Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Общая характеристика религиозно-правовых систем.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
6. Мусульманская правовая система; 7. Индусское право; 8. Дальневосточное право; 9. Общая характеристика системы обычного права;
1. Правовая система общества: понятие, элементы Правовая система общества – это совокупность всех существующих в стране правовых явлений Правовая система общества – это взаимообусловленное единство правовой действительности и правосознания общества, выражающее особенности их структуры и функционирования, сложившиеся в процессе исторического развития страны Одновременно с понятием «правовая система» используется понятие «правоваясемья». Этим понятием объединяются несколько близких по характеристикам национальных правовых систем, которые обладают общностью: а) источников права; б) его структуры; в) исторического пути правового развития, а нередко и г) понимания нормы права. Правовая семья – это категория, которая служит для обозначения относительного единства правовых систем, имеющих сходные юридические признаки, и отражает те особенности названных систем, которые обусловлены сходством их конкретно-исторического развития (Бабаев В.К., Баранов В.М., Толстик В.А.). Понятие «правовая система» – не синоним понятия «система права». «Система права» – это объективно существующее внутреннее строение, структура права, его подразделение на отрасли и институты. Структура правовой системы: 1. идеологические явления (правовая наука, правовая культура, правовая политика, правовые понятия, правовые принципы); 2. право в его системе и систему его источников; 3. юридическая техника; 4. система юрисдикционных органов; 5. система правовых отношений; 6. юридическая практика;
“ Основными структурными компонентами правовой системы общества являются обусловливающие друг друга и взаимодействующие в процессе функционирования и исторического развития правовая действительность и правовое сознание общества” “ правовая действительность – это материализованные в конкретных юридически значимых формах правовые явления: процессы нормотворчества, нормативные акты, юридические нормы, субъекты права, юридические факты, правоотношения, правонарушения, юридическая ответственность и др; “ правовое сознание – это идеальные конструкции в сознании людей, отражающие правовые явления: чувства, представления, понятия и идеи, существующие в виде внутренних психических процессов и внешне выражающиеся в актах письменной и устной речи, правовых образах и др.” “Правовая система общества формируется как результат соединения, взаимосвязи правового сознания и правовой действительности”
2. Классификация правовых систем общества Наиболее распространенной является классификация правовых семей французского ученого Рене Давида. В основе этой классификации лежат 2 критерия: идеологический (факторы религии, философии, экономической и социальной структуры) и критерий юридической техники, включающей в качестве основной составляющей источники права. Р. Давид выделял три главные группы правовых семей или систем: 1. романо-германскую; 2. англосаксонскую; 3. социалистическую. К ним примыкает весь остальной юридический мир, охватывающий 4/5 планеты и названный “религиозные и традиционные системы”. Немецкий ученый Конрад Цвайгерт в качестве критерия классификации выделял категорию “правовой стиль” (“стиль права”), учитывающий пять факторов: 1) происхождение и эволюцию правовой системы; 2) своеобразие юридического мышления; 3) специфические правовые институты; 4) природу источников права и способы их толкования; 5) идеологические факторы. На этой основе К. Цвайгерт различал восемь “правовых кругов”: 1. романский, 2. германский, 3. скандинавский, 4. англо-американский, 5. социалистический, 6. право ислама, 7. индусское право, 8. дальневосточное право. А.Х. Саидов полагал, что только единство глобальной марксистско-ленинской типологии и внутритиповой классификации правовых систем дает возможность составить целостное представление о правовой карте мира. Исходя из группы критериев, включающих: 1) историю правовых систем; 2) систему источников права; 3) структуру правовой системы – ведущие институты и отрасли права, А.Х. Саидов выделял восемь правовых семей: 1. романо-германскую; 2. скандинавскую; 3. латиноамериканскую; 4. правовую семью общего права; 5. мусульманскую; 6. индусскую; 7. семью обычного права; 8. дальневосточную правовую семью. Они рассматриваются наряду с семьей социалистического права.
3. Общая характеристика романо-германской правовой системы (континентальная правовая система) Свое историческое начало романо-германская правовая система берет в Древнем Риме. Ее истоки находятся в римском праве. Романо-германская правовая семья сложилась в Европе в результате усилий ученых европейских университетов, которые выработали и развивали начиная с XII века на базе Свода законов (кодекса)императора Юстиниана (529-534) общую для многих европейских стран юридическую науку. Главная роль принадлежала Болонскому университету в Италии. Кодификация Юстиниана была изложена доходчиво, на латыни. Процесс, получивший название рецепции римского права, сначала имел доктринальные формы и сугубо научное значение: римское право непосредственно не применялось, изучались его понятийный фонд, структура, внутренняя логика, юридическая техника. Преподавание римского права в университетах прошло ряд этапов. Сначала так называемая школа глоссаторов[82] стремилась установить первоначальный смысл римских законов. В XIV веке постглоссаторами римское право было очищено и подвергнуто переработке. Со временем забота об уважении законов Древнего Рима уступила место стремлению выработать нормы права, отражающие рациональные начала не прошлой, а настоящей жизни. Новая школа, именуемая доктриной естественного права, побеждает в университетской науке в XVII – XVIII вв. Школа естественного права требовала, чтобы наряду с частным правом, основанным на римском праве, Европа выработала недостающие ей нормы публичного права, выражающие естественные права человека. Постепенно основные нормы римского права начинают восприниматься законодателем. В условиях господства в феодальной Европе натурального хозяйства, отсутствия товарного производства и рынка не было нужды втакого рода нормах. Однако по мере роста капиталистических отношений, развития товарного обмена все более было необходимо использовать римское право, рассчитанное на общество, где господствует частная собственность. Все западноевропейские народы в период позднего средневековья испытали влияние античной культуры и римского права как неотъемлемой его части, хотя это происходило в разное время и по-разному. Буржуазные революции ликвидировали феодальные юридические институты, превратили закон в основной источник права. Обстоятельства, определившие важную роль закона, обусловили возможность и необходимость кодификации законодательства. Путем кодификации право приводится в систему. Кодификация завершает формирование романо-германской правовой системы. Во Франции в 1804 г., Германии в 1896 г., в Швейцарии в 1881-1907 гг. были приняты гражданские кодексы. В течение XIX века были приняты и другие кодексы в большинстве стран континентальной Европы. Самой значительной была роль французской кодификации, особенно гражданского кодекса (кодекса Наполеона). Последующее распространение, за пределы континентальной Европы, романо-германская правовая семья получила за счет колонизации европейскими странами других стран, насильственной экспансии романо-германской правовой семьи в неевропейские страны, а также за счет добровольной рецепции, усвоения и перенесения ряда положений этой семьи. Общепризнанным центром развития романо-германской правовой семьи считается континентальная Европа (Италия, Франция, Испания, Португалия, Германия, Австрия, Швейцария, Бельгия, Люксембург, Голландия и др.) В романо-германской правовой системе выделяют 2 ветви: романскую (Франция, Бельгия, Люксембург, Голландия, Италия, Португалия, Испания – при ведущей роли национальной правовой системы Франции); германскую (ФРГ, Австрия, Швейцария - при ведущей роли правовой системы ФРГ). В качестве самостоятельной группы правовых систем в рамках романо-германской правовой семьи можно выделить славянские правовые системы (Югославии, Болгарии и т.д). Современная правовая система России, при всех ее особенностях, более родственна именно романо-германской правовой семье. Первоначально существовавшая в странах континентальной Европы, романо-германская правовая система, затем распространилась на всю Латинскую Америку, значительную часть Африки, страны Востока, Японию. Этот процесс объясняется колонизаторской деятельностью многих европейских государств. Среди признаков романо-германской правовой семьи можно выделить следующие: 1) исторически сложилась в результате рецепции римского права в XII – начале XIII вв.; 2) основным источником права служит нормативно-правовой акт; 3) представляет собой единую иерархически построенную систему источников писаного права, доминирующее место в которой занимают нормативно-правовые акты. Важнейшим источником романо-германского права выступает закон; 4) в романо-германской юридической доктрине и в законодательной практике различают три разновидности обычного закона: кодексы, специальные законы (текущее законодательство) и сводные тексты норм. В большинстве континентальных стран приняты и действуют гражданские (либо гражданские или торговые), уголовные, гражданско-процессуальные, уголовно-процессуальные и некоторые другие кодексы; 5) романо-германская норма права – это общее правило поведения, сформулированное законодателем либо уполномоченными им органами. Эта норма носит обобщенный, абстрактный характер; 6) главная роль в формировании права отводится законодателю, который создает нормы права, а правоприменитель (судья, административные органы) призван точно реализовать эти общие нормы в конкретных правоприменительных актах; 7) в этой системе имеются писаныеконституции, обладающие высшей юридической силой; 8) деление права на публичное и частное, а также на отрасли и институты, кодификация законодательства; 9) благодаря огромному влиянию католической церкви и широкой юрисдикции церковных судов (особенно в Испании), существенный вклад в становление романо-германской правовой системы внесло каноническое (церковное) право – система канонов, правил, установленных церковью и относящихся как к устройству церкви, так и к жизни верующих (брак, завещание). Каноническое право основывалось на принципах римского права. Изучалось в университетах наравне с римским гражданским правом. Действие канонического права было определяющим до XVII века. 10) юридическая доктрина составляет весьма жизненный источник права, влияющий как на законодателя, так и на правоприменителя. 4. Общая характеристика англосаксонской правовой системы Страны англосаксонской правовой семьи условно можно разделить на две группы. В первую группу входят, наряду с Великобританией, Северная Ирландия, Канада [83] (без Луизианы и Квебека, там сильно влияние французской правовой системы), Австралия, Новая Зеландия, бывшие колонии Британской империи (в настоящее время 36 стран являются членами содружества). Ко второй группе относится США. В настоящее время правовая система в этой стране является самостоятельной. Английская правовая система развивалась автономно, и связь с европейским континентом не оказала на нее существенного влияния. Римляне, правившие в Британии почти пять столетий, не смогли оказать определяющего воздействия на ее дальнейшее правовое развитие. Римское право не прижилось. Эпохальным для становления англосаксонской правовой системы является период нормандского завоевания. До этого времени в государстве действовали не связанные между собой в единую систему местные, локальные акты (обычаи), приказы королей, регулирующие отдельные вопросы общественной жизни. Общее для всей Англии право возникает после ее захвата Вильгельмом I Завоевателем (1066 г.). Этот период считается периодом преодоления доминирующей роли местных обычаев и становления общего права, так как в государстве была установлена сильная централизованная власть, появились королевские разъездные судьи, которые решали дела с выездом на места от имени Короны. Вырабатываемые судьями решения брались за основу другими судебными инстанциями при рассмотрении аналогичных дел. Так начала складываться единая система прецедентов, общая для всей Англии, получившая название «commonlaw» (общее право). Впоследствии в связи с большими социальными изменениями в феодальной Англии (развитие товарно-денежных отношений, рост городов, упадок натурального хозяйства) возникла необходимость выйти за жесткие рамки закрытой системы уже сложившихся прецедентов. Эту роль взял на себя королевский канцлер. В XII-XIV вв. система «общего права» Англии была вынуждена соперничать с т.н. «правомсправедливости», которое сформировалось из решений лорд-канцлера, действовавшего от имени короля, который делегировал ему свои полномочия по рассмотрению жалоб и “апелляций” на решения обычных королевских судов. Обращения в таких случаях поступали непосредственно к королю как источнику всех милостей и справедливости. Его просили вмешаться в рассмотрение дел или споров, чтобы оказать милосердие по совести и по существу. В Англии, таким образом, сложились две самостоятельные правовые системы: «общего права» и «права справедливости». «Право справедливости», как и «общее право», является составной частью прецедентного права, но прецеденты созданы здесь другим путем и охватывают иные отношения, чем «общее право». Несмотря на многие сходные черты «общего права» и «права справедливости», прецеденты их судов фиксировались раздельно, что привело к дуализму английской правовой системы, который существовал вплоть до судебной реформы 1873-1875 гг. Эта реформа слила «общее право» и «право справедливости» в единую систему прецедентного права. По закону о судоустройстве, принятому в 1873 году нормы «права справедливости» в случае, если они расходятся с «общим правом», получили приоритет над общим правом. Все английские суды получили право применять и нормы «общего права», и нормы «права справедливости». Среди признаков англосаксонской правовой семьи можно выделить следующие: 1) основным источником права выступает судебный прецедент – вынесенное судом по конкретному делу решение, обязательное для всех судов той же или низшей инстанции при решении аналогичного дела; 2) судебные прецеденты носят индивидуальный (казуистический) характер; 3) источником права является также статутное (законодательное) право парламентского происхождения; 4) ведущая роль в формировании права отводится судам; 5) отсутствует деление права на отрасли и институты; 6) отсутствует деление права на частное и публичное; 7) отсутствуют кодексы европейского типа; 8) главенствующее значение имеет процессуальное (доказательственное) право, которое во многом определяет материальное право; 9) отрасли права выражены не столь четко как в романо-германской правовой системе, и проблемам их классификации и на практике, и в научных доктринах уделяется меньше внимания. Сегодня английское право традиционно продолжает оставаться в основном судебным, разрабатываемым судьями в процессе рассмотрения конкретных дел. При рассмотрении дела английский судья должен выяснить, не было ли аналогичное дело рассмотрено ранее, и в случае положительного ответа руководствоваться уже имеющимся решением. Степень обязательности прецедента зависит от места в судебной иерархии суда, рассматривающего дело, и суда, чье решение может стать при этом прецедентом. До 2005 года существовала такая высшая судебная инстанция как палата лордов [84], решения которой были обязательны для всех судов. До 2005 года в Палату лордов входили и так называемые судебные лорды (англ. LordsofAppealinOrdinary), или лорды-юристы (англ. LawLords), назначаемые монархом по представлению премьер-министра для осуществления судебных полномочий в связи с тем, что Палата лордов играла роль высшей апелляционной инстанции. Актом о конституционной реформе 2005 года, вступившим в силу лишь в 2009 году, был учрежден Верховный суд (англ. SupremeCourt), состоящий из 12 судей, на который отныне возлагалась эта функция. Первыми судьями были назначены действующие судебные лорды. Апелляционный суд, состоящий из гражданского и уголовного отделений, обязан соблюдать прецеденты палаты лордов и свои собственные, а его решения обязательны для всех нижестоящих судов. Высокий суд (все его отделения, включая и апелляционные) связан прецедентами обеих вышестоящих инстанций. Его решения обязательны для всех нижестоящих судов, а также влияют на рассмотрение дел в отделениях Высокого суда, не будучи, однако, строго обязательными для них. Окружные и магистратские суды обязаны следовать прецедентам всех вышестоящих инстанций, а их собственные решения прецедентами не являются. Не считаются прецедентами и решения Суда короны, созданного в 1971 г. для рассмотрения особо тяжких уголовных преступлений. Таким образом, в английском праве существует огромное количество прецедентов, разобраться в которых бывает довольно сложно. Судебная инстанция не может отказаться от созданного ранее прецедента, который подлежит изменению лишь вышестоящей инстанцией или парламентским актом. Однако поскольку полное совпадение обстоятельств разных дел случается не так часто, то судья по своему усмотрению может признать, сходны ли они, от чего зависит применение той ли другой прецедентной нормы. Судья вправе констатировать совпадение обстоятельств и тогда, когда они, на первый взгляд, различаются. Наконец, судья вообще может не найти никакого сходства обстоятельств и, если вопрос не регламентирован статутным правом, сам создает правовую норму и становится как бы законодателем. Таким образом, пределы усмотрения судьи в английском праве весьма значительны. Большое значение наряду с судебными прецедентами придается в английской правовой системе статутному праву (законы и разного рода подзаконные акты, принятые во исполнение закона). Роль статутного права в последнее время существенно возрастает. Это обусловлено в первую очередь потребностями развития международного экономического и иного сотрудничества. Имеет значение и вступление Великобритании в Европейский Союз. В Великобритании нет писаной конституции. Конституция – это комплекс норм законодательного и судебного происхождения, призванных ограничивать произвол власти и обеспечивать права и свободы личности. Закон по классической английской доктрине играет в правовой системе второстепенную роль, он лишь вносит коррективы или дополнения в судебную практику. За многовековую деятельность английского парламента количество действующих актов занимает около 50 увесистых томов (более 3000 актов). В конце XIX века в Великобритании были начаты и в настоящее время продолжаются работы по очистке законодательства от архаичных, фактически не действующих актов, а также по объединению нормативно-правовых актов, касающихся одного вопроса, в единый консолидированный акт. В отличие от романо-германской правовой системы исполнительные органы Англии были изначально лишены полномочий принимать акты во исполнениезакона, то есть подзаконные акты. Чтобы издать такой акт, исполнительный орган должен быть наделен соответствующим полномочием, делегированным ему парламентом. Поэтому правотворчество исполнительных органов именуется делегированием. Проблема соотношения закона и судебного прецедента в Англии весьма своеобразна. Внешне она разрешается просто: закон может отменить прецедент, а при коллизии закона и прецедента приоритет отдается первому. Но при этом необходимо иметь в виду огромную роль судебного толкования закона, правило, согласно которому правоприменительный орган связан не только самим текстом закона, но и тем толкованием, которое дано ему в предшествующих судебных решениях, именуемых «прецедентами толкования». В Англии предпочитают цитировать вместо текста закона судебные решения, в которых применен. Общее право Общее право создается и определяется самими судьями в решениях по определенным делам. Решение принимается по конкретному рассматриваемому делу, которое (решение) в дальнейшем будет применяться к другим подобным делам. При отсутствии четких определений закона, судьи имеют полномочия и обязанность творить право, создав прецедент. Совокупность прецедентов называется «общим правом» и связывает с ним будущие решения. В дальнейшем, когда стороны не согласны с точкой зрения закона, дело рассматривается судом с использованием предыдущего прецедента по подобному делу. Если аналогичный спор был решен в прошлом, суд обязан следовать аргументациям, использованным в предыдущих решениях (этот принцип известен как обязывающая сила прецедентов — англ. staredecisis). Однако если суд установит, что суть рассматриваемого дела в корне отличается от всех предыдущих случаев, он будет решать дело как рассматриваемое впервые. После этого новое решение станет прецедентом, и оно будет связывать будущие дела в соответствии с принципом обязывающей силы прецедентов. На практике общеправовая система является значительно более сложной, чем идеальная система, описанная выше. Решения суда являются обязательными только в конкретной юрисдикции, и даже в рамках той или иной юрисдикции некоторые суды имеют больше власти, чем другие. Например, в большинстве юрисдикций решения апелляционных судов имеют обязательную силу для нижестоящих судов в той же юрисдикции и для будущих решений того же апелляционного суда, а решения не апелляционных судов не имеют обязательной силы. Взаимодействие общего и конституционного права, устанавливающих права и нормативно-правовые акты, также влечет за собой значительные сложности. Однако обязывающая сила прецедентов — принцип, согласно которому аналогичные случаи должны решаться в соответствии с субординацией норм — лежит в основе всех общеправовых систем. В целом в США сложилась дуалистическая система, сходная с английской: прецедентное право во взаимодействии со статутным при приоритете прецедента. Как для английского, так и для американского юриста право – это, прежде всего, судебная практика, а нормы закона входят в систему права лишь после того, как неоднократно будут применены и истолкованы судьями. Одно из весьма существенных различий между английским и американским правом связано с федеральной структурой США. Компетенция штатов значительна, и в ее пределах они создают свое законодательство и массив прецедентов. В США существует 51 система права: 50 - в штатах и одна федеральная. При этом, как ни значимо федеральное право, граждане и юристы пользуются в первую очередь правом штатов. Суды каждого штата осуществляют свою юрисдикцию независимо друг от друга, и поэтому совершенно необязательно, чтобы решения, принятые судами одного штата, соответствовали решениям судов других штатов. Нередки случаи, когда суды разных штатов принимают по аналогичным делам несовпадающие, а иногда и прямо противоположные решения. Весьма различно и законодательство штатов. Это делает правовую систему США сложной и запутанной. Еще одно отличие права США от английского – это контроль судов за конституционностью законов. Верховный суд США, верховные суды штатов могут признать соответственно тот или иной федеральный закон либо закон штата неконституционным. Судебные органы федерации и штатов осуществляют также контроль за конституционностью актов применения общего права. Любое судебное решение может быть аннулировано в случае признания его противоречащим конституционной норме. Законодательство в правовой системе США имеет больший удельный вес и более значимо, чем статутное право Англии. Это связано, прежде всего, с наличием целой системы конституций: федеральной и конституций штатов. Штаты обладают широкой законодательной компетенцией и активно используют ее. В каждом штате имеется значительный по объему массив своего законодательства. Усиление тенденций к централизации в развитии федерации США, государственного вмешательства в экономику привело к значительному росту объема федерального законодательства, расширению правотворчества высших звеньев исполнительных структур: президента, федеральных служб и т.д. В законодательстве США встречается и немало кодексов, которых не знает английское право. В нескольких штатах действуют гражданские и уголовно-процессуальные кодексы. За исключением Луизианы, где приняты кодексы романского типа, во всех остальных штатах кодексы не напоминают европейские. Законодатель стремится в первую очередь воспроизвести в них прежние нормы, созданные судебной практикой, консолидировать прецеденты, а не создать какие-либо новые нормы. Особой формой кодификации в США явилось создание так называемых единообразных, типовых для штатов законов и кодексов для установления максимального единства в тех отраслях права, где это необходимо. Подготовку проектов таких законов и кодексов осуществляет Общенациональная комиссия представителей всех штатов совместно с Американским институтом права и Американской ассоциацией адвокатов. Термин общего права состоит из трех основных особенностей. Общее право и его отличие от статутного права. В большинстве областей права в тех странах, где прослеживается правовое влияние Великобритании (члены Содружества Наций и США), законы принимаются законодательной властью, кроме них существуют постановления правительства и других органов исполнительной власти, а общее или прецедентное право — это совокупность решений, принятых судами (или квазисудебными трибуналами). Это понимание можно также разделить на два подпонятия: права, вытекающие из чисто общего права, не указанные в конкретном законе; например, большая часть уголовного права и процессуального права до XX века не была определена статутом, и даже сегодня большинство гражданского и деликтного права живёт только в судебных решениях; определения и нормы, указанные в статутах, постановлениях исполнительной власти и конституциях. Отличие общего права от континентальных (статутных) правовых систем. Англосаксонское общее право отличается от правовых и юридических систем романо-германского типа — кодифицированных. Общеправовые системы придают большое значение судебным решениям, которые считаются «нормой права» с той же силой закона, как и акты парламента. В то же время, в рамках романо-германского права (правовой традиции, которая используется как единственная либо в сочетании с элементами общего права и применяется в странах континентальной Европы и, в том числе, в Российской Федерации), судебному прецеденту придается сравнительно меньший вес, а писаному праву уделяется сравнительно больший. Например, кодекс Наполеона, прямо запрещает французскому судье создавать судебный прецедент. Отличие от права справедливости. Это определение различает общее право и право справедливости. До 1873 года в Англии было две параллельные судебные системы: суды общего права, и суды справедливости. Этот раскол распространялся на многие из британских колоний (в том числе бывших), в том числе США. Происхождение термина В XII—XIII веках термин общее право (лат. juscommune) был понятием римско-канонического права и обозначал ту его часть, которая применялась во всем христианском мире, в отличие от местных обычаев (лат. lexterrae). Из канонического права этот термин перешёл в создававшуюся в эту эпоху систему королевских судов, также общую для всей средневековой Англии и существовавшую наряду с местными феодальными судами — графскими судами.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 191; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.224.30 (0.019 с.) |