Экранизации произведений А. С. Пушкина 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Экранизации произведений А. С. Пушкина



Экранизации произведений

Русской литературы

XIX века

Учебное пособие

Ярославль, 2019

                                                                              

 

 

 


Л. В. Дубаков

 

 

Экранизации произведений

Русской литературы

XIX века

 

Вопросы и темы

 

 


УДК 372.882  

ББК 74.202.5

  Д79

 

 

Дубаков Л. В.

Д79       Экранизации произведений русской литературы XIX века [Текст]: учебное пособие. Изд-е второе, дополненнное. ― Ярославль: ГПОУ ЯО «Ярославское музыкальное училище (колледж) им. Л. В. Собинова», 2019. ― 38 с.

 

ISBN 978-1-329-13423-2

 

Представленное учебное пособие рекомендовано Экспертным советом при ГОУ ДПО ЯО «Учебно-методический центр» для использования в деятельности учреждений среднего профессионального образования Ярославской области.

 

УДК 372.882  

ББК 74.202.5

      

 

ISBN 978-1-329-13423-2                                  © Л. В. Дубаков, текст, 2019

 


Содержание

Пояснительная записка. 6

1. Экранизации произведений А. С. Пушкина. 8

2. Экранизации произведений М. Ю. Лермонтова. 11

3. Экранизации произведений Н. В. Гоголя. 13

4. Экранизации произведений И. С. Тургенева. 16

5. Экранизации произведений А. Н. Островского. 19

6. Экранизации произведений Н. С. Лескова. 22

7. Экранизации произведений М. Е. Салтыкова-Щедрина. 24

8. Экранизации произведений И. А. Гончарова. 25

9. Экранизации произведений Ф. М. Достоевского. 26

10. Экранизации произведений Л. Н. Толстого. 30

11. Экранизации произведений А. П. Чехова. 33

12. Темы для эссе. 36

13. Электронные ресурсы.. 37

                                                                                                  

Пояснительная записка

 

Главная цель этого пособия состоит в том, чтобы обращающиеся к нему имели возможность в том числе познакомиться с теми произведениями русской классической литературы, которые остаются за пределами изучения в курсе русской литературе XIX века, и, конечно, могли при этом заработать дополнительную положительную отметку.

Учитывая ограниченное количество времени, одним из способов такого знакомства и такой работы может быть как раз просмотр художественных фильмов, снятых по мотивам классических произведений. Советский и российский кинематограф создали множество достойных экранизаций русской классики, и, как следствие, в этом пособии используются картины, снятые разными режиссёрами начиная с середины прошлого века вплоть до сегодняшнего дня.

К каждому фильму предлагается определённое число вопросов. Эти вопросы, с одной стороны, направлены на проверку освоения учащимися фактологической составляющей фильма, с другой, и это главное, призваны вывести учащихся на понимание смысла экранизации. Однако при этом ответ на любой вопрос предполагает не столько констатацию очевидного, сколько выяснение внутренней сути той или иной сцены, причин того или иного поступка персонажа. Ответы по типу «да» и «нет» тоже не принимаются: в любом случае требуется аргументация.

Объём ответа может быть небольшим, но должен быть достаточным, то есть таким, в котором присутствует указание хотя бы на одну внутреннюю причину. Вместе с тем, надо понимать, что в хорошем фильме обычно их бывает несколько. Если фильм посмотрен, а ответов в голове нет, стоит подумать ещё или пересмотреть фильм или отдельные его фрагменты, и тогда ответы обязательно появятся: над настоящим художественным произведением всегда приходится размышлять.  

При этом нужно иметь в виду, что экранизация чаще всего не буквально повторяет то произведение, по которому она снята. Авторы фильма по-иному расставляют акценты, нередко убирают что-то, нередко добавляют, соединяют мотивы двух и более текстов одного писателя в одной картине; характеры персонажей текста меняются под характер тех актёров, что их играют. Это значит, что в будущем было бы хорошо познакомиться и с оригинальным произведением: прочесть тот текст, на вопросы по экранизации которого были даны ответы.

Идеальный вариант — одновременный просмотр фильма и прочтение книги, и учёт сходств и расхождений между ними при ответе на вопросы. Собранные в отдельный блок в конце пособия задания для написания эссе во многом ориентированы именно на такую работу, это по большей части задания сравнительного характера. При этом они имеют повышенный уровень сложности и, как следствие, за них может ставиться удвоенная отметка.

 

Отвечая на вопросы по экранизации и книге, по которой она снята, важно не начать вольно или невольно судить её героев. Они могут быть плохими людьми, могут быть слабыми, могут совершать ошибки, но всегда нужно задавать себе вопрос, не ошибаемся ли мы, размышляя о них и их поступках, и насколько мы лучше их, потому что, может быть, ошибаемся и, может быть, совсем и не лучше. Настоящие литература и кинематограф предназначены не для суда, они нужны для приобретения сдержанной мудрости и развития глубокого сочувствия.

 

Темы для эссе

 

1. Сравните изображение русской дворянской усадебной жизни в фильме режиссёров-братьев Н. Михалкова «Несколько дней из жизни И. И. Обломова» и «Дворянское гнездо» А. Кончаловского. В чём сходство и в чём их отличия?

2. Найдите и охарактеризуйте основные мотивы чеховской прозы, на которых построен фильм Н. Михалкова «Неоконченная пьеса для механического пианино».

3. Найдите и охарактеризуйте основные мотивы чеховской прозы, на которых построен фильм К. Муратовой «Чеховские мотивы».

4. В «Княжне Мери» И. Анненского Печорина играет Анатолий Вербицкий, в «Бэле» и «Тамани» С. Ростоцкого ― Владимир Ивашов, в «Герое нашего времени» А. Котта ― Игорь Петренко. Чем отличаются образы, созданные этими актёрами?

5. Ориентируясь на книги и экранизации, сравните Яшу из «Вишнёвого сада» А. П. Чехова и Смердякова из «Братьев Карамазовых» Ф. М. Достоевского. Что общего между этими персонажами и чем они отличаются друг от друга?

6. Ориентируясь на книги и экранизации, сравните Бэлу из «Героя нашего времени» М. Ю. Лермонтова («Бэла») и Марьяну из «Казаков» Л. Н. Толстого («Кавказская повесть»). Что общего между этими персонажами и чем они отличаются друг от друга?

7. Найдите и охарактеризуйте основные мотивы гоголевской прозы, на которых построен сериал П. Лунгина «Дело о «Мёртвых душах»». По-Вашему, Н. В. Гоголю пришёлся бы по душе этот сериал?

8.

 

 

                                                                                

 

 

Электронные ресурсы

Сайты с информацией об отечественном кино:

 

1. «РУСКИНО»: http://ruskino.ru

2. «КиноПоиск»: http://www.kinopoisk.ru

3. «Фильм.ру»: http://www.film.ru

4. «Киноэксперт»: http://kinoexpert.ru

5. «Афиша»: http://www.afisha.ru

6. «Киномания»: http://kinomania.ru

7. «Киноман»: http://kinoman.ru

8. «Кино-театр»: http://www.kino-teatr.ru

9. «Энциклопедия отечественного кино»: http://2011.russiancinema.ru

10. «Наше кино»: http://nashekino.ru

 

Сайты, с которых можно скачать кинофильмы:

1. «ArjLover»: http://film.arjlover.net/film/

2. «RuTracker»: http://rutracker.org

3. «YouTube»: http://www.youtube.com

4. Социальная сеть «В Контакте»: http://vk.com/

 

Сайты, посвящённые русской литературе:

 

1. «Русская виртуальная библиотека»: http://www.rvb.ru

2. «Электронная библиотека Максима Мошкова»: http://www.lib.ru

3. «Библиотека Комарова»: http://ilibrary.ru

4. «Электронная библиотека "ModernLib.ru"»: http://modernlib.ru

5. «Электронная библиотека "ImWerden"» http://imwerden.de

 

 

 


Дубаков Л. В.

                                                             

ЭКРАНИЗАЦИИ ПРОИЗВЕДЕНИЙ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА

Учебное пособие

 

Редактор Б. С. Гречин

 

ГОУ СПО ЯО «Ярославское музыкальное училище (колледж)

им. Л. В. Собинова»

150000, Ярославль, ул. Собинова, 5

http://www.muzsob.ru

http://vk.com/sobinov_interactive

 

Подписано в печать 13.05.2015

Гарнитура «Бук Антиква», «Таймс Нью Роман».

Тираж 50 экз.

 

 

Экранизации произведений

Русской литературы

XIX века

Учебное пособие

Ярославль, 2019

                                                                              

 

 

 


Л. В. Дубаков

 

 

Экранизации произведений

Русской литературы

XIX века

 

Вопросы и темы

 

 


УДК 372.882  

ББК 74.202.5

  Д79

 

 

Дубаков Л. В.

Д79       Экранизации произведений русской литературы XIX века [Текст]: учебное пособие. Изд-е второе, дополненнное. ― Ярославль: ГПОУ ЯО «Ярославское музыкальное училище (колледж) им. Л. В. Собинова», 2019. ― 38 с.

 

ISBN 978-1-329-13423-2

 

Представленное учебное пособие рекомендовано Экспертным советом при ГОУ ДПО ЯО «Учебно-методический центр» для использования в деятельности учреждений среднего профессионального образования Ярославской области.

 

УДК 372.882  

ББК 74.202.5

      

 

ISBN 978-1-329-13423-2                                  © Л. В. Дубаков, текст, 2019

 


Содержание

Пояснительная записка. 6

1. Экранизации произведений А. С. Пушкина. 8

2. Экранизации произведений М. Ю. Лермонтова. 11

3. Экранизации произведений Н. В. Гоголя. 13

4. Экранизации произведений И. С. Тургенева. 16

5. Экранизации произведений А. Н. Островского. 19

6. Экранизации произведений Н. С. Лескова. 22

7. Экранизации произведений М. Е. Салтыкова-Щедрина. 24

8. Экранизации произведений И. А. Гончарова. 25

9. Экранизации произведений Ф. М. Достоевского. 26

10. Экранизации произведений Л. Н. Толстого. 30

11. Экранизации произведений А. П. Чехова. 33

12. Темы для эссе. 36

13. Электронные ресурсы.. 37

                                                                                                  

Пояснительная записка

 

Главная цель этого пособия состоит в том, чтобы обращающиеся к нему имели возможность в том числе познакомиться с теми произведениями русской классической литературы, которые остаются за пределами изучения в курсе русской литературе XIX века, и, конечно, могли при этом заработать дополнительную положительную отметку.

Учитывая ограниченное количество времени, одним из способов такого знакомства и такой работы может быть как раз просмотр художественных фильмов, снятых по мотивам классических произведений. Советский и российский кинематограф создали множество достойных экранизаций русской классики, и, как следствие, в этом пособии используются картины, снятые разными режиссёрами начиная с середины прошлого века вплоть до сегодняшнего дня.

К каждому фильму предлагается определённое число вопросов. Эти вопросы, с одной стороны, направлены на проверку освоения учащимися фактологической составляющей фильма, с другой, и это главное, призваны вывести учащихся на понимание смысла экранизации. Однако при этом ответ на любой вопрос предполагает не столько констатацию очевидного, сколько выяснение внутренней сути той или иной сцены, причин того или иного поступка персонажа. Ответы по типу «да» и «нет» тоже не принимаются: в любом случае требуется аргументация.

Объём ответа может быть небольшим, но должен быть достаточным, то есть таким, в котором присутствует указание хотя бы на одну внутреннюю причину. Вместе с тем, надо понимать, что в хорошем фильме обычно их бывает несколько. Если фильм посмотрен, а ответов в голове нет, стоит подумать ещё или пересмотреть фильм или отдельные его фрагменты, и тогда ответы обязательно появятся: над настоящим художественным произведением всегда приходится размышлять.  

При этом нужно иметь в виду, что экранизация чаще всего не буквально повторяет то произведение, по которому она снята. Авторы фильма по-иному расставляют акценты, нередко убирают что-то, нередко добавляют, соединяют мотивы двух и более текстов одного писателя в одной картине; характеры персонажей текста меняются под характер тех актёров, что их играют. Это значит, что в будущем было бы хорошо познакомиться и с оригинальным произведением: прочесть тот текст, на вопросы по экранизации которого были даны ответы.

Идеальный вариант — одновременный просмотр фильма и прочтение книги, и учёт сходств и расхождений между ними при ответе на вопросы. Собранные в отдельный блок в конце пособия задания для написания эссе во многом ориентированы именно на такую работу, это по большей части задания сравнительного характера. При этом они имеют повышенный уровень сложности и, как следствие, за них может ставиться удвоенная отметка.

 

Отвечая на вопросы по экранизации и книге, по которой она снята, важно не начать вольно или невольно судить её героев. Они могут быть плохими людьми, могут быть слабыми, могут совершать ошибки, но всегда нужно задавать себе вопрос, не ошибаемся ли мы, размышляя о них и их поступках, и насколько мы лучше их, потому что, может быть, ошибаемся и, может быть, совсем и не лучше. Настоящие литература и кинематограф предназначены не для суда, они нужны для приобретения сдержанной мудрости и развития глубокого сочувствия.

 

Экранизации произведений А. С. Пушкина

«Капитанская дочка»

(по мотивам одноимённой повести А. С. Пушкина [1836])

(1958, реж. В. П. Каплуновский)

 

1. Почему Петру Гринёву везёт на хорошее отношение к нему людей, ведь он ни по званию, ни по возрасту ничем не отличается, например, от Алексея Швабрина?

2. Права ли, как Вы думаете, Маша Миронова, не желающая выходить замуж без родительского благословения? Нет? Почему?

3. Капитан Иван Кузьмич Миронов и вся Белогорская крепость с её порядком, по-Вашему, потешны?

4. Савельич — крепостной, раб?

5. Емельян Пугачёв совсем не похож на царя. Почему же люди, не веря, что он Пётр III, всё же за ним пошли?

6. Финал этой экранизации совсем не пушкинский. Есть ли в нём правда? Нет? Почему?

«Метель»

(по мотивам одноимённой повести А. С. Пушкина [1830])

(1964, реж. В. П. Басов)

 

1. Мог ли, по-Вашему, Владимир Николаевич быть счастлив?

2. Марья Гавриловна равнодушна и жестокосердна по отношению к Владимиру?

3. Бурмин — благородный человек. Как он мог совершить такой дерзкий и жестокий поступок?

4. Эта повесть завершается чудом. Правдоподобно ли это, по-Вашему?

5. В чём заключается символизм образа метели в этой повести?

6. Музыку к этой экранизации написал Г. В. Свиридов. Какой музыкальный фрагмент из свиридовских «Музыкальных иллюстраций к «Метели»» понравился Вам больше всего и почему?

«Выстрел»

(по мотивам одноимённой повести А. С. Пушкина [1830])

(1966, реж. Н. М. Трахтенберг)

 

1. Почему Сильвио изменил своим правилам не рассказывать ничего о своём прошлом и не играть в карты ― когда молодой прапорщик заговорил о победе русского оружия, а после высказал просьбу прометать банк?

2. Почему только к Ивану Петровичу Белкину Сильвио изначально чувствует искреннее расположение? Что заставляет того прийти к Сильвио в последний вечер, несмотря на манкирование его приглашением всех остальных?

3. Из-за чего столкнулись Сильвио и граф? Кто в большей степени является причиной конфликта, возникшего между ними?

4. Сильвио не сделал ни одного выстрела в сторону графа. Почему же граф остался, по-видимому, навсегда до смерти напуганным этой дуэлью? Кто вышел победителем из поединка?

5. После поединка с графом Сильвио отправился воевать за независимость Греции. Как Вы думаете, какими мотивами он при этом руководствовался?

6. По Вашему мнению, дуэль в XIX веке ― это дурное явление или оправданное?

 

«Сказка о царе Салтане»

(по мотивам сказки А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди» [1831])

(1966, реж. А. Л. Птушко)

 

1. Вам не кажется, что решение царя Салтана, когда он вдруг определил судьбы трёх сестёр, произвольно и ничем не обосновано? Мало ли что кто сказал?

2. Почему козни опекуна царя, дьяка, сестёр и Бабарихи оказались возможны в царстве Салтана?

3. Почему все злодеяния опекуна царя, дьяка, сестёр и Бабарихи в конце концов рассыпались?

4. Главные герои этой сказки, по-Вашему, заслужили счастье? Нет? Почему?

5. Почему опекуна царя, дьяка, сестёр и Бабариху простили? Правильно ли, по-Вашему, что простили?

6. О чём, как Вы считаете, эта сказка А. С. Пушкина?

«Станционный смотритель»

(по мотивам одноимённой повести А. С. Пушкина [1830])

(1972, реж. С. А. Соловьёв)

 

1. Почему Самсон Вырин приглашает свою юную дочь к разговору с проез-жими, каждый из которых смотрит на неё с мужским интересом? Почему отпускает Дуню с гусаром «до церкви»?

2. Ротмистр Минский, посадив Дуню в кибитку, резко разбивает гитару. Что этот поступок говорит о нём и о ситуации «похищения» Дуни? Она была подготовлена или всё произошло спонтанно?

3. Почему Авдотья Вырина ни приезжает проведать отца раньше, ни пишет ему даже письма?  

4. Самсона Вырина очень жаль. Поступили бы вы иначе на месте его дочери?

5. В конце фильма происходит возвращение «блудной дочери». Сложилась ли удачно её судьба в отличие от её новозаветного прототипа?

6. По какой причине Иван Петрович Белкин принял историю станционного смотрителя и его дочери близко к сердцу?

                            

«Руслан и Людмила»

(по мотивам одноимённой поэмы А. С. Пушкина [1820])

(1972, реж. А. Л. Птушко)

 

1. Хороший ли, по-Вашему, князь — князь Владимир?

2. Наина — злая колдунья, а Финн — добрый отшельник?

3. Руслан сражался с разными врагами, он победил Черномора. А Людмила, кажется, вполне себе хорошо проводила время в Черноморовом плену. Заслужила ли она любовь, по-Вашему?

4. Почему среди всех воинов именно Фарлаф смог поразить Руслана?

5. Как Вам кажется, хорошим ли будет шутом Черномор?

6. Как Вы думаете, можно ли сказать, что эта пушкинская поэма, помимо прочего, о сепаратизме?

 

«Сказ про то, как царь Пётр арапа женил»

(по мотивам повести А. С. Пушкина «Арап Петра Великого» [1827])

(1976, реж. А. Н. Митта)

1. Почему Ибрагим Ганнибал и Филимон, люди очевидно далёкие друг от друга, оказались чуть ли не друзьями? Нет ли между ними чего-либо общего?

2. Почему царь в сцене мнимой казни так грубо и даже жестоко шутит над своим крестником, и все воспринимают это как норму, включая самого Ибрагима?

3. По какой причине Ибрагим Ганнибал произносит «прекраснодушные» монологи ― в неподходящих ситуациях и перед дурными людьми? Он слеп? Глуп?

4. В чём смысл сцены святок? Как она раскрывает характеры боярских детей?

5. Необычным для России начала XVIII века цветом кожи Ибрагима Ганнибала обусловлен конфликт между ним и боярским окружением Петра или чем-то ещё?

6. Как бы вы поступили на месте Ибрагима, если бы встали перед выбором: либо брать в жёны девушку против её воли, либо перечить царю, у которого есть в этой ситуации свои, государственные мотивы?

 

«Маленькие трагедии»

(эпизод «Моцарт и Сальери»из 1-ой серии этого фильма)

(по мотивам одноимённой пьесы А. С. Пушкина [1830])

(1979, реж. М. А. Швейцер)

 

1. Почему Моцарт любит Сальери и дружит с ним? И почему Сальери любит Моцарта и дружит с ним?

2. Прав ли Сальери, считая, что Моцарт недостоин сам себя? что небо несправедливо, дав дар Моцарту, а не ему ― «поверившему алгеброй гармонию»?

3. Почему Моцарту интересно слушать уличного скрипача?

4. В этой экранизации актёр, играющий Сальери, всегда носит с собой чётки и всегда забывает их. Как вы думаете, мог ли бы пушкинский Сальери носить чётки?

5. Почему после того, как Моцарт ушёл, Сальери оказывается не в состоянии извлечь из фортепиано ни одного гармоничного звука, ведь он мастер?

6. Могут ли, по Вашему мнению, быть совместимыми гений и злодейство?

 

«Маленькие трагедии»

(эпизод «Скупой рыцарь»из 2-ой серии этого фильма)

(по мотивам одноимённой пьесы А. С. Пушкина [1830])

(1979, реж. М. А. Швейцер)

 

1. Барон считает своего сына безумцем и расточителем. По-Вашему, он прав? Да? Нет? Почему?

2. Альбер отвергает предложение ростовщика насчёт капель. Как Вы считаете, почему он это делает? Он искренен?

3. В этой пьесе есть два персонажа, которые занимаются накоплением денег. Чем они похожи и чем отличаются?

4. Судя по монологу барона в подвале, каково одно из его главных качеств (если вынести за скобки скупость)?

5. Между отцом и сыном больше разницы или сходства?

6. Чем похожи и чем отличаются пушкинский барон и гоголевский Плюшкин?

7. О чём, как Вы думаете, написал эту трагедию А. С. Пушкин?

 

«Маленькие трагедии»

(эпизод «Каменный гость»из 2-ой и 3-ей серии этого фильма)

(по мотивам одноимённой пьесы А. С. Пушкина [1830])

(1979, реж. М. А. Швейцер)

 

1. Русская традиция написания имени главного героя этой пьесы – «Жуан». Зачем А. С. Пушкин меняет транскрипцию его имени?

2. Дон Гуан убивает дона Карлоса. Лаура скоро успокаивается, при этом труп остаётся до рассвета в её доме. В Испании так легко относятся к смерти?

3. Дон Гуан видел, что статуя командора кивнула в ответ на его приглашение. Почему он не остановился и пошёл к донне Анне?

4. Есть разные истолкования образа дона Жуана (Гуана). Кто он, по-Вашему?

5. Жаль ли Вам тех женщин, которых оставил дон Гуан? Да? Нет? Почему?

6. Как Вы думаете, почему расплата за злодеяния для дона Гуана пришла в виде статуи?

 

«Маленькие трагедии»

(эпизод «Пир во время чумы»из 3-ей серии этого фильма)

(по мотивам одноимённой пьесы А. С. Пушкина [1830])

(1979, реж. М. А. Швейцер)

 

1. По-Вашему, этот пир кощунственен?

2. Чем отличаются Мери и Вальсингам от остальных пирующих, например, от Луизы?

3. Вальсингам прогнал Священника. Священник зря приходил к этим людям?

4. Чем схожи и чем отличаются Мери и Вальсингам?

5. Может ли, по-Вашему, человек одержать победу над страхом? Если нет, то почему? Если да, то как именно?

6. Может ли, по-Вашему, человек одержать победу над смертью? Если нет, то почему? Если да, то как именно?

 

«Пиковая дама»

(по мотивам одноимённой повести А. С. Пушкина [1833])

(1982, реж. И. Ф. Масленников)

 

1. Почему Германн, сдержанный и расчётливый, скорее всего, вряд ли бы удержался от того, чтобы не вовлечься в авантюру с тремя картами?

2. Провидение давало Германну выбор ― составить счастье с Лизаветой Ивановной или пытать счастье у графини. Когда он сделал этот выбор?

3. С какой целью А. С. Пушкин делает Германна свидетелем «таинств» туалета графини, раздевающуюся под двумя портретами? Что на них изображено?

4. Томский предположил, что на совести Германна «по крайней мере, три злодейства»? Какие?

5. Судьба посмеялась над Германном. За что он оказался наказан, ведь, как он сам говорил, ему надобно было только покоя и независимости?  

6. Германн ― «германец». Как это обусловило трагический финал его жизни в России, в Петербурге? Когда он сошёл с ума?

 

«Борис Годунов»

(по мотивам одноимённой трагедии А. С. Пушкина [1825])

(1986, реж. С. Ф. Бондарчук)

 

1. Григорий Отрепьев — лжецарь. Благодаря чему он оказался на российском престоле?

2. Как Вы считаете, дальновидна ли политическая стратегия — быть лукавым царедворцем, как Василий Шуйский?

3. Чем похожи Григорий Отрепьев и Марина Мнишек?

4. Почему голосом правды для царя Бориса становится голос юродивого и почему царь не велит этого юродивого казнить?

5. Народ идёт за самозванцем свергать царя Бориса. Станет ли жизнь народа лучше? Да? Нет? Почему?

6. О чём, как Вы думаете, написал эту трагедию А. С. Пушкин?

 

«Благородный разбойник Владимир Дубровский»

(по мотивам повести А. С. Пушкина «Дубровский» [1833])

(1988, реж. В. А. Никифоров)

 

1. Кирила Петрович Троекуров после суда приехал восстановить дружбу с Андреем Гавриловичем Дубровским, но стало только хуже. Кто прав? Кто виноват?

2. Гибель приказных происходит не по воле Владимира Дубровского, но она и на его совести. Почему же этот благородный и помнящий Бога человек не останавливается?

3. Любит ли Кирила Петрович свою дочь?

4. Выполнил ли, по-Вашему, Владимир Дубровский завет своего отца в отношении Троекурова?

5. Правильно ли, по-Вашему, в финале поступила Маша Троекурова? Нет? Почему?

6. А. А. Ахматова написала об этой повести слеюдующее: «Вообще считается, что у П<ушкина> нет неудач. И всё-таки «Дубровский» ― неудача Пушкина. И слава Богу, что он его не закончил. Это было желание заработать много, много денег, чтобы о них больше не думать. «Дуб<ровский>», оконч<енный>, по тому времени был бы великолепное «чтиво». <…> …оставляю целые три строки для перечисления того, что там есть соблазнительного для читателя». Согласны ли Вы с ней? Нет? Почему?

«Барышня-крестьянка»

(по мотивам одноимённой повести А. С. Пушкина [1830])

(1995, реж. А. Н. Сахаров)

 

1. Почему Григорий Иванович Муромский и Иван Петрович Берестов давно не ладят друг с другом? Чего между ними больше ― разницы или сходства?

2. Вокруг молодого Берестова много барышень. Чем же именно «крестьянка Акулина» привлекла его? И почему при этом с ней он не распускает рук?

3. Почему Лизе так легко удалось вжиться в образ крестьянки Акулины? Что хотел сказать этим А. С. Пушкин?

4. Почему в фильме едва ли не всеми персонажами по разным поводам вспоминается так много пословиц?

5. Почему в фильме гостям Григория Ивановича крокет приходится не по душе? Как их неприятие этой английской игры связано с одной из основных идей картины? 

6. Что в фильме Иван Петрович надиктовывает своему сыну и как это связано с другой основной идеей этой картины и с тем временем, когда она снималась?

 

«Русский бунт»

(по мотивам повести «Капитанская дочка» [1836] и «Истории Пугачёва» [1834] А. С. Пушкина)

(1999, реж. А. А. Прошкин)

 

16+

 

1. Можно ли сказать, что Екатерина II сама породила причину для возникновения бунта? Если нет, то почему? Если да, то как именно?

2. Маша Миронова говорит, что Швабрин — насмешник. Но разве это плохо, что у человека есть чувство юмора?

3. Капитан Иван Кузьмич Миронов — подкаблучник? Он смешон?

4. Савельич — крепостной, раб?

5. Емельян Пугачёв совсем не похож на царя. Почему же люди, не веря, что он Пётр III, всё же за ним пошли?

6. Как Вы думаете, почему Пугачёв раз за разом милует Гринёва (не вешает после штурма — отшучивается в связи с непоцелованной рукой — отпускает после того, как Гринёв отказывается ему служить — не реагирует на замечание о падали — прощает за недоговорённость насчёт Маши — отпускает и его и Машу в конце)?

7. Как Вам кажется, по какой причине Пётр Гринёв вышел в отставку после того, как был оправдан?

 

«Борис Годунов»

(по мотивам одноимённой трагедии А. С. Пушкина [1825])

(2011, реж. В. В. Мирзоев)

 

1. Григорий Отрепьев — лжецарь. Благодаря чему он оказался на российском престоле?

2. Как Вы считаете, дальновидна ли политическая стратегия — быть лукавым царедворцем, как Василий Шуйский?

3. Чем похожи Григорий Отрепьев и Марина Мнишек?

4. Почему голосом правды для царя Бориса становится голос юродивого и почему царь не велит этого юродивого казнить?

5. Народ идёт за самозванцем свергать царя Бориса. Станет ли жизнь народа лучше? Да? Нет? Почему?

6. О чём, как Вы думаете, написал эту трагедию А. С. Пушкин?

7. По-Вашему, уместно ли осовременивать классику? Да? Нет? Почему? Если да, то удалось ли это авторам этой экранизации?

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 108; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.158.148 (0.2 с.)