Правовая культура общества: понятие, структура, виды. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Правовая культура общества: понятие, структура, виды.



Сознание – это форма отражения (познания) человеком окружающего его мира, а также отношение к этому миру в форме различных оценок и предложений по его изменению  

Правосознание – одна из форм общественного сознания.

Существуют различные формы общественного сознания, при помощи которых люди осознают окружающую их природу, общество. Выделяют политическое, моральное (нравственное), эстетическое, этическое, религиозное, национальное, научное, правовое. Правосознание обладает всеми качествами и характеристиками, свойственными общественному сознанию вообще.

Правосознание отражает самые различные элементы правовой системы, и само является ее составной частью.

Правосознание - совокупность взглядов, представлений, идей общества о праве, его роли в жизни людей

Правосознание характеризует субъективное отношения людей к праву, степень знания ими содержания юридических норм, понимания необходимости активного использования прав, исполнения и соблюдения обязанностей, недопустимости совершения правонарушений[87].

Каждый человек обладает правосознанием независимо от того, знает он об этом или не знает и как относится к нему. Правосознание - это внутренний, личностный регулятор юридически значимого поведения. Правосознание – это неизбежный спутник права. Правосознание играет ведущую роль в правотворческой и правоприменительной деятельности. Качество правотворческой деятельности напрямую зависит от уровня правосознания общества, субъекта правотворчества. Правосознание влияет и на реализацию права. Негативное отношение к праву может повлечь за собой совершение правонарушений. Развитое и устойчивое правосознание общества может обеспечить достаточно прочный правопорядок. Оно составляет необходимую базу для формированияи развития правовой культуры общества.

В определенном аспекте правосознание выступает источником права. Правосознание пронизывает всю правовую жизнь конкретного общества, предшествует изданию правовых норм и сопровождает их на всем протяжении их действия.

Основные черты правосознания:

1. является одной из форм общественного сознания;

2. состоит из представлений, идей, теорий, чувств, эмоций, настроений и других компонентов;

3. оно охватывает (по словам И.А. Ильина) и волю, и чувства, и воображение, и мысль, и всю сферу бессознательного духовного опыта;

4. в правосознании отражаются лишь те явления, которые составляют правовую сторону жизни общества. Правосознание имеет неразрывную связь с правом, которое для него является основным объектом отражения. Правосознание охватывает процесс создания правовых норм, реализацию их требований в общественной жизни;

5. носителями компонентов правосознания являются различные субъекты права;

6. это субъективная реакция людей на право;

7. обращено не только к настоящему, но и к прошлому, и к будущему;

8. определяясь уровнем развития общества и экономическими отношениями, правосознание носит исторический характер. Каждая эпоха развития человечества характеризуется различными, порой противоречивыми правовыми взглядами;

9. в отдельные периоды развития общества является формой права;

10. ориентирует субъектов права в социально-правовых ситуациях, позволяет им делать соответствующий (не всегда правомерный) выбор и принимать юридически значимые решения, то есть выступает своеобразным “внутренним механизмом” регулирования деятельности людей.

Структура правосознания

Анализ содержания правосознания позволяет выделить в нем три структурных элемента:

· Информационный – это знания людей о праве, системе юрисдикционных органов, правовой практике

· Оценочный. На основе знаний в правосознании человека формируются оценки относительно различных явлений правовой системы.

· Волевой элемент – правовая установка. Это предрасположенность, готовность субъекта общественной жизни определенным образом воспринимать и оценивать правовую информацию и действовать в соответствии с этим

Правосознание состоит из двух элементов:

1. правовой идеологии;

2. правовой психологии;

Правосознание (как индивидуальное, так и коллективное) - это сложное структурное образование, в котором можно выделить рациональныекомпоненты, называемые правовой идеологией. Правовая идеология - это научные теории, идеи, понятия, представления о праве и правовых явлениях всего общества, его социальных групп

Она включает в себя понятия и представления о праве и правовых явлениях в обществе. Уровень и качественные показатели таких представлений могут быть различными: от примитивных, поверхностных до научно-теоретических. Роль правовой идеологии в правовом регулировании очевидна: на основе правовых воззрений, теорий, доктрин осуществляется правотворчество. Особой значимостью в правовой идеологии обладает юридическая наука. Научные доктрины могут выступать в качестве источников права. Юридическая наука определяет стратегию правового развития общества и является основой проводимой в стране правовой политики.

В правосознании можно выделить и эмоциональные структурныеэлементы, которые называются правовой психологией. Правовая психологияэто совокупность оценок, эмоций, чувств, волевых переживаний индивида, социальных групп, общества в целом относительно правовой действительности. Например, чувство страха перед уголовной ответственностью, чувство протеста против беззакония.

Виды правосознания

По уровню:

1. Обыденное (эмпирическое) правосознание. Этот уровень свойственен основной массе членов общества.

2. Профессиональное правосознание, которое складывается в ходе специальной подготовки (например, при обучении на юридическом факультете), в процессе осуществления практической юридической деятельности.

3. Научное, теоретическое правосознание. Оно характерно для исследователей, научных работников, занимающихся юриспруденцией.

По субъектам:

1. Индивидуальное правосознание - это совокупность правовых взглядов и чувств каждого конкретного индивида;

2. Коллективное правосознание отражает представления отдельных достаточно широких по составу социальных слоев.

Одним из видов коллективного правосознания является групповое правосознание, то есть правовые представления и чувства тех или иных социальных групп, классов, слоев общества, профессиональных сообществ (воины-афганцы, лица, пострадавшие от Чернобыльской аварии, шахтеры и т.д.). В этом плане можно говорить о правосознании молодежи, судей, адвокатов, врачей, педагогов и т.д.

Групповое правосознание необходимо отличать от массового правосознания, которое характерно для нестабильных, временных объединений людей (митинги, демонстрации, бунтующая толпа и т.д.).

Общественное правосознание - это система правовых знаний, идей, представлений, оценок, чувств, присущих всему обществу (населению страны, нации, народности, континенту).

4.Правовое воспитание: понятие, содержание, цели, формы

Правовое воспитаниеэто процесс систематического и целенаправленного воздействия на человека, с целью передачи правовых знаний и формирования правовых убеждений, ценностей, потребностей, установок

Необходимо различать “правовое воздействие” и “правовое воспитание”. Правовое воздействие включает в себя весь комплекс воздействия на человека окружающих его правовых явлений.

Правовое воспитание – сложный процесс, включающий в себя следующие составные части:

1. Субъекты воспитания (органы государства, образовательные учреждения, общественные организации, государственные служащие, политики, преподаватели, журналисты и др.);

2. Объекты воспитания (все общество, граждане, трудовые коллективы, социальные группы и т.д.);

3. Содержание воспитания (выражается в приобщении людей к политическим и юридическим ценностям, идеям, принципам, информации, опыту и т.д.);

4. Методы воспитания (убеждение, поощрение, принуждение, наказание и иные приемы психолого-педагогического воздействия на объект воспитания);

5. Формы воспитания;

Правовое воспитание как целенаправленная деятельность общества и государства имеет главной целью формирование соответствующей потребностям данной социальной системы уровня правовой культуры. Без правового воспитания правовая культура общества формируется стихийно, под влиянием случайных факторов и потому не достигает необходимых для общества результатов.

Правовое воспитание как целенаправленная деятельность имеет свои объекты и субъектов. Объектами правового воспитания являются отдельные люди, социальные и профессиональные группы, в том числе государственные чиновники. Субъектами правового воспитания в обществе выступают семья, школа, различного рода специализированные государственные и общественные организации, средства массовой информации.

Содержанием правового воспитания является формирование у различных лиц системы устойчивых правовых знаний, правовых навыков, правомерной мотивации их поведения, готовности отстаивать и законными способами защищать свои права.     

Формами правового воспитания являются:

· правовая пропаганда средствами массовой информации (заключается в распространении правовых знаний, идей, убеждений, требований среди населения с помощью телевидения, радио, иных СМИ, специальных государственных и общественных структур и т.д.);

· издание литературы по юридической проблематике (популярные брошюры, комментарии законов и правовой практики и др.)

· устная правовая пропаганда – лекции, беседы, консультации, вечера вопросов и ответов, циклы лекций, и т.д. Охват аудитории здесь меньше, зато имеются возможности непосредственно связываться со слушателями, сразу же получить ответ на интересующих вопрос, обменяться мнениями и вступить в дискуссию;

· правовое образование граждан – изучение законодательства в общеобразовательных школах, колледжах, техникумах и вузах.

· профессиональное правовое образование, готовящее специалистов в области права (юридические вузы, факультеты, специальные курсы повышения квалификации и т.д.).

·        наглядная правовая информация (стенды фотографий правонарушителей, стенгазеты и т.д.).

· Юридическая практика (способствует передаче юридической информации, знаний посредством участия граждан в процессе, прежде всего, правоприменительной деятельности (например, в качестве народных заседателей, присяжных заседателей, дружинников) и т.п.);

влияние юридической практики – законотворческой деятельности государства, Конституционного Суда РФ, работы судов и других правоохранительных органов.

· воздействие произведений литературы и искусства, посвященных правовым проблемам – кинофильмов, театральных постановок, романов и повестей российских и зарубежных писателей (Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого, Т. Драйзера и т.д.).

· Самообразование и самовоспитание (связано с личным опытом, самообразованием, собственным анализом правовых явлений);

· Специфической формой правового воспитания является деятельность специальных школ для трудных подростков, воспитательная работа, проводимая в рамках исправительных учреждений.

Виды правовоспитательных средств:

1. Материальные (нормативно-правовые акты, акты применения, газеты, журналы, научно-популярная и художественная литература, кино, телевидение и т.п.);

2. Устные (лекции, беседы, семинары и пр.)

Цель правового воспитания - это повышение уровня правосознания и правовой культуры общества, его социальных групп, отдельных граждан, в конечном итоге, обеспечение правопорядка.

Задачи правового воспитания:

· Формирование знаний о системе основных правовых предписаний, правах и обязанностях личности, правильном понимании и уяснении их содержания и значения;

· Формирование глубокого внутреннего уважения к праву, Конституции и другим законам и правопорядку, к суду и другим демократическим институтам государства, решительная борьба с правовым нигилизмом;

· Формирование умения самостоятельно применять правовые знания на практике;

· Формирование привычки поведения в точном соответствии с полученными правовыми знаниями;

· Формирование прочного и устойчивого духовного правового иммунитета (невосприимчивости) к совершению любых нарушений правовых норм;

· Формирование у граждан устойчивой ориентации на правомерное поведение, установок законопослушания;

Особенности правового воспитания:

1. его исходной базой выступает система правовых норм;

2. до сведения граждан доводятся установленные государством правовые предписания, дозволения и запреты;

3. опирается на возможность государственного принуждения;

4. его воздействие оказывается на всех субъектах права, как добропорядочных, так и правонарушителей;

5. осуществляется в специальных правовых воспитательных формах, с использованием специфических средств и методов;

6. осуществляющие его лица, как правило, имеют юридическое образование или специальную юридическую подготовку;

Принципы правового воспитания: связь с жизнью, юридической практикой, научный характер, яркость и образность, а также ориентирование на укрепление законности, повышение авторитета закона, знание действующих норм и умение ими пользоваться.

Правовое воспитание нельзя сводить только к правовой информированности граждан. Это более глубинный процесс, связанный с осознанием прав и свобод человека и гражданина, положений Конституции и основных действующих законов. Правовое воспитание тесно связано с правовым обучением: воспитание не может происходить без обучения, а обучение, так или иначе, оказывает и воспитательный эффект. Т.о., правовое обучение – это одна из форм правового воспитания. Воспитание влияет в основном на эмоционально-волевую, ценностную, мировоззренческую сторону сознания человека, а обучение - на когнитивно-рациональную, с целью информационно-ознакомительного воздействия на человека. Ценностное, эмоционально-волевое воздействие очень сильно ограничено реальной правовой практикой, поскольку невозможно воспитать у человека уважение к тем ценностям, которые отсутствуют в общественном сознании и деятельности людей, но провозглашаются на словах, в пустых декларациях и демагогических заявлениях.

Для правового обучения очень важно ознакомление населения с образцами и идеалами, правовым опытом и традициями тех стран, где уровень правовой защищенности личности и уровень правовой культуры выше, чем в России. Тем более важно обучать этому будущих юристов-профессионалов, чтобы основную цель своей деятельности они видели в защите прав и свобод человека и гражданина от произвола общества и государства.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 144; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.70.157 (0.037 с.)