Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Экранизации произведений Н. В. Гоголя

Поиск

«Майская ночь, или Утопленница»

(по мотивам одноимённой повести Н. В. Гоголя [1832])

(1952, реж. А. А. Роу)

 

1. Как Вы думаете, на своём ли месте Голова?

2. В связи с чем Панночка и русалки появляются именно там и в то время, в какое появляются?

3. Свадьба Левко и Ганны состоялась благодаря чуду?

4. Можно ли порадоваться за Панночку в финале повести?

5. О чём, как Вы считаете, эта повесть Н. В. Гоголя?

6. В чём, по-Вашему, состоит главная особенность малороссийской культуры?

 

«Ревизор»

(по мотивам одноимённой пьесы Н. В. Гоголя [1835])

(1952, реж. В. М. Петров)

(1977, реж. Л. И. Гайдай, под названием «Инкогнито из Петербурга»)

(1996, реж. С. И. Газаров)

 

1. Почему городничий вполне удовлетворяется абсурдными объяснениями чиновников насчёт того непорядка, который имеется в их заведениях?

2. Среди чиновников действует круговая порука? Нет? Почему?

3. Сочувствует ли Вы купцам, которые пришли к Хлестакову? Нет? Почему?

4. Как Вы думаете, мог бы Хлестаков занять должность, например, городничего и справиться с этой службой? Нет? Почему?

5. Жаль ли Вам денег, которые дали «взаймы» Хлестакову чиновники и которые он, скорее всего, прогуляет и проиграет? Нет? Почему?

6. Хлестаков врал взахлёб. Почему городничий, этот хитрый лис и тёртый калач, поверил ему?

«Как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем»

(по мотивам «Повести о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем» Н. В. Гоголя [1834])

(1959, реж. В. Е. Карасёв)

   

1. Добрые ли люди, по-Вашему, населяют Миргород?

2. Порядок ли у городничего в городе? Да? Нет? Почему?

3. В чём, как Вы думаете, заключается смысл того, что Иван Иванович и Иван Никифорович ссорятся именно из-за ружья?

4. В чём настоящая причина ссоры между Иваном Ивановичем и Иваном Никифоровичем?

5. Кто, по-Вашему, победит в тяжбе — Иван Иванович или Иван Никифорович? Почему?

6. Какой в повести Н. В. Гоголя и в этой экранизации предстаёт Полтавская губерния, город Миргород? Какой образ своей малой Родины создаёт писатель?

«Шинель»

(по мотивам одноимённой повести Н. В. Гоголя [1841])

(1959, реж. А. В. Баталов)

1. Акакия Акакиевича собирались назвать странными и смешными именами и в конечном итоге назвали не лучше. Как это отразилось в его характере и судьбе?

2. Акакий Акакиевич спешит на службу, его сбивает с ног метель. Почему в этой сцене он показан таким маленьким на фоне Петербурга?

3. Почему Акакий Акакиевич оказывается не в состоянии подготовить бумагу, переделку которой поручает ему начальник? Он хороший переписчик? Нет? Почему?

4. Как в речи Акакия Акакиевича проявляется его неуверенность и приниженность? Как он говорит?

5. Почему Акакий Акакиевич улыбается шинели, обнимает её и даже обманывается, когда ему вдруг кажется, что она храпит?

6. Почему Акакий Акакиевич убегает с праздника, данного в честь справленной им шинели, хотя к нему отнеслись там со вниманием?

7. Почему важному чиновнику привиделся именно Акакий Акакиевич Башмачкин, будто бы срывающий с него шинель?

8. Зачем Н. В. Гоголь написал повесть о таком малозначительном человеке, а А. В. Баталов снял о нём фильм?

 

«Вечера на хуторе близ Диканьки»

(по мотивам повести Н. В. Гоголя «Ночь перед Рождеством» [1832])

(1961, реж. А. А. Роу)

 

1. Каждый из пришедших к Солохе оказывается в финале в глупом положении. В чём причина этого?

2. На кого из главных героев этой повести по своему характеру более всего похожа Оксана? Почему Вакула влюбился именно в неё? На кого из второстепенных персонажей повести, возможно, станет похожа Оксана после женитьбы на Вакуле и спустя годы, если главное её желание сейчас — черевички? Почему?

3. Почему Вакула в случае с Пацюком, с Чубом, с Екатериной, с чёртом получает то, чего хочет? Какими качествами он обладает?

4. Почему ведьма Солоха и знахарь Пацюк в богобоязненной Диканьке вызывают не столько страх, сколько что-то вроде восхищения, а чёрт при этом выглядит посмешищем? 

5. О чём, как Вы считаете, эта повесть Н. В. Гоголя?

6. В чём, по-Вашему, состоит главная особенность малороссийской культуры?

 

«Вий»

(по мотивам одноимённой повести Н. В. Гоголя [1833])

(1967, реж. Г. Б. Кропачёв, К. В. Ершов)

1. Зачем умирающая панночка высказывает желание, чтобы по ней читал молитвы именно Хома Брут, который ранее её избил?

2. Почему церковь в имении отца панночки изнутри покрыта пылью и опутана паутиной?

3. Почему Хома Брут весь фильм ходит или бегает кругами ― по уезду, по селу, по церкви?

4. Почему пан не отпускает Хому, несмотря на то, что тот рассказывает ему о происходящем с его умершей дочерью?

5. Почему жители села, понимая, как трудно и страшно приходится Хоме Бруту, никак не помогают ему?

6. Петух прокричал, но Хома Брут оказался растерзан нечистью. Как вы думаете, были бы у вас шансы на спасение в такой ситуации?

«Записки сумасшедшего»

(по мотивам одноимённой повести Н. В. Гоголя [1834])

(1968, реж. А. А. Белинский)

 

1. Предположите, в чём может быть причина сумасшествия Поприщина?

2. Поприщин сошёл с ума. Но ряд его высказываний, которые касаются конкретных людей, очень верны. Какие, например?

3. Почему, по-Вашему, Испания становится центром внимания для Поприщина?

4. Поприщина можно сравнить с главным героем гоголевской повести «Шинель». Чем они похожи? Чем отличны друг от друга?

5. В последнем монологе Поприщина слышатся мотивы из «Мёртвых душ». О чём говорит эта параллель?

6. О чём, как Вы думаете, эта повесть Н. В. Гоголя и экранизация по её мотивам?

 

«Нос»

(по мотивам одноимённой повести Н. В. Гоголя [1833])

(1977, реж. Р. А. Быков)

1. Почему Прасковья Осиповна гневается на Ивана Яковлевича ― только ли из-за обнаруженного отрезанного носа?

2. Почему Ивану Яковлевичу не удаётся незаметно избавиться от носа, хотя, кажется, для этого есть столько возможностей?

3. Платон Кузьмич Ковалёв состоит в чине коллежского асессора. Согласно «Табели о рангах» этот гражданский чин соответствует военному чину майора. Почему же Ковалёв так настойчиво называет себя именно майором, хотя служит по гражданскому ведомству?

4. Почему на нос, который вначале зашёл на службу в Казанский собор, а затем пытался уехать в Ригу, никто сперва не обращает никакого внимания? Что спасает его от разоблачения?

5. Зачем писатель водит майора Ковалёва по разным инстанциям, хотя ни одна из них оказывается не в состоянии ему помочь?

6. С какой целью Н. В. Гоголь в конце говорит о том, что от таких сюжетов «пользы отечеству решительно никакой»?

 

«Женитьба»

(по мотивам одноимённой пьесы Н. В. Гоголя [1835])

(1977, реж. В. В. Мельников)

 

1. Почему Илья Фомич Кочкарёв так хочет женить своего друга Ивана Кузьмича, хотя сам, будучи женатым, в начале фильма преследует молодую девушку?

2. Какова главная черта характера Ивана Павловича Яичницы? Почему он так настойчиво проверяет чужое хозяйство?

3. Какова главная черта характера Балтазара Балтазаровича Жевакина? Почему все его рассказы вращаются вокруг его путешествия?

4. Какова главная черта характера Никанора Ивановича Анучкина? Почему его жена должна говорить на иностранном языке?

5. Насколько осмыслен Агафьей Тихоновной выбор в качестве жениха Ивана Кузьмича?

6. В чём причина нерешительности Ивана Кузьмича Подколёсина в истории с его несостоявшейся женитьбой и вообще отказа от неё?

7. Справедливо ли, что так старавшегося Илью Фомича обвинили во всём, что произошло, и даже плюнули ему в лицо?

 

«Мёртвые души»

(по мотивам одноимённой поэмы Н. В. Гоголя [1842])

(1984, реж. М. А. Швейцер)

 

1. Определение «мёртвые души» в том числе относится к тем пяти помещикам, которых посетил Чичиков. Но ведь каждый из них по-своему активен в выражении своего «я». Почему же они «мёртвые»?

2. Почему, по-Вашему, Плюшкин не перенёс смерти супруги?

3. Чичиков — талантливый человек? Нет? Почему?

4. Как связана история о капитане Копейкине с замыслом этой поэмы?

5. Как Вы считаете, «Мёртвые души» — это комплиментарное или критическое по отношению к России произведение?

6. Н. В. Гоголь хотел написать второй и третий тома этой поэмы, в которых герои встали бы на путь духовного преображения. Были ли, по-Вашему, основания в самих героях для такого преображения — в Чичикове, в Манилове, в Коробочке, в Собакевиче, в Ноздрёве, наконец, в Плюшкине? Нет? Почему?

«Русская игра»

(по мотивам пьесы Н. В. Гоголя «Игроки» [1842])

(2007, реж. П. Г. Чухрай)

 

1. Зачем вместо русского Ихарева у Н. В. Гоголя у создателей фильма героем оказывается итальянец Лукино Форца?

2. Швохнев, Кругель и Утешительный притворяются или в действительности придурковаты?

3. По какой причине в фильме Форца играет в карты ― понятно, а почему играют Швохнев, Кругель и Утешительный?

4. Есть ли принципы у картёжников Швохнева, Кругеля и Утешительного?

5. В чём причина того, что Форца (Ихарев у Н. В. Гоголя) оказался обманут Швохневым, Кругелем и Утешительным?

6. Как вы думаете, можно ли назвать счастливой жизнь игроков, обманувших Форца?

 

«Тарас Бульба»

(по мотивам одноимённой повести Н. В. Гоголя [1835])

(2009, реж. В. В. Бортко)

 

1. Зачем Тарас Бульба в начале фильма задирает своих сыновей, провоцируя их на драку с собой? Ведь Остап из-за этого проявляет непочтение к отцу, хорошо ли это? Почему внимание Андрия прежде всего к матери не по душе Бульбе?

2. Почему Андрий жалеет казака, которого засыпают вместе с убитым им по пьяному делу товарищем, а позже безжалостно сам убивает многих казаков?

3. Запорожская Сечь — русское военно-административное образование? Демократическое образование? Жизнеспособное образование?

4. Покажите на примере их жизни и их смерти чего больше в сечевиках ― патриотизма и православной веры или низких страстей и жажды воли? Сколько правоты в их письме турецкому султану и в походе на Польшу?

5. Почему Андрий, который и умён, и смел, поставил любовь к польке превыше Родины, отца с братом и товарищей? Только ли в любви дело? Каковы причины его предательства?

6. Почему отец панночки в фильме замахивается мечом на родившегося внука? Предположите, какова будет судьба этого мальчика, родившегося от русского и польки? 

7. Почему Тарас Бульба, уходя от преследователей, вернулся за люлькой? Неужели лишь потому, что она была ему дорога и он не хотел, чтобы она досталась врагам?

8. Как в фильме опровергается утверждение Андрия, что «отчизна есть то, что ищет душа наша»? О душе ли он говорит на самом деле? Может ли человек менять свою Родину без тяжёлых последствий для себя и других?

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 102; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.98.61 (0.008 с.)