплине «Метрология, стандартизация и сертификация» для специальностей 140206 «Электрические станции, сети и системы», 140203 «Релейная защита и автоматизация электроэнергетических систем», 140208-"Монтаж и эксплуатация линий электропередачи", 140101-"Тепловые электрические станции"  преподавателя КГБОУ СПО «ДВЭТ» Гораха И.С.

Большой объём материала, который необходимо усвоить студентам, изложен компактно, грамотно. Исходя из этих положений, в разделах курса положен тот минимум сведений, которые требуются для успешного освоения принципов организации работ по стандартизации и сертификации, указана логичность и необходимость единой системы мер.

Считаю положительным аспектом то, что после каждой лекции приведены контрольные вопросы для закрепления пройденного материала.

Всё это характеризует Гораха И. С. как специалиста, владеющего профессиональными знаниями, богатой производственной практикой.

 

 

Рецензент_________________ Воротников Е.Т.,к.т.н.,доцент.

 

 

«02» февраля  2012 г.

 

 


Рецензия

 

На Курс лекций по дисциплине «Метрология, стандартизация и сертификация» для специальностей 140206 «Электрические станции, сети и системы», 140203 «Релейная защита и автоматизация электроэнергетических систем», 140208-"Монтаж и эксплуатация линий электропередачи", 140101-"Тепловые электрические станции"  преподавателя КГБОУ СПО ДВЭТ Гораха И.С.

В пояснительной записке даётся краткое значение данной дисциплины, связь предмета с другими дисциплинами, порядок её изучения, виды предусмотренных занятий.

Содержание дисциплины полностью соответствует тематическому плану и раскрывает содержание каждой темы.

В целом курс лекций по содержанию и оформлению соответствует требованиям профессиональной подготовки специалистов по данной специальности.

Изучение каждой темы заканчивается конкретным видом контроля знаний учащихся.

 

 

Рецензент _________________ В.Б.Хомяков, преподаватель КГБОУ СПО «ДВЭТ»

 

«02» февраля 2012 г.

 


Содержание

Стр.

Введение 8
Раздел 1. Качество продукции Тема 1.1. Сущность качества  
1.1.1. Качество товаров и услуг 9
1.1.2. Качество строительства 9
1.1.3. Повышение качества строительной продукции 10
1.1.4. Методы контроля качества строительной продукции 11
1.1.5. Органы контроля за качеством строительства 12
Тема 1.2. Характеристика требований к качеству продукции, оценка качества  
1.2.1. Характеристика требований к качеству продукции 14
1.2.2. Оценка качества продукции 17
Раздел 2. Основы стандартизации Тема 2.1. Сущность и основные понятия стандартизации  
2.1.1. Техническое законодательство и техническое регулирование 19
2.1.2. Технический регламент 20
2.1.3. Применение технического регламента. Государственный надзор и контроль за соблюдением требований технического регламента 21
2.1.4. Сущность стандартизации 22
2.1.5. Нормативные документы по стандартизации 23
2.1.6. Краткая история развития стандартизации 24
2.1.7. Международная стандартизация 26
Тема 2.2. Цели, принципы и функции стандартизации  
2 2.1. Совершенствование Государственной системы стандартизации (ГСС) и перспективы вступления России в ВТО 27
2.2.2. Цели и принципы стандартизации 28
2.2.3. Функции стандартизации 31
2.2.4. Задачи стандартизации 32
2.2.5. Стандартизация технических условий 32
Тема 2.3. Методы стандартизации  
2.3.1. Упорядочение объектов стандартизации 33
2.3.2. Параметрическая стандартизация 35
2.3.3. Унификация продукции 35
2.3.4. Агрегатирование 37
2.3.5. Комплексная стандартизация 37
2.3.6. Опережающая стандартизация 38
2.3.7. Виды стандартизации 39
2.3.8. Государственные и отраслевые системы стандартов на общетехнические нормы, термины и определения 39
Тема 2.4. Государственная система стандартизации  
2.4.1. Общая характеристика системы и направления ее реформирования 41
2.4.2. Органы и службы стандартизации 44

 

 

Стр.

Тема 2.5. Категории стандартов  
2.5.1. Характеристика национальных стандартов 46
2.5.2. Разработка национальных стандартов 48
2.5.3. Применение национальных стандартов 49
2.5.4. Характеристика стандартов организаций 50
2.5.5. Объекты стандартов организации 51
2.5.6. Требования к стандартам организаций. Разработка и утверждение стандартов организаций 51
2.5.7. Экономическое обоснование стандартизации 53
Тема 2.6. Организация работ по стандартизации  
2.6.1. Организация работ по стандартизации в рамках Европейского союза 56
2.6.2. Соглашение по техническим барьерам в торговле 57
2.6.3. Применение международных и региональных стандартов в отечественной практике 58
2.6.4. Межотраслевые системы (комплексы) стандартов 59
2.6.5. Система стандартов по управлению и информации 59
2.6.6. Система стандартов социальной сферы 62
2.6.7. Стандартизация услуг 65
2.6.8. Тенденции и основные направления развития стандартизации в России 67
Тема 2.7. Международные организации по стандартизации  
2.7.1. Межгосударственная система стандартизации (МГСС) 69
2.7.2. Международная и региональная стандартизация 69
2.7.3. Международные организации по стандартизации 70
Раздел 3. Основы метрологии Тема 3.1. Общие сведения о метрологии  
3.1.1. История развития единиц измерений и создание систем единиц 77
3.1.2. Единицы физических величин системы СИ 78
3.1.3. Стандартизация единиц измерений 79
3.1.4. Основные термины, применяемые в метрологии 79
3.1.5. Классификация измерении 81
Тема 3.2. Основы технических измерений  
3.2.1. Основные характеристики измерений 82
3.2.2. Общая характеристика объектов измерений 83
3.2.3. Классификация и общая характеристика средств измерений 84
3.2.4. Метрологические свойства и метрологические характеристики средств измерений 85
3.2.5. Поверка измерительных приборов 87
3.2.6. Методика выполнения измерений 88
3.2.7.Система воспроизведения единиц величин 89
3.2.8. Основные свойства измерительных приборов 92
3.2.9. Проблемы и задачи в области метрологии на современном этапе 92
3.2.10. Государственная система обеспечения единства измерений (ГСИ) 94
Тема 3.3. Органы и службы по метрологии Российской Федерации  
3.3.1.Органы по метрологии 97

Стр.

3.3.2.Службы по метрологии 97
3.3.3. Система надзора за измерительной техникой 98
3.3.4. Цель, объекты и сферы распространения государственного метрологического контроля и надзора 99
Раздел 4. Основы сертификации Тема 4.1. Сущность и проведение сертификации  
4.1.1. Сущность сертификации 100
4.1.2. Система сертификации 101
4.1.3. Проведение сертификации 102
4.1.4. Организационно-методические принципы сертификации в РФ. Правовые основы сертификации в РФ 104
Приложения  
ФЗ об обеспечении единства измерений 26 июня 2008 года № 102-ФЗ РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОБ ОБЕСПЕЧЕНИИ ЕДИНСТВА ИЗМЕРЕНИЙ 108

 


Введение

Учебная дисциплина “Метрология, стандартизация и сертификация” является общепрофессиональной и связана с изучаемыми дисциплинами: математикой, инженерной графикой, физикой, измерениями.

В этой дисциплине изучаются цели, задачи, методы стандартизации, средства измерений, схемы сертификации и т.д.

Кроме лекций, мы будем выполнять практические работы, а в конце курса вы будете сдавать зачёт.

Стандартизация, метрология и сертификация – это инструменты, обеспечивающие качество продукции, работ, различных услуг, являющиеся важным аспектом коммерческой деятельности. В зарубежных странах уже в начале восьмидесятых годов пришли к выводу, что успех бизнеса определяется в первую очередь качеством продукции. Качество является основным фактором реализации товара по выгодной цене. Поэтому овладение методами обеспечения качества продукции как раз и базируется на «трёх китах»: стандартизации, метрологии и сертификации.

Проблема качества актуальна для всех без исключения стран. Например, после второй мировой войны Германия и Япония, умело применив стандартизацию и метрологию, обеспечили качество продукции, тем самым дали старт обновлению своей экономики. В настоящее время большинство стран стараются поднять репутацию торговой марки, выдержать конкуренцию, и, главное, выйти на мировой рынок. Отсюда – стандартизация является современной предпринимательской стратегией.

Её влияние и задачи охватывают все сферы общественной жизни. Стандартизация является инструментом обеспечения не только конкурентоспособности, но и эффективного партнёрства изготовителя, заказчика и продавца на всех уровнях управления.

В перспективе по некоторым товарам и услугам подтверждение соответствия установленным требованиям будет производиться не только посредством сертификации, но и самим изготовителем продукции или исполнителем услуги. В этих условиях возрастает роль и ответственность руководителей организаций в грамотном применении персоналом правил стандартизации, метрологии и сертификации. Соблюдение правил метрологии в различных сферах коммерческой деятельности (в торговле, энергетике) позволяет уменьшить материальные потери от неправильных результатов измерений.

Метрология – это наука об измерениях, методах и средствах обеспечения их единства и способах достижения требуемой точности. Нет ни одной области науки, техники, отрасли промышленности, где бы ни производились измерения физических величин. Физическими величинами являются длина, площадь, время, скорость, температура, давление и т. д., а физическую величину всегда можно измерить. Измерить какую-либо величину – это значит сравнить её с однородной величиной, принятой за единицу этой величины.

В результате измерения величины получается число, показывающее, во сколько раз эта величина больше или меньше однородной величины, принятой за единицу. Для каждой физической величины приняты свои единицы. Для измерения давления принят паскаль (Па), для измерения объёма – м3 и т.д. Для удобства все страны мира стремятся пользоваться одинаковыми единицами физических величин.

В настоящее время очень остро стоит вопрос об улучшении российских правил стандартизации, метрологии и сертификации с международными правилами, так как это является важным условием вступления Российской Федерации во Всемирную торговую организацию (ВТО) и дальнейшей деятельности нашей страны в рамках этой организации.

Тема 1.1. Сущность качества

Качество товаров и услуг

Качество – это степень соответствия различных характеристик товаров и услуг определённым требованиям. В понятие качество входят три элемента: объект, характеристики и потребности (требования). Объектом качества могут быть продукция, строительство, процесс, организация, а также любая комбинация из них.

В настоящее время всё чаще рассматривается проблема защиты интересов и прав потребителей с позиции «качества жизни». Сюда входит целый ряд аспектов процесса удовлетворения потребностей человека, а именно: качество товаров, услуг, строительства, охрана среды обитания, обеспечение физического и морального здоровья, качество образования, медицинского обслуживания и прочее.

Рассмотрим некоторые понятия. Продукция – это результат деятельности, представленный в материально-вещественной форме и предназначенный для дальнейшего использования в хозяйственных и других целях.

Товар – это любая вещь, переходящая от одного лица к другому по договору купли-продажи. То есть товар – это всё, что может удовлетворять потребность или нужды и предлагается рынку с целью приобретения, использования или потребления. В то же время товар является продуктом труда, произведённым для обмена или продажи.

Услуга – это результат непосредственного взаимодействия исполнителя и потребителя. Сфера услуг – это совокупность отраслей экономики, экономики, продукция которых выступает в виде услуг, то есть непроизводственная сфера.

Третий элемент – требования, то есть потребности. Поставщики должны обеспечивать удовлетворение потребностей. Поставщик -- это организация или лицо, предоставляющее продукцию. В качестве поставщика выступает производитель, оптовое и розничное предприятие, исполнитель услуги, поставщик информации.

Показатель качества продукции – это количественная характеристика одного или нескольких свойств продукции, входящих в его качество, рассматриваемая применительно к определённым условиям её создания, эксплуатации или потребления.

Например, при оценке качества легированной стали для изготовления труб поверхностей нагрева котла будет рассматриваться её жаропрочность и жаростойкость. Это свойство стали считается важнейшим.

Показатели качества могут выражаться в различных единицах, а также могут быть безразмерными, например, ресурс (10000 часов).

Качество строительства

Под качеством строительства понимается соответствие качества построенных зданий проектным решениям и нормативам. Качество должно формироваться на всех стадиях строительства: предпроизводственной (проектирование), производственной (строительно-монтажный процесс) и послепроизводственной (эксплуатация).

Поэтому оно является комплексной проблемой, зависящей от всех участников: государственных органов, заказчиков, проектных и строительно-монтажных организаций, заводов-изготовителей, транспортных предприятий и организаций, участвующих в эксплуатации строительных объектов.

Качество строительной продукции оценивается по следующим признакам:

· функциональные—уровень соответствия основному назначению (выпуску заданного объёма продукции высокого качества, обеспечению оптимальных санитарно-гигиенических и бытовых условий, комфортных условий жизни, отдыха и т.д.);

· технологические—сочетание эффективности технологического процесса и уровня производительности труда с себестоимостью и качеством продукции;

· конструктивные—прочность, долговечность; надёжность и др.;

· эстетические—тщательность и аккуратность выполнения строительно-монтажных и специальных работ, подбор источников освещения и т.д.

Брак в строительстве возникает вследствие некачественных проектных разработок или отступлений от проектных решений и технических условий на производство работ, от использования недоброкачественных материалов и сборных конструкций.

Недостатки в проектировании зачастую возникают вследствие неполноты инженерных изысканий, неточности исходных данных о механических свойствах грунтов под фундаментами, ошибок в расчётах, недостаточной увязки общестроительных работ с санитарно-техническими и электротехническими работами. Применение недоброкачественных материалов, конструкций и изделий приводит к дефектам в производстве работ, а иногда—к деформациям зданий и даже авариям. Качество работ снижается из-за поставки на строительную площадку материалов, конструкций и изделий, не соответствующих проектным решениям и техническим условиям, низкой заводской готовности.

Качество производства работ зависит от целого ряда факторов, основные из которых невыполнение требований технических условий на производство работ, несоблюдение необходимой технической последовательности при выполнении взаимосвязанных работ, недостаточный технический контроль за ходом строительства.

На качество строительной продукции также влияют наличие чёткого проекта производства работ, уровень квалификации строителей, своевременность и комплектность поставки материалов, должная увязка работы генподрядчика с субподрядными организациями, правильная организация контроля качества, уровень спланированности и организации строительства, стимулирующая система оплаты труда и ряд других факторов.

По времени проведения

Входной Операционный Приёмочный Проверка поступающих материалов и изделий Осмотр и замеры в процессе работ Приёмка и завершение работ с составлением акта на скрытые работы

По объёму проверок

Сплошной Выборочный Проверка всех изделий Проверка части изделий

По периодичности

Непрерывный Периодический Летучий Проверка в течение всего времени проведения работ То же, через определённые промежутки времени Эпизодические проверки

Что такое метрология?

Что такое кандела?

Что такое товар?

Что такое продукция?

Оценка качества

1.2.1. Характеристика требований к качеству продукции

Наиболее применимыми к большинству товаров и услуг являются следующие требования: назначение, безопасность, экологичность, надёжность, эргономичность, ресурсосбережение, технологичность, эстетичность.

Требования назначения – это требования, устанавливающие свойства продукции, определяющие её основные функции, для выполнения которых она предназначена, то есть функциональную пригодность.

Требования безопасности – это отсутствие недопустимого риска, связанного с возможностью нанесения ущерба. В свою очередь, риск – это вероятность причинения вреда здоровью и даже жизни человека, государственному или частному имуществу, окружающей среде и т.д. с учётом тяжести этого вреда.

Требования экологичности – это отсутствие вредного воздействия продукции на окружающую среду при её производстве, эксплуатации утилизации. Экологию рассматривают как науку и учебную дисциплину, которая призвана изучать взаимоотношения организмов и среды во всём их разнообразии. При этом под средой понимается не только мир неживой природы, но и воздействие одних организмов или их сообществ на другие организмы и сообщества.

Термин «экология» был введён в употребление немецким естествоиспытателем Э. Геккелем в 1866 году и в дословном переводе с греческого обозначает науку о доме (ойкос – дом, жилище, логос – учение). По этой причине экологию иногда связывают только с учением о среде обитания (доме) или окружающей среде. Но среду нельзя рассматривать в отрыве от организмов, как и организмы вне их среды обитания. Поэтому экология как наука определяется взаимоотношением организмов и среды как единое целое.

С момента появления «Экология» развивалась в рамках биологии на протяжении целого века, вплоть до 70-х годов ХХ века. Человек при этом не рассматривался, так как полагалось, что его взаимоотношения со средой подчиняются не биологическим, а социальным закономерностям и являются объектом общественно-филосовских наук. В настоящее время термин«экология» существенно изменился. Экология стала больше ориентированной на человека и его влияния на окружающую среду.

Одно из первых высказываний, относящихся к сфере социальной экологии, принадлежит французскому естествоиспытателю—эволюционисту Жану-Батисту Ламарку (1744÷1829 гг.). Он впервые обратил серьёзное внимание на специфическую роль человека и её возможные катастрофические последствия. Он писал, что «назначение человека как бы заключается в том, чтобы уничтожить свой род, предварительно сделав земной шар непригодным для обитания».

Таким образом, человек должен думать не только о себе, но и о будущем своих детей, внуков, правнуков и т.д., не насиловать и не засорять природу, не истреблять животный мир. Он должен бережно относиться к окружающей среде, тогда человечество на планете Земля просуществует ещё много тысячелетий.

Требования надёжности – это сохранение во времени в установленных пределах всех параметров, которые характеризуют способность выполнять определённые функции при заданных режимах и условиях технического обслуживания, хранения и транспортирования.

Требования эргономики – это требования согласованности конструкции изделия с особенностями организма человека для обеспечения удобства пользования. Эргономичность можно рассматривать как проявление совместимости в системе «человек – изделие» и «человек – техника». А совместимость в свою очередь – это пригодность продукции, процессов или услуг к совместному использованию, не вызывающему нежелательных взаимодействий.

Рассмотрим эргономичность в технике.

Эргономика – это наука о приспособлении человеку средств производства, приборов, пультов управления, машин и оборудования. Целью эргономики является выработка рекомендаций по усовершенствованию психофизиологических условий труда, которые делают труд высоко эффективным и обеспечивает работающему необходимые гигиенические условия, сохраняющие его здоровье.

Главная задача эргономики – это организация рабочего места. Правильный выбор рабочей позы исключает или уменьшает вредное влияние выполняемой работы на организм человека. Руки оператора, который находится в положении стоя или сидя, совершают движение в пределах определённой максимальной зоны. Чтобы эти движения были экономичными, без лишнего напряжения, рекомендуется для рук определённая рабочая зона, в пределах которой следует размещать органы управления производственным оборудованием, например, ключами и кнопками на щите управления, рычагами грузоподъёмных механизмов, станком и т.д.

Удобное и рациональное расположение органов управления позволяет исключить лишние движения. Органы управления располагают на рабочем месте с учётом их применения: более часто употребляемые предметы должны размещаться в оптимальной рабочей зоне досягаемости рук без наклона туловища; редко употребляемые – в более отдалённой зоне.

Этот принцип применим и к технической документации оперативного персонала предприятия, например, электростанции. Дежурный на щите управления периодически делает записи показаний приборов, оперативные переключения, остановы и пуски различного вида оборудования в различные ведомости и журналы. Эти документы должны находиться на столе щита управления.

Эргономика особое внимание обращает на расположение рычагов и штурвалов ручного управления для открытия и закрытия арматуры. Их располагают на определённой высоте от пола так, чтобы оператор находился в момент выполнения переключений в удобной позе. Усилие для включения или переключения механизмов и оборудования не должно быть слишком большим.

Требования ресурсосбережения – это требования экономного использования сырья, материалов, топлива, энергии и трудовых ресурсов.

Требования технологичности – это приспособленность продукции к изготовлению, эксплуатации и ремонту с минимальными затратами при заданных показателях качества.

Эстетические требования – это требования к способности продукции или услуги выражать художественный образ, социально-культурную значимость в чувственно воспринимаемых человеком признаков формы (цвет, конфигурация качество отделки изделия или помещения). Есть такое понятие как «техническая эстетика».

Техническая эстетика изучает природу и закономерности художественного проектирования предметов, их ансамблей, а также производственного оборудования и производственных помещений. Техническая эстетика ещё называется производственной.

Целью художественного конструирования в тесной связи с техническим конструированием является создание промышленных объектов, наиболее полно удовлетворяющих запросы обслуживающего персонала, максимально соответствующих условиям эксплуатации, имеющих высокие эстетические качества, гармонирующих с окружающей обстановкой.

Опираясь на эскизы и требования технического конструктора, художник-конструктор определяет степень рациональности компоновки узлов и связей с источниками энергии, анализирует удобство системы управления, регулирования и контроля, выбирает и оценивает выразительность формы и гармоничность композиции отдельных элементов агрегата, исследует влияние на форму изделия качества и цвета конструкционных материалов, цветовых и световых условий окружающей среды и т.д.

В законодательных актах и стандартах в особую группу выделяют требования безопасности. В качестве обязательных требований рассматриваются такие, как единство измерений, фитосанитарные и ветеринарно-санитарные требования (или меры).

Фитосанитарные требования – это обязательные для исполнения требования и процедуры, устанавливаемые в отношении продукции растительного происхождения, которые по своей природе или своему способу переработки могут создавать риск проникновения на территорию РФ и распространения вредных организмов, то есть растений любого вида, сорта, животное или болезнетворный организм любого вида, способные нанести вред растениям или про-дукции растительного происхождения. Например, поставки пшеницы из-за границы в Россию содержат вредных насекомых или бактерий, и санитарная служба страны это выявила. Тогда по Федеральному закону от 15 июля 2002 года «О карантине растений» эту продукцию выдерживают определённое время с обработкой, либо запрещается ввоз этой продукции на территорию России.

Ветеринарно-санитарные требования – это обязательные для исполнения требования и процедуры, направленные на предупреждение заноса заразных болезней животных из иностранных государств, выпуск безопасных в ветеринарном отношении продуктов животноводства и защиту населения от болезней, общих для человека и животных. Например, временный запрет на ввоз куриной продукции из США, молочной продукции из Белоруссии, мясной продукции из Китая, Польши и т.д.

Оценка качества продукции

Оценкой качества называется систематическая проверка того, насколько объект способен выполнить установленные требования. Требования устанавливаются в специальных документах: стандартах, технических условиях, контрактах и прочих. Невыполнение требования является несоответствием. Для устранения причин несоответствия организация осуществляет корректирующие действия.

Основной формой проверки является контроль. Любой контроль включает в себя два элемента:

1. Получение информации о фактическом состоянии объекта, например, для продукции – о её качественных и количественных характеристиках;

2. Сопоставление полученной информации с установленными требованиями с целью определения соответствия, то есть получение вторичной информации.

В процедуру контроля могут входить операции анализа, испытания, измерения. Измерения как самостоятельная процедура являются объектом метрологии, которую будем изучать несколько позднее. Анализ продукции осуществляется аналитическими методами: химическим анализом, микробиологическим анализом, микроскопическим анализом и т.д. Испытания – это техническая операция, которая заключается в определении одной или нескольких характеристик данной продукции, процесса, оборудования или услуги в соответствии с установленной методикой.

При испытании могут применяться различные методы определений характеристик продукции и услуг: измерительные, аналитические, то есть с помощью формул, регистрационные, то есть установление отказов, повреждений, органолептические, то есть определение характеристик с помощью органов чувств, например, с помощью дегустаторов различной продукции.

По месту проведения испытания лабораторными, полигонными, натурными. Испытания товаров проводятся в основном в лабораториях. Основное требование к качеству проведения испытания – это точность и воспроизводимость результатов. Выполнение этих требований в большой степени зависит от соблюдения правил метрологии.

Для подтверждения требуемого качества испытаний лаборатории должны пройти процедуру аккредитации, то есть официальное признание того, что испытательные лаборатории имеют право проводить конкретные испытания или конкретные типы испытаний. В Российской Федерации и в зарубежных странах действует Система аккредитации испытательных, измерительных и аналитических лабораторий. Согласно Правилам проведения сертификации в РФ к испытаниям конкретной продукции допускаются лишь аккредитованная испытательная лаборатория.

Стандарт на продукцию или услугу разрабатывается в такой последовательности: изучаются потребности в стандартизируемом объекте; устанавливается требования к качеству; устанавливаются характеристики; устанавливаются методы контроля характеристик.

Контрольные вопросы.

Технический регламент

Основная цель технического регулирования – это принятие технических регламентов, которые принимаются в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды.

Технический регламент должен содержать:

-- исчерпывающий перечень продукции;

-- минимально необходимые требования, обеспечивающие безопасность продукции и т.д.

Технический регламент устанавливает также необходимые ветеринарно-санитарные и фитосанитарные меры в отношении продукции, происходящей из отдельных зарубежных стран или мест, в том числе ограничение ввоза, использования, хранения, перевозки, продажи и утилизации, обеспечивающие биологическую безопасность.

Федеральным законом «О техническом регулировании» предусмотрено два вида технического регламента: общие технические регламенты и специальные технические регламенты. Требования общего технического регламента являются обязательными для применения и соблюдения в отношении любых видов продукции и процессов жизненного цикла продукции.

Общие технические регламенты принимаются по следующим вопросам:

Пожарная безопасность.

Биологическая безопасность.

Экологическая безопасность.

Какова процедура принятия Федерального закона о техническом регламенте?

7. Какими органами осуществляется Государственный контроль и надзор за выполнением требований технических регламентов?

Сущность стандартизации

Стандартизация – это деятельность по установлению правил и характеристик в целях добровольного многократного использования, направленная на достижение упорядоченности в сферах производства и обращения продукции и повышения конкурентноспособности продукции, работ и услуг.

Стандарт – это документ, в котором в целях добровольного использования устанавливаются характеристики продукции, правила осуществления и характеристики процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ и оказания услуг.

Стандарт также может содержать требования к терминологии, символике, упаковке, маркировке или этикеткам, правилам их нанесения. Стандарты основываются на обобщённых результатов науки, техники и практического опыта и направлены на достижение оптимальной пользы для общества.

В зависимости от сферы действия стандарты бывают различной категории: международный стандарт, региональный стандарт, государственный стандарт Российской Федерации (ГОСТ Р), межгосударственный стандарт (ГОСТ), стандарт общественного объединения, стандарт предприятия.

Рассмотрим некоторые понятия о разновидности документов.

Рекомендации – это положение, содержащее совет или указания.

Целенаправленность и технико-экономическая целесообразность означают, что проведение работ по стандартизации, разработка любого стандарта должны быть обоснованы (потребностями изготовителя, потребителя, ожидаемые технико-экономическим эффектом и др.) и направлены на решение конкретных задач на соответствующих уровнях производства и управления (государство, отрасль, предприятие).

14. Научный подход и использование передового опыта устанавливает, что показатели, нормы, характеристики и требования, включаемые в стандарт, должны соответствовать передовому уровню науки и техники и основываться, на результатах научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Поэтому разработка всех видов и категорий стандартов должна вестись с учетом и использованием научных достижений в соответствующих областях, а в н



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 66; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.13.255 (0.087 с.)