Раздел 1. Теория государства 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздел 1. Теория государства



Раздел 1. Теория государства

Тема 1.1: Теория государства и права в системе правоведения

1. Правоведение (юриспруденция) в системе современной науки. Его особенности, структура, объект;

2. Предмет теории государства и права, ее роль в системе правоведения;

3. Структура ТГП как науки;

4. Метод и методология правоведения;

5. Система методов ТГП;

6. Юридическая практика и юридическая наука: соотношение и взаимодействие;

Правоведение в системе современной науки. Его особенности и состав.

Наука – это сфера человеческой деятельности, функция которой – выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности.

         Все науки можно подразделить на универсальные, естественные, технические и общественные или гуманитарные.

         Универсальные науки – это философия[1], то есть наука о всеобщих законах (закономерностях) развития природы, общества (т.е. бытия) и мышления (процессе познания), а также об отношении человека к окружающему миру и математика, то есть наука о количественной стороне явлений, о закономерностях числовой модели мира, так как количественная сторона свойственна всем явлениям.

         Естественные науки изучают объективную реальность – природу (например, физика, химия, биология, астрономия и др.).

         Технические науки изучают искусственные средства и механизмы, создаваемые человеком для улучшения условий жизни (например, машиностроение, строительная механика, инженерные науки, кибернетика[2]).

Социальные или общественные (гуманитарные) науки изучают общество, отдельные общественные явления, процессы, институты (например, социология, политология, экономика, психология, лингвистика, педагогика и др.).

         Правоведение (юриспруденция) относится к общественным наукам.

         Правоведение - это относительно обособленная часть обществоведения, состоящая из совокупности взаимосвязанных между собой юридических наук, имеющих общий объект изучения - государственно-правовую систему общества [3] (Петров А.В.).

         Правоведениеэто относительно обособленная часть обществоведения, состоящая из совокупности взаимосвязанных между собой юридических наук, имеющих общий объект изучения – правовую систему общества [4] (Петров А.В.).

Правоведение как часть обществоведения изучает деятельность людей, связанную с властным управлением социальными процессами и нормативным регулированием общественных отношений. В процессе этой деятельности в обществе создаются и функционируют многообразные социальные институты и отношения, входящие в единую государственно-правовую систему общества[5].

Государственно-правовая система общества составляет общий для всего правоведенияобъект познания (Петров А.В.).

Объект правоведения – это государство и право во всех их проявлениях как разновидность социальной практики (Цыганов В.И.).

Государство и право в той или иной мере изучаются и другими общественными науками. Философия изучает сущность, природу, назначение государства и права, их место в системе социальных явлений и этим ограничивается. Социология изучает государство и право как важнейшие социальные институты, наравне с множеством других социальных явлений. Политология исследует государство и право как средства осуществления политической деятельности и как ее цель. Только для правоведения государство и право выступают основным объектом познания.

         Правоведение исследует государство и право в их властно-нормативных проявлениях. Правоведение изучает и другие социальные явления, например, такие как экономика, политика, культура, но только в той части, в которой они соприкасаются с государственно-правовыми явлениями.

Структура правоведения

1) науки историко-теоретические (теория государства и права, история государства и права зарубежных стран, история государства и права России, история политических и правовых учений, римское частное право). Изучают государственно-правовые явления в целом, наиболее общие вопросы их понимания.

2) науки отраслевые (наука конституционного права, наука гражданского права, наука уголовного права, наука административного права и др.). Изучают отдельные области, сферы государственной жизни.

3) науки, изучающие систему, полномочия, принципы деятельности государственных органов (прокурорский надзор, правоохранительные органы и т.д.).

4) науки, изучающие международное право (науки международное публичное право, международное частное право и т.д.).

5) прикладные юридические науки (криминалистика, судебная психиатрия, судебная медицина, судебная статистика, юридическая психология и др.). Используют не только юридические знания, но и достижения естественных и технических наук для решения юридических вопросов.

Структура ТГП как науки.

Структура теории государства и права - это выделенные в составе науки основные теории, взаимосвязанные в рамках единого научного знания [10].

Современная российская наука - теория государства и права структурно подразделяется на две основные части: теорию государства и теорию права.

Теория государства нацелена на изучение общих и существенных закономерностей государственной организации общества. В ней раскрываются вопросы места государственной власти в системе социальной власти, ее сущности, содержания (механизма и функций), формы. Рассматриваются закономерности возникновения и исторического развития государства и другие проблемы.

Теория права нацелена на изучение общих и существенных закономерностей правового регулирования общественных отношений. В ней раскрываются вопросы места правового регулирования в системе нормативного регулирования, его сущности, содержания (механизма правового регулирования), формы. Рассматриваются закономерности возникновения и исторического развития различных типов правовых систем и иные проблемы.

Теория государства и теория права тесно взаимосвязаны между собой и составляют единую науку. Это обусловлено тем, что

в реальной жизни государство и право функционально взаимосвязаны между собой, имеют одинаковые закономерности возникновения и развития, сходные цели и функции в обществе; они взаимно определяют и дополняют друг друга, образуя единую государственно-правовую систему;

в истории России государство играло основную роль в формировании, реализации и обеспечении права; поэтому любая практическая юридическая деятельность непосредственно или опосредствовано связана с функционированием государственной власти.

В советской юридической науке право рассматривалось как явление полностью производное от государства, как инструмент в его руках. С этих позиций представлялось, что изучение государства и права в рамках одной науки будет более плодотворным.

В настоящее время некоторыми теоретиками высказывается мысль о том, что, так как государство и право - самостоятельные явления, то их необходимо изучать в рамках отдельных наук – теории государства и теории права. Другие ученые считают эту точку зрения неверной, так как между государством и правом существует органическая связь. 1) Данные явления имеют одни и те же причины возникновения и появляются одновременно. 2) Государство является основным субъектом правотворчества, защищает право с помощью мер государственного принуждения. Право является результатом правотворческой деятельности государства. Вся система государственных органов, их полномочия, деятельность регламентированы правом. Поэтому государство не может существовать без права, а право не может существовать без государства.

Ранее, в европейской и российской юридической науке обобщающую роль играли такие научные системы как энциклопедия права и философия права.

Энциклопедия права [11] (возникла в XVII веке)содержала конгломерат[12] всех юридических наук, давала их краткое изложение, знакомила с основными юридическими определениями. Она испытала на себе влияние идей Платона, Аристотеля, Цицерона, Г. Гроция, Т. Гоббса, Дж. Локка, Ж.Ж. Руссо, Ш.Л. Монтескье, И. Канта, Г.В.Ф. Гегеля и т.д.Впоследствии складывается понимание энциклопедии права как общего учения о праве. Энциклопедия права представляла собой краткий обзор основных юридических понятий, их научный комментарий и не содержит системного анализа всей совокупности юридических наук: теоретико-исторических, отраслевых и специальных. Впервые попытки создания энциклопедии права как базовой юридической науки предприняли немецкие юристы и политологи: Г. Гунниус, Стефан Пюгтер[13], Гареис, Ратковский. Энциклопедические взгляды на государство и право в тот период складывались под влиянием философских воззрений Ф.В. Шеллинга[14], И.Г. Фихте[15], Г.В.Ф. Гегеля. Однако создание цельной науки, которая бы охватывала всю совокупность юридических знаний, оказалось невозможным. В России данная наука стала преподаваться в XVIII веке в Московском университете[16] немецкими юристами Ф.Г. Дильтеем[17], Ф.Г. Баузе[18] и Пургонтом. Юридический факультет был открыт в Московском государственном университете в 1756 году с момента приезда в Москву из Германии Филиппа ГенрихаДильтея, который довольно долго представлял в своем лице весь юридический факультет. Из школы Дильтеявышли первые русские ученые юристы С.Е. Десницкий[19] и И.А.Третьяков[20]. Современное наименование она получила в конце XIX века. Среди дореволюционных представителей русской юридической науки можно выделить Н.М. Коркунова[21], С.Е. Десницкого, В.Т. Золотницкого, А.П. Куницына[22], Г.Ф. Шершеневича[23], П.И. Новгородцева[24], Б.Н. Чичерина[25], Б.А. Кистяковского[26], Е.Н. Трубецкого[27], Л.И. Петражицкого[28], В.М. Хвостова[29], И.В. Гессена[30], П.А. Сорокина[31], П.Г. Виноградова[32], С.А. Муромцева[33], К.А. Неволина[34] и многих других. Научно-педагогическое произведение российского религиозного философа и правоведа князя Е.Н. Трубецкого «Лекции по энциклопедии права» представляют цельную и весьма интересную для современной юридической науки систему взглядов на право и государство. Это уже теория, а не энциклопедия права.

Философия права – это учение, призванное охарактеризовать мировоззренческие основы права, первопричины его происхождения (бытия), сущность (природу, дух права), смысл и общесоциальное предназначение, общечеловеческую и общекультурную ценность. Философия права - это наука о праве в человеческом бытии. Термин введен Густавом Гуго[35], Гегелем, Остином.

Позднее, с развитием буржуазных отношений, породивших бурное развитие права и юриспруденции, энциклопедия права и философия права уступают свои позиции общей теории права и государства.

В современной юридической науке предлагаются и иные структуры теории государства и права.

В.М. Сырых предлагает следующее видение структуры ТГП:

1) Проблемы внутренней организации права как регулятора общественных отношений, в число которых входят:

а) проблемы сущности, содержания и формы права;

б) проблемы структуры, строения и действия права;

2) Проблемы внутренней организации государства как органа управления делами общества, выражения его интересов (сущность, функции, формы, механизм государства; его взаимодействие с другими институтами политической системы общества).

3) Общие проблемы истории государства и права.

4) Проблемы методологии ТГП.

5) Проблемы функционирования и развития юридической науки (науковедение).

6) Проблемы использования юридической техники, методов толкования права.

Система методов ТГП.

Система методов теории государства и права - это совокупность приемов познания предмета, последовательно применяемых наукой в зависимости от этапа, стадии познавательного процесса [40] (Петров А.В.).

Методы ТГП обычно распределяют в зависимости от критериев на различные классификационные группы. Методы теории государства и права можно сгруппировать в определенную систему: общенаучные, специальные, частноправовые. Методологической основой этой классификации считают всеобщий философский метод (материалистический и диалектический методы), которые пронизывают весь процесс научного познания. Данную классификацию подверг критике В.М. Сырых за то, что она не раскрывает органические связи между различными группами методов. Он предложил преодолеть данный недостаток путем распределения методов познания в соответствии с основными этапами познавательного процесса.

Любой познавательный процесс проходит два основных уровня:

1. Эмпирический [41] уровень, на котором наука получает знания об эмпирических фактах, собирая и обобщая первичную информацию об объекте. К методам эмпирического уровня относятся: 1) методы сбора и изучения единичных фактов; 2) методы обобщения единичных фактов.

1) К эмпирическим методам сбора и изучения единичных фактов относятся:

а) методы толкования права, с помощью которых уясняется содержание, смысл правовых норм, выраженная в них воля законодателя. К методам толкования права относятся: лингвистический способ [42], логический способ [43], систематический способ [44], историко-политический способ [45], телеологический (целевой) способ [46], юридический способ [47];

б) конкретно-социологические методы, которые связаны с применением в области права достижений конкретной социологии; изучением фактического поведения людей в сфере политики и права, с помощью метода наблюдения [48], анализа письменных источников [49], анкетирования и интервьюирования [50], социально-психологического метода [51].

2. К эмпирическим методам обобщения единичных фактов относятся:

а) метод сравнительного правоведения, который состоит главным образом из методик выявления фактов сходства и различия, присущих государственным и правовым системам разных стран;

б) статистические [52] методы, которые применяются к фактам, полученным при помощи методов анкетирования, наблюдения, анализа письменных источников, социально-психологических методов с целью выявления в них общего и устойчивого;

в) метод социально-правового эксперимента, когда в ограниченной сфере создается реальный набор государственно-правовых условий с целью изучения их приемлемости для практики и более широкого распространения;

2. Теоретический уровень, на котором на основе полученной на первом этапе информации образуются, изменяются и дополняются понятия науки; обнаруживаются закономерные связи между отдельными сторонами предмета. К методам теоретического уровня относятся: а) методы научной абстракции (метод восхождения от конкретного к абстрактному); б) методы познания закономерностей;

а) Цель теоретических методов научной абстракции – этопреобразовать полученные на эмпирической стадии исследования, представления об отдельных государственно-правовых фактах в теоретические абстракции, т.е. общие понятия, которые охватывают однотипные явления и процессы, раскрывая их существенные свойства и признаки.

б) Цель теоретических методов познания закономерностей – установить необходимые существенные связи между отдельными явлениями и процессами государственно-правовой действительности, понять ее как единый, взаимосвязанный механизм.

На этой стадии используется, в основном, системно-структурный метод, который предполагает четкое выделение структурных компонентов того или иного явления, отграничение одного элемента от других, установление его основных свойств, выявление иерархической соподчиненности (взаимосвязи) отдельных элементов, благодаря которой они приобретают свойства единого целого.

В развитом научном знании на этой стадии особую роль играет метод восхождения от абстрактного к конкретному.

Методы теории государства и права можно сгруппировать в определенную систему:

I) Всеобщие философские методы – это мировоззренческие подходы к изучению государства и права, выражающие наиболее универсальные принципы мышления. Среди них выделяют два противоположных метода - метафизику и диалектику.

Метафизика является той наукой, которая делает темой исследования бытие, существующее как таковое, подвергает исследованию элементы и основные условия всего существующего вообще и описывает значительные, важные области и закономерности действительного, то есть она является наукой, которая во всей смене явлений и выражений ищет постоянство и связь.

Метафизика – это философский метод, рассматривающий вещи и явления как законченные и неизменные, независимые друг от друга, отрицающий внутренние противоречия как источник развития в природе и обществе.

Метафизика рассматривает государство и право в их неизменности и независимости друг от друга и от других общественных явлений, отрицает внутренние противоречия как источник их развития.

Диалектика – это философский метод познания явлений действительности в их развитии и самодвижении, наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления. Диалектика противоположна метафизике. Диалектика рассматривает государство и право в их развитии.

Законы диалектики:

1) Единство и борьба противоположностей (единство прав и обязанностей);

2) Переход количественных изменений в качественные (увеличение числа норм и институтов, регулирующих отношения частной собственности, привело к делению российского права на частное и публичное);

3) Отрицания отрицания выражает преемственность развития, связь нового со старым (например, в российской государственности имеются элементы прошлой и зародыши новой государственности).

На предыдущем, марксистко-ленинском этапе своего развития теория государства и права использовала, главным образом, так называемый основной метод - диалектический материализм.Диалектический материализм – это наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления. В рамках этого метода государство и право рассматривались как развивающиеся, динамичные социальные институты, причины развития которых находятся в экономике, материальных условиях жизни общества.

II) Общенаучные методы – это приемы, которые используются во всех или в большинстве наук, на различных этапах познания для достижения конкретных познавательных целей.

К числу общенаучных методов относят анализ, синтез, индукцию, дедукцию, системный метод, функциональный метод, формально-логический метод, восхождение от конкретного к абстрактному и от абстрактного к конкретному, аналогию, абстрагирование, моделирование, эксперимент.

Анализ – расчленение (мысленное или реальное) объекта познания на элементы.

Синтез – соединение элементов в единое целое.

Индукция – это умозаключение от частного (фактов) к общему.

Дедукция - это умозаключение от общего к частному (фактам).

Системный метод основан на рассмотрении объектов познания как систем Например, политическая система, правовая система, государственный аппарат.

Функциональный метод – основан на проникновении в сущность объекта с помощью изучения его функций. Например, изучение сущности государства через его функции.

Аналогия – это сходство, подобие предметов или отношений, а также познание путем их сравнения.

Абстрагирование – отвлечение от частных признаков отдельных предметов и явлений в целях обобщения этих признаков и получения цельного знания о предметах и явлениях.

Моделирование – построение и изучение моделей реально существующих предметов и явлений.

Эксперимент – апробация некой идеи, научной гипотезы в ограниченном масштабе для понимания обоснованности и эффективности идеи.

Исторический метод требует рассмотрения государственно-правовых явлений в их развитии и исторической взаимосвязи.

III) Специальные (конкретно-научные) методы – это методы, получившие разработку в специальных конкретных науках и используемые ТГП для познания государственно-правовых явлений на основе специальных неюридических знаний.

К ним относят: математический, кибернетический, социологический, статистический, психологический.

Математический метод – это применение математических подходов к полученным о фактах данным для выделения общих закономерностях.

 Математический метод – это приемы оперирования с количественными характеристиками.

Кибернетический метод – это метод исследования информационных потоков, функционирующих в сфере государства и права, то есть рассмотрение государства и права как информационных систем.

Социологический (конкретно-социологический) метод – это исследование государства и права с привлечением социологических фактов и социологических процедур познания. К социологическому методу относятся: а) анкетирование; б) интервьирование; в) опрос; г) наблюдение; д) социологический эксперимент.

Статистический метод – это метод сбора и обработки больших массивов данных о фактах, о тех или иных массовых, повторяющихся государственно-правовых явлениях, например, о таких как правонарушения.

Психологический метод – это метод исследования психической сферы человека и социальных групп.

IV) Частноправовые методы ТГП разработаны и используются в рамках правоведения.

а) Методы толкования права. Толкование права – это интеллектуально-волевая деятельность по установлению подлинного содержания нормативно-правовых актов в целях их реализации и совершенствования.

б) Сравнительно-правовой метод (сравнительное правоведение) – это изучение правовых систем различных государств путем сопоставления одноименных государственных и правовых институтов, систем права, их основных принципов и т.д.

в) Формально-юридический метод – это метод исследования, при котором право изучается в “чистом виде”, вне связи с другими сферами (экономикой, политикой, моралью и т.д.). К конкретным проявлениям этого метода относятся: исследование внутреннего строения правовых норм и права в целом, анализ источников (форм права), формальной определенности права как его важнейшего свойства, методы систематизации нормативного материала, правила юридической техники и т.п.;

г) Правовое моделирование;

д) Правовой эксперимент;

е) Правовое прогнозирование;

 

Государство — суверенная политическая организация классового общества, официально представляющая и охватывающая все население в пределах определенной территории, имеющая собственную налоговую и денежную систему, национальное законодательство, официальную символику и располагающая специальным аппаратом управления и принуждения, служащая целям обеспечения социального компромисса в данном обществе.

Сущность государства.

Сущность государства традиционно определяется социальным назначением, природой государства. Кто и как управляет государством? Чьи интересы защищает государственная власть? Каковы его назначение и основные функции?

Следует отметить своеобразный «дуализм» государственной власти. Любому государству присуща двойственная природа. С одной стороны, государство реализует и защищает интересы господствующей элиты, с другой — долговременные интересы всего населения. Первую «половину» сущности государства назовем его классовой природой, вторую — общесоциальной.

Классовая природа государства. Государственная власть для правящей элиты является мощным средством реализации и защиты своих собственных интересов, подчас через подавление всех остальных слоев населения. Последнее Может осуществляться в форме прямого насилия или «мягкого» пропагандистского навязывания своей воли большинству населения — так называемое информационное зомбирование. В качестве правящей элиты могут выступать класс, династия, политическая партия, единоличный деспот с приближенными. Классовый характер в наибольшей степени присущ деспотическим, тоталитарным государствам. Демократические государства также не могут избежать классового элемента в своей природе. Однако демократия предполагает наличие механизмов, позволяющих ограничивать и контролировать узкоэгоистические притязания правящей, элиты.

Марксизм-ленинизм неоправданно абсолютизировал классовую составляющую государства. Согласно этой теории государство есть орудие насилия экономически господствующих классов — владельцев основных средств производства, призванное подавлять эксплуатируемые классы. Государство, по мнению В.И. Ленина, — это организация насилия для подавления какого-либо класса, машина, аппарат для подавления одним классом другого. Право — всего лишь инструмент, средство для навязывания воли господствующего класса. Государство есть продукт и проявление непримиримости классовых противоречий, которые объективно не могут быть примирены. Таким образом, марксизм-ленинизм не признавал что-либо надклассовое, общесоциальное в сущности государства.

Общесоциальная природа государства. Любому (особенно демократическому) государству присущ надклассовый характер. Поэтому государство в той или иной степени осуществляет и защищает общие, коренные, долговременные интересы всего населения.

Будучи главным управленческим центром общества, официально объединяя и представляя все население, государство выполняет «функцию общих дел», выражает общенациональные интересы. Государство является социальным арбитром, средством социального компромисса между правящими и управляемыми Его задача — преодоление социальных противоречии, конфликтов, разногласии, учет и координация интересов различных групп населения

Таким образом, государство призвано одновременно выполнять как сугубо классовые задачи, так и общие дела, вытекающие из природы всякого общества. Соотношение между общесоциальным и классовым в государствах разных эпох не одинаково, оно изменяется, развивается, динамично отражая реалии социально-экономического и политико-государственного развития, достигнутый уровень прогресса и демократии. Одним из показателей прогресса цивилизации является историческое движение от классовой к общесоциальной природе государства. Последнее можно выразить формулой — «все меньше классового, все больше общесоциального».

Сущность государства обусловливается объективной закономерностью: при несовпадении, противоречивости текущих, частных интересов в обществе существует единство коренных, долговременных интересов всех членов общества. Это так называемое общее благо, которое призвано выразить и реализовать государство. Общее благо определяется в результате согласования индивидуальных и коллективных интересов всего населения по коренным вопросам жизнедеятельности общества и государства. Государство олицетворяет общую волю, представляющую собой выражение преобладающей силы, то есть большинства граждан, входящих в государство (Дж. Локк). Сущность государства — «общее благо, которое должно получаться от выполнения реальных государственных интересов» (Н Макиавелли).

Общее благо, сформулированное и реализуемое на общемировом уровне, в масштабах человеческой цивилизации, определяется категорией «общечеловеческие ценности».

Таким образом, можно определить сущность государства как проявление определенных регулятивных, организационных начал в обществе, состоящих из разных слоев, классов, групп, упорядочения их совместной жизнедеятельности, как средство обеспечения различными методами (от убеждения до принуждения) порядка, стабильности и поступательного развития общества.

Другими словами, сущность государства заключается в том, что оно является главной управляющей системой общества, предназначенной для учета и координации интересов различных групп населения, преодоления социальных противоречий внутри страны и за её пределами.


Тема1,3 Форма государства

1. Понятие и элементы формы государства;

2. Форма правления: понятие, виды;

3. Форма государственного устройства: понятие, виды;

4. Политический (государственный) режим: понятие, виды;

5. Форма современного Российского государства;

Тема1,4 Функции государства

1. Понятие, значение и объективный характер функций государства. Задачи и цели государства;

2. Виды функций государства. Классификация функций государства;

3. Формы осуществления функций государства;

4. Методы осуществления функций государства;

Виды политических систем

На основе формационного критерия:

1. рабовладельческие;

2. феодальные;

3. буржуазные;

4. социалистические;

 

А.Б. Венгеров. С социологической точки зрения:

1. Распределительная / закрытая политическая система характеризуется в экономической сфере господством государственной собственности, распределительных товарно-денежных отношений. Социальным отношениям свойственна уравнительность. Формируется государственная идеология, пронизывающая культуру, образование, науку. Инакомыслие подавляется. В идеологии господствует одна система ценностей. Граждане имеют минимум политических прав. У власти находится одна господствующая партия. Для таких систем характерен культ вождя, харизматического лидера. Как правило, роль государства в таких политических системах чрезмерна. Государство вмешивается в личную и экономическую жизнь членов общества. Характеризуется распределением, планированием, консервацией общественной жизни. Стабильность распределительной политической системы поддерживается насилием, принуждением, террором. Примеры: СССР, бывшие страны социализма, Венгрия, Болгария;

2. Либерально-демократическая / открытаяполитическая система в экономической сфере основывается на многообразии и равноправии всех форм собственности, на рыночных товарно-денежных отношениях, свободе предпринимательства. Для социальных отношений характерно неравенство, основанное на экономическом неравенстве. Идеология такой системы характеризуется многообразием, многопартийностью, плюрализмом мнений. Индивид здесь наделяется многочисленными правами и свободами. Человек, его права и свободы имеют в такой системе приоритет над правами коллектива. Частная собственность охраняется государством. Партии в такой системе стремятся к завоеванию власти путем участия в избирательных кампаниях. Государство в этой системе рассматривается в первую очередь как политический институт, защищающий права и свободы, призванный обеспечивать правопорядок, создавать условия для развития рыночной экономики;

3. Конвергенционными политическими системами А.Б.Венгеров называет системы, сочетающие черты вышеназванных, как например им приводится политическая система России. Подобные системы являются переходными, неустойчивыми, противоречивыми. Например, переход от плановой к рыночной экономике в 1980-х гг. в России привел к появлению конвергенционной политической системы, эволюционирующей постепенно, с огромными трудностями и противоречиями к либерально-демократической системе. Для конвергенционной политической системы характерно смешение многих политических институтов: провозглашение свободы труда, передвижений и места жительства, сохранение полицейской “прописочной” системы граждан и полицейского сыска, декларирование прав и свобод человека, институциональное закрепление принципа разделения властей, идеологический плюрализм и государственная монополия на телерадиовещание и т.п. Например, в российской действительности 90-х годов XX века видны “пережитки социализма” в сознании людей, их неготовность уйти от социального иждивенчества, характерного для тоталитарного распределительного государства сталинского типа.

 

Раздел 2. Теория права

Тема2,2: Норма права

Структура нормы права

Виды юридических норм

Структура нормы права

Норма права представляет собой сложное образование, имеющее собственную структуру, внутреннюю организацию, строение.

Структура юридической нормы – это способ взаимосвязи элементов норм права, обеспечивающий ее функциональную самостоятельность

Структура юридической нормы – необходимый состав и связь основных элементов содержания юридической нормы

Норма права состоит из трех элементов:

1) Гипотезы

2) Диспозиции

3) Санкции

Гипотеза –это часть нормы права, которая указывает на конкретные условия, жизненные обстоятельства при наличии или отсутствии которых норма реализуется.

Гипотеза – это часть юридической нормы, указывающая на обстоятельства при наличии или отсутствии которых норма реализуется

Гипотеза - часть нормы, определяющая условия, жизненную ситуацию, при которой норма действует и когда ее правилом должны руководствоваться субъекты общественных отношений

Виды гипотез:

В зависимости от количества обстоятельств, условий, содержащихся в норме:

1. Простые - содержат одно условие, обстоятельство, необходимое для действия нормы (Например, ч. 2 ст. 10 Семейного кодекса РФ:“Права и обязанности супругов возникают со дня государственной регистрации заключения брака в органах ЗАГСА”).

2. Сложные – содержат два и более обязательных обстоятельства, условия действия нормы права (Например, ч. 1 ст. 12 Семейного кодекса РФ:“Для заключения брака необходимы взаимное добровольное согласие мужчины и женщины, вступающих в брак, и достижение ими брачного возраста”).

3. Альтернативные – содержат несколько обстоятельств, условий одного из которых достаточно для действия нормы (Например, ст. 311 УПК РФ:“Подсудимый, находящийся под стражей, подлежит немедленному освобождению в зале суда в случаях вынесения: 1) оправдательного приговора; 2) обвинительного приговора без назначения наказания; 3) обвинительного приговора с назначением наказания и с освобождением от его отбывания; 4) обвинительного приговора с назначением наказания, не связанного с лишением свободы, или наказания в виде лишения свободы условно.”

В зависимости от наличия или отсутствия обстоятельств, условий, при которых норма права начинает действовать:

1. Положительные гипотезы - указывают на необходимость наличия обстоятельств, условий, при которых норма права начинает действовать (Например, ч. 1 ст. 12 Семейного кодекса РФ:“Для заключения брака необходимы взаимное добровольное согласие мужчины и женщины, вступающих в брак, и достижение ими брачного возраста”).

2.Отрицательные гипотезы – указывают на необходимость отсутствия обстоятельств, условий, при которых норма права начинает действовать (Напри



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 104; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.15.149 (0.128 с.)